57491

Послевоенное восстановление и развитие Украины (1945 - начало 1953 года). Голод 1946-1947 гг

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Давайте мы пополним этот коллаж нарисовав свой символ голодоморов. Приложение №1 Документ №1 29 августа 1946 года былю официально объявлено что в связи с засухой в ряде областей СССР и сокращением государственных...

Русский

2014-04-12

65.5 KB

1 чел.

PAGE  4

Артёмовський   учебно  –  воспитательный    комплекс   «Общеобразовательная  школа І-ІІІ ступеней    №11   имени    Артёма  –  многопрофильний   лицей» Артёмовського городского совета 

Донецькой области

Урок - семинар

Послевоенное восстановление и развитие Украины (1945- начало 1953 года). Голод 1946-1947 гг.

Подготовила

Чухлебова Елена Анатольевна


Тема урока
: «Голод 1946-1947 гг.»

Цели:

1.- Познакомить учащихся с голодом 1946-1947 гг. в Украине, объяснив его причины и последствия

  - учить сравнивать с предыдущими голодоморами  1921-1923 гг., 1932-1933 гг.

  - учить давать собственную оценку событиям.

2.- Воспитывать чувство сопереживания, гражданственности, уважения к прошлому своей страны.

   - формировать отношения к террору, как к преступлению против человечности и человечества.

3. Уметь делать анализ исторических событий, проводить сравнения, собирать информацию из разных источников, делать аргументацию и выводы.

Оборудование: карта Украины, атласы, документы, настенный коллаж, таблицы.

Тип урока: урок  с использованием групповой работы и интерактивных методик.

Актуализация

музыка

Эпиграф урока:

 „О, як же ти не вмерла, Україно,

Бо скільки ж то зловісницька мета

Звела людей, приречених безвинно, -

Й ніхто за це ні в кого не спитав.

А ще ж були голодомори;

Валялись трупи – цілі гори!

Бувало – села вимирали

Але червоні генерали

Кричали: „Мало! Мало!

Ще є в селян і хліб, і сало!”

Забрали все...Людей не стало”

Мотивация

Ужасным преступлением против собственного народа стал голод 1946-47 гг., организованный Сталинским руководством. Не было тогда ни войны, ни потопа. А была только злая воля одних людей против других. Мало кто знал, сколько невинных людей ушло в могилу – старых, молодых и детей.   Объявление темы урока и ожидаемых результатов (зачитать на доске).

Беседа по повторению

На предыдущем уроке вы ознакомились с особенностями восстановления  промышленности в Украине.

   Задание 1 и 2 группе.

Назовите эти особенности.

Задание экспертам

какие из этих особенностей могли повлиять на ухудшение положения в          сельское хозяйство?

  - расчет на собственные силы, а не на « план Маршалла»

  - не развивалось сельскохозяйственное машиностроение

  - ставка на промышленность, энергетику

  - малые капиталовложения  в  сельское хозяйство  -  7%

Действительно,  эти особенности восстановления промышленности служили причинами голода 1946-47 гг. Голод охватил 16 областей Украины

Работа с картой

Задание 1 группе

На основе знакомства  с документами,  назовите причины голода 1946-47 гг. При ответе – аргументация из документов. Записывайте ответы на листах.                                                                             Приложения №1,2,3,4,9

Задание 2 группе

-На основе документов учебника определите последствия голода. При ответе – аргументация из документов. Записывайте ответы на листах.                                                   Приложения № 2,3,5,6,7,8., документы

Задание группе экспертов

-Ознакомьтесь  с материалом учебника стр.93-96, документом №3 на странице 100 и сделайте вывод, ответив на вопросы к  документу №3 (стр. 101)

-По мере ответов учащихся из групп разложите карточки по вопросам: причины голода- последствия голода.  Приложение №10

-Сделайте вывод: можно ли считать события 1946-47 гг. голодомором?

Задания группам

Дайте ответ на вопросы к документам учебника стр.101 документ №1,2.

