57415

Пушкин, о Пушкине, с Пушкиным

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Пушкина; воспитание эстетического вкуса у учащихся. Пушкина; мультимедийный проектор с экраном; презентация; музыкальное оформление: романс Метнера на слова Пушкина Цветок на мультимедийном компакт-диске Очарование романса...

Русский

2014-04-12

184 KB

3 чел.

Урок литературы в 7 классе

«Пушкин,

   о Пушкине,

с Пушкиным»

    Коростелёва Тамара Анатольевна,

                      учитель русского языка и литературы

                     МОУ Сосновская сош №2

                    Сосновский район

                    Тамбовская область

                           

                                              2010 год

Цели урока:

Обучающие:

-вспомнить основные сведения о Пушкине, познакомить с некоторыми страницами биографии поэта;

-закрепить у обучающихся умение интерпретировать стихотворный текст, комплексно анализировать его;

- продолжить обучение декламационному чтению;

Развивающие:

-развивать интерес к дальнейшему изучению творчества А.С.Пушкина;

-развивать мышление учащихся путём организации нетрадиционных уроков;

-способствовать развитию творческого воображения;

-развивать наблюдательность, внимательность к поэтическому слову;

-развивать у учащихся познавательную активность, умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера, Интернета;

Воспитательные:

-воспитывать у учащихся ответственность, организованность, самостоятельность, чувство коллективизма;

-продолжить работу по формированию чувства патриотизма у обучающихся на материале литературного краеведения, связанного с именем А.С. Пушкина;

-воспитание эстетического вкуса у учащихся.

Оборудование:

-портрет А. С. Пушкина;

- мультимедийный проектор с экраном;

-презентация;

-музыкальное оформление: романс Метнера на слова Пушкина «Цветок» на мультимедийном компакт-диске «Очарование романса»;

-видеокассета интервью с прапраправнучкой Пушкина Г.С.Усовой;

-раздаточный материал для учащихся;

-электронный учебник «А.С.Пушкин в зеркале двух столетий».

Вступительное слово учителя.

                   И снова осень за окном,

И в жёлтом вальсе кружится листок.

                        Мы в нашем классе.

                        Начинается урок.

Мне очень хочется, чтобы наш урок получился интересным, полезным, чтобы всё  задуманное удалось; чтобы мы вынесли с урока знания, хорошее настроение. Пусть работает не только наша память, но и душа, сердце.

Тема сегодняшнего урока литературы – «Пушкин, о Пушкине, с Пушкиным».                    (СЛАЙД: тема урока)                                                                  

Предлагаю вам поговорить о Пушкине. Почему о Пушкине? Потому что за окном осень - любимое время года поэта, потому, что сегодня мы продолжаем изучать творчество Пушкина, а ещё потому, что разговор о Пушкине – это всегда праздник. Праздник творчества, душевной чуткости, доброты, нравственности. Сегодня мы соприкоснёмся с духом русской классики – поэзией Пушкина. Пушкин приходит к нам в раннем детстве и не покидает до конца жизни. Трудно найти человека, который не знал бы и не любил этого замечательного поэта. Ещё при жизни его называли «незаходящим солнцем русской поэзии».

В этом году исполнилось 211 лет со дня рождения поэта, а наша любовь к нему не  ослабевает, стихи его становятся всё ближе, дороже, нужнее. Сегодня мы познакомимся с некоторыми страницами биографии поэта, совершим путешествия по пушкинским местам, почитаем его стихотворения.

Работа с эпиграфом.

Эпиграфом к нашему уроку будут слова Семёна Степановича Гейченко, человека, который много лет был директором пушкинского заповедника в   Михайловском.                                                                                                                    

                 Пушкин – это всегда-------- и всегда---------- .     

                               (СЛАЙД: фраза с пропусками )

Прежде чем узнать высказывание знатока творчества Пушкина, попробуйте сделать свои предположения.

Если бы мне предложили такое задание, я бы, наверное, тоже не угадала. Казалось бы, простые слова, но какая мудрая мысль.

                 Пушкин – это всегда открытие и всегда тайна.     

                               (СЛАЙД: фраза полностью)

Как вы понимаете это высказывание? Почему именно так сказано о Пушкине?

