57417

Обобщение по теме «Синтаксис»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

ЦЕЛЬ: Обучающая: обучение умению работать с текстом; нахождение подлежащего и сказуемого, определение его вида; определение вида словосочетания и его синтаксической связи; подготовка к написанию сочинения.

Русский

2014-04-12

583.5 KB

2 чел.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

Разработка урока,

посвященного 75-летнему юбилею города Биробиджана

Учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ  № 1 г. Биробиджана

Н.В. Любина

2011 г.

Интегрированный урок русского языка, литературы, истории ЕАО в 8 классе.

ТЕМА.    Обобщение по теме  «Синтаксис».

ЦЕЛЬ:

Обучающая:

- обучение умению работать с текстом;

- нахождение подлежащего и сказуемого, определение его вида;  

                 - определение вида словосочетания и его синтаксической связи;

- подготовка к написанию сочинения.

Развивающая:

- совершенствование  коммуникативной компетенции;

- развитие аналитических способностей.

Воспитывающая:

- воспитание  интереса  к творчеству поэтов-земляков;

- воспитание любви к родному городу;

- воспитание патриотического чувства.

ОБОРУДОВАНИЕ:

 

- слайды с видами на улицу Шолом-Алейхема,

- портреты Шолом-Алейхема,  И. Бумагина,  И. Бронфмана.

- стихотворение И. Бронфмана по одному  на парту,

карточка-помощник для написания домашнего сочинения.

                                                   ХОД УРОКА.

Вступление, нацеливание на урок.

    1.Организационный момент.  Ребята, в 2012 г. городу Биробиджану исполнится 75 лет. Это особый юбилей. И конечно,  рассказать  о нашем городе и познакомиться с его историей за один урок просто невозможно. Поэтому сегодня мы расскажем о небольшой, но всем известной части города.

   Приглашаем к нам первого экскурсовода.    Послушайте его сообщение  и постарайтесь догадаться, почему мы начинаем именно с этого известного в городе места города.

     Свое нынешнее название улица получила в 1946 г., в честь еврейского писателя Шолом-Алейхема (Рабиновича). До этого она называлась Партизанской. Улица протяжённостью почти 5 км пересекает город с востока на запад.  

     Наиболее интенсивное строительство велось в 1950-1960 гг., когда на месте болот и озёр выросли кварталы современных зданий. В последние годы на улице поставили памятник еврейскому писателю Шолом-Алейхему, построили новую школу, возвели благоустроенные дома, обустроили пешеходную зону «Арбат», длина которого составляет около 150 м, выложили  тротуары из брусчатки. Построили несколько домов улучшенной планировки, где первые этажи занимают различные фирмы и магазины. Сегодня улица Шолом-Алейхема в Биробиджане   самая красивая и благоустроенная, она давно  является визитной карточкой нашего замечательного города.

- Так почему же мы сегодня будем говорить только об улице Шолом-Алейхема?

- Ей исполняется в 2011 г. 65 лет.

Слайд 1.

Слайд 2.

2. - Используя материал нашего экскурсовода,  мы с вами повторим тему «Словосочетание» Вспомните все, что вы знаете о словосочетаниях.

- Замечательно, а теперь выполните задание.

1 ряд. Выписать 3 примера словосочетаний с синтаксической связью согласование.

2 ряд. Выписать 3 примера словосочетаний с синтаксической связью управление.

3 ряд. Выписать   словосочетания с синтаксической связью примыкание.

Индивидуальное задание для учащегося: выписать пары слов, которые не являются словосочетаниями. (Подлежащее и сказуемое, однородные члены.)

Проверка задания.

А теперь приглашаем к нам следующего экскурсовода.

                 Слайд 3. Портрет И. Бронфмана и даты жизни.

