57422

МУЗЫКА В КИНОФИЛЬМАХ

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: показать роль музыки в кинофильмах: музыка помимо наших желаний вызывает эмоциональный отклик, дать понятие «тапер»; показать что литература и музыка не иллюстрируют одна другую, а по разному изображают мир, дополняя, обогащая и усиливая наши переживания...

Русский

2014-04-12

1.41 MB

51 чел.

Тема : Музыка в кинофильмах

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Харабали»

Астраханской области

Министерство образования и науки Астраханской области

Астраханский институт повышения квалификации и переподготовки

Кафедра культурологии и филологического образования

Областной видеоконкурс

«Самый креативный учитель музыки

 Астраханской области»

Тема урока 

«МУЗЫКА В КИНОФИЛЬМАХ»

6 класс

Подготовила:

учитель музыки

МОУ «СОШ № 2 г. Харабали»

Судакова О.Н..

2007 - 2008

Тема урока «МУЗЫКА В КИНОФИЛЬМАХ».

Цель: показать роль музыки в кинофильмах: музыка помимо наших желаний    вызывает эмоциональный   отклик, дать понятие «тапер»; показать что литература и музыка не иллюстрируют одна другую, а по разному изображают мир, дополняя, обогащая и усиливая наши переживания; прививать художественно-эстетический вкус, интерес к предмету.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Музыкальный материал: 

  1.  Г. Свиридов «Тройка» (из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель»);
  2.  Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной «Звуки музыки»;
  3.  муз. Е. Крылатова ,сл. Ю. Энтина «Колокола» (из к\ф «Приключения Электроника).

Оборудование:  проектор, слайды для просмотра, аудиозаписи,

                               видеозаписи, фортепиано, синтезатор.

План  урока.

  1.  Организационный момент.
  2.  Сообщение темы урока.
  3.  Беседа «Музыка - великая сила».
  4.  Слушание и анализ музыкальных произведений к фильмам.
    1.  Г. Свиридов «Тройка».
    2.  Музыка в кинофильме «Звуки музыки».
  5.  Разучивание песни «Звуки музыки» Р. Роджерса.
  6.  Знакомство с музыкой из кинофильма «Приключения Электроника».
  7.  Итог урока.

Ход урока.

  1.  Организационный момент.

2.  Сообщение темы урока.

Эмоциональное воздействие музыки возрастает в огромной степени при совпадении  её со зрительным восприятием.

Арам Хачатурян.

На экране слайды № 1,2:

  1.  Беседа «Музыка - великая сила».

Учитель: Киноискусство 20 века с самого своего рождения неразрывно связано с музыкой. «Великим немым» называли кино, когда оно ещё не было звуковым. Зрители не могли услышать с экрана ни одного слова, но воспринимать фильм им помогала музыка.

На экране слайд № 3:

Учитель: Обычно в кинотеатре служил ТАПЁР (пианист, который сопровождал игрой на фортепиано показ фильма).

Музыка помогала понять и пережить события фильма: она грустила и радовалась, пугалась и удивлялась вместе с артистами на экране; как и они, бывала нежной, грациозной и грозной, серьёзной и смешной.

И сегодня мы с удовольствием смотрим фильмы Чарли Чаплипа с их разнообразной музыкой – весёлой и сердечной.

И вот герои заговорили. Звуковому кино ещё больше стала нужна музыка – замечательное средство характеристики героев фильма, времени, окружения, всей атмосферы действия.

Учитель: Обращали ли вы внимание, что в начале почти каждого фильма звучит музыка?

Ученик: Да.

Учитель: На экране ещё только название картины, фамилии актёров и создателей фильма, а музыка уже вводит нас в главное настроение, время событий, которые должны произойти. Она захватывает нас и помогает сопереживать героям фильма.

Учитель: Вспомните увертюру И.О.Дунаевского к к/ф  «Дети капитана Гранда». В ней мы сразу слышим грозный шум моря. Музыка повествует нам о романтике и опасности морских путешествий, показывает приключенческий характер событий, зовёт к подвигу.

