57465

Урок-викторина «Мифы древней Греции»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: повторение и закрепление материала по теме; развитие творческих способностей учащихся, воспитывать интерес к литературе, культуру коллективного ответа.

Русский

2014-04-12

91.5 KB

13 чел.

PAGE  1

Урок-викторина «Мифы древней Греции».

Цель: повторение и закрепление материала по теме;

          развитие творческих способностей учащихся.

воспитывать интерес к литературе, культуру коллективного ответа.

  Ход урока

Викторину ведет учитель, ему помогает один из сильных учеников (объявляет правила игры, следит за временем, считает очки).

1. Слово учителя: На протяжении нескольких уроков мы с вами изучали мифологию древней Греции.

Вы спрашивали: «Мы живем в 21 веке, используем атомную энергию и летаем в космос, научились делать сложнейшие медицинские операции и играючи управляться с компьютером. Зачем нам, людям третьего тысячелетия, изучать какие-то мифы, придуманные в очень далекие времена»?

Да, это действительно так,  человеческая цивилизация достигла многого. Но вслушайтесь в свою речь. Человек часто произносит слова, например, тетрадь, стадион, герой, или так радующее вас слово «каникулы», не задумываясь о том, что произошли  они из древнегреческого языка.

Кроме того, древнегреческая мифология – источник появления в языке большого количества устойчивых сочетаний: сизифов труд, нить Ариадны, олимпийское спокойствие и др. В каких жизненных ситуациях их произносить? Какой смысл они несут в себе? Ответ на этот вопрос и даёт нам изучение мифологии.

Задумывались ли вы когда-нибудь, почему погоны военных врачей и вывеска аптек украшаются чашей со змеёй? Почему некоторые созвездия носят названия «Большая медведица», «Кассиопея», «Близнецы»? Откуда в нашем языке названия месяцев январь, март, май, июнь?

Источник всего один – античная мифология.

Сегодня на уроке вы под моим руководством вспомните и примените на практике свои знания по  мифологии древней Греции.

Итак, объявляю о начале Олимпийских интеллектуальных игр, где каждый будет прокладывать путь к победе не силой, а умом. На период Олимпийских игр воцаряется священный мир, где нет места ссорам и обидам.

2. Помощник учителя: Прошу вас посовещаться и выбрать две команды по 6 человек (команды делятся так, чтобы было равное количество сильных и слабых учеников). Придумайте название команде, выберите капитана. Остальные – болельщики, которые тоже могут заработать себе фишки за правильный ответ. Фишка – лавровый лист, символ олимпийских игр.

1 конкурс.  Блиц-турнир.

Помощник: В течение трех минут командам по очереди будут заданы вопросы, на которые сразу должен быть дан ответ.

1. Дикие существа, полулюди-полукони, обитатели гор и лесов? (кентавры).

2. Страж Аида, трехголовый пес со змеиным хвостом? (Цербер)

3. Какой бог самый некрасивый? (Гефест)

4. Какая богиня носит прозвище Пенорождённая? (Афродита)

5. Где находилось жилище богов? (Олимп)

6. Кто являлся верховным богом Греции? (Зевс).

7. Как звали отца Зевса? (Кронос)

8. Какая из богинь была рождена самим Зевсом? (Афина)

9. Назовите имена братьев Зевса. (Посейдон, Аид).

10. Кто подарил людям огонь? (Прометей)

11. Кто из богов Олимпа прихрамывал и почему? (Гефест, был сброшен с Олимпа).

12. Чудовище с туловищем человека и головой быка? (Минотавр).

13. У кого из богов были крылатые сандалии? (Гермес)

14. Кто из богов дал людям азбуку, письменность, счет и числа? (Гермес).

15. Как называется река подземного царства, дающая людям забвение? (Лета)

16. Назовите имена богов-близнецов, детей Зевса. (Аполлон и Артемида).

17. Имя героя, освободившего Прометея? (Геракл).

