57508

Дворцовые перевороты

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Указ Петра I о престолонаследии. Задание учащимся: рассмотреть таблицу Дворцовые перевороты и ответить на вопрос: Что общего между правителями в эту эпоху Варианты ответов учащихся: Правителями были дальние и близкие родственники Петра I.

Украинкский

2014-04-13

62.5 KB

0 чел.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №8 г. Костромы

Урок на тему: «Дворцовые перевороты»

(7 класс).

Автор: учитель истории

Мардарьева Наталья Владимировна

Кострома

2009.

Тема урока: «Дворцовые перевороты».

Цели урока:

  1.  Выявить причины дворцовых переворотов в России.
  2.  Познакомить с действующими историческими персонажами эпохи дворцовых переворотов.
  3.  Продолжить формировать умения работать с историческими документами.

Основные понятия: дворцовый переворот, Верховный тайный совет, временщики, «кондиции», престолонаследник.

Оборудование: портреты: Петр I , Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна, Иван Антонович, Елизавета Петровна, Петр III, Екатерина II, таблица «Дворцовые перевороты» (раздаточный материал для каждого учащегося).

План:

  1.  Причины дворцовых переворотов.
  2.   Дворцовые перевороты 1725 – 1762 гг.

Ход урока:

  1.  Причины дворцовых переворотов.

В начале урока предлагается исторический факт.

За 37 лет на российском престоле сменилось 6 правителей. Все они восходили на престол в результате дворцовых переворотов. Объясните, почему это стало возможным и в чем суть дворцовых переворотов.

Вводится понятие: Дворцовый переворот – смена власти, совершавшаяся дворянскими группировками при поддержке гвардейских полков.

Задание учащимся: прочитать текст § 20 – 21 «Причины и сущность дворцовых переворотов» и ответить на вопрос: Какие причины дворцовых переворотов вы считаете главными?

Учащиеся определяют эти причины и записывают в тетрадь:

  1.  Усиление роли гвардии в государственных делах страны.
  2.  Указ Петра I о престолонаследии.
  3.  Появление дворянских группировок, борющихся за власть.

Задание учащимся: рассмотреть таблицу «Дворцовые перевороты» и ответить на вопрос: Что общего между правителями в эту эпоху?

Варианты ответов учащихся:

  1.  Правителями были дальние и близкие родственники Петра I.
  2.  Разное время правления.
  3.  Поддержка правителя: Гвардейские полки, немецкое и русское дворянство.

Дворцовые перевороты 1725 – 1762 гг.

Кто правил

Время правления

Опора правителя

Екатерина I Алексеевна (Марта Скавронская), супруга, вдова Петра I.

Умерла от чахотки или приступа ревматизма.

29 января 1725 –

6 мая 1727 гг.

Семёновский и Преображенский Гвардейские полки, сподвижники Петра 1 (А.Д. Меншиков, П.А. Толстой), верховный тайный совет.

Пётр II Алексеевич, внук Петра I, умер от оспы.

7 мая 1727 –

18 января 1730 гг.

Гвардейские полки, придворная группировка князей Долгоруких, Верховный тайный совет.

Анна Иоанновна, герцогиня Курляндская (дочь царя Ивана V, брата Петра I), умерла своей смертью.

19 января 1730 –

14 октября 1740 гг.

Гвардейские полки, немецкое дворянство в главе с Бироном, А.И.Остерман, Б.К.Миних, Тайная канцелярия.

Иоанн VI Антонович, внучатый племянник Петра I.

Анна Леопольдовна, дочь племянницы Петра I, Екатерины.

1740 – 1741 гг.

Низложены гвардейскими полками.

Немецкое дворянство.

Елизавета Петровна, дочь Петра I, умерла своей смертью.

25 ноября 1741 –

25 декабря 1761

Гвардейские полки.

Петр III Федорович, внук Петра I, сын Анны Петровны, умер в Ропше 5 июля 1762 г.

26 декабря 1761 –

23 июля 1762 гг.

Низложен гвардейскими полками.

Не имел опоры.

Екатерина Алексеевна, супруга Петра III, принцесса София Августа Фредерика Ангхальт-Цербстская

1762 – 1796 гг.

Гвардейские полки, русское дворянство.

2. Дворцовые перевороты 1725 – 1762 гг.

На доске представляется иллюстративный ряд портретов российских монархов 1725 – 1762 гг.: Екатерина I Алексеевна, Петр II Алексеевич, Анна Иоанновна, Иоанн VI Антонович, Елизавета Петровна, Петр III Федорович, Екатерина II.

Учитель представляет время эпохи дворцовых переворотов, учащиеся тезисно могут записать рассказ учителя. Во время рассказа учителя учащиеся, получившие опережающие задания делают небольшие сообщения о личностях императоров.

Январь  1725 г. – «новая знать» во главе с Меншиковым, преодолевая сопротивление «старой» родовитой знати возводит на престол Екатерину I.