БРОНФМАН Исаак Лейбович (Львович)

      Родился 15 апреля 1913 г. в местечке Хащевато Украинской ССР. С семи лет осиротел и воспитывался в детском доме. В 1931 г. окончил индустриальный техникум и переехал в Приамурье. В годы Великой Отечественной войны был помощником командира танковой роты по технической части, в составе 2-го Украинского фронта прошел Румынию, Чехословакию, Венгрию. После войны вернулся в Биробиджан и работал в газете «Биробиджанер  штерн»

    Еще много лет назад он восхищался улицей Шолом-Алейхема и написал стихотворение. Учащийся читает стихотворение «Улица Шолом-Алейхема.

      

                        Исаак  Бронфман

Улица Шолом-Алейхема.

…Мне дорог этот город,

Люблю гудков его

Рассветный говор,

И звон Биры,

И сумраки аллей –

Здесь я встречаюсь

С юностью моей.

И часто снятся мне

Костры и ливни,

Гул тракторов

И перебранка пил.

Легли проспектов

Солнечные линии

В местах,

Где зверь таежный воду пил.

И не жалею,

Что кирпичиком здесь лег я

Вот в эти мостовые и дома.

Взметнулся город

Птицей-песней лёгкой.

И я шепчу

Шолом-Алейхема слова:

«Смеяться здорово,

Врачи велят смеяться!»

На площадях цветет сирень, акация.

Шолом-Алейхем -  это значит

«Мир вам!»

Что может быть дороже

Этих слов!

Мой город спит

Под небосводом мирным,

Укутанный таинственностью снов.

Шолом-Алейхем –

Звонкий мастер слова -

Любил людей.

И был любим он ими.

Сегодня мы встречаемся с ним снова

На улице,

Носящей это имя.

Здесь поднялись дома

До неба синего,

Здесь встали корпуса заводов новых.

Живут здесь люди

Честные и сильные –

Строители

Невиданнейшей нови.

Когда рассвет

Крыло зари расправит

И приподнимет

Чёрный полог ночи,

Ему навстречу

Двери открывает

К станкам своим спешащий

Люд рабочий.

О, если б мог

Шолом-Алейхем видеть,

Как труд их светел,

Радостен и славен.

Он – вечно молодой,

Смешливый витязь,

Великой песнью

Труд людей прославил.

Над городом –

Распахнутые дали…

- Шолом-Алейхем, люди,

Мир вам, люди!

И улице мы это имя дали –

Она достойна.

И всегда так будет.

– Какое настроение передает нам автор?

- Найдите слова, написанные именно об улице.

- Какие средства выразительности использует поэт?

5. Выпишите из стихотворения простое предложение с однородными членами. Выполните его синтаксический разбор.

Индивидуальное задание.

1 пара. Найти предложение с составным именным сказуемым.

2 пара. Найти предложение, где сказуемое выражено глаголом условного наклонения.

6. Проверка задания.

7. Слайд 3. Так начиналась история нашей улицы.

. Слайд 4. Приглашаем следующего экскурсовода.

      Свое нынешнее название улица получила в 1946 г., в честь еврейского писателя Шолом-Алейхема (Рабиновича).     Настоящее имя его Соломон (Шломо) Наумович (Нохумович) Рабинович;   — еврейский писатель, драматург и просветитель, один из основоположников литературы на языке идиш, в том числе детской. Произведения писателя переведены на многие языки, включая русский и английский.   

             

              - Что вы знаете об этом человеке?

              - Найдите в стихотворении слова, посвященные Шолом-Алейхему.

Экскурсовод.

- А теперь отправимся на экскурсию по улице Шолом-Алейхема.

(Демонстрируются и комментируются слайды 4-9)

       Начинается улица с памятника Шолом-Алейхему. Его выполнили мастера харбинской компании по эскизам биробиджанского художника Вячеслава Цапа.     Высота памятника 2 метра. Установили его летом 2004 г.    в начале   улицы и самого красивого места, называемого  «Арбатом». Этот памятник изображен на почтовой марке, и его знают не только в России, но и в других странах.

    Пройдя через «Арбат» мы переходим дорогу  и справа видим часовню. Святыню построили во имя князя Дмитрия Донского – защитника русских земель. Икона с его изображением заняла главное место. Причём написана она именно для этой часовни. Мастера специально приглашали из Санкт-Петербурга. Всю утварь подарила местная епархия. Слева  - одно из старых зданий города – Дворец культуры. Вновь переходим дорогу. Справа -  здание, в котором долгое время был универмаг, а слева два   современных здания, за мини расположен банк и самая новая и красивая первая школа. Слева – областная больница.  Напротив нее в сквере символический памятник дружбе – две руки, держащие земной шар. Впереди Старая площадь, с левой стороны которой расположен  жилой дом довоенной постройки.

  Продвигаясь вперед, мы проходим мимо областной детской библиотеки, пенсионного фонда, здания швейной фабрики,    переходим улицу и, пройдя мимо красивого деревянного храма Святителя Николая,

попадаем в район городской ТЭЦ.  Затем выходим на остановку Почта, проходим дальше к остановке Безымянка, названной так  по аналогии с протекающей здесь речкой,  и на месте недавно стоящих деревянных домов, видим строительство новых кирпичных зданий.

      Перейдя небольшую речку по мосту, слева видим корпус  Промышленно-гуманитарного колледжа и, пройдя еще немного,  попадаем в конец улицы.  

Наше внимание привлекает настоящий танк и памятник Иосифу Романовичу Бумагину.

                        

              Учитель.

              - Что вы знаете об этом человеке?

                           

                 Диктант.

Иосиф Романович Бумагин   — участник Великой Отечественной войны. Он  командовал   пулемётным  взводом  396-го стрелкового полка.   

Ценою собственной жизни мужественный офицер обеспечил выполнение исключительно важной боевой задачи.  Спасая  товарищей, он своей грудью закрыл амбразуру пулемета. Указом Президиума Верховного Совета СССР   за  проявленные   мужество и героизм  лейтенанту Бумагину Иосифу Романовичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.  
В сквере у  бывшего завода «Дальсельмаш» в Биробиджане установлен памятник Герою. На здании цеха завода - мемориальная доска.   

11 Задание к диктанту.

12. Выполнить синтаксический разбор предпоследнего предложения

Итог урока.

- Что  нового узнали на уроке?

- Что запомнилось?

- Что повторили?

- Что понравилось?

Объяснение домашнего задания. Написать сочинение на тему «Моя улица».

Карточки-помощники для написания домашнего сочинения.

О чем можно написать в сочинении о своей улице.

1. Вступление.

2. Где находится.

3. Из истории названия улицы.

4. Описание улицы.

5. Интересные места и здания.

6.О своем дворе.

7. Какое чувство вы испытываете, когда идете по своей улице.

8. Подумай, о чем еще можно написать.

9.  Заключение.

 

 

Список рекомендованной литературы.

1. Е.М. Аленкина. Писатели Дальнего Востока. Библиографический справочник. - Хабаровск, 1973 г.

2. В.И. Антонов. Биробиджан. Литературный альманах. – Х., «Дальний Восток», 2004 г.

3. А.К. Колеченко. Энциклопедия педагогических технологий. - Санкт-Петербург, 2009 г.

Интернет-ресурсы:

1. Википедия. Универсальная энциклопедия.

2. Официальный сайт городской универсальной научной библиотеки г. Биробиджана.

3. Сайт Картинки. Фото. Биробиджан.

.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Методы и приёмы, использованные на уроке.

1. Словесные: беседа, рассказ.

2. Иллюстративно-демонстрационный: слайды с фотографиями, тексты,   

3. Практический: работа с текстом, диктант.

4. Метод контроля знаний: самопроверка диктанта, написание домашнего сочинения.

5. Индивидуальная работа, работа в парах.

6. Технология сотрудничества.

7. Использования современных средств обучения: работа со слайдами, поиск информации для урока в сети Интернет. (Тексты, фотографии)

8. Нестандартная форма урока. Урок-экскурсия.

9. Самостоятельная работа учащихся.

10. Целевая ориентация учащихся.

11. И другие.

PAGE   \* MERGEFORMAT2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22962. Форми раціонального пізнання 62 KB
  На їх основі створюються більш складні форми наукового пізнання: 1. Умовивід це форма мислення за допомогою якої з раніше встановленого знання або судження виводяться нові знанні нові судження. Напрямком сучасної західної філософії для якої головна проблема це звязок пізнання і розуміння герменевтика.
22963. Наукове пізнання 46.5 KB
  Це сукупність способів принципів пізнання прийомів і процедур якими керуються в тій або іншій галузі науки. Ця дисципліна входить до якоїсь галузі науки. Для сучасної науки в цілому характерним є методологічний плюралізм тобто вона прагне використовувати будьякі принципи і прийоми дослідження в їхньому сполученні і взаємодії. Питання етики науки.
22964. Філософський зміст буття 40.5 KB
  Форми буття. Це питання стосовно буття. Буття як філософська категорія означає умоосягаєму одвічну першореальність яка обумовлює все існуюче и пронизує його.
22965. Поняття про світогляд 53 KB
  Особливості ставлення людини до світу 2. А ми пристосовуємось до світу іншим способом ми активно перетворюємо його прагення пристосувати світ до себе змінюючи його своєю діяльністю олюднення світу тобто робити світ більш придатним до людини. Все це означає пізнання людини пізнання світу пізнання одночасно. Висновок: людині щоб існувати треба перетворювати дійність але для цього це перетворювання відбувається в голові людини.
22966. Історичні типи світогляду: світоглядні погляди або уявлення певної епохи 52 KB
  Будьте уважні термін філософія змінювався. Вперше в первинному розумінні терміном філософія позначалась уся сукупність зань про все в перекладі любов до мудрості. Філософія це любов до мудрості це людська справа мудрими можуть будити лише боги а люди можуть тільки любити мудрість. Те що для буденної свідомості для релігії здається безсумнівною істиною те для філософії є вихідним пунктом роздуму над цим філософія думає.
22967. Форми філософського знання 51 KB
  Онтологія теорія буття теорія дійсності розглядаються основні принципи що визначають устрій світу. Ми робимо такий висновок що Філософія це найбільш пізній зрілий тип світогляду це система найбільш загальних теоретичних уявлень про взаємодію людини і світу. В людини є виначальні орієнтації визначаються особливостями її життєдіяльності і духовного світу. Ми змушені рахуватися з закономірностями зовнішнього світу.
22968. Найважливіші філософські питання 42 KB
  Теоретичний раціональний філософія наука. Духовний емоційноціннісний філософія релігія. Але філософія не є ні наукою ні релігією філософія це тип світогляду який повязаний з наукою і релігією не більше.
22969. Структура і архітектура мікропроцесора КР580ВМ80 (8080) 2.99 MB
  Найважливішим елементом у схемі мікропроцесора є мабуть арифметикологічний пристрій АЛП який здійснює обробку інформації. Інформація яка підлягає обробці операнди потрапляє до АЛП з внутрішньої шини даних розрядність якої складає у даного мікропроцесора вісім розрядів. Його можна записати до одного з робочих регістрів РР мікропроцесора: регістрів BCDE.
22970. Як працює мікропроцесор 1.86 MB
  Машинний цикл є процедура звернення процесора до памяті чи зовнішнього пристрою для запису читання або обробки інформації. Так наприклад двобайтова команда MVI B A9 тобто записати число А9 у регістр В виконується за два машинні цикли: Звернення до памяті за адресою що міститься у лічильнику команд. Память виставляє на ШД код команди MVI B = 06 H = 0000 0110 B. У другому машинному циклі цей другий байт видобувається з памяті і заноситься до робочого регістру В.