57422
МУЗЫКА В КИНОФИЛЬМАХ
Конспект урока
Педагогика и дидактика
Цель: показать роль музыки в кинофильмах: музыка помимо наших желаний вызывает эмоциональный отклик, дать понятие «тапер»; показать что литература и музыка не иллюстрируют одна другую, а по разному изображают мир, дополняя, обогащая и усиливая наши переживания...
Русский
2014-04-12
1.41 MB
51 чел.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Харабали»
Астраханской области
Министерство образования и науки Астраханской области
Астраханский институт повышения квалификации и переподготовки
Кафедра культурологии и филологического образования
Областной видеоконкурс
«Самый креативный учитель музыки
Астраханской области»
6 класс
Подготовила:
учитель музыки
МОУ «СОШ № 2 г. Харабали»
Судакова О.Н..
2007 - 2008
Цель: показать роль музыки в кинофильмах: музыка помимо наших желаний вызывает эмоциональный отклик, дать понятие «тапер»; показать что литература и музыка не иллюстрируют одна другую, а по разному изображают мир, дополняя, обогащая и усиливая наши переживания; прививать художественно-эстетический вкус, интерес к предмету.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Музыкальный материал:
Оборудование: проектор, слайды для просмотра, аудиозаписи,
видеозаписи, фортепиано, синтезатор.
2. Сообщение темы урока.
Эмоциональное воздействие музыки возрастает в огромной степени при совпадении её со зрительным восприятием.
Арам Хачатурян.
На экране слайды № 1,2:
Учитель: Киноискусство 20 века с самого своего рождения неразрывно связано с музыкой. «Великим немым» называли кино, когда оно ещё не было звуковым. Зрители не могли услышать с экрана ни одного слова, но воспринимать фильм им помогала музыка.
На экране слайд № 3:
Учитель: Обычно в кинотеатре служил ТАПЁР (пианист, который сопровождал игрой на фортепиано показ фильма).
Музыка помогала понять и пережить события фильма: она грустила и радовалась, пугалась и удивлялась вместе с артистами на экране; как и они, бывала нежной, грациозной и грозной, серьёзной и смешной.
И сегодня мы с удовольствием смотрим фильмы Чарли Чаплипа с их разнообразной музыкой весёлой и сердечной.
И вот герои заговорили. Звуковому кино ещё больше стала нужна музыка замечательное средство характеристики героев фильма, времени, окружения, всей атмосферы действия.
Учитель: Обращали ли вы внимание, что в начале почти каждого фильма звучит музыка?
Ученик: Да.
Учитель: На экране ещё только название картины, фамилии актёров и создателей фильма, а музыка уже вводит нас в главное настроение, время событий, которые должны произойти. Она захватывает нас и помогает сопереживать героям фильма.
Учитель: Вспомните увертюру И.О.Дунаевского к к/ф «Дети капитана Гранда». В ней мы сразу слышим грозный шум моря. Музыка повествует нам о романтике и опасности морских путешествий, показывает приключенческий характер событий, зовёт к подвигу.
Во многих фильмах герои поют замечательные песни. Кажется, что песня «слетает» с экрана и становится любимой песней целого поколения, своего времени. Так случилось с
Учитель: И конечно из тех кинофильмов, которые демонстрируются в наше время.
Учитель: Назовите песни из ваших любимых фильмов.
Ученик: «Гостья из будущего», «Золотой ключик», « Приключения
Электроника». . .
Учитель: Телевидение привело в дом не только кинофильмы, но и разнообразные передачи. Каждая третья музыкальная. Музыка звучит как эпиграф к передачам:
Учитель: А можно ли представить детские кинофильмы без чудесной музыки и прекрасных песен?
Звучат произведения:
Учитель: Назовите мультфильмы, в которых звучит музыка?
Ученик: Бременские музыканты, Летучий корабль, Ну погоди…
Учитель: Для чего же нужна песня в кинофильмах?
Ученик: Чтобы фильмы были многозвучными и разнообразными.
Ученик: Песня не только характеризует героя фильма, помогает лучше понять его, она создаёт настроение картины, насыщает её красотой, звуковой многозвучностью.
Учитель: Сегодня на уроке мы обратимся к некоторым произведениям, написанным к кинофильмам.
1) Г. Свиридов «Тройка».
Учитель: Очень не просто во второй половине 20 века создать кинофильм по повести А. С. Пушкина «Метель» об интересной, загадочной судьбе героев, об их высоких чувствах, которые трудно выразить словами.
