57464

Животные паразиты и животные - хозяева

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Правила личной гигиены карточки с изображением животных паразитов и хозяев для закрепления материала магнитная доска вопросы для фронтального опроса по домашнему заданию.

Русский

2014-04-12

40 KB

11 чел.

Тема урока: «Животные паразиты и животные - хозяева».

Цель: познакомить учащихся  с понятиями животный паразит. Дать понятия отношения «паразит – хозяин». Внутренние и наружные паразиты. Гнездовой паразитизм. Ознакомить с правилами личной гигиены.

Задачи урока:

Образовательные:

Научить детей  распознавать, каких животных называют паразитами, а каких – хозяевами.

Перечислить основные черты строения внутренних паразитов.

Почему паразиты дают обильное потомство?

Какой вред могут нанести паразиты своим хозяевам.

Воспитывающие:

Формировать у детей умение работать в коллективе, слушать учителя и товарищей. Уметь сконцентрироваться и максимально правильно дать правильный ответ за  короткое время.

Сформировать личные навыки гигиены.

Развивающие:

Развивать восприятие, память, наблюдательность, любознательность.

Развивать познавательные особенности учащихся.  

Развивать правила личной гигиены учащихся.

Оборудование:

Мультимедиапроектор, презентация на тему: «Животные паразиты и их хозяева», «Правила личной гигиены», карточки с изображением животных паразитов и хозяев для закрепления материала, магнитная доска, вопросы для фронтального опроса по домашнему заданию.

Ход урока.

  1.  Организационный момент

Приготовление рабочего места. Поговорки и пословицы разноцветными мелками: «Старание и труд к счастью ведут», «Человек уму учится весь век»,  «Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочется», «Грамоте учиться – всегда пригодится», «Знание собирается по капли». На магнитной доске располагаются  изображения паразитов и их хозяев. Повторение изученного материала.

Вопросы для фронтального опроса по теме: «Хищники и их жертвы».

  1.  Животные, которые используют в пищу других. (Хищники)
  2.  Животные, на которых охотятся хищники. (Жертвы)
  3.  Взаимосвязи между охотниками – хищниками – и их жертвами в экологии получили название. (Отношения «хищник - жертва»).
  4.  Что значит регуляция численности хищников?
  5.  Приведите  примеры отношений «Хищник - жертва».
  6.  Каким образом численность хищников зависит от численности их жертв?
  7.  В чем состоит положительное влияние хищников на население животных жертв?

Подведение итогов опроса.

  1.  Сообщение темы и цели урока (записываем в тетрадь). (слайд №2, №3)

Ребята мы с вами разбирали на прошлом уроке тему хищники и их жертвы. Нам знакомы эти понятия, а как вы думаете,  что значат словосочетания животные-паразиты и животные – хозяева.

  1.  Ребята запишите в тетради понятие паразиты. (слайд №4)

Паразитизм  (от др.-греч. παράσιτος — «нахлебник») — один из видов сосуществования организмов 

Паразиты – организмы, живущие за счет особей другого вида, называемых хозяевами, и тесно связанные с ними на большем или меньшем протяжении жизненного цикла. Паразиты питаются кровью, лимфой, тканями или переваренной пищей своего хозяина, постоянно или временно используют его как территорию обитания и вредят ему. Степень вреда, причиняемого паразитом своему хозяину, различна. Обычно паразиты вызывают заболевание хозяина, его ослабление, истощение.

Хозяева – это животные имеющие паразитов.

Отношения «паразит - хозяин»- это взаимосвязи, возникающие между паразитами и животными - хозяевами.

  1.   Выделяют три вида паразитизма наружный, внутренний, гнездовой паразитизм (слайд №5)
  2.  Изучаем цикл жизни паразита (слайд №6)
  3.  Внутренние паразиты.  Проникают во внутренние органы, например в пищеварительную систему, живут там, питаясь переваренной пищей, которую потребляет хозяин. Примером могут служить ленточные черви (эхинококк, бычий цепень), которые живут во внутренних органах многих животных, а иногда попадают в организм человека, вызывая серьезные заболевания.

