57422

МУЗЫКА В КИНОФИЛЬМАХ

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: показать роль музыки в кинофильмах: музыка помимо наших желаний вызывает эмоциональный отклик, дать понятие «тапер»; показать что литература и музыка не иллюстрируют одна другую, а по разному изображают мир, дополняя, обогащая и усиливая наши переживания...

Русский

2014-04-12

1.41 MB

51 чел.

Тема : Музыка в кинофильмах

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Харабали»

Астраханской области

Министерство образования и науки Астраханской области

Астраханский институт повышения квалификации и переподготовки

Кафедра культурологии и филологического образования

Областной видеоконкурс

«Самый креативный учитель музыки

 Астраханской области»

Тема урока 

«МУЗЫКА В КИНОФИЛЬМАХ»

6 класс

Подготовила:

учитель музыки

МОУ «СОШ № 2 г. Харабали»

Судакова О.Н..

2007 - 2008

Тема урока «МУЗЫКА В КИНОФИЛЬМАХ».

Цель: показать роль музыки в кинофильмах: музыка помимо наших желаний    вызывает эмоциональный   отклик, дать понятие «тапер»; показать что литература и музыка не иллюстрируют одна другую, а по разному изображают мир, дополняя, обогащая и усиливая наши переживания; прививать художественно-эстетический вкус, интерес к предмету.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Музыкальный материал: 

  1.  Г. Свиридов «Тройка» (из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель»);
  2.  Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной «Звуки музыки»;
  3.  муз. Е. Крылатова ,сл. Ю. Энтина «Колокола» (из к\ф «Приключения Электроника).

Оборудование:  проектор, слайды для просмотра, аудиозаписи,

                               видеозаписи, фортепиано, синтезатор.

План  урока.

  1.  Организационный момент.
  2.  Сообщение темы урока.
  3.  Беседа «Музыка - великая сила».
  4.  Слушание и анализ музыкальных произведений к фильмам.
    1.  Г. Свиридов «Тройка».
    2.  Музыка в кинофильме «Звуки музыки».
  5.  Разучивание песни «Звуки музыки» Р. Роджерса.
  6.  Знакомство с музыкой из кинофильма «Приключения Электроника».
  7.  Итог урока.

Ход урока.

  1.  Организационный момент.

2.  Сообщение темы урока.

Эмоциональное воздействие музыки возрастает в огромной степени при совпадении  её со зрительным восприятием.

Арам Хачатурян.

На экране слайды № 1,2:

  1.  Беседа «Музыка - великая сила».

Учитель: Киноискусство 20 века с самого своего рождения неразрывно связано с музыкой. «Великим немым» называли кино, когда оно ещё не было звуковым. Зрители не могли услышать с экрана ни одного слова, но воспринимать фильм им помогала музыка.

На экране слайд № 3:

Учитель: Обычно в кинотеатре служил ТАПЁР (пианист, который сопровождал игрой на фортепиано показ фильма).

Музыка помогала понять и пережить события фильма: она грустила и радовалась, пугалась и удивлялась вместе с артистами на экране; как и они, бывала нежной, грациозной и грозной, серьёзной и смешной.

И сегодня мы с удовольствием смотрим фильмы Чарли Чаплипа с их разнообразной музыкой – весёлой и сердечной.

И вот герои заговорили. Звуковому кино ещё больше стала нужна музыка – замечательное средство характеристики героев фильма, времени, окружения, всей атмосферы действия.

Учитель: Обращали ли вы внимание, что в начале почти каждого фильма звучит музыка?

Ученик: Да.

Учитель: На экране ещё только название картины, фамилии актёров и создателей фильма, а музыка уже вводит нас в главное настроение, время событий, которые должны произойти. Она захватывает нас и помогает сопереживать героям фильма.

Учитель: Вспомните увертюру И.О.Дунаевского к к/ф  «Дети капитана Гранда». В ней мы сразу слышим грозный шум моря. Музыка повествует нам о романтике и опасности морских путешествий, показывает приключенческий характер событий, зовёт к подвигу.

