57422

МУЗЫКА В КИНОФИЛЬМАХ

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: показать роль музыки в кинофильмах: музыка помимо наших желаний вызывает эмоциональный отклик, дать понятие «тапер»; показать что литература и музыка не иллюстрируют одна другую, а по разному изображают мир, дополняя, обогащая и усиливая наши переживания...

Русский

2014-04-12

1.41 MB

51 чел.

Тема : Музыка в кинофильмах

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Харабали»

Астраханской области

Министерство образования и науки Астраханской области

Астраханский институт повышения квалификации и переподготовки

Кафедра культурологии и филологического образования

Областной видеоконкурс

«Самый креативный учитель музыки

 Астраханской области»

Тема урока 

«МУЗЫКА В КИНОФИЛЬМАХ»

6 класс

Подготовила:

учитель музыки

МОУ «СОШ № 2 г. Харабали»

Судакова О.Н..

2007 - 2008

Тема урока «МУЗЫКА В КИНОФИЛЬМАХ».

Цель: показать роль музыки в кинофильмах: музыка помимо наших желаний    вызывает эмоциональный   отклик, дать понятие «тапер»; показать что литература и музыка не иллюстрируют одна другую, а по разному изображают мир, дополняя, обогащая и усиливая наши переживания; прививать художественно-эстетический вкус, интерес к предмету.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Музыкальный материал: 

  1.  Г. Свиридов «Тройка» (из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель»);
  2.  Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной «Звуки музыки»;
  3.  муз. Е. Крылатова ,сл. Ю. Энтина «Колокола» (из к\ф «Приключения Электроника).

Оборудование:  проектор, слайды для просмотра, аудиозаписи,

                               видеозаписи, фортепиано, синтезатор.

План  урока.

  1.  Организационный момент.
  2.  Сообщение темы урока.
  3.  Беседа «Музыка - великая сила».
  4.  Слушание и анализ музыкальных произведений к фильмам.
    1.  Г. Свиридов «Тройка».
    2.  Музыка в кинофильме «Звуки музыки».
  5.  Разучивание песни «Звуки музыки» Р. Роджерса.
  6.  Знакомство с музыкой из кинофильма «Приключения Электроника».
  7.  Итог урока.

Ход урока.

  1.  Организационный момент.

2.  Сообщение темы урока.

Эмоциональное воздействие музыки возрастает в огромной степени при совпадении  её со зрительным восприятием.

Арам Хачатурян.

На экране слайды № 1,2:

  1.  Беседа «Музыка - великая сила».

Учитель: Киноискусство 20 века с самого своего рождения неразрывно связано с музыкой. «Великим немым» называли кино, когда оно ещё не было звуковым. Зрители не могли услышать с экрана ни одного слова, но воспринимать фильм им помогала музыка.

На экране слайд № 3:

Учитель: Обычно в кинотеатре служил ТАПЁР (пианист, который сопровождал игрой на фортепиано показ фильма).

Музыка помогала понять и пережить события фильма: она грустила и радовалась, пугалась и удивлялась вместе с артистами на экране; как и они, бывала нежной, грациозной и грозной, серьёзной и смешной.

И сегодня мы с удовольствием смотрим фильмы Чарли Чаплипа с их разнообразной музыкой – весёлой и сердечной.

И вот герои заговорили. Звуковому кино ещё больше стала нужна музыка – замечательное средство характеристики героев фильма, времени, окружения, всей атмосферы действия.

Учитель: Обращали ли вы внимание, что в начале почти каждого фильма звучит музыка?

Ученик: Да.

Учитель: На экране ещё только название картины, фамилии актёров и создателей фильма, а музыка уже вводит нас в главное настроение, время событий, которые должны произойти. Она захватывает нас и помогает сопереживать героям фильма.

Учитель: Вспомните увертюру И.О.Дунаевского к к/ф  «Дети капитана Гранда». В ней мы сразу слышим грозный шум моря. Музыка повествует нам о романтике и опасности морских путешествий, показывает приключенческий характер событий, зовёт к подвигу.

