57441

Простые вещества – неметаллы

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Оборудование: сера кристаллическая красный фосфор уголь активированный йод кристаллический медиапроектор презентация. открыты водород и фосфор в конце 18 в. Твердые вещества: бор углерод кремний фосфор сера мышьяк селен теллур йод астат...

Русский

2014-04-12

54 KB

0 чел.

Простые вещества – неметаллы.  8 класс

Цель урока: повторить особенности строения атомов неметаллов, ковалентную неполярную связь, положение неметаллов в ПС, познакомить с физическими свойствами неметаллов, аллотропными модификациями.

Оборудование: сера кристаллическая, красный фосфор, уголь активированный, йод кристаллический, медиапроектор, презентация.

Ход урока.

  1.  Оргмомент.
  2.  Проверка знаний уч-ся.

а) Фронтальный опрос.

  •  Какое количество металлов известно науке?
  •  Где расположены металлы в ПС?
  •  Какие семь металлов были известны с древности?
  •  Какие вещества называются металлами?
  •  Какие физические свойства металлов вам известны?

б) Работа у доски.

  •  Составить электронные схемы строения атомов натрия и магния.
  •  Составить схемы образования металлической связи в рубидии, ртути, алюминии.
  1.  Новая тема.

           Неметаллы, химические элементы, которые образуют простые тела, не обладающие свойствами, характерными для металлов. К неметаллам относятся 22 элемента. Только два неметалла — углерод и сера — были известны в древности. В 13 в. был получен мышьяк, в 17 в. открыты водород и фосфор, в конце 18 в. — кислород, азот, хлор, теллур. В 1789 А. Л. Лавуазье включил эти неметаллы в список простых веществ (кроме хлора, который тогда считали окисленной соляной кислотой). В 1-й половине 19 в. были получены бром, иод, селен, кремний, бор. Изолировать фтор и открыть инертные газы удалось лишь в конце 19 в. Астат получен искусственно в 1940.

  1.  Положение неметаллов в ПС.

Неметаллы находятся в верхнем правом углу ПС над диагональю В – Аt.

Расположены в главных подгруппах 4 - 8 групп.

  1.  Особенности строения атомов неметаллов.

-  на внешнем уровне имеют от 4 до 8 электронов

-  небольшой радиус атомов

-  стремятся принять электроны

-  характерные связи: ионная и ковалентная

  1.  Физические свойства.

а) Агрегатное состояние.

  •  Твердые вещества: бор, углерод, кремний, фосфор, сера, мышьяк, селен, теллур, йод, астат;
  •  Жидкости: бром – красно – бурая жидкость с тяжелым неприятным запахом;
  •  Газы: водород, азот, кислород, фтор, хлор и инертные газы

Особыми являются инертные или благородные газы. Инертные газы не имеют цвета и запаха. И являются одноатомными. Инертные газы считаются благородными. Обладают более высокой электропроводностью (по сравнению с другими) и, при прохождении через них тока, ярко светятся.

  •  Неон - огненно красным светом.
  •  Гелий - ярко-жёлтым светом.
  •  Аргон – синим светом.
  •  Криптон – светло- желтым светом.
  •  Ксенон – фиолетовым светом.

Несмотря на свою инертность, эти газы находят широкое применение:

- гелием заполняют воздушные шары и дирижабли.  

- неон применяется для световой рекламы.

- аргон в качестве защитной среды при сварке (дуговой, лазерной, контактной и т. п.) как  металлов, так и неметаллов

Все указанные неметаллы (водород, кислород, азот, фтор и хлор) имеют двухатомные молекулы. Водород, кислород и азот бесцветны, фтор имеет светло – зеленый цвет, хлор – желто – зеленый.

б) Не имеют металлического блеска (исключение – графит, йод)

в) Большинство не проводят электрический ток (кроме кремния и графита)

г) Хрупкие.

  1.  Аллотропия.

Явление, при котором один химический элемент образует несколько простых веществ.

Причины аллотропии:

-  разный состав молекул (О2 и О3)

-  разное строение (алмаз, графит)

  •  Кислород образует два простых вещества: кислород О2 и озон О3.

Прочитать о свойствах кислорода и озона в учебнике на с. 73 – 74 и заполнить таблицу:

Характеристика

Кислород

Озон

Формула

О2

О3

Относительная молекулярная масса

32

48

Цвет

Бесцветный

Бледно – фиолетовый

Температура кипения

- 183оС

- 111оС

Растворимость в воде

Малорастворим

В 5 раз более кислорода

Запах

Без запаха

Запах свежести, грозы

Биологическое значение

Необходим для дыхания

Бактерициден,  удерживает УФ лучи, защищая все живое на Земле

  •  Углерод образует несколько аллотропных модификаций, наиболее известные алмаз и графит.

Алмаз — самый твёрдый известный природный минерал. Самый крупный из найденных алмазов получил имя "Куллинан". Он был обнаружен в 1905 г. около г. Претории в Южной Африке. Масса "Куллинана" составляла 3106 карат (или 621 г), и стоил он 9 млн. фунтов стерлингов. Алмаз был подарен английскому королю Эдуарду VI. При обработке "Куллинан" был расколот на 105 частей; самая крупная из них массой 516,5 карата (или 103,3 г) получила название "Звезда Африки".

