57464

Животные паразиты и животные - хозяева

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Правила личной гигиены карточки с изображением животных паразитов и хозяев для закрепления материала магнитная доска вопросы для фронтального опроса по домашнему заданию.

Русский

2014-04-12

40 KB

10 чел.

Тема урока: «Животные паразиты и животные - хозяева».

Цель: познакомить учащихся  с понятиями животный паразит. Дать понятия отношения «паразит – хозяин». Внутренние и наружные паразиты. Гнездовой паразитизм. Ознакомить с правилами личной гигиены.

Задачи урока:

Образовательные:

Научить детей  распознавать, каких животных называют паразитами, а каких – хозяевами.

Перечислить основные черты строения внутренних паразитов.

Почему паразиты дают обильное потомство?

Какой вред могут нанести паразиты своим хозяевам.

Воспитывающие:

Формировать у детей умение работать в коллективе, слушать учителя и товарищей. Уметь сконцентрироваться и максимально правильно дать правильный ответ за  короткое время.

Сформировать личные навыки гигиены.

Развивающие:

Развивать восприятие, память, наблюдательность, любознательность.

Развивать познавательные особенности учащихся.  

Развивать правила личной гигиены учащихся.

Оборудование:

Мультимедиапроектор, презентация на тему: «Животные паразиты и их хозяева», «Правила личной гигиены», карточки с изображением животных паразитов и хозяев для закрепления материала, магнитная доска, вопросы для фронтального опроса по домашнему заданию.

Ход урока.

  1.  Организационный момент

Приготовление рабочего места. Поговорки и пословицы разноцветными мелками: «Старание и труд к счастью ведут», «Человек уму учится весь век»,  «Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочется», «Грамоте учиться – всегда пригодится», «Знание собирается по капли». На магнитной доске располагаются  изображения паразитов и их хозяев. Повторение изученного материала.

Вопросы для фронтального опроса по теме: «Хищники и их жертвы».

  1.  Животные, которые используют в пищу других. (Хищники)
  2.  Животные, на которых охотятся хищники. (Жертвы)
  3.  Взаимосвязи между охотниками – хищниками – и их жертвами в экологии получили название. (Отношения «хищник - жертва»).
  4.  Что значит регуляция численности хищников?
  5.  Приведите  примеры отношений «Хищник - жертва».
  6.  Каким образом численность хищников зависит от численности их жертв?
  7.  В чем состоит положительное влияние хищников на население животных жертв?

Подведение итогов опроса.

  1.  Сообщение темы и цели урока (записываем в тетрадь). (слайд №2, №3)

Ребята мы с вами разбирали на прошлом уроке тему хищники и их жертвы. Нам знакомы эти понятия, а как вы думаете,  что значат словосочетания животные-паразиты и животные – хозяева.

  1.  Ребята запишите в тетради понятие паразиты. (слайд №4)

Паразитизм  (от др.-греч. παράσιτος — «нахлебник») — один из видов сосуществования организмов 

Паразиты – организмы, живущие за счет особей другого вида, называемых хозяевами, и тесно связанные с ними на большем или меньшем протяжении жизненного цикла. Паразиты питаются кровью, лимфой, тканями или переваренной пищей своего хозяина, постоянно или временно используют его как территорию обитания и вредят ему. Степень вреда, причиняемого паразитом своему хозяину, различна. Обычно паразиты вызывают заболевание хозяина, его ослабление, истощение.

Хозяева – это животные имеющие паразитов.

Отношения «паразит - хозяин»- это взаимосвязи, возникающие между паразитами и животными - хозяевами.

  1.   Выделяют три вида паразитизма наружный, внутренний, гнездовой паразитизм (слайд №5)
  2.  Изучаем цикл жизни паразита (слайд №6)
  3.  Внутренние паразиты.  Проникают во внутренние органы, например в пищеварительную систему, живут там, питаясь переваренной пищей, которую потребляет хозяин. Примером могут служить ленточные черви (эхинококк, бычий цепень), которые живут во внутренних органах многих животных, а иногда попадают в организм человека, вызывая серьезные заболевания.

Внутренние паразиты отравляют хозяина продуктами своего обмена. Как правило, паразиты имеют упрощенное внутреннее и внешнее строение. Но зато у них есть разнообразные прикрепления-зубчики, крючки, присоски. При размножении они дают огромное количество потомков.