     Сделать свои маленькие открытия и узнать тайны – задача нашего урока. В конце урока мы вернёмся к эпиграфу и поделимся своими впечатлениями.

У портрета Пушкина.

Мы у портрета Пушкина. Давайте зажжём свечи памяти, которые будут гореть весь урок, согревая и объединяя нас.

У тамбовской поэтессы В.Т.Дорожкиной есть стихотворение, которое так и называется «Перед  портретом Пушкина». Послушайте отрывок из этого стихотворения:

Писать стихи – конечно, не забава,

Когда любовь пером руководит

И не прельщает призрачная слава,

А в мыслях – вечно молодой пиит…

…Наедине с бумагой – до рассвета.

За окнами – ни звука, ни огня…

Достойна ли я звания поэта?

И строго Пушкин смотрит на меня.

А какие мысли и чувства возникают у вас, когда вы смотрите на портрет поэта? (чтение домашних творческих работ «У портрета Пушкина».)  

Дорогами Пушкина.   

Сегодня мы попробуем сделать открытия и разгадать тайны пушкинского творчества. Для этого я приглашаю вас в путешествие. Возьмём с собой знания, фантазию, сообразительность, вдохновение, желание работать в одиночку и вместе со всеми. Давайте вместе пройдём дорогами жизни поэта, дорогами его творчества.

(СЛАЙД: Дорогами Пушкина)

 Сегодняшний урок готовила не только я, но и ваши одноклассники. Ребята работали в творческих группах и их сообщения помогут нам совершить путешествие по дорогам творчества поэта.

Дороги Пушкина…Просёлочные дороги. Размытые осенью. Пыльные летом. Зимой – теряющиеся в снежной мгле. Весной – больше похожие на реки. Дороги вечного путника.

А начиналось всё так же, как у всех, с дороги детства.

          1. Москва.      (СЛАЙД: Москва-надпись)

1 ученик. 6 июня 1799 года в Москве родился А.С.Пушкин.  

                          (СЛАЙД: Пушкин-ребёнок)

Звони, Москва! И гласи о нашем праве называться великим народом, потому что среди этого народа родился Пушкин!

                           (звонят колокола)              (СЛАЙД: Москва)

Пройдут годы, и обратится с такими проникновенными словами к родному городу великий русский поэт А.С.Пушкин.

2 ученик.

          Москва! Как я люблю тебя!

          Святая родина моя!

          Как часто в горестной разлуке,

          В моей блуждающей судьбе,

          Москва! Я думал о тебе!

          Москва…Как много в этом звуке

          Для сердца русского слилось!

          Как много в нём отозвалось!

                 2.Лицей.        (СЛАЙД: Лицей-надпись)  

Прошло детство. Дорога отрочества привела Пушкина в Лицей.

1 ученик. Шесть лет провёл Пушкин в Лицее, безвыездно живя в Царском Селе.

                                              (СЛАЙД: Лицей-картина)

 Это были прекрасные незабываемые годы дружбы, поэзии, любви. Всю жизнь поэт будет вспоминать о них с нежностью, восторгом. И где бы Пушкин ни был, душой он рвался сюда, в Царское Село.                     (СЛАЙД: Царское Село)

 Годы учёбы навсегда сохранились в душе поэта.

2 ученик. В Лицее Пушкин нашёл прекрасных товарищей, дружбу с которыми сохранил на всю жизнь. Особенно полюбил он Пущина, Дельвига, Кюхельбекера.               (СЛАЙД: друзья Пушкина)

                                          Друзья мои, прекрасен наш союз!

                                 Он, как душа, неразделим и вечен –

                                   Неколебим, свободен и беспечен

                                   Срастался он под сенью дружных муз…

Быстро промчались лицейские годы, шесть лет позади. Лицеисты покидали село с грустью и радостью. Расставаясь с друзьями, они были уже устремлены в будущее, полное надежд, веры, любви.  

                               (СЛАЙД: юный Пушкин)

  Ребята, Пушкин – лицеист был вашим ровесником. И вам, наверное, хочется знать, каким он был, как учился, о чём мечтал.

