57461

Математика в профессиях

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Воспитательные -– формирование логического абстрактного мышления; овладение интеллектуальными умениями и мыслительными операциями: воспитание организованности дисциплинированности умения работать в коллективе; ориентация учащихся на выбор профессии...

Русский

2015-04-22

71.5 KB

45 чел.

Урок математики в 7 классе « Математика в профессиях»

Разработала и провела

учитель математики

Лачимова Галина Александровна

Цели:

      – знакомство учащихся с профессиями

-демонстрация применения математики в производственной деятельности человека

- развитие творческих способностей учащихся, развитие стремления к самостоятельному изучению математических закономерностей, развитие внимания, наблюдательности

- воспитание и укрепление чувства уважения к своим родителям, к выбору профессии, воспитание чувства воли и познавательной активности

-отработка практических умений и навыков  при решении задач.

Задачи: 

Образовательные – закрепить знания, умения и навыки, полученные учащимися при решении задач.

Воспитательные – формирование логического, абстрактного мышления; овладение интеллектуальными умениями и мыслительными операциями: воспитание организованности, дисциплинированности, умения работать в коллективе; ориентация учащихся на выбор профессии;

Развивающие – развитие умений преодолевать трудности при решении поставленных      задач; развитие любознательности, познавательного интереса, коллективизма и взаимопомощи.

Материалы: карточки с заданиями, буклеты для учащихся, печатный вариант, мультимедиа презентация.

Продолжительность: 1 урок (45 минут).

Тип урока: урок решения задач.

Форма проведения: семинар.

Оборудование: интерактивная доска.

“Если вы хотите участвовать в большой жизни,

то наполните свою голову математикой, пока есть к тому возможность.

Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе”

М. И. Калинин 

 

Подготовка к уроку.

За две недели, до проведения урока,  учащиеся  подбирают задачу по выбранной профессии, готовят решение и оформляют данную задачу на уроке, сопровождая презентацией и теоретическим материалом.

.

Ход занятия 

Ведущий.

Математика нужна всем людям на земле. Без математики человек не сможет решать, мерить и считать. Невозможно построить дом, сосчитать деньги в кармане, измерить расстояние. Если бы человек не знал математику он бы не смог изобрести самолёт, автомобиль, стиральную машину, холодильник, телевизор и другую технику. Математика нужна в истории, в жизни, физике, химии  и даже в русском языке. Мы знаем, что в алфавите тридцать три буквы Математика позволяет человеку думать, логически мыслить, делать выводы. Математика нужна в повседневной жизни: например, при кройке шитья, приготовления пищи или при денежных вопросах. Математика – наука точная!

Организационный момент. 

Учитель.

В мире существуют сотни различных профессий. Вскоре вам будет необходимо выбрать одну из них, поэтому мы с вами проведем семинар “Математика в профессиях”. Вы увидите значимость математических знаний в некоторых профессиях.

  Урок начинаем с традиционного приветствия, далее просим участников образовать круг. Каждый по очереди называет своё имя и любую профессию

Учитель:

Знание математики необходимо для всех профессий от повара до ракетостроителя. Мы могли бы привести огромное количество примеров применения математики, но остановимся лишь на одной из тем “Решение задач ”.

Предлагаю сегодня на уроке выступить в роли столяра, «Медицинской сестры скорой помощи", шофёра, продавца и учителя технологии. Ближе познакомиться с  данными профессиями.

1 учащийся. Продавец. 

Продавец – это, наверное, самый распространенный вид трудовой деятельности. С продавцами мы встречаемся повсеместно: в супермаркетах, магазинах, торговых киосках, лотках. Благодаря труду продавцов мы имеем возможность приобретать любые товары, в которых нуждаемся: предметы одежды, быта, электротовары, технику. И хоть сегодня этот вид деятельности не окутан ореолом таинственности и причастности к высшим слоям общества, профессия продавец - пользуется популярностью у молодежи.

