57508

Дворцовые перевороты

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Указ Петра I о престолонаследии. Задание учащимся: рассмотреть таблицу Дворцовые перевороты и ответить на вопрос: Что общего между правителями в эту эпоху Варианты ответов учащихся: Правителями были дальние и близкие родственники Петра I.

Украинкский

2014-04-13

62.5 KB

0 чел.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №8 г. Костромы

Урок на тему: «Дворцовые перевороты»

(7 класс).

Автор: учитель истории

Мардарьева Наталья Владимировна

Кострома

2009.

Тема урока: «Дворцовые перевороты».

Цели урока:

  1.  Выявить причины дворцовых переворотов в России.
  2.  Познакомить с действующими историческими персонажами эпохи дворцовых переворотов.
  3.  Продолжить формировать умения работать с историческими документами.

Основные понятия: дворцовый переворот, Верховный тайный совет, временщики, «кондиции», престолонаследник.

Оборудование: портреты: Петр I , Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна, Иван Антонович, Елизавета Петровна, Петр III, Екатерина II, таблица «Дворцовые перевороты» (раздаточный материал для каждого учащегося).

План:

  1.  Причины дворцовых переворотов.
  2.   Дворцовые перевороты 1725 – 1762 гг.

Ход урока:

  1.  Причины дворцовых переворотов.

В начале урока предлагается исторический факт.

За 37 лет на российском престоле сменилось 6 правителей. Все они восходили на престол в результате дворцовых переворотов. Объясните, почему это стало возможным и в чем суть дворцовых переворотов.

Вводится понятие: Дворцовый переворот – смена власти, совершавшаяся дворянскими группировками при поддержке гвардейских полков.

Задание учащимся: прочитать текст § 20 – 21 «Причины и сущность дворцовых переворотов» и ответить на вопрос: Какие причины дворцовых переворотов вы считаете главными?

Учащиеся определяют эти причины и записывают в тетрадь:

  1.  Усиление роли гвардии в государственных делах страны.
  2.  Указ Петра I о престолонаследии.
  3.  Появление дворянских группировок, борющихся за власть.

Задание учащимся: рассмотреть таблицу «Дворцовые перевороты» и ответить на вопрос: Что общего между правителями в эту эпоху?

Варианты ответов учащихся:

  1.  Правителями были дальние и близкие родственники Петра I.
  2.  Разное время правления.
  3.  Поддержка правителя: Гвардейские полки, немецкое и русское дворянство.

Дворцовые перевороты 1725 – 1762 гг.

Кто правил

Время правления

Опора правителя

Екатерина I Алексеевна (Марта Скавронская), супруга, вдова Петра I.

Умерла от чахотки или приступа ревматизма.

29 января 1725 –

6 мая 1727 гг.

Семёновский и Преображенский Гвардейские полки, сподвижники Петра 1 (А.Д. Меншиков, П.А. Толстой), верховный тайный совет.

Пётр II Алексеевич, внук Петра I, умер от оспы.

7 мая 1727 –

18 января 1730 гг.

Гвардейские полки, придворная группировка князей Долгоруких, Верховный тайный совет.

Анна Иоанновна, герцогиня Курляндская (дочь царя Ивана V, брата Петра I), умерла своей смертью.

19 января 1730 –

14 октября 1740 гг.

Гвардейские полки, немецкое дворянство в главе с Бироном, А.И.Остерман, Б.К.Миних, Тайная канцелярия.

Иоанн VI Антонович, внучатый племянник Петра I.

Анна Леопольдовна, дочь племянницы Петра I, Екатерины.

1740 – 1741 гг.

Низложены гвардейскими полками.

Немецкое дворянство.

Елизавета Петровна, дочь Петра I, умерла своей смертью.

25 ноября 1741 –

25 декабря 1761

Гвардейские полки.

Петр III Федорович, внук Петра I, сын Анны Петровны, умер в Ропше 5 июля 1762 г.

26 декабря 1761 –

23 июля 1762 гг.

Низложен гвардейскими полками.

Не имел опоры.

Екатерина Алексеевна, супруга Петра III, принцесса София Августа Фредерика Ангхальт-Цербстская

1762 – 1796 гг.

Гвардейские полки, русское дворянство.

2. Дворцовые перевороты 1725 – 1762 гг.

На доске представляется иллюстративный ряд портретов российских монархов 1725 – 1762 гг.: Екатерина I Алексеевна, Петр II Алексеевич, Анна Иоанновна, Иоанн VI Антонович, Елизавета Петровна, Петр III Федорович, Екатерина II.

Учитель представляет время эпохи дворцовых переворотов, учащиеся тезисно могут записать рассказ учителя. Во время рассказа учителя учащиеся, получившие опережающие задания делают небольшие сообщения о личностях императоров.

Январь  1725 г. – «новая знать» во главе с Меншиковым, преодолевая сопротивление «старой» родовитой знати возводит на престол Екатерину I.

Май 1727г. -  умирает Екатерина. Меншиков сажает на престол внука Петра I Петра II, сделав его женихом своей дочери.

Январь 1730 г. -  смерть Петра II. Переворот «верховников». «Кондиции» Анны Иоанновны. Работа класса с документом в конце § 20 – 21.

Октябрь 1740 г. – Анна Иоанновна умирает, Бирон становится регентом двухмесячного императора Иоанна VI Антоновича. «Бироновщина».

Ноябрь 1741 г. – Елизавета Петровна совершает государственный переворот и свергает Иоанна VI Антоновича, который навсегда с семьей становится узником.

Декабрь 1761г. – после смерти Елизаветы Петровны на трон взошел Петр III.