        Работа с текстом воспоминания И.И.Пущина «Записки о Пушкине».      (карточка с текстом)

«Все профессора смотрели с благоговением на растущий талант Пушкина. В математическом классе вызвал его раз Карцов к доске и задал алгебраическую задачу. Пушкин долго переминался с ноги на ногу и всё писал какие-то формулы. Карцов спросил его наконец: «Что же вышло? Чему равняется икс?» Пушкин, улыбаясь, ответил: «Нулю!» - «Хорошо! У вас, Пушкин, в моём классе всё кончается нулём. Садитесь на своё место и пишите стихи». Спасибо и Карцову, что он из математического фанатизма не вёл войны с его поэзией».

Почему строгий учитель математики не наказал Пушкина? (он видел в маленьком курчавом и любознательном лицеисте будущего великого поэта)

А этот слайд вы прокомментируете сами.  (СЛАЙД: Пушкин на экзамене)

Теперь Пушкина ждали другие дороги, трудные и печальные дороги зрелости.

         3. Михайловское.     (СЛАЙД: Михайловское-надпись)

1 ученик. Михайловское – это имение родителей Пушкина. Почти 2 года поэт провёл в деревне в полном уединении, со своей старой няней Ариной Родионовной. Сейчас в Михайловском музей.          (СЛАЙД: Михайловское)

Представим, что мы, пройдя по главной аллее Михайловского парка, подошли к господскому дому Пушкиных. Рядом с ним слева стоит небольшой деревянный флигелёк, а вернее сказать, избушка из двух комнаток. Это домик няни.              (СЛАЙД: домик няни)

2 ученик. Простые деревянные стены, прялки в углу, стол, покрытый домотканой скатертью,- всё здесь неприхотливо и просто, на всём лежит печать покоя и тихого домашнего тепла. Легко представить в этой обстановке Арину Родионовну, сидящую за прялкой или со спицами в руках. А возле неё Пушкин. Шумит за окошком вьюга, шуршит по крыше ветер и воет в трубе. А в избушке теплится слабый свет – горит лучина.      (СЛАЙД: Пушкин и няня)

3 ученик читает стихотворение «Зимний вечер»

         4. Творческая мастерская           

Как красивы пушкинские стихотворения! Нам хочется разгадать секрет их впечатляющей силы. Давайте отправимся в творческую мастерскую поэта.     (СЛАЙД: творческая мастерская)

Мне очень хочется, чтобы каждый из вас почувствовал себя мастером, большим, а, может быть, маленьким, но обязательно Мастером. Вперёд к новым открытиям!                     

Давайте как на уроке русского языка напишем слово «стихотворение». (на доске)          

Какие слова притягивает оно к себе и какие вызывает ассоциации? (поэт, строфа, художник слова) Какова особенность морфемного состава слова? (в слове 2 корня: -стих- и –твор-) А родственными являются такие слова: стихи, творчество, творить, творение стихов. Вслушайтесь, как красиво звучит – «творение стихов». Да, творить стихи – это настоящее искусство. Кажется, поэтическое вдохновение не покидало Пушкина.

(Учитель открывает книгу. Засохший цветок.)

Какие ассоциации возникают у вас при виде этого цветка?

В 8 классе мы будем изучать историю любви, рассказанную И.С.Тургеневым в повести «Ася», где образ засохшего цветка имеет символическое значение.

             5. Стихотворение «Цветок»

У Пушкина есть стихотворение «Цветок».  

                           (СЛАЙД: стихотворение «Цветок»)

История написания его очень интересна. Давайте попробуем представить, как это было.   (инсценирование, на фоне музыки и сценки учитель читает текст)

   «На создание этого произведения автора натолкнул всего лишь небольшой высохший цветок, случайно увиденный им среди страниц какой-то книги. Всего лишь цветок – засохший, бездыханный, когда-то кем-то забытый и неизвестно сколько пролежавший здесь. Но какую бурю чувств он сразу же вызвал в душе поэта! Какой «мечтою странной» наполнилось его сердце!»          