Эту задачу не решить без музыки. Она звучит в фильме с первых кадров, словно волшебной силой перенося нас в пушкинское время и без слов выражает то, что переполняет человеческую душу.
Вслушайтесь, с какой музыкальной интонацией начинает свою повесть А. С. Пушкин.
Кони мчатся по буграм,
Топчут снег глубокий…
Вот, в сторонке божий храм
Виден одинокий
………………………….
Вдруг метелица кругом;
Снег валит клоками;
Чёрный ворон, свистя крылом
Вьётся над санями
Вещий стон гласит печаль!
Кони торопливы
Чутко смотрят в тёмну даль,
Воздымая гривы.
Учитель: В 1974 г. Композитор Георгий Васильевич Свиридов (показ портрета) вновь возвращается к Пушкину. Образный мир пушкинской поэзии вдохновляет композитора на создание прекрасной музыки к к/ф «Метель».
Слушание: Г. Свиридов «Тройка»
Вопросы ученикам:
2) Музыка в кинофильме «Звуки музыки».
Учитель: Существуют музыкальные фильмы, то есть фильмы, в которых музыка является главным действующим лицом. Например, в весёлом американском фильме «Звуки музыки» показано, как любовь к музыке сделала друзьями шаловливых ребят и их молодую воспитательницу.
Она придумывала для них захватывающую и не очень тяжёлую музыку. Мелодия вырастала из простых интонаций, из нескольких звуков, даже из обыкновенной гуммы. И получилось, что простая, весёлая детская музыка стала главным действующим лицом музыкального фильма.
Слушание фрагмента из кинофильма «Звуки музыки»
До, ре, ми, фа, соль, ля, си
Прилетели воробьи,
На мою тетрадку сели
И мелодию запели.
На экране слайд № 4:
Учитель: А что такое гамма?
На экране слайд № 5:
Ученик: Последовательное звучание нот в пределах октавы.
Учитель: Если на фортепиано последовательно нажимать все белые клавиши от ноты До вверх до следующей ноты До, звучащей на октаву выше,- получается гамма До мажор.
Гамма может быть восходящей или нисходящей, то есть звуки в ней будут подниматься или спускаться, они движутся словно со ступеньки на ступеньку - постепенно.
Гамма всегда называется по первому звуку. Этот основой устойчивый звук называется тоникой.
На экране слайд № 6:
Задание: Найдите эпизоды в песни «Звуки музыки», построенные на ступеньках гаммы До мажор.
На экране слайд № 7:
Ученик: Основная мелодия песни построена на ступенях гаммы До мажор.
Учитель: И ещё один фильм, который трудно представить без песен. Это фильм, который вы, несомненно, смотрели.
Просмотр отрывка из к/ф «Приключения Электроника».
Вопросы ученикам:
Учитель: Что это за фильм?
Ученик: Приключения Электроника.
Учитель: Какие песни из этого кинофильма вам известны?
Ученик: «Это знает всякий», «Ты человек», «Колокола». . .
Учитель: Кто их автор?
Ученик: музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина.
Учитель: В каком эпизоде звучит песня «Колокола»?
Ученик: В конце фильма.
Исполнение песни «Колокола» муз. Е. Крылатова сл. Ю. Энтина.
Учитель: Поделитесь своими впечатлениями.
Учитель: Какое настроение создаёт песня у зрителей, слушателей?
Ученик: Весёлое, бодрое. . .
Учитель: Отличается ли настроение в запеве и припеве?
Ученик: Да, в запеве музыка спокойная, а припев исполняется в боле
быстром темпе.
Учитель: Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?
Ученик: Без литературы не появились бы романсы, инструментальные пьесы, оперы, балеты, кантаты, симфонии, музыкальные фильмы.
Во всём мире не существовали бы театры, оперы и балеты, а в филармониях и в концертных залах люди не услышали бы чудесных произведений, в которых звучат песни. Какой безрадостной стала бы жизнь. Люди перестали бы петь, т. к. исчезли бы песни.
Учитель: Литература и музыка не иллюстрируют одна другую. Они по разному изображают мир, дополняя, обогащая и усиливая наши переживания.
Музыка.
От полноты души язык немеет:
Я жажду звуков, но не слов…
Чтоб высказать, чем сердце пламенеет,
Как рвётся чувство из оков.
Н. Ф. Щербина.