57464

Животные паразиты и животные - хозяева

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Правила личной гигиены карточки с изображением животных паразитов и хозяев для закрепления материала магнитная доска вопросы для фронтального опроса по домашнему заданию.

Русский

2014-04-12

40 KB

11 чел.

Тема урока: «Животные паразиты и животные - хозяева».

Цель: познакомить учащихся  с понятиями животный паразит. Дать понятия отношения «паразит – хозяин». Внутренние и наружные паразиты. Гнездовой паразитизм. Ознакомить с правилами личной гигиены.

Задачи урока:

Образовательные:

Научить детей  распознавать, каких животных называют паразитами, а каких – хозяевами.

Перечислить основные черты строения внутренних паразитов.

Почему паразиты дают обильное потомство?

Какой вред могут нанести паразиты своим хозяевам.

Воспитывающие:

Формировать у детей умение работать в коллективе, слушать учителя и товарищей. Уметь сконцентрироваться и максимально правильно дать правильный ответ за  короткое время.

Сформировать личные навыки гигиены.

Развивающие:

Развивать восприятие, память, наблюдательность, любознательность.

Развивать познавательные особенности учащихся.  

Развивать правила личной гигиены учащихся.

Оборудование:

Мультимедиапроектор, презентация на тему: «Животные паразиты и их хозяева», «Правила личной гигиены», карточки с изображением животных паразитов и хозяев для закрепления материала, магнитная доска, вопросы для фронтального опроса по домашнему заданию.

Ход урока.

  1.  Организационный момент

Приготовление рабочего места. Поговорки и пословицы разноцветными мелками: «Старание и труд к счастью ведут», «Человек уму учится весь век»,  «Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочется», «Грамоте учиться – всегда пригодится», «Знание собирается по капли». На магнитной доске располагаются  изображения паразитов и их хозяев. Повторение изученного материала.

Вопросы для фронтального опроса по теме: «Хищники и их жертвы».

  1.  Животные, которые используют в пищу других. (Хищники)
  2.  Животные, на которых охотятся хищники. (Жертвы)
  3.  Взаимосвязи между охотниками – хищниками – и их жертвами в экологии получили название. (Отношения «хищник - жертва»).
  4.  Что значит регуляция численности хищников?
  5.  Приведите  примеры отношений «Хищник - жертва».
  6.  Каким образом численность хищников зависит от численности их жертв?
  7.  В чем состоит положительное влияние хищников на население животных жертв?

Подведение итогов опроса.

  1.  Сообщение темы и цели урока (записываем в тетрадь). (слайд №2, №3)

Ребята мы с вами разбирали на прошлом уроке тему хищники и их жертвы. Нам знакомы эти понятия, а как вы думаете,  что значат словосочетания животные-паразиты и животные – хозяева.

  1.  Ребята запишите в тетради понятие паразиты. (слайд №4)

Паразитизм  (от др.-греч. παράσιτος — «нахлебник») — один из видов сосуществования организмов 

Паразиты – организмы, живущие за счет особей другого вида, называемых хозяевами, и тесно связанные с ними на большем или меньшем протяжении жизненного цикла. Паразиты питаются кровью, лимфой, тканями или переваренной пищей своего хозяина, постоянно или временно используют его как территорию обитания и вредят ему. Степень вреда, причиняемого паразитом своему хозяину, различна. Обычно паразиты вызывают заболевание хозяина, его ослабление, истощение.

Хозяева – это животные имеющие паразитов.

Отношения «паразит - хозяин»- это взаимосвязи, возникающие между паразитами и животными - хозяевами.

  1.   Выделяют три вида паразитизма наружный, внутренний, гнездовой паразитизм (слайд №5)
  2.  Изучаем цикл жизни паразита (слайд №6)
  3.  Внутренние паразиты.  Проникают во внутренние органы, например в пищеварительную систему, живут там, питаясь переваренной пищей, которую потребляет хозяин. Примером могут служить ленточные черви (эхинококк, бычий цепень), которые живут во внутренних органах многих животных, а иногда попадают в организм человека, вызывая серьезные заболевания.

Внутренние паразиты отравляют хозяина продуктами своего обмена. Как правило, паразиты имеют упрощенное внутреннее и внешнее строение. Но зато у них есть разнообразные прикрепления-зубчики, крючки, присоски. При размножении они дают огромное количество потомков.

Наружные паразиты. Все паразиты живущие на поверхности и на наружных органах животного. Между ними отличают временных, периодических и постоянных паразитов. Все они снабжены так или иначе устроенными органами прицепления, как то: коготками, крючками, присосками и т. п.

Гнездовой паразитизм.