Во многих фильмах герои поют замечательные песни. Кажется, что песня «слетает» с экрана и становится любимой песней целого поколения, своего времени. Так случилось с

  •  «Песней о встречном» Д.Шостаковича из к/ф «Встречный»,
  •  «Песней о Родине» И.Дунаевского из к/ф «Цирк»;
  •  «Песней о тревожной молодости» А. Пахмутовой из к/ф «По ту сторону»;
  •  «С чего начинается Родина» В.Баснера из к/ф Щит и меч».

Учитель: И конечно из тех кинофильмов, которые демонстрируются в наше время.

  •   «Две любви» из к/ф «Татьянин день»;
  •  «Человек дождя» из к/ф «Родные люди».

Учитель: Назовите песни из ваших любимых фильмов.

Ученик:  «Гостья из будущего», «Золотой ключик», « Приключения

               Электроника». . .

                                                                      

Учитель: Телевидение привело в дом не только кинофильмы, но и разнообразные передачи. Каждая третья музыкальная. Музыка звучит как эпиграф к передачам:

  •  Человек и закон                                         
  •  Сам себе режиссер
  •  Ералаш                                                         
  •  Спокойной ночи малыши
  •  Время                                                            
  •  Что? Где? Когда?
  •  Народный артист                                     
  •  Большие гонки.

 

Учитель: А можно ли представить детские кинофильмы без чудесной музыки и прекрасных песен?

Звучат произведения:     

  •  «Буратино» из к/ф « Золотой ключик»;
  •   «Песня Красной Шапочки» из к/ф «Красная Шапочка»;
  •  «Прекрасное далёко» из к/ф «Гостья из будущего»;
  •   «Крылатые качели» из к/ф «Приключения Электроника»;
  •  «Это знает всякий» из к/ф «Приключения Электроника»;
  •  «Дорогою добра» из к/ф «Приключения Маленького Мука».

Учитель: Назовите мультфильмы, в которых звучит музыка?

Ученик: Бременские музыканты, Летучий корабль, Ну погоди…

Учитель: Для чего же нужна песня в кинофильмах?

Ученик: Чтобы фильмы были многозвучными и разнообразными.

Ученик: Песня не только характеризует героя фильма, помогает лучше понять его, она создаёт настроение картины, насыщает её красотой, звуковой многозвучностью.

  1.  Слушание и анализ музыкальных произведений к фильмам.

Учитель: Сегодня на уроке мы обратимся к некоторым произведениям, написанным к кинофильмам.

1) Г. Свиридов «Тройка».

  

Учитель: Очень не просто во второй половине 20 века создать кинофильм по повести А. С. Пушкина «Метель» об интересной, загадочной судьбе героев, об их высоких чувствах, которые трудно выразить словами.

Эту задачу не решить без музыки. Она звучит в фильме с первых кадров, словно волшебной силой перенося нас в пушкинское время и без слов выражает то, что переполняет человеческую душу.

Вслушайтесь, с какой музыкальной интонацией начинает свою повесть А. С. Пушкин.

Кони мчатся по буграм,

Топчут снег глубокий…

Вот, в сторонке божий храм

Виден одинокий

………………………….

Вдруг метелица кругом;

Снег валит клоками;

Чёрный ворон, свистя крылом

Вьётся над санями

Вещий стон гласит печаль!

Кони торопливы

Чутко смотрят в тёмну даль,

Воздымая гривы.

Учитель: В 1974 г. Композитор Георгий Васильевич Свиридов (показ портрета) вновь возвращается к Пушкину. Образный мир пушкинской поэзии вдохновляет композитора на создание прекрасной музыки к к/ф «Метель».

Слушание: Г. Свиридов «Тройка»

Вопросы ученикам:

  1.  Удалось ли композитору почувствовать поэтическую интонацию повести А. С. Пушкина и передать её в музыке?
    1.  Если бы вы были кинооператорами, какие кадры сняли бы к этой музыке?
    2.  Что преобладает в музыкальном образе: душевное состояние человека или показ тройки, которая торопливо мчится?