18.Что означает имя Прометей? (предусмотрительный).

19. Как назывался корабль, на котором Ясон отправился за золотым руном? (Арго)

20.Имена каких персонажей мифа о Персее стали названиями созвездий? (Кассиопея, Цефей, Андромеда, Персей, Кит).

21.Кто сделал первые инструменты и научил людей пользоваться ими? (Прометей)

22.Кто сделал крылья и впервые подумал о полете? (Дедал)

2 конкурс. Толкование фразеологизмов.

Помощник: на столе у каждой команды находится фразеологический словарь. Ваша задача: взять конверт и через пять минут объяснить значение и происхождение находящихся в нем устойчивых сочетаний.

рог изобилия     яблоко раздора

бочка данаид      ящик Пандоры

панический страх    муки Тантала

авгиевы конюшни     прокрустово ложе

Пока команды совещаются, вопросы болельщикам.

1. Как называлась пища греческих богов, давшая им вечную юность и бессмертие? (нектар, амброзия)

2. Кому из трех богинь (Афине, Афродите, Гере) Парис вручил яблоко с надписью «Прекраснейшей»? (Афродите)

3. Какая война разгорелась из-за этого спора трех богинь? (Троянская)

4. Назовите героя греческой мифологии, чья деятельность стала символом бесполезного труда. (Сизиф)

5. Что обозначает фразеологизм «титаническая борьба»? (тяжелая, долгая борьба).

6. Что означает имя Пандора? (наделенная всеми дарами)

7. Как звали козу, вскормившую Зевса? (Амалфея)

8. Сколько дочерей было у царя Даная? (13)

9. Назовите имя греческого героя, убившего Медузу горгону? (Персей)

10. Назовите имя греческого героя, убившего Минотавра? (Тесей)

Слушаем ответы команд, оцениваем, награждаем фишками (каждый верный ответ – 1 фишка).

3 конкурс. Состязания капитанов.

Помощник: капитаны команд выходят к доске. На доске написаны имена греческих богов. Ваша задача – написать их функции и дать римское соответствие имени.

1. Зевс – Юпитер (царь богов и людей)

2. Гера – Юнона (покровительница семьи)

3. Афродита  - Венера (богиня любви)

4. Посейдон – Нептун (бог морей)

5. Аид – Плутон (бог подземного царства)

6. Артемида – Диана (богиня охоты)

7. Гефест – Вулкан (бог огня)

8. Арес – Марс (бог войны)

9. Гермес – Меркурий (вестник богов)

4 конкурс. Подвиги Геракла.

Помощник: пока капитаны выполняют задания, вопросы командам. Вам дается конверт, в котором на отдельных карточках написаны названия 12 подвигов Геракла. Ваша задача: за 3 минуты восстановить последовательность подвигов.

1. Немейский лев. 2. Лернейская гидра. 3. Стимфалийские птицы. 4. Керинейская лань. 5. Эриманфский вепрь. 6. Авгиевы конюшни. 7. Критский бык. 8. Кони Диомеда. 9. Пояс Ипполиты. 10. Коровы Гериона. 11. Цербер. 12. Яблоки Гесперид.

Вопросы болельщикам:

1. Кому служил Геракл, выполняя 12 подвигов? (Эврисфею)

2. Сколько голов было у гидры? (9)

3. Кто помог Гераклу одолеть гидру? (Иолай – племянник Геракла).

4. Кому принадлежала керинейская лань? (Артемиде).

5. Куда спрятался Эврисфей, увидев Геракла с эриманфским вепрем? (В большой бронзовый сосуд).

6. Кто из богов подарил быка царь Крита? (Посейдон).

7. Чем кормил Диомед своих коней? (Человеческим мясом).

8. Какая богиня все время помогала Гераклу? (Афина).

9. Кто из богов подарил пояс царице амазонок Ипполите? (Арес).

