57461

Математика в профессиях

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Воспитательные -– формирование логического абстрактного мышления; овладение интеллектуальными умениями и мыслительными операциями: воспитание организованности дисциплинированности умения работать в коллективе; ориентация учащихся на выбор профессии...

Русский

2015-04-22

71.5 KB

43 чел.

Урок математики в 7 классе « Математика в профессиях»

Разработала и провела

учитель математики

Лачимова Галина Александровна

Цели:

      – знакомство учащихся с профессиями

-демонстрация применения математики в производственной деятельности человека

- развитие творческих способностей учащихся, развитие стремления к самостоятельному изучению математических закономерностей, развитие внимания, наблюдательности

- воспитание и укрепление чувства уважения к своим родителям, к выбору профессии, воспитание чувства воли и познавательной активности

-отработка практических умений и навыков  при решении задач.

Задачи: 

Образовательные – закрепить знания, умения и навыки, полученные учащимися при решении задач.

Воспитательные – формирование логического, абстрактного мышления; овладение интеллектуальными умениями и мыслительными операциями: воспитание организованности, дисциплинированности, умения работать в коллективе; ориентация учащихся на выбор профессии;

Развивающие – развитие умений преодолевать трудности при решении поставленных      задач; развитие любознательности, познавательного интереса, коллективизма и взаимопомощи.

Материалы: карточки с заданиями, буклеты для учащихся, печатный вариант, мультимедиа презентация.

Продолжительность: 1 урок (45 минут).

Тип урока: урок решения задач.

Форма проведения: семинар.

Оборудование: интерактивная доска.

“Если вы хотите участвовать в большой жизни,

то наполните свою голову математикой, пока есть к тому возможность.

Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе”

М. И. Калинин 

 

Подготовка к уроку.

За две недели, до проведения урока,  учащиеся  подбирают задачу по выбранной профессии, готовят решение и оформляют данную задачу на уроке, сопровождая презентацией и теоретическим материалом.

.

Ход занятия 

Ведущий.

Математика нужна всем людям на земле. Без математики человек не сможет решать, мерить и считать. Невозможно построить дом, сосчитать деньги в кармане, измерить расстояние. Если бы человек не знал математику он бы не смог изобрести самолёт, автомобиль, стиральную машину, холодильник, телевизор и другую технику. Математика нужна в истории, в жизни, физике, химии  и даже в русском языке. Мы знаем, что в алфавите тридцать три буквы Математика позволяет человеку думать, логически мыслить, делать выводы. Математика нужна в повседневной жизни: например, при кройке шитья, приготовления пищи или при денежных вопросах. Математика – наука точная!

Организационный момент. 

Учитель.

В мире существуют сотни различных профессий. Вскоре вам будет необходимо выбрать одну из них, поэтому мы с вами проведем семинар “Математика в профессиях”. Вы увидите значимость математических знаний в некоторых профессиях.

  Урок начинаем с традиционного приветствия, далее просим участников образовать круг. Каждый по очереди называет своё имя и любую профессию

Учитель:

Знание математики необходимо для всех профессий от повара до ракетостроителя. Мы могли бы привести огромное количество примеров применения математики, но остановимся лишь на одной из тем “Решение задач ”.

Предлагаю сегодня на уроке выступить в роли столяра, «Медицинской сестры скорой помощи", шофёра, продавца и учителя технологии. Ближе познакомиться с  данными профессиями.

1 учащийся. Продавец. 

Продавец – это, наверное, самый распространенный вид трудовой деятельности. С продавцами мы встречаемся повсеместно: в супермаркетах, магазинах, торговых киосках, лотках. Благодаря труду продавцов мы имеем возможность приобретать любые товары, в которых нуждаемся: предметы одежды, быта, электротовары, технику. И хоть сегодня этот вид деятельности не окутан ореолом таинственности и причастности к высшим слоям общества, профессия продавец - пользуется популярностью у молодежи.