Во многих фильмах герои поют замечательные песни. Кажется, что песня «слетает» с экрана и становится любимой песней целого поколения, своего времени. Так случилось с

  •  «Песней о встречном» Д.Шостаковича из к/ф «Встречный»,
  •  «Песней о Родине» И.Дунаевского из к/ф «Цирк»;
  •  «Песней о тревожной молодости» А. Пахмутовой из к/ф «По ту сторону»;
  •  «С чего начинается Родина» В.Баснера из к/ф Щит и меч».

Учитель: И конечно из тех кинофильмов, которые демонстрируются в наше время.

  •   «Две любви» из к/ф «Татьянин день»;
  •  «Человек дождя» из к/ф «Родные люди».

Учитель: Назовите песни из ваших любимых фильмов.

Ученик:  «Гостья из будущего», «Золотой ключик», « Приключения

               Электроника». . .

                                                                      

Учитель: Телевидение привело в дом не только кинофильмы, но и разнообразные передачи. Каждая третья музыкальная. Музыка звучит как эпиграф к передачам:

  •  Человек и закон                                         
  •  Сам себе режиссер
  •  Ералаш                                                         
  •  Спокойной ночи малыши
  •  Время                                                            
  •  Что? Где? Когда?
  •  Народный артист                                     
  •  Большие гонки.

 

Учитель: А можно ли представить детские кинофильмы без чудесной музыки и прекрасных песен?

Звучат произведения:     

  •  «Буратино» из к/ф « Золотой ключик»;
  •   «Песня Красной Шапочки» из к/ф «Красная Шапочка»;
  •  «Прекрасное далёко» из к/ф «Гостья из будущего»;
  •   «Крылатые качели» из к/ф «Приключения Электроника»;
  •  «Это знает всякий» из к/ф «Приключения Электроника»;
  •  «Дорогою добра» из к/ф «Приключения Маленького Мука».

Учитель: Назовите мультфильмы, в которых звучит музыка?

Ученик: Бременские музыканты, Летучий корабль, Ну погоди…

Учитель: Для чего же нужна песня в кинофильмах?

Ученик: Чтобы фильмы были многозвучными и разнообразными.

Ученик: Песня не только характеризует героя фильма, помогает лучше понять его, она создаёт настроение картины, насыщает её красотой, звуковой многозвучностью.

  1.  Слушание и анализ музыкальных произведений к фильмам.

Учитель: Сегодня на уроке мы обратимся к некоторым произведениям, написанным к кинофильмам.

1) Г. Свиридов «Тройка».

  

Учитель: Очень не просто во второй половине 20 века создать кинофильм по повести А. С. Пушкина «Метель» об интересной, загадочной судьбе героев, об их высоких чувствах, которые трудно выразить словами.

Эту задачу не решить без музыки. Она звучит в фильме с первых кадров, словно волшебной силой перенося нас в пушкинское время и без слов выражает то, что переполняет человеческую душу.

Вслушайтесь, с какой музыкальной интонацией начинает свою повесть А. С. Пушкин.

Кони мчатся по буграм,

Топчут снег глубокий…

Вот, в сторонке божий храм

Виден одинокий

………………………….

Вдруг метелица кругом;

Снег валит клоками;

Чёрный ворон, свистя крылом

Вьётся над санями

Вещий стон гласит печаль!

Кони торопливы

Чутко смотрят в тёмну даль,

Воздымая гривы.

Учитель: В 1974 г. Композитор Георгий Васильевич Свиридов (показ портрета) вновь возвращается к Пушкину. Образный мир пушкинской поэзии вдохновляет композитора на создание прекрасной музыки к к/ф «Метель».

Слушание: Г. Свиридов «Тройка»

Вопросы ученикам:

  1.  Удалось ли композитору почувствовать поэтическую интонацию повести А. С. Пушкина и передать её в музыке?
    1.  Если бы вы были кинооператорами, какие кадры сняли бы к этой музыке?
    2.  Что преобладает в музыкальном образе: душевное состояние человека или показ тройки, которая торопливо мчится?

2) Музыка в кинофильме «Звуки музыки».

