57434

Кожа, её строение и значение

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Структура урока: Организационный момент Повторение пройденного Сообщение темы и целей урока Практическая работа Работа с учебником Окружающий мир...

Русский

2014-04-12

91.5 KB

2 чел.

Урок по окружающему миру в 4 классе по теме «Кожа, её строение и значение» по УМК «Начальная школа ХХI века»

Цели урока: познакомить детей со строением и свойствами кожи, показать её значение для организма; убедить в необходимости ухода за кожей.

Оборудование:  учебник «Окружающий мир 4 класс» Н.В.Виноградова, тетрадь «Рабочая тетрадь «Окружающий мир №1»,  презентация «Наша кожа», памятка – буклет «Правила ухода за кожей»,  фонограмма песни «Если хочешь быть здоров»

Предварительная работа: Подготовка презентации ученика «Мыло», разучивание стихотворений

Структура  урока:

  1.  Организационный момент
  2.  Повторение пройденного
  3.  Сообщение темы и целей урока
  4.  Практическая работа
  5.  Работа с учебником «Окружающий мир 4 класс» с.23-24 и  таблицей «Строение кожи»
  6.  Физ минутка
  7.  Беседа о правилах ухода за кожей
  8.   Физ минутка
  9.  Работа в тетради «Рабочая тетрадь №1» с.13, №36 ( работа в парах)

10. Итог урока

11. Домашнее задание

                                                                       Ход урока:

  1.  Организационный момент

Закройте глаза, вытяните руки. Представьте. Что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальцы от солнышка идет тепло по всей руке, по всему телу до самых ног. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и скажите друг другу теплое слово.

2. Повторение пройденного

-На прошлых уроках мы говорили, как человек воспринимает окружающий мир. Познакомились с органами чувств человека.

-Итак, сколько у человека органов чувств?

-Перечислите их.

-С помощью какого органа вы видите, что написано или нарисовано в книге?

-Расскажите о том, как беречь зрение.

-Что помогает чувствовать запах хлеба, цветов, духов?

-Когда обоняние может ухудшиться?

-С  помощью какого органа вы узнаете, что звенит звонок, играет музыка?

-Что нужно делать, чтобы сохранить хороший слух?

-С помощью какого органа вы отличаете сладкую пищу от горькой, солёную от кислой? 

( выслушиваются ответы детей)

3. Сообщение темы и целей урока.     (слайд №2,3)

-Сегодня мы поближе познакомимся еще с одним органом чувств человека – кожей. Познакомимся  со строением и свойствами кожи, узнаем каково  её значение для организма; убедимся в необходимости ухода за нашей кожей.

-Нам предстоит ответить на следующие вопросы:

  1.  Какая у нас кожа?
  2.  Зачем человеку кожа?
  3.  Как человек заботится о своей коже?

4.Практическая работа. (слайд № 4,5,6)

-Кожа - это живая защитная оболочка нашего тела. Ее общий вес составляет примерно 4 кг. Самая тонкая кожа на веках глаз -около 1 мм, самая толстая на подошвах ног -около 4 мм.

-Давайте проведем наблюдение за нашей кожей. Определим:

      А) «Какая у нас кожа?» 

     -Рассмотрите кожу на кисти руки. Какая она?

-Обратите внимание на места сгибов. Попробуйте согнуть палец. Случайно ли кожа имеет складки?

-Возьмите лупу. Рассмотрите кожу через лупу. Постарайтесь увидеть маленькие отверстия- поры. Как вы думаете. Для чего они?

-Потрите пальцем кожу лба. Приложите палец к стеклу. Что видите? Зачем коже жир? 

( выслушиваются ответы детей и делается вывод)

Вывод: кожа мягкая, эластичная, прочная, гладкая. Складки нужны, чтобы не затруднять движение. Без складок на коже- руки и ноги не смогли бы сгибаться. Через поры кожа впитывает свежий воздух и удаляет ненужные вещества. Жир смазывает кожу, не дает ей пересыхать, делает её мягкой и эластичной.

Б) «Зачем человеку кожа?»

-Положите на руку сначала теплый предмет, а затем холодный. Что вы почувствовали?

-Слегка уколите палец иголкой. Что вы почувствовали? ( выслушиваются ответы детей и делается вывод)

Вывод: кожа помогает человеку чувствовать тепло и холод, мороз и жару, боль и даже заменяет нам глаза.

  1.  Работа с учебником «Окружающий мир 4 класс» с.23-24  (слайд №7-11)

( ученики читают текст  самостоятельно, а затем обсуждают статью)

Представьте. Что вы стали совсем маленькими, такими, что можете проникнуть даже через кожу. Вот что мы там увидим. (таблица на слайде  «Строение кожи»)

-Какое строение имеет кожа? Назовите составные части кожи? 

( в ходе ответов на слайде появляются названия частей кожи)

-Зачем человеку волосы на голове и теле? ( выслушиваются ответы детей)

 

- На всем ли теле человека есть волосяной покров? Рассмотрите кожу рук или губ.

( выслушиваются ответы детей)

-Губы, стопы ног и ладони рук лишены волосяного покрова, на других  же участках тела растут волосы: брови, ресницы, ноздри, верхняя губа, руки, ноги, подмышечные впадины и др.  