Сегодня мы с  вами отправимся в большой магазин. Большие магазины сейчас принято называть торговыми центрами. Торговый центр – это магазин, в котором много разных отделов. Это и продовольственный (продуктовый) отдел. Книжный и одежный, и обувной, и отдел игрушек, мебельный, и компьютерный. Очень удобно посещать подобные торговые центры, всё можно купить в одном месте.

В каждом отделе работают люди, которые помогают выбрать покупку, – продавцы. Продавец знает всё о качестве товаров, продаваемых в его отделе, о цене товара.

В работе  продавца есть много математики. Приходится пересчитывать несколько раз на счетах или на калькуляторе деньги покупателей. При этом нужно хорошо знать математику. Ведь при счете можно ошибиться и недодать покупателю денег или наоборот. Когда привозят в магазин товар для продажи, нужно свериться с фактурой, чтобы все было точно. Я считаю, что эта работа, не менее важна, чем другие.

Задача.

В магазин для продажи предназначено 78 пачек печенья. В первый день продавец продал в 4 раза меньше, чем во второй, а в третий день на 12 пачек больше чем в первый. Сколько пачек печенья было продано в первый день?

Решение:

Пусть в 1-й день продали х пачек печенья, тогда во второй день продали 5х пачек, а в 3-й день (х+12) пачек. По условию известно, что всего продали 78 пачек.

х+4х+(х+12)=78

х+4х+х+12=78

6х=78-12

6х=66

Х=66/6

Х=11

Ответ: 11 пачек.

2 учащийся. «Медицинская сестра скорой помощи"

Медицинской сестре просто нельзя без математики, ведь ей нужно подсчитать, сколько шприцов ей дали на сутки и подсчитать, сколько она использовала. Ей необходимо представить отчет о том, сколько вызовов было за день, какие и сколько она использовала лекарств. Она должна посчитать, сколько справок она выписала, кому, когда и сколько человек приходило. Я считаю, что в каждой профессии нужна математика. Все люди обязаны учить и любить математику. С каждым уроком мы узнаем много нового и интересного. Математика - большая страна, которая полна загадок и чудес, она дарит нам мышление и развивает ум.

Задача.

За 15 ампул анальгина, 10 ампул алоэ и бинт было заплачено 1р 68коп. Ампула алоэ в 8 раз дешевле бинта и на 2 коп; дороже ампулы анальгина. Сколько стоит ампула алоэ, анальгина и бинт в отдельности?

Решение.

Пусть х копеек стоит одна ампула алоэ, тогда 8х копеек стоит бинт, а ампула анальгина стоит (х-2)копеек, (х-2)*15 копеек стоят 15 ампул анальгина, 10х копеек стоят 10 ампул алоэ. По условию известно, что вся покупка оценивается в 1р. 68коп.

(х-2)*15+10х+8х=168

15х-30+10х+8х=168

33х-30=168

33х=198

Х=6

6 копеек стоит 1 ампула алоэ, 6-2=4коп - стоимость ампулы анальгина.8*6=48коп. - стоимость бинта.

Ответ:4копейки,48,6копеек

3.Видео фильм. Выступление  лидера ЛДПР Жириновского В.В выборе профессии (1,5 мин).

Физминутка.

Крановщик, как пианист: (имитация игры на пианино)

«Вира!», «Майна» - вверх и вниз (поднять руки вверх и вниз 2 раза)

Потирает он ладоши: (растираем ладони, пока не будет горячо)

То-то будет дом хороший! (в восхищении поднимаем руки с поднятым большим пальцем)

4. ученик: Столяр

 «Строительное производство сегодня — это механизированный процесс сборки зданий и сооружений из крупноразмерных деталей, изготовленных заводским способом. Столяр работает в строительно-монтажных организациях, на деревообрабатывающих предприятиях, в столярных мастерских. Он выполняет различные операции на станках: на круглопильных — раскрой пиломатериалов, на фуговальных — строгание, на долбежных и шипорезных — выдалбливание гнезд и зарезание шипов у заготовок.