Сегодня мы с  вами отправимся в большой магазин. Большие магазины сейчас принято называть торговыми центрами. Торговый центр – это магазин, в котором много разных отделов. Это и продовольственный (продуктовый) отдел. Книжный и одежный, и обувной, и отдел игрушек, мебельный, и компьютерный. Очень удобно посещать подобные торговые центры, всё можно купить в одном месте.

В каждом отделе работают люди, которые помогают выбрать покупку, – продавцы. Продавец знает всё о качестве товаров, продаваемых в его отделе, о цене товара.

В работе  продавца есть много математики. Приходится пересчитывать несколько раз на счетах или на калькуляторе деньги покупателей. При этом нужно хорошо знать математику. Ведь при счете можно ошибиться и недодать покупателю денег или наоборот. Когда привозят в магазин товар для продажи, нужно свериться с фактурой, чтобы все было точно. Я считаю, что эта работа, не менее важна, чем другие.

Задача.

В магазин для продажи предназначено 78 пачек печенья. В первый день продавец продал в 4 раза меньше, чем во второй, а в третий день на 12 пачек больше чем в первый. Сколько пачек печенья было продано в первый день?

Решение:

Пусть в 1-й день продали х пачек печенья, тогда во второй день продали 5х пачек, а в 3-й день (х+12) пачек. По условию известно, что всего продали 78 пачек.

х+4х+(х+12)=78

х+4х+х+12=78

6х=78-12

6х=66

Х=66/6

Х=11

Ответ: 11 пачек.

2 учащийся. «Медицинская сестра скорой помощи"

Медицинской сестре просто нельзя без математики, ведь ей нужно подсчитать, сколько шприцов ей дали на сутки и подсчитать, сколько она использовала. Ей необходимо представить отчет о том, сколько вызовов было за день, какие и сколько она использовала лекарств. Она должна посчитать, сколько справок она выписала, кому, когда и сколько человек приходило. Я считаю, что в каждой профессии нужна математика. Все люди обязаны учить и любить математику. С каждым уроком мы узнаем много нового и интересного. Математика - большая страна, которая полна загадок и чудес, она дарит нам мышление и развивает ум.

Задача.

За 15 ампул анальгина, 10 ампул алоэ и бинт было заплачено 1р 68коп. Ампула алоэ в 8 раз дешевле бинта и на 2 коп; дороже ампулы анальгина. Сколько стоит ампула алоэ, анальгина и бинт в отдельности?

Решение.

Пусть х копеек стоит одна ампула алоэ, тогда 8х копеек стоит бинт, а ампула анальгина стоит (х-2)копеек, (х-2)*15 копеек стоят 15 ампул анальгина, 10х копеек стоят 10 ампул алоэ. По условию известно, что вся покупка оценивается в 1р. 68коп.

(х-2)*15+10х+8х=168

15х-30+10х+8х=168

33х-30=168

33х=198

Х=6

6 копеек стоит 1 ампула алоэ, 6-2=4коп - стоимость ампулы анальгина.8*6=48коп. - стоимость бинта.

Ответ:4копейки,48,6копеек

3.Видео фильм. Выступление  лидера ЛДПР Жириновского В.В выборе профессии (1,5 мин).

Физминутка.

Крановщик, как пианист: (имитация игры на пианино)

«Вира!», «Майна» - вверх и вниз (поднять руки вверх и вниз 2 раза)

Потирает он ладоши: (растираем ладони, пока не будет горячо)

То-то будет дом хороший! (в восхищении поднимаем руки с поднятым большим пальцем)

4. ученик: Столяр

 «Строительное производство сегодня — это механизированный процесс сборки зданий и сооружений из крупноразмерных деталей, изготовленных заводским способом. Столяр работает в строительно-монтажных организациях, на деревообрабатывающих предприятиях, в столярных мастерских. Он выполняет различные операции на станках: на круглопильных — раскрой пиломатериалов, на фуговальных — строгание, на долбежных и шипорезных — выдалбливание гнезд и зарезание шипов у заготовок.

