57477

Учебно-воспитательный процесс в дошкольных учреждениях

Курсовая

Педагогика и дидактика

Можно предположить, что будут выявлены изменения в психомоторной функции после проведения занятий по танцевальной ритмике у детей с аутизмом старшего дошкольного возраста...

Русский

2014-04-12

82.79 KB

5 чел.

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Обзор литературных источников 4

1.1 Понятие, этиология, возможные причинные факторы возникновения Раннего детского аутизма 4

1.2. Клинико-психологическая классификация Раннего детского аутизма 6

1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с Ранним детским аутизмом 8

1.4. Особенности развития психомоторных функций у детей с ранним детским аутизмом старшего дошкольного возраста 10

1.5. Влияние танцевальной ритмики на психомоторные функции детей старшего дошкольного возраста 12

Глава 2. Цель, задачи,  методы, организация исследования 16

2.1. Цель и задачи исследования 16

2.2. Методы исследования 16

2.3. Организация исследования 22

Глава 3. Примерная программа по танцевальной ритмике для детей с аутизмом старшего дошкольного возраста 22

4.1. Содержание программы 23

Список использованной литературы 39


Введение

Анализ литературы показывает, что, несмотря на наличие ряда исследований по физическому воспитанию, отсутствует информация по проведению танцевальной ритмики для детей с аутизмом в дошкольных образовательных учреждениях и ее влияние.

Занятия танцевальной ритмикой развивают физические качества, формирование правильной осанки, походки, силы, ловкость, координации движений, устраняют физические недостатки (сутулость, косолапость, искривление позвоночника и т.д.) Танец обучает правилам поведения, хорошим манерам, культуре общения. Танец развивает ассоциативное мышление, пробуждает фантазию и побуждает к творчеству. Содержание занятий по хореографии создаёт условия для самореализации личности, раскрытия её творческого потенциала.

Занятия ритмикой для детей дошкольного возраста проводятся в виде музыкально-ритмической игры. Такие занятия развивают у детей чувство ритма, умение слушать музыкальные фразы, выполнять несложные движения под музыку, характерные заданному ритму.

Актуальность: Поскольку у детей с ранним детским аутизмом нарушены психомоторные функции, мы их развиваем с помощью ранней коррекции танцевальной методики.

Гипотеза: Можно предположить, что будут выявлены изменения в психомоторной функции после проведения занятий по танцевальной ритмике у детей с аутизмом старшего дошкольного возраста.

Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в дошкольных учреждениях.

Предмет исследования – воспитание психомоторных функций у детей средствами танцевальной ритмики.

Научная новизна: Заключается в том, что методика проведения танцевальной ритмики в дошкольных образовательных учреждениях у детей с ранним детским аутизмом еще ни кем не была разработана.

Практическая значимость: Полученный материал может быть использован на практике при составлении учебного плана для работы в дошкольных образовательных учреждениях, так же во внеклассной работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Глава 1. Обзор литературных источников

1.1 Понятие, этиология, возможные причинные факторы возникновения Раннего детского аутизма

Ранний детский аутизм (классический аутизм или синдром Каннера) – отклонение в психическом развитии ребенка, включающее не одну дисфункцию. Понятие аутизма представляет собой комплексное нарушение, в большей мере, чем эпилепсия и умственная отсталость. Главным проявлением аутизма является нарушение общения ребенка с окружающим миром. Причины возникновения аутизма разнообразны.. Чаще всего это патология так называемого «шизофренного спектра» реже – особая органическая недостаточность центральной нервной системы (хромосомная, наследственно-обменная, возможно и внутриутробная). Не исключено, что РДА может возникнуть и кА самостоятельная аномалия психической конструкции, обусловленная наследственностью (Л.М.Шипицына).

Л.Каннер (1943) расценивал РДА как особое болезненное состояние; Г.Аспергер (1944-1948) – как патологическую конституциональную структуру, ближе к психопатической. Большинством отечественных исследователей (Г.Е.Сухарева, 1935, 1974; Т.П.Симпсон, 1948; О.П.Юрьева, 1967), а также рядом зарубежных исследователей (Л.Бендер, 1958; М.Кларк, 1963 и др.) ранний детский аутизм рассматривается в основном в рамках патологии шизофренного круга: как начальный период детской шизофрении, реже – тяжелой формы шизоидной психопатии. В этих случаях речь идет о наследственной патологии с невыясненными механизмами, как это имеет место при шизофрении (Л.М.Шипицына).

Ряд исследователей предполагают возможность и органического происхождения синдрома РДА (Д.Н.Исаев, 1970, 1978; К.С. Лебединский и С.В.Немировская, 1981) его связь с внутриутробным поражением нервной системы и локализацией в стволовых отделах мозга.

В зарубежных исследованиях, значительная роль отводится хронической психотравмирующей ситуации (Б.Беттельхейм, 1967 и др.), вызванной холодностью матери по отношению к ребенку, деспотическим давлением матери.

Со времени признания существования раннего детского аутизма проведены многочисленные исследования, в ходе которых делались попытки раскрыть суть заболевания. Обнаружены различные механизмы развития аутизма: психологические, неврологические (резидуально-органический дефект), нейрофизиологические (недостаточная активация ретикулярной формации), биохимические (увеличение содержания серотонина), иммунные (наличие аутоиммунных процессов) и генетические (родственники первой степени родства заболевают в 50 раз чаще, чем в здоровой популяции) (Гилберг К., Питерс Т.).

Около половины из всех людей с синдромом Аспергера имеют близких родственников с таким же синдромом или его типичными симптомами.

По сравнению с общим населением среди детей с аутизмом встречается большее число случаев повреждений мозга, возникших во время беременности, родов или послеродового периода. Они особенно часто препятствуют благополучному развитию в течение пре-, пери- и неонатального периодов.

Дети, перенесшие определенные инфекции, такие как краснуха во время беременности или вирусный инфекционный герпес в течение первых лет жизни, подвержены высокому риску развития аутизма. Другие инфекции также могут являться причиной повреждений мозга, достаточных для развития аутизма (Гилберг К., Питерс Т.).

Остается неизвестным, что эти соматические расстройства имеют общего. Считается, что они нарушают функции мозга, необходимые для нормального социально-коммуникативного развития и развития воображения.

Итак, причины детского аутизма еще не достаточно изучены. Но необходимо отметить, что детский аутизм – это прежде всего вызванное особыми биологическими причинами нарушение психического развития, которое проявляется очень рано.

В настоящее время в некоторых случаях могут быть определены причинные расстройства или заболевания. Определена локализация некоторых поражений и найден ряд биологических отклонений.

1.2. Клинико-психологическая классификация Раннего детского аутизма

Диагноз РДА базируется на таких основных симптомах, как аутизм, склонность к стереотипиям, непереносимость изменений в окружающей обстановке, а также раннее, до 30-месячного возраста выявление специфических признаков дизонтогенеза (Лебединская К.С., Никольская О.С).

Однако при наличии этой общности проявлений другие признаки обнаруживают значительный полиморфизм. Да и основные симптомы различаются как по особенностям характера, так и по степени выраженности. все это определяет наличие вариантов с разной клинико-психологической картиной, разной социальной адаптацией, разным прогнозом.

Эти варианты требуют и разного коррекционного подхода, как лечебного, так и психолго—педагогического.

О.С.Никольской (1985-1987) выделены четыре основные группы РДА.

Основными критериями деления избраны характер и степень нарушений взаимодействия с внешней средой и тип самого аутизма.

У детей I группы речь будет идти об отрешенности от внешней среды, II – отвержение внешней среды, III – замещение внешней среды и IV сверхтормозимости ребенка окружающей его средой.

Как показали исследования, аутичные дети этих групп различаются по характеру и степени первичных расстройств, вторичных и третичных дизонтогенетических образований.

Дети I группы (8%) с аутистической отрешенностью от окружающего характеризуются наиболее тяжелыми нарушениями психического тонуса и произвольной деятельности. Их поведение носит полевой характер и проявляется в постоянной миграции от одного предмета к другому.  Наиболее тяжелые проявления аутизма: дети не имеют потребности в контактах, не осуществляют даже самого элементарного общения с окружающими, не овладевают навыками социального поведения, самообслуживания.

