57424

Строим мосты, не стены. Урок обществознания

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: на основе документального кино, видео и текстовой информации расширить знания учащихся о правах детей, а также способах защиты прав в случаях их нарушения; сформировать критическое отношение обучаемых к толерантности в национальном аспекте на примере Палестины в сравнении с Россией...

Русский

2014-04-12

135.5 KB

3 чел.

Сетевое образовательное сообщество «Право имеет каждый!»

I сетевой конкурс методических разработок

«Права детей. Всегда ли они соблюдаются взрослыми

Методическая разработка урока обществознания

по теме «Строим мосты, не стены»,

9-11 класс, 14-16 лет.

Автор: Сухорукова Надежда Александровна,

учитель истории и обществознания

МБОУ «Лиманская СОШ №2»,

sukhorukovanadeshda@yandex.ru.

2012

План-конспект урока обществознания.

Тема: «Строим мосты, не стены».

Целевая аудитория: 9 - 11 класс, 14 - 16 лет.

Цель урока: на основе документального кино, видео и текстовой информации расширить знания учащихся о правах детей, а также способах защиты прав в случаях их нарушения; сформировать критическое отношение обучаемых к толерантности в национальном аспекте на примере Палестины в сравнении с Россией;  сформировать негативное отношение к насилию и агрессии в любой форме.

Задачи:

  •  образовательные: расширить имеющиеся знания учащихся таких понятий, как права ребёнка, толерантность, межэтнические стереотипы и предрассудки, расизм, фашизм, геноцид, национализм и др.
  •  воспитательные: воспитывать интерес к культуре различных народов,  чувство уважения к их традициям и обычаям, религии, культуру конструктивного и толерантного общение с представителями социума независимо от их национальной принадлежности и мировоззрения,
  •  развивающие: формировать компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей как партнеров в общении и совместной деятельности, развивать умение слушать, вести диалог, отстаивать свою точку зрения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Учащихся в классе (аудитории):  20

Используемые учебники и учебные пособия: 

1. Бетти Э. Риэрдрон. Толерантность - дорога к миру. - М., Изд-во "Бонфи", 2001.

2. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года.

3. Игнатенко А.А. Кто покушается на твои права и свободы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М., Просвещение, 2010.

4. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года. 

5. Конкурс учебных судов. Тема "Толерантность". Дело №1 "О фотографиях в паспорте РФ". Пилотное издание серии "Живое право" в рамках проектов "Развитие толерантности посредством учебных судов", "Гражданское образование: развитие профессионального потенциала", "Мозаика граждановедения". - СПб.: Санкт-Петербургский институт права имени принца П.Г. Ольденбургского, Центр правового и гражданского образования "Живое право", 2005.

6. Сальникова И.В. "Свой" - "чужой". А стоит ли делить?: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М., Просвещение, 2010.

Используемая методическая литература: 

1. Гутников А.Б., Пронькин В.Н., Элиасберг Н.И. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права: Книга для преподавателя: Учебно-методическое пособие. СПб: Изд-во С.-Петерб. ин-та права им. Принца П.Г. Ольденбургского, 2001.

2. Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. М.: Генезис, 2000.

3. Уроки толерантности: Сборник методических материалов /под ред. Н.Н. Гашевой, А.Б. Суслова, Д.П. Поносова, П.В. Микова/ Пермь, 2005. 

