57491

Послевоенное восстановление и развитие Украины (1945 - начало 1953 года). Голод 1946-1947 гг

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Давайте мы пополним этот коллаж нарисовав свой символ голодоморов. Приложение №1 Документ №1 29 августа 1946 года былю официально объявлено что в связи с засухой в ряде областей СССР и сокращением государственных...

Русский

2014-04-12

65.5 KB

1 чел.

PAGE  4

Артёмовський   учебно  –  воспитательный    комплекс   «Общеобразовательная  школа І-ІІІ ступеней    №11   имени    Артёма  –  многопрофильний   лицей» Артёмовського городского совета 

Донецькой области

Урок - семинар

Послевоенное восстановление и развитие Украины (1945- начало 1953 года). Голод 1946-1947 гг.

Подготовила

Чухлебова Елена Анатольевна


Тема урока
: «Голод 1946-1947 гг.»

Цели:

1.- Познакомить учащихся с голодом 1946-1947 гг. в Украине, объяснив его причины и последствия

  - учить сравнивать с предыдущими голодоморами  1921-1923 гг., 1932-1933 гг.

  - учить давать собственную оценку событиям.

2.- Воспитывать чувство сопереживания, гражданственности, уважения к прошлому своей страны.

   - формировать отношения к террору, как к преступлению против человечности и человечества.

3. Уметь делать анализ исторических событий, проводить сравнения, собирать информацию из разных источников, делать аргументацию и выводы.

Оборудование: карта Украины, атласы, документы, настенный коллаж, таблицы.

Тип урока: урок  с использованием групповой работы и интерактивных методик.

Актуализация

музыка

Эпиграф урока:

 „О, як же ти не вмерла, Україно,

Бо скільки ж то зловісницька мета

Звела людей, приречених безвинно, -

Й ніхто за це ні в кого не спитав.

А ще ж були голодомори;

Валялись трупи – цілі гори!

Бувало – села вимирали

Але червоні генерали

Кричали: „Мало! Мало!

Ще є в селян і хліб, і сало!”

Забрали все...Людей не стало”

Мотивация

Ужасным преступлением против собственного народа стал голод 1946-47 гг., организованный Сталинским руководством. Не было тогда ни войны, ни потопа. А была только злая воля одних людей против других. Мало кто знал, сколько невинных людей ушло в могилу – старых, молодых и детей.   Объявление темы урока и ожидаемых результатов (зачитать на доске).

Беседа по повторению

На предыдущем уроке вы ознакомились с особенностями восстановления  промышленности в Украине.

   Задание 1 и 2 группе.

Назовите эти особенности.

Задание экспертам

какие из этих особенностей могли повлиять на ухудшение положения в          сельское хозяйство?

  - расчет на собственные силы, а не на « план Маршалла»

  - не развивалось сельскохозяйственное машиностроение

  - ставка на промышленность, энергетику

  - малые капиталовложения  в  сельское хозяйство  -  7%

Действительно,  эти особенности восстановления промышленности служили причинами голода 1946-47 гг. Голод охватил 16 областей Украины

Работа с картой

Задание 1 группе

На основе знакомства  с документами,  назовите причины голода 1946-47 гг. При ответе – аргументация из документов. Записывайте ответы на листах.                                                                             Приложения №1,2,3,4,9

Задание 2 группе

-На основе документов учебника определите последствия голода. При ответе – аргументация из документов. Записывайте ответы на листах.                                                   Приложения № 2,3,5,6,7,8., документы

Задание группе экспертов

-Ознакомьтесь  с материалом учебника стр.93-96, документом №3 на странице 100 и сделайте вывод, ответив на вопросы к  документу №3 (стр. 101)

-По мере ответов учащихся из групп разложите карточки по вопросам: причины голода- последствия голода.  Приложение №10

-Сделайте вывод: можно ли считать события 1946-47 гг. голодомором?

Задания группам

Дайте ответ на вопросы к документам учебника стр.101 документ №1,2.

Группа №1 – вопрос 1

Группа №2 – вопрос 2

Группа экспертов

Сравните голодоморы 1921-1923 гг., 32-33 гг., 46-47 гг., причины, последствия, отношения власти.

