57508

Дворцовые перевороты

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Указ Петра I о престолонаследии. Задание учащимся: рассмотреть таблицу Дворцовые перевороты и ответить на вопрос: Что общего между правителями в эту эпоху Варианты ответов учащихся: Правителями были дальние и близкие родственники Петра I.

Украинкский

2014-04-13

62.5 KB

0 чел.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №8 г. Костромы

Урок на тему: «Дворцовые перевороты»

(7 класс).

Автор: учитель истории

Мардарьева Наталья Владимировна

Кострома

2009.

Тема урока: «Дворцовые перевороты».

Цели урока:

  1.  Выявить причины дворцовых переворотов в России.
  2.  Познакомить с действующими историческими персонажами эпохи дворцовых переворотов.
  3.  Продолжить формировать умения работать с историческими документами.

Основные понятия: дворцовый переворот, Верховный тайный совет, временщики, «кондиции», престолонаследник.

Оборудование: портреты: Петр I , Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна, Иван Антонович, Елизавета Петровна, Петр III, Екатерина II, таблица «Дворцовые перевороты» (раздаточный материал для каждого учащегося).

План:

  1.  Причины дворцовых переворотов.
  2.   Дворцовые перевороты 1725 – 1762 гг.

Ход урока:

  1.  Причины дворцовых переворотов.

В начале урока предлагается исторический факт.

За 37 лет на российском престоле сменилось 6 правителей. Все они восходили на престол в результате дворцовых переворотов. Объясните, почему это стало возможным и в чем суть дворцовых переворотов.

Вводится понятие: Дворцовый переворот – смена власти, совершавшаяся дворянскими группировками при поддержке гвардейских полков.

Задание учащимся: прочитать текст § 20 – 21 «Причины и сущность дворцовых переворотов» и ответить на вопрос: Какие причины дворцовых переворотов вы считаете главными?

Учащиеся определяют эти причины и записывают в тетрадь:

  1.  Усиление роли гвардии в государственных делах страны.
  2.  Указ Петра I о престолонаследии.
  3.  Появление дворянских группировок, борющихся за власть.

Задание учащимся: рассмотреть таблицу «Дворцовые перевороты» и ответить на вопрос: Что общего между правителями в эту эпоху?

Варианты ответов учащихся:

  1.  Правителями были дальние и близкие родственники Петра I.
  2.  Разное время правления.
  3.  Поддержка правителя: Гвардейские полки, немецкое и русское дворянство.

Дворцовые перевороты 1725 – 1762 гг.

Кто правил

Время правления

Опора правителя

Екатерина I Алексеевна (Марта Скавронская), супруга, вдова Петра I.

Умерла от чахотки или приступа ревматизма.

29 января 1725 –

6 мая 1727 гг.

Семёновский и Преображенский Гвардейские полки, сподвижники Петра 1 (А.Д. Меншиков, П.А. Толстой), верховный тайный совет.

Пётр II Алексеевич, внук Петра I, умер от оспы.

7 мая 1727 –

18 января 1730 гг.

Гвардейские полки, придворная группировка князей Долгоруких, Верховный тайный совет.

Анна Иоанновна, герцогиня Курляндская (дочь царя Ивана V, брата Петра I), умерла своей смертью.

19 января 1730 –

14 октября 1740 гг.

Гвардейские полки, немецкое дворянство в главе с Бироном, А.И.Остерман, Б.К.Миних, Тайная канцелярия.

Иоанн VI Антонович, внучатый племянник Петра I.

Анна Леопольдовна, дочь племянницы Петра I, Екатерины.

1740 – 1741 гг.

Низложены гвардейскими полками.

Немецкое дворянство.

Елизавета Петровна, дочь Петра I, умерла своей смертью.

25 ноября 1741 –

25 декабря 1761

Гвардейские полки.

Петр III Федорович, внук Петра I, сын Анны Петровны, умер в Ропше 5 июля 1762 г.

26 декабря 1761 –

23 июля 1762 гг.

Низложен гвардейскими полками.

Не имел опоры.

Екатерина Алексеевна, супруга Петра III, принцесса София Августа Фредерика Ангхальт-Цербстская

1762 – 1796 гг.

Гвардейские полки, русское дворянство.

2. Дворцовые перевороты 1725 – 1762 гг.

На доске представляется иллюстративный ряд портретов российских монархов 1725 – 1762 гг.: Екатерина I Алексеевна, Петр II Алексеевич, Анна Иоанновна, Иоанн VI Антонович, Елизавета Петровна, Петр III Федорович, Екатерина II.

Учитель представляет время эпохи дворцовых переворотов, учащиеся тезисно могут записать рассказ учителя. Во время рассказа учителя учащиеся, получившие опережающие задания делают небольшие сообщения о личностях императоров.

Январь  1725 г. – «новая знать» во главе с Меншиковым, преодолевая сопротивление «старой» родовитой знати возводит на престол Екатерину I.

