57497

Упражнения на уроках русского языка

Лекция

Педагогика и дидактика

Лекция 7 Студент Упражнения на уроках русского языка. Упражнение как метод формирования учебноязыковых умений Упражнения лежат в основе приобретения тех или иных умений и навыков. Упражнения по русому языку виды учебной деятельности учащихся ставящие их перед необходимостью многократного и вариативного применения полученных знаний в различных связях и условиях [Львов 1997 с. На уроках русского языка различные упражнения занимают около 80 времени поэтому очень важно чтобы они обеспечивали высокую активность и...

Русский

2014-05-12

51 KB

142 чел.

уева С.В. Лекции по ТМОРЯ                                                         2012 г.

Лекция 7           Студент

Упражнения на уроках русского языка.

План

Упражнение как метод формирования учебно-языковых умений.

Условия эффективности упражнений.

Классификация упражнений.

Система упражнений на уроках русского языка, разработанная         Е.И. Никитиной.

Виды диктантов, методика их проведения.

Упражнение как метод формирования учебно-языковых умений

Упражнения лежат в основе приобретения тех или иных умений и навыков. В различных условиях обучения упражнение либо единственная процедура, в рамках которой осуществляются все компоненты процесса учения: уяснение содержания действия, его закрепление, обобщение и автоматизация,− либо одна из процедур наряду с объяснением и заучиванием (упражнение в этом случае обеспечивает завершение уяснения и закрепления).

Упражнения по русому языку – «виды учебной деятельности учащихся, ставящие их перед необходимостью многократного и вариативного применения полученных знаний в различных связях и условиях» [Львов, 1997, с.230]. На уроках русского языка различные упражнения занимают около 80% времени, поэтому очень важно, чтобы они обеспечивали высокую активность и самостоятельность учащихся.

Условия эффективности упражнений

Критериями оптимальности учебного процесса являются ________________________________________________________________

Обучение может быть оценено как качественное, если достигнутый результат соответствует поставленной цели.

______________– это положительная реакция учащегося на процесс обучения, его хорошее, комфортное самочувствие, его желание учиться.

________________– это отношение результата к затратам.

____________________упражнений во многом зависит от __________________________________________________

Организуя упражнения, следует учитывать: знание правил выполнения действий; достигнутые результаты; причины допущенных ошибок и знание путей их преодоления; постепенность перехода от овладения простым действием к выполнению более сложного; рациональное распределение повторений во времени.

Добиться оптимальности обучения можно при выполнении следующих принципов: ______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Классификация упражнений

В словаре-справочнике по методике русского языка М.Р. Львова упражнения по русскому языку подразделяются на: а) наблюдения над языком с заданиями обнаружить то или иное явление, те или иные его свойства и пр.; б) различные виды разбора (грамматического, фонетического, словообразовательного, орфографического и пр.); в) различного вида списывания с заданиями; г) конструирование слов, словосочетаний и предложений по заданным моделям и без них; образование грамматических форм; д) творческие упражнения, направленные на употребление изучаемых языковых явлений в собственной речи » [Львов, 1997, с.230-231].

Упражнения классифицируются: а) по содержанию – могут относиться к любому из разделов программы по русскому языку; б) по форме выполнения – быть устными и письменными; в) по степени трудности – представлять собой самые различные ступени перехода от элементарного к сложному.

Классифицируются упражнения и в соответствии с типом применяемых в них умственных операций: а) аналитические упражнения (анализ готового материала) формируют навык распознавания языковых фактов и обеспечивают развитие чувства языка (наблюдения над языковыми явлениями; языковой разбор; имитативное чтение; распределение слов по гнёздам; семантизация аффиксов; составление схем и пр.); б) аналитико-синтетические упражнения (преобразование данного языкового материала) формируют умения отбирать лексические, морфологические, синтаксические средства с точки зрения смысла и стиля речи, грамматически их связывать (видоизменение речевых форм; лингвистический эксперимент; моделирование; синонимическая замена языковых фактов; построение различных единиц языка по опорным элементам, предложенным моделям, схемам; реконструирование текста); в) синтетические упражнения (упражнения продуктивного характера) формируют навыки анализа текста, обеспечивают понимание особенностей функционирования языковых элементов в речи, развивают умения строить высказывание в соответствии с нормами литературного языка (построение словосочетаний и предложений различных типов; составление обобщающих схем и таблиц, редактирование деформированного текста; конструирование текста – изложения и сочинения разных видов).

Классифицируют упражнения и в соответствии с компонентами учебной деятельности [Гац, 2009, с. 42-44]:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Система упражнений на уроках русского языка,

разработанная Е.И. Никитиной

Е.И. Никитина, вслед за Л.П. Федоренко, выстраивает систему упражнений, способствующих формированию и развитию речевых навыков учащихся, выделяя следующие типы упражнений: рецептивные (анализ готового (чужого) языкового материала); репродуктивные и продуктивные (конструирование самостоятельных примеров, высказываний).

