57417

Обобщение по теме «Синтаксис»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

ЦЕЛЬ: Обучающая: обучение умению работать с текстом; нахождение подлежащего и сказуемого, определение его вида; определение вида словосочетания и его синтаксической связи; подготовка к написанию сочинения.

Русский

2014-04-12

583.5 KB

2 чел.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

Разработка урока,

посвященного 75-летнему юбилею города Биробиджана

Учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ  № 1 г. Биробиджана

Н.В. Любина

2011 г.

Интегрированный урок русского языка, литературы, истории ЕАО в 8 классе.

ТЕМА.    Обобщение по теме  «Синтаксис».

ЦЕЛЬ:

Обучающая:

- обучение умению работать с текстом;

- нахождение подлежащего и сказуемого, определение его вида;  

                 - определение вида словосочетания и его синтаксической связи;

- подготовка к написанию сочинения.

Развивающая:

- совершенствование  коммуникативной компетенции;

- развитие аналитических способностей.

Воспитывающая:

- воспитание  интереса  к творчеству поэтов-земляков;

- воспитание любви к родному городу;

- воспитание патриотического чувства.

ОБОРУДОВАНИЕ:

 

- слайды с видами на улицу Шолом-Алейхема,

- портреты Шолом-Алейхема,  И. Бумагина,  И. Бронфмана.

- стихотворение И. Бронфмана по одному  на парту,

карточка-помощник для написания домашнего сочинения.

                                                   ХОД УРОКА.

Вступление, нацеливание на урок.

    1.Организационный момент.  Ребята, в 2012 г. городу Биробиджану исполнится 75 лет. Это особый юбилей. И конечно,  рассказать  о нашем городе и познакомиться с его историей за один урок просто невозможно. Поэтому сегодня мы расскажем о небольшой, но всем известной части города.

   Приглашаем к нам первого экскурсовода.    Послушайте его сообщение  и постарайтесь догадаться, почему мы начинаем именно с этого известного в городе места города.

     Свое нынешнее название улица получила в 1946 г., в честь еврейского писателя Шолом-Алейхема (Рабиновича). До этого она называлась Партизанской. Улица протяжённостью почти 5 км пересекает город с востока на запад.  

     Наиболее интенсивное строительство велось в 1950-1960 гг., когда на месте болот и озёр выросли кварталы современных зданий. В последние годы на улице поставили памятник еврейскому писателю Шолом-Алейхему, построили новую школу, возвели благоустроенные дома, обустроили пешеходную зону «Арбат», длина которого составляет около 150 м, выложили  тротуары из брусчатки. Построили несколько домов улучшенной планировки, где первые этажи занимают различные фирмы и магазины. Сегодня улица Шолом-Алейхема в Биробиджане   самая красивая и благоустроенная, она давно  является визитной карточкой нашего замечательного города.

- Так почему же мы сегодня будем говорить только об улице Шолом-Алейхема?

- Ей исполняется в 2011 г. 65 лет.

Слайд 1.

Слайд 2.

2. - Используя материал нашего экскурсовода,  мы с вами повторим тему «Словосочетание» Вспомните все, что вы знаете о словосочетаниях.

- Замечательно, а теперь выполните задание.

1 ряд. Выписать 3 примера словосочетаний с синтаксической связью согласование.

2 ряд. Выписать 3 примера словосочетаний с синтаксической связью управление.

3 ряд. Выписать   словосочетания с синтаксической связью примыкание.

Индивидуальное задание для учащегося: выписать пары слов, которые не являются словосочетаниями. (Подлежащее и сказуемое, однородные члены.)

Проверка задания.

А теперь приглашаем к нам следующего экскурсовода.

                 Слайд 3. Портрет И. Бронфмана и даты жизни.

БРОНФМАН Исаак Лейбович (Львович)

      Родился 15 апреля 1913 г. в местечке Хащевато Украинской ССР. С семи лет осиротел и воспитывался в детском доме. В 1931 г. окончил индустриальный техникум и переехал в Приамурье. В годы Великой Отечественной войны был помощником командира танковой роты по технической части, в составе 2-го Украинского фронта прошел Румынию, Чехословакию, Венгрию. После войны вернулся в Биробиджан и работал в газете «Биробиджанер  штерн»

    Еще много лет назад он восхищался улицей Шолом-Алейхема и написал стихотворение. Учащийся читает стихотворение «Улица Шолом-Алейхема.

      

                        Исаак  Бронфман

Улица Шолом-Алейхема.

…Мне дорог этот город,

Люблю гудков его

Рассветный говор,

И звон Биры,

И сумраки аллей –

Здесь я встречаюсь

С юностью моей.

И часто снятся мне

Костры и ливни,

Гул тракторов

И перебранка пил.

Легли проспектов

Солнечные линии

В местах,

Где зверь таежный воду пил.

И не жалею,

Что кирпичиком здесь лег я

Вот в эти мостовые и дома.

Взметнулся город

Птицей-песней лёгкой.

И я шепчу

Шолом-Алейхема слова:

«Смеяться здорово,

Врачи велят смеяться!»

