57497

Упражнения на уроках русского языка

Лекция

Педагогика и дидактика

Лекция 7 Студент Упражнения на уроках русского языка. Упражнение как метод формирования учебноязыковых умений Упражнения лежат в основе приобретения тех или иных умений и навыков. Упражнения по русому языку виды учебной деятельности учащихся ставящие их перед необходимостью многократного и вариативного применения полученных знаний в различных связях и условиях [Львов 1997 с. На уроках русского языка различные упражнения занимают около 80 времени поэтому очень важно чтобы они обеспечивали высокую активность и...

Русский

2014-05-12

51 KB

133 чел.

уева С.В. Лекции по ТМОРЯ                                                         2012 г.

Лекция 7           Студент

Упражнения на уроках русского языка.

План

Упражнение как метод формирования учебно-языковых умений.

Условия эффективности упражнений.

Классификация упражнений.

Система упражнений на уроках русского языка, разработанная         Е.И. Никитиной.

Виды диктантов, методика их проведения.

Упражнение как метод формирования учебно-языковых умений

Упражнения лежат в основе приобретения тех или иных умений и навыков. В различных условиях обучения упражнение либо единственная процедура, в рамках которой осуществляются все компоненты процесса учения: уяснение содержания действия, его закрепление, обобщение и автоматизация,− либо одна из процедур наряду с объяснением и заучиванием (упражнение в этом случае обеспечивает завершение уяснения и закрепления).

Упражнения по русому языку – «виды учебной деятельности учащихся, ставящие их перед необходимостью многократного и вариативного применения полученных знаний в различных связях и условиях» [Львов, 1997, с.230]. На уроках русского языка различные упражнения занимают около 80% времени, поэтому очень важно, чтобы они обеспечивали высокую активность и самостоятельность учащихся.

Условия эффективности упражнений

Критериями оптимальности учебного процесса являются ________________________________________________________________

Обучение может быть оценено как качественное, если достигнутый результат соответствует поставленной цели.

______________– это положительная реакция учащегося на процесс обучения, его хорошее, комфортное самочувствие, его желание учиться.

________________– это отношение результата к затратам.

____________________упражнений во многом зависит от __________________________________________________

Организуя упражнения, следует учитывать: знание правил выполнения действий; достигнутые результаты; причины допущенных ошибок и знание путей их преодоления; постепенность перехода от овладения простым действием к выполнению более сложного; рациональное распределение повторений во времени.

Добиться оптимальности обучения можно при выполнении следующих принципов: ______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Классификация упражнений

В словаре-справочнике по методике русского языка М.Р. Львова упражнения по русскому языку подразделяются на: а) наблюдения над языком с заданиями обнаружить то или иное явление, те или иные его свойства и пр.; б) различные виды разбора (грамматического, фонетического, словообразовательного, орфографического и пр.); в) различного вида списывания с заданиями; г) конструирование слов, словосочетаний и предложений по заданным моделям и без них; образование грамматических форм; д) творческие упражнения, направленные на употребление изучаемых языковых явлений в собственной речи » [Львов, 1997, с.230-231].

Упражнения классифицируются: а) по содержанию – могут относиться к любому из разделов программы по русскому языку; б) по форме выполнения – быть устными и письменными; в) по степени трудности – представлять собой самые различные ступени перехода от элементарного к сложному.

Классифицируются упражнения и в соответствии с типом применяемых в них умственных операций: а) аналитические упражнения (анализ готового материала) формируют навык распознавания языковых фактов и обеспечивают развитие чувства языка (наблюдения над языковыми явлениями; языковой разбор; имитативное чтение; распределение слов по гнёздам; семантизация аффиксов; составление схем и пр.); б) аналитико-синтетические упражнения (преобразование данного языкового материала) формируют умения отбирать лексические, морфологические, синтаксические средства с точки зрения смысла и стиля речи, грамматически их связывать (видоизменение речевых форм; лингвистический эксперимент; моделирование; синонимическая замена языковых фактов; построение различных единиц языка по опорным элементам, предложенным моделям, схемам; реконструирование текста); в) синтетические упражнения (упражнения продуктивного характера) формируют навыки анализа текста, обеспечивают понимание особенностей функционирования языковых элементов в речи, развивают умения строить высказывание в соответствии с нормами литературного языка (построение словосочетаний и предложений различных типов; составление обобщающих схем и таблиц, редактирование деформированного текста; конструирование текста – изложения и сочинения разных видов).