Используемое оборудование: 

·             Компьютер

·             Мультимедиа проектор

·             Колонки

·             Экран 

Используемые ЦОР: 

1.  Видеоролик, созданный на основе фрагментов  документального фильма "Мост через Вади" (аннотация к фильму) продолжительностью 23 минуты, который демонстрируется полностью, без пауз. При создании ЦОРа использовалась программа Windows Movie Maker. Для создания ролика использовались 1, 2, 3, 4 части фильма. Временные интервалы в соответствии с каждой частью фильма:

  •  1 часть
  1.  Начало учебного года в школе "Мост через Вади" 00.00.46 - 00.02.3 
  2.  Уроки арабской и еврейской учительниц 00.03.53 - 00.05.35
  3.  Ханука - еврейский праздник 00.05.48 - 00.07.43
  4.  В еврейской семье 00.09.24 - 00.10.52
  5.  Мусульманский праздник Рамадан 00.10.56 - 00.13.10
  6.  Родительское собрание 00.13.38 - 00.14.48
  •  2 часть
  1.  Арабский мальчик в гостях у еврейского друга 00.03.09 - 00.05.50
  2.  Разговор еврейской девочки с отцом подруги-мусульманки 00.09.29 - 00.11.32
  •  3 часть
  1.  День памяти Холокоста 00.06.03 - 00.09.03
  2.  День независимости Израиля и День скорби у арабов 00.11.24 - 00.14.17
  •  4 часть
  1.  О захвате земли и войнах арабов и израильтян 00.00.34 - 00.02.23
  2.  "Никто не должен убивать друг друга" 00.05.44 - 00.07.09

 

2. ЦОР - фотоколлаж, созданный в программе Picasa и сохранённый как рисунок, который проецируется на экран прямо с рабочего стола компьютера. При наличии подключения к интернету можно посмотреть его по адресу http://static.panoramio.com/photos/original/69720829.jpg или сохранить, как рисунок и использовать вышеназванным способом.

 

3. Видеоролик о страданиях детей, созданный из фрагментов  телевизионных новостей, скаченных на собственный канал на YouTube, а затем смонтированный там же с помощью видеоредактора.

 

4. Видеоролик "Репортаж о таджикской девочке", взятый на YouTube и обрезанный на 2 мин.16 сек.

5. Презентация к уроку с итогами анкетирования учащихся 9 -10 классов по проблеме межнациональных отношений. 1 слайд - титульный к началу урока, 2-5 - результаты анкетирования в виде диаграмм.

Презентация к уроку "Строим мосты, не стены"

Краткое описание: 

Урок разработан с использованием технологии игрового обучения в виде дискуссии в стиле телевизионного ток-шоу "Пусть говорят". Для этого сформированы ролевые группы участников ток-шоу: юристов, социологов, учителей, учеников, родителей, приглашённых гостей в лице правозащитников. Роль ведущего играет учитель. Дискуссия организуется на основе различных источников информации: отрывков из документального фильма "Мост через Вади", видеороликов, материалами СМИ, Международными документами по правам ребёнка и др. Данный урок направлен на расширение знаний учащимися своих прав, формировании у них толерантного поведения с представителями различных этнических групп. Результатом проведения данного занятия будет то, что оно поможет учащимся в выработке сознательной ориентации на позиции других людей как партнеров в общении и совместной деятельности.

Требуемое время: 2 часа (90 минут). 1 урок - мотивационный и информационный этапы, 2 урок - аналитический и рефлексивный этапы.

 

Технологическая карта урока

 

Этап урока, время

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Планируемые результаты

Проблемно-мотивационный этап: решение ситуационной задачи, созданной на основе фотоколлажа и видеоролика  (10 минут).

Просматривают фотоколлаж и видеоролик, определяют тему представленного в них сюжета, сравнивают их и формулируют проблемный вопрос дискуссии.

Демонстрирует визуальные источники информации, выслушивает мнения учащихся, направляет наводящими вопросами обсуждение в случае необходимости, затем комментирует их.

Самостоятельное определение учащимися целевой  установки урока, создание игровой ситуации, вхождение в роли, создание положительной мотивации на процесс познания.

Информационный этап: просмотр фрагментов фильма, работа групп (23 минуты  на просмотр фрагментов фильма, 12 минут - на работу групп)

Просматривают фильм "Мост через Вади", изучают документы, готовятся к дискуссии в соответствии со своей ролью.

Организует просмотр фильма, направляет работу групп, оказывает помощь группам в случае необходимости, уточняет, конкретизирует задания.

Развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью, творчески мыслить, сознательно ориентироваться на позицию других членов группы.

Аналитический этап: выступление групп, комментарии учителя, просмотр видеоролика, выполнение упражнения (35 минут)

Представляют результаты своей работы, согласно выбранной роли, используя при этом не только просмотренные фрагменты фильма, но и другие источники информации, которые они получили для знакомства и анализа. Задают вопросы и комментируют ответы других участников групп. Участвуют в игровом упражнении.

 

Выслушивает выступления групп, комментирует ответы и задаёт вопросы, предлагает для анализа видеоролик, проводит игровое упражнение.

Усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта - знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности. Освоение способов деятельности в конкретных жизненных ситуациях.

Рефлексивный этап (10 минут)

Выполняют игровое упражнение, подводят итоги работы, высказывают своё мнение об уроке.

Организует игровое упражнение,  корректирует ответы обучаемых, даёт слово присутствующим гостям. Объясняет домашнее задание.

Закрепление понятия "толерантность", признаков нетолерантного поведения. Усвоение опыта для дальнейшей социализации личности.

 

Ход урока.

 

Предварительная подготовка: организуйте аудиторию по типу студии, расставьте на столы таблички-названия ролей, перед уроком попросите учеников по своему желанию занять место соответствующей роли: юриста, социолога, учителя, родителей, учеников. Если такого желания не возникнет, подскажите им, в какой роли они будут более комфортно себя чувствовать. Роль ведущего ток-шоу может исполнять как учитель, так и по желанию кто-то из учащихся. Предварительно нужно провести анкетирование старшеклассников школы по проблеме межнациональных отношений и группе социологов предложить сделать анализ итогов и оформить их в виде диаграмм в презентации. На данном уроке в роли социологов выступали ученицы 10 класса, которые входят в малую социологическую школу, созданную два года назад и прошли обучение по специальной программе. Поэтому анкетирование, подведение и оформление итогов они делали сами. Так, как на подготовку ведущего времени не отводилось, поэтому, в данном случае, роль ведущего играет учитель. До урока включите 1 слайд презентации.

Оформление студии: на доске повесить плакаты о толерантности, написать тему ток-шоу "Строим мосты, не стены", нарисовать голубым мелом реку, приготовить магниты. Кроме того, понадобиться моток пряжи или верёвки, полоски белой бумаги, маркеры или фломастеры.

 

1. Проблемно-мотивационный этап.

Учитель: Здравствуйте! В эфире ток-шоу «Пусть говорят» и я, его ведущая, Тая Лерантная рада приветствовать всех в нашей студии. Сегодня мы собрались с Вами, чтобы обсудить истории, о которых невозможно молчать! У нас в студии находятся приглашённые специалисты: группа социологов, юристов, педагогов, родителей и учеников Лиманской СОШ №2 п. Лиман Астраханской области, Алла Викторовна Суренкова – ведущий специалист сектора опеки и попечительства несовершеннолетних при администрации МО "Лиманский район", Карагызова Л.К. – заместитель директора по воспитательной работе Лиманской СОШ №2. Наших зрителей, среди которых много старшеклассников и их родителей я тоже приглашаю к активной дискуссии. Тема нашего эфира сегодня «Строим мосты, не стены…».

Ситуационное задание.

Учитель: на международном форуме «Права детей. Всегда ли они соблюдаются взрослыми?», который  проходил в Москве, моё внимание привлекли два сюжета. Это фотоколлаж без названия. Учитель демонстрирует фотоколлаж счастливых улыбающихся детей. Просит учеников ответить на вопрос «Какой, на ваш взгляд, смысл заложил в своё творение автор сюжета? Какое бы  название вы дали этому экспонату выставки?». 

Ученики говорят, что на фото изображены счастливые улыбающиеся дети различных национальностей. Они радостны, дружат друг с другом, не зависимо от национальности.