Май 1727г. -  умирает Екатерина. Меншиков сажает на престол внука Петра I Петра II, сделав его женихом своей дочери.

Январь 1730 г. -  смерть Петра II. Переворот «верховников». «Кондиции» Анны Иоанновны. Работа класса с документом в конце § 20 – 21.

Октябрь 1740 г. – Анна Иоанновна умирает, Бирон становится регентом двухмесячного императора Иоанна VI Антоновича. «Бироновщина».

Ноябрь 1741 г. – Елизавета Петровна совершает государственный переворот и свергает Иоанна VI Антоновича, который навсегда с семьей становится узником.

Декабрь 1761г. – после смерти Елизаветы Петровны на трон взошел Петр III.

Июль 1762 г. – супруга Петра III Екатерина Алексеевна свергает своего мужа и встает на престол. Получает титул Екатерина великая и начинает править страной долгие 34 года.

3. Закрепление изученного материала.

Беседа с учащимися по вопросам:

1. С какого события начались дворцовые перевороты? Почему?   

(Со смерти Петра I сильного правителя, после его смерти начинается борьба за власть).

2. Что было главной опорой императоров того времени?

(Гвардейские полки, «птенцы гнезда Петрова», которые поддерживали императора).

3. Что изменилось в жизни простых людей, крестьянства со сменой правителей?

(В жизни крестьян практически ничего не менялось, они не были уверены в завтрашнем дне).

В конце урока при наличии времени можно предложить учащимся выполнить задание в тетради с печатной основой № 1,3 на с. 55 – 56.

Домашнее задание: § 20 – 21, работа с документами.

(Домашнее задание можно было задать учащимся на первом этапе урока при работе с учебником).

Список использованной литературы:

1. История России: с конца XVI до XVIII века: учебн. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. - М. «Просвещение», 2008.

2. История России. Конец XVIXVIII вв. : поурочные планы по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. 7класс/ авт.-сост. Н.Ю.Колесниченко. – Волгоград: Учитель, 2008.

3. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России: конец XVIXVIII вв.. 7 класс. Рабочая тетрадь. - М. «Просвещение», 2008.

4. В. Балязин. Тайны дома Романовых. – М. «Олма-пресс», 2006.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73395. Инновационная деятельность предприятия ФГУП «Гос. НИИ ОЧБ» ФМБА России 508.5 KB
  Основная цель инновационного проекта - обоснование экономической целесообразности объема и сроков проведения вложений, включая необходимую документацию, разрабатываемую в соответствии с принятыми стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес - план).
73396. ДОСЛІДЖЕННЯ АСОРТИМЕНТУ ДЕКОРАТИВНИХ РОСЛИН В ОЗЕЛЕНЕННІ М. ХАРКОВА 456 KB
  Вивчити елементи озеленення м. Харкова, створені з використанням клумбових декоративних рослин. Вивчити наявний асортимент клумбових рослин, та можливості його поповнення за рахунок рослин, які добре пристосовані до екологічних умов нашої території і доречні для вирощування в рокаріях...
73397. Differences in the articulation basis of English, Russian and Kazakh 157.01 KB
  Human speech is the result of highly complicated series of events. The formation of the concept takes place at the linguistic level that is in the brain of the speaker: this stage may be called psychological. The message formed within the brain is transmitted along the nervous system to the speech organs.
73398. Дослідження гетеро структури GaAs, AlGaAs, їх фізико-хімічні та оптичні параметри 800.6 KB
  Концентрація домішок у шарі може бути вище, ніж у підкладці, що забезпечує можливість одержання багатоомних шарів на низькоомних підкладках. Для проведення епітаксіального нарощування необхідно створити умови для конденсації атомів речовини, що осаджується, на поверхні підкладки.
73399. Організація радіаційного контролю виробничого персоналу на хлібопекарського виробництва у надзвичайних ситуаціях 96 KB
  Основними джерелами опромінення населення України як і в інших країнах світу є техногеннопідсилені діяльністю людини природні джерела. Середньорічна ефективна доза опромінення населення цими джерелами в Україні становить понад 6 мЗв.
73400. Информационно-коммуникативные технологии как средство расширения потенциального словаря учащихся на старшем этапе обучения в школе 118.41 KB
  Информационно-коммуникативные технологии как средство расширения потенциального словаря учащихся на уроках английского языка на старшем этапе обучения в школе. Повышение эффективности обучения школьников является одной из важнейших задач в методике преподавания...
73402. Шарж и пародия в прозе Саши Черного для детей 85.18 KB
  Томаса Манна справедливо называют мастером интеллектуальной прозы. Романы Манна продолжают заданную в мировой литературе традицию философского полифонического романа. Своими литературными учителями Томас Манн называет обожаемого и высоко оцениваемого им Гёте...