Непосредственно на строительном объекте столяр устанавливает оконные и дверные блоки, производит настилку дощатых и паркетных полов, монтирует встроенную мебель и т. д. Выполнение такой работы невозможно без знания устройства и правил эксплуатации деревообрабатывающих станков, знания технологии и организации строительного производства, умения читать чертежи. Профессия требует объемного воображения, хорошего глазомера, знания геометрии, рисования, черчения.

Задача.  (рекомендация учителя)

Для изготовления  книжных полок требуется заказать 20 одинаковых деревянных панелей в одной из трёх фирм. Площадь каждой панели равна 1,1м2. В таблице приведены цены на панели и на их резку. Сколько рублей нужно заплатить за самый выгодный заказ?

Фирма

Стоимость панели   (руб. за 1м2)

Резка панелей (рублей за одну панель)

1

400

Бесплатно

2

350

50

3

300

70

Решение: Для первой фирмы: стоимость панелей 20 *1,1 *400=8800 рублей.

Для второй: стоимость панелей 20 *1,1*350=7700 плюс резка 20*50=1000(р)

7700+1000=8700(р)

Для третьей фирмы: стоимость панелей 20*1,1*300=6600 плюс резка 20*70=1400, поэтому стоимость заказа равна 8000 рублей.

За самый выгодный заказ придётся заплатить 8000 рублей.

             

5 ученик. Шофёр.

Казалось бы, зачем водителю математика? А вот и нужна. Водитель пользуется арифметическими действиями, подсчитывая количество потраченного бензина на пройденные километры, и с какой скорость нужно ехать, чтобы вовремя оказаться на месте.

Профессия шофёра привлекает практически каждого мальчишку. Шофёр — это профессиональный водитель, имеющий большой опыт вождения и умеющий справиться как с капризами автомобиля, так и с неожиданными «поворотами» на дороге. В основном эту профессию выбирают представители сильного пола, хотя встречаются и женщины-водители. Современный автопарк предлагает большой выбор транспорта, поэтому шофёр может водить легковой или грузовой автомобиль, автобус, самосвал, автокран и так далее. Знание устройства машины, дорожных правил, умение погрузить и разгрузить груз, ответственность за жизни пассажиров — это только часть того, о чем постоянно приходится заботиться профессиональному шофёру.

История профессии: (возникновение профессии, история развития профессии)Своим появлением эта профессия обязана такому изобретению, как самодвижущая конструкция, то есть автомобиль. Интересен тот факт, что изначально шофёр, или более правильно — «шоффер», как их называли во Франции, где в XIX веке и появилась эта профессия, представлял собой… кочегара парового автомобиля, важнейшей задачей которого было следить за топливом. Только в середине ХХ столетия профессия шофёр становится актуальной и востребованной.… Где получить профессию: (обучение профессии). Невозможно стать шофёром, не имея водительских прав, поэтому первая ступенька — это автошкола или профессиональное техническое училище. Вторая ступенька — это практика: по некоторым расчетам, мастерство шофёра начинается после 30 тысяч наезженных километров. При желании можно существенно расширить водительские рамки, продолжив образование в высших учебных заведениях в отрасли автотранспорта и стать, например, инженером автомобилестроения или инженером по строительству дорог.

Задача:

В двух канистрах 85 л бензина. После того, как из первой канистры вылили 3\4 её содержимого, а из второй - 5\9 её содержимого, выяснилось, что всего вылили 55 литров. Сколько литров бензина было в каждой канистре первоначально?

Решение:

В первой х литров,

во второй 85-х литров.

Вылили 3/4 *x - из первой, 5/9 *(85-х) - из второй.

Уравнение:  3/4 *x + 5/9 *(85-x) = 55  Ответ:40л -1, 45л -2.

Мы рассмотрели решение задач, показывающее огромное значение математики в любой профессии.

