57497

Упражнения на уроках русского языка

Лекция

Педагогика и дидактика

Лекция 7 Студент Упражнения на уроках русского языка. Упражнение как метод формирования учебноязыковых умений Упражнения лежат в основе приобретения тех или иных умений и навыков. Упражнения по русому языку виды учебной деятельности учащихся ставящие их перед необходимостью многократного и вариативного применения полученных знаний в различных связях и условиях [Львов 1997 с. На уроках русского языка различные упражнения занимают около 80 времени поэтому очень важно чтобы они обеспечивали высокую активность и...

Русский

2014-05-12

51 KB

159 чел.

уева С.В. Лекции по ТМОРЯ                                                         2012 г.

Лекция 7           Студент

Упражнения на уроках русского языка.

План

Упражнение как метод формирования учебно-языковых умений.

Условия эффективности упражнений.

Классификация упражнений.

Система упражнений на уроках русского языка, разработанная         Е.И. Никитиной.

Виды диктантов, методика их проведения.

Упражнение как метод формирования учебно-языковых умений

Упражнения лежат в основе приобретения тех или иных умений и навыков. В различных условиях обучения упражнение либо единственная процедура, в рамках которой осуществляются все компоненты процесса учения: уяснение содержания действия, его закрепление, обобщение и автоматизация,− либо одна из процедур наряду с объяснением и заучиванием (упражнение в этом случае обеспечивает завершение уяснения и закрепления).

Упражнения по русому языку – «виды учебной деятельности учащихся, ставящие их перед необходимостью многократного и вариативного применения полученных знаний в различных связях и условиях» [Львов, 1997, с.230]. На уроках русского языка различные упражнения занимают около 80% времени, поэтому очень важно, чтобы они обеспечивали высокую активность и самостоятельность учащихся.

Условия эффективности упражнений

Критериями оптимальности учебного процесса являются ________________________________________________________________

Обучение может быть оценено как качественное, если достигнутый результат соответствует поставленной цели.

______________– это положительная реакция учащегося на процесс обучения, его хорошее, комфортное самочувствие, его желание учиться.

________________– это отношение результата к затратам.

____________________упражнений во многом зависит от __________________________________________________

Организуя упражнения, следует учитывать: знание правил выполнения действий; достигнутые результаты; причины допущенных ошибок и знание путей их преодоления; постепенность перехода от овладения простым действием к выполнению более сложного; рациональное распределение повторений во времени.

Добиться оптимальности обучения можно при выполнении следующих принципов: ______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Классификация упражнений

В словаре-справочнике по методике русского языка М.Р. Львова упражнения по русскому языку подразделяются на: а) наблюдения над языком с заданиями обнаружить то или иное явление, те или иные его свойства и пр.; б) различные виды разбора (грамматического, фонетического, словообразовательного, орфографического и пр.); в) различного вида списывания с заданиями; г) конструирование слов, словосочетаний и предложений по заданным моделям и без них; образование грамматических форм; д) творческие упражнения, направленные на употребление изучаемых языковых явлений в собственной речи » [Львов, 1997, с.230-231].

Упражнения классифицируются: а) по содержанию – могут относиться к любому из разделов программы по русскому языку; б) по форме выполнения – быть устными и письменными; в) по степени трудности – представлять собой самые различные ступени перехода от элементарного к сложному.

Классифицируются упражнения и в соответствии с типом применяемых в них умственных операций: а) аналитические упражнения (анализ готового материала) формируют навык распознавания языковых фактов и обеспечивают развитие чувства языка (наблюдения над языковыми явлениями; языковой разбор; имитативное чтение; распределение слов по гнёздам; семантизация аффиксов; составление схем и пр.); б) аналитико-синтетические упражнения (преобразование данного языкового материала) формируют умения отбирать лексические, морфологические, синтаксические средства с точки зрения смысла и стиля речи, грамматически их связывать (видоизменение речевых форм; лингвистический эксперимент; моделирование; синонимическая замена языковых фактов; построение различных единиц языка по опорным элементам, предложенным моделям, схемам; реконструирование текста); в) синтетические упражнения (упражнения продуктивного характера) формируют навыки анализа текста, обеспечивают понимание особенностей функционирования языковых элементов в речи, развивают умения строить высказывание в соответствии с нормами литературного языка (построение словосочетаний и предложений различных типов; составление обобщающих схем и таблиц, редактирование деформированного текста; конструирование текста – изложения и сочинения разных видов).