Волосы растут со скоростью 0,2 мм в сутки. Тело человека покрыто волосками в количестве от 200 000 до 1 миллиона.

- По всей поверхности кожи расположены потовые железы. На что похож пот?

- Зачем и когда человек потеет?

     ( выслушиваются   ответы детей)

   -Потоотделение осуществляется  на стопах ног, ладонях, лбу, груди и в подмышечных

     впадинах.  Поэтому необходимо ежедневно принимать душ и мыться с мылом. Человек  

     выделяет 21 л пота в месяц. На 1 м2 кожи содержится 1 миллион  потовых желез!

   - Какова нормальная температура тела человека? Всегда ли она одинакова? ( выслушиваются  

     ответы детей)

     -Температура колеблется в течение суток -во время сна  и пищеварения она повышается.    

      Критической  температурой тела считается 42°и 25°   

     -Какое значение имеет для организма наша кожа? ( выслушиваются ответы детей делается

      вывод)

  •  Защищает внутренние органы от повреждения
  •  Не пропускает в организм микробы
  •  Не пропускает в организм воду
  •  Удаляет с потом вредные вещества
  •  Защищает организм от жары и холода
  •  Дышит

  1.  Физминутка (слайд №12)

На заре в лесу спросонок

Умывается ежонок.

Мать-ежиха таз берёт,

Мордочку ежонку трет.

        Только спину, только спину

         Не потрешь родному сыну

         Ходит по росе лесной

         Он с немытою спиной.

Вот как посудите сами,

Дело обстоит с ежами.

Хорошо , ребята, всё ж,

Что никто из вас не ёж!  ( Т. Виеру) ( дети имитируют движение)

  1.  Беседа о правилах ухода за кожей (слайд №13-17)

-Попробуем разгадать кроссворд. Отгадайте :

1.  Мягкое, пушистое, то, чем вытираются, … называется ( полотенце)

2.  Нужно, чтобы у каждого было… ( мыло)

3.  Ею руки, ноги, спину трут и … зовут ( мочалка)

    Гладко, душисто, моет чисто,

4.  Берега над озером,

    Словно снег, белеют.

    Захочу - и озеро

    Сразу обмелеет. ( ванна)

5.  Хожу, брожу не по лесам,

    А по усам и волосам.

    Зубаста, а не кусается,

    Как она называется? ( расческа)

6.  Костяная спинка, на брюшке щетинка ( щетка)

7.  Мудрец в нем видел мудреца

    Глупец – глупца, баран - барана.

    Овцу в нем видела овца.

    И обезьяну- обезьяна. ( зеркало)

-Как можно назвать эти предметы? ( предметы личной гигиены)

-Для чего они нужны? Почему у каждого человека они должны быть личными?

-Что такое гигиена?

( выступление подготовленного ученика)

- Что такое гигиена,

Знают кошка и гиена,

Бурый мишка, мишка белый,

Ёж, собака и пчела.

Что всегда не грех помыться,

Вымыть лапы и копытца.

Ну а после можно смело

Приниматься  за дела.

     ( Рассказ учителем отрывка из мифа «Гигиена и Панацея»)

-У Асклепия было две дочери — Гигиея и Панацея. Они помогали своему отцу лечить людей. Отсюда возникло слово «гигиена» и выражение «панацея от всех бед», то есть спасительное средство от хворей и прочих неприятностей.

-Что появляется на грязной коже? ( бактерии и микробы)

-Бактерии и микробы  могут размножаться на коже человека. Поэтому минимум раз в неделю надо принять душ или ванну, а лицо мыть с мылом каждый день. Твой организм и сам борется с бактериями, пытающимися проникнуть через его защитные преграды. Например, возникающие на коже прыщи и фурункулы — чаще всего следствия борьбы организма с бактериями стафилококками.     

(Ученики инсценируют стихотворение А.Барто  «Девочка чумазая»)

К доске выходят «чумазая девочка» и «Мыло»

Девочка:  Пусти меня!

               Что тебе от меня нужно?

Мыло: Ах, ты, девочка чумазая,

           Где ты руки так измазала7

           Чёрные ладошки,

           На локтях дорожки.

Девочка: Я на солнышке лежала,

               Руки кверху я держала-

               Вот они и загорели.

Мыло: Ах, ты, девочка чумазая,

           Где лицо ты так измазала?

           Кончик носа чёрный,

           Будто закопчённый.

Девочка: Я на солнышке лежала,

               Нос я кверху  держала-

               Вот он и загорел.

Мыло: Ой ли, так ли?

           Отмоем все до капли.

(«Мыло» ведет девочку к тазу с водой)

Автор: Громко девочка кричала

           Как увидела Мочалку.

           Царапалась как кошка.

Девочка: Не трогайте ладошки,

               Они не будут белые-

               Они же загорелые.

Мыло: А ладошки отмылись!

Автор: Оттирали мылом нос-

           Разобиделась до слез.

Девочка: Ой, мой бедный носик

               Мыла не выносит!

               Он не будет белый-

               Он же загорелый!

