57415

Пушкин, о Пушкине, с Пушкиным

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Пушкина; воспитание эстетического вкуса у учащихся. Пушкина; мультимедийный проектор с экраном; презентация; музыкальное оформление: романс Метнера на слова Пушкина Цветок на мультимедийном компакт-диске Очарование романса...

Русский

2014-04-12

184 KB

3 чел.

Урок литературы в 7 классе

«Пушкин,

   о Пушкине,

с Пушкиным»

    Коростелёва Тамара Анатольевна,

                      учитель русского языка и литературы

                     МОУ Сосновская сош №2

                    Сосновский район

                    Тамбовская область

                           

                                              2010 год

Цели урока:

Обучающие:

-вспомнить основные сведения о Пушкине, познакомить с некоторыми страницами биографии поэта;

-закрепить у обучающихся умение интерпретировать стихотворный текст, комплексно анализировать его;

- продолжить обучение декламационному чтению;

Развивающие:

-развивать интерес к дальнейшему изучению творчества А.С.Пушкина;

-развивать мышление учащихся путём организации нетрадиционных уроков;

-способствовать развитию творческого воображения;

-развивать наблюдательность, внимательность к поэтическому слову;

-развивать у учащихся познавательную активность, умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера, Интернета;

Воспитательные:

-воспитывать у учащихся ответственность, организованность, самостоятельность, чувство коллективизма;

-продолжить работу по формированию чувства патриотизма у обучающихся на материале литературного краеведения, связанного с именем А.С. Пушкина;

-воспитание эстетического вкуса у учащихся.

Оборудование:

-портрет А. С. Пушкина;

- мультимедийный проектор с экраном;

-презентация;

-музыкальное оформление: романс Метнера на слова Пушкина «Цветок» на мультимедийном компакт-диске «Очарование романса»;

-видеокассета интервью с прапраправнучкой Пушкина Г.С.Усовой;

-раздаточный материал для учащихся;

-электронный учебник «А.С.Пушкин в зеркале двух столетий».

Вступительное слово учителя.

                   И снова осень за окном,

И в жёлтом вальсе кружится листок.

                        Мы в нашем классе.

                        Начинается урок.

Мне очень хочется, чтобы наш урок получился интересным, полезным, чтобы всё  задуманное удалось; чтобы мы вынесли с урока знания, хорошее настроение. Пусть работает не только наша память, но и душа, сердце.

Тема сегодняшнего урока литературы – «Пушкин, о Пушкине, с Пушкиным».                    (СЛАЙД: тема урока)                                                                  

Предлагаю вам поговорить о Пушкине. Почему о Пушкине? Потому что за окном осень - любимое время года поэта, потому, что сегодня мы продолжаем изучать творчество Пушкина, а ещё потому, что разговор о Пушкине – это всегда праздник. Праздник творчества, душевной чуткости, доброты, нравственности. Сегодня мы соприкоснёмся с духом русской классики – поэзией Пушкина. Пушкин приходит к нам в раннем детстве и не покидает до конца жизни. Трудно найти человека, который не знал бы и не любил этого замечательного поэта. Ещё при жизни его называли «незаходящим солнцем русской поэзии».

В этом году исполнилось 211 лет со дня рождения поэта, а наша любовь к нему не  ослабевает, стихи его становятся всё ближе, дороже, нужнее. Сегодня мы познакомимся с некоторыми страницами биографии поэта, совершим путешествия по пушкинским местам, почитаем его стихотворения.

Работа с эпиграфом.

Эпиграфом к нашему уроку будут слова Семёна Степановича Гейченко, человека, который много лет был директором пушкинского заповедника в   Михайловском.                                                                                                                    

                 Пушкин – это всегда-------- и всегда---------- .     

                               (СЛАЙД: фраза с пропусками )

Прежде чем узнать высказывание знатока творчества Пушкина, попробуйте сделать свои предположения.

Если бы мне предложили такое задание, я бы, наверное, тоже не угадала. Казалось бы, простые слова, но какая мудрая мысль.

                 Пушкин – это всегда открытие и всегда тайна.     