6.Учитель технологии

Моя профессия – учитель. Для меня профессия Учителя – это источник человеческого общения, возможность заглянуть в будущее вот уже на протяжении многих лет общения, возможность заглянуть в будущее вот уже на протяжении многих лет. Призвание учителя, в первую очередь, состоит в том, чтобы заинтересовать ребят своим предметом, дать толчок к развитию творческих способностей школьников, создать условия для их личностного развития, нравственного взросления. В данной школе я проработала 23 года. Это - то место, где я провожу большую часть своего времени. Здесь мои ученики - любознательные, думающие, спорящие. Здесь мои коллеги - профессионалы своего дела, преданные и любящие свою работу педагоги. Здесь мои друзья – надежные, готовые прийти на помощь.

Учитель – это одна из самых ответственных и сложных, а сейчас еще и самых востребованных государством и обществом профессий. Каждый человек, проходя свой жизненный путь, задумывается о выборе своего призвания, своей профессии. Я люблю свою профессию за её уникальное свойство: она позволяет нам видеть и любоваться духовным ростом своих учеников, через годы встречаться с ними, ставшими взрослыми достойными людьми.

На уроках технологии мы часто встречаем математику

Рефлексия занятия.

– Что понравилось на занятии, а что нет?
– Что узнали нового?
– Чего ждёте от следующих занятий?

Ученик 1.
Передо мной открыты все дороги.
Как много от судьбы своей я жду.
Но помню я со школьного порога:
Всё что посею, то же и пожну!


Ученик 2


Знайте, ребята! От знаний зависят
Сила страны и здоровье людей.
«Троечный» трактор в труде не помощник,
Воин на «двойку» - врага он страшней.


Ученик 3
Труд наш сегодня – это учёба.
Разве нам стыдно свой труд показать?
Так постараемся делать работу.
Пусть на четыре, а лучше на пять!

Мы рассмотрели решение задач, показывающее огромное значение математики в любой профессии.

Домашняя работа.

1.В каком соотношении нужно взять сплавы золота 30% и 55%,чтобы получить новый сплав 40% золота.

Одного сплава взяли х, а второго — у.

Уравнение:  0,3х + 0,55у = 0,4(х+у)

0,3х+0,55y = 0,4x + 0,4y

0,15y = 0,1x;    15y = 10xy:x = 2:3

2.В шестом классе двенадцатилетних учеников на 4 больше, чем одиннадцатилетних. Число двенадцатилетних учеников составляет четыре седьмых числа всех шестиклассников. Сколько учеников в таком классе? 

Пусть 11-летних х человек, тогда 12-летних х+4.

Всего в классе х+х+4 = 2х+4 человека.

х+4 составляет 4/7 от 2х+4.  Составим уравнение:

х+4 = (4/7) * (2х+4)    Домножим обе части на 7

7(х+4) = 4(2х+4)

7х+28 = 8х+16

28-16 = 8х-7х

12=х  

Всего в классе 2*12+4=28 (чел)

Ответ: 28 

3.Моторная лодка проплывает некоторое расстояние по озеру за 40 мин, а такое же расстояние против течения реки она проплывает за 60 мин. За сколько минут моторная лодка проплывает такое же расстояние по течению реки? 

Примем некоторое расстояние за 1.

1) За минуту по озеру 1/40 часть пути - скорость в стоячей воде, за минуту против течения 1/610 часть пути - скорость против течения.

2) 1/40 - 1/60 = 3/120 - 2/120 = 1/120  - скорость течения.

3) 1/40 + 1/120 = 4/120 = 1/30 - скорость по течению.

4) 1: 1/30 = 1*30 = 30 (мин.) - время по течению.

