57497

Упражнения на уроках русского языка

Лекция

Педагогика и дидактика

Лекция 7 Студент Упражнения на уроках русского языка. Упражнение как метод формирования учебноязыковых умений Упражнения лежат в основе приобретения тех или иных умений и навыков. Упражнения по русому языку – виды учебной деятельности учащихся ставящие их перед необходимостью многократного и вариативного применения полученных знаний в различных связях и условиях [Львов 1997 с. На уроках русского языка различные упражнения занимают около 80 времени поэтому очень важно чтобы они обеспечивали высокую активность и...

Русский

2014-05-12

51 KB

119 чел.

уева С.В. Лекции по ТМОРЯ                                                         2012 г.

Лекция 7           Студент

Упражнения на уроках русского языка.

План

Упражнение как метод формирования учебно-языковых умений.

Условия эффективности упражнений.

Классификация упражнений.

Система упражнений на уроках русского языка, разработанная         Е.И. Никитиной.

Виды диктантов, методика их проведения.

Упражнение как метод формирования учебно-языковых умений

Упражнения лежат в основе приобретения тех или иных умений и навыков. В различных условиях обучения упражнение либо единственная процедура, в рамках которой осуществляются все компоненты процесса учения: уяснение содержания действия, его закрепление, обобщение и автоматизация,− либо одна из процедур наряду с объяснением и заучиванием (упражнение в этом случае обеспечивает завершение уяснения и закрепления).

Упражнения по русому языку – «виды учебной деятельности учащихся, ставящие их перед необходимостью многократного и вариативного применения полученных знаний в различных связях и условиях» [Львов, 1997, с.230]. На уроках русского языка различные упражнения занимают около 80% времени, поэтому очень важно, чтобы они обеспечивали высокую активность и самостоятельность учащихся.

Условия эффективности упражнений

Критериями оптимальности учебного процесса являются ________________________________________________________________

Обучение может быть оценено как качественное, если достигнутый результат соответствует поставленной цели.

______________– это положительная реакция учащегося на процесс обучения, его хорошее, комфортное самочувствие, его желание учиться.

________________– это отношение результата к затратам.

____________________упражнений во многом зависит от __________________________________________________

Организуя упражнения, следует учитывать: знание правил выполнения действий; достигнутые результаты; причины допущенных ошибок и знание путей их преодоления; постепенность перехода от овладения простым действием к выполнению более сложного; рациональное распределение повторений во времени.

Добиться оптимальности обучения можно при выполнении следующих принципов: ______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Классификация упражнений

В словаре-справочнике по методике русского языка М.Р. Львова упражнения по русскому языку подразделяются на: а) наблюдения над языком с заданиями обнаружить то или иное явление, те или иные его свойства и пр.; б) различные виды разбора (грамматического, фонетического, словообразовательного, орфографического и пр.); в) различного вида списывания с заданиями; г) конструирование слов, словосочетаний и предложений по заданным моделям и без них; образование грамматических форм; д) творческие упражнения, направленные на употребление изучаемых языковых явлений в собственной речи » [Львов, 1997, с.230-231].

Упражнения классифицируются: а) по содержанию – могут относиться к любому из разделов программы по русскому языку; б) по форме выполнения – быть устными и письменными; в) по степени трудности – представлять собой самые различные ступени перехода от элементарного к сложному.

Классифицируются упражнения и в соответствии с типом применяемых в них умственных операций: а) аналитические упражнения (анализ готового материала) формируют навык распознавания языковых фактов и обеспечивают развитие чувства языка (наблюдения над языковыми явлениями; языковой разбор; имитативное чтение; распределение слов по гнёздам; семантизация аффиксов; составление схем и пр.); б) аналитико-синтетические упражнения (преобразование данного языкового материала) формируют умения отбирать лексические, морфологические, синтаксические средства с точки зрения смысла и стиля речи, грамматически их связывать (видоизменение речевых форм; лингвистический эксперимент; моделирование; синонимическая замена языковых фактов; построение различных единиц языка по опорным элементам, предложенным моделям, схемам; реконструирование текста); в) синтетические упражнения (упражнения продуктивного характера) формируют навыки анализа текста, обеспечивают понимание особенностей функционирования языковых элементов в речи, развивают умения строить высказывание в соответствии с нормами литературного языка (построение словосочетаний и предложений различных типов; составление обобщающих схем и таблиц, редактирование деформированного текста; конструирование текста – изложения и сочинения разных видов).

