57422

МУЗЫКА В КИНОФИЛЬМАХ

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: показать роль музыки в кинофильмах: музыка помимо наших желаний вызывает эмоциональный отклик, дать понятие «тапер»; показать что литература и музыка не иллюстрируют одна другую, а по разному изображают мир, дополняя, обогащая и усиливая наши переживания...

Русский

2014-04-12

1.41 MB

50 чел.

Тема : Музыка в кинофильмах

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Харабали»

Астраханской области

Министерство образования и науки Астраханской области

Астраханский институт повышения квалификации и переподготовки

Кафедра культурологии и филологического образования

Областной видеоконкурс

«Самый креативный учитель музыки

 Астраханской области»

Тема урока 

«МУЗЫКА В КИНОФИЛЬМАХ»

6 класс

Подготовила:

учитель музыки

МОУ «СОШ № 2 г. Харабали»

Судакова О.Н..

2007 - 2008

Тема урока «МУЗЫКА В КИНОФИЛЬМАХ».

Цель: показать роль музыки в кинофильмах: музыка помимо наших желаний    вызывает эмоциональный   отклик, дать понятие «тапер»; показать что литература и музыка не иллюстрируют одна другую, а по разному изображают мир, дополняя, обогащая и усиливая наши переживания; прививать художественно-эстетический вкус, интерес к предмету.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Музыкальный материал: 

  1.  Г. Свиридов «Тройка» (из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель»);
  2.  Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной «Звуки музыки»;
  3.  муз. Е. Крылатова ,сл. Ю. Энтина «Колокола» (из к\ф «Приключения Электроника).

Оборудование:  проектор, слайды для просмотра, аудиозаписи,

                               видеозаписи, фортепиано, синтезатор.

План  урока.

  1.  Организационный момент.
  2.  Сообщение темы урока.
  3.  Беседа «Музыка - великая сила».
  4.  Слушание и анализ музыкальных произведений к фильмам.
    1.  Г. Свиридов «Тройка».
    2.  Музыка в кинофильме «Звуки музыки».
  5.  Разучивание песни «Звуки музыки» Р. Роджерса.
  6.  Знакомство с музыкой из кинофильма «Приключения Электроника».
  7.  Итог урока.

Ход урока.

  1.  Организационный момент.

2.  Сообщение темы урока.

Эмоциональное воздействие музыки возрастает в огромной степени при совпадении  её со зрительным восприятием.

Арам Хачатурян.

На экране слайды № 1,2:

  1.  Беседа «Музыка - великая сила».

Учитель: Киноискусство 20 века с самого своего рождения неразрывно связано с музыкой. «Великим немым» называли кино, когда оно ещё не было звуковым. Зрители не могли услышать с экрана ни одного слова, но воспринимать фильм им помогала музыка.

На экране слайд № 3:

Учитель: Обычно в кинотеатре служил ТАПЁР (пианист, который сопровождал игрой на фортепиано показ фильма).

Музыка помогала понять и пережить события фильма: она грустила и радовалась, пугалась и удивлялась вместе с артистами на экране; как и они, бывала нежной, грациозной и грозной, серьёзной и смешной.

И сегодня мы с удовольствием смотрим фильмы Чарли Чаплипа с их разнообразной музыкой – весёлой и сердечной.

И вот герои заговорили. Звуковому кино ещё больше стала нужна музыка – замечательное средство характеристики героев фильма, времени, окружения, всей атмосферы действия.

Учитель: Обращали ли вы внимание, что в начале почти каждого фильма звучит музыка?

Ученик: Да.

Учитель: На экране ещё только название картины, фамилии актёров и создателей фильма, а музыка уже вводит нас в главное настроение, время событий, которые должны произойти. Она захватывает нас и помогает сопереживать героям фильма.

Учитель: Вспомните увертюру И.О.Дунаевского к к/ф  «Дети капитана Гранда». В ней мы сразу слышим грозный шум моря. Музыка повествует нам о романтике и опасности морских путешествий, показывает приключенческий характер событий, зовёт к подвигу.