2) Музыка в кинофильме «Звуки музыки».

 

Учитель:   Существуют музыкальные фильмы, то есть фильмы, в которых музыка является главным действующим лицом. Например, в весёлом американском фильме «Звуки музыки» показано, как любовь к музыке сделала друзьями шаловливых ребят и их молодую воспитательницу.

Она придумывала для них захватывающую и не очень тяжёлую музыку. Мелодия вырастала из простых интонаций, из нескольких звуков, даже из обыкновенной гуммы. И получилось, что простая, весёлая детская музыка стала главным действующим лицом музыкального фильма.

Слушание фрагмента из кинофильма «Звуки музыки»

До, ре, ми, фа, соль, ля, си

                                          Прилетели воробьи,

                                          На мою тетрадку сели

                                         И мелодию запели.

На экране слайд № 4:

Учитель: А что такое гамма?

На экране слайд № 5:

Ученик: Последовательное звучание нот в пределах октавы.

Учитель: Если на фортепиано последовательно нажимать все белые клавиши от  ноты До вверх до следующей ноты До, звучащей на октаву выше,- получается гамма До мажор.

Гамма может быть восходящей или нисходящей, то есть звуки в ней будут подниматься или спускаться, они движутся словно со ступеньки на ступеньку - постепенно.

Гамма всегда называется по первому звуку. Этот основой устойчивый звук называется тоникой.

На экране слайд № 6:

  1.  Разучивание песни «Звуки музыки» Р. Роджерса.

Задание: Найдите эпизоды в песни «Звуки музыки», построенные на ступеньках гаммы До мажор.

На экране слайд № 7:

Ученик: Основная мелодия песни построена на ступенях гаммы До мажор.

  1.  Знакомство с музыкой из кинофильма «Приключения Электроника».

Учитель: И ещё один фильм, который трудно представить без песен. Это фильм, который вы, несомненно, смотрели.

 

Просмотр отрывка из к/ф «Приключения Электроника».

Вопросы ученикам:

Учитель: Что это за фильм?

Ученик:  Приключения Электроника.

   Учитель: Какие песни из этого кинофильма вам известны?

Ученик:  «Это знает всякий», «Ты – человек», «Колокола». . .

Учитель: Кто их автор?

Ученик:  музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина.

Учитель: В каком эпизоде звучит песня «Колокола»?

Ученик:  В конце фильма.

Исполнение песни «Колокола» муз. Е. Крылатова сл. Ю. Энтина.

 

Учитель: Поделитесь своими впечатлениями.

Учитель: Какое настроение создаёт песня у зрителей, слушателей?

Ученик:  Весёлое, бодрое. . .

Учитель: Отличается ли настроение в запеве и припеве?

Ученик:  Да, в запеве музыка спокойная, а припев исполняется в боле

              быстром темпе.

  1.  Итог урока.

Учитель: Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?

Ученик: Без литературы не появились бы романсы, инструментальные пьесы, оперы, балеты, кантаты, симфонии, музыкальные фильмы.

 Во всём мире не существовали бы театры, оперы и балеты, а в филармониях и в концертных залах люди не услышали бы чудесных произведений, в которых звучат песни. Какой безрадостной стала бы жизнь. Люди перестали бы петь, т. к. исчезли бы песни.

Учитель: Литература и музыка не иллюстрируют одна другую. Они по разному изображают мир, дополняя, обогащая и усиливая наши переживания.

Музыка.

От полноты души язык немеет:

Я жажду звуков, но не слов…

Чтоб высказать, чем сердце пламенеет,

Как рвётся чувство из оков.