Затем показывается ролик о трагедиях с гибелью детей при захвате террористами школы в Беслане, расстреле еврейской школы в Тулузе, тяжёлом положении сирийских детей-беженцев. 

Учитель: а  какие чувства вызвал у Вас этот ролик? Что объединяет эти две композиции? В чём отличие?

Таким образом, учитель подводит учеников к самостоятельному формулированию цели занятия, которую они озвучивают. Учитель может подкорректировать её.

Учитель: сегодня мы постараемся на примере Палестины и России выяснить, какие права есть у детей, всегда ли они соблюдаются, а также какие существуют способы защиты прав в случаях их нарушения. Итак, тема нашего ток-шоу "Строим мосты, не стены". О каких мостах и стенах идёт речь, вы узнаете в ходе нашей передачи. Сообщает правила проведения ток-шоу: сначала мы с вами посмотрим фрагмент из документального фильма «Мост через Вади», затем используя дополнительные источники информации, выскажемся по теме нашей дискуссии. Сначала выскажутся специалисты - юристы, социологи, учителя (2-3 минуты), а затем зрители - родители и ученики (1 минута). Ответы на вопросы должны быть как можно конкретнее и короче. Все участники ток-шоу могут задавать друг другу вопросы. Ведущий имеет право прервать выступающего, превысившего лимит времени. Прошу внимательнее смотреть сюжет фильма. 

 

2. Информационный этап

 

Группа учащихся - специалистов в составе:

  •  юристов (два человека),
  •  социологов (два человека),
  •  учителей (два человека) (так как класс небольшой), но можно их число увеличить

а также зрителей:

  •  родителей (5 человек)
  •  учеников (остальные учащиеся)

просматривают документальный фильм "Мост через Вади", а после просмотра работают с раздаточным материалом №1.

Раздаточный материал для групп

3. Аналитический этап.

Каждая группа специалистов  представляет результаты своей работы на основе предложенных вопросов и заданий учителя. В обсуждение включаются зрители: родители и ученики. Учитель умело направляет обсуждение, следит за регламентом выступлений.

Учитель организует обсуждение фильма и документов по вопросам (поощряется приведение примеров, на основе известных фактов из материалов СМИ и интернета):

1.    Какие чувства вызвал у вас этот фильм?

2.    О каких правах ребёнка идёт в нём речь?

3.    Выступая в роли юристов, социологов, педагогов, родителей и учеников, привлекая предложенные вам выдержки из Международных документов, проанализируйте сюжеты из фильма «Мост через Вади» на предмет соблюдения прав ребёнка. Есть ли нарушения каких-либо прав?

4.    А как обстоят дела с правами ребёнка в России? В нашей школе?

 

Учитель:  а теперь посмотрим сюжет из нашей жизни. Ролик о таджикской девочке Мехроне. Как вы можете прокомментировать данный сюжет?

 Учитель организует дискуссию: 

1. Что такое стереотипы? (это понятие уже известно учащимся из темы "Общение как восприятие", если не ответят, можно назвать это определение учителю).

Стереотип- это обобщенное мнение о человеке или группе людей. У нас формируются стереотипы, когда мы не можем или не хотим собрать всю информацию о людях или ситуациях для объективного мнения. В отсутствии "цельной картинки" стереотипы во многих случаях позволяют нам заполнить пробелы в знаниях. Наше общество часто неосознанно формирует стереотипы, которые порой могут привести к дискриминации. Есть стереотипы, и есть индивидуальности. Стереотипы могут быть полезны, а могут быть опасны.

Учитель иллюстрирует смысл стереотипов шуткой про стереотипы.

Дано: муха в стакане с соком.

Практичный немец выбросит муху и выпьет сок.

Сентиментальный француз достанет муху, расправит ей крылышки и не станет пить сок.

Всеядный китаец достанет муху, выпьет сок, закусит мухой.