Во многих фильмах герои поют замечательные песни. Кажется, что песня «слетает» с экрана и становится любимой песней целого поколения, своего времени. Так случилось с

  •  «Песней о встречном» Д.Шостаковича из к/ф «Встречный»,
  •  «Песней о Родине» И.Дунаевского из к/ф «Цирк»;
  •  «Песней о тревожной молодости» А. Пахмутовой из к/ф «По ту сторону»;
  •  «С чего начинается Родина» В.Баснера из к/ф Щит и меч».

Учитель: И конечно из тех кинофильмов, которые демонстрируются в наше время.

  •   «Две любви» из к/ф «Татьянин день»;
  •  «Человек дождя» из к/ф «Родные люди».

Учитель: Назовите песни из ваших любимых фильмов.

Ученик:  «Гостья из будущего», «Золотой ключик», « Приключения

               Электроника». . .

                                                                      

Учитель: Телевидение привело в дом не только кинофильмы, но и разнообразные передачи. Каждая третья музыкальная. Музыка звучит как эпиграф к передачам:

  •  Человек и закон                                         
  •  Сам себе режиссер
  •  Ералаш                                                         
  •  Спокойной ночи малыши
  •  Время                                                            
  •  Что? Где? Когда?
  •  Народный артист                                     
  •  Большие гонки.

 

Учитель: А можно ли представить детские кинофильмы без чудесной музыки и прекрасных песен?

Звучат произведения:     

  •  «Буратино» из к/ф « Золотой ключик»;
  •   «Песня Красной Шапочки» из к/ф «Красная Шапочка»;
  •  «Прекрасное далёко» из к/ф «Гостья из будущего»;
  •   «Крылатые качели» из к/ф «Приключения Электроника»;
  •  «Это знает всякий» из к/ф «Приключения Электроника»;
  •  «Дорогою добра» из к/ф «Приключения Маленького Мука».

Учитель: Назовите мультфильмы, в которых звучит музыка?

Ученик: Бременские музыканты, Летучий корабль, Ну погоди…

Учитель: Для чего же нужна песня в кинофильмах?

Ученик: Чтобы фильмы были многозвучными и разнообразными.

Ученик: Песня не только характеризует героя фильма, помогает лучше понять его, она создаёт настроение картины, насыщает её красотой, звуковой многозвучностью.

  1.  Слушание и анализ музыкальных произведений к фильмам.

Учитель: Сегодня на уроке мы обратимся к некоторым произведениям, написанным к кинофильмам.

1) Г. Свиридов «Тройка».

  

Учитель: Очень не просто во второй половине 20 века создать кинофильм по повести А. С. Пушкина «Метель» об интересной, загадочной судьбе героев, об их высоких чувствах, которые трудно выразить словами.

Эту задачу не решить без музыки. Она звучит в фильме с первых кадров, словно волшебной силой перенося нас в пушкинское время и без слов выражает то, что переполняет человеческую душу.

Вслушайтесь, с какой музыкальной интонацией начинает свою повесть А. С. Пушкин.

Кони мчатся по буграм,

Топчут снег глубокий…

Вот, в сторонке божий храм

Виден одинокий

………………………….

Вдруг метелица кругом;

Снег валит клоками;

Чёрный ворон, свистя крылом

Вьётся над санями

Вещий стон гласит печаль!

Кони торопливы

Чутко смотрят в тёмну даль,

Воздымая гривы.

Учитель: В 1974 г. Композитор Георгий Васильевич Свиридов (показ портрета) вновь возвращается к Пушкину. Образный мир пушкинской поэзии вдохновляет композитора на создание прекрасной музыки к к/ф «Метель».

Слушание: Г. Свиридов «Тройка»

Вопросы ученикам:

  1.  Удалось ли композитору почувствовать поэтическую интонацию повести А. С. Пушкина и передать её в музыке?
    1.  Если бы вы были кинооператорами, какие кадры сняли бы к этой музыке?
    2.  Что преобладает в музыкальном образе: душевное состояние человека или показ тройки, которая торопливо мчится?