На площадях цветет сирень, акация.

Шолом-Алейхем -  это значит

«Мир вам!»

Что может быть дороже

Этих слов!

Мой город спит

Под небосводом мирным,

Укутанный таинственностью снов.

Шолом-Алейхем –

Звонкий мастер слова -

Любил людей.

И был любим он ими.

Сегодня мы встречаемся с ним снова

На улице,

Носящей это имя.

Здесь поднялись дома

До неба синего,

Здесь встали корпуса заводов новых.

Живут здесь люди

Честные и сильные –

Строители

Невиданнейшей нови.

Когда рассвет

Крыло зари расправит

И приподнимет

Чёрный полог ночи,

Ему навстречу

Двери открывает

К станкам своим спешащий

Люд рабочий.

О, если б мог

Шолом-Алейхем видеть,

Как труд их светел,

Радостен и славен.

Он – вечно молодой,

Смешливый витязь,

Великой песнью

Труд людей прославил.

Над городом –

Распахнутые дали…

- Шолом-Алейхем, люди,

Мир вам, люди!

И улице мы это имя дали –

Она достойна.

И всегда так будет.

– Какое настроение передает нам автор?

- Найдите слова, написанные именно об улице.

- Какие средства выразительности использует поэт?

5. Выпишите из стихотворения простое предложение с однородными членами. Выполните его синтаксический разбор.

Индивидуальное задание.

1 пара. Найти предложение с составным именным сказуемым.

2 пара. Найти предложение, где сказуемое выражено глаголом условного наклонения.

6. Проверка задания.

7. Слайд 3. Так начиналась история нашей улицы.

. Слайд 4. Приглашаем следующего экскурсовода.

      Свое нынешнее название улица получила в 1946 г., в честь еврейского писателя Шолом-Алейхема (Рабиновича).     Настоящее имя его Соломон (Шломо) Наумович (Нохумович) Рабинович;   — еврейский писатель, драматург и просветитель, один из основоположников литературы на языке идиш, в том числе детской. Произведения писателя переведены на многие языки, включая русский и английский.   

             

              - Что вы знаете об этом человеке?

              - Найдите в стихотворении слова, посвященные Шолом-Алейхему.

Экскурсовод.

- А теперь отправимся на экскурсию по улице Шолом-Алейхема.

(Демонстрируются и комментируются слайды 4-9)

       Начинается улица с памятника Шолом-Алейхему. Его выполнили мастера харбинской компании по эскизам биробиджанского художника Вячеслава Цапа.     Высота памятника 2 метра. Установили его летом 2004 г.    в начале   улицы и самого красивого места, называемого  «Арбатом». Этот памятник изображен на почтовой марке, и его знают не только в России, но и в других странах.

    Пройдя через «Арбат» мы переходим дорогу  и справа видим часовню. Святыню построили во имя князя Дмитрия Донского – защитника русских земель. Икона с его изображением заняла главное место. Причём написана она именно для этой часовни. Мастера специально приглашали из Санкт-Петербурга. Всю утварь подарила местная епархия. Слева  - одно из старых зданий города – Дворец культуры. Вновь переходим дорогу. Справа -  здание, в котором долгое время был универмаг, а слева два   современных здания, за мини расположен банк и самая новая и красивая первая школа. Слева – областная больница.  Напротив нее в сквере символический памятник дружбе – две руки, держащие земной шар. Впереди Старая площадь, с левой стороны которой расположен  жилой дом довоенной постройки.

  Продвигаясь вперед, мы проходим мимо областной детской библиотеки, пенсионного фонда, здания швейной фабрики,    переходим улицу и, пройдя мимо красивого деревянного храма Святителя Николая,

попадаем в район городской ТЭЦ.  Затем выходим на остановку Почта, проходим дальше к остановке Безымянка, названной так  по аналогии с протекающей здесь речкой,  и на месте недавно стоящих деревянных домов, видим строительство новых кирпичных зданий.

      Перейдя небольшую речку по мосту, слева видим корпус  Промышленно-гуманитарного колледжа и, пройдя еще немного,  попадаем в конец улицы.  

Наше внимание привлекает настоящий танк и памятник Иосифу Романовичу Бумагину.

                        

              Учитель.

              - Что вы знаете об этом человеке?

                           

                 Диктант.

Иосиф Романович Бумагин   — участник Великой Отечественной войны. Он  командовал   пулемётным  взводом  396-го стрелкового полка.   

Ценою собственной жизни мужественный офицер обеспечил выполнение исключительно важной боевой задачи.  Спасая  товарищей, он своей грудью закрыл амбразуру пулемета. Указом Президиума Верховного Совета СССР   за  проявленные   мужество и героизм  лейтенанту Бумагину Иосифу Романовичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.  
В сквере у  бывшего завода «Дальсельмаш» в Биробиджане установлен памятник Герою. На здании цеха завода - мемориальная доска.   

11 Задание к диктанту.

12. Выполнить синтаксический разбор предпоследнего предложения

Итог урока.

- Что  нового узнали на уроке?

