57441

Простые вещества – неметаллы

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Оборудование: сера кристаллическая красный фосфор уголь активированный йод кристаллический медиапроектор презентация. открыты водород и фосфор в конце 18 в. Твердые вещества: бор углерод кремний фосфор сера мышьяк селен теллур йод астат...

Русский

2014-04-12

54 KB

0 чел.

Простые вещества – неметаллы.  8 класс

Цель урока: повторить особенности строения атомов неметаллов, ковалентную неполярную связь, положение неметаллов в ПС, познакомить с физическими свойствами неметаллов, аллотропными модификациями.

Оборудование: сера кристаллическая, красный фосфор, уголь активированный, йод кристаллический, медиапроектор, презентация.

Ход урока.

  1.  Оргмомент.
  2.  Проверка знаний уч-ся.

а) Фронтальный опрос.

  •  Какое количество металлов известно науке?
  •  Где расположены металлы в ПС?
  •  Какие семь металлов были известны с древности?
  •  Какие вещества называются металлами?
  •  Какие физические свойства металлов вам известны?

б) Работа у доски.

  •  Составить электронные схемы строения атомов натрия и магния.
  •  Составить схемы образования металлической связи в рубидии, ртути, алюминии.
  1.  Новая тема.

           Неметаллы, химические элементы, которые образуют простые тела, не обладающие свойствами, характерными для металлов. К неметаллам относятся 22 элемента. Только два неметалла — углерод и сера — были известны в древности. В 13 в. был получен мышьяк, в 17 в. открыты водород и фосфор, в конце 18 в. — кислород, азот, хлор, теллур. В 1789 А. Л. Лавуазье включил эти неметаллы в список простых веществ (кроме хлора, который тогда считали окисленной соляной кислотой). В 1-й половине 19 в. были получены бром, иод, селен, кремний, бор. Изолировать фтор и открыть инертные газы удалось лишь в конце 19 в. Астат получен искусственно в 1940.

  1.  Положение неметаллов в ПС.

Неметаллы находятся в верхнем правом углу ПС над диагональю В – Аt.

Расположены в главных подгруппах 4 - 8 групп.

  1.  Особенности строения атомов неметаллов.

-  на внешнем уровне имеют от 4 до 8 электронов

-  небольшой радиус атомов

-  стремятся принять электроны

-  характерные связи: ионная и ковалентная

  1.  Физические свойства.

а) Агрегатное состояние.

  •  Твердые вещества: бор, углерод, кремний, фосфор, сера, мышьяк, селен, теллур, йод, астат;
  •  Жидкости: бром – красно – бурая жидкость с тяжелым неприятным запахом;
  •  Газы: водород, азот, кислород, фтор, хлор и инертные газы

Особыми являются инертные или благородные газы. Инертные газы не имеют цвета и запаха. И являются одноатомными. Инертные газы считаются благородными. Обладают более высокой электропроводностью (по сравнению с другими) и, при прохождении через них тока, ярко светятся.

  •  Неон - огненно красным светом.
  •  Гелий - ярко-жёлтым светом.
  •  Аргон – синим светом.
  •  Криптон – светло- желтым светом.
  •  Ксенон – фиолетовым светом.

Несмотря на свою инертность, эти газы находят широкое применение:

- гелием заполняют воздушные шары и дирижабли.  

- неон применяется для световой рекламы.

- аргон в качестве защитной среды при сварке (дуговой, лазерной, контактной и т. п.) как  металлов, так и неметаллов

Все указанные неметаллы (водород, кислород, азот, фтор и хлор) имеют двухатомные молекулы. Водород, кислород и азот бесцветны, фтор имеет светло – зеленый цвет, хлор – желто – зеленый.

б) Не имеют металлического блеска (исключение – графит, йод)

в) Большинство не проводят электрический ток (кроме кремния и графита)

г) Хрупкие.

  1.  Аллотропия.

Явление, при котором один химический элемент образует несколько простых веществ.

Причины аллотропии:

-  разный состав молекул (О2 и О3)

-  разное строение (алмаз, графит)

  •  Кислород образует два простых вещества: кислород О2 и озон О3.

Прочитать о свойствах кислорода и озона в учебнике на с. 73 – 74 и заполнить таблицу:

Характеристика

Кислород

Озон

Формула

О2

О3

Относительная молекулярная масса

32

48

Цвет

Бесцветный

Бледно – фиолетовый

Температура кипения

- 183оС

- 111оС

Растворимость в воде

Малорастворим

В 5 раз более кислорода

Запах

Без запаха

Запах свежести, грозы

Биологическое значение

Необходим для дыхания

Бактерициден,  удерживает УФ лучи, защищая все живое на Земле

  •  Углерод образует несколько аллотропных модификаций, наиболее известные алмаз и графит.

