57508

Дворцовые перевороты

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Указ Петра I о престолонаследии. Задание учащимся: рассмотреть таблицу Дворцовые перевороты и ответить на вопрос: Что общего между правителями в эту эпоху Варианты ответов учащихся: Правителями были дальние и близкие родственники Петра I.

Украинкский

2014-04-13

62.5 KB

0 чел.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №8 г. Костромы

Урок на тему: «Дворцовые перевороты»

(7 класс).

Автор: учитель истории

Мардарьева Наталья Владимировна

Кострома

2009.

Тема урока: «Дворцовые перевороты».

Цели урока:

  1.  Выявить причины дворцовых переворотов в России.
  2.  Познакомить с действующими историческими персонажами эпохи дворцовых переворотов.
  3.  Продолжить формировать умения работать с историческими документами.

Основные понятия: дворцовый переворот, Верховный тайный совет, временщики, «кондиции», престолонаследник.

Оборудование: портреты: Петр I , Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна, Иван Антонович, Елизавета Петровна, Петр III, Екатерина II, таблица «Дворцовые перевороты» (раздаточный материал для каждого учащегося).

План:

  1.  Причины дворцовых переворотов.
  2.   Дворцовые перевороты 1725 – 1762 гг.

Ход урока:

  1.  Причины дворцовых переворотов.

В начале урока предлагается исторический факт.

За 37 лет на российском престоле сменилось 6 правителей. Все они восходили на престол в результате дворцовых переворотов. Объясните, почему это стало возможным и в чем суть дворцовых переворотов.

Вводится понятие: Дворцовый переворот – смена власти, совершавшаяся дворянскими группировками при поддержке гвардейских полков.

Задание учащимся: прочитать текст § 20 – 21 «Причины и сущность дворцовых переворотов» и ответить на вопрос: Какие причины дворцовых переворотов вы считаете главными?

Учащиеся определяют эти причины и записывают в тетрадь:

  1.  Усиление роли гвардии в государственных делах страны.
  2.  Указ Петра I о престолонаследии.
  3.  Появление дворянских группировок, борющихся за власть.

Задание учащимся: рассмотреть таблицу «Дворцовые перевороты» и ответить на вопрос: Что общего между правителями в эту эпоху?

Варианты ответов учащихся:

  1.  Правителями были дальние и близкие родственники Петра I.
  2.  Разное время правления.
  3.  Поддержка правителя: Гвардейские полки, немецкое и русское дворянство.

Дворцовые перевороты 1725 – 1762 гг.

Кто правил

Время правления

Опора правителя

Екатерина I Алексеевна (Марта Скавронская), супруга, вдова Петра I.

Умерла от чахотки или приступа ревматизма.

29 января 1725 –

6 мая 1727 гг.

Семёновский и Преображенский Гвардейские полки, сподвижники Петра 1 (А.Д. Меншиков, П.А. Толстой), верховный тайный совет.

Пётр II Алексеевич, внук Петра I, умер от оспы.

7 мая 1727 –

18 января 1730 гг.

Гвардейские полки, придворная группировка князей Долгоруких, Верховный тайный совет.

Анна Иоанновна, герцогиня Курляндская (дочь царя Ивана V, брата Петра I), умерла своей смертью.

19 января 1730 –

14 октября 1740 гг.

Гвардейские полки, немецкое дворянство в главе с Бироном, А.И.Остерман, Б.К.Миних, Тайная канцелярия.

Иоанн VI Антонович, внучатый племянник Петра I.

Анна Леопольдовна, дочь племянницы Петра I, Екатерины.

1740 – 1741 гг.

Низложены гвардейскими полками.

Немецкое дворянство.

Елизавета Петровна, дочь Петра I, умерла своей смертью.

25 ноября 1741 –

25 декабря 1761

Гвардейские полки.

Петр III Федорович, внук Петра I, сын Анны Петровны, умер в Ропше 5 июля 1762 г.

26 декабря 1761 –

23 июля 1762 гг.

Низложен гвардейскими полками.

Не имел опоры.

Екатерина Алексеевна, супруга Петра III, принцесса София Августа Фредерика Ангхальт-Цербстская

1762 – 1796 гг.

Гвардейские полки, русское дворянство.

2. Дворцовые перевороты 1725 – 1762 гг.

На доске представляется иллюстративный ряд портретов российских монархов 1725 – 1762 гг.: Екатерина I Алексеевна, Петр II Алексеевич, Анна Иоанновна, Иоанн VI Антонович, Елизавета Петровна, Петр III Федорович, Екатерина II.

Учитель представляет время эпохи дворцовых переворотов, учащиеся тезисно могут записать рассказ учителя. Во время рассказа учителя учащиеся, получившие опережающие задания делают небольшие сообщения о личностях императоров.

Январь  1725 г. – «новая знать» во главе с Меншиковым, преодолевая сопротивление «старой» родовитой знати возводит на престол Екатерину I.

Май 1727г. -  умирает Екатерина. Меншиков сажает на престол внука Петра I Петра II, сделав его женихом своей дочери.