- Что запомнилось?

- Что повторили?

- Что понравилось?

Объяснение домашнего задания. Написать сочинение на тему «Моя улица».

Карточки-помощники для написания домашнего сочинения.

О чем можно написать в сочинении о своей улице.

1. Вступление.

2. Где находится.

3. Из истории названия улицы.

4. Описание улицы.

5. Интересные места и здания.

6.О своем дворе.

7. Какое чувство вы испытываете, когда идете по своей улице.

8. Подумай, о чем еще можно написать.

9.  Заключение.

 

 

Список рекомендованной литературы.

1. Е.М. Аленкина. Писатели Дальнего Востока. Библиографический справочник. - Хабаровск, 1973 г.

2. В.И. Антонов. Биробиджан. Литературный альманах. – Х., «Дальний Восток», 2004 г.

3. А.К. Колеченко. Энциклопедия педагогических технологий. - Санкт-Петербург, 2009 г.

Интернет-ресурсы:

1. Википедия. Универсальная энциклопедия.

2. Официальный сайт городской универсальной научной библиотеки г. Биробиджана.

3. Сайт Картинки. Фото. Биробиджан.

.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Методы и приёмы, использованные на уроке.

1. Словесные: беседа, рассказ.

2. Иллюстративно-демонстрационный: слайды с фотографиями, тексты,   

3. Практический: работа с текстом, диктант.

4. Метод контроля знаний: самопроверка диктанта, написание домашнего сочинения.

5. Индивидуальная работа, работа в парах.

6. Технология сотрудничества.

7. Использования современных средств обучения: работа со слайдами, поиск информации для урока в сети Интернет. (Тексты, фотографии)

8. Нестандартная форма урока. Урок-экскурсия.

9. Самостоятельная работа учащихся.

10. Целевая ориентация учащихся.

11. И другие.

PAGE   \* MERGEFORMAT2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54482. Музика 55 KB
  Мета: ознайомити учнів з лексичними одиницями і навчити оперувати ними у мовленні; вчити учнів взаємодіяти в заданій ситуації за змістом прочитаного тексту, повторити граматичний матеріал та тренувати учнів оперувати граматичними структурами у мовленні; розвивати логічне мислення і мовленнєву реакцію, розвивати навики читання; виховувати культуру спілкування, інтерес до культури країни, мова якої вивчається.
54483. WORLD MUSIC 53 KB
  Nowadays many people enjoy music as their hobby. Thanks to this fact you can make many new friends, you can exchange cd’s, records, listen to music together and visit different concerts. For my person, music plays more important role in life than good pastime. It is something, which helps me to be in a good mood, understand different things and remove from tension. Music brings me pleasure and keen delight and fills my life with great expectations of joy and happiness.
54484. Музика охоплює весь світ 45 KB
  Мета: активізувати та розширити знання учнів про економіку країн, які є Батьківщиною видатних композиторів світу, узагальнити знання учнів про композиторів – класиків кінця 17 – початку 20 століття, розвивати навички самостійної роботи з інформаційним матеріалом, навички зв’язного мовлення, вчити співвідносити знання з різних галузей науки та мистецтва, виховувати культуру поведінки, формувати потребу сприймати та виконувати високохудожні музичні твори, виховувати інтерес до знань, залучати учнів до проведення нестандартних типів уроку.
54485. Героические образы в симфонической музыке 280 KB
  Цель. На примере творчества Д. Шостаковича и А. Пашкевича нацелить учащихся на понимание жизненного содержания музыки, которая воплощает образы реальных исторических событий – Великой Отечественной войны. Учить анализировать образное содержание и звучание музыки, находить общее в содержании разножанровых произведений.
54486. Музыка Чайковского как символ красоты, правды, искренности 81.5 KB
  Чайковского совершенствовать умения сравнивать музыкальные произведения формировать эмоциональнооценочное отношение к музыкальному произведению в процессе его интерпретации развивать способности творческого комбинирования воспитывать ценностные ориентации в сфере музыки. Оборудование: портрет Чайковского фонограммы карточки для составления модели музыкального произведения фильм Доживем до понедельника иллюстрации с сюжетом про вальс. Определение темы и задач урока 3 минуты Кто может назвать композитора чья музыка звучала...
54487. Предмет и метод экономической теории 17.71 KB
  В условиях рыночной экономики субъект, выполняющий экономические функции, называется экономическим субъектом (государство, различные фонды, объединения, ассоциации, фирмы и предприятия, домохозяйства, отдельный человек). В процессе деятельности экономических субъектов возникает экономическое явление.
54488. Музичні захоплення 157.5 KB
  Many people like music but “lovers of music” love it and try to fill every minute of their life with music. As a rule they don’t have much free time so they are very categorical in their choice of favourite music. A real “lover of music” chooses the best. And what about you? Do you belong to the category of “Music lovers”.
54490. Система уроков по теме «Музыка» 275 KB
  Ученики отвечают на вопросы. Ученики задают вопросы ученику возле доски ученик отвечает. Ученики слушают отвечают на вопросы. Ученики работают у доски и с места.