Классифицируют упражнения и в соответствии с компонентами учебной деятельности [Гац, 2009, с. 42-44]:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Система упражнений на уроках русского языка,

разработанная Е.И. Никитиной

Е.И. Никитина, вслед за Л.П. Федоренко, выстраивает систему упражнений, способствующих формированию и развитию речевых навыков учащихся, выделяя следующие типы упражнений: рецептивные (анализ готового (чужого) языкового материала); репродуктивные и продуктивные (конструирование самостоятельных примеров, высказываний).

Е.И. Никитина выделяет 4 типа упражнений.

Упражнения 1-го типа – на готовом языковом материале, рецептивного характера. Цель этих упражнений: научиться узнавать, классифицировать изучаемое языковое явление. Такие упражнения развивают также стилистическое чутьё учеников, помогают им запоминать нормы употребления языковых единиц.

Упражнения первого типа: все виды диктантов и списываний без изменения текста, грамматические разборы.

Упражнения 2-го типа – с изменением языкового материала, они связаны с формированием умений выбирать один из нескольких вариантов.

Цель этих упражнений: изменить дидактический материал так, чтобы в нём появилось изучаемое языковое явление.

Упражнения второго типа: редактирование, творческое списывание или творческий диктант.

Упражнения 3-го типа – репродуктивного характера.

Цель этих упражнений: повторить вслед за образцом использование изучаемого языкового явления в тексте. Упражнения 3-го типа: изложения-миниатюры (пересказы) с лингвистическим заданием: передать содержание исходного текста, сохраняя изучаемое языковое явление.

Упражнения 4-го типа – продуктивного характера.

Цель этих упражнений: употребить в собственной речи изучаемое языковое явление.

В процессе их выполнения формируются коммуникативные умения учащихся.

Виды диктантов, методика их проведения

Диктант – одно из наиболее употребительных письменных грамматико-правописных аналитико-синтетических упражнений, состоящее в воспроизведении услышанного, т.е. воспринятого на слух текста или отдельных его элементов (слуховые диктанты) [Львов: 54].

Виды диктантов активно разрабатывались в ХХ веке. Каждый вид диктанта имеет своё учебное назначение и приносит пользу только при целенаправленном и системном применении.

Чтобы эффективно использовать диктанты в процессе обучения, надо знать необходимый минимум теоретических сведений о разных видах диктантов и методике их проведения.

Классификацией диктантов занимались многие методисты               (М.В. Ушаков, М.Т. Баранов, Г.К. Лидман-Орлова, С.И. Львова,             Т.А. Острикова и др.), однако полного единства в этом вопросе до сих пор нет. По мнению Т.А. Остриковой, классификация диктантов должна быть многоуровневой и открытой для дополнений, изменений и уточнений.

По мнению М.Т. Баранова, главное основание разграничения диктантов – идентичность диктуемого материала, а уточняющее – время предупреждения и исправления ошибок. Опираясь на три параметра: учебную цель диктанта, сохранность / несохранность ДМ, время предупреждения и исправления ошибок, − он выделил следующие основные виды диктантов.

_____________________: диктанты обучающие и контрольные; существуют, по мнению Т.А. Остриковой, промежуточные виды диктантов – контрольно-обучающие. Показателями возрастания контролирующей функции диктанта могут служить следующие его особенности: 1) способы предупреждения ошибок (до письма и по ходу письма); 2) возрастание правописной самостоятельности ученика: переход от коллективных и полусамостоятельных работ к самостоятельным; 3) выборочность или обязательность отметок в журнале. Эти и другие признаки можно считать линиями усложнения обучающего диктанта; в совокупности эти признаки составляют шкалу возрастания контролирующей функции диктанта.

Обучающие и контрольно-обучающие диктанты Т.А. Острикова делит на 4 группы: 1) объяснительно-предупредительные диктанты разных видов; 2) самопроверочные или взаимопроверочные диктанты с опорами (по словарю, по таблице или алгоритму, по записи в учебнике, на карточке, на доске, на экране и т.д.); 3) повторные диктанты; 4) разученные диктанты (письмо по памяти).