Классифицируют упражнения и в соответствии с компонентами учебной деятельности [Гац, 2009, с. 42-44]:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Система упражнений на уроках русского языка,

разработанная Е.И. Никитиной

Е.И. Никитина, вслед за Л.П. Федоренко, выстраивает систему упражнений, способствующих формированию и развитию речевых навыков учащихся, выделяя следующие типы упражнений: рецептивные (анализ готового (чужого) языкового материала); репродуктивные и продуктивные (конструирование самостоятельных примеров, высказываний).

Е.И. Никитина выделяет 4 типа упражнений.

Упражнения 1-го типа – на готовом языковом материале, рецептивного характера. Цель этих упражнений: научиться узнавать, классифицировать изучаемое языковое явление. Такие упражнения развивают также стилистическое чутьё учеников, помогают им запоминать нормы употребления языковых единиц.

Упражнения первого типа: все виды диктантов и списываний без изменения текста, грамматические разборы.

Упражнения 2-го типа – с изменением языкового материала, они связаны с формированием умений выбирать один из нескольких вариантов.

Цель этих упражнений: изменить дидактический материал так, чтобы в нём появилось изучаемое языковое явление.

Упражнения второго типа: редактирование, творческое списывание или творческий диктант.

Упражнения 3-го типа – репродуктивного характера.

Цель этих упражнений: повторить вслед за образцом использование изучаемого языкового явления в тексте. Упражнения 3-го типа: изложения-миниатюры (пересказы) с лингвистическим заданием: передать содержание исходного текста, сохраняя изучаемое языковое явление.

Упражнения 4-го типа – продуктивного характера.

Цель этих упражнений: употребить в собственной речи изучаемое языковое явление.

В процессе их выполнения формируются коммуникативные умения учащихся.

Виды диктантов, методика их проведения

Диктант – одно из наиболее употребительных письменных грамматико-правописных аналитико-синтетических упражнений, состоящее в воспроизведении услышанного, т.е. воспринятого на слух текста или отдельных его элементов (слуховые диктанты) [Львов: 54].

Виды диктантов активно разрабатывались в ХХ веке. Каждый вид диктанта имеет своё учебное назначение и приносит пользу только при целенаправленном и системном применении.

Чтобы эффективно использовать диктанты в процессе обучения, надо знать необходимый минимум теоретических сведений о разных видах диктантов и методике их проведения.

Классификацией диктантов занимались многие методисты               (М.В. Ушаков, М.Т. Баранов, Г.К. Лидман-Орлова, С.И. Львова,             Т.А. Острикова и др.), однако полного единства в этом вопросе до сих пор нет. По мнению Т.А. Остриковой, классификация диктантов должна быть многоуровневой и открытой для дополнений, изменений и уточнений.

По мнению М.Т. Баранова, главное основание разграничения диктантов – идентичность диктуемого материала, а уточняющее – время предупреждения и исправления ошибок. Опираясь на три параметра: учебную цель диктанта, сохранность / несохранность ДМ, время предупреждения и исправления ошибок, − он выделил следующие основные виды диктантов.

_____________________: диктанты обучающие и контрольные; существуют, по мнению Т.А. Остриковой, промежуточные виды диктантов – контрольно-обучающие. Показателями возрастания контролирующей функции диктанта могут служить следующие его особенности: 1) способы предупреждения ошибок (до письма и по ходу письма); 2) возрастание правописной самостоятельности ученика: переход от коллективных и полусамостоятельных работ к самостоятельным; 3) выборочность или обязательность отметок в журнале. Эти и другие признаки можно считать линиями усложнения обучающего диктанта; в совокупности эти признаки составляют шкалу возрастания контролирующей функции диктанта.

Обучающие и контрольно-обучающие диктанты Т.А. Острикова делит на 4 группы: 1) объяснительно-предупредительные диктанты разных видов; 2) самопроверочные или взаимопроверочные диктанты с опорами (по словарю, по таблице или алгоритму, по записи в учебнике, на карточке, на доске, на экране и т.д.); 3) повторные диктанты; 4) разученные диктанты (письмо по памяти).

___________________________ (по количеству и видам орфограмм и словарных слов, пунктограмм и знаков препинания) диктанты бывают:                         1) облегчённые; 2) нормативные; 3) усложнённые (повышенной трудности).

_____________________________________диктанты могут быть:                      1) учительскими – готовыми (опубликованными или написанными педагогом) и 2) ученическими.

______________________________________________________диктанты подразделяются на: 1) правописные; 2) правописно-речевые – диктанты с речевыми или речеведческими заданиями (свободный, творческий, с продолжением, по аналогии, восстановленный и пр. диктанты);                  3) правописно-грамматические – с грамматическим заданием.

