57438

Защита информации от вредоносных программ

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Признаки заражения компьютера: вывод на экран непредусмотренных сообщений; подача непредусмотренных звуковых сигналов; неожиданное открытие и закрытие лотка CD DVD...

Русский

2014-04-12

1.02 MB

15 чел.

Урок по теме "Защита информации от вредоносных программ "

Урок: 11 класс

Цели урока:

Образовательная: познакомить учащихся с различными видами компьютерных вирусов, способов их распространения и профилактикой.

Развивающая: развивать теоретическое, критическое, творческое, аналитическое мышление, формировать компьютерную грамотность учащихся

Воспитательная: воспитывать  информационную культуру учащихся,  внимательность, аккуратность, дисциплинированность.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование и используемое ПО:

Компьютерный класс,  ПК для каждого обучающегося, ПК для учителя, мультимедиа проектор, экран и приложение:

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Защита информации от вредоносных программ — мультимедийная презентация, созданная в среде MS PowerPoint 

План урока:

  1.  Организационный момент, 2 мин.
  2.  Актуализация знаний, 5 мин.
  3.  Изучение нового материала, 28 мин.
  4.  Закрепление изученного материала, 7 мин.
  5.  Подведение итогов урока. Рефлексия, 2 мин.

Продолжительность урока 45 минут

Ход урока:

  1.   Организационный момент

Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение темы, цели и хода урока.

Учитель: Сегодня мы приступаем к изучению новой темы: «Защита информации от вредоносных программ ».

Цель урока: познакомиться с различными видами компьютерных вирусов, способов их распространения и профилактикой.

Задача урока: на уроке мы должны усвоить определение термина «компьютерный вирус», разобраться с классификацией компьютерных вирусов, путем заражения, способами профилактики и методами борьбы с компьютерными вирусами.

  1.  Актуализация знаний

Попросить  детей назвать несколько общих признаков человека и компьютера. Сравнить их по функциональным возможностям.

Далее высказать мысль о том, что человек, как биологический организм, подвержен различным воздействиям внешней среды, и в том числе и различным заболеваниям, причинами возникновения которых, иногда, являются вирусы и бактерии, проникающие в организм человека из вне.

Затем попросить детей попробовать описать этапы и последствия заражения человека каким-либо вирусом и сделать акцент на следующие моменты:

•  проникновение вируса в организм человека происходит из вне;

•  способность вируса к саморазмножению;

•  активизация некоторых вирусов не сразу после проникновения в организм, а через некоторое время.

Потом спросить учащихся, может ли компьютер заразиться вирусом? Каким должен быть этот вирус по их представлению?

  1.  Изучение нового материала

Учитель: Вредоносными программами являются программы, наносящие вред данным и программам, хранящимся на компьютере.

Учитель: Какие вы знаете вредоносные программы?

Ученики отвечают

Учитель: Основными типами вредоносных программ являются:

  •  компьютерные вирусы;
  •  сетевые черви;
  •  троянские программы;
  •  программы показа рекламы (от англ. adware) и программы-шпионы, занимающиеся сбором персональной информации о компьютере и пользователе (от англ. spy- ware);
  •  хакерские утилиты.

За создание, использование и распространение вредоносных программ в России и большинстве стран предусмотрена уголовная ответственность.

Компьютерные вирусы  являются вредоносными программами, которые могут «размножаться» и скрытно внедрять свои копии в исполнимые файлы, загрузочные секторы дисков и документы. Активизация компьютерного вируса может вызывать уничтожение программ и данных.

Признаки заражения компьютера: 

  •  вывод на экран непредусмотренных сообщений;
  •  подача непредусмотренных звуковых сигналов;
  •  неожиданное открытие и закрытие лотка CD/DVD;
  •  произвольный запуск на компьютере каких-либо программ;
  •   частые «зависания» и сбои в работе компьютера;
  •  медленная работа компьютера при запуске;
  •  исчезновение или изменение файлов и папок;
  •  частое обращение к жёсткому диску.

Учитель: Что может являться источником «заражения» компьютера?

Ученики отвечают.

