57542

Побег и его строение. Почка – зародышевый побег

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Учитель: Что такое орган Предполагаемый ответ: Орган часть организма занимающая определенное место в организме и выполняющая функции. Учитель: Какому органу природа Особую крепость дала И листья в огромную крону...

Русский

2014-04-13

128 KB

3 чел.

УРОК №3 (9)

Тема. Побег и его строение. Почка – зародышевый побег.

Цель урока: познакомить учащихся со строением побега, а также изучить строение и виды почек.

Задачи: обучающая - научить различать побеги деревьев и кустарников, изучить строение почек, раскрыть взаимосвязь строения почек с выполняемыми ими функциями, закрепить умения работать с лабораторным оборудованием;

развивающая - развивать умение выявлять главное, обобщать, сравнивать и делать выводы;

воспитывающая- формировать умения совместной деятельности, чувство бережного отношения к природе.

Оборудование: побеги деревьев и кустарников, гербарии, таблицы, презентации, учебник «Биология 7 класс», ММУ.

Методы обучения: проблемный, поисковый, словесный, организационный.

Тип урока: комбинированный

Класс: 7

Дата:

ХОД УРОКА

  1.  Организационный этап (1 мин.)
  2.  Проверка домашнего задания (3 мин.)
  3.  Актуализация опорных знаний (3 мин.)
  4.  Мотивация опорных знаний (2 мин.)
  5.  Изучение нового материала (18 мин.)
  6.  Закрепление изученного материала (15 мин.)
  7.  Итог урока (2 мин.)
  8.  Домашнее задание (1 мин.)
  9.  Организационный этап.

На доске написан эпиграф к уроку.

Вскоре, покорный  стремлению

Новому, стебель восходит,

Узел несет над узлом,

Новые листья несет.

           И.В.Гёте

  1.  Проверка домашнего задания.

Соберите таблицу: учащимся на парту даётся разрезанная таблица, ее нужно    собрать (парная работа).

Основные понятия

Определения понятий

Корни

подземные органы растений, выбрасывающие воду и минеральные соли, удерживающие растения в почве

Корневая система

система всех корней растений

Главный корень

корень, уходящий в почву глубже всех

Боковые корни

корни, отходящие по бокам от главного или придаточного корней

Придаточные корни

корни, отходящие по бокам от стебля

Стержневая корневая система

система, состоящая из главного и боковых корней

Мочковатая корневая система

система, состоящая из придаточных и боковых корней

  1.  Актуализация опорных знаний.

Учитель: Что такое орган?

Предполагаемый ответ:

Орган – часть организма, занимающая определенное место в организме и выполняющая функции.

На доске оформлена заранее схема.

  •  - На какие 2 группы можно разделить органы растений?

Заполнение ячеек схемы на доске.

Схема заполняется только на доске и разными учениками.

Учитель: Какому органу природа

Особую крепость дала

И листья в огромную крону

На ветках его собрала?

  •  - О каком же вегетативном органе пойдет речь?

Предполагаемый ответ:

- о побеге.

  1.  Мотивация опорных знаний
  •  Как великий немецкий поэт ответил на  вопрос:  «C чего   начинается побег?»

Анализ эпиграфа урока

V.   Изучение  нового  материала.

Учитель: Растение имеет подземную часть - корень и надземную часть -побег. Как образуется побег?  Почему имеет такое название?

Предполагаемые ответы:

- побег растет из зародышевого корешка, стебелька и   почечки;

- старается пробиться из «царства тьмы» на свет.

Учитель: Действительно, побег имеет не зря такое название, так как он, получив запас питательных веществ от корня, «бежит» из «тьмы» на «свет».

Проблемный вопрос:

Зачем побегу необходим свет, есть ли связь в будущем побега с корнем, окажется  ли  он  благодарен  корню за тот запас веществ и энергии для своего роста?  Каково же значение побега для растения?

Учитель: Прошу нарисовать рисунок у себя в тетради и по ходу объяснения ввести на нем обозначения (рисунок на доске).

Побег имеет узлы (1) – это место прикрепления одного или нескольких листьев к стеблю. Расстояние между соседними узлами называется междоузлием (2). Угол между листом и стеблем называется  пазухой листа (3)

Учитель:  Прослушайте отрывки стихотворений,  подумайте,  о чем идет речь?