Классифицируют упражнения и в соответствии с компонентами учебной деятельности [Гац, 2009, с. 42-44]:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Система упражнений на уроках русского языка,

разработанная Е.И. Никитиной

Е.И. Никитина, вслед за Л.П. Федоренко, выстраивает систему упражнений, способствующих формированию и развитию речевых навыков учащихся, выделяя следующие типы упражнений: рецептивные (анализ готового (чужого) языкового материала); репродуктивные и продуктивные (конструирование самостоятельных примеров, высказываний).

Е.И. Никитина выделяет 4 типа упражнений.

Упражнения 1-го типа – на готовом языковом материале, рецептивного характера. Цель этих упражнений: научиться узнавать, классифицировать изучаемое языковое явление. Такие упражнения развивают также стилистическое чутьё учеников, помогают им запоминать нормы употребления языковых единиц.

Упражнения первого типа: все виды диктантов и списываний без изменения текста, грамматические разборы.

Упражнения 2-го типа – с изменением языкового материала, они связаны с формированием умений выбирать один из нескольких вариантов.

Цель этих упражнений: изменить дидактический материал так, чтобы в нём появилось изучаемое языковое явление.

Упражнения второго типа: редактирование, творческое списывание или творческий диктант.

Упражнения 3-го типа – репродуктивного характера.

Цель этих упражнений: повторить вслед за образцом использование изучаемого языкового явления в тексте. Упражнения 3-го типа: изложения-миниатюры (пересказы) с лингвистическим заданием: передать содержание исходного текста, сохраняя изучаемое языковое явление.

Упражнения 4-го типа – продуктивного характера.

Цель этих упражнений: употребить в собственной речи изучаемое языковое явление.

В процессе их выполнения формируются коммуникативные умения учащихся.

Виды диктантов, методика их проведения

Диктант – одно из наиболее употребительных письменных грамматико-правописных аналитико-синтетических упражнений, состоящее в воспроизведении услышанного, т.е. воспринятого на слух текста или отдельных его элементов (слуховые диктанты) [Львов: 54].

Виды диктантов активно разрабатывались в ХХ веке. Каждый вид диктанта имеет своё учебное назначение и приносит пользу только при целенаправленном и системном применении.

Чтобы эффективно использовать диктанты в процессе обучения, надо знать необходимый минимум теоретических сведений о разных видах диктантов и методике их проведения.

Классификацией диктантов занимались многие методисты               (М.В. Ушаков, М.Т. Баранов, Г.К. Лидман-Орлова, С.И. Львова,             Т.А. Острикова и др.), однако полного единства в этом вопросе до сих пор нет. По мнению Т.А. Остриковой, классификация диктантов должна быть многоуровневой и открытой для дополнений, изменений и уточнений.

По мнению М.Т. Баранова, главное основание разграничения диктантов – идентичность диктуемого материала, а уточняющее – время предупреждения и исправления ошибок. Опираясь на три параметра: учебную цель диктанта, сохранность / несохранность ДМ, время предупреждения и исправления ошибок, − он выделил следующие основные виды диктантов.

_____________________: диктанты обучающие и контрольные; существуют, по мнению Т.А. Остриковой, промежуточные виды диктантов – контрольно-обучающие. Показателями возрастания контролирующей функции диктанта могут служить следующие его особенности: 1) способы предупреждения ошибок (до письма и по ходу письма); 2) возрастание правописной самостоятельности ученика: переход от коллективных и полусамостоятельных работ к самостоятельным; 3) выборочность или обязательность отметок в журнале. Эти и другие признаки можно считать линиями усложнения обучающего диктанта; в совокупности эти признаки составляют шкалу возрастания контролирующей функции диктанта.

Обучающие и контрольно-обучающие диктанты Т.А. Острикова делит на 4 группы: 1) объяснительно-предупредительные диктанты разных видов; 2) самопроверочные или взаимопроверочные диктанты с опорами (по словарю, по таблице или алгоритму, по записи в учебнике, на карточке, на доске, на экране и т.д.); 3) повторные диктанты; 4) разученные диктанты (письмо по памяти).

___________________________ (по количеству и видам орфограмм и словарных слов, пунктограмм и знаков препинания) диктанты бывают:                         1) облегчённые; 2) нормативные; 3) усложнённые (повышенной трудности).

_____________________________________диктанты могут быть:                      1) учительскими – готовыми (опубликованными или написанными педагогом) и 2) ученическими.

______________________________________________________диктанты подразделяются на: 1) правописные; 2) правописно-речевые – диктанты с речевыми или речеведческими заданиями (свободный, творческий, с продолжением, по аналогии, восстановленный и пр. диктанты);                  3) правописно-грамматические – с грамматическим заданием.