Графит представляет собой темно-серое с металлическим блеском, мягкое, жирное на ощупь вещество. Хорошо проводит электрический ток.

  •  Фосфор имеет две широко известные модификации.

Белый фосфор - твердое кристаллическое вещество, причем в химически чистом виде кристаллы белого фосфора совершенно бесцветны, прозрачны и очень хорошо преломляют свет. На свету они быстро желтеют и утрачивают прозрачность. Поэтому в обычных условиях фосфор внешне очень похож на воск, но тяжелее его. На холоду фосфор хрупок, но при комнатной температуре сравнительно мягок и легко режется ножом. Белый фосфор, окисляясь кислородом воздуха, светится в темноте и легко воспламеняется при слабом нагревании, например от трения.

Красный фосфор не ядовит, на воздухе не окисляется, в темноте не светится, в сероуглероде не растворяется и загорается только при 260°С.

  1.  Закрепление. Отгадать загадки.

Удивить готов он нас -

Он и уголь, и алмаз,

Он в карандашах сидит,

Потому что он – графит.

Грамотный народ поймет

То, что это …

(Углерод)

Вы, ребята, мне поверьте -

Этот газ вполне инертен

Он спокойный и ленивый,

В трубках светится красиво.

Для рекламы нужен он,

Незаметный газ …

(Неон)

В чем горят дрова и газ,

Фосфор, водород, алмаз?

Дышит чем любой из нас

Каждый миг и каждый час?

Без чего мертва природа?

Правильно, без …

(Кислорода)

Красив в кристаллах и парах, на детей наводит страх.

(Йод)

Из горы кусочек вынули, в деревянный ствол задвинули.

(Графит в карандаше)

Гордиться уголек невзрачный негорючим братом, и братом прозрачным.

(Алмаз, графит)

Белый воздуха боится, покраснел чтоб сохраниться.

(Белый и красный фосфор)

  1.  Домашнее задание. § 14 № 3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11183. Практична робота. Технологічний процес виготовлення проектованого виробу 42.5 KB
  Тема уроку: Практична робота. Технологічний процес виготовлення проектованого виробу. Мета: вдосконалити уміння виконувати технологічні операції при обробці конструкційних матеріалів; виховувати бережливе ставлення до обладнання та інструментів; розвивати логіч...
11184. Сталь як конструкційний матеріал. Сортовий прокат. Випрямляння металевих заготовок. Розмічальні роботи 80.5 KB
  Тема уроку: Сталь як конструкційний матеріал. Сортовий прокат. Випрямляння металевих заготовок. Розмічальні роботи. Штангенциркуль. Різання слюсарною ножівкою. Мета: виявити рівень теоретичних знань з розділу проектування виробів; ознайомити з контрольновимірю...
11185. Технологічні процеси ручної і механічної обробки деталей виробів. ТВ-6, призначення та використання. 52 KB
  Тема: Технологічні процеси ручної і механічної обробки деталей виробів. ТВ6 призначення та використання. Правила безпечної роботи на верстаті. Мета: ознайомити учнів з можливостями будовою та кінематичною схемою ТВ 6; виховувати бережливе ставлення до обладнання та і...
11186. Дослідження та розробка комп’ютерно- інтегрованої системи управління нафтопереробкою 1.25 MB
  Традиційні процеси автоматизації нафтогазової промисловості діляться на три основні напрямки: автоматизація видобутку нафти (газу), автоматизація переробки нафти (газу), автоматизація транспортування нафти (газу). Варто виділити напрямок переробки нафти (газу), як один з найбільш складних і відповідальних процесів.
11187. Использование информационных технологий в образовательном процессе 2.08 MB
  Изучение учебно-методической литературы по программным продуктам по алгебре. Разработка методики решения математических задач с использованием ресурса «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов». Обучение учащихся использованию ресурса «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов». Составление перечня задач для самостоятельной работы.
11188. Работа и энергия. Законы сохранения энергии и импульса 292.5 KB
  Лекция 3. Работа и энергия. Законы сохранения энергии и импульса [1] гл.23 911 План лекции Работа и мощность Закон сохранения импульса. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергии. Закон сохранения энергии. Работа и мощность Когда под дей...
11190. Закон сохранения момента импульса. Работа и кинетическая энергия при вращательном движении 230 KB
  Закон сохранения момента импульса. Закон сохранения момента импульса. Гироскоп. Работа и кинетическая энергия при вращательном движении. Закон сохранения момента импульса. Согласно основному уравнению дина...
11191. Элементы механики жидкостей. 311.5 KB
  Лекция 6. Элементы механики жидкостей. План лекции Давление в жидкости и газе. Уравнение неразрывности. Уравнение Бернулли. Вязкость внутреннее трение. Ламинарный и турбулентный режимы течения жидкостей. Давление в жидкости и газе. Молекул