У дедушки Дерева

Добрые руки,

Большие, зеленые, добрые руки.

Наверно, их сто или сто двадцать пять,

Чтобы всех покачать,

Чтобы всех покатать!

Предполагаемый ответ:

- добрые руки – это ветви с листьями;

- листьев много;

- ветви с листьями связаны.

Учитель:  На ветках дерева,

Как плотные комочки,

Уснули до весны

Малышки – почки.

  •  -Что такое почка?
  •  -Почему они уснули до весны?

Почка – это зачаточный побег. Какие существуют виды почек?

Используя учебник на стр. 48, найти ответы на вопросы и оформить в виде схемы.

1 вариант: виды почек;

2 вариант: виды почек по месту их расположения на побеге.

Предполагаемые ответы:

1 вариант:

2 вариант:

Учитель: Может ли человек изменить формирование кроны растения?

Предполагаемый ответ;

- Да.

  •  - Но как?

Учитель: Так как рост стебля в длину происходит за счет работы конуса нарастания верхушечной почки, то если ее обрезать, начнут разрастаться боковые побеги, и вид кроны меняется. Итак, мы рассмотрели строение побега и можем сделать вывод о значении побега.

Предполагаемый ответ:

- связывает подземную и надземную части растения;

- транспортирует вещества;

- иногда фотосинтез.

Учитель: Можем ли мы теперь ответить на проблемный  вопрос?

Предполагаемый ответ:

- Да.

- Побегу необходим свет для процесса фотосинтеза, протекающего в листьях, в результате которого образуются  органические  вещества.

- Органические  вещества транспортируются по растению, питая его и накапливаясь в корне.

Следовательно, существует тесная связь между подземной и надземной частями,  и существовать друг без друга они не могут.

VI.   Закрепление изученного материала.

Выполнение л/р №4

Предлагается разгадать кроссворд (ММУ).

VII. Итог урока.

  •  - Что мы узнали нового о побеге?
  •  - Чему мы научились на уроке?

VIII. Домашнее задание: выучить параграф 12, сочинить сказку о строении побега, его функциях и значении.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56006. At the Shopping Centre 137 KB
  It’s Saturday afternoon and Tina and Tim are shopping with their mother. They go to a big shopping centre. The shopping centre is a big building outside the town. It has got many different types of shops.
56007. SHOPPING 31.5 KB
  You task was to revise the new words and prepare some information about shopping in Great Britain, Ukraine and other counties. You were divided into some groups. So, please at first let’s remind our words, look and try to match.
56008. Shops and Shopping 500.5 KB
  Hello, girls and boys! Nice to meet you how are you feeling today? I hope you are fine and ready to work. Let’s start the class. Today’s lesson will be devoted to shops and shopping.
56009. SHOPS AND SHOPPING 46 KB
  Text, exercises are aimed at learning new vocabulary. Pupils are offered to complete the chart, find true or false sentences, give short answers, put questions to the statements, find the odd word, make up sentences with words, find and correct the mistakes.
56011. Шкідливі та корисні звички 664.49 KB
  Кожен із нас мріє прожити щасливе життя, мати міцне здоров’я, багато друзів, знаходити взаєморозуміння між членами родини і нашого суспільства, досягти успіху в роботі, навчанні. Але, на жаль, наші сподівання не завжди справджуються.
56012. Кохання та одруження 62.5 KB
  The topic of our lesson today is Love and Marriage. Let’s start our lesson from the small episode about a person who had all kinds of love in her life: people love, mother’s love, the love of the nation and who was a beloved woman.
56013. Запорізька Січ 70.5 KB
  Мета: зясувати становище Запорізької Січі у складі Гетьманщини ознайомити із життям та діяльністю І.Сірка та економічним розвитком Запорізької Січі ІІ половини XVII ст. Мета нашого уроку:зясувати становище Запорізької Січі у складі Гетьманщини ознайомитись з життям та діяльністю Івана Сірка та економічним розвитком Запорізької Січі цього періоду. Ми наближаємося до Запорізької Січі.