Непосредственно на строительном объекте столяр устанавливает оконные и дверные блоки, производит настилку дощатых и паркетных полов, монтирует встроенную мебель и т. д. Выполнение такой работы невозможно без знания устройства и правил эксплуатации деревообрабатывающих станков, знания технологии и организации строительного производства, умения читать чертежи. Профессия требует объемного воображения, хорошего глазомера, знания геометрии, рисования, черчения.

Задача.  (рекомендация учителя)

Для изготовления  книжных полок требуется заказать 20 одинаковых деревянных панелей в одной из трёх фирм. Площадь каждой панели равна 1,1м2. В таблице приведены цены на панели и на их резку. Сколько рублей нужно заплатить за самый выгодный заказ?

Фирма

Стоимость панели   (руб. за 1м2)

Резка панелей (рублей за одну панель)

1

400

Бесплатно

2

350

50

3

300

70

Решение: Для первой фирмы: стоимость панелей 20 *1,1 *400=8800 рублей.

Для второй: стоимость панелей 20 *1,1*350=7700 плюс резка 20*50=1000(р)

7700+1000=8700(р)

Для третьей фирмы: стоимость панелей 20*1,1*300=6600 плюс резка 20*70=1400, поэтому стоимость заказа равна 8000 рублей.

За самый выгодный заказ придётся заплатить 8000 рублей.

             

5 ученик. Шофёр.

Казалось бы, зачем водителю математика? А вот и нужна. Водитель пользуется арифметическими действиями, подсчитывая количество потраченного бензина на пройденные километры, и с какой скорость нужно ехать, чтобы вовремя оказаться на месте.

Профессия шофёра привлекает практически каждого мальчишку. Шофёр — это профессиональный водитель, имеющий большой опыт вождения и умеющий справиться как с капризами автомобиля, так и с неожиданными «поворотами» на дороге. В основном эту профессию выбирают представители сильного пола, хотя встречаются и женщины-водители. Современный автопарк предлагает большой выбор транспорта, поэтому шофёр может водить легковой или грузовой автомобиль, автобус, самосвал, автокран и так далее. Знание устройства машины, дорожных правил, умение погрузить и разгрузить груз, ответственность за жизни пассажиров — это только часть того, о чем постоянно приходится заботиться профессиональному шофёру.

История профессии: (возникновение профессии, история развития профессии)Своим появлением эта профессия обязана такому изобретению, как самодвижущая конструкция, то есть автомобиль. Интересен тот факт, что изначально шофёр, или более правильно — «шоффер», как их называли во Франции, где в XIX веке и появилась эта профессия, представлял собой… кочегара парового автомобиля, важнейшей задачей которого было следить за топливом. Только в середине ХХ столетия профессия шофёр становится актуальной и востребованной.… Где получить профессию: (обучение профессии). Невозможно стать шофёром, не имея водительских прав, поэтому первая ступенька — это автошкола или профессиональное техническое училище. Вторая ступенька — это практика: по некоторым расчетам, мастерство шофёра начинается после 30 тысяч наезженных километров. При желании можно существенно расширить водительские рамки, продолжив образование в высших учебных заведениях в отрасли автотранспорта и стать, например, инженером автомобилестроения или инженером по строительству дорог.

Задача:

В двух канистрах 85 л бензина. После того, как из первой канистры вылили 3\4 её содержимого, а из второй - 5\9 её содержимого, выяснилось, что всего вылили 55 литров. Сколько литров бензина было в каждой канистре первоначально?

Решение:

В первой х литров,

во второй 85-х литров.

Вылили 3/4 *x - из первой, 5/9 *(85-х) - из второй.

Уравнение:  3/4 *x + 5/9 *(85-x) = 55  Ответ:40л -1, 45л -2.

Мы рассмотрели решение задач, показывающее огромное значение математики в любой профессии.