Группа №1 – вопрос 1

Группа №2 – вопрос 2

Группа экспертов

Сравните голодоморы 1921-1923 гг., 32-33 гг., 46-47 гг., причины, последствия, отношения власти.

 Учитель 

     Действительно, документы подтверждают, что Сталинское руководство знало о голоде, охватившем основную часть территории Украины, однако газета «Правда» в октябре 1947 года писала: «Колхозное село отправилось в победное наступление за послевоенный подъем сельского хозяйства», с благодарностью обращая «Свои мысли любимому вождю и учителю, творцу колхозного строя товарищу Сталину…»

А люди тем временем умирали: в поле, стиснув в ладонях колоски, в хатах, осиротелых, холодных, на дорогах, которые вели к недостижимым городам и поселкам. Тысячами, сотнями тысяч. Старые, малые, в расцвете лет. А вождь тем временем фарисействовал, что мы должны сначала научиться «ценить людей, ценить каждого работника. Нужно, наконец, понять, что из всех ценных капиталов, которые есть в мире ценнейшим и решающим есть люди, кадры.». А это время по селам проносился детский плач и детские руки тянулись к иконам. (зажечь свечу)

Приложение №8

  История голода 1946-47 гг. на Украине не написана в таком объеме, как история страшных 1932-33 гг. Но она взволнованно говорит устами очевидцев, историков и писателей. Посмотрите на этот коллаж - здесь помещены:  символ голодомора, молитва за убиенных голодом  Катерины Мотрич, фотографии, воспоминания очевидцев.                                                                                     Зачитать Приложение №11

Задание

Давайте мы пополним этот коллаж, нарисовав свой символ голодоморов. (музыка)

Хотелось бы, чтобы в вашем сердце, душе, закрепилась мысль о том, что человеческая жизнь бесценна и никакая власть не вправе ее уничтожить

Домашнее задание

  1.  Изучить параграф 14
  2.  Сравнить  голодоморы 1921-23 гг., 32-33 гг, 46-47 гг., составив таблицу

Годы

Причины

Масштабы, последствия

Отношение власти

1921-23 гг.

1932-33 гг.

1946-47 гг.


Приложение №1

Документ №1

29 августа 1946 года былю официально объявлено,  что в связи с засухой в ряде областей СССР и сокращением государственных запасов продовольствия, решено на год отложить  отмену карточной системы. А 6 сентября местных руководителей предупредили о повышении пайковых цен на продовольствие. 27сентября появляется постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) «Об экономии и и использовании хлеба». Оно содержало нормы выдачи хлеба иждивенцам и детям, мероприятия снятия с продовольственного пайка рабочих и служащих предприятий промышленности, совхозов. 15 октября 1946 года Хрущев прислал письмо к Сталину, где сообщал, что засуха снизила урожайность хлебов на половину, и просил снизить план хлебозаготовок. Н.Хрущев в воспоминаниях писал «Я понимал трагедию, которая грозила не только моей персоне, но и украинскому народу,  республике: голод стал неотвратимым».

   Из Москвы пришла телеграмма на имя Н.Хрущева, в которой украинское руководство обвинялось в том, что стало на путь сворачивания хлебозаготовок. Содержалось и требование покончить с небольшевистским отношением выполнению плана хлебозаготовок, наказать тех, кто прячет хлеб


Приложение №2

Документ №2

                                                     Днепропетровская  область 1947г.

«Исполком областного Совета трудящихся и обком КП(б)У сообщает, что во многих колхозах области, особенно в районах, которые пострадали от засухи, в последнее время установлены случаи голодного опухания  колхозников и их семей. Как установлено, болеют в большинстве случаев семьи погибших воинов, инвалиды, люди  пожилого возраста и многодетные, люди, у которых погиб глава семьи или стал инвалидом, переселенцы из Польши и репатриированные.

   Так как продзапасы у сельского населения отсутствуют, то в последнее время сильно выросла заболеваемость среди детей и значительно увеличился переход детей из сельской местности в города.