Прагматичный еврей выпьет сок и продаст муху китайцу.

2.    Откуда берутся стереотипы?

3.    Какие стереотипы вы увидели у героев фильма «Мост через Вади».

4.    Имеются ли у Вас стереотипы, которых Вы придерживаетесь? Почему они появились?

5.    А что такое предрассудки?

Предрассудок— взгляды и мнения, основанные на неточном или искаженном знании, чаще всего принимаемые на веру со слов других людей

Упражнение «Паутина предрассудков»

Цели:

— показать, как себя чувствует человек, являющийся объектом стереотипов и предрассудков;

— дать старшеклассникам возможность научиться оказывать поддержку человеку, чувствующему себя униженным.

Материалы: клубок ниток или моток веревки.

Процедура проведения. 

Ведущий рассказывает о негативной роли предрассудков в отношениях между людьми. Опутанный паутиной предрассудков человек чувствует себя бесправным, беззащитным, обиженным, лишенным права голоса. В отношении некоторых национальностей, этнических меньшинств ходит множество анекдотов, основанных на отрицательных стереотипах и ярлыках. Ведущий просит участников вспомнить и назвать какой-либо народ, который традиционно является объектом насмешек и анекдотов. Например, называют чукчу, «лиц кавказской национальности».

Ведущий предлагает кому-то из участников сыграть роль выбранного народа (в нашем случае это был цыганский народ). Этот участник садится в центр круга на стул (или стоит стоя), а остальные начинают называть черты цыганского народа, основанные на отрицательных стереотипах и предрассудках, или высказывать бытующие негативные представления. После каждого негативного высказывания ведущий-учитель обматывает участника, представляющего «народ», веревкой, как бы опутывая «паутиной предрассудков», до тех пор, пока тот не сможет пошевелиться. Ведущий спрашивает «народ» о том, что он сейчас чувствует. «Народ» рассказывает о своем состоянии и своих чувствах. Затем ведущий задает участникам вопросы: «Какие у вас возникли чувства? Вы бы хотели оказаться в роли такого "народа"?

У вас возникло желание распутать «народ»? Для этого ведущий предлагает всем вспомнить что-то хорошее об этом «народе», посочувствовать ему. Участники по очереди высказываются, а ведущий в это время постепенно распутывает «паутину». Упражнение заканчивается, когда «народ» полностью освобожден от «паутины предрассудков».

Учитель: Что же может помочь людям и целым народам общаться на равных, не ущемлять их национальных, религиозных чувств? Толерантность!!!

Учитель  просит всех участников ток-шоу просмотреть листы, на которых выписаны разные определения толерантности. Задача групп, опираясь на  свои знания и представленные им определения, выработать собственное толкование толерантности, наиболее точное с их точки зрения. Группам задаются вопросы: «Как вам кажется, получилось ли нам в полной мере отобразить такое понятие как «толерантность»? «Было ли услышано ваше мнение на проблему толерантности?»

Справочные материалы для всех участников ток-шоу

Учитель: давайте послушаем социологов с результатами анкетирования по проблеме межнациональных отношений, которое они провели среди учащихся 9-10  классов нашей школы (анкета для анкетирования взята из книги "Конкурс учебных судов" тема "Толерантность". Дело №1. Приложение №2) Социологи анализирую данные анкетирования с использованием презентации (слайд 2-5).

Анкета по проблеме межнациональных отношений

4. Итоговая рефлексия.

Учитель:  итак, в конце нашего ток-шоу хотелось бы спросить у вас "Что же это за мосты и стены", ведь тема наша звучала "Строим мосты, не стены". Какой же главной мыслью мы можем закончить нашу дискуссию? (ученики отвечают, что для того, чтобы люди разных национальностей понималт друг друга, они должны стараться строить мосты, главным из которых может стать толерантность, а не отгораживаться друг от друга стенами. Давайте и мы поможем народам по разные стороны реки, соединиться воедино с помощью моста.