6.Учитель технологии

Моя профессия – учитель. Для меня профессия Учителя – это источник человеческого общения, возможность заглянуть в будущее вот уже на протяжении многих лет общения, возможность заглянуть в будущее вот уже на протяжении многих лет. Призвание учителя, в первую очередь, состоит в том, чтобы заинтересовать ребят своим предметом, дать толчок к развитию творческих способностей школьников, создать условия для их личностного развития, нравственного взросления. В данной школе я проработала 23 года. Это - то место, где я провожу большую часть своего времени. Здесь мои ученики - любознательные, думающие, спорящие. Здесь мои коллеги - профессионалы своего дела, преданные и любящие свою работу педагоги. Здесь мои друзья – надежные, готовые прийти на помощь.

Учитель – это одна из самых ответственных и сложных, а сейчас еще и самых востребованных государством и обществом профессий. Каждый человек, проходя свой жизненный путь, задумывается о выборе своего призвания, своей профессии. Я люблю свою профессию за её уникальное свойство: она позволяет нам видеть и любоваться духовным ростом своих учеников, через годы встречаться с ними, ставшими взрослыми достойными людьми.

На уроках технологии мы часто встречаем математику

Рефлексия занятия.

– Что понравилось на занятии, а что нет?
– Что узнали нового?
– Чего ждёте от следующих занятий?

Ученик 1.
Передо мной открыты все дороги.
Как много от судьбы своей я жду.
Но помню я со школьного порога:
Всё что посею, то же и пожну!


Ученик 2


Знайте, ребята! От знаний зависят
Сила страны и здоровье людей.
«Троечный» трактор в труде не помощник,
Воин на «двойку» - врага он страшней.


Ученик 3
Труд наш сегодня – это учёба.
Разве нам стыдно свой труд показать?
Так постараемся делать работу.
Пусть на четыре, а лучше на пять!

Мы рассмотрели решение задач, показывающее огромное значение математики в любой профессии.

Домашняя работа.

1.В каком соотношении нужно взять сплавы золота 30% и 55%,чтобы получить новый сплав 40% золота.

Одного сплава взяли х, а второго — у.

Уравнение:  0,3х + 0,55у = 0,4(х+у)

0,3х+0,55y = 0,4x + 0,4y

0,15y = 0,1x;    15y = 10xy:x = 2:3

2.В шестом классе двенадцатилетних учеников на 4 больше, чем одиннадцатилетних. Число двенадцатилетних учеников составляет четыре седьмых числа всех шестиклассников. Сколько учеников в таком классе? 

Пусть 11-летних х человек, тогда 12-летних х+4.

Всего в классе х+х+4 = 2х+4 человека.

х+4 составляет 4/7 от 2х+4.  Составим уравнение:

х+4 = (4/7) * (2х+4)    Домножим обе части на 7

7(х+4) = 4(2х+4)

7х+28 = 8х+16

28-16 = 8х-7х

12=х  

Всего в классе 2*12+4=28 (чел)

Ответ: 28 

3.Моторная лодка проплывает некоторое расстояние по озеру за 40 мин, а такое же расстояние против течения реки она проплывает за 60 мин. За сколько минут моторная лодка проплывает такое же расстояние по течению реки? 

Примем некоторое расстояние за 1.

1) За минуту по озеру 1/40 часть пути - скорость в стоячей воде, за минуту против течения 1/610 часть пути - скорость против течения.

2) 1/40 - 1/60 = 3/120 - 2/120 = 1/120  - скорость течения.

3) 1/40 + 1/120 = 4/120 = 1/30 - скорость по течению.

4) 1: 1/30 = 1*30 = 30 (мин.) - время по течению.