Наружные паразиты. Все паразиты живущие на поверхности и на наружных органах животного. Между ними отличают временных, периодических и постоянных паразитов. Все они снабжены так или иначе устроенными органами прицепления, как то: коготками, крючками, присосками и т. п.

Гнездовой паразитизм.

Тип паразитизма, которым пользуются некоторые птицы, рыбы и насекомые, заключающийся в использовании другого животного-хозяина, или того же вида (для выращивания потомства животного-паразита. Явление гнездового паразитизма возникло в процессе эволюции независимо в нескольких группах птиц. Гнездовой паразитизм у части видов выражается лишь в том, что гнезда они не строят, а занимают чужие. Среди птиц он наблюдается примерно у 80 видов из 5 семейств. Ещё примерно 20 видов являются факультативными паразитами.

К высокоспециализированным паразитам относится 27 видов. К ним относятся кукушки а также медоуказчики рода, подкладывающие яйца в гнёзда к дятловым. У специализированных паразитов птенец паразита избавляется от яиц и/или птенцов хозяина, и затем хозяин выкармливает только его.

VI. Профилактика. Личная гигиена. (слайд№10)

VII. Физкультминутка,  

  1.   Опрос по пройденной теме с использованием карточек и магнитной доски. Называю паразита, ребенок берет карточку, находит хозяина и называет тип паразитизма.  

IX. Домашнее задание 

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18232. SQL – абревіатура від Structured Query Language (структурована мова запитів) 231.5 KB
  SQL SQL – абревіатура від Structured Query Language структурована мова запитів. Мова SQL – найбільш поширена мова запитів для реляційних баз даних. Її перші версії називались SEQUEL тому часом SQL називають сіквел але більш правильно його називати еск’юел. Однією з головних переваг мо...
18234. Формирование у дошкольников гуманного отношения к матери 514 KB
  Гуманные чувства формируются и развиваются в процессе гуманного отношения ребенка со взрослыми и сверстниками. Большую часть своего времени ребенок-дошкольник проводит в игре. Игра является мощным фактором развития гуманных отношений у дошкольников.
18235. Проектирование тепломассообменного оборудования линии обработки зерна гречихи производительностью 1 т/ч 616 KB
  Стандартная технология получения крупы из зерна гречихи включает подготовку зерна к переработке и непосредственно переработку его в крупу путем шелушения.После очистки, при выработке быстроразвариваюшейся крупы, гречихуподвергают гидротермической обработке. Способ гидротермической обработки зерна гречихи включает предварительный прогрев зерна, пропаривание, сушку, охлаждение.
18236. Правовий режим земель сільськогосподарського призначення 113 KB
  Земельні відносини, які виникають в процесі здійснення приватизації земель сільськогосподарського призначення, а також у сфері їх належності, екологічного, збалансованого використання і охорони земель, правового забезпечення реалізації земельних інтересів, гарантій суб’єктивних земельних прав по відношенню до земель сільськогосподарського призначення.
18237. Процесс формирования представлений о величинах у детей в детском саду и начальной школе 439 KB
  Раскрыть смысл преемственности в формировании представлений о величинах у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Выявить педагогические условия, влияющие на реализацию преемственных связей в процессе изучения величин в детском саду и начальной школе. Определить принципы отбора содержания учебного материала, обеспечивающие непрерывность формирования представлений о величине у детей дошкольного и младшего школьного возраста...
18238. РОЗРАХУНОК ПОЛІГОНОМЕТРІЇ ЗГУЩЕННЯ 1.55 MB
  Номенклатура топографічної карти – це система позначень листів топографічних карт. Розграфлення – система поділу топографічних карт на частини з метою одержання листів карт більш крупного масштабу.
18239. Технология цементно-песчаной стяжки под полы 1.58 MB
  Здание - разновидность наземного строительного сооружения с помещениями, созданного в результате строительной деятельности в целях осуществления определенных потребительских функций, таких как проживание (жилище)
18240. Предметно-пространственная среда как условие развития личности ребенка 218 KB
  Пространственная предметная среда обеспечивает психологическое здоровье личности, базис личностной культуры, способствует развитию индивидуальности (ориентированной не на «запрограммированность», а на содействие развитию, где основная тактика общения педагога - сотрудничество).