 Учитель 

     Действительно, документы подтверждают, что Сталинское руководство знало о голоде, охватившем основную часть территории Украины, однако газета «Правда» в октябре 1947 года писала: «Колхозное село отправилось в победное наступление за послевоенный подъем сельского хозяйства», с благодарностью обращая «Свои мысли любимому вождю и учителю, творцу колхозного строя товарищу Сталину…»

А люди тем временем умирали: в поле, стиснув в ладонях колоски, в хатах, осиротелых, холодных, на дорогах, которые вели к недостижимым городам и поселкам. Тысячами, сотнями тысяч. Старые, малые, в расцвете лет. А вождь тем временем фарисействовал, что мы должны сначала научиться «ценить людей, ценить каждого работника. Нужно, наконец, понять, что из всех ценных капиталов, которые есть в мире ценнейшим и решающим есть люди, кадры.». А это время по селам проносился детский плач и детские руки тянулись к иконам. (зажечь свечу)

Приложение №8

  История голода 1946-47 гг. на Украине не написана в таком объеме, как история страшных 1932-33 гг. Но она взволнованно говорит устами очевидцев, историков и писателей. Посмотрите на этот коллаж - здесь помещены:  символ голодомора, молитва за убиенных голодом  Катерины Мотрич, фотографии, воспоминания очевидцев.                                                                                     Зачитать Приложение №11

Задание

Давайте мы пополним этот коллаж, нарисовав свой символ голодоморов. (музыка)

Хотелось бы, чтобы в вашем сердце, душе, закрепилась мысль о том, что человеческая жизнь бесценна и никакая власть не вправе ее уничтожить

Домашнее задание

  1.  Изучить параграф 14
  2.  Сравнить  голодоморы 1921-23 гг., 32-33 гг, 46-47 гг., составив таблицу

Годы

Причины

Масштабы, последствия

Отношение власти

1921-23 гг.

1932-33 гг.

1946-47 гг.


Приложение №1

Документ №1

29 августа 1946 года былю официально объявлено,  что в связи с засухой в ряде областей СССР и сокращением государственных запасов продовольствия, решено на год отложить  отмену карточной системы. А 6 сентября местных руководителей предупредили о повышении пайковых цен на продовольствие. 27сентября появляется постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) «Об экономии и и использовании хлеба». Оно содержало нормы выдачи хлеба иждивенцам и детям, мероприятия снятия с продовольственного пайка рабочих и служащих предприятий промышленности, совхозов. 15 октября 1946 года Хрущев прислал письмо к Сталину, где сообщал, что засуха снизила урожайность хлебов на половину, и просил снизить план хлебозаготовок. Н.Хрущев в воспоминаниях писал «Я понимал трагедию, которая грозила не только моей персоне, но и украинскому народу,  республике: голод стал неотвратимым».

   Из Москвы пришла телеграмма на имя Н.Хрущева, в которой украинское руководство обвинялось в том, что стало на путь сворачивания хлебозаготовок. Содержалось и требование покончить с небольшевистским отношением выполнению плана хлебозаготовок, наказать тех, кто прячет хлеб


Приложение №2

Документ №2

                                                     Днепропетровская  область 1947г.

«Исполком областного Совета трудящихся и обком КП(б)У сообщает, что во многих колхозах области, особенно в районах, которые пострадали от засухи, в последнее время установлены случаи голодного опухания  колхозников и их семей. Как установлено, болеют в большинстве случаев семьи погибших воинов, инвалиды, люди  пожилого возраста и многодетные, люди, у которых погиб глава семьи или стал инвалидом, переселенцы из Польши и репатриированные.

   Так как продзапасы у сельского населения отсутствуют, то в последнее время сильно выросла заболеваемость среди детей и значительно увеличился переход детей из сельской местности в города.

   Отмечены случаи оставления детей родителями, которые живут в сельской местности. Такое положение сложилось в результате того, что в 1946 году некоторые колхозники получили незначительное количество хлеба по трудодням».


Приложение №3

Документ №3

«Совершенно секретно. Главе Винницкого облисполкома. Спец сообщение о жалобах семей военнослужащих. Из письма родственников.»

 10 июня 1946 года. «Живем мы очень бедно, дорогой сынок! И также как в 1933 году хлеба и картошки нет, купить не на что. Да еще из дома выкинули, сейчас живем в хлеву. Это сделал председатель колхоза Ситников. Вот такая забота у нас о семье фронтовика, может, придет время и из хлева выкинут».