 

Учитель:   Существуют музыкальные фильмы, то есть фильмы, в которых музыка является главным действующим лицом. Например, в весёлом американском фильме «Звуки музыки» показано, как любовь к музыке сделала друзьями шаловливых ребят и их молодую воспитательницу.

Она придумывала для них захватывающую и не очень тяжёлую музыку. Мелодия вырастала из простых интонаций, из нескольких звуков, даже из обыкновенной гуммы. И получилось, что простая, весёлая детская музыка стала главным действующим лицом музыкального фильма.

Слушание фрагмента из кинофильма «Звуки музыки»

До, ре, ми, фа, соль, ля, си

                                          Прилетели воробьи,

                                          На мою тетрадку сели

                                         И мелодию запели.

На экране слайд № 4:

Учитель: А что такое гамма?

На экране слайд № 5:

Ученик: Последовательное звучание нот в пределах октавы.

Учитель: Если на фортепиано последовательно нажимать все белые клавиши от  ноты До вверх до следующей ноты До, звучащей на октаву выше,- получается гамма До мажор.

Гамма может быть восходящей или нисходящей, то есть звуки в ней будут подниматься или спускаться, они движутся словно со ступеньки на ступеньку - постепенно.

Гамма всегда называется по первому звуку. Этот основой устойчивый звук называется тоникой.

На экране слайд № 6:

  1.  Разучивание песни «Звуки музыки» Р. Роджерса.

Задание: Найдите эпизоды в песни «Звуки музыки», построенные на ступеньках гаммы До мажор.

На экране слайд № 7:

Ученик: Основная мелодия песни построена на ступенях гаммы До мажор.

  1.  Знакомство с музыкой из кинофильма «Приключения Электроника».

Учитель: И ещё один фильм, который трудно представить без песен. Это фильм, который вы, несомненно, смотрели.

 

Просмотр отрывка из к/ф «Приключения Электроника».

Вопросы ученикам:

Учитель: Что это за фильм?

Ученик:  Приключения Электроника.

   Учитель: Какие песни из этого кинофильма вам известны?

Ученик:  «Это знает всякий», «Ты – человек», «Колокола». . .

Учитель: Кто их автор?

Ученик:  музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина.

Учитель: В каком эпизоде звучит песня «Колокола»?

Ученик:  В конце фильма.

Исполнение песни «Колокола» муз. Е. Крылатова сл. Ю. Энтина.

 

Учитель: Поделитесь своими впечатлениями.

Учитель: Какое настроение создаёт песня у зрителей, слушателей?

Ученик:  Весёлое, бодрое. . .

Учитель: Отличается ли настроение в запеве и припеве?

Ученик:  Да, в запеве музыка спокойная, а припев исполняется в боле

              быстром темпе.

  1.  Итог урока.

Учитель: Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?

Ученик: Без литературы не появились бы романсы, инструментальные пьесы, оперы, балеты, кантаты, симфонии, музыкальные фильмы.

 Во всём мире не существовали бы театры, оперы и балеты, а в филармониях и в концертных залах люди не услышали бы чудесных произведений, в которых звучат песни. Какой безрадостной стала бы жизнь. Люди перестали бы петь, т. к. исчезли бы песни.

Учитель: Литература и музыка не иллюстрируют одна другую. Они по разному изображают мир, дополняя, обогащая и усиливая наши переживания.

Музыка.

От полноты души язык немеет:

Я жажду звуков, но не слов…

Чтоб высказать, чем сердце пламенеет,

Как рвётся чувство из оков.