В основу ответа на экзамене по классификации видов диктанта должна быть положена статья С.И. Львовой.

Использованная литература

Гац И.Ю. Методический блокнот учителя русского языка. М., 2009.

Литневская Е.И., Багрянцева В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е.И. Литневской. М., 2006. С. 137-143.

Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка.  М., 1997.

Львова С.И. Диктант с языковым анализом текста // Русская словесность.  2001. № 8. С. 43-52.

Методика преподавания русского языка / Под ред. М.Т. Баранова. М., 1990. С. 165-167, 214-215, 305-308.

Никитина Е.И. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя. 3-е изд., перераб. М., 2001.

Острикова Т.А. Орфография в школе: полувековой опыт обучения. М., 2008. С. 182-199.

Текучёв А.В. Методика преподавания русского языка в средней школе. М., 1980. С. 255-273.

PAGE  5


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75001. Мова - коштовний скарб народу 55.5 KB
  Мова коштовний скарб народу Мета: виховувати любов до рідного слова вчити бачити красу рідної мови познайомити з найголовнішими етапами розвитку рідної мови розвивати виразність декламування поезії збагачувати й активізува ти словниковий запас учнів...
75002. Наше диво, калинове, кохана українська мово. Літературн-омузичне свято до Дня української мови й й писемності 71 KB
  Мова кожного народу – Неповторна і своя В ній гримлять громи в негоду В тиші трелі соловя. Берегти її плекати Буду всюди й повсякчас Бо ж єдина такяк мати Мова в кожного із нас В. Ведуча Скарбе мій єдиний Ведучий Це сьогодні на твою честь ми проводимо свято НАШЕ ДИВО КАЛИНОВЕ КОХАНА УКРАЇНСЬКА МОВО Виконання...
75003. Сценарій свята до Дня української писемності та мови 88 KB
  Найбільше і найдорожче добро в кожного народу це його мова ота жива схованка живого духу його багата скарбниця в яку народ складає і своє давнє життя і свої сподівання розум досвід почування. Українська мова в багатстві витонченості й гнучкості не поступається ані жодній із сучасних літературних мов слов’янства. З епохи Київської Русі можна говорити й про українську літературну мову та жива розмовна мова українського народу набагато давніша.
75004. Мова моя українська. Методична розробка виховного заходу для старшокласників 85.5 KB
  Мова це великий дар природи. І серед них – ніби запашна квітка в чудовому букеті – українська мова. У рідному домі завжди звучить найближча найзрозуміліша рідна мова бо бринить вона із ласкавих бабусиних вуст із дідусевої говірки із маминої пісні із батьківського слова часом суворого а часом жартівливого. Наша мова – українська тому що наша земля – Україна.
75005. Мова наша солов’їна, виховний захід 58 KB
  Показати дітям красу і багатство української мови за допомогою народної творчості, творів письменників і поетів. Викликати бажання вивчати рідну мову, милуватися її красою Виховувати любов до рідної мови, до своєї землі, свого народу.
75006. Мова моя українська чарівна. Виховний захід 40.5 KB
  Обладнання: зал прикрашений плакатами з крилатими висловами про мову прислів’ями плакати з назвами команд завдання загадки ребуси кросворди. І будемо зараз готові Полинути в країну рідного слова...
75007. Мово моя материнська, Сценарій свята 52 KB
  Чудова наша мова – міцне моє коріння А як же я без нього могла б на світі жить Тоді б мене чекало духовне зубожіння Бо мову і Вітчизну не можна розділить Пісня О мово моя муз. Мов солов’ї наша мова співуча. Вірте – не вірте Твердо я знаю: Мова – це вірність рідному краю...
75008. Хімічна мозаїка, Сценарій з хімії 61 KB
  Ведуча: Вогонь у темряву ночей Приніс на землю Прометей. Ведуча доторкаючись до вогню: Я стверджую категорично: Реакція екзотермічна дує на палець. Ведуча звертається до кухаря: За сіль ви не забули друже Її відсутність не байдужа...
75009. Музыкальный тайник, внеклассное мероприятие для 7 класса 199 KB
  Мотивация интереса к непопулярным» музыкальным жанрам; пробуждение у учащихся заинтересованность в изучении предмета; активизация мыслительной и речевой деятельности; развитие музыкальной эрудиции, логического мышления; воспитание музыкально-познавательных потребностей и интересов в приобретении основы музыкально – исторических знаний, лидерских и коммуникативных качеств личности.