2) Музыка в кинофильме «Звуки музыки».

 

Учитель:   Существуют музыкальные фильмы, то есть фильмы, в которых музыка является главным действующим лицом. Например, в весёлом американском фильме «Звуки музыки» показано, как любовь к музыке сделала друзьями шаловливых ребят и их молодую воспитательницу.

Она придумывала для них захватывающую и не очень тяжёлую музыку. Мелодия вырастала из простых интонаций, из нескольких звуков, даже из обыкновенной гуммы. И получилось, что простая, весёлая детская музыка стала главным действующим лицом музыкального фильма.

Слушание фрагмента из кинофильма «Звуки музыки»

До, ре, ми, фа, соль, ля, си

                                          Прилетели воробьи,

                                          На мою тетрадку сели

                                         И мелодию запели.

На экране слайд № 4:

Учитель: А что такое гамма?

На экране слайд № 5:

Ученик: Последовательное звучание нот в пределах октавы.

Учитель: Если на фортепиано последовательно нажимать все белые клавиши от  ноты До вверх до следующей ноты До, звучащей на октаву выше,- получается гамма До мажор.

Гамма может быть восходящей или нисходящей, то есть звуки в ней будут подниматься или спускаться, они движутся словно со ступеньки на ступеньку - постепенно.

Гамма всегда называется по первому звуку. Этот основой устойчивый звук называется тоникой.

На экране слайд № 6:

  1.  Разучивание песни «Звуки музыки» Р. Роджерса.

Задание: Найдите эпизоды в песни «Звуки музыки», построенные на ступеньках гаммы До мажор.

На экране слайд № 7:

Ученик: Основная мелодия песни построена на ступенях гаммы До мажор.

  1.  Знакомство с музыкой из кинофильма «Приключения Электроника».

Учитель: И ещё один фильм, который трудно представить без песен. Это фильм, который вы, несомненно, смотрели.

 

Просмотр отрывка из к/ф «Приключения Электроника».

Вопросы ученикам:

Учитель: Что это за фильм?

Ученик:  Приключения Электроника.

   Учитель: Какие песни из этого кинофильма вам известны?

Ученик:  «Это знает всякий», «Ты – человек», «Колокола». . .

Учитель: Кто их автор?

Ученик:  музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина.

Учитель: В каком эпизоде звучит песня «Колокола»?

Ученик:  В конце фильма.

Исполнение песни «Колокола» муз. Е. Крылатова сл. Ю. Энтина.

 

Учитель: Поделитесь своими впечатлениями.

Учитель: Какое настроение создаёт песня у зрителей, слушателей?

Ученик:  Весёлое, бодрое. . .

Учитель: Отличается ли настроение в запеве и припеве?

Ученик:  Да, в запеве музыка спокойная, а припев исполняется в боле

              быстром темпе.

  1.  Итог урока.

Учитель: Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?

Ученик: Без литературы не появились бы романсы, инструментальные пьесы, оперы, балеты, кантаты, симфонии, музыкальные фильмы.

 Во всём мире не существовали бы театры, оперы и балеты, а в филармониях и в концертных залах люди не услышали бы чудесных произведений, в которых звучат песни. Какой безрадостной стала бы жизнь. Люди перестали бы петь, т. к. исчезли бы песни.

Учитель: Литература и музыка не иллюстрируют одна другую. Они по разному изображают мир, дополняя, обогащая и усиливая наши переживания.

Музыка.

От полноты души язык немеет:

Я жажду звуков, но не слов…

Чтоб высказать, чем сердце пламенеет,

Как рвётся чувство из оков.