Е.И. Никитина выделяет 4 типа упражнений.

Упражнения 1-го типа – на готовом языковом материале, рецептивного характера. Цель этих упражнений: научиться узнавать, классифицировать изучаемое языковое явление. Такие упражнения развивают также стилистическое чутьё учеников, помогают им запоминать нормы употребления языковых единиц.

Упражнения первого типа: все виды диктантов и списываний без изменения текста, грамматические разборы.

Упражнения 2-го типа – с изменением языкового материала, они связаны с формированием умений выбирать один из нескольких вариантов.

Цель этих упражнений: изменить дидактический материал так, чтобы в нём появилось изучаемое языковое явление.

Упражнения второго типа: редактирование, творческое списывание или творческий диктант.

Упражнения 3-го типа – репродуктивного характера.

Цель этих упражнений: повторить вслед за образцом использование изучаемого языкового явления в тексте. Упражнения 3-го типа: изложения-миниатюры (пересказы) с лингвистическим заданием: передать содержание исходного текста, сохраняя изучаемое языковое явление.

Упражнения 4-го типа – продуктивного характера.

Цель этих упражнений: употребить в собственной речи изучаемое языковое явление.

В процессе их выполнения формируются коммуникативные умения учащихся.

Виды диктантов, методика их проведения

Диктант – одно из наиболее употребительных письменных грамматико-правописных аналитико-синтетических упражнений, состоящее в воспроизведении услышанного, т.е. воспринятого на слух текста или отдельных его элементов (слуховые диктанты) [Львов: 54].

Виды диктантов активно разрабатывались в ХХ веке. Каждый вид диктанта имеет своё учебное назначение и приносит пользу только при целенаправленном и системном применении.

Чтобы эффективно использовать диктанты в процессе обучения, надо знать необходимый минимум теоретических сведений о разных видах диктантов и методике их проведения.

Классификацией диктантов занимались многие методисты               (М.В. Ушаков, М.Т. Баранов, Г.К. Лидман-Орлова, С.И. Львова,             Т.А. Острикова и др.), однако полного единства в этом вопросе до сих пор нет. По мнению Т.А. Остриковой, классификация диктантов должна быть многоуровневой и открытой для дополнений, изменений и уточнений.

По мнению М.Т. Баранова, главное основание разграничения диктантов – идентичность диктуемого материала, а уточняющее – время предупреждения и исправления ошибок. Опираясь на три параметра: учебную цель диктанта, сохранность / несохранность ДМ, время предупреждения и исправления ошибок, − он выделил следующие основные виды диктантов.

_____________________: диктанты обучающие и контрольные; существуют, по мнению Т.А. Остриковой, промежуточные виды диктантов – контрольно-обучающие. Показателями возрастания контролирующей функции диктанта могут служить следующие его особенности: 1) способы предупреждения ошибок (до письма и по ходу письма); 2) возрастание правописной самостоятельности ученика: переход от коллективных и полусамостоятельных работ к самостоятельным; 3) выборочность или обязательность отметок в журнале. Эти и другие признаки можно считать линиями усложнения обучающего диктанта; в совокупности эти признаки составляют шкалу возрастания контролирующей функции диктанта.

Обучающие и контрольно-обучающие диктанты Т.А. Острикова делит на 4 группы: 1) объяснительно-предупредительные диктанты разных видов; 2) самопроверочные или взаимопроверочные диктанты с опорами (по словарю, по таблице или алгоритму, по записи в учебнике, на карточке, на доске, на экране и т.д.); 3) повторные диктанты; 4) разученные диктанты (письмо по памяти).

___________________________ (по количеству и видам орфограмм и словарных слов, пунктограмм и знаков препинания) диктанты бывают:                         1) облегчённые; 2) нормативные; 3) усложнённые (повышенной трудности).

_____________________________________диктанты могут быть:                      1) учительскими – готовыми (опубликованными или написанными педагогом) и 2) ученическими.

______________________________________________________диктанты подразделяются на: 1) правописные; 2) правописно-речевые – диктанты с речевыми или речеведческими заданиями (свободный, творческий, с продолжением, по аналогии, восстановленный и пр. диктанты);                  3) правописно-грамматические – с грамматическим заданием.

В основу ответа на экзамене по классификации видов диктанта должна быть положена статья С.И. Львовой.

Использованная литература

Гац И.Ю. Методический блокнот учителя русского языка. М., 2009.

Литневская Е.И., Багрянцева В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е.И. Литневской. М., 2006. С. 137-143.

Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка.  М., 1997.

Львова С.И. Диктант с языковым анализом текста // Русская словесность.  2001. № 8. С. 43-52.

Методика преподавания русского языка / Под ред. М.Т. Баранова. М., 1990. С. 165-167, 214-215, 305-308.

Никитина Е.И. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя. 3-е изд., перераб. М., 2001.

Острикова Т.А. Орфография в школе: полувековой опыт обучения. М., 2008. С. 182-199.