Мыло: А носик- то отмылся!

- Что за загар был у девочки?

-Как называют неряшливых людей?

-Как правильно мыть руки и лицо?

 

(Выступление подготовленного ученика)

-Мыло не покидает нас всю жизнь, помогая оставаться человеку чистым и опрятным. Мыло бывает разнообразной формы, с добавлением ароматических веществ, в твердом и жидком виде, в ярких красивых упаковках. Мыло может быть косметическим, профилактическим, а также гигиеническим, для разных частей нашего тела и даже для различного возраста.

Мыло пришло к нам из далекой древности. На  юге Европы мыло делали из оливкового масла. В северных странах для изготовления мыла использовали сало и даже рыбий жир. На островах Тихого океана мыло делали из масла высушенных ядер кокосового ореха.

Наши предки в качестве мыла использовали растения. Вместо мыла и сейчас можно использовать мыльнянку или ягоды бузины. Они не дают пены, но хорошо отмывают грязь. Эти растения растут по берегам рек, озер, болот. После стирки в растворе этих растений в одежде не заводятся насекомые, и она имеет приятный запах.

-Почему нужно следить за чистотой кожи?

-Как следует сохранять кожу в чистоте?

-Какие повреждения кожи могут быть?

-ожог

-обморожение

- грязь в ране

-укусы насекомых

-мозоли

-ходьба босиком

-грибковые заболевания ног

-грязная одежда

-неосторожность при работе с режущими предметами

- Чем они опасны? 

-Давайте сформулируем правила ухода за кожей. ( выслушиваются ответы детей)

  •   Каждую неделю мыть тело горячей водой с мылом
  •  Перед каждым приемом пищи надо мыть руки с мылом. Два раза в день чистить зубы.
  •  Надо регулярно подстригать  ногти и волосы
  •  Охранять кожу от ожогов, порезов, ушибов.
  •  Нужно закаляться
  •  Отказаться от вредных привычек ( курение, алкоголь, наркотики)
  •  Заниматься спортом

8.Физ минутка

- Очень полезен для кожи массаж.

Антистрессовый массаж:

1.Массаж пальцев рук( круговыми движениями и движениями свержу вниз)

2. Массаж запястьев круговыми движениями

3. Массаж рук ( «Моем руки»)

4. Массаж лба ( погладить лоб, щеки)

5. Массаж плеч ( пощипывание плеч от шеи вниз)

6.Массаж затылка и головы( указательными пальцами массируем снизу вверх)

7. Массаж ушей( пощипывание уха сверху вниз)

  1.  Работа в тетради «Рабочая тетрадь №1» с.13, №36 ( работа в парах)

  1.   Итог урока (слайд №18,19,20)

-Подведем итог урока: Игра «Выбери ответ»

-Кожа – это…

  1.  Важный орган человека
  2.  Скелет человека
  3.  Наружный покров тела человека

-Какие функции выполняет кожа?

1. Защищает от ран и грязи

2. Переваривает пищу

3. Дышит

4. Выделяет пот

5. Очищает кровь

-Через что выделяется жир и пот в организме человека?

  1.  Через поры кожи
  2.  Через легкие
  3.  Через кишечник

-Какую роль играет жир, выделяемый кожей?

 

  1.  делает кожу мягкой и упругой
  2.  делает кожу крепкой и сильной
  3.  делает кожу ловкой и стройной 

                      -В жизни много интересного:

-Например,  под микроскопом на поверхности кожи видны мелкие чешуйки. Они постоянно обновляются.   Полное обновление происходит дней за 20. За всю жизнь человек в среднем теряет около 18 кг отмерших клеток кожи.

Отпечатки пальцев у каждого человека уникальны. Оставленные на месте преступления отпечатки помогают опознать преступника. 

Что вам сегодня понравилось?

Что нового узнали?

Что интересного расскажите родителям сегодня? ( выслушиваются ответы детей)

  11. Домашнее задание: учебник с. 23-24 подготовить рассказ

       1 группа:   о первой помощи при ранах

       2 группа:  о первой помои при ожогах

       3 группа:  о первой помои при обморожениях

       4 группа :  о закаливании

(слайд №21)

( в конце урока ученикам раздаются памятки «Правила ухода за кожей»)

(Звучит фонограмма песни «Если хочешь быть здоров»)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51109. ВЫЧИСЛЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ВЫРАЖЕНИЙ 44.41 KB
  Целью работы является вычисление сложных математических выражений. Задание Написать программу для расчёта двух формул. Предварительно подготовить тестовые примеры по второй формуле с помощью калькулятора.
51110. Исследование переходных характеристик типовых динамических звеньев 96.48 KB
  Для апериодического звена первого порядка графически определить постоянную времени и коэффициент передачи. Теоретические сведения Пусть имеем дифференциальное уравнение динамики звена второго порядка Его можно записать в общем виде 1 Где оператор Лапласа; постоянные времени; коэффициент усиления передаточное число. При сравнении красного и зеленного графиков можно сделать вывод о том что постоянная времени T1 прямо пропорциональна длительности переходного процесса т. чем больше постоянная времени T1 тем дольше идет...