Учитель: Источником «заражения» компьютера является:

  •  Дискета, на которой находятся заражённые вирусом файлы.
  •  Компьютерная сеть.
  •  Жёсткий диск, на который попал вирус.
  •  Вирус, оставшийся в оперативной памяти после предшествующего пользователя

Классификация вирусов:
По способу сохранения и исполнения своего кода вирусы можно разделить на:
1) файловые;
2) загрузочные;
3) макро;

4) скрипт-вирусы

Файловые вирусы различными способами внедряются в исполнимые файлы (командные файлы 1.bat, программы *.ехе, системные файлы *.сот и *.sys, программные библиотеки *.dll и др.) и обычно активизируются при их запуске. После запуска зараженного файла вирус находится в оперативной памяти компьютера и является активным (т. е. может заражать другие файлы) вплоть до момента выключения компьютера или перезагрузки операционной системы.

Профилактическая защита от файловых вирусов состоит в том, что не рекомендуется запускать на исполнение файлы, полученные из сомнительного источника и предварительно не проверенные антивирусными программами.

Загрузочные вирусы заражают загрузочный сектор гибкого или жесткого диска. Принцип действия загрузочных вирусов основан на алгоритмах запуска операционной системы при включении или перезагрузке компьютера. При заражении дисков загрузочные вирусы «подставляют» свой код вместо программы, получающей управление при загрузке системы, и отдают управление не оригинальному коду загрузчика, а коду вируса.

Профилактическая защита от таких вирусов состоит в отказе от загрузки операционной системы с гибких дисков и установке в BIOS вашего компьютера защиты загрузочного сектора от изменений.

Наибольшее распространение получили макро-вирусы для интегрированного офисного приложения Microsoft Office (Word, Excel, PowerPoint и Access). Макро-вирусы фактически являются макрокомандами (макросами) на встроенном языке программирования Visual Basic for Applications (VBA), которые помещаются в документ.

Вредные действия макро-вирусов реализуются с помощью встроенных макросов (вставки текстов, запрета выполнения команд меню приложения и т. д.).

Профилактическая защита от макро-вирусов состоит в предотвращении запуска вируса. При открытии документа в приложениях Microsoft Office сообщается о присутствии в них макросов (потенциальных вирусов) и предлагается запретить их загрузку. Выбор запрета на загрузку макросов надежно защитит ваш компьютер от заражения макро-вирусами, однако отключит и полезные макросы, содержащиеся в документе.

Скрипт-вирусы. Особой разновидностью вирусов являются активные элементы (программы) на языках JavaScript или VBScript, которые могут содержаться в файлах Web- страниц. Заражение локального компьютера происходит при их передаче по Всемирной паутине с серверов Интернета в браузер локального компьютера.

Профилактическая защита от скрипт-вирусов состоит в том, что в браузере можно запретить получение активных элементов на локальный компьютер.
По величине вредных воздействий вирусы можно разделить на:
1) безвредные, т.е. никак не влияющие на работу компьютера (кроме уменьшения свободной памяти на диске в результате своего распространения);
2) неопасные, влияние которых ограничивается уменьшением свободной памяти на диске и графическими, звуковыми и пр. эффектами;
3) опасные вирусы, которые могут привести к серьезным сбоям в работе компьютера;
4) очень опасные, в алгоритм работы которых заведомо заложены процедуры, которые могут привести к потере программ, уничтожить данные, стереть необходимую для работы компьютера информацию, записанную в системных областях памяти, и даже, как гласит одна из непроверенных компьютерных легенд, способствовать быстрому износу движущихся частей механизмов - вводить в резонанс и разрушать головки некотоорых типов винчестеров.

В настоящее время известно несколько десятков тысяч вирусов, заражающих компьютеры различных операционных систем.

Схема работы компьютерных вирусов:

Заражение (происходит при запуске инфицированной программы или при обращении к носителю, имеющему вредоносный код в системной области; обычно код вируса сначала поступает в оперативную память работающего компьютера, откуда он копируется на запоминающие устройства).

Размножение (происходит как серия последовательных заражений; в первую очередь поражаются файлы самой операционной системы, чем чаще срабатывает механизм, тем больше файлов поражается).

Атака (последняя фаза развития вируса; во время атаки вирус производит более или менее разрушительные действия и при этом непременно проявляет себя).

