57491

Послевоенное восстановление и развитие Украины (1945 - начало 1953 года). Голод 1946-1947 гг

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Давайте мы пополним этот коллаж нарисовав свой символ голодоморов. Приложение №1 Документ №1 29 августа 1946 года былю официально объявлено что в связи с засухой в ряде областей СССР и сокращением государственных...

Русский

2014-04-12

65.5 KB

1 чел.

PAGE  4

Артёмовський   учебно  –  воспитательный    комплекс   «Общеобразовательная  школа І-ІІІ ступеней    №11   имени    Артёма  –  многопрофильний   лицей» Артёмовського городского совета 

Донецькой области

Урок - семинар

Послевоенное восстановление и развитие Украины (1945- начало 1953 года). Голод 1946-1947 гг.

Подготовила

Чухлебова Елена Анатольевна


Тема урока
: «Голод 1946-1947 гг.»

Цели:

1.- Познакомить учащихся с голодом 1946-1947 гг. в Украине, объяснив его причины и последствия

  - учить сравнивать с предыдущими голодоморами  1921-1923 гг., 1932-1933 гг.

  - учить давать собственную оценку событиям.

2.- Воспитывать чувство сопереживания, гражданственности, уважения к прошлому своей страны.

   - формировать отношения к террору, как к преступлению против человечности и человечества.

3. Уметь делать анализ исторических событий, проводить сравнения, собирать информацию из разных источников, делать аргументацию и выводы.

Оборудование: карта Украины, атласы, документы, настенный коллаж, таблицы.

Тип урока: урок  с использованием групповой работы и интерактивных методик.

Актуализация

музыка

Эпиграф урока:

 „О, як же ти не вмерла, Україно,

Бо скільки ж то зловісницька мета

Звела людей, приречених безвинно, -

Й ніхто за це ні в кого не спитав.

А ще ж були голодомори;

Валялись трупи – цілі гори!

Бувало – села вимирали

Але червоні генерали

Кричали: „Мало! Мало!

Ще є в селян і хліб, і сало!”

Забрали все...Людей не стало”

Мотивация

Ужасным преступлением против собственного народа стал голод 1946-47 гг., организованный Сталинским руководством. Не было тогда ни войны, ни потопа. А была только злая воля одних людей против других. Мало кто знал, сколько невинных людей ушло в могилу – старых, молодых и детей.   Объявление темы урока и ожидаемых результатов (зачитать на доске).

Беседа по повторению

На предыдущем уроке вы ознакомились с особенностями восстановления  промышленности в Украине.

   Задание 1 и 2 группе.

Назовите эти особенности.

Задание экспертам

какие из этих особенностей могли повлиять на ухудшение положения в          сельское хозяйство?

  - расчет на собственные силы, а не на « план Маршалла»

  - не развивалось сельскохозяйственное машиностроение

  - ставка на промышленность, энергетику

  - малые капиталовложения  в  сельское хозяйство  -  7%

Действительно,  эти особенности восстановления промышленности служили причинами голода 1946-47 гг. Голод охватил 16 областей Украины

Работа с картой

Задание 1 группе

На основе знакомства  с документами,  назовите причины голода 1946-47 гг. При ответе – аргументация из документов. Записывайте ответы на листах.                                                                             Приложения №1,2,3,4,9

Задание 2 группе

-На основе документов учебника определите последствия голода. При ответе – аргументация из документов. Записывайте ответы на листах.                                                   Приложения № 2,3,5,6,7,8., документы

Задание группе экспертов

-Ознакомьтесь  с материалом учебника стр.93-96, документом №3 на странице 100 и сделайте вывод, ответив на вопросы к  документу №3 (стр. 101)

-По мере ответов учащихся из групп разложите карточки по вопросам: причины голода- последствия голода.  Приложение №10

-Сделайте вывод: можно ли считать события 1946-47 гг. голодомором?

Задания группам

Дайте ответ на вопросы к документам учебника стр.101 документ №1,2.

Группа №1 – вопрос 1

Группа №2 – вопрос 2

Группа экспертов

Сравните голодоморы 1921-1923 гг., 32-33 гг., 46-47 гг., причины, последствия, отношения власти.