   15 сентября 1946 года «Дети! Хлеба и овощи погорели, и мы голодаем. Мать ходила собирать колоски в поле, там, где уже собраны снопы. Председатель колхоза Скорыч ее побил, отобрал мешок и перерубил жилы у нее на руке, теперь она ею не может работать. По два дня сидим без хлеба, люди над нами смеются, что сыны капитаны, а отец без хлеба пропадают…»


Приложение №4

Документ №4

8 февраля 1946 года в Москве было подписано соглашение о поставке Франции 50 тыс. тонн зерна. Зерно экспортировалось также в Болгарию, Румынию, Польшу, Чехословакию. «Советский союз спас нас от голода»- говорил президент Чехословакии Климент Готвальд. В апреле 1946 года в Москве было подписано советско-польское соглашение о поставках в Польшу 200 тыс. тонн  зерна.

     В целом экспорт зерновых из СССР только в 1946 году составил 1,7 млн. тонн, или 10 % от всех хлебозаготовок. Это могло бы быть существенной помощью тем регионам, которые голодали. При этом поставки осуществлялись по ценам, которые были ниже мировых  и преимущественно в кредит.


Приложение №5

Документ №5

Письмо к родственникам в Канаду – август 1946 года.

  «Дорогой брат! Жить очень тяжело, ждем голодной смерти. В этом году неурожай, все зерно сгорело, засуха страшная. Нет ни овощей, ни картофеля, ни хлеба. Ждем голода, который был в 1933 году.»

   

Свидетельство очевидца.

«Я работала медсестрой. Весной 1947 года около входа в райздравотдел каждое утро ждали десятки подкинутых  матерями детей. Они просили есть. Были и младенцы с записками: «Валя», «Татьяна», «Кирилл».

    Статистические данные

  «Из 16 восточных, а также Измаильской  и Чернивецкой областей от голода умерло:

в 1946 году – 282 тыс. человек;

в 1947 году – 520 тыс. человек.


Приложение №6

Документ №6

Из воспоминаний очевидцев.

  «Многие председатели колхозов, наученные горьким опытом 30- х г., начали в массовом порядке прятать часть зерна от заготовок, рискуя быть осужденными, как «вредители и саботажники». Чтобы удержать зерно выводились из строя молотильные агрегаты, сельскохозяйственные машины. Очищенное зерно колхозники часто прятали, закапывали в землю. Специально снижались показатели урожайности,  много буряков,  картошки осталось в земле (что позднее спасло жизнь многим крестьянам).

    Начались репрессии против председателей колхозов.  Их не только снимали с должностей, но и привлекали к судебной ответственности. Фактически  арестован был каждый 16-й председатель колхоза»


Приложение №7

Документ №7

Из свидетельств историков

Неурожай трав, непомерные хлебозаготовки, поставки сена обострили без того тяжелое положение с кормами. Это негативно сказалось на животноводстве. Начался падеж скота. Чтобы избежать этого, было разрешено сдавать скот на забой больше, чем по норме. В результате животноводство республики понесло огромные потери, возрождать его пришлось очень долго.


Приложение №8

Документ №8

Из свидетельств историков

Кроме дистрофии, которой болели 1 млн. человек, распространялся и тиф. В Днепропетровской области в ноябре 1947 года было выявлено около 1,6 тыс. больных. Можно бы было обратиться к международной общественности, но сам факт  голода оберегался, как государственная тайна до начала 90 гг. 20 века. А тем временем голод расширялся. До десяти лет лагерей давали  за десяток колосков, собранных на поле голодными детьми.


Приложение №11

       „Бозю! Що там у тебе в руцї?

       Дай мені, Бозю, хоч соломинку...

       Щоб не втонути в Голодній ріці,

       Бачиш, мій Бозю, я ще дитинка.

       Тож, підрости ще хоч трохи бодай.

       Світу не бачив ще білого, Бозю,

       Я – пташенятко, прибите в дорозі.

       Хоч би єдину піріїночку  дай.

       Тато й мама – холодні мерці,

       Бозю, зроби, щоби  їсти не хотілось!

       Холодно, Бозю,

       Сніг дуже білий.

       Бозю, що там у тебе в руці?”

«Відкрийтесь, небеса!

 Зійдіть на землю

 Всі українські села й хутори,

 Повстаньте всі, кому сказали:

 -Вмри!