Алмаз — самый твёрдый известный природный минерал. Самый крупный из найденных алмазов получил имя "Куллинан". Он был обнаружен в 1905 г. около г. Претории в Южной Африке. Масса "Куллинана" составляла 3106 карат (или 621 г), и стоил он 9 млн. фунтов стерлингов. Алмаз был подарен английскому королю Эдуарду VI. При обработке "Куллинан" был расколот на 105 частей; самая крупная из них массой 516,5 карата (или 103,3 г) получила название "Звезда Африки".

Графит представляет собой темно-серое с металлическим блеском, мягкое, жирное на ощупь вещество. Хорошо проводит электрический ток.

  •  Фосфор имеет две широко известные модификации.

Белый фосфор - твердое кристаллическое вещество, причем в химически чистом виде кристаллы белого фосфора совершенно бесцветны, прозрачны и очень хорошо преломляют свет. На свету они быстро желтеют и утрачивают прозрачность. Поэтому в обычных условиях фосфор внешне очень похож на воск, но тяжелее его. На холоду фосфор хрупок, но при комнатной температуре сравнительно мягок и легко режется ножом. Белый фосфор, окисляясь кислородом воздуха, светится в темноте и легко воспламеняется при слабом нагревании, например от трения.

Красный фосфор не ядовит, на воздухе не окисляется, в темноте не светится, в сероуглероде не растворяется и загорается только при 260°С.

  1.  Закрепление. Отгадать загадки.

Удивить готов он нас -

Он и уголь, и алмаз,

Он в карандашах сидит,

Потому что он – графит.

Грамотный народ поймет

То, что это …

(Углерод)

Вы, ребята, мне поверьте -

Этот газ вполне инертен

Он спокойный и ленивый,

В трубках светится красиво.

Для рекламы нужен он,

Незаметный газ …

(Неон)

В чем горят дрова и газ,

Фосфор, водород, алмаз?

Дышит чем любой из нас

Каждый миг и каждый час?

Без чего мертва природа?

Правильно, без …

(Кислорода)

Красив в кристаллах и парах, на детей наводит страх.

(Йод)

Из горы кусочек вынули, в деревянный ствол задвинули.

(Графит в карандаше)

Гордиться уголек невзрачный негорючим братом, и братом прозрачным.

(Алмаз, графит)

Белый воздуха боится, покраснел чтоб сохраниться.

(Белый и красный фосфор)

  1.  Домашнее задание. § 14 № 3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81694. Сутність ідеалістичної концепції буття 24.82 KB
  У широкому розумінні буття є захоплююча реальність гранично загальне поняття про суще взагалі. Буття є те що існує: матерія речі властивості звязки і відносини. Отже буття охоплює і матеріальне і духовне.
81695. Поясніть матеріалістичну концепцію буття 25.1 KB
  У широкому розумінні буття є захоплююча реальність гранично загальне поняття про суще взагалі. Буття є те що існує: матерія речі властивості звязки і відносини. Отже буття охоплює і матеріальне і духовне.
81696. Природа та структура пізнавального процесу 25.76 KB
  Пізнання процес цілеспрямованого активного відображення дійсності в свідомості людини зумовлений суспільноісторичною практикою людства. Він є предметом дослідження такого розділу філософії як теорія пізнання. Наука яка вивчає сутність знання закономірності його функціонування і розвитку називається теорією пізнання або гносеологією. Основною проблемою гносеології є проблема відносин...
81697. Чуттєве та раціональне та інтуїтивне пізнання 24.36 KB
  Чуттєве пізнання є безпосереднім результатом прямої взаємодії органів чуття субєкта з зовнішнім світом, хоча воно й опосередковане біологічною передісторією людини та її історичним розвитком. У цьому певне значення мають і предмети чуттєвого сприйняття, які в тій чи іншій мірі вже сформовані людською працею.
81698. Проблеми істини. Концепції істини філософія 27.52 KB
  Концепції істини філософія Метою пізнання є істина. Методи нанкового пізнання. Розглядаючи специфіку наукового пізнання слід охарактеризувати і основні методи які тут застосовуються. Метод наукового пізнання це спосіб побудови та обгрунтування системи наукових питань або сутність послідовність прийомів і операцій за допомогою яких здобувається нове знання.
81699. Проблема субстанції в історії філософії 22.51 KB
  Надалі починають розглядати субстанцію як особливе визначення Бога схоластика що веде до дуалізму філософське вчення яке вважало що матеріальні і духовні субстанції рівноправні душі і тіла. Проблема субстанції була поставлена в працях Декарта. Субстанцію як Єдине він роз\'єднав на дві самостійні субстанції: природу і мислення.
81700. Матеріальне буття та його форми: субституційний та реляційний підходи 19.31 KB
  Виходячи з цього сутність матеріального буття розкривається через поняття матерії та форм її існування. Матеріалісти античності ототожнювали її з першоосновою буття всіх речей останнім неподільним елементом дном за межами якого нічого не існує.
81701. Основні категорії онтології сутність-явище простір-час причина-наслідок 25.81 KB
  Явище і сутність – діалектично повязані між собою протилежності. Так міраж – це явище що виникає внаслідок викривлення променів світла атмосферою. Разом із тим явище і сутність передбачають одне одного.