Июль 1762 г. – супруга Петра III Екатерина Алексеевна свергает своего мужа и встает на престол. Получает титул Екатерина великая и начинает править страной долгие 34 года.

3. Закрепление изученного материала.

Беседа с учащимися по вопросам:

1. С какого события начались дворцовые перевороты? Почему?   

(Со смерти Петра I сильного правителя, после его смерти начинается борьба за власть).

2. Что было главной опорой императоров того времени?

(Гвардейские полки, «птенцы гнезда Петрова», которые поддерживали императора).

3. Что изменилось в жизни простых людей, крестьянства со сменой правителей?

(В жизни крестьян практически ничего не менялось, они не были уверены в завтрашнем дне).

В конце урока при наличии времени можно предложить учащимся выполнить задание в тетради с печатной основой № 1,3 на с. 55 – 56.

Домашнее задание: § 20 – 21, работа с документами.

(Домашнее задание можно было задать учащимся на первом этапе урока при работе с учебником).

Список использованной литературы:

1. История России: с конца XVI до XVIII века: учебн. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. - М. «Просвещение», 2008.

2. История России. Конец XVIXVIII вв. : поурочные планы по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. 7класс/ авт.-сост. Н.Ю.Колесниченко. – Волгоград: Учитель, 2008.

3. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России: конец XVIXVIII вв.. 7 класс. Рабочая тетрадь. - М. «Просвещение», 2008.

4. В. Балязин. Тайны дома Романовых. – М. «Олма-пресс», 2006.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14785. Манарбек Ержанов 97 KB
  Манарбек Ержанов Ержанов Манарбек 1901-1966 әнші актер композитор. Қазақстанның халық артисі. Ол Ақан сері Біржан сал және басқалары сияқты композиторлар әншілердің композиторлықәншілік мектебін лайықты тұрақты жалғастырушы болып табылады. Ол белгілі әнші жә...
14786. Музыкалық білім және музыкалық ғылымның өзекті мәселелері 38.5 KB
  Музыкалық білім және музыкалық ғылымның өзекті мәселелері Төл музыка дәстүр тереңінен тамыр тартып біліктілік пен кәсіпқойлық деңгейде шыңдалса ғана өрге шабады. Қазақтың дәстүрлі музыкасын жоғары кәсіптік деңгейде өркендету мәселесіне түбегейлі бет бұрылып ұл...
14787. Мусин Қапан Әубәкірұлы 249 KB
  Мусин Қапан Әубәкірұлы. 1921 жылы Батыс Қазақстан обылысы Жәнібек ауданының Ақоба ауылында дүниеге келген. 1970 жылдың 21 сәуірінде Алматы қаласында қайтыс болған. Қазақ композиторы. 19391941 жылдары Мәскеу консерваториясының қазақ студиясында дәріс алған. Ұлы Отан соғысыны
14788. Нұрғиса Тілендиев 56 KB
  Нұрғиса Тілендиев Тілендіұлы Нұрғиса 1925-1998 қазақтың әйгілі күйші композиторы дирижер дәулескер домбырашы. Туып өскен жері Алматы облысының Іле ауданына қарасты Шилікемер ауылы. Топырқ бұйырған жері Жамбыл кесенесінің іргесі. Москваның П.И.Чайковский атын...
14789. Саз әлемінің сардары 55 KB
  Саз әлемінің сардары А.Жұбановтың қазақ мәдениетіне қосқан үлесі ұшантеңіз. 1933 жылдың ақпанынан басталған еңбек жолы қазақ өнері мен мәдениетінің қалыптасуы дамуы және өркендеуі жолында алтын әріптермен жазылған жемісті беттеріне айналды. Бұл кезең жаңадан қаулап ...
14790. Үкілі Ыбырай. Тайгадағы түс. “Қалдырған” әні 41 KB
  Үкілі Ыбырай. Тайгадағы түс. €œҚалдырған€ әні Смағұл РАХЫМБЕК журналист. Тайга ішінің аязы бүгін ерекше шаңытып тұр. Барактан барынша жылы киініп шыққан қария қуаты қайта бастағанын бойының лезде қалтырап қоя бергенінен аңғарғандай болды. Қалың оппа қардан ма
14791. ГӘККУ 80.5 KB
  ГӘККУ Қай заманда қазақ үшін ән өнердің ұшар басында тұрды. Көшпелілердің сахнасын өлеңмен ашу ата дәстүрі болса сол рухани азығымыздың өрісі өрлеп өркендей түсті. Сұлу саз көркем сөз асқақ ән дегенде қазақтың салсерілерінің бейнелері көзге елестейді. Бұл орайда
14792. ФАРАБИ ЖӘНЕ МУЗЫКА МӘСЕЛЕЛЕРІ 87.25 KB
  ФАРАБИ ЖӘНЕ МУЗЫКА МӘСЕЛЕЛЕРІ ФАРАБИДІҢ МУЗЫКАЛЫҚ ІЛІМІ Фарабидің ғылым мен өнердегі үлкен де кесек дүниесі оның музыкасы. Ол ең әуелі музыканын аса ұлы теоретигі саналады. Фарабидің музыка теориясын дамытудағы тарихтан алатын орнын анықтамастан бұрын музыка те...
14793. Классик - композитор Ықылас Дүкенұлы (1843-1916) 103.02 KB
  Классик композитор Ықылас Дүкенұлы 1843-1916. Күй мектебінің қалыптасып өркендеуі. Қазақстанда ысқылы қылқобыз аспаптарда орындау дәстүрі өнері ұлттық бастау алды. ХІХ ғасырдың екінші жартысында аспаптық музыканың даму кезеңі майталман қобызшы Ықылас Дүкенұл