 Засяйте над планетою, всі душі,

 Зійдіть на води й суші Збудуйте пам’яті негаснучий собор»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48163. ЗАКОНОМІРНОСТІ ТА ЕТАПИ РОЗВИТКУ КАПІТАЛІСТИЧНОЇ ЕКОНОМІЧНОЇ СИСТЕМИ 82.5 KB
  Економічна система капіталізму вільної конкуренції: сутність і етапи розвитку Капіталізм вільної конкуренції характеризується приватною капіталістичною власністю на речові ресурси використанням найманої праці та системи ринків чистої конкуренції. Проте не існує різних думок щодо таких інститутів капіталізму вільної конкуренції: приватна власність на засоби виробництва; система найманої праці; 3 свобода підприємництва і вибору; ринкова система та вільна конкуренція; важлива роль прибутку; обмежена роль держави. Система найманої...
48164. ЕКОНОМІЧНА СИСТЕМА СУЧАСНОГО КАПІТАЛІЗМУ 114.5 KB
  Сутність і ознаки змішаної економіки 2. Механізм функціонування сучасної капіталістичної змішаної економіки 3. Монополії та олігополії в умовах капіталістичної змішаної економіки 4. Сутність і ознаки змішаної економіки Розрізняють три основних варіанти змішаної економіки: 1 консервативний 2 ліберальний 3 соціалреформістський.
48165. СОЦІАЛІСТИЧНА ЕКОНОМІЧНА СИСТЕМА ТА ЇЇ ЕВОЛЮЦІЯ 57.5 KB
  Економічна система соціалізму: теорія і практика 2. Об'єктивні і суб'єктивні умови формування моделі державного соціалізму 3. Механізм функціонування державного соціалізму 4. Історичні перспективи соціалізму Список використаних джерел: Основи економічної теорії: Підручник За ред.
48166. АКОНОМІРНОСІ ТА ОСОБЛИВОСТІ РОЗВИТКУ ПЕРЕХІДНИХ ЕКОНОМІК 61.5 KB
  Зміст чинники і типи перехідної економіки 2. Соціальноекономічні перетворення у постсоціалістичних країнах на шляху до соціально орієнтованої змішаної економіки 4. Зміст чинники і типи перехідної економіки Сутність перехідної економіки. Риси перехідної економіки.
48167. СВІТОВЕ ГОСПОДАРСТВО 150.5 KB
  Воно являє собою глобальний економічний організм в якому склалися і зростають взаємозв'язок і взаємозалежність усіх країн і народів світу. Нині жодна країна світу не може самостійно використати всі досягнення сучасної науки і техніки тому вони повинні об'єднувати свої зусилля в цій сфері. Почетверте необхідністю об'єднання зусиль країн для вирішення глобальних проблем екологічних сировинних продовольчих освоєння багатств світового океану і космосу та ін. Три держави СІЛА Японія Німеччина з 9 населення акумулюють 1 2 світового...
48168. ФОРМИ МІЖНАРОДНИХ ЕКОНОМІЧНИХ ВІДНОСИН 73 KB
  Інші форми міжнародних економічних відносин Список використаних джерел: Основи економічної теорії: Підручник За ред. Сучасний рівень міждержавних економічних зв'язків характеризується: трансформацією двосторонніх міжнародних економічних відносин у багатосторонні значним поглибленням міжнародного поділу праці у світовому господарстві; зростанням масштабів і якісними змінами характеру традиційної міжнародної торгівлі із суто комерційної вона перетворюється в інструмент обслуговування національних виробничих процесів; інтенсифікацією і...
48169. ЕКОНОМІЧНІ АСПЕКТИ ГЛОБАЛЬНИХ ПРОБЛЕМ 76.5 KB
  Причини виникнення сутність і класифікація глобальних проблем 2. Глобальні проблеми: і шляхи їх розв'язання людством 3. Міжнародне співробітництво в розв'язанні глобальних проблем та розвитку світогосподарства Список використаних джерел: Основи економічної теорії: Підручник За ред.
48170. Політологія як наука 552 KB
  Політологія ж займається переважно інституційним аспектом політики устроєм і діяльністю держави усього механізму політичної влади а також процесів які характеризують боротьбу за цю владу. Термін політика politics – означає швидше процес пов’язаний із реалізацією і завоюванням державної влади в окремому суспільстві. Емпіричні науки про організацію влади прийняття рішень роботи апарату. Політика як відповідна форма що забезпечує отримання використання та реалізацію влади.
48171. ПОЛІТОЛОГІЯ ЯК НАУКА І НАВЧАЛЬНА ДИСЦИПЛІНА 1.08 MB
  Витоки політичної думки сягають своїм корінням у найдавніші часи – у IV – III тис. Періодизація визрівання і розвитку світової політичної думки включає в себе чотири основних етапи. Грецькі філософи започаткували вивчення політичної мови й термінології досліджували такі політичні соціальні моральні цінності як свобода справедливість добро та ін. Початок звільнення політичної думки від релігійноетичної форми пов’язаний з поглядами видатного італійського мислителя епохи Відродження Нікколо Макіавеллі 1469 – 1527 котрі були...