   Отмечены случаи оставления детей родителями, которые живут в сельской местности. Такое положение сложилось в результате того, что в 1946 году некоторые колхозники получили незначительное количество хлеба по трудодням».


Приложение №3

Документ №3

«Совершенно секретно. Главе Винницкого облисполкома. Спец сообщение о жалобах семей военнослужащих. Из письма родственников.»

 10 июня 1946 года. «Живем мы очень бедно, дорогой сынок! И также как в 1933 году хлеба и картошки нет, купить не на что. Да еще из дома выкинули, сейчас живем в хлеву. Это сделал председатель колхоза Ситников. Вот такая забота у нас о семье фронтовика, может, придет время и из хлева выкинут».

   15 сентября 1946 года «Дети! Хлеба и овощи погорели, и мы голодаем. Мать ходила собирать колоски в поле, там, где уже собраны снопы. Председатель колхоза Скорыч ее побил, отобрал мешок и перерубил жилы у нее на руке, теперь она ею не может работать. По два дня сидим без хлеба, люди над нами смеются, что сыны капитаны, а отец без хлеба пропадают…»


Приложение №4

Документ №4

8 февраля 1946 года в Москве было подписано соглашение о поставке Франции 50 тыс. тонн зерна. Зерно экспортировалось также в Болгарию, Румынию, Польшу, Чехословакию. «Советский союз спас нас от голода»- говорил президент Чехословакии Климент Готвальд. В апреле 1946 года в Москве было подписано советско-польское соглашение о поставках в Польшу 200 тыс. тонн  зерна.

     В целом экспорт зерновых из СССР только в 1946 году составил 1,7 млн. тонн, или 10 % от всех хлебозаготовок. Это могло бы быть существенной помощью тем регионам, которые голодали. При этом поставки осуществлялись по ценам, которые были ниже мировых  и преимущественно в кредит.


Приложение №5

Документ №5

Письмо к родственникам в Канаду – август 1946 года.

  «Дорогой брат! Жить очень тяжело, ждем голодной смерти. В этом году неурожай, все зерно сгорело, засуха страшная. Нет ни овощей, ни картофеля, ни хлеба. Ждем голода, который был в 1933 году.»

   

Свидетельство очевидца.

«Я работала медсестрой. Весной 1947 года около входа в райздравотдел каждое утро ждали десятки подкинутых  матерями детей. Они просили есть. Были и младенцы с записками: «Валя», «Татьяна», «Кирилл».

    Статистические данные

  «Из 16 восточных, а также Измаильской  и Чернивецкой областей от голода умерло:

в 1946 году – 282 тыс. человек;

в 1947 году – 520 тыс. человек.


Приложение №6

Документ №6

Из воспоминаний очевидцев.

  «Многие председатели колхозов, наученные горьким опытом 30- х г., начали в массовом порядке прятать часть зерна от заготовок, рискуя быть осужденными, как «вредители и саботажники». Чтобы удержать зерно выводились из строя молотильные агрегаты, сельскохозяйственные машины. Очищенное зерно колхозники часто прятали, закапывали в землю. Специально снижались показатели урожайности,  много буряков,  картошки осталось в земле (что позднее спасло жизнь многим крестьянам).

    Начались репрессии против председателей колхозов.  Их не только снимали с должностей, но и привлекали к судебной ответственности. Фактически  арестован был каждый 16-й председатель колхоза»


Приложение №7

Документ №7

Из свидетельств историков

Неурожай трав, непомерные хлебозаготовки, поставки сена обострили без того тяжелое положение с кормами. Это негативно сказалось на животноводстве. Начался падеж скота. Чтобы избежать этого, было разрешено сдавать скот на забой больше, чем по норме. В результате животноводство республики понесло огромные потери, возрождать его пришлось очень долго.