Во многих фильмах герои поют замечательные песни. Кажется, что песня «слетает» с экрана и становится любимой песней целого поколения, своего времени. Так случилось с

  •  «Песней о встречном» Д.Шостаковича из к/ф «Встречный»,
  •  «Песней о Родине» И.Дунаевского из к/ф «Цирк»;
  •  «Песней о тревожной молодости» А. Пахмутовой из к/ф «По ту сторону»;
  •  «С чего начинается Родина» В.Баснера из к/ф Щит и меч».

Учитель: И конечно из тех кинофильмов, которые демонстрируются в наше время.

  •   «Две любви» из к/ф «Татьянин день»;
  •  «Человек дождя» из к/ф «Родные люди».

Учитель: Назовите песни из ваших любимых фильмов.

Ученик:  «Гостья из будущего», «Золотой ключик», « Приключения

               Электроника». . .

                                                                      

Учитель: Телевидение привело в дом не только кинофильмы, но и разнообразные передачи. Каждая третья музыкальная. Музыка звучит как эпиграф к передачам:

  •  Человек и закон                                         
  •  Сам себе режиссер
  •  Ералаш                                                         
  •  Спокойной ночи малыши
  •  Время                                                            
  •  Что? Где? Когда?
  •  Народный артист                                     
  •  Большие гонки.

 

Учитель: А можно ли представить детские кинофильмы без чудесной музыки и прекрасных песен?

Звучат произведения:     

  •  «Буратино» из к/ф « Золотой ключик»;
  •   «Песня Красной Шапочки» из к/ф «Красная Шапочка»;
  •  «Прекрасное далёко» из к/ф «Гостья из будущего»;
  •   «Крылатые качели» из к/ф «Приключения Электроника»;
  •  «Это знает всякий» из к/ф «Приключения Электроника»;
  •  «Дорогою добра» из к/ф «Приключения Маленького Мука».

Учитель: Назовите мультфильмы, в которых звучит музыка?

Ученик: Бременские музыканты, Летучий корабль, Ну погоди…

Учитель: Для чего же нужна песня в кинофильмах?

Ученик: Чтобы фильмы были многозвучными и разнообразными.

Ученик: Песня не только характеризует героя фильма, помогает лучше понять его, она создаёт настроение картины, насыщает её красотой, звуковой многозвучностью.

  1.  Слушание и анализ музыкальных произведений к фильмам.

Учитель: Сегодня на уроке мы обратимся к некоторым произведениям, написанным к кинофильмам.

1) Г. Свиридов «Тройка».

  

Учитель: Очень не просто во второй половине 20 века создать кинофильм по повести А. С. Пушкина «Метель» об интересной, загадочной судьбе героев, об их высоких чувствах, которые трудно выразить словами.

Эту задачу не решить без музыки. Она звучит в фильме с первых кадров, словно волшебной силой перенося нас в пушкинское время и без слов выражает то, что переполняет человеческую душу.

Вслушайтесь, с какой музыкальной интонацией начинает свою повесть А. С. Пушкин.

Кони мчатся по буграм,

Топчут снег глубокий…

Вот, в сторонке божий храм

Виден одинокий

………………………….

Вдруг метелица кругом;

Снег валит клоками;

Чёрный ворон, свистя крылом

Вьётся над санями

Вещий стон гласит печаль!

Кони торопливы

Чутко смотрят в тёмну даль,

Воздымая гривы.

Учитель: В 1974 г. Композитор Георгий Васильевич Свиридов (показ портрета) вновь возвращается к Пушкину. Образный мир пушкинской поэзии вдохновляет композитора на создание прекрасной музыки к к/ф «Метель».

Слушание: Г. Свиридов «Тройка»

Вопросы ученикам:

  1.  Удалось ли композитору почувствовать поэтическую интонацию повести А. С. Пушкина и передать её в музыке?
    1.  Если бы вы были кинооператорами, какие кадры сняли бы к этой музыке?
    2.  Что преобладает в музыкальном образе: душевное состояние человека или показ тройки, которая торопливо мчится?

2) Музыка в кинофильме «Звуки музыки».