Скорее всего, здесь речь идет о раннем злокачественном течении шизофрении, часто осложненной органическим повреждением мозга.

Дети этой группы имеют наихудший прогноз развития, нуждаются в постоянном уходе и надзоре. При интенсивной психолого-педагогической коррекции у них могут быть сформированы элементарные навыки самообслуживания, могут освоить письмо, счет и даже чтение про себя.

Дети II группы (62%) с аутистическим отвержением окружающего характеризуются определенной возможностью активной борьбы с тревогой и многочисленными страхами за счет аутостимуляции положительных ощущений при помощи многочисленных стереотипий: двигательных (прыжки, взмахи рук и т.д.), сенсорных (самораздражение зрения, слуха, осязания) и т.д.

Внешний рисунок их поведения – манерность, стереотипность, причудливые гримасы и позы, походка, особые интонации речи. Эти дети не идут на контакт, отвечают односложно или молчат, иногда что-то шепчут.

У этой группы детей речь, скорее, идет либо о шизофрении, либо, возможно, биохимической, на настоящем уровне диагностики не определяемой.

Прогноз на будущее для детей данной группы лучше. При адекватной длительной коррекции они могут быть подготовлены к обучению в школе (чаще – в массовой, реже – во вспомогательной).

Дети III группы (10%) с аутистическими замещениями окружающего мира характеризуются большей произвольностью в противостоянии своей патологии, прежде всего страхам. Внешний рисунок их поведения ближе к психопатоподобному. Характерна развернутая речь, при развернутом монологе очень слаб диалог. Эти дети менее аффективно зависимы от матери, не нуждаются в примитивном контакте и опеке.

Эти дети при активной медико-психолого-педагогической коррекции могут быть подготовлены к обучению в массовой школе.

Дети IV группы (21%) характеризуются сверхтормозимостью. В их статусе на первом плане – неврозоподобные расстройства: чрезмерная тормозимость, робость, пугливость, особенно в контактах, чувство собственной несостоятельности, усиливающее социальную дезадаптпцию. При плохом контакте со сверстниками они активно ищут защиты у близких. Формируются образцы правильного социального поведения, стараются быть «хорошими», выполнять требования близких. Имеется большая зависимость от матери, чтобы постоянно «заряжаться» от нее.

Их психический дизонтогенез приближается, скорее, к своеобразной задержке развития с достаточно спонтанной, значительно менее штампованной речью.

Детей этой группы следует дифференцировать между вариантом синдрома Каннер как самостоятельной аномалией развития, реже – синдром Аспергера как шизоидной психопатией. Эти дети могут быть подготовлены к обучению в массовой школе.

Выделенные клинико-психологические варианты РДА отражают, очевидно, различные патогенетические механизмы формирования этого нарушения развития, разный характер генетического патогенного комплекса.

1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с Ранним детским аутизмом

Симптомы аутизма можно обнаружить уже в первые месяцы жизни ребенка. У аутичных детей нарушается «комплекс оживления», характерный для нормально развивающихся младенцев. Такой ребенок слабо реагирует на свет, на звук погремушки. Гораздо позднее своих сверстников он начинает узнавать мать. Но, даже узнав ее, он не тянется к ней, не улыбается, не реагирует на ее уход. Для него характерен отсутствующий, неподвижный взгляд «мимо», «сквозь» человека, он не откликается на свое имя. 
Внимание аутичного ребенка может неожиданно и надолго привлечь какой-либо яркий предмет, однако также неожиданно ребенок может панически испугаться любого предмета: портрета на стене, собственных пальчиков. У такого младенца часто наблюдаются двигательные стереотипы: он может часами раскачиваться в коляске или в кроватке, однообразно размахивать руками, длительное время издавать одни и те же звуки (Никольская О.С). 

И в более старшем возрасте аутичные дети кажутся отрешенными, безразличными к окружающему. Зачастую они избегают прямого (глаза в глаза) взгляда, и даже если смотрят на человека в упор, то просто разглядывают отдельные части лица или детали одежды. Такие дети обычно стремятся уйти от контактов с окружающими людьми. Существует мнение, что у них отсутствует желание общаться, в отличие от тревожных детей, которые хотят и ждут контактов, но по какой-либо причине боятся вступить в общение. 

Дети с нарушениями в общении любят придерживаться определенных ритуалов, и малейшие изменения в их жизни или в режиме могут стать для них травмирующим фактором. Результатом таких изменений бывает «уход в себя» либо вспышка агрессии, выражающаяся в жестоком обращении с близкими, со сверстниками, животными, в стремлении крушить и ломать все кругом. Довольно часто наблюдаются вспышки самооагрессии, возникающей при малейшей неудаче. Причем находящиеся рядом взрослые часто не понимают причины взрыва ребенка, они, имея навык общения с обычными детьми, не всегда придают значения «пустякам», которые так важны для аутичного ребенка.

Подобная реакция аутичного ребенка может возникнуть на новую одежду, надетую мамой, на перестановку мебели, на присутствие незнакомого человека, на звук телевизора, на незнакомую мелодию, гул пылесоса.

Аутизму не всегда сопутствует снижение интеллекта. Практический (не связанный с речью) интеллект может даже превышать возрастную норму. Аутичные дети часто успешно работают с головоломками, кубиками, мозаиками, и эту склонность необходимо использовать для налаживания контактов с ними. 

Для аутичных детей свойственно отставание в развитии речи (хотя изредка встречаются и противоположные случаи). Важно отметить, что этот недостаток они даже и не пытаются компенсировать жестами, мимикой, в отличие от детей с задержкой речевого развития, но без нарушения общения. Если особых отклонений в развитии речи нет, ребенок все равно не использует ее в полной мере как средство коммуникации, ему трудно поддерживать разговор с другими людьми. Часто его речь представляет серию монологов, а в диалоговой речи (если она сформирована) присутствуют эхолалии (бессмысленные, необдуманные повторения услышанных фраз).

1.4. Особенности развития психомоторных функций у детей с ранним детским аутизмом старшего дошкольного возраста

Аутичные дети находятся либо в состоянии отрешенного покоя, либо в состоянии непрерывного движения. Обычно двигательная активность состоит из непрерывной ходьбы (чаще всего по кругу) и дополняющих ее движений рук, совершенно не свойственных нормальной ходьбе: потирание руки об руку, перебирающие движения пальцами рук, переплетение пальцев в различных вариантах (иногда совершенно невообразимых и трудно повторимых), потряхивание кистями рук, вращения кистей рук. Равномерная и размеренная ходьба неожиданно сменяется ускоренной или прыжками, сопровождаемыми крыловидными взмахами рук. (Нечто подобное можно наблюдать у шаманов во время ритуальных танцев!) Движения практически невозможно прервать ни уговорами, ни угрозами, а часто даже силой. Создается впечатление, что ребенок находится в состоянии своеобразного гипнотического транса и действует, как робот, управляемый неведомыми нам силами. Интересно, что некоторые дети активно двигаются в течение всего дня, не проявляя видимых признаков утомления (М.И. Лохов, Ю.А. Фесенко, М.Ю. Рубин).

Профиль двигательных способностей при синдроме Аспергера может включать нарушения в ловкости рук (Gunter, Ghaziuddin and Ellis 2002; Manjiviona and Prior 1995; Miyahara et al. 1997), нарушения координации, равновесия, хватательного рефлекса и мышечного тонуса (Nass and Gutman 1997), а также низкую скорость выполнения заданий, требующих сложных движений рук (Nass and Gutman 1997; Szatmari et al. 1989a). Могут наблюдаться проблемы с равновесием, что выявляется в таких тестах как стояние на одной ноге с закрытыми глазами, ходьба «по канату» (задание пройтись по прямой, как будто человек идет по канату) (Iwanaga, Kawasaki and Tsuchida 2000;Manjiviona and Prior 1995; Tantam 1991).