Январь 1730 г. -  смерть Петра II. Переворот «верховников». «Кондиции» Анны Иоанновны. Работа класса с документом в конце § 20 – 21.

Октябрь 1740 г. – Анна Иоанновна умирает, Бирон становится регентом двухмесячного императора Иоанна VI Антоновича. «Бироновщина».

Ноябрь 1741 г. – Елизавета Петровна совершает государственный переворот и свергает Иоанна VI Антоновича, который навсегда с семьей становится узником.

Декабрь 1761г. – после смерти Елизаветы Петровны на трон взошел Петр III.

Июль 1762 г. – супруга Петра III Екатерина Алексеевна свергает своего мужа и встает на престол. Получает титул Екатерина великая и начинает править страной долгие 34 года.

3. Закрепление изученного материала.

Беседа с учащимися по вопросам:

1. С какого события начались дворцовые перевороты? Почему?   

(Со смерти Петра I сильного правителя, после его смерти начинается борьба за власть).

2. Что было главной опорой императоров того времени?

(Гвардейские полки, «птенцы гнезда Петрова», которые поддерживали императора).

3. Что изменилось в жизни простых людей, крестьянства со сменой правителей?

(В жизни крестьян практически ничего не менялось, они не были уверены в завтрашнем дне).

В конце урока при наличии времени можно предложить учащимся выполнить задание в тетради с печатной основой № 1,3 на с. 55 – 56.

Домашнее задание: § 20 – 21, работа с документами.

(Домашнее задание можно было задать учащимся на первом этапе урока при работе с учебником).

Список использованной литературы:

1. История России: с конца XVI до XVIII века: учебн. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. - М. «Просвещение», 2008.

2. История России. Конец XVIXVIII вв. : поурочные планы по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. 7класс/ авт.-сост. Н.Ю.Колесниченко. – Волгоград: Учитель, 2008.

3. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России: конец XVIXVIII вв.. 7 класс. Рабочая тетрадь. - М. «Просвещение», 2008.

4. В. Балязин. Тайны дома Романовых. – М. «Олма-пресс», 2006.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1042. Исследование кривыx второго порядка 253 KB
  Классификация кривых второго порядка. Построение однополостного гиперболоида в канонической системе координат. Исследование формы поверхности второго порядка методом сечения плоскостями. Исследование кривой по каноническому уравнению.
1043. Традиционные русские рукопашные состязания и их особенности на Тамбовщине 502 KB
  Генезис и эволюция рукопашных состязаний русских. Особенное и общее в формах традиционных рукопашных состязаний русских и других народов, региональные особенности на Тамбовщине. Исторические формы состязаний и региональные особенности в Тамбовской губернии. Борьба с формированием предварительного захвата. Виды рукопашных состязаний в Тамбовской губернии в конце XIX - первой половине XX веков. Реконструкция конкретно-исторической модели. Генезис и эволюция рукопашных состязаний русских.
1044. Счётчики. Синхронный счётчик на D-триггерах и К=10 341 KB
  Синхронный счётчик на D-триггерах и К=10. Синхронный счётчик на JK-триггерах и К=10. Создание субблока счётчика. Счётчик с Ксч=100 на D- и JK- триггерах. Овладение методом синтеза синхронных счетчиков, анализ работоспособности проектируемых схем.
1045. Міжнародний кримінальний суд: структура та компетенція 458.5 KB
  Історичні передумови створення та функціонування постійно діючої інституції у сфері міжнародного кримінального судочинства. Зародження ідеї та перші спроби створення постійно діючої інституції у сфері міжнародної кримінальної юстиції. Створення військових трибуналів ad hoc як основний етап становлення міжнародної кримінальної юстиції.
1046. Картирование рудных полей и месторождений 446.5 KB
  Формационная принадлежность околорудных и предрудных метасоматитов. Взаимосвязь между магнитной восприимчивостью вмещающих пород и характером их метасоматического изменения. Критерии обнаружения богатых рудных столбов в пределах сульфидно-кварцевых жил изучаемой площади.
1048. Определение расхода воздуха и изобарно-изотермического потенциала для системы каменный уголь – карбонат магния 422.5 KB
  Определение расхода воздуха и объема продуктов сгорания. Построение графика зависимости T=f(∆G). Определение изобарно-изотермического потенциала (энергии Гиббса).
1049. Земледелие Западной Сибири 500 KB
  Гумус и плодородие почвы. Приемы защиты почвы от эрозии в системе земледелия Западной Сибири. Приемы накопление, сохранения и рационального использования влаги в земледелия региона. Особенности и характеристика основных звеньев системы земледелия для степной зоны Западной Сибири. Технология возделывания овса в подтаежной зоне Западной Сибири с учётом биоло-гических особенностей культуры и природно-климатических условий зоны. Технологическая схема производства подсолнечного масла.
1050. Организация литейного производства на ОАО МК ОРМЕТО ЮУМЗ 347 KB
  Расстановка рабочей силы по рабочим местам, распределение работ, обеспечение рабочих мест. Факторы, влияющие на выбор способа изготовления отливки. Расчет количества подъёмно-транспортного оборудования. Охлаждение отливок. Выбивка отливок из формы. Используемое оборудование.