 

Учитель:   Существуют музыкальные фильмы, то есть фильмы, в которых музыка является главным действующим лицом. Например, в весёлом американском фильме «Звуки музыки» показано, как любовь к музыке сделала друзьями шаловливых ребят и их молодую воспитательницу.

Она придумывала для них захватывающую и не очень тяжёлую музыку. Мелодия вырастала из простых интонаций, из нескольких звуков, даже из обыкновенной гуммы. И получилось, что простая, весёлая детская музыка стала главным действующим лицом музыкального фильма.

Слушание фрагмента из кинофильма «Звуки музыки»

До, ре, ми, фа, соль, ля, си

                                          Прилетели воробьи,

                                          На мою тетрадку сели

                                         И мелодию запели.

На экране слайд № 4:

Учитель: А что такое гамма?

На экране слайд № 5:

Ученик: Последовательное звучание нот в пределах октавы.

Учитель: Если на фортепиано последовательно нажимать все белые клавиши от  ноты До вверх до следующей ноты До, звучащей на октаву выше,- получается гамма До мажор.

Гамма может быть восходящей или нисходящей, то есть звуки в ней будут подниматься или спускаться, они движутся словно со ступеньки на ступеньку - постепенно.

Гамма всегда называется по первому звуку. Этот основой устойчивый звук называется тоникой.

На экране слайд № 6:

  1.  Разучивание песни «Звуки музыки» Р. Роджерса.

Задание: Найдите эпизоды в песни «Звуки музыки», построенные на ступеньках гаммы До мажор.

На экране слайд № 7:

Ученик: Основная мелодия песни построена на ступенях гаммы До мажор.

  1.  Знакомство с музыкой из кинофильма «Приключения Электроника».

Учитель: И ещё один фильм, который трудно представить без песен. Это фильм, который вы, несомненно, смотрели.

 

Просмотр отрывка из к/ф «Приключения Электроника».

Вопросы ученикам:

Учитель: Что это за фильм?

Ученик:  Приключения Электроника.

   Учитель: Какие песни из этого кинофильма вам известны?

Ученик:  «Это знает всякий», «Ты – человек», «Колокола». . .

Учитель: Кто их автор?

Ученик:  музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина.

Учитель: В каком эпизоде звучит песня «Колокола»?

Ученик:  В конце фильма.

Исполнение песни «Колокола» муз. Е. Крылатова сл. Ю. Энтина.

 

Учитель: Поделитесь своими впечатлениями.

Учитель: Какое настроение создаёт песня у зрителей, слушателей?

Ученик:  Весёлое, бодрое. . .

Учитель: Отличается ли настроение в запеве и припеве?

Ученик:  Да, в запеве музыка спокойная, а припев исполняется в боле

              быстром темпе.

  1.  Итог урока.

Учитель: Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?

Ученик: Без литературы не появились бы романсы, инструментальные пьесы, оперы, балеты, кантаты, симфонии, музыкальные фильмы.

 Во всём мире не существовали бы театры, оперы и балеты, а в филармониях и в концертных залах люди не услышали бы чудесных произведений, в которых звучат песни. Какой безрадостной стала бы жизнь. Люди перестали бы петь, т. к. исчезли бы песни.

Учитель: Литература и музыка не иллюстрируют одна другую. Они по разному изображают мир, дополняя, обогащая и усиливая наши переживания.

Музыка.

От полноты души язык немеет:

Я жажду звуков, но не слов…

Чтоб высказать, чем сердце пламенеет,

Как рвётся чувство из оков.