 Учитель 

     Действительно, документы подтверждают, что Сталинское руководство знало о голоде, охватившем основную часть территории Украины, однако газета «Правда» в октябре 1947 года писала: «Колхозное село отправилось в победное наступление за послевоенный подъем сельского хозяйства», с благодарностью обращая «Свои мысли любимому вождю и учителю, творцу колхозного строя товарищу Сталину…»

А люди тем временем умирали: в поле, стиснув в ладонях колоски, в хатах, осиротелых, холодных, на дорогах, которые вели к недостижимым городам и поселкам. Тысячами, сотнями тысяч. Старые, малые, в расцвете лет. А вождь тем временем фарисействовал, что мы должны сначала научиться «ценить людей, ценить каждого работника. Нужно, наконец, понять, что из всех ценных капиталов, которые есть в мире ценнейшим и решающим есть люди, кадры.». А это время по селам проносился детский плач и детские руки тянулись к иконам. (зажечь свечу)

Приложение №8

  История голода 1946-47 гг. на Украине не написана в таком объеме, как история страшных 1932-33 гг. Но она взволнованно говорит устами очевидцев, историков и писателей. Посмотрите на этот коллаж - здесь помещены:  символ голодомора, молитва за убиенных голодом  Катерины Мотрич, фотографии, воспоминания очевидцев.                                                                                     Зачитать Приложение №11

Задание

Давайте мы пополним этот коллаж, нарисовав свой символ голодоморов. (музыка)

Хотелось бы, чтобы в вашем сердце, душе, закрепилась мысль о том, что человеческая жизнь бесценна и никакая власть не вправе ее уничтожить

Домашнее задание

  1.  Изучить параграф 14
  2.  Сравнить  голодоморы 1921-23 гг., 32-33 гг, 46-47 гг., составив таблицу

Годы

Причины

Масштабы, последствия

Отношение власти

1921-23 гг.

1932-33 гг.

1946-47 гг.


Приложение №1

Документ №1

29 августа 1946 года былю официально объявлено,  что в связи с засухой в ряде областей СССР и сокращением государственных запасов продовольствия, решено на год отложить  отмену карточной системы. А 6 сентября местных руководителей предупредили о повышении пайковых цен на продовольствие. 27сентября появляется постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) «Об экономии и и использовании хлеба». Оно содержало нормы выдачи хлеба иждивенцам и детям, мероприятия снятия с продовольственного пайка рабочих и служащих предприятий промышленности, совхозов. 15 октября 1946 года Хрущев прислал письмо к Сталину, где сообщал, что засуха снизила урожайность хлебов на половину, и просил снизить план хлебозаготовок. Н.Хрущев в воспоминаниях писал «Я понимал трагедию, которая грозила не только моей персоне, но и украинскому народу,  республике: голод стал неотвратимым».

   Из Москвы пришла телеграмма на имя Н.Хрущева, в которой украинское руководство обвинялось в том, что стало на путь сворачивания хлебозаготовок. Содержалось и требование покончить с небольшевистским отношением выполнению плана хлебозаготовок, наказать тех, кто прячет хлеб


Приложение №2

Документ №2

                                                     Днепропетровская  область 1947г.

«Исполком областного Совета трудящихся и обком КП(б)У сообщает, что во многих колхозах области, особенно в районах, которые пострадали от засухи, в последнее время установлены случаи голодного опухания  колхозников и их семей. Как установлено, болеют в большинстве случаев семьи погибших воинов, инвалиды, люди  пожилого возраста и многодетные, люди, у которых погиб глава семьи или стал инвалидом, переселенцы из Польши и репатриированные.

   Так как продзапасы у сельского населения отсутствуют, то в последнее время сильно выросла заболеваемость среди детей и значительно увеличился переход детей из сельской местности в города.

   Отмечены случаи оставления детей родителями, которые живут в сельской местности. Такое положение сложилось в результате того, что в 1946 году некоторые колхозники получили незначительное количество хлеба по трудодням».


Приложение №3

Документ №3

«Совершенно секретно. Главе Винницкого облисполкома. Спец сообщение о жалобах семей военнослужащих. Из письма родственников.»

 10 июня 1946 года. «Живем мы очень бедно, дорогой сынок! И также как в 1933 году хлеба и картошки нет, купить не на что. Да еще из дома выкинули, сейчас живем в хлеву. Это сделал председатель колхоза Ситников. Вот такая забота у нас о семье фронтовика, может, придет время и из хлева выкинут».

   15 сентября 1946 года «Дети! Хлеба и овощи погорели, и мы голодаем. Мать ходила собирать колоски в поле, там, где уже собраны снопы. Председатель колхоза Скорыч ее побил, отобрал мешок и перерубил жилы у нее на руке, теперь она ею не может работать. По два дня сидим без хлеба, люди над нами смеются, что сыны капитаны, а отец без хлеба пропадают…»


Приложение №4

Документ №4

8 февраля 1946 года в Москве было подписано соглашение о поставке Франции 50 тыс. тонн зерна. Зерно экспортировалось также в Болгарию, Румынию, Польшу, Чехословакию. «Советский союз спас нас от голода»- говорил президент Чехословакии Климент Готвальд. В апреле 1946 года в Москве было подписано советско-польское соглашение о поставках в Польшу 200 тыс. тонн  зерна.

     В целом экспорт зерновых из СССР только в 1946 году составил 1,7 млн. тонн, или 10 % от всех хлебозаготовок. Это могло бы быть существенной помощью тем регионам, которые голодали. При этом поставки осуществлялись по ценам, которые были ниже мировых  и преимущественно в кредит.