Ответ: 30.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

49095. Структурная схема смешанной системы связи и сигналы в различных её сечениях 3.47 MB
  Рассчитать и построить спектр сигнала дискретной модуляции и определить ширину его спектра Δfs. Рассчитать: приходящуюся в среднем на один двоичный символ мощность Рs и амплитуду Um сигнала дискретной модуляции необходимую для обеспечения требуемого ОСШ h2; пропускную способность С гауссовского НКС. Построить функции плотности вероятности мгновенных значений и огибающей узкополосной гауссовской помехи а так же ФПВ мгновенных значений и огибающей гармонического сигнала и УГП. Изобразить схему приемника сигнала дискретной модуляции.
49096. Схема смешанной системы связи и сигналы в различных ее сечениях 1.59 MB
  Рассчитать: априорные вероятности и передачи нуля и единицы по двоичному ДКС; ширину спектра сигнала ИКМ. Рассчитать и построить спектр сигнала дискретной модуляции и определить ширину его спектра. Рассчитать: приходящуюся в среднем на один двоичный символ бит мощность и амплитуду сигнала дискретной модуляции необходимую для обеспечения требуемого ОСШ ; пропускную способность гауссовского НКС. Построить функции плотности вероятности ФПВ мгновенных значений и огибающей узкополосной гауссовской помехи УГП а также...
49098. Структурная схема смешанной системы связи и сигналы в различных её сечениях 2.85 MB
  Рассчитаем энергетическую ширину спектра Δf: Δf= Максимальное значение спектральной плотности мощности: Gmx=G0=4924104; Подставив это значение в формулу для расчета ширины спектра и посчитав интеграл получаем значение: Δf=3250 [Гц]. Рассчитаем интервал корреляции τ: τ=dτ=7692 [мкс].3 Рассчитаем мощность Рх отклика ФНЧ: Рх==2346 [В2]. Рассчитаем СКП фильтрации...
49099. Региональные особенности продуктивного пласта АС11 в Фроловской нефтегазоносной области 10.98 MB
  В результате работы будут даны обобщенные выводы, каким образом и почему, продуктивность пласта, даже при близком региональном расположение может быть разной. Будут сделаны заключения, как различные характеристики влияют на породы коллекторы...
49100. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА 452 KB
  Процентная ставка – один из самых важных механизмов, с помощью которого осуществляется регуляция экономики страны. В частности, вопросы темпов экономического роста и инфляционное давление регулируются именно с помощью ставки процента
49101. Принцип построения систем электросвязи и расчёта их параметров 2.43 MB
  Затем сигнал Xt дискретизируется во времени в дискретизаторе далее квантуется по уровню и затем квантованные уровни кодируются. Для передачи полученного ИКМсигнала необходимо использовать один из видов дискретной модуляции в нашем случае ДОФМ. В передающем устройстве ПДУ системы на основе аналогоцифрового преобразования АЦП сообщение преобразуется в первичный цифровой сигнал импульснокодовой модуляции ИКМ в результате при использовании ДОФМ формируется канальный сигнал St. При передаче сигнала по узкополосному непрерывному...
49102. Анализ помехоустойчивости и эффективности системы передачи информации 525 KB
  В приемном устройстве ПРУ системы принятая смесь сигнала и шума подвергается некогерентной НП обработке с последующим поэлементным принятием решения методом однократного отсчета. Рассчитать: априорные вероятности и передачи нуля и единицы по двоичному ДКС; ширину спектра сигнала ИКМ. Рассчитать и построить спектр сигнала дискретной модуляции и определить ширину его спектра . Рассчитать: приходящуюся в среднем на один двоичный символ бит мощность и амплитуду сигнала дискретной модуляции необходимую для обеспечения...
49103. Реализация алгоритмов решения задач при проектировании САУ с использованием объектно-ориентированного языка программирования C++ 810 KB
  Найти минимальное значение целевой функции. Недостатком является требование задания целевой функции в аналитическом виде унимодальности целевой функции в заданном интервале изменения переменной дифференцируемости целевой функции. Найти значения целевой функции в пробных точках . Определить минимальное значение целевой функции путем сравнения значений функции в пробных точках Метод равномерного поиска требует выполнения большого числа вычислений.