                               (СЛАЙД: фраза полностью)

Как вы понимаете это высказывание? Почему именно так сказано о Пушкине?

     Сделать свои маленькие открытия и узнать тайны – задача нашего урока. В конце урока мы вернёмся к эпиграфу и поделимся своими впечатлениями.

У портрета Пушкина.

Мы у портрета Пушкина. Давайте зажжём свечи памяти, которые будут гореть весь урок, согревая и объединяя нас.

У тамбовской поэтессы В.Т.Дорожкиной есть стихотворение, которое так и называется «Перед  портретом Пушкина». Послушайте отрывок из этого стихотворения:

Писать стихи – конечно, не забава,

Когда любовь пером руководит

И не прельщает призрачная слава,

А в мыслях – вечно молодой пиит…

…Наедине с бумагой – до рассвета.

За окнами – ни звука, ни огня…

Достойна ли я звания поэта?

И строго Пушкин смотрит на меня.

А какие мысли и чувства возникают у вас, когда вы смотрите на портрет поэта? (чтение домашних творческих работ «У портрета Пушкина».)  

Дорогами Пушкина.   

Сегодня мы попробуем сделать открытия и разгадать тайны пушкинского творчества. Для этого я приглашаю вас в путешествие. Возьмём с собой знания, фантазию, сообразительность, вдохновение, желание работать в одиночку и вместе со всеми. Давайте вместе пройдём дорогами жизни поэта, дорогами его творчества.

(СЛАЙД: Дорогами Пушкина)

 Сегодняшний урок готовила не только я, но и ваши одноклассники. Ребята работали в творческих группах и их сообщения помогут нам совершить путешествие по дорогам творчества поэта.

Дороги Пушкина…Просёлочные дороги. Размытые осенью. Пыльные летом. Зимой – теряющиеся в снежной мгле. Весной – больше похожие на реки. Дороги вечного путника.

А начиналось всё так же, как у всех, с дороги детства.

          1. Москва.      (СЛАЙД: Москва-надпись)

1 ученик. 6 июня 1799 года в Москве родился А.С.Пушкин.  

                          (СЛАЙД: Пушкин-ребёнок)

Звони, Москва! И гласи о нашем праве называться великим народом, потому что среди этого народа родился Пушкин!

                           (звонят колокола)              (СЛАЙД: Москва)

Пройдут годы, и обратится с такими проникновенными словами к родному городу великий русский поэт А.С.Пушкин.

2 ученик.

          Москва! Как я люблю тебя!

          Святая родина моя!

          Как часто в горестной разлуке,

          В моей блуждающей судьбе,

          Москва! Я думал о тебе!

          Москва…Как много в этом звуке

          Для сердца русского слилось!

          Как много в нём отозвалось!

                 2.Лицей.        (СЛАЙД: Лицей-надпись)  

Прошло детство. Дорога отрочества привела Пушкина в Лицей.

1 ученик. Шесть лет провёл Пушкин в Лицее, безвыездно живя в Царском Селе.

                                              (СЛАЙД: Лицей-картина)

 Это были прекрасные незабываемые годы дружбы, поэзии, любви. Всю жизнь поэт будет вспоминать о них с нежностью, восторгом. И где бы Пушкин ни был, душой он рвался сюда, в Царское Село.                     (СЛАЙД: Царское Село)

 Годы учёбы навсегда сохранились в душе поэта.

2 ученик. В Лицее Пушкин нашёл прекрасных товарищей, дружбу с которыми сохранил на всю жизнь. Особенно полюбил он Пущина, Дельвига, Кюхельбекера.               (СЛАЙД: друзья Пушкина)

                                          Друзья мои, прекрасен наш союз!

                                 Он, как душа, неразделим и вечен –

                                   Неколебим, свободен и беспечен

                                   Срастался он под сенью дружных муз…

Быстро промчались лицейские годы, шесть лет позади. Лицеисты покидали село с грустью и радостью. Расставаясь с друзьями, они были уже устремлены в будущее, полное надежд, веры, любви.  

                               (СЛАЙД: юный Пушкин)

  Ребята, Пушкин – лицеист был вашим ровесником. И вам, наверное, хочется знать, каким он был, как учился, о чём мечтал.