Проблемы с движением и координацией могут быть наиболее очевидны для учителя адаптивной физкультуры и других детей во время уроков физкультуры и занятий адаптивным спортом, а также игр на детской площадке, например, если это игра с мячом. У ребенка с синдромом Аспергера может быть отставание в способности ловить, бросать и пинать мяч (Tantam 1991). Когда нужно поймать мяч обеими руками, то движения рук могут быть плохо скоординированы между собой, т. е. руки совершают одинаковые движения не сразу, а на долю секунды позже. Ребенок слишком долго обдумывает свои движения. Если нужно бросить мяч, то ребенок с синдромом Аспергера часто вообще не смотрит на мишень перед тем, как совершить бросок, в результате чего промахивается (Manjiviona and Prior 1995).

Ребенок с аутизмом воспринимает то, что он видит, не так хорошо, как то, что он трогает. Это относится и к слуховому восприятию. Любое исследование выявляет три главных этапа в музыкальном развитии ребенка, достаточно определенных, чтобы связать их с развитием в других областях. Точно так же и ухудшение в какой-либо из областей связано с движением назад в музыкальном развитии.

      На первом этапе музыка может временно миновать когнитивный процесс и непосредственно проникнуть в те области эмоций и личностного самоощущения, где имеются нарушения. Конкретность и спонтанное влияние – эти аспекты музыкального опыта могут «обойти стороной» вербальный язык и удовлетворить потребность ребенка в невербальном самовыражении.

На втором этапе мы наблюдаем, как у ребенка растет осознание все более тесных музыкальных и человеческих взаимоотношений, на которых строится процесс занятий.

Третий этап выявляет достаточно определенный путь к той конкретной области, в которой ребенок способен найти подходящие для него и успешные средства самовыражения, источник удовлетворения и достижений, возможно, на много лет вперед.

Музыкальная терапия может служить страдающему ребенку жизненно важной поддержкой и источником человеческого общения, в чем он мучительно нуждается, а также средством выразить себя именно на доступном ему уровне (Джульетта Алвин).

1.5. Влияние танцевальной ритмики на психомоторные функции детей старшего дошкольного возраста

Танцевальная ритмика - вид ритмики оздоровительно-развивающей направленности, основанный на подчинении двигательных действий задающему ритм и темп музыкальному сопровождению. В целом направленное воздействие ритмической гимнастики заключается в поддержании здоровья, в гармоничном физическом и функциональном совершенствовании.

В танцевальной ритмике физическая подготовка направлена на гармоническое развитие всех качеств. Большое значение у детей придается воспитанию правильной осанки, исключающей излишний поясничный прогиб, сутулость, косолапость. Однако большее внимание по сравнению с остальными уделяется развитию координационных способностей (Курысь, В.Н.).

Координационные способности представляют собой функциональные возможности определенных органов и структур организма, взаимодействие которых обуславливает согласование отдельных элементов движения в единое смысловое двигательное действие.

Координационные способности включают в себя:

- ориентацию в пространстве;

- точность воспроизведения движения по пространственным, силовым и временным параметрам;

Координационные способности делятся на общие, специальные и специфические виды. К важнейшим, специфически проявляющимся, КС в предметно-практической и спортивной деятельности человека относятся:

- способности, основанные на проприорецептивной чувствительности (мышечном чувстве);

- способности к ориентированию в пространстве;

- способность сохранять равновесие;

- чувство ритма;

- способность к перестроению двигательных действий;

- статокинетическая устойчивость;

- способность к произвольному мышечному расслаблению (Курганский, А.В.).

Способность к ориентированию в пространстве

Под этой способностью понимается умение точно определять и своевременно изменять положение тела и осуществлять движение в нужном направлении. Эту способность человек проявляет в соответствующих условиях какой-либо деятельности (на гимнастической площадке, на площадке для игры в волейбол, теннис, баскетбол и др.). Из этого следует, что способность к ориентированию в пространстве специфично проявляется в каждом виде спорта (Курганский, А.В.).

Ее проявление и развитие в значительной мере зависят от быстроты восприятия и оценки пространственных условий действия, которая достигается на основе комплексного взаимодействия анализаторов (среди них ведущая роль принадлежит зрительному).

Основным методическим подходом, специально направленным на совершенствование этой способности, является системное выполнение заданий, содержащих последовательно возрастающие требования к быстроте и точности ориентирования в пространстве.

Способность сохранять равновесие

Способность сохранять устойчивость позы (равновесие) в тех, либо иных положениях тела или по ходу выполнения движений имеет жизненно важное значение, так как выполнение даже относительно простых движений требует достаточно высокого уровня развития органов равновесия.

Проявление равновесия разнообразно. В одних случаях нужно сохранять равновесие в статических положениях (стойки на одной ноге в положении "ласточка", стойки на руках в гимнастике и акробатике); в других - по ходу выполнения движений (в ходьбе и беге по бревну или другому узкому предмету и т.д.) - динамическое равновесие (Бондаревский, Е.Я.).

Основу управления любым равновесием составляет взаимодействие тела с земной гравитацией. Чем выше положение общего центра тяжести над опорой, тем большее воздействие оказывают на него силы гравитации и тем труднее сохранять устойчивость.

Первый компонент - рациональное расположение звеньев тела - способствует лучшему сохранению равновесия. Правильная осанка в положении сидя или стоя способствует лучшей устойчивости тела. Рациональное взаимораспределение звеньев тела существенно влияет на активность мышц. Так, в положении приседа на одной ноге резко увеличивается активность мышц туловища и опорной ноги. Следовательно, расположение звеньев тела не только значительно влияет на внешнее восприятие любого двигательного действия, но и способствует сохранению устойчивости.

Второй компонент равновесия - дозировка и перераспределение мышечных усилий. Сложность сохранения устойчивого положения тела после выполнения какого-либо движения (поворота, прыжка, кувырка) заключается в том, что усилия мышечных групп имеют кратковременный характер, возникая лишь в определенных фазах двигательного действия, при этом в начале и в конце движений величина этих усилий различна. Объем прилагаемых мышечных усилий в значительной степени определяется конкретным проявлением равновесия. Например, сохранение равновесия на повышенной опоре и после выполнения вращения требует совершенно разного характера приложения усилий. Во втором случае их необходимо больше, что связано с наличием реакции противовращения.

Разные группы мышц, как известно, имеют неодинаковую степень активности. Наибольшей обладают мышцы, выполняющие основную нагрузку при удержании звеньев тела в состоянии равновесия. Например, в стойке на руках более высокая активность характерна для мышц лучезапястных суставов и мышц спины.

Третий компонент сохранения устойчивого положения тела - уровень пространственной ориентации. Для выполнения любого двигательного действия, от естественных элементарных движений: удержание какой-либо позы, ходьба, бег - до технически сложных спортивных упражнений, необходима определенная степень ориентации в пространстве. Чем она лучше, тем легче сохранять устойчивое положение. Пространственная ориентация обеспечивает точность движений при перемещении тела и его отдельных звеньев (Бондаревский, Е.Я.)..

Глава 2. Цель, задачи,  методы, организация исследования

2.1. Цель и задачи исследования

Цель: Разработать программу танцевальной ритмики для детей с ранним детским аутизмом старшего дошкольного возраста способствующую коррекции и развитию психомоторных функций.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

  1.  Выявить в учебной научно-методической литературе проблемы раннего детского аутизма в старшем дошкольном возрасте и изучить влияние танцевальной ритмики на психомоторные функции детей старшего дошкольного возраста.
  2.  Определить уровень психомоторных функций у детей с ранним детским аутизмом старшего дошкольного возраста.
  3.  Разработать программу танцевальной ритмики для детей с ранним детским аутизмом старшего дошкольного возраста.
  4.  Экспериментально проверить эффективность разработанной программы.

2.2. Методы исследования

В работе были использованы следующие методы исследования:

  1.  анализ научно-методической литературы;
  2.  тестирование антропометрии и психомоторных функций у детей с ранним детским аутизмом старшего дошкольного возраста;
  3.  педагогический эксперимент
  4.  методы математической статистики

Анализ научно-методической литературы

Для получения объективных сведений по изучаемым вопросам, уточнения методики исследования изучалась литература о раннем детском аутизме, психомоторных функций и ритмической гимнастике, её видах, особенностях использования в среднем школьном возрасте. Были изучены особенности развития детей с ранним детским аутизмом в старшем дошкольном возрасте. Анализировалась литература о психомоторных функциях у детей с ранним детским аутизмом, и их развитии.