                                                               Н. Ф. Щербина.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30742. Коминтерн и РСИ – особенности стратегии и тактики в 1920 – 1930 гг 25 KB
  в России по инициативе Ленина был создан Коммунистический интернационал Коминтерн участвовали 28 стран был провозглашен курс на мировую социалистическую революцию. На первый план выдвигались не социалистические путем революции а демократические задачи реформы как подготовительный этап на пути к социальной революции. Новые задачи потребовали изменение отношения коммунистов к социалдемократии. Если раньше союз с социалдемократией был невозможен изза разницы во взглядах то теперь этот союз стал возможен т.
30743. Холодная война и ее этапы (с 40-х по 90-е гг.) 24.5 KB
  Конфликт двух сверх держав США и СССР противостояние двух военнополиитческих блоков НАТО и Варшавского договора. Воплощением конфликта стала холодная война между США и СССР. Начало Холодной войны было в момент послевоенного урегулирования когда возникли противоречия между союзниками антигитлеровской коалиции США и Великобритании и СССР. был создан англоамериканский военный союз для борьбы с СССР и коммунистической угрозой.
30744. Захватнические планы Гитлеровской Германии и их осуществление (1935 – 1941 гг.) 24 KB
  Захват чужих территорий стал центром всей политики гитлеровской Германии. Немаловажное значение для развития экономического потенциала Германии и использования его в военных целях против СССР имели захват и ограбление Австрии Чехословакии Польши Франции и других европейских стран. На выполнение только военных заказов Германии работали предприятия оккупированных западноевропейских стран.
30745. Возникновение и приход к власти фашизма в Италии и Германии: общее и особенное 24 KB
  Так в 1919 г возникла 1 фашистская организация в Италии а в Германии националсоциальнеческая. В Италии её возглавил Муссолини а в Германии Гитлер фюрер. фашистское движение в Италии было преобразовано в национальную фашистскую партию с 1922 г.
30746. США и Латинская Америкак: эволюция и проблемы взаимоотношений во второй половине 20 столетия 26.5 KB
  Во время Второй мировой войны создались благоприятные условия для развития национального капитала в Латинской Америке. Выросли цены на сырье ослабло влияние национального капитала увеличились средства для вложения в национальную промышленность. Новый уровень глобализации иначе говоря огромная роль мировых хозяйственных связей привлечение современной технологии и иностранного капитала стал частью стратегии латиноамериканских стран. Основным источником накопления капиталов и модернизации стали широкое привлечение иностранного...
30747. Причины зарождения и сущность фашизма 24 KB
  в конкретной исторической обстановке фашизм нужен определенным кругам империализма чтобы справиться с возрастанием революционного движения разрешить в свою пользу классовые противоречия которые нельзя разрешить старыми методами и формами борьбы. Мировому капиталу фашизм был нужен чтобы разрушить главной оплот международного революционного процесса и антиимпериалистической борьбы СССР. Германский фашизм сопровождался политическими убийствами погромами и др.
30748. Латинская Америка: что принесли неолиберальные преобразования (на опыте 1980 - 1990-х гг.) 27 KB
  стимулировал экономический рост Латинской Америки в начале 90х гг. Другая болевая точка современной Латинской Америки безработица принявшая беспрецедентные масштабы. Финансовоэкономическая стратегия Латинской Америки на 90е гг. В задачи консенсуса входило преодоление инфляции сокращение бюджетного дефицита укрепление национальных валют Латинской Америки.
30749. Причины и характер первой мировой войны, цели воюющих сторон. (28 июля 1914 — 11 ноября 1918) 23.5 KB
  28 июля 1914 11 ноября 1918 стремление к переделу мира в результате противостояния двух военных блоков: Тройственного Союза Германия АвстроВенгрия Италия и Антанты Англия Франция Россия борющихся за гегемонию на континенте. слабое рабочее движение в результате в ряде стран победили партии войны в правящих кругах ряда Западных стран Германия Великобритания АвстроВенгрия и Франция. Цели: Германия создать Новую Европу где влияния Англии Франции и России свелись бы к нулю. АвстроВенгрия как и Германия за...
30750. Бетонирование колонн, стен, перекрытий 14.54 KB
  При возведении стен в разборнопереставной опалубке смесь укладывают участками высотой не более 3 м. В стены толщиной более 05 м при слабом армировании подают бетонную смесь подвижностью 4. Бетонную смесь подают непосредственно в опалубку в нескольких точках по длине участка бадьями виброжелобами бетононасосами. При высоте стен более 3 м используют звеньевые хоботы при этом смесь укладывают горизонтальными слоями толщиной 03.