        Работа с текстом воспоминания И.И.Пущина «Записки о Пушкине».      (карточка с текстом)

«Все профессора смотрели с благоговением на растущий талант Пушкина. В математическом классе вызвал его раз Карцов к доске и задал алгебраическую задачу. Пушкин долго переминался с ноги на ногу и всё писал какие-то формулы. Карцов спросил его наконец: «Что же вышло? Чему равняется икс?» Пушкин, улыбаясь, ответил: «Нулю!» - «Хорошо! У вас, Пушкин, в моём классе всё кончается нулём. Садитесь на своё место и пишите стихи». Спасибо и Карцову, что он из математического фанатизма не вёл войны с его поэзией».

Почему строгий учитель математики не наказал Пушкина? (он видел в маленьком курчавом и любознательном лицеисте будущего великого поэта)

А этот слайд вы прокомментируете сами.  (СЛАЙД: Пушкин на экзамене)

Теперь Пушкина ждали другие дороги, трудные и печальные дороги зрелости.

         3. Михайловское.     (СЛАЙД: Михайловское-надпись)

1 ученик. Михайловское – это имение родителей Пушкина. Почти 2 года поэт провёл в деревне в полном уединении, со своей старой няней Ариной Родионовной. Сейчас в Михайловском музей.          (СЛАЙД: Михайловское)

Представим, что мы, пройдя по главной аллее Михайловского парка, подошли к господскому дому Пушкиных. Рядом с ним слева стоит небольшой деревянный флигелёк, а вернее сказать, избушка из двух комнаток. Это домик няни.              (СЛАЙД: домик няни)

2 ученик. Простые деревянные стены, прялки в углу, стол, покрытый домотканой скатертью,- всё здесь неприхотливо и просто, на всём лежит печать покоя и тихого домашнего тепла. Легко представить в этой обстановке Арину Родионовну, сидящую за прялкой или со спицами в руках. А возле неё Пушкин. Шумит за окошком вьюга, шуршит по крыше ветер и воет в трубе. А в избушке теплится слабый свет – горит лучина.      (СЛАЙД: Пушкин и няня)

3 ученик читает стихотворение «Зимний вечер»

         4. Творческая мастерская           

Как красивы пушкинские стихотворения! Нам хочется разгадать секрет их впечатляющей силы. Давайте отправимся в творческую мастерскую поэта.     (СЛАЙД: творческая мастерская)

Мне очень хочется, чтобы каждый из вас почувствовал себя мастером, большим, а, может быть, маленьким, но обязательно Мастером. Вперёд к новым открытиям!                     

Давайте как на уроке русского языка напишем слово «стихотворение». (на доске)          

Какие слова притягивает оно к себе и какие вызывает ассоциации? (поэт, строфа, художник слова) Какова особенность морфемного состава слова? (в слове 2 корня: -стих- и –твор-) А родственными являются такие слова: стихи, творчество, творить, творение стихов. Вслушайтесь, как красиво звучит – «творение стихов». Да, творить стихи – это настоящее искусство. Кажется, поэтическое вдохновение не покидало Пушкина.

(Учитель открывает книгу. Засохший цветок.)

Какие ассоциации возникают у вас при виде этого цветка?

В 8 классе мы будем изучать историю любви, рассказанную И.С.Тургеневым в повести «Ася», где образ засохшего цветка имеет символическое значение.

             5. Стихотворение «Цветок»

У Пушкина есть стихотворение «Цветок».  

                           (СЛАЙД: стихотворение «Цветок»)

История написания его очень интересна. Давайте попробуем представить, как это было.   (инсценирование, на фоне музыки и сценки учитель читает текст)

   «На создание этого произведения автора натолкнул всего лишь небольшой высохший цветок, случайно увиденный им среди страниц какой-то книги. Всего лишь цветок – засохший, бездыханный, когда-то кем-то забытый и неизвестно сколько пролежавший здесь. Но какую бурю чувств он сразу же вызвал в душе поэта! Какой «мечтою странной» наполнилось его сердце!»          