В основу ответа на экзамене по классификации видов диктанта должна быть положена статья С.И. Львовой.

Использованная литература

Гац И.Ю. Методический блокнот учителя русского языка. М., 2009.

Литневская Е.И., Багрянцева В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е.И. Литневской. М., 2006. С. 137-143.

Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка.  М., 1997.

Львова С.И. Диктант с языковым анализом текста // Русская словесность.  2001. № 8. С. 43-52.

Методика преподавания русского языка / Под ред. М.Т. Баранова. М., 1990. С. 165-167, 214-215, 305-308.

Никитина Е.И. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя. 3-е изд., перераб. М., 2001.

Острикова Т.А. Орфография в школе: полувековой опыт обучения. М., 2008. С. 182-199.

Текучёв А.В. Методика преподавания русского языка в средней школе. М., 1980. С. 255-273.

PAGE  5


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46142. Математика Древнего Египта 237.31 KB
  Действие над натуральными числами и дробями. Красные числа. При записи числа иероглифы единицы десятка сотни и т. Кроме обозначений целых чисел египтяне имели также специальные обозначения для дробей вида и дроби ; дроби обозначались специальными иероглифами а основные дроби вида обозначались знаком числа n над которым ставился знак рот “частьâ€: .
46143. Позакласна робота з математики у молодших класах 464.02 KB
  В позакласній роботі з математики з молодшими учнями велике місце займають ігри. Це головним чином дидактичні ігри, тобто ігри, зміст яких допомагає розвитку окремих операцій на мислення або засвоєнню рахівних прийомів, навиків в швидкості рахунку та інше. Цілеспрямоване включення гри в той чи інший вид позакласної роботи підвищує інтерес дітей до цієї роботи, підсилює ефект самого вивчення
46144. ПРОГРАММИРОВАНИЕ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ 543 KB
  Другой пример алгоритма поиск минимального числа х в последовательности из n чисел 12 . Процесс продолжается до тех пор пока не будут просмотрены все n чисел. ниже диапазон представления чисел в машине. Для представления команд в виде чисел необходимо иметь две кодирующие таблицы.
46145. Компьютерные информационные технологии в финансовом менеджменте 50.45 KB
  Информатизация это интенсивный процесс производства получения и использования информации в целях управления предприятием бизнеспроцессом и другими структурами. ИТ процессы преобразования переработки и передачи информации для получения нужного результата. Это требует в условиях возрастающих объемах информации перехода к работе со знаниями интеллектуализация. База данных взаимосвязанная совокупность файлов обеспечивающая эффективность работы с большими объемами информации.
46146. Особенности развития личности одаренного ребенка и его проблемы социализации 299.57 KB
  Понятие и определение одаренности у детей Сложности психического развития одаренных детей. Особенность адаптации одаренных детей Реальный уровень способностей одаренных детей не понимается окружающими и нормальный для такого ребенка процесс развития рассматривается как аномальная неприспособленность к жизни в обществе.
46147. Бизнес-план. Компьютерный клуб «Chicago» 337.5 KB
  В случае стабильного получения запланированной прибыли уже через несколько лет он будет иметь возможность открыть свои филиалы в любом районом центре Актюбинской области. Как давно вы увлекаетесь компьютерными играми меньше года от 1 до 3 лет более 3х лет 11. Ваш возраст от 6 до 16 лет от 16 до 25 лет от 25 и старше В анкетировании приняло участи 50 человек. Результаты анкетирования 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1 нет от 3 до 5 высокий уровень до 2 часов с 14 до 19 от 10 до 30 минут просто поиграть ction развлечение меньше...
46148. Учебник «Гидрология и гидротехнические сооружения» 2.96 MB
  Последние десятилетия характеризуются интенсивным развитием промышленности и сельского хозяйства ростом городов и населенных пунктов что повлекло за собой резкое увеличение потребления воды с ее забором из различных поверхностных природных источников: морей рек водохранилищ и озер а также из подземных источников. 16 км3 воды в 20 .25 раза больше воды требуется атомной электростанции. км3 воды.
46150. Первые математические теории в Древней Греции 212.45 KB
  В это время ученые пришли к мысли к которой возвращались затем не раз что математика является универсальным языком для выражения законов природы что все есть число. Проходит немного времени и начинается исследование законов самой логики что находит блестящее завершение в системе Аристотеля. В этой школе впервые была высказана гипотеза что земля имеет форму цилиндра и весит посередине вселенной Анаксиманур. Ионийцы...