Текучёв А.В. Методика преподавания русского языка в средней школе. М., 1980. С. 255-273.

PAGE  5


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26459. Стилоподий тазовой конечности и ТБС 23.5 KB
  Связки: тазовая впадина обрамлева вертлужной губой поперечная связка впадины связка головки бедра круглая. Мышцы действующие на этот сустав располагаются в области таза и бедра при этом наиболее многочисленны экстензоры которые формируют две группы: ягодичнуюповерхностная ягодичная gluteus superficialis средняя ягодичная gluteus medius глубокая ягодичная gluteus profundus добавочная ягодичная и заднебедренную biceps femoris полусухожильная semitendinosus полуперепончатая semimembranosus квадратная quadratus femoris. Ягодичная...
26460. Морфофункциональная характеристика производных кожного покрова 56.5 KB
  ткань сосуды питание нервы иннервация волоса Волосяная нить имеет З зоны мозговая зона придает прочность построена из кубического эпителия средняя зона построена из плоского эпителия в нём накапливается пигмент наружный слой кутикула роговые чешуйки КЛАССИФИКАЦИЯ остевые хорошо развит мозговой слой диаметр 70300 мкм покровные волосы длинные волосы челка грива хвост щетина пуховые отсутствует мозговая зона мягкие располагаются рядом с остевыми диаметр 1540 мкм переходные мозг зона в виде прерывистой линии...
26461. Морфофункциональная характеристика скелета и деление его на отделы 26 KB
  Морфофункциональная характеристика скелета и деление его на отделы Скелет skeleton кости соединённые в определённой последовательности и формирующие твёрдый каркас тела животного. Определяет форму тела В составе скелета 200300 костей Л КРС: 207214; ССВ К: 271288 Масса скелета в от общей массы тела: СВ 6 КРС Л 15; С К 10 Скелет является пассивным опорным и несущим...
26462. Морфофункциональная характеристика соединений костей 25.5 KB
  Морфофункциональная характеристика соединений костей ТИПЫ СОЕДИНЕНИЯ КОСТЕЙ СКЕЛЕТА Непрерывный синартроз при помощи непрерывного слоя ткани Синсаркоз при помощи мышечной ткани грудная конечность к позвоночному столбу Синдесмоз при помощи плотной волокнистой соединительной ткани швы связки мембраны sutura шов прослойка соединительной ткани между костями череп особенно у молодых животных membrana пластинка преобладают коллагеновые волокна между костями предплечья ligamentum связки пучки коллагеновых...
26463. Морфофункциональная характеристика суставов 31.5 KB
  Морфофункциональная характеристика суставов Прерывный тип соединения сустав diartrosis articulatio Основное образование Добавочное образование cartilago articularis построен из волокнистой гиалиновой ткани отсутствуют кровеносные сосуды обеспечивает защиту уменьшает трение увеличивает размах движения в суставе. простой articulatio simplex в формировании сустава принимают участие только 2 суставные поверхности плечевой сложный articulatio composita в формировании сустава принимают участие 3 и более суставных...
26464. Общие закономерности артрологии 19.5 KB
  В сложных суставах кроме длинных боковых связок обязательно имеются: короткие боковые межрядовые межкостные крестовидные общие пальмарные и плантарные На суставах тазовой конечности связок больше чем на грудной. Закон расположения связок: связки всегда расположены перпендикулярно к оси вращения и по бокам. Толщина и количество связок зависят от объема движений в суставе.
26465. Понятие о норме, вариантах и аномалиях строения и развития органов 20.5 KB
  Понятие о норме вариантах и аномалиях строения и развития органов анатомическая норма построения органа вариант формы и строения органа свойственный каждому виду породе возрасту и полу здорового нормально функционирующего организма который наиболее часто встречаются у домашних животных 5060 Отклонения от установленной нормы средних величин не сопровождающегося нарушением функция вариант аномалия изменение формы размера расположения строения органа без влияния на его функцию. порок развития изменение формы строения...
26466. Понятие о фило-онтогенезе. Принципы филогенеза 27.5 KB
  геронтологический Основной биогенетический закон закон ГеккеляБэра пренатальный онтогенез кратко повторяет филогенез последовательно проходит стадии филогенетического развития Северцов дополнение: онтогенез является базой для филогенеза. Закон единства организма и внешней среды Живые системы открытые они постоянно обмениваются веществами и энергией со средой. Закон целостности и неделимости организма целостность живого поддерживается в процессе развития. Закон единства формы и функции форма и строение органа определяются его...
26467. Понятие об анатомии как о науке. Объекты и методы исследования 25.5 KB
  Макроскопическая анатомия определяет строение органов определяемое невооруженным глазом. Экспериментальноморфологический испытание лекарственных препаратов клетка  ткань  орган  система органов  организм цитология гистология анатомия Направления нормальной анатомии: системная анатомия сравнительная видовая объекты СА: лошадь домашняя Equis caballis КРС Bos taunus МРС Ovis carpa свинья домашняя Sus domestica собака домашняя Canis...