                                          (СЛАЙД: текст стихотворения)

Цветок// засохший, / безуханный,/
Забытый в книге вижу я;//
И вот уже
мечтою странной/
Душа наполнилась моя:/

Где цвел?/ когда? / какой весною?//
И долго ль цвел?/ и сорван / кем,
Чужой, знакомой ли рукою?
И положён сюда / зачем? //

На память / нежного ль свиданья, //
Или разлуки роковой, //
Иль одинокого гулянья //
В тиши полей, / в тени лесной? //

И жив ли тот, // и та жива ли?
И
нынче где их уголок? ///
Или уже они увяли, //
Как сей неведомый цветок? //

       В этом стихотворении есть какая-то тайна. Оно пробуждает настроение, которое невозможно выразить словами. Но попытаемся хоть немного проникнуть в его тайну.

На какие размышления наводит автора найденный между страницами книги цветок?

Словарная работа.

«Безуханный» - неблагоухающий, неблаговонный, непахнущий, непахучий, безароматный, недушистый. (по В.И.Далю)

Героя волнует только сам цветок? ( не только цветок, но и человек, положивший в книгу растение – на память)

А.Н.Гвоздев в «Очерках по стилистике русского языка» писал: «Стихотворение «Цветок» представляет собой фиксацию цепи непосредственно возникающих вопросов».

Почему в нём так много вопросительных предложений?

Подготовиться к выразительному чтению нам поможет таблица.

Работа с таблицей

                                                   (СЛАЙД: таблица)

          Строфа

       Что видим

     Как читаем

1 строфа

2 строфа

3 строфа (самост.)

4 строфа (самост.)

А теперь попробуем прочитать это стихотворение так, как вы его поняли, прочувствовали, постарайтесь передать тайну его впечатляющей силы, глубины.    (выразительное чтение)

О чём заставляет задуматься это стихотворение?

Пушкин умеет так полно выражать картины и настроения, что содержание его произведений становится бесконечным: взятым из прошлого, легко парящим через настоящее, устремлённое в будущее.

Романс Н.К. Метнера на слова А.С. Пушкина «Цветок»

Пушкин заворожил и околдовал нас трепетными и таинственными словами. Читая стихотворение «Цветок», будто слушаешь музыку. Эту музыку услышал и русский композитор Н. К.  Метнер, который написал романс. (СЛАЙД: романс Метнера на слова Пушкина «Цветок»)

Сами по себе стихотворение без музыки и музыка без слов, конечно, могут существовать. Но в единстве они сильнее! Послушайте этот романс, в котором сливаются музыка и поэзия. Обратите внимание на основное настроение романса, на характер мелодии. Вслушайтесь в звучание аккомпанемента.

( прослушивание романса Метнера на слова Пушкина «Цветок».         Мультимедийный компакт-диск «Очарование романса».)

Ваши впечатления?

Обобщение: это одно из тех стихотворений, которые пробуждают «души прекрасные порывы». Оно даёт место такому сильному переживанию, которое не забывается с годами. А каждое новое поколение читателей будет открывать для себя его магическую тайну.

6.Тамбовские тропинки к Пушкину.

Интересным было наше путешествие по пушкинским местам, но пора возвращаться домой. Тамбовщина – наша малая родина, поэтому каждому из нас интересно знать, что муза Пушкина не раз ходила по Тамбовским тропинкам.

                                     (СЛАЙД: Тамбовские тропинки Пушкина)

Об этом мы поговорим подробнее на уроках литературного краеведения. А на сегодняшнем уроке вас ждёт ещё одно открытие. В городе Мичуринске живёт Галина Северьяновна Усова – прапраправнучка Александра Сергеевича. Она профессор сельскохозяйственной академии.

                           (просмотр видеокассеты с интервью)

Особой гордостью и чувством патриотизма переполняет нас сознание того, что наша земля причастна к истокам пушкинской поэзии.

7.Возврат к началу.

Вернёмся к вопросу, поставленному в начале урока.  (СЛАЙД: эпиграф)

Какие открытия вы сделали? Какие тайны попытались разгадать на сегодняшнем уроке?