Внутренние паразиты отравляют хозяина продуктами своего обмена. Как правило, паразиты имеют упрощенное внутреннее и внешнее строение. Но зато у них есть разнообразные прикрепления-зубчики, крючки, присоски. При размножении они дают огромное количество потомков.

Наружные паразиты. Все паразиты живущие на поверхности и на наружных органах животного. Между ними отличают временных, периодических и постоянных паразитов. Все они снабжены так или иначе устроенными органами прицепления, как то: коготками, крючками, присосками и т. п.

Гнездовой паразитизм.

Тип паразитизма, которым пользуются некоторые птицы, рыбы и насекомые, заключающийся в использовании другого животного-хозяина, или того же вида (для выращивания потомства животного-паразита. Явление гнездового паразитизма возникло в процессе эволюции независимо в нескольких группах птиц. Гнездовой паразитизм у части видов выражается лишь в том, что гнезда они не строят, а занимают чужие. Среди птиц он наблюдается примерно у 80 видов из 5 семейств. Ещё примерно 20 видов являются факультативными паразитами.

К высокоспециализированным паразитам относится 27 видов. К ним относятся кукушки а также медоуказчики рода, подкладывающие яйца в гнёзда к дятловым. У специализированных паразитов птенец паразита избавляется от яиц и/или птенцов хозяина, и затем хозяин выкармливает только его.

VI. Профилактика. Личная гигиена. (слайд№10)

VII. Физкультминутка,  

  1.   Опрос по пройденной теме с использованием карточек и магнитной доски. Называю паразита, ребенок берет карточку, находит хозяина и называет тип паразитизма.  

IX. Домашнее задание 

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80577. Театрализованный конкурс «Мистер Академия Правосудия 2013» 2.91 MB
  На первый взгляд довольно простая и понятная схема, не вызывающая вопросов. Но на самом деле, множество вопросов и проблем возникает уже на самом первом этапе подготовки участников. Дело в том, что эти ребята в будущем юристы, прокуроры и судьи. И лишь единицы из них имеют хоть какой-то опыт выступления перед публикой.
80579. Формування системи мотивації персоналу підприємства 314 KB
  Актуальність теми дослідження. В умовах, що склалися в Україні на нинішньому етапі її розвитку, проблема мотивації особистості набула важливого значення, оскільки вирішення задач, які стоять перед суспільством, можливе лише за умови створення належної мотиваційної основи...
80580. Формирование эффективного организационно-экономического механизма в РУП «Издательство «Белорусский Дом печати» 938.63 KB
  В настоящем дипломном проекте произведен анализ состояния предприятия, выявлены факторы, оказывающие влияние на себестоимость и эффективность функционирования предприятия, а также основные проблемы в развитии предприятия.
80581. Психолого-педагогическое сопровождение подростков «группы риска» в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 313 KB
  Объектом исследования выпускной квалификационной работы являются подростки «группы риска» в специальном (коррекционном) образовательном учреждении. Предмет исследования – процесс психолого-педагогического сопровождения подростков «группы риска» в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.
80582. Контроль расчетов и отражение дебиторской и кредиторской задолженности в бухгалтерской финансовой отчетности ГКУ «ИС района Хамовники» 113.14 KB
  Востребованность результатов исследований в области внутрихозяйственного контроля дебиторской и кредиторской задолженности определяется недостаточной степенью раскрытия ряда существенных теоретических и прикладных положений.
80583. Разработка стратегии продвижения бренда обучающего центра сферы услуг на российский рынок (на примере бренда «Академия Колористики и Геометрии Натальи Туниковской») 1.42 MB
  Объектом работы является бренд «Академия Колористики и Геометрии Натальи Туниковской». Предметом исследования является разработка стратегии продвижения бренда на российский рынок. В первой главе на теоретико-методологической основе рассмотрены базовые понятия бренда и его основных элементов...
80584. Проект реконструкции ОРУ-110 кВ на подстанции «Ингалинская» 304.05 KB
  Оборудование РУ по своим паспортным данным должно удовлетворять условиям работы как при номинальном режиме так и при КЗ. Аппараты и шины должны обладать необходимой термической и динамической стойкостью; изоляция оборудования должна выдерживать возможные повышения...