                                                               Н. Ф. Щербина.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80831. ОСОБЕННОСТИ И МЕТОДЫ РАЗРАБОТКИ И ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 44.64 KB
  На основе анализа ситуации и определения критериев разрабатывается как можно большее количество возможных вариантов решений из которых составляется база данных. Методы принятия решений: 1 индивидуальный решения принимаются непосредственно ответственным лицом руководителем; 2 коллективный решения принимаются в процессе делового совещания мозгового штурма или руководитель сформулировав проблему в письменном виде дает приказание специалистам способным привнести существенный вклад в ее разрешение внести свои предложения. Для этого...
80832. УПРАВЛЯЕМЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ, ИХ СВЯЗИ И ОСОБЕННОСТИ, КЛАССИФИКАЦИЯ 44.67 KB
  В социальноэкономических и политических процессах особый интерес представляют управляемые процессы т. Социальные управляемые процессы включают в себя: деятельность направленную на сохранение жизни и здоровья человека его физическое развитие организацию дошкольного и специального трудового воспитания на создание жилищных коммунальных торговых и бытовых условий обеспечение коммуникациями и поддержание других важных составляющих в которых выражаются эти процессы воспроизводства и общения человека. Экономические управляемые процессы...
80833. ОБЩЕНАУЧНЫЕ И КОНКРЕТНО-ПРЕДМЕТНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 49.34 KB
  Общенаучные методы исследования можно разделить на две большие группы: эмпирические и мыслительнологические методы.мыслительнологические методы: формализация исследование объектов когда их содержание познается с помощью выявленных элементов его формы; аналогия сходство предметов в каких либо свойствах или признаках причем в целом эти предметы различны; абстрагирование процесс мысленного выделения определенных свойств признаков и отношений некоторых объектов явлений и процессов; доказательство процесс установления истинности...
80834. ПРОГРАММА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 46.59 KB
  Программа исследования комплекс основных положений определяющих проведение исслед. актуальность исследования цели и задачи объект и предмет рабочая гипотеза научный подход методы исслед. ресурсное обеспечение предполагаемый результат и ожидаемая эффективность исслед.
80835. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВЕНЬЕВ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА 46.87 KB
  В бюджетную систему России входят бюджеты трех уровней являясь ее самостоятельными частями. К ним относятся государственные бюджеты двух уровней: а Федеральный бюджет; б Бюджеты субъектов Федерации республиканские бюджеты республик в составе РФ; краевые областные бюджеты краев и областей городские бюджеты городов Москвы и СанктПетербурга областной бюджет автономной области и окружные бюджеты автономных округов. Третий уровень местные бюджеты к которым относятся бюджеты муниципальных образований бюджеты районов городов и других...
80836. ФИНАНСОВЫЙ БАЛАНС МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 46.41 KB
  Баланс финансовых ресурсов составляется в соответствии с БК РФ и используется при составлении проекта бюджета. Показатели баланса фин ресурсов формируются на основе прогноза социальноэкономического развития и отчетного баланса фин ресурсов за предыдущий год. Баланс финресурсов позволяет выявить действительный объем и движение всех финансовых ресурсов отразить последовательно и во взаимосвязи их движение включая образование финресурсов передачу в централизованные фонды государства федеральный и региональный уровни получение ресурсов...
80837. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА ГОСУДАРСТВА 45.96 KB
  главные администраторы администраторы доходов бюджета; 10. главные администраторы администраторы источников финансирования дефицита бюджета. Основные задачи бюджетного процесса: выявление материальных и финансовых резервов государства; максимально приближенный к реальности расчет доходов бюджетов; максимально точный расчет расходов бюджетов; обеспечение максимальной сбалансированности бюджетов; согласование бюджетов с реализуемой экономической программой; осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников...
80838. ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ПРИНЦИПЫ И ФАКТОРЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ 44.34 KB
  Производительные силы система субъективных человек и вещественных элементов осуществляющих обмен веществ между человеком и природой в процессе общественного производства. Для современного состояния экономического развития особое значение приобретает рациональное размещение производительных сил позволяющее обеспечивать нам наибольшую эффективность производства получать максимальную прибыль при бережном рациональном использовании природноресурсного потенциала сохранении и улучшении экологических условий жизни населения. Современное...
80839. РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА, ЦЕЛИ И ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ 50.53 KB
  развития регионов является улучшение качества жизни населения. Среди тактических целей развития региона города можно назвать: привлечение новых видов бизнеса; расширение существующего бизнеса развитие малого бизнеса центра города сферы услуг повышение уровня занятости населения региона привлечение средств нас. развития региона: 1 Индекс Развития Человеческого Потенциала.