Кто из вас может сказать, что гораздо лучше узнал поэта?

Как в нашем посёлке Сосновка увековечена память о Пушкине? Что названо его именем? (улица)

8. Домашнее задание.

По выбору: ребята, увлекающиеся рисованием, могут сделать иллюстрации к любимым пушкинским произведениям, кто-то составит кроссворд или тестовое задание по творчеству Пушкина, а кого-то, может быть, наш урок вдохновит на создание собственных стихотворений.

Дерзайте!

9.Заключение.

Имя Пушкина никогда не забудется. Он всегда рядом с нами: в сотнях прекрасных книг, в названиях улиц и площадей, в памятниках и музеях. Можно сказать, Пушкин стал частицей каждого из нас, частицей нашего ума, нашего сердца, частицей Родины.

Свечи памяти гаснут, но строки великого поэта никогда не погаснут в наших сердцах.

10.Песня.  (СЛАЙДЫ: иллюстрации к пушкинским произведениям)

Всё изучив, узнав о Пушкине так много,

Пока ведёт нас наша школьная дорога.

Пускай проходят быстротечные года,

Но с нами Пушкин остаётся навсегда!

Информационные источники

www.as-pushkin.ru

http://pushkin.ouc.ru

http://festival.1september.ru/


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59271. Методрозробка практичного заняття з латинської мови 75 KB
  Навчальна мета: навчити студентів правильно читати латинські слова з вмінням вірного пояснення вимови голосних дифтонгів; правильно читати медичні терміни у склад яких входить буква –у і.
59272. Люблю рідну матусю 50 KB
  Непорочна як лілея біла Із ДитяткомНемовлятком Пречистая Діва. Друга мати це найкраща на світі країна Земля наша наша славна НенькаУкраїна. Третя мати що ж про неї гарного сказати Це ласкава люба мила рідна моя мати.
59273. Структура (Розробка) проведення уроку у добукварний період. Буква Р 27 KB
  Звуковий та звукобуквенний аналіз слів. Вдосконалювати навички звуко-буквенного аналізу слів творити різні форми слова складати речення з власними назвами моделювати ці речення.
59274. Сценарій урочистої шкільної лінійки 48.5 KB
  Що велике це свято, велике, бо ж глянь скільки народу зібралося. А радісне яке... Що й в двох словах не передаси. Як згадаю ті недоспані ночі, важкенні контрольні, незрозумілі приклади і задачі, каверзні формули і диктанти...
59275. СЦЕНАРІЙ ШКІЛЬНОГО СВЯТА БУКВАРЯ 64 KB
  Є святкових днів багато На листках календаря А між ними й наше свято Вшанування Букваря. Дівчинка: День вітання і прощання Свято перших букварів Перша сходинка зростання Для найменших школярів.
59276. Тарас Шевченко 49 KB
  Діти чому Шевченка називають Кобзарем Колись у сиву давнину ходили по Україні старі люди часто вони були сліпі співали про тяжке життя про героїчні подвиги козаків. Діти багато віршів Тараса Шевченка покладено на музику.
59277. Ілюзії і дійсність (на прикладі жіночих образів у творах Стендаля, О. де Бальзака, Г.Флобера) 78 KB
  Чому кохання Анастазі де Ресто, Емми Боварі, пані де Реналь виявилося трагічним; чи сумісні мрії і дійсність у житті героїнь, чим обумовлені їхні дії та прагнення; як втілюються творчі принципи письменника, які уроки можна здобути, перегорнувши сторінки прочитаних творів.
59278. Розвиток мовлення. Художній опис синички 32.5 KB
  Діти скажіть що любить синичка з їжі Сало. А снігур Ягоди горобини А що ви можете взагалі сказати про синичку які яскраві слова використаєте Синичка невеличка жовтогрудочка трудівниця знищує комах тулиться ближче до житла людей.
59279. Будь уважний на дорозі 111.5 KB
  Рекомендована для проведення під час місячника з безпеки дорожнього руху на сцені, на виховних годинах. Дійові особи: Шибеник, хлопець і дівчина, дідусь з паличкою, Іра (хвора), футболіст.