Педагогический эксперимент

На основе данных, полученных при тестировании детей с ранним детским аутизмом, в дальнейшем будет разрабатываться методика занятий с детьми данного контингента. После создания и утверждения с научным руководителем методики будет предполагаться, что занятия по предложенной методике должны будут оптимально воздействовать на психомоторное развитие обследуемых детей с ранним детским аутизмом.

Метод математической статистики

Математическая статистика – раздел математики, посвященный математическим методам систематизации, обработки и использования статистических данных для научных и практических выводов. При этом статистическими данными называются сведения о числе объектов в какой-либо более или менее обширной совокупности, обладающих теми или иными признаками.

Тестирование антропометрии и психомоторных функций у детей с ранним детским аутизмом старшего дошкольного возраста

Важным организующим и направляющим фактором в процессе физической подготовки является контроль над развитием психомоторных функций. Одним из показателей, характеризующих уровень развития, является успешная сдача тестов.

Исходя из анализов литературных источников (В.И. Лях, 1989,1998; В.А. Лагутин, 1996; Л.Д. Назаренко, 2003), использовались тесты, при помощи которых определялись следующие виды антропометрии и психомоторных функций:

  1.  определение ЖЕЛ;
  2.  определение плечевого индекса;
  3.  определение координации;
  4.  определение гибкости тела;
  5.  определение музыкальности;
  6.  определение чувства ритма.

ЖЕЛ

ЖЕЛ означает объем воздуха, который определяется при максимальном выдохе после максимального вдоха. 

Методика измерения ЖЕЛ. Установить стрелку спирометра на «О». Протереть спиртом мундштук прибора, затем максимально глубоко вдохнуть воздух и, зажав нос пальцами (или специальным носовым зажимом), сделать, не торопясь, максимально глубокий выдох через мундштук прибора. Сделать три измерения с 15-секундными перерывами. Взять среднюю величину и дать оценку полученному показателю в сравнении с ДЖЕЛ (Б. В. Петровский).

Определение плечевого индекса (ПИ)

Измерьте сантиметровой лентой ширину плеч со стороны груди, затем со стороны спины (плечевую дугу). При измерении спереди сантиметровая лента проходит на уровне ключиц, а при измерении сзади – по надлопаточным остям.

Плечевой индекс = ширина плеч/плечевая дуга.

Если ПИ равен 0,9-1,0 у ребенка правильная осанка;

Если величина ПИ меньше 0,9 – есть признаки нарушения осанки;

Если показатель ПИ очень низкий 0,6-0,7 это значительные признаки нарушения осанки, при которых необходима консультация ортопеда (Останко Л. В.).

Координация

Координация, ловкость движений – точность движений, координация рук и ног при выполнении упражнений. Для проверки уровня развития координации рук и ног применяются следующие задания:

Тест 1

Описание: Пройти на полупальцах с мешочком на голове по скамейке, руки по сторонам, темп удобный для ребенка, остановки не допускаются. Оценка:

5 баллов

Все выполнил правильно

4 балла

Делает остановки во время выполнения задания

3 балла

Опускается с полупальцев

2 балла

Сходит со скамейки

1 балл

Роняет мешочек

0 баллов

Совершает все вышеперечисленные ошибки

Дается 2 попытки, записывается лучший результат.

Тест 2

«Пальчик с носиком здоровается»

Описание: Предварительно показать ребенку, затем закрыть глазки, коснуться носа, уха, правой рукой левого уха. Сначала проводится для одной руки, затем для другой.

Оценка:  

5 баллов

Из четырех попыток четыре выполнены правильно

4 балла

Из четырех попыток три выполнены правильно

3 балла

Из четырех попыток две выполнены правильно

2 балла

Из четырех попыток одна выполнена правильно

1 балл

Из четырех попыток хотя бы одна выполнена не точно (рядом с кончиком носа)

0 баллов

Из четырех попыток четыре выполнены не правильно

Допускается по 2 раза для каждой руки( всего 4 попытки) (Л. А. Головей).

Тест 3

Цель: Определить способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки в челночном беге 3*10 м.

Описание: В забеге могут принимать участие один или два участника. Перед началом забега на линии старта и финиша для каждого участника кладут кубики. По команде “На старт!” участники выходят к линии старта. По команде “Марш!” бегут к финишу, обегая кубик на старте и на финише и так три раза.

Оценка:

5 баллов

Все выполнил правильно

4 балла

Задел один раз кубик

3 балла

Задел два и больше раз кубик

2 балла

Заступил за линию старта

1 балл

Бежал в противоположную сторону

0 баллов

Все выполнил не правильно

Гибкость тела

Гибкость тела – это степень прогиба назад и вперед. При хорошей гибкости корпус свободно наклоняется.

Тест 1

«Отодвинь кубик дальше» (проверка гибкости тела вперед).

Описание: Детям предлагается сесть на ковер так, чтобы пятки находились у края ковра, ноги прямые на ширине плеч, прижаты к ковру. У края ковра на полу между ступнями ног расположен кубик. Следует наклониться и отодвинуть кубик как можно дальше. Колени не поднимать, ноги должны оставаться прямыми. Оценивается расстояние в сантиметрах от линии пяток до грани кубика, в которую ребенок упирался пальцами.

Оценка:

5 баллов

Отодвинул больше 10 см

4 балла

Отодвинул 8 – 10 см

3 балла

Отодвинул 6 – 8 см

2 балла

Отодвинул 4 – 6 см

1 балл

Отодвинул меньше 4 см

0 баллов

Не отодвинул

Музыкальность

Музыкальность – способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений музыке (в процессе самостоятельного исполнения - без показа педагога).

Тест 1

«Заведи мотор».

Дети сгибают руки в локтях и выполняют вращательные движения. Под медленную музыку - медленно, под быструю – быстро (переключение с одного темпа на другой).

Оценка:

5 баллов

Все выполнил правильно

4 балла

Не точные движения, полное совпадение темпа движений и музыки

3 балла

Точные движения, не всегда совпадает темп движений и музыки

2 балла

Не точные движения, не всегда совпадает темп движений и музыки

1 балл

Не точные движения, не совпадает темп движений и музыки

0 баллов

Не выполняет движения, не совпадает темп движений и музыки

Чувство ритма

Ритмические упражнения – передача в движении ритма прослушанного музыкального произведения. Эти задания требуют от детей постоянного сосредоточения внимания. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; ребенок говорит примитивно используя короткие отрывочные высказывания.

Тест 1

Описание: Педагог говорит детям, что он будет хлопать в ладоши по – разному, а дети должны постараться точно повторить его хлопки.

Педагог сидит перед детьми и четвертными длительностями выполняет разнообразные хлопки. Педагог должен молчать, реагируя на исполнение мимикой.

  1.  4 раза по коленями обеими руками (повторить 2 раза).
  2.  3 раза по коленям, 1 раз в ладоши (повторять до точного исполнения).
  3.  2 раза по коленям, 2 раза в ладоши.
  4.  1 раз по коленям, 1 раз в ладоши (с повторением).

Оценка:

5 баллов

Все выполнил правильно

4 балла

Один раз не повторил

3 балла

Два раза и больше не повторил

2 балла

Повторяет только простые движения

1 балл

Не больше 3 раз повторил

0 баллов

Ни разу не повторил

2.3. Организация исследования

В дошкольном образовательном учреждении для детей с ранним детским аутизмом будут проводиться занятия адаптивным физическим воспитанием с добавлением танцевальной гимнастики. Возраст детей – старшая дошкольная группа. Примерное количество детей в группе 6 – 8 человек.

Глава 3. Примерная программа по танцевальной ритмике для детей с аутизмом старшего дошкольного возраста

Данная программа ориентирована на детей старшего дошкольного возраста. С целью укрепления здоровья, развития музыкальных и  творческих способностей психических процессов. Для работы за основу выбрана программа по танцевально-игровой гимнастике для детей «Са-фи-дансе» Фирилевой Ж.Е., Сайкиной Е.Г. В программе представлены различные разделы, но основными являются танцевально-ритмическая гимнастика и игропластика.