Ответ: 30.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74407. Вторичная флоэма, или вторичный луб 44.5 KB
  Продольная лубяная паренхима образуется в виде цепочек тяжей лубяной паренхимы или в виде длинных не поделившихся поперечными перегородками клеток камбиформ аналогичных клеткам древесинной паренхимы. Оболочки клеток паренхимы луба обычно одревесневают позже и слабее чем в древесине. Паренхима располагается в лубе в виде тангентальных прослоек у липы радиальными рядами у бузины группами из нескольких клеток у сосен. В паренхиме скопляются запасы в виде крахмала а также в виде гемицеллюлоз откладывающихся в оболочках клеток.
74408. Вторичное утолщение корней 30 KB
  В результате образуется замкнутое камбиальное кольцо с лопастным и только в диархных корнях овальным очертанием на поперечных срезах. У многих многолетних растений деятельность камбия в корнях так же как и в стеблях периодична и часто можно видеть кольца прироста рис. У древесных пород относящихся к двудольным гистологическое различие между древесиной корня и ствола выражено еще более резко: в корнях трахеи и трахеиды более многочисленны и более тесно расположены более тонкостенны а обычно и более широкопросветны1 снабжены более...
74409. Гинецей 59.5 KB
  У некоторых растений столбик не развит рыльце находится непосредственно на завязи и называется сидячим. Так как семяпочки заключены внутри завязи то на них не могут непосредственно как у голосеменных переноситься пылинки.
74410. Половое размножение голосеменных растений 48.5 KB
  Покров вырастает из основания нуцеллуса так называемой халацы обрастает нуцеллус постепенно снизу вверх но на вершине не смыкается оставляя отверстие так называемый пыльцевход или семявход илимикропиле. Из получающихся четырех клеток одна сильно разрастается вытесняя три остальные и большую часть нуцеллуса; это и будет мегаспора...
74411. Заложение и развитие листа 29.5 KB
  Сначала его клетки делятся во всех трех направлениях и зачаток листа растет в толщину и высоту. Довольно рано рост в толщину прекращается и зачаток листа становится плоским. Вначале зачаток листа не разделен на части но вскоре можно различить две части верхнюю и нижнюю причем верхняя апикальная первое время растет быстрее нижней базальной.
74412. Заложение прокамбия и типы строения стеблей 46.5 KB
  Закладывается замкнутое кольцо прокамбия. Довольно часто внутрь от первичной ксилемы часть прокамбия дифференцируется в дополнительные участки внутренней флоэмы барвинок Vinc вьюнок Convolvulus и др. При таком заложении прокамбия листовые следы могут быть совсем незаметны а могут быть хорошо выражены.
74413. Перидерма и корка корней 26 KB
  Клетки экзодермы паренхимы первичной коры и эндодермы не могут обеспечить такого интенсивного разрастания и первичная кора при этом разрывается и разрушается. Перед сбрасыванием первичной коры в более глубоких слоях образуется перидерма. Из двулетних растений с мясистыми корнями многие в том числе морковь образуют перидерму; в корнях других растений например свеклы феллоген не закладывается: происходит лишь подкрепление кольца толстостенной эндодермы путем отложения утолщений на стенках клеток первичной коры примыкающих к эндодерме а...
74414. Перидерма 48 KB
  В силу плотного смыкания клеток пробки заполнения их полостей воздухом обладающим как известно очень слабой теплопроводностью и наличия в оболочках клеток суберинового слоя очень слабо проницаемого для воды и воздуха пробка предохраняет стволы и ветви от излишней потери воды за счет испарения и от резких температурных колебаний. Кольцо феллогена в большей своей части состоит из плотно сомкнутых живых паренхимных клеток имеющих на поперечном разрезе форму прямоугольника относительно малого радиального размера а на продольном...
74415. Покровные ткани 52 KB
  Кожица состоит из плотно сомкнутых клеток имеющих в плане у большинства растений более или менее извилистые очертания рис. У некоторых растений например у многих злаков кожица состоит из клеток нескольких типов рис. Оболочка эпидермальных клеток утолщается обычно неравномерно: в каждой клетке наиболее толста наружная стенка боковые стенки несколько тоньше внутренняя сравнительно тонка. Боковые и внутренние стенки клеток обычно имеют поры рис.