10. Сколько золотых яблок должен был принести Геракл из сада Гесперид? (3)

Затем заслушиваются ответы капитанов, ответы команд. Анализ ответов. Награждение фишками.

5 конкурс. Собери муз.

Помощник: каждой команде даны конверты, в которых находится бумажная мозаика. Если вы правильно её соберете, то у вас получатся шесть имен муз. Каждое имя поделено на 6 кусочков. Время, данное командам, 5 минут

  1.  Муза эпической поэзии. (Э-в-т-е-р-па)
  2.  Муза лирики. (К-а-л-л-и-опа)
  3.  Муза любовных песен. (Ме-л-ь-по-ме-на)
  4.  Муза астрономии. (Т-е-рп-си-хо-ра)
  5.  Муза священных гимнов. (По-л-и-г-и-мния)
  6.  Муза истории. (У-р-а-н-и-я)

Пока команды выполняют задания, болельщикам предлагается разгадать мифологический кроссворд. Подсказка: если правильно отгадаете, то узнаете любимый цвет бога Посейдона.

1.Хранительница брака и семейного очага.

2. Богиня любви и красоты.

3. Бог, объезжающий мир каждый день на золотой колеснице.

4. Продолжите: Сизифов …

5. Бог северного грозного ветра.


Слушаются ответы участников команд. За каждый правильный ответ команда получает 1 фишку. Количество фишек суммируется, выявляется команда-победитель. Болельщики в каждой команде выделяют наиболее сильных игроков, которые награждаются оценками.

Помощник учителя определяет победителей среди болельщиков.

Учитель: честная борьба определила сильнейшего. Увенчаем его лавровым венком, и да сопутствует богиня счастья, случая и удачи Фортуна всем участникам нашей Олимпиады.

PAGE  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62747. Изменение прилагательных по родам 1.74 MB
  Цели: формировать представления учащихся об основных грамматических признаках имен прилагательных роде; формировать представления о том что род прилагательного совпадает с родом существительного которому данное прилагательное относится...
62748. Закладка 17.43 KB
  Оборудования для учителя: этапы изготовления закладки. Возможно вы удивитесь но история закладки довольно древняя. Древнеегипетские писцы уже придумали прототип закладки они приклеивали на свитки кусочки папируса.
62749. Топливная промышленность 20 KB
  Учащиеся высказывают собственное мнение. Учащиеся самостоятельно составляют план и сопоставляют с планом на слайде. Своими вопросами учитель добивается того чтобы учащиеся смогли схематично составить структуру.
62750. Работа с бумагой. Складывание «Рыбки» 18.68 KB
  Цель урока: познакомить с искусством складывания бумаги оригами на примере выполнения рыбки. Задачи: а образовательные: формировать навыки сгибания складывания бумаги дать понятие оригами...
62751. Аппликация ракета 17.34 KB
  У ракеты есть водитель Невесомости любитель. Детали ракеты лучше делать яркого цвета. Части ракеты лучше приклеивать на картон темного цвета. Сначала приклеим основную часть потом треугольникэто будет верх нашей ракеты а потом крылья ракеты и иллюминаторы.
62753. Конструирование и плетение из бумаги 12.33 KB
  Учитель объясняет как правильно выполнить корзинку Дети слушают. Учитель параллельно и показывает это всё на кавадрате. На доске висит инструкционная карта Учитель ходит помогает если у когото не получается.
62754. Ліплення овочів з пластеліну 19.43 KB
  Наочність: Малюнки та ілюстрації овочів виліплені овочі з пластиліну. Тип уроку: Практичний по виліпленню овочів з пластиліну. Цибуля Діти а як одним словом можна назвати слова відгадки Овочі Які ви ще знаєте овочі...
62755. Новогодняя игрушка «Собачка» 21.32 KB
  Прежде чем начать работу правильно приготовь рабочее место. Кончил работу аккуратно убери рабочее место. Составление плана С чего начнете работу Что будете делать потом Что дальше Пословица да доске.