Действия при наличии признаков заражения компьютера:

Прежде чем предпринимать какие-либо действия, необходимо сохранить результаты работы на внешнем носителе (дискете, СD- или DVD-диске, флэш-карте и пр.). Далее необходимо:

  •   отключить компьютер от локальной сети и Интернета, если он к ним был подключен;
  •  если симптом заражения состоит в том, что невозможно загрузиться с жесткого диска компьютера (компьютер выдает ошибку, когда вы его включаете), попробовать загрузиться в режиме защиты от сбоев или с диска аварийной загрузки Windows;
  •   запустить антивирусную программу.

Принцип работы антивирусных программ основан на проверке файлов, загрузочных секторов дисков и оперативной памяти, поиске в них известных и новых вирусов, лечении «заражённых» вирусами файлов или их удалении.

  1.  

Рассмотрим антивирусную программу Антивирус  Касперского. В его состав  входят:  

Kaspersky  Anti Virus Сканер, 

Kaspersky AntiVirus Монитор,

Kaspersky AntiVirus  Центр управления. 

AVP Сканер имеет  удобный  пользовательский  интерфейс,  большое количество  настроек,  выбираемых  пользователем,  а также одну  из самых больших в  мире  антивирусных  баз,  что гарантирует надежную  защиту  от огромного числа самых  разнообразных вирусов: полиморфных или    самошифрующихся  вирусов;  стелс-вирусов или вирусов-невидимок; макро вирусов, заражающих документы Word и таблицы Excel.

AVP Сканер проверяет на  наличие вирусов оперативную память,  файлы, включая архивные и упакованные,  системные сектора,  содержащие Master Boot Record, загрузочный сектор (Boot-сектор) и таблицу разбиения диска (Partition Table).

AVP Монитор – резидентный модуль,  находящийся постоянно в оперативной  памяти компьютера и отслеживающий  все файловые операции в системе. Позволяет обнаружить и удалить вирус до момента реального заражения системы в целом. 

AVP Центр управления обеспечивает удобный пользовательский интерфейс, создание, сохранение и загрузку большого количества различных настроек, механизм проверки целостности антивирусной системы, мощную систему помощи.

  1.  Закрепление изученного материала

Практическое задание. Провести комплексную проверку компьютера с помощью программы  «Антивирус Касперского».

    1  Проверка флеш-карты на вирусы.

Самый частый путь попадания вирусов в компьютер – с флеш-карты. При установке любой флеш-карты рекомендуется сразу провести проверку на вирусы, прежде чем открывать документы с карты или сохранять на нее файлы. Для проверки выполните следующие действия:

  1.  Зайти в «Мой компьютер»
  2.  Навести курсор мыши на значок диска флеш-карты
  3.  Вызвать контекстное меню нажатием правой кнопкой «мыши»
  4.  Запустить проверку на вирусы выбрав пункт «Проверить на вирусы» (рисунок 1).  

Рисунок 1 – Контекстное меню

После этого будет запущена проверка (рисунок 2).

а)

б)

Рисунок 2 – Проверка на вирусы

Если в результате проверки будут найдены вирусы, они отобразятся в окне. Если после проверки останутся необработанные вирусы (см. рисунок 2, поле «Не обработано»), то необходимо нажать на надпись «Лечить все».

При проверке на вирусы справа внизу экрана, возле часов возможно появления сообщения о вирусах (рисунок 3). Это сообщение носит информационных характер и не требует действий пользователей.

Рисунок 3 – Сообщение о вирусе

Но иногда антивирус спрашивает, что делать с зараженными файлами (рисунок 4). Необходимо поставить галку «Применить во всех подобных случаях» и нажать на надпись «Удалить» или «Лечить».

Рисунок 4 – Запрос антивируса о действиях с зараженными файлами.


2. Проверка компьютера на вирусы и обновление антивирусных баз.

Не реже 1 раза в неделю рекомендуется проводить полную проверку компьютера на вирусы. Перед тем, как проводить проверку компьютера, необходимо обновить антивирусные базы. Для этого:

  1.  Навести курсор мыши на значок  «Антивируса Касперского» в правом нижнем углу экрана на панели задач

Рисунок 5 – Значок «Антивируса Касперского»

  1.  Вызвать правой кнопкой «мыши» контекстное меню

Рисунок 6 – Запуск обновления

    3.  Запустить пункт «Обновление». Запуститься процесс обновления (рисунок 7).

Рисунок 7 – Работа обновления

После завершения обновления необходимо запустить проверку компьютера. Для этого контекстном меню выбрать пункт «Проверка Моего Компьютера»

Рисунок 8 – Запуск проверки

3. Выборочная проверка дискет, флеш-накопителей, логических дисков на вирусы.