Тип паразитизма, которым пользуются некоторые птицы, рыбы и насекомые, заключающийся в использовании другого животного-хозяина, или того же вида (для выращивания потомства животного-паразита. Явление гнездового паразитизма возникло в процессе эволюции независимо в нескольких группах птиц. Гнездовой паразитизм у части видов выражается лишь в том, что гнезда они не строят, а занимают чужие. Среди птиц он наблюдается примерно у 80 видов из 5 семейств. Ещё примерно 20 видов являются факультативными паразитами.

К высокоспециализированным паразитам относится 27 видов. К ним относятся кукушки а также медоуказчики рода, подкладывающие яйца в гнёзда к дятловым. У специализированных паразитов птенец паразита избавляется от яиц и/или птенцов хозяина, и затем хозяин выкармливает только его.

VI. Профилактика. Личная гигиена. (слайд№10)

VII. Физкультминутка,  

  1.   Опрос по пройденной теме с использованием карточек и магнитной доски. Называю паразита, ребенок берет карточку, находит хозяина и называет тип паразитизма.  

IX. Домашнее задание 

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53475. Ценностно-ролевая готовность выпускников ВУЗа и персонала промышленного предприятия к работе в условиях инноваций 69.42 KB
  Цель работы: Выявить характеристики ценностно–ролевовой готовности выпускников ВУЗа (на примере финансового факультета и факультета социальных наук ) к работе в условиях инноваций.
53476. Учебное пособие по истории средних веков 2.21 MB
  Урок 5: Образование Франкского государства. Возникновение ислама образование единого государства. Урок 32: Образование централизованного государства в Англии. Урок 36: Завершение складывания централизованного государства в Англии.
53477. Жива історія школи 48 KB
  2012 рік Жива історія школи Мета. Познайомити учнів зі сторінками історії школи через спілкування з випускниками вчителями батьками в телестудії. Дорогі гості шановні колеги сьогодні ми зібралися у кабінеті історії з особливої нагоди відзначити День народження нашої школи. День народження школи це свято всього села Васильківське а також сіл Запоріжжя Русаково Куніново Сидоренково.
53478. Ігровий майданчик на уроках української літератури (5 клас) (розділ «Історичне минуле нашого народу») 238.5 KB
  Але є ще в нас орли Та не тут не в цій палаті А в мужицькій простій хаті Запитання. А тут бємо в мури вже більше як тиждень мури нітрохи не подаються Що се Якісь чари Запитання. Погляньте: став як дуб І стукає в ворота Змій виглянув з вікна І сипле іскри з рота Запитання. Запитання.
53479. Компетентності як ключ до оновлення змісту історичної освіти 80 KB
  Але справжній процес реформування модернізації змісту освіти стартував тільки сьогодні: про це свідчить впровадження з 1 вересня 2012 р Державного стандарту початкової загальної освіти на основі якого розроблено навчальні програми для початкової школи підготовлення підручників і за формою і за змістом нового покоління. Державний стандарт базової і повної ЗСО ще один помітний успіх у процесі модернізації освіти. Під стандартами освіти розуміється система основних параметрів що приймаються за Державну норму...
53480. Менеджмент. Навчально-методичний посібник 536 KB
  Розуміння, знання історії менеджменту визначає можливості його ефективного удосконалення. Знання історії менеджменту має велике значення в формуванні професійної свідомості менеджера, розвиває у нього почуття відповідальності, навички стратегічного та широкомасштабного мислення. Потреба в знаннях історії будь-якої науки виникає на певному етапі розвитку і самої науки і суспільства в цілому.
53481. Діяльність Гая Юлія Цезаря та її значення для історії Рима 238.5 KB
  Римський диктатор Юлій Цезар (12 липня 100 р. — 15 березня 44 р.) став одним з найбільш відомих діячів усесвітньої історії, чиє імя зазвичай повязують з поняттями про велику людину, полководця і політика. Військово-політична і літературна діяльність Цезаря, його неабиякі здібності, нарешті, його яскрава персона притягали і притягають істориків. Історична роль Юлія Цезаря велика і багатогранна
53482. Природні умови Італії та виникнення міста Рима 50.5 KB
  Природні умови Італії та виникнення міста Рима. Виникнення міста Рима та правління царів. Найважливішими містами були Тарент Кротон Фурії. У результаті грецькі міста виявилися беззахисними перед місцевими племенами.
53483. ИТОГИ И УРОКИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 32 KB
  Залогом победы было единство фронта и тыла сделавшее реальным лозунг военных лет: Все для фронта все для победы Трагическое начало войны поставило перед руководством страны чрезвычайно сложную задачу: переместить в глубокий тыл промышленные предприятия оборудование материальные ценности. На военное положение были переведены все рабочие и служащие: они объявлялись мобилизованными на период войны рабочий день устанавливался в 11 часов при шестидневной рабочей неделе сверхурочные становились обязательными отпуска...