Так, в танцевально-ритмическую гимнастику входят разделы: игроритмика, игрогимнастика и игротанец. Разделы игрогимнастика и игротанец был объединен  в раздел танцевально-ритмическая  гимнастика. Так как считаю, что  танцевально-ритмическая гимнастика включает в себя общеразвивающие упражнения, предполагаемые игрогимнастикой и танцевальные движения, входящие в игротанец. Раздел – танцевально-ритмическая гимнастика был дополнен из программы А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика» и Т. Суворовой «Танцевальная ритмика для детей».

Игропластику дополнила элементами йоги из авторской программы «Творим здоровье души и тела» Л. Латохина, Т. Андрус.

Программу по ритмике дополнила такими разделами, как: элементы хореографии (С.Л. Слуцкая «Танцевальная мозаика») и образно-игровые движения (М.А. Михайлова, Н.В. Воронина «Танцы, игры, упражнения для красивого движения»).

На основе современных диагностик («Диагностика уровня музыкального и психомоторного развития ребенка» А.И. Буренина, «Тесты для определения специальных хореографических данных» С.Л. Слуцкая, «Обследование уровня развития физических качеств» Н.В. Полтавцева) разработала диагностику музыкально-двигательного развития детей старшего дошкольного возраста.

Данная образовательная программа рассчитана на детей 4-6 лет. Приблизительно программа будет проводится в течении полугода и приблизительный состав групп 8-10 человек. Режим проведения учебных занятий 2 раза в неделю по 20 – 30 минут. Таким образом, образовательная программа по ритмике рассчитана приблизительно на 48 учебных часов и показана в приложении 1.

  1.  Содержание программы

Содержание программы по ритмике определяют следующие разделы:

  1.  игроритмика;
  2.  танцевально-ритмическая гимнастика;
  3.  игропластика (игровой стретчинг и элементы йоги);
  4.  строевые упражнения;
  5.  музыкально-подвижные игры;

Игроритмика является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей детей, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.

«Зеваки».

Несколько детей, держась за руки, идут по кругу. По сигналу ведущего (это может быть звук колокольчика, погремушки, хлопок руками или какое-нибудь слово) дети останавливаются, хлопают четыре раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры. Игру следует проводить под музыку или под хоровую песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное, оговоренное заранее слово песни.

«Слушай хлопки».

Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую – либо другую позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

Упражнения с ладошками.

Педагог говорит детям, что он будет хлопать в ладоши по – разному, а дети должны постараться точно повторить его хлопки.

Педагог сидит перед детьми и четвертными длительностями выполняет разнообразные хлопки. Одно упражнение делается до тех пор, пока большинство детей не будет выполнять его правильно. Педагог должен молчать, реагируя на исполнение мимикой. Упражнение сменяется другим, как только большинство детей справится с первым заданием. Все движения выполняются в зеркальном отображении. Если педагог делает движение правой рукой, то дети выполняют его левой, и наоборот.

4 раза по коленями обеими руками (повторить 2 раза).

3 раза по коленям, 1 раз в ладоши (повторять до точного исполнения).

2 раза по коленям, 2 раза в ладоши.

1 раз по коленям, 1 раз в ладоши (с повторением).

1 раз по коленям, 3 раза в ладоши.

        4 раза в ладоши.

3 раза в ладоши, 1 раз по коленям.

2 раза в ладоши, 2 раза по коленям.

1 раз в ладоши, 1 раз по коленям (с повторением).

1 раз в ладоши, 3 раза по коленям.

Поочередно правой и левой рукой по коленям.

2 раза по одному колену, 2 раза по другому.

3 раза по одному колену, 1 раз по другому.

С 11-го упражнения поменять руки: если начинали правой, то начать левой. Акцент (более четкий удар на сильную долю) должен перейти на другую руку.

Выполнять на одном занятии можно не более четырех комбинаций, чтобы дети не устали.

Делать упражнения следует в сдержанном темпе. Обязательно нужно похвалить всех детей. Эти упражнения развивают детское произвольное внимание (ребенок сознательно наблюдает за действиями педагога, контролирует свои действия), координацию движений, моторику рук, двигательную память.

Хлопки в парах.

«Стенка» — ладони согнутых в локтях (впереди) рук идут навстречу рукам партнера. Хлопок выполняется на середине расстояния между детьми.
«Большой бубен» — поочередно один из партнеров держит открытыми ладони согнутых в локтях или вытянутых вперед рук, а другой ударяет по ним своими ладонями.

«Крестики» — техника выполнения та же, что и в «Бубне», только руки партнеров двигаются накрест (правая с правой и наоборот).

«Танцевально – ритмическая гимнастика». Здесь представлены образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. Упражнения, входящие в такую композицию, оказывая определенное воздействие на детей, решают конкретные задачи программы, способствуют развитию музыкальности, двигательных качеств и умений, развитию творческих способностей, нравственно-коммуникативных качеств личности, тренировке психических процессов.

«Настоящий друг».

«Потянись» (следить за точным положением рук).

И.п. -о.с., кисти рук у плеч.1-встать на носки, руки в стороны, ладони вверх, 2-и.п.;3- встать на носки, руки вверх;4- и.п.(4раза).

«Повороты головы». И.п. - ноги слегка расставлены, руки за спиной.1-2-поворот головы направо;3-4-и.п.(4раза);5-6-поворот головы налево;7-8-и.п.(4раза).

«Наклоны в стороны» (не прогибаться в поясничном отделе). И.п.- ноги на ширине плеч, руки внизу и прижаты к туловищу.1- наклон вправо, левая рука скользит по туловищу вверх, правая – вниз;2-и.п.(4раза), затем с другой руки.

«Прогнись» (ноги не сгибать, подбородок не отпускать, смотреть на пальцы рук). И.п.- то же, руки за спиной.1- наклон вперед прогнувшись, правую руку вытянуть вперед, кисть поднять вверх;2-то же с левой руки;3- выпрямиться, правую руку  спрятать за спину; 4-то же левой рукой(8раз).

«Согни колено»(опорную ногу не сгибать, следить за осанкой).

И.п.- о.с., руки на поясе.1-согнуть правую ногу, притянуть колено к груди;2-и.п.;3-4-то же левой ногой; 5- мах вперед согнутой правой ногой, хлопок под ней;6-и.п.;7-8- то же левой ногой(8раз).

«Коснись пола». И.п. – то же.1-наклон вперед, коснуться пальцами пола;2-и.п.;3- наклон вперед, хлопок за ногами;4- и.п.(4раза).

«Прыжки» (выполнять ритмично, приземляться мягко, на носки).

И.п.- о.с., руки внизу.1-прыжок в стойку ноги врозь, руки на поясе;2-прыжок в о.с.; 3- прыжок в стойку ноги врозь, руки в стороны; 4-прыжок в о.с.(8 раз).

По окончании прыжков перейти на ходьбу.

Осенние листья (муз. из к/ф «Усатый нянь»).

И.п. – ноги вместе, руки с листочками (или платочки) внизу.

  1.  Ритмичная ходьба на месте (1-16)
  2.  Бег на месте с листочками в руках.(1-16)
  3.  Ритмичная ходьба на месте (1-16)
  4.  И.п. – ноги вместе, руки внизу. 1-руки с листьями вытянуть вперед, 2-поднятьвверх, 3-в стороны, 4- вниз (8 раз).
  5.  И.п.- ноги врозь, руки в стороны. 1-наклон за листочком в правую сторону, 2-прямо,3-4-то же влево.(4 раза)
  6.  И.п.- ноги вместе, руки внизу.1-подняться на носочки, одновременно руки вверх, 2- и.п.(8 раз)
  7.  И.п. – то же.1- присесть, спрятаться за листочки, 2- встать прямо.
  8.  И.п. – сидя на коленях, руки на коленях внизу.1-встать на колени, 2-и.п.(8 раз).
  9.  И.п.- ноги вместе, руки внизу.1-прыжок ноги врозь, руки в стороны, 2- и.п.(4 раза).
  10.  Прыжки на правой ноге(4 раза), на левой (4 раза), повторить упражнение 8 раз.
  11.  Ритмичная ходьба.