Май 1727г. -  умирает Екатерина. Меншиков сажает на престол внука Петра I Петра II, сделав его женихом своей дочери.

Январь 1730 г. -  смерть Петра II. Переворот «верховников». «Кондиции» Анны Иоанновны. Работа класса с документом в конце § 20 – 21.

Октябрь 1740 г. – Анна Иоанновна умирает, Бирон становится регентом двухмесячного императора Иоанна VI Антоновича. «Бироновщина».

Ноябрь 1741 г. – Елизавета Петровна совершает государственный переворот и свергает Иоанна VI Антоновича, который навсегда с семьей становится узником.

Декабрь 1761г. – после смерти Елизаветы Петровны на трон взошел Петр III.

Июль 1762 г. – супруга Петра III Екатерина Алексеевна свергает своего мужа и встает на престол. Получает титул Екатерина великая и начинает править страной долгие 34 года.

3. Закрепление изученного материала.

Беседа с учащимися по вопросам:

1. С какого события начались дворцовые перевороты? Почему?   

(Со смерти Петра I сильного правителя, после его смерти начинается борьба за власть).

2. Что было главной опорой императоров того времени?

(Гвардейские полки, «птенцы гнезда Петрова», которые поддерживали императора).

3. Что изменилось в жизни простых людей, крестьянства со сменой правителей?

(В жизни крестьян практически ничего не менялось, они не были уверены в завтрашнем дне).

В конце урока при наличии времени можно предложить учащимся выполнить задание в тетради с печатной основой № 1,3 на с. 55 – 56.

Домашнее задание: § 20 – 21, работа с документами.

(Домашнее задание можно было задать учащимся на первом этапе урока при работе с учебником).

Список использованной литературы:

1. История России: с конца XVI до XVIII века: учебн. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. - М. «Просвещение», 2008.

2. История России. Конец XVIXVIII вв. : поурочные планы по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. 7класс/ авт.-сост. Н.Ю.Колесниченко. – Волгоград: Учитель, 2008.

3. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России: конец XVIXVIII вв.. 7 класс. Рабочая тетрадь. - М. «Просвещение», 2008.

4. В. Балязин. Тайны дома Романовых. – М. «Олма-пресс», 2006.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68355. Советская национальна политика 1945-53 года 23 KB
  На Украине в Молдавии в Прибалтике оставались элементы сотрудничавшие с фашистами и настроенные против власти СССР. Заявление о создании в ходе ВОВ советского народа принципиально нового явления базирующегося на дружбе народов СССР героизме этих народов проявленного в ходе войны который и сплотил их в единую нацию.
68356. Понятие и элементы объективной стороны преступления в современной науке российского уголовного права 139 KB
  В данной работе мне хотелось бы раскрыть такую тему, как учение об объективной стороне преступления в теории уголовного права. А именно, раскрыть понятие объективной стороны преступления в разных эпохах и привести различные мнения авторах разного времени. Также, хотелось бы, более детально рассказать об основных (обязательны) и факультативных признаки.
68357. Коренные народы Сибири: опыт управления в Российской империи и СССР (XVII–XX вв.) 55 KB
  Граница Российской империи в Сибири имела приблизительно те же очертания что и сейчас. И народы Поволжья Приуралья и большинство коренного населения Сибири было знакомо с этой практикой применявшейся у них до прихода русских людей в течение длительного времени.
68358. Межэтнические контакты славян с их соседями в Средней Сибири в XVII-XIX веках 47.5 KB
  В итоге к концу XIX в. Учитывая отсутствие сообщений о переселениях отсюда тунгусов в каких-либо заметных масштабах сведений о их гибели в результате голодовок или эпидемий можно полагать что полное исчезновение к концу XIX в.
68359. Аграрное развитие и судьбы коренного населения Средней Сибири в XVII–XIX веках 46 KB
  Под Средней Сибирью современные географы понимают, в основном, территорию бассейна Енисея и некоторые соседние районы баcсейна Оби. Большая часть коренного населения данного региона в XVII-XIX вв. входила в состав Русского государства и жила рядом с пришельцами, в основном...
68360. Демография коренных народов Сибири в XVII - XX вв. Колебания численности и их причины 247 KB
  Существенно повысилась и степень вовлеченности коренного населения Сибири в общемировые процессы и события. Естественно это серьезно сказалось на судьбах населения и отразилось на демографическом развитии. Однако непосредственно вопросам исторической демографии совокупного коренного населения Сибири в XVII XX вв....
68361. Система гражданско-правового образования в современной России 354 KB
  Современные тенденции правового гражданско-правового гражданского образования в России. Понятия правового гражданско-правового гражданского образования его основные задачи. Условия решения задач правового гражданско-правового гражданского образования.
68362. Символизм 41.5 KB
  Мысль о бытии с его связями. Для понимания человека недостаточно только соц. характеристики. Активизируется идеалистическая философия, миропонимание (Кант, Соловьев). Мир предметный – только мир теней, он искаженное отражение гармоничных созвучий.