                                                               Н. Ф. Щербина.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42317. ДОСЛIДЖЕННЯ РЕЖИМIВ РОБОТИ ГРАФОПОБУДУВАЧА 31.5 KB
  Ознайомитися з принципом дї та системою команд графопобудувача HPGLдод. Дослiдити роботу графопобудувача в режимі емуляції. Принципи дiї та основнi команди графопобудувача.
42318. Использование шаблонов при создании презентаций 191 KB
  На панели задач щелкните на кнопке Пуск Strt. В стартовом диалоговом окне щелкните на кнопке выбора Шаблон презентации Templte и затем на кнопке ОК. Примечание: Если вы продолжаете сеанс работы после предыдущего урока щелкните на меню Файл File и затем на команде Создать New. Щелкните на вкладке Дизайны презентаций Presenttion Designs.
42319. Информационные системы и системы управления базами данных 2.77 MB
  Информационные системы и системы управления базами данных Введение Информационные системы взаимодействия видов транспорта ИСВВТ отличаются от других информационных систем ИС в основном решаемыми задачами. Поэтому в основе любой из них лежит среда хранения обработки и доступа к данным база данных;  информационные системы ориентируются на конечного пользователя не обладающего высокой квалификацией в области применения вычислительной техники. Системы управленя базами данных Любая ИС оперирует информацией о той...
42320. Базы данных реляционных и объектно-реляционных СУБД 1.19 MB
  Рассмотрим смысл этих понятий на примере отношения таблицы СТУДЕНТЫсодержащего информацию о студентах некоторого вуза табл. Тип данных определяет диапазон значений которые можно сохранить в переменной или столбце таблицы отношения а также набор операций разрешенных для данных этого типа. Например предположим что в БД кроме таблицы СТУДЕНТЫ Табл. Допустим что столбец Имя таблицы СТУДЕНТЫ и столбец ФИО таблицы ПРЕПОДАВАТЕЛИ имеют одинаковые типы данных максимальную длину в обоих столбцах используется кириллица и смысл...
42321. Архитектура баз данных и способы доступа к ним в пакете Delphi 361.5 KB
  Архитектура баз данных Современная система управления базами данных такая как InterBse SQL Server пакета Delphi или Microsoft SQL Server 2000 может поддерживать хранение и обработку множества баз данных к которым одновременно могут обращаться множество пользователей. Прежде чем учиться управлению этими базами данных познакомимся с их структурой то есть с представлением базы данных на логическом и физическом уровнях. При этом будет рассмотрен список объектов поддерживаемых базами данных InterBse SQL Server 6 сокращённо...
42322. Операции с базой данных 238.5 KB
  Операции с базой данных Цель работы Изучить операции с базами данных в целом. Получить навыки использования приложения IBExpert для создания удаления регистрации подключения извлечения метаданных резервного копирования и восстановления базы данных СУБД Firebird. Изучить SQLоператоры для создания подключения и удаления базы данных. Исходные данные Студент получает индивидуальный вариант исходных данных который используется при выполнении всех лабораторных работ.
42323. Домены. SQL-операторы для работы с доменами 135.5 KB
  Домены Цель работы Изучить типы данных Firebird. Исходные данные Вариант исходных данных с кратким описанием предметной области получен студентом при выполнении первой лабораторной работы. Эта модель стала революционным событием в развитии баз данных . Элементы реляционной модели данных и формы их представления приведены в таблице 1.
42324. Таблицы. SQL-операторы для работы с таблицами и индексами 197.5 KB
  Изучить способы создания изменения и удаления таблиц. Теоретические сведения Таблицы Tbles Firebird реляционная СУБД поэтому все данные в Firebird хранятся в виде двумерных таблиц со строками и столбцами. Основные ограничения которым должны удовлетворять таблицы: Каждый столбец в таблице имеет уникальное имя. Первичный ключ это столбец который выбран для уникальной идентификации записей базы данных строк таблицы.
42325. Технология создания простейшей информационной системы 8.22 MB
  База данных должна содержать две таблицы: Товары и Приход товаров. Таблицы оперативной части ИС предназначены для работы с оперативной информацией значение которой актуально обычно только в течение короткого времени от момента поступления такой информации до момента окончания её обработки. Рабочая структура таблиц приведена ниже: Таблица Товары Название поля Смысл Тип Длина Tovr Наименование товара Строка 20 EdIzm Единица измерения Строка 10 Zen Цена за единицу измерения Целочисленный Таблица Приход товаров Название поля...