                                          (СЛАЙД: текст стихотворения)

Цветок// засохший, / безуханный,/
Забытый в книге вижу я;//
И вот уже
мечтою странной/
Душа наполнилась моя:/

Где цвел?/ когда? / какой весною?//
И долго ль цвел?/ и сорван / кем,
Чужой, знакомой ли рукою?
И положён сюда / зачем? //

На память / нежного ль свиданья, //
Или разлуки роковой, //
Иль одинокого гулянья //
В тиши полей, / в тени лесной? //

И жив ли тот, // и та жива ли?
И
нынче где их уголок? ///
Или уже они увяли, //
Как сей неведомый цветок? //

       В этом стихотворении есть какая-то тайна. Оно пробуждает настроение, которое невозможно выразить словами. Но попытаемся хоть немного проникнуть в его тайну.

На какие размышления наводит автора найденный между страницами книги цветок?

Словарная работа.

«Безуханный» - неблагоухающий, неблаговонный, непахнущий, непахучий, безароматный, недушистый. (по В.И.Далю)

Героя волнует только сам цветок? ( не только цветок, но и человек, положивший в книгу растение – на память)

А.Н.Гвоздев в «Очерках по стилистике русского языка» писал: «Стихотворение «Цветок» представляет собой фиксацию цепи непосредственно возникающих вопросов».

Почему в нём так много вопросительных предложений?

Подготовиться к выразительному чтению нам поможет таблица.

Работа с таблицей

                                                   (СЛАЙД: таблица)

          Строфа

       Что видим

     Как читаем

1 строфа

2 строфа

3 строфа (самост.)

4 строфа (самост.)

А теперь попробуем прочитать это стихотворение так, как вы его поняли, прочувствовали, постарайтесь передать тайну его впечатляющей силы, глубины.    (выразительное чтение)

О чём заставляет задуматься это стихотворение?

Пушкин умеет так полно выражать картины и настроения, что содержание его произведений становится бесконечным: взятым из прошлого, легко парящим через настоящее, устремлённое в будущее.

Романс Н.К. Метнера на слова А.С. Пушкина «Цветок»

Пушкин заворожил и околдовал нас трепетными и таинственными словами. Читая стихотворение «Цветок», будто слушаешь музыку. Эту музыку услышал и русский композитор Н. К.  Метнер, который написал романс. (СЛАЙД: романс Метнера на слова Пушкина «Цветок»)

Сами по себе стихотворение без музыки и музыка без слов, конечно, могут существовать. Но в единстве они сильнее! Послушайте этот романс, в котором сливаются музыка и поэзия. Обратите внимание на основное настроение романса, на характер мелодии. Вслушайтесь в звучание аккомпанемента.

( прослушивание романса Метнера на слова Пушкина «Цветок».         Мультимедийный компакт-диск «Очарование романса».)

Ваши впечатления?

Обобщение: это одно из тех стихотворений, которые пробуждают «души прекрасные порывы». Оно даёт место такому сильному переживанию, которое не забывается с годами. А каждое новое поколение читателей будет открывать для себя его магическую тайну.

6.Тамбовские тропинки к Пушкину.

Интересным было наше путешествие по пушкинским местам, но пора возвращаться домой. Тамбовщина – наша малая родина, поэтому каждому из нас интересно знать, что муза Пушкина не раз ходила по Тамбовским тропинкам.

                                     (СЛАЙД: Тамбовские тропинки Пушкина)

Об этом мы поговорим подробнее на уроках литературного краеведения. А на сегодняшнем уроке вас ждёт ещё одно открытие. В городе Мичуринске живёт Галина Северьяновна Усова – прапраправнучка Александра Сергеевича. Она профессор сельскохозяйственной академии.

                           (просмотр видеокассеты с интервью)

Особой гордостью и чувством патриотизма переполняет нас сознание того, что наша земля причастна к истокам пушкинской поэзии.

7.Возврат к началу.

Вернёмся к вопросу, поставленному в начале урока.  (СЛАЙД: эпиграф)

Какие открытия вы сделали? Какие тайны попытались разгадать на сегодняшнем уроке?

Кто из вас может сказать, что гораздо лучше узнал поэта?

Как в нашем посёлке Сосновка увековечена память о Пушкине? Что названо его именем? (улица)

8. Домашнее задание.

По выбору: ребята, увлекающиеся рисованием, могут сделать иллюстрации к любимым пушкинским произведениям, кто-то составит кроссворд или тестовое задание по творчеству Пушкина, а кого-то, может быть, наш урок вдохновит на создание собственных стихотворений.

Дерзайте!

9.Заключение.