Аэробика для зверят.

  1.  «Идем в зоопарк». Переступающий шаг с пятки на носок, руки согнуты в локтях.
  2.  «Медведь чешет спинку об дерево». Поднимание плеч: попеременно правое и левое, затем одновременно.
  3.  «Обезьяна срывает бананы с ветки». Поднимание на носки, руки вверх попеременно.
  4.  «Ежик проверяет свои запасы». Вращение кистями рук, руки в стороны. «Но тут он нас заметил и решил поиграть в прятки». Прогиб спины.
  5.  «Красавец- павлин раскрыл свой большой хвост и закрыл». Встречные движения рук перед собой.
  6.  «Большой пятнистый жираф покачивает своей длинной шеей». Руки вверху в замке.
  7.  «Хищная пантера потягивается на солнышке». Прогиб, руки в замке вверху.
  8.  «Полосатый енот моет свою мордочку лапами». Руки перед собой, круговые движения ладонями.
  9.  «Страус с длинной шеей спрятал свою голову в песок». Наклоны в стороны.
  10.  «Летят дикие лебеди, машут крыльями». Наклоны вперед, руки в стороны.
  11.  «Важно похаживает по болоту стройная цапля». Дорожка шагов: ставить ногу в сторону на носок, руки в стороны – 4 шага вперед, 4 шага назад.
  12.  «Маленький пони показывает цирковые номера». Поочередное поднимание правой, левой ноги, стоя на четвереньках.
  13.  «Перешагивание через камни, ямки». Ходьба на месте.
  14.  «Бег по тропинке в глубь леса». Бег на месте.
  15.  «Перепрыгивание через поваленное дерево». Подскоки на месте, с продвижением вперед.
  16.  «На полянке пушистый зайка прыгает от кустика к кустику». Прыжки на двух ногах из стороны в сторону.
  17.  «Побежали его догонять». Бег по кругу.
  18.  «Встретили лисичку-сестричку». Ходьба на носках, на пятках. Руки перед собой.
  19.  «Лисичка увидела нас, испугалась и убежала». Бег по кругу.
  20.  «Выскочили зайчата». Прыжки на двух ногах с продвижением вперед.
  21.  «Кенгуру убежала из зоопарка». Прыжки с высоким подниманием колен.
  22.  «Проводили кенгуру обратно в зоопарк». Ходьба обычная. Построение в три колонны. Дыхательные упражнения.
  23.  Релаксация.

«Чебурашка».

Я не кукла, не зверюшка,

А забавная игрушка.

Очень славная мордашка,

Моё имя «Чебурашка».

И.П. - стоя, руки опущены.

Вступление: покачивание головой в ритме музыки.
1 куплет: приподнимание плеч с полуоборотом направо и налево, слегка приподнимаясь на носках.

Припев:
На слова «Теперь я» - наклон направо - вперёд, ладони вверх,

«Чебурашка» - выпрямиться, руки вниз,

«мне каждая» - те же движения налево,

«дворняжка» - выпрямиться , руки опустить,

«при встрече» - правую руку вперёд, ладонь вверх,

«сразу» - левую руку так же вперёд

«лапу» - наклон вперёд с вытянутыми руками,

«подаёт» - выпрямиться, руки опустить.

На повторение музыки движения повторяются.

2 куплет:

И.П. - стоя, руки внизу.

«Мне не везло сначала»

1-присесть, упор руками

2- прыжок, ноги выпрямить

3- лежа на животе, руки под подбородок

4- болтают ногами, лежа на животе

«Теперь я вместе с Геной»

5- прыжок ноги к рукам, упор присев

6- встают на ноги

7-8- руки вперед, изображают пасть «крокодила»

Припев: движения повторяются, как в 1 куплете

3 куплет:

И.П. - стоя, руки согнуты в локтях, ладони у головы («уши», как у Чебурашки)
Наклоны туловища вправо - влево в соответствии с музыкой(2 раза вправо и 2 раза влево попеременно).

Припев: движения повторяются как в 1 и 2 куплетах.

Весёлый слонёнок

Дети становятся парами по кругу. Всё изображают слонят.

1 фигура - поднимают руки, согнутые в локтях  (ладони на уровне уха, пальцы растопырены - это  слонёнок показывает  «уши»).  

2 фигура - На «раз» делают широкий шаг правой нагой, перенося на неё вес тела, разводят руки в стороны. На «два» приставляют левую ногу к правой, слегка приседая. Руки сгибают в локтях, пальцы растопырены и направлены вверх.

3 фигура - Слонёнок вытягивает «хобот»

На «раз» оставляют правую ногу назад на носок, одновременно слегка наклонив корпус вперёд, вытягивая перед грудью обе руки, положив правую ладонь на левую, ладони смотрят вниз.

На «два» приставляют правую ногу к левой, слегка приседая. Руки сгибают в локтях, пальцы растопырены

4 фигура - поворачиваются вокруг себя, переступая с ноги на ногу и переваливаясь из стороны на сторону растопыренные пальцы держат на уровне ушей.

5 фигура  - идут по кругу,  раскачиваясь из стороны в сторону.

6 фигура - выполняют полуприседание с поворотом корпуса влево, вправо.

7 фигура - кружатся вокруг себя, переваливаясь.

«Игропластика» основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости занимающихся. Здесь используются элементы древних гимнастических движений (йога и упражнения стретчинга, выполняемые в игровой сюжетной форме).

Использование данных упражнений, кроме радостного настроения и мышечной нагрузки, дают возможность ребенку вволю покричать, погримасничать, обретая умиротворенность, открытость и внутреннюю свободу. Все упражнения для занятий подобранны  с учетом их корригирующего значения.

Cтретчинг – это система естественных статических растяжек мышц тела и суставно - связочного аппарата рук, ног, способствующая укреплению позвоночника и позволяющая предотвратить нарушения осанки и исправить ее. Так же растяжка способствует развитию гибкости, раскрепощенности и уверенности в себе.

Игровой стретчинг.

Упражнение «Волшебные палочки»
Исходное положение: дети лежат на спине, руки спокойно вытянуты вдоль тела, ладонями вниз. Медленно поднять обе ноги вверх и так же медленно возвратить их в и.п.
Упражнение «Молодые и старые карандаши».

Исходное положение: сесть в позу прямого угла. Пальцы ног вытянуты. Руки в упоре сзади. Поднять туго натянутые ноги в вертикальное положение («молодые карандаши»). Перекатиться на спину, ноги согнуть в коленях, пятки максимально приблизить к ягодицам. Обхватить колени руками, голову прижать к коленям («старые карандаши»).
Упражнение «Коробочка с карандашами»
Исходное положение: сесть в позу прямого угла. Пальцы ног вытянуты. Руки в упоре сзади. Руки поднять вверх, ладонями вперед. Не сгибая ног, нагнуться, стараясь прямыми руками достать пальцы ног. Грудью коснуться ног. Медленно вернуться в и.п.
Упражнение «Кольцо»
Исходное положение: лечь ничком, ноги вместе, руки согнуть в локтях, ладони положить на пол на уровне плеч. Плавно без рывков, разгибая руки, поднять голову, грудь. Одновременно, сгибая ноги в коленях, постараться дотянуться ступнями до головы.
Упражнение «Лягушка»
Исходное положение, лёжа на животе руки под подбородком, ноги максимально согнуты в коленях и раскрыты, как у лягушки.
Бёдра внутренней поверхностью плотно прижаты к полу, как и пятки.

Упражнение «Летучая мышь».

Исходное положение: сесть в позу «прямого угла», развести ноги в стороны как можно шире.

Наклониться вперед, стараясь коснуться подбородком пола. Руки развести в стороны параллельно полу.

Упражнение «Носорог».

Исходное положение: лечь на спину, руки заложить за голову, ноги выпрямить, пальцы ног вытянуть. Поднять голову и плечи, одновременно поднять одну ногу, сгибая её в колене. Стараться коленом коснуться носа.