Приложение №5

Документ №5

Письмо к родственникам в Канаду – август 1946 года.

  «Дорогой брат! Жить очень тяжело, ждем голодной смерти. В этом году неурожай, все зерно сгорело, засуха страшная. Нет ни овощей, ни картофеля, ни хлеба. Ждем голода, который был в 1933 году.»

   

Свидетельство очевидца.

«Я работала медсестрой. Весной 1947 года около входа в райздравотдел каждое утро ждали десятки подкинутых  матерями детей. Они просили есть. Были и младенцы с записками: «Валя», «Татьяна», «Кирилл».

    Статистические данные

  «Из 16 восточных, а также Измаильской  и Чернивецкой областей от голода умерло:

в 1946 году – 282 тыс. человек;

в 1947 году – 520 тыс. человек.


Приложение №6

Документ №6

Из воспоминаний очевидцев.

  «Многие председатели колхозов, наученные горьким опытом 30- х г., начали в массовом порядке прятать часть зерна от заготовок, рискуя быть осужденными, как «вредители и саботажники». Чтобы удержать зерно выводились из строя молотильные агрегаты, сельскохозяйственные машины. Очищенное зерно колхозники часто прятали, закапывали в землю. Специально снижались показатели урожайности,  много буряков,  картошки осталось в земле (что позднее спасло жизнь многим крестьянам).

    Начались репрессии против председателей колхозов.  Их не только снимали с должностей, но и привлекали к судебной ответственности. Фактически  арестован был каждый 16-й председатель колхоза»


Приложение №7

Документ №7

Из свидетельств историков

Неурожай трав, непомерные хлебозаготовки, поставки сена обострили без того тяжелое положение с кормами. Это негативно сказалось на животноводстве. Начался падеж скота. Чтобы избежать этого, было разрешено сдавать скот на забой больше, чем по норме. В результате животноводство республики понесло огромные потери, возрождать его пришлось очень долго.


Приложение №8

Документ №8

Из свидетельств историков

Кроме дистрофии, которой болели 1 млн. человек, распространялся и тиф. В Днепропетровской области в ноябре 1947 года было выявлено около 1,6 тыс. больных. Можно бы было обратиться к международной общественности, но сам факт  голода оберегался, как государственная тайна до начала 90 гг. 20 века. А тем временем голод расширялся. До десяти лет лагерей давали  за десяток колосков, собранных на поле голодными детьми.


Приложение №11

       „Бозю! Що там у тебе в руцї?

       Дай мені, Бозю, хоч соломинку...

       Щоб не втонути в Голодній ріці,

       Бачиш, мій Бозю, я ще дитинка.

       Тож, підрости ще хоч трохи бодай.

       Світу не бачив ще білого, Бозю,

       Я – пташенятко, прибите в дорозі.

       Хоч би єдину піріїночку  дай.

       Тато й мама – холодні мерці,

       Бозю, зроби, щоби  їсти не хотілось!

       Холодно, Бозю,

       Сніг дуже білий.

       Бозю, що там у тебе в руці?”

«Відкрийтесь, небеса!

 Зійдіть на землю

 Всі українські села й хутори,

 Повстаньте всі, кому сказали:

 -Вмри!

 Засяйте над планетою, всі душі,

 Зійдіть на води й суші Збудуйте пам’яті негаснучий собор»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51629. Зняття характеристик і визначення параметрів тиристорів 59 KB
  Схему ввімкнути. Значення керувального струму Ікер записати в таблицю № 1. Змінюючи напругу Еа від 2V до 30 V. Зняти ВАХ тиристора. Результати вимірювань занести в таблицю № 1.
51634. Методы и формы организации внеурочной работы со школьниками 55 KB
  Цель: Ознакомиться с основными формами и методами организации внеурочной работы со школьниками. План Организационный момент Проверка домашней работы Постановка темы занятия Изучение материала Итоги Тип занятия: комбинированное. 2004 Журнал ИНФО Организационный момент приветствие учащихся проверка посещаемости Проверка домашней работы сообщения по темам: Методика подготовки и проведения лаб.
51636. Водні багатства Сумщини. Охорона водойм. Письмове додавання і віднімання трицифрових чисел 102 KB
  Закріплювати вміння учнів розвязувати приклади на вивчені випадки письмового додавання і віднімання трицифрових чисел задачі рівняння; розширювати поняття водойми вода ознайомити з водними багатствами рідного краю; виховувати бережливе ставлення до водойм економне використання прісної води. Втрата води страшніше для живого організму ніж голод. Кожного дня з поверхні океанів і морів випаровується величезна кількість води. Попавши в ріки дощові та снігові води знову прокладуть свій шлях до морів та океанів так завдяки Сонцю...