57542

Побег и его строение. Почка – зародышевый побег

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Учитель: Что такое орган Предполагаемый ответ: Орган – часть организма занимающая определенное место в организме и выполняющая функции. Учитель: Какому органу природа Особую крепость дала И листья в огромную крону...

Русский

2014-04-13

128 KB

2 чел.

УРОК №3 (9)

Тема. Побег и его строение. Почка – зародышевый побег.

Цель урока: познакомить учащихся со строением побега, а также изучить строение и виды почек.

Задачи: обучающая - научить различать побеги деревьев и кустарников, изучить строение почек, раскрыть взаимосвязь строения почек с выполняемыми ими функциями, закрепить умения работать с лабораторным оборудованием;

развивающая - развивать умение выявлять главное, обобщать, сравнивать и делать выводы;

воспитывающая- формировать умения совместной деятельности, чувство бережного отношения к природе.

Оборудование: побеги деревьев и кустарников, гербарии, таблицы, презентации, учебник «Биология 7 класс», ММУ.

Методы обучения: проблемный, поисковый, словесный, организационный.

Тип урока: комбинированный

Класс: 7

Дата:

ХОД УРОКА

  1.  Организационный этап (1 мин.)
  2.  Проверка домашнего задания (3 мин.)
  3.  Актуализация опорных знаний (3 мин.)
  4.  Мотивация опорных знаний (2 мин.)
  5.  Изучение нового материала (18 мин.)
  6.  Закрепление изученного материала (15 мин.)
  7.  Итог урока (2 мин.)
  8.  Домашнее задание (1 мин.)
  9.  Организационный этап.

На доске написан эпиграф к уроку.

Вскоре, покорный  стремлению

Новому, стебель восходит,

Узел несет над узлом,

Новые листья несет.

           И.В.Гёте

  1.  Проверка домашнего задания.

Соберите таблицу: учащимся на парту даётся разрезанная таблица, ее нужно    собрать (парная работа).

Основные понятия

Определения понятий

Корни

подземные органы растений, выбрасывающие воду и минеральные соли, удерживающие растения в почве

Корневая система

система всех корней растений

Главный корень

корень, уходящий в почву глубже всех

Боковые корни

корни, отходящие по бокам от главного или придаточного корней

Придаточные корни

корни, отходящие по бокам от стебля

Стержневая корневая система

система, состоящая из главного и боковых корней

Мочковатая корневая система

система, состоящая из придаточных и боковых корней

  1.  Актуализация опорных знаний.

Учитель: Что такое орган?

Предполагаемый ответ:

Орган – часть организма, занимающая определенное место в организме и выполняющая функции.

На доске оформлена заранее схема.

  •  - На какие 2 группы можно разделить органы растений?

Заполнение ячеек схемы на доске.

Схема заполняется только на доске и разными учениками.

Учитель: Какому органу природа

Особую крепость дала

И листья в огромную крону

На ветках его собрала?

  •  - О каком же вегетативном органе пойдет речь?

Предполагаемый ответ:

- о побеге.

  1.  Мотивация опорных знаний
  •  Как великий немецкий поэт ответил на  вопрос:  «C чего   начинается побег?»

Анализ эпиграфа урока

V.   Изучение  нового  материала.

Учитель: Растение имеет подземную часть - корень и надземную часть -побег. Как образуется побег?  Почему имеет такое название?

Предполагаемые ответы:

- побег растет из зародышевого корешка, стебелька и   почечки;

- старается пробиться из «царства тьмы» на свет.

Учитель: Действительно, побег имеет не зря такое название, так как он, получив запас питательных веществ от корня, «бежит» из «тьмы» на «свет».

Проблемный вопрос:

Зачем побегу необходим свет, есть ли связь в будущем побега с корнем, окажется  ли  он  благодарен  корню за тот запас веществ и энергии для своего роста?  Каково же значение побега для растения?

Учитель: Прошу нарисовать рисунок у себя в тетради и по ходу объяснения ввести на нем обозначения (рисунок на доске).

Побег имеет узлы (1) – это место прикрепления одного или нескольких листьев к стеблю. Расстояние между соседними узлами называется междоузлием (2). Угол между листом и стеблем называется  пазухой листа (3)

Учитель:  Прослушайте отрывки стихотворений,  подумайте,  о чем идет речь?

У дедушки Дерева

Добрые руки,

Большие, зеленые, добрые руки.

Наверно, их сто или сто двадцать пять,

Чтобы всех покачать,

Чтобы всех покатать!

Предполагаемый ответ:

- добрые руки – это ветви с листьями;

- листьев много;

- ветви с листьями связаны.

Учитель:  На ветках дерева,

Как плотные комочки,

Уснули до весны

Малышки – почки.

  •  -Что такое почка?
  •  -Почему они уснули до весны?

Почка – это зачаточный побег. Какие существуют виды почек?

Используя учебник на стр. 48, найти ответы на вопросы и оформить в виде схемы.

1 вариант: виды почек;

2 вариант: виды почек по месту их расположения на побеге.

Предполагаемые ответы:

1 вариант:

2 вариант:

Учитель: Может ли человек изменить формирование кроны растения?

Предполагаемый ответ;

- Да.

  •  - Но как?

Учитель: Так как рост стебля в длину происходит за счет работы конуса нарастания верхушечной почки, то если ее обрезать, начнут разрастаться боковые побеги, и вид кроны меняется. Итак, мы рассмотрели строение побега и можем сделать вывод о значении побега