Йога – это тренировка тела и духа. Цель йоги - формировать правильную осанку; сохранять и развивать гибкость и эластичность позвоночника, подвижность суставов; учить детей чувствовать свое тело во время движений; развивать умение быть организованными, поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками. Нехитрые упражнения позволят ускорить развитие детской моторики, укрепят уверенность малышей в себе и своих силах, сделают маленьких непосед уравновешенными и научат их добиваться цели. А самое главное поднимут настроение.

Поза кролика.

Стоя на коленях, с выдохом сгибаемся до касания лбом колен. Ладони рук кладем на голени. С вдохом выпрямляемся до исходного положения.

Поза веника.

Сидя ноги врозь, наклонить туловище вперед, руки поместить впереди ног, ладонями упереться в коврик. Затем перевести руки за спину, сцепить пальцы в замок, поднять вверх. С выдохом наклонить корпус вперед и коснуться головой коврика. На вдохе вернуться в и. п.

Поза палки.

Лежа лицом вниз, ноги на ширине плеч. Согнуть руки в локтях, положить ладони по обе стороны груди. На вдохе поднять туловище вверх на 10-15 см, удерживая его на руках и носках. Тело прямое, параллельно полу, колени напряжены.

Поза звезды.

Сесть, согнуть ноги в коленях так, чтобы подошвы обеих ног касались друг друга. Взяться руками за ступни и подтянуть их ближе к телу. Раздвинуть бедра локтями и опустить колени на коврик, выпрямить спину и посмотреть прямо перед собой. С выдохом медленно опускать корпус до тех пор, пока голова не коснется пальцев ног. Находиться в позе 30 сек.

Поза «Озеро».

Лечь на спину, ноги вместе, руки вдоль тела. Сделать медленный выдох через нос и втянуть живот, насколько возможно. Образуется впадина. Выдержать максимальную паузу, затем сделать медленный вдох и вернуться в и.п. Выполняется несколько раз.

Упражнение для боковых мышц живота.

Лечь на спину, ноги вместе, руки раскинуть в стороны на уровне плеч. С выдохом поднять ноги вертикально вверх и медленно опускать их на коврик сначала влево, а затем вправо.

Стараться спину от коврика не отрывать. В конечном положении находиться 20 сек.

Поза лодки.

Лечь на коврик, лицом вниз, вытянув руки перед собой. Приподнять напряженные руки и ноги вверх, прогнувшись в пояснице. Попеременно опускать и поднимать переднюю и заднюю части тела, раскачиваясь взад и вперед, не касаясь лицом пола.

Поза лука.

Лежа на полу лицом вниз, сделать медленный вдох. Прогнуться и захватить обе лодыжки, прогнуть спину. Во время упражнения дышать медленно.

Поза треугольника.

Стоя, ноги врозь, с полным вдохом поднять руки в стороны на высоту плеч ладонями вверх. Сделать выдох, наклонить туловище вправо до касания пальцами правой руки правого носка. В этом положении вертикально вытянуть руки и повернуть лицо вверх. Выпрямляясь, сделать выдох, а после секундной паузы с выдохом медленно наклониться влево.

Поза угла.

Лежа на спине, ноги вытянуты вдоль туловища. Поднять прямые ноги на 5-6 см над уровнем поверхности. Удерживать угол столько, сколько можно без особых усилий.

Поза дерева.

Встать, согнуть правую ногу в колене, взять стопу руками и положить ее на левое бедро. Согнутое колено должно находиться в плоскости тела. Ладони соединить и поднять руки вверх над головой.

Поза полусвечи.

Лежа на спине, руки вдоль туловища. Сделать медленный вдох и поднять прямые ноги, не сгибая их в коленях. Поднять туловище и положить под ребра ладони рук. Подбородок крепко прижать к груди. Дышать животом.

Поза змеи.

Лежа на животе, ноги вместе, руки согнуть в локтях, ладони расположены на уровне груди, пятки вместе. На вдохе, опираясь на выпрямленные руки, медленно поднять верхнюю часть туловища, прогнуться, посмотреть на потолок. Нижнюю часть туловища от пола не отрывать. На выдохе плавно опуститься, положив голову набок, руки вдоль туловища, расслабиться.

Поза винта.

Сидя на полу, ноги вытянуты. Правая пятка помещается под левое бедро. Левая нога переносится через правое бедро и ставится на пол. Грудь поворачивается влево, правая рука помещается перед левым коленом и захватывает левую лодыжку. Медленно повернуть спину и голову влево. Левую руку завести за спину и захватить ею левое колено. Менять положение рук и ног, выполняя упражнение в противоположенную сторону.

Поза лотоса.

Сиди на полу, положить правую ступню на левое бедро и левую ступню поверх правой на правое бедро. Чем ближе к животу ступни, тем легче это выполнить.

Строевые упражнения являются средством организации занимающихся и целесообразного их размещения в зале. Строевые упражнения способствуют развитию умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, строиться в шеренгу и колонну, в несколько кругов.

Построение колонну.

Это ряд детей, стоящих в затылок один за другим с равными интервалами.
Колоны пар, построение из колонны по одному, в колону пар и обратно удобно делать, если исполнители стоят через одного: мальчик, девочка, мальчик две девочки.

Девочки выходят из колоны, делая шаг вправо, второй шаг делают левой ногой вперёд и затем подставляют правую ногу к левой.
Надо учить правильно, выполнять интервалы. Сначала можно проверить руками, если колонна, то руки поднимаются вперёд, но не касаются друг друга, а потом уже на глаз.

Построение в шеренгу.

Это ряд детей стоящих плечом к плечу, лицом в одну сторону. Сначала учат их перестраиваться из колонн, повернуться направо или налево. Позднее надо воспитывать у них умение подстраиваться к своим товарищам, сначала в определенном порядке, потом свободно. Стоя в шеренге нужно проверить её правильность по линии носков, соблюдая промежутки между друг другом.

Построение цепочкой.

Это колона детей взявшихся за руки. Лучше начинать её строить из шеренги. Дети берутся за руки, поворачиваются направо и налево и встают в затылок за ведущим. Нужно следить, чтобы при перестроении из шеренги поворачивалась не только голова и корпус, но и ноги лучше всего учите делать короткие цепочки, так как в длинной цепочке теряются чувство пространства и сбивание с ритма движения.

Построение круга.

1. построение из шеренги: дети берутся за руки и крайние в шеренгах идут навстречу друг другу. Затем круг выравнивается, то есть его растягивают до положения поднятых в сторону рук, затем на глаз.

2. из колоны: ведущий может идти вправо или влево, а последний как бы остаётся последним.  

Музыкально-подвижные игры» содержат упражнения, применяемые практически на всех занятиях, и являются ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по ритмике.

«Жуки и пчелы».

Играющие делятся на две команды: мальчики – «жуки», девочки – «пчелы». По команде «Жуки!» мальчики бегают по залу со звуком «ж-ж-ж», по команде «Пчелы!» девочки бегают со звуком «з-з-з».

Правила: звуки произносить четко и звонко, внимательно слушать команды. Когда жуки летают, пчелы стоят молча, и наоборот.

«Слушай команду».

Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего (например:? «Положите правую руку на плечо соседа») и тотчас же её выполняют. Затем снова звучит музыка. И все продолжают идти. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии хорошо слушать и выполнять задание. Игра поможет педагогу сменить действия  расшалившихся ребят, а детям – успокоиться и без труда переключиться на другой, более спокойный вид деятельности.

  «Воробушки и автомобиль».

На полу раскладываются обручи по количеству детей. Под музыку воробушки летают по всей полянке, клюют зернышки, чистят перышки и т.д. Когда музыка заканчивается, выезжает автомобиль или два (дети на фитболах) птички прячутся в обручи (“гнездышки”). При повторении игры педагог убирает один или два обруча: птички, которым не хватило домиков, выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется 2-3 играющих.

«Рыбки».