___________________________ (по количеству и видам орфограмм и словарных слов, пунктограмм и знаков препинания) диктанты бывают:                         1) облегчённые; 2) нормативные; 3) усложнённые (повышенной трудности).

_____________________________________диктанты могут быть:                      1) учительскими – готовыми (опубликованными или написанными педагогом) и 2) ученическими.

______________________________________________________диктанты подразделяются на: 1) правописные; 2) правописно-речевые – диктанты с речевыми или речеведческими заданиями (свободный, творческий, с продолжением, по аналогии, восстановленный и пр. диктанты);                  3) правописно-грамматические – с грамматическим заданием.

В основу ответа на экзамене по классификации видов диктанта должна быть положена статья С.И. Львовой.

Использованная литература

Гац И.Ю. Методический блокнот учителя русского языка. М., 2009.

Литневская Е.И., Багрянцева В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е.И. Литневской. М., 2006. С. 137-143.

Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка.  М., 1997.

Львова С.И. Диктант с языковым анализом текста // Русская словесность.  2001. № 8. С. 43-52.

Методика преподавания русского языка / Под ред. М.Т. Баранова. М., 1990. С. 165-167, 214-215, 305-308.

Никитина Е.И. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя. 3-е изд., перераб. М., 2001.

Острикова Т.А. Орфография в школе: полувековой опыт обучения. М., 2008. С. 182-199.

Текучёв А.В. Методика преподавания русского языка в средней школе. М., 1980. С. 255-273.

PAGE  5


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10022. Инновационные технологии в проектировании нового туристического продукта 509.4 KB
  Инновационные технологии в проектировании нового туристического продукта Введение Актуальность дипломного исследования. Прошедший ХХ век наряду со многими феноменальными событиями и явлениями в жизни мирового сообщества продемонстрировал чуть ли не взрывной ха...
10023. Моделирование кривых титрования с помощью MathCad 49.5 KB
  Моделирование кривых титрования с помощью MathCad. Рассматривается пример построения кривой титрования в Mathcad. Постановка задачи и порядок выполнения работы описывается в соответствующей обучающей программе. Студенты должны запустить Mathcad и обучающую программу Титрова...
10024. Программирование в MathCAD 167 KB
  Программирование в MathCAD Панель инструментов Программирование Язык программирования Mathcad Для вставки программного кода в документы в Mathcad имеется специальная панель инструментов Программирование. Большинство кнопок этой панели выполнено в виде текстового пре
10025. Принципы усиления сигналов и построения усилителей 991.5 KB
  Тема № 1. Принципы усиления сигналов и построения усилителей. Занятие № 1. Принципы электронного усиления сигналов. Учебные методические и воспитательные цели: Изучить принципы усиления и построения усилителей их параметры. Сконцентри...
10026. Каскады предварительного усиления 902 KB
  Тема № 2. Каскады предварительного усиления Занятие № 1. Широкополосные усилители Учебные методические и воспитательные цели: 1. Изучить принципы построения и функционирования каскадов предварительного усиления и широкополосных усилителе...
10027. Оконечные усилительные каскады 1.1 MB
  Тема № 3. Оконечные усилительные каскады Занятие № 1. Принципы построения и функционирования каскадов оконечного усиления Учебные методические и воспитательные цели: 1. Изучить принципы построения оконечных усилительных каскадов. 2. Со...
10028. Преобразователи частоты. Общие принципы преобразования частоты 950.5 KB
  Тема 4. Преобразователи частоты Занятие 1. Общие принципы преобразования частоты Учебные методические и воспитательные цели: 1. Изучить сущность принципов преобразования частоты. 2. Изучить схемы и принципы работы диодных преобразователей ...
10029. Функциональные устройства на операционных усилителях 810.5 KB
  Тема 5. Функциональные устройства на операционных усилителях Занятие 1. Аналоговые электронные устройства на операционных усилителях Учебные методические и воспитательные цели: 1. Изучить основные свойства операционных усилителей ОУ...