  1.  Открываем антивирусную программу «Касперский» щелкнув два раза левой кнопкой «мыши» на значке в правом нижнем углу экрана на панели задач (рисунок 9)

Рисунок 9 – Открытие окна антивируса

  1.  Нажимаем надпись «Поиск вирусов» (рисунок 10)

а)

б)

Рисунок 10 – Окно антивируса

а) Версия для Windows XP; б) Версия для Windows 7.

  1.  Выбираем галочками объекты проверки и нажимаем значок   (рисунок 11)

а)

б)

Рисунок 11 – Проверка на вирусы

а) Версия для Windows XP; б) Версия для Windows 7.

  1.  Подведение итогов  урока

Учитель подводит итоги урока.

Контрольные вопросы:

  1.  К каким последствиям может привести заражение компьютерными вирусами?
  2.   Какие существуют признаки заражения компьютера вирусом?
  3.   Что необходимо сделать в первую очередь в случае заражения компьютера вирусом?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82783. Повторення і закріплення вивченого про іменник 94.5 KB
  Поле чудес дзиґа конверти із завданнями символи для оцінювання грамота таблиці на дошку. На змодельованому Полі чудес лежать конверти із завданнями біля позначених номерівдзиґа для визначення завдань. Діти по черзі вибиратимуть завдання для команд виконувати будуть всі разом відповідати...
82784. Знаходження значень виразів на сумісні дії першого ступеня. Задачі з буквеними даними 287 KB
  Мета: Закріплювати вміння учнів виконувати дії додавання і віднімання над багатоцифровими числами. Формувати обчислювальні навички, потребу в навчанні. Навчати узагальнених прийомів розв’язування задач. Ознайомити учнів з навчальним закладами і професіями.
82785. Особливості соціально-психологічної адаптації людей похилого віку до умов стаціонарних установ 951 KB
  Мета роботи – теоретично обґрунтувати та дослідити питання соціально – психологічної адаптації людей похилого віку до умов стаціонарних установ. Завдання роботи: Описати функціонування стаціонарних установ в контексті надання соціальних послуг та організацією побуту людям похилого віку...
82786. Прибыль и ее использование на предприятии на примере ООО «Объединение» 748.5 KB
  Целью выпускной квалификационной работы является понятие и анализ прибыли, ее распределение и пути ее роста, а также разработка мероприятий по увеличению прибыли на предприятии. Задачи для достижения данной цели реализуются следующие: изучить понятие и виды прибыли; распределение и использование прибыли...
82787. Организация продаж с целью повышения эффективности сети магазинов «Пятёрочка» в городе Кунгуре 95.33 KB
  Для достижения цели в работе решены следующие задачи: определить и обобщить особенности торговли приемы современных продаж размещения товаров и качественного обслуживания; провести анализ организационно-экономического состояния торгового предприятия оценить размещение товаров устройство...
82788. Учет и аудит заемных средств на примере DaCar ООО «ЭйБиСи – Авто» 212.78 KB
  В настоящее время трудно представить себе современную, успешно развивающуюся организацию, которая бы не использовала заемные средства, занимающие особое место в жизни современного общества. Вопросы и проблемы аудита и учета долговых средств и обязательств находятся в постоянном совершенствовании и доработке.
82789. Политические репрессии в Казахстане в I половине XX века 1.57 MB
  Обоснование актуальности темы: Обретение Казахстаном независимости открыла широкие возможности для изучения целого ряда проблем ранее не доступных для исследователей. Советская история находилась под прессом партии, которая стремилась представить всю мировую историю как постоянное и чуть неосознанное...
82790. Экономический анализ технической базы автотранспортного предприятия, с целью расширения оказываемых услуг 321.52 KB
  Так как технической базой предприятия выступают основные фонды автотранспортного предприятия то и методы оценки технической базы такие же как и у основных фондов. Оценка основных фондов в денежной форме позволяет определять величину стоимости которая подлежит переносу на готовую продукцию.
82791. Проблемные вопросы квалификации налоговых преступлений 265 KB
  Целью дипломной работы является комплексное изучение и разработка проблемы уголовной ответственности за налоговые преступления, определение путей совершенствования уголовного законодательства и практики его применения.