Имя Пушкина никогда не забудется. Он всегда рядом с нами: в сотнях прекрасных книг, в названиях улиц и площадей, в памятниках и музеях. Можно сказать, Пушкин стал частицей каждого из нас, частицей нашего ума, нашего сердца, частицей Родины.

Свечи памяти гаснут, но строки великого поэта никогда не погаснут в наших сердцах.

10.Песня.  (СЛАЙДЫ: иллюстрации к пушкинским произведениям)

Всё изучив, узнав о Пушкине так много,

Пока ведёт нас наша школьная дорога.

Пускай проходят быстротечные года,

Но с нами Пушкин остаётся навсегда!

Информационные источники

www.as-pushkin.ru

http://pushkin.ouc.ru

http://festival.1september.ru/


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29930. Организация внешнего контроля качества аудита 37 KB
  В соответствии с планом уполномоченный орган по контролю качества работы определяет и согласовывает с аудиторской организацией индивидуальным аудитором сроки проведения проверки. Однако указанная норма проекта Федерального закона Об аудиторской деятельности противоречит законодательству Российской Федерации а именно Федеральному закону О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля надзора положения которого предусматривают что плановая проверка не может проводиться чаще...
29931. Основные этапы, техника и технология проведения аудиторских проверок 33 KB
  Для успешной реализации целей конкретной аудиторской проверки необходимо чтобы последовательно выполнялись основные этапы проведения аудита. Некоторые российские специалисты с различной степенью детализации выделяют следующие этапы аудиторской проверки: 1 на этапе подготовки и планирования аудита производится ознакомление с экономикой проверяемого предприятия оцениваются существенность и аудиторский риск система бухгалтерского учета и система внутреннего контроля разрабатываются общий план и программа проверки; 2 этап документирования и...
29932. Природные чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения: наводнения, сели, цунами и их последствия; мероприятия, проводимые по защите населения 38.5 KB
  Цунами это гигантские океанские волны возникающие чаще пито в результате подводных и островных землетрясений или извержений вулканов. Наиболее опасны цунами для населенных пунктов расположенных на низких океанских берегах. Вторичными последствиями цунами являются пожары возникающие в результате повреждения пожароопасных объектов.
29933. Лесные и торфяные пожары и их последствия. Профилактика лесных и торфяных пожаров 32.5 KB
  Лесные пожары бывают низовыми верховыми и подземными. Верховые пожары уничтожают верхний полог леса и распространяются со скоростью 825 км ч. Подземные пожары случаются на торфяных грунтах распространяются со скоростью 210 м в день.
29934. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Общие понятия и определения. Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабам их распространения и тяжести последствий 35 KB
  Правила ухода за кожей зубами и волосами: регулярно менять белье носки чулки колготки гольфы; У мыться ежедневно теплой водой с туалетным или детским мылом; если кожа чешется смазать ее кремом или мазью; не выдавливать прыщи не вскрывать гнойники так как на их месте может начаться воспаление; при обнаружении на теле сыпи сразу же сказать об этом родителям; употреблять в пищу больше свежих овощей и фруктов молока; в них достаточно витаминов и минеральных веществ необходимых для кожи; зимой защищать кожу от...
29935. Радиационно-опасные объекты. Аварии на радиационно-опасных объектах и их возможные последствия. Обеспечение радиационной безопасности населения 39 KB
  Это поражение может произойти следующими способами: внешнее облучение при прохождении радиоактивного облака; внешнее облучение обусловленное радиоактивным загрязнением почвы и местных предметов; внутреннее облучение при вдыхании воздуха зараженного радиоактивными веществами; внутреннее облучение при употреблении загрязненной воды пищи; контактное облучение в результате попадания на кожу и одежду радиоактивных веществ.
29936. Химически опасные объекты. Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия. Обеспечение безопасности населения 43 KB
  Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия. Обеспечение безопасности населения Ответ: Химически опасный объект это такой объект при аварии на котором или при разрушении которого могут произойти массовые поражения людей животных и растений опасными химическими веществами. Поэтому аварии на таких объектах очень опасны. Эти аварии классифицируются следующим образом: аварии с выбросом или угрозой выброса аварийно химически опасных веществ АХОВ при их производстве переработке в хранении; аварии на...