На полу из веревки выкладывается “домик”. Для музыкального сопровождения подбирается плавная, неторопливая музыка с двумя ярко выраженными частями. На первую часть музыки дети-“рыбки” двигаются по залу, на вторую часть – “заплывают в домик”. При повторении игры - “домик” становится меньше.

«Цапля и лягушки».

Все играющие - лягушки, а один человек – цапля (стоит посредине круга). Под веселую музыку лягушки начинают прыгать, квакать, веселиться. Как только музыка прекращается, лягушки приседают и не двигаются. Тех, кто пошевелиться, цапля забирает к себе, и они помогают ей ловить остальных лягушек. Игра проводиться несколько раз. Самые осторожные объявляются царевнами - лягушками. Выделяется лучшая цапля.

«Тихие воротца».

Музыка лёгкая, весёлая.

Два ведущих становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их наверх. Остальные играющие тихо и легко с одной и той же стороны (чтобы не было столкновения) пробегают под воротцами. Задача играющих при опускании рук вниз поймать играющих. Следить за тем, чтобы водящие опускали руки плавно, а не резко, что бы не ударить играющих.

«Встреча».

Дети стоят лицом друг к другу.

1-2 такты: дети первой шеренги выполняют четыре прыжка на встречу торой шеренге, вторая шеренга стоит на месте.

3-4 такты: вторая шеренга прыгает на встречу.

5-6 такты: первая шеренга возвращается на место.

7-8 такты: вторая шеренга возвращается на место.

9-12 такты: на месте прыгают в повороте.

Во время поворота можно исполнить хлопки. Следить за тем, чтобы во время прыжков дети сохраняли вертикальное положение. Игра развивает чувство ансамбля, музыкальность, память и умение.

 Список использованной литературы

  1.  Алвин Д. Музыкальная терапия для детей с аутизмом / Д. Алвин, Э. Уорик ; пер. Ю. Князькина – М. : Теревинф, 2008. – 208 С.
  2.  Аутизм Плохой хороший ребенок / М. И. Лохов, Ю. А. Фесенко, М. Ю. Рубин – СПб : Просвещение, 2008.  – 320 С.
  3.  Боген М. М. Обучение двигательным действиям / М. М. Боген ; рецен. В. И. Ильинич, Ю. А. Гавердовскии – М. : Физическая культура и спорт, 1985. – 127 С.
  4.  Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб, 2000. - 220 с.
  5.  Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1967. – 203 с.
  6.  Волошина Л.Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников. Учебно–методическое пособие. –М.: Аркти, 2005. – 108 с.
  7.  Голицина Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. –М.: Скрипторий, 2003, 2006. – 72 с.
  8.  Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Занятия физической культурой в ДОУ. Основные виды, сценарии занятий. –М.: 5 за знания, 2007. - 112 с.
  9.  Давыдов С.Ю. Морфофункциональные показатели и развитие моторики у детей 3-6-летнеко возраста различных типов конституций //  Теория и практика физической культуры – 1995. – № 11. – С. 39–43.
  10.  Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Вако, 2006. -240 с.
  11.  Зарецкая Н., Роот З., Танцы в детском саду. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 112 с.
  12.  Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / Под общей ред. проф. Л. В. Шапковой. – М. : Советский спорт, 2002. – 212 с.
  13.  Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте : Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений / В. В. Лебединский – М. : Академия, 2003. – 144 С.
  14.  Лях В.И. Понятие координационные способности и ловкость // Теория и практика физической культуры – 1993. – № 8. – С. 44–46.
  15.  Малофеев, Н. Н., Никольская О. С., Кукушкина О. И., Гончарова Е. Л. Разработка специального федерального государственного образовательного стандарта (СФГОС) для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концепции // Вестник практической психологии образования. 2011. №1. – C. 22-29
  16.  Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребенком / С. Ньюемен ; пер. Н.Л. Холмогоровой – М. : Теревинф, 2009. – 236 С.
  17.  Практикум по возрастной психологии : Учеб. пособие / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. – СПб. : Речь, 2002. – 694 е. : ил. – С. 60–85
  18.  Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей 4. – СПб.: Музыкальная палитра, 2006. – 44 с.
  19.  Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова. — 2-е изд., испр. — М. : Издательский центр «Академия», 2006. — 368 с.
  20.  Частные методики адаптивной физической культуры : Учебное пособие / Под ред. Л. В. Шапковой. – М. : Советский спорт, 2003. – 464 с.
  21.  Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе» - танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб.: Детство-пресс, 2006. -352 с.
  22.  Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г Лечебно-профилактический танец «Фитнес-Данс»: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Детство-пресс, 2007-384с.
  23.  Янушко Е. А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия / Е. А. Янушко – М. : Теревинф, 2007. – 136 С.
  24.  Диагностика [электронный ресурс] / интерсофт. – электронные данные. – режим доступа :  http://www.autism.ru
  25.  Оценка физического развития детей и подростков на основе соматометрических показателей [электронный ресурс] / интерсофт. – электронные данные. – режим доступа :  http://www.distedu.ru/edu12/work1
  26.  Симптомы и признаки аутизма [электронный ресурс] / интерсофт. – электронные данные. – режим доступа : http://www.fl-life.com.ua/wordpress/archives/tag
  27.  Физкультура и Спорт [электронный ресурс] / интерсофт. – электронные данные. – режим доступа : http://www.fiziolive.ru/html/fiz/statii/physical_growth.htm#physical_growth_2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15340. ТИПЫ ТРЕНИЯ. ИЗУЧЕНИЕ ЗАКОНОВ СИЛ ВНЕШНЕГО ТРЕНИЯ 256 KB
  Усвоить методику выполнения лабораторной работы, правила ее безопасного выполнения; знать безопасные методы и приемы обращения с приборами и оборудованием при выполнении данной лабораторной работы; ознакомиться с экспериментальной установкой...
15341. ИЗУЧЕНИЕ ЗАКОНОВ ВНЕШНЕГО И ВНУТРЕННЕГО ТРЕНИЯ 540 KB
  Изучение законов внешнего и внутреннего трения Лабораторные работы № 2 9 Данное издание содержит описание теоретическую часть схемы лабораторных установок и задание двух лабораторных работ посвященных изучению законов внешнего и внутреннего трения. В первой рабо...
15342. Изучение законов вращательного движения твердого тела 460.5 KB
  Изучение законов вращательного движения твердого тела. Лабораторные работы № 315 Данное издание содержит описание двух лабораторных работ посвященных изучению законов вращательного движения твердого тела. В работах рассмотрены наиболее важные характеристики вра...
15343. ДИНАМИКА ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ ТВЕРДОГО ТЕЛА 120.99 KB
  ДИНАМИКА ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ ТВЕРДОГО ТЕЛА Методические указания к лабораторной работе № 3 по дисциплине Общая физика раздел Механика. Молекулярная физика Указание по мерам безопасности при выполнении лабораторной работы Внутри используемых в раб
15344. SWOT-анализ и выработка стратегии развития компании ООО BETON 362.5 KB
  Цель данной работы состоит в практической реализации изложенных принципов и методики проведения SWOT-анализа на примере нижегородской компании «BETON».
15345. Адаптация опекаемых подростков 108.5 KB
  Введение Роль семьи в обществе по своей значимости несравнима ни с какими другими социальными институтами так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка происходит овладение им социальными ролями необходимыми для адаптации в обществе. По данны
15346. Анализ активов и пассивов бухгалтерского баланса 309.5 KB
  Целью курсовой работы является анализ активов и пассивов бухгалтерского баланса для оценки финансового состояния предприятия на примере ООО Алан...
15347. Анализ АХД. Полный с выводами 1.22 MB
  Устойчивое финансовое положение предприятия не является подарком судьбы или счастливым случаем его истории, а результатом умелого, просчитанного управления всей совокупностью производственных и хозяйственных факторов, определяющих результаты деятельности пред-приятия...
15348. Анализ и оценка эффективности системы управления персоналом. Магазин Очень нужные товары 469 KB
  Главной целью курсовой работы является исследование системы управления персоналом, анализ и оценка ее эффективности. Ставятся следующие задачи: рассмотреть систему управления персоналом, изучить внешнюю и внутреннюю среду предприятия, проанализировать существующую систему управления персоналом...