Упражнение «Строим мост, соединяющий народы». Написать на листочках черты толерантной личности и сложить их мостиком через реку, разделяющую народы. Ученики прикрепляют написанные ими маркерами или фломастерами черты толерантной личности на полосках бумаги и магнитами прикрепляют к доске в виде моста. Река нарисована голубым мелом на доске.

В конце учитель даёт слово гостям студии -  Алле Викторовне Суренковой – ведущему специалисту сектора опеки и попечительства несовершеннолетних при администрации МО "Лиманский район" (или другому правозащитнику), Карагызовой Л.К. – заместителю директора по воспитательной работе ЛСОШ №2.

Заключение делает учитель.

XXI век… Каким ему быть – во многом зависит от нас, как взрослых так и детей. Он может войти в историю как век катаклизмов и катастроф или открыть путь в сферу духовно-нравственного и творческого саморазвития человека. Благодарю всех участников ток-шоу. До свидания. Я, Тая Лерантная, прощаюсь с Вами. Берегите себя и своих близких.

Домашнее задание: подготовить сообщения из СМИ и интернета о случаях нарушения прав ребёнка в России и в мире,  о деятельности международных организаций, защищающих права детей. Желающие могут оформить печатные буклеты, стенгазету из газетных и журнальных вырезок, включив в них самую важную информацию по данной теме. Каждый ученик сам выбирает форму выполнения домашнего задания.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67421. Сутність і функції фінансів 30.5 KB
  Соціально-економічна сутність та функції фінансів Фінанси являють собою економічні відносини що пов’язані з формуванням розподілом та використанням централізованих і децентралізованих фондів грошових коштів з метою виконання функцій та завдань держави і...
67422. ФІНАНСОВА СИСТЕМА 40.5 KB
  Поняття фінансової системи та її структура Фінансова система України Характеристика ланок фінансової системи індустріально розвинених країн До п. Поняття фінансової системи та її структура Підходи щодо складу фінансової системи є різними і за складом ланок і за виділенням сфер блоків за ув’язуванням...
67423. УПРАВЛІННЯ ФІНАНСАМИ 47.5 KB
  Управління фінансами здійснюється через систему відносин, що склалися і обумовлене їх історичними, політичними та економічними чинниками. Воно підпорядковано фінансовій політиці держави. У відповідності до фінансової політики визначається обсяг розподілу та перерозподілу національного...
67424. ФІНАНСОВИЙ КОНТРОЛЬ 37.5 KB
  Фінансовий контроль – це сукупність дій та операцій щодо перевірки фінансових і пов’язаних з ними питань діяльності суб’єктів господарювання та управління із застосуванням специфічних форм та методів його організації.
67425. СТРАХУВАННЯ ТА СТРАХОВИЙ РИНОК 46 KB
  Економічна сутність страхування та його функції Основні поняття у страховій справі Галузі страхування та їх роль в житті суспільства Страховий ринок як особлива сфера грошових відносин Доходи та видатки страховика Фінансові результати страхових операцій.
67426. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. ПРЕДМЕТ, СОДЕРЖАНИЕ И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ 564 KB
  Предметом экономического анализа может быть экономика объектов от страны в целом и до отдельного рабочего места. Чаще всего предметом такого анализа является экономика отдельного предприятия фирмы которая рассматривается во взаимодействии с технической стороной производства и экономической политикой государства.
67427. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ СРЕДСТВ ТРУДА 97.5 KB
  Классификация оборудования Активная часть основных производственных фондов энергетическое и производственное оборудование играет определяющую роль в производственном процессе и как следует из схемы на рис. Кроме двигателей в состав энергетического оборудования входят котлы...
67428. Анализ трудовых ресурсов 67 KB
  Анализ трудовых ресурсов один из основных разделов анализа работы предприятия. Достаточная обеспеченность предприятий трудовыми ресурсами высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов производства. Основные задачи анализа трудовых ресурсов...