Приложение №8

Документ №8

Из свидетельств историков

Кроме дистрофии, которой болели 1 млн. человек, распространялся и тиф. В Днепропетровской области в ноябре 1947 года было выявлено около 1,6 тыс. больных. Можно бы было обратиться к международной общественности, но сам факт  голода оберегался, как государственная тайна до начала 90 гг. 20 века. А тем временем голод расширялся. До десяти лет лагерей давали  за десяток колосков, собранных на поле голодными детьми.


Приложение №11

       „Бозю! Що там у тебе в руцї?

       Дай мені, Бозю, хоч соломинку...

       Щоб не втонути в Голодній ріці,

       Бачиш, мій Бозю, я ще дитинка.

       Тож, підрости ще хоч трохи бодай.

       Світу не бачив ще білого, Бозю,

       Я – пташенятко, прибите в дорозі.

       Хоч би єдину піріїночку  дай.

       Тато й мама – холодні мерці,

       Бозю, зроби, щоби  їсти не хотілось!

       Холодно, Бозю,

       Сніг дуже білий.

       Бозю, що там у тебе в руці?”

«Відкрийтесь, небеса!

 Зійдіть на землю

 Всі українські села й хутори,

 Повстаньте всі, кому сказали:

 -Вмри!

 Засяйте над планетою, всі душі,

 Зійдіть на води й суші Збудуйте пам’яті негаснучий собор»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7199. Економічна теорія. Методи дослідження економічних явищ 785 KB
  Пояснювальна записка Предмет загальноосвітнього циклу Економіка інтегрується в дисципліну Економічна теорія, що входить до навчальних планів підготовки молодших спеціалістів усіх неекономічних спеціальностей. Їх вивчення має на меті...
7200. Shares and stocks in the UK. Акції, акціонерний капітал 48.5 KB
  Тема: Shares and stocks in the UK. Акції, акціонернийкапітал Вид заняття: семінар-практикум. Мета: вдосконалювати та поглиблювати закріпленні знання, розвивати вміння і навички роботи з додатковою літературою, оволодівати методами ...
7201. Comparing figures. Calculating 74.5 KB
  Тема: Comparing figures. Calculating.. Вид заняття: самостійна робота. Мета: розвивати самостійність студентів, розвивати вміння і навички роботи з додатковою літературою, оволодівати методами добору матеріалу, вчитися виділяти головне. ...
7202. Telephone and fax numbers. Document numbers, dates, times. Money 39.5 KB
  Тема: Telephone and fax numbers. Document numbers, dates, times. Money. Вид заняття: самостійна робота. Мета: розвивати самостійність студентів, розвивати вміння і навички роботи з додатковою літературою, оволодівати методами добору мате...
7203. Points and commas infigures 33 KB
  Тема: Points and commas infigures. Вид заняття: самостійна робота. Мета: розвивати самостійність студентів, розвивати вміння і навички роботи з додатковою літературою, оволодівати методами добору матеріалу, вчитися виділяти головне. Літе...
7204. Numbers. Percent. Telephone and fqx number 80.5 KB
  Тема:Numbers. Percent. Telephone and fqx number. Вид заняття: лекція-семінар. Мета: спонукати студентів до висловлювання англ. мовою шляхом постановки проблемних питань, практикувати навички усного мовлення розвивати у студе...
7205. Marketing. Лекція-семінар 74.5 KB
  Тема:Marketing Вид заняття: лекція-семінар. Мета: спонукати студентів до висловлювання англ. мовою шляхом постановки проблемних питань, практикувати навички усного мовлення розвивати у студентів навички самостійної роботи. Обладна...
7206. Radio commercials 62.5 KB
  Тема: Radio commercials Вид заняття: самостійна робота. Мета: розвивати самостійність студентів, розвивати вміння і навички роботи з додатковою літературою, оволодівати методами добору матеріалу, вчитися виділяти головне. Література: Л-2...
7207. Financial institutions 65.5 KB
  Тема: Financial institutions Вид заняття: лекція-семінар. Мета: спонукати студентів до висловлювання англ. мовою шляхом постановки проблемних питань, практикувати навички усного мовлення розвивати у студентів навички самостійної р...