                                                               Н. Ф. Щербина.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37610. Изучение частотных характеристик мультивибратора Ройера в зависимости от величины нагрузки 310.5 KB
  Установив входное напряжение 30 В, путем изменения нагрузки, изменяем ток нагрузки до минимального возможного значения, фиксируя каждый раз значения токов Iвх , Iн, напряжения на нагрузке и частоты. Рассчитываем значения потребляемой мощности, выходной мощности и КПД
37611. Описание и моделирование регулярных (систолических) схем 289.5 KB
  Необходимо спроектировать VHDL-модель заданного устройства одним из указанных способов согласно требованиям, сформулированным к каждому варианту задания, разработать тестирующие воздействия и выполнить моделирование работы устройства.
37612. Проведение экспериментальных работ при исследовании переходных процессов в электрических цепях 115 KB
  На экране осциллографа получаем изображение зависимости напряжения и тока конденсатора от времени.Зарисовываем осциллограммы тока и напряжения на конденсаторе: Рассчитываем по осциллограмме постоянные времени разряда и заряда конденсатора по кривой uсt. На экране осциллографа получаем изображения зависимости тока и напряжения катушки от времени. Зарисовываем осциллограммы тока и напряжения катушки: Рассчитываем по осциллограмме постоянные времени при подключении и отключении катушки по кривой it.
37613. История государства и права зарубежных стран (ИГПЗС) 712 KB
  В силу конкретноисторического подхода к государственноправовым явлениям и процессам присущим тому или иному обществу на том или ином этапе его развития оперируя множеством фактов и событий политической жизни деятельности государств правительств классов и партий ИГПЗС ставит своей целью выявление исторических закономерностей развития государства и права. ИГПЗС тесно связана с другой юридической наукой и учебной дисциплиной Теорией государства и права также изучающей закономерности развития государства и права. Теория...
37614. Основи теорії транспортних процесів і систем 4.22 MB
  У цьому розділі вивчаються питання стосовно експлуатаційних властивостей транспортних засобів що використовуються для організації процесу перевезення вантажів та пасажирів. В країнах Азії до цих пір переміщення вантажів та людей за допомогою коромисел є дуже розповсюдженим. В умовах первинно общинного ладу для транспортування людей та вантажів використовувались найпростіші засоби включаючи в'ючних тварин. На сьогодні транспорт це одна із найважливіших галузей матеріального виробництва що виконує перевезення людей та вантажів.
37615. Программирование на языке ассемблера для микропроцессоров фирмы Intel 411.5 KB
  Программист или любой другой пользователь может использовать любые высокоуровневые средства вплоть до программ построения виртуальных миров и возможно даже не подозревать что на самом деле компьютер выполняет не команды языка на котором написана его программа а их трансформированное представление в форме скучной и унылой последовательности команд совсем другого языка машинного. шесть регистров сегментов: cs ds ss es fs gs; регистры состояния и управления: регистр флагов eflags flags; регистр указателя команды eip ip. Его...
37616. Тезисы лекций по маркетингу 534.5 KB
  В этой ипостаси маркетинг существует несколько тысяч лет когда произошло отделение купца негоцианта от производителя товара ремесленника. Производственная: Разработка ассортимента новых продуктов; Разработка требований к новым товарам Сбытовая: Выбор каналов сбыта. Сравнительный анализ сбытовой и современной концепций маркетинга Сбытовая Современный маркетинг Учет потребностей Предприятия Потребителей Производится то что Удается произвести Что будет куплено Ассортимент Узкий Широкий Горизонт планирования Краткосрочный Длительный...
37617. Бег с барьерами 15.99 KB
  Дисциплины: Зимний сезон : 50 метров 60 метров Летний сезон : 100 метров женщины 110 метров мужчины 400 метров История Первые упоминания об официальных стартах в барьерном беге относятся к соревнованиям в Англии в 1837 году в колледже Итон. Олимпийский дебют на дистанции 110 метров с барьерами состоялся в 1896 году.
37618. Горный бег 18.2 KB
  Классификация трасс по критерию набор высоты Категория А: набор высоты составляет как минимум 76 метров 250 футов на каждую милю 16 км дистанции; по шоссе проходит не более 20 от общей длины трассы; трасса должна быть длиной не менее одной мили 16 Категория В: набор высоты составляет как минимум 38 метров 125 футов на каждую милю 16 км дистанции; по шоссе проходит не более 30 от общей длины трассы; Категория С: набор высоты составляет как минимум 304 метра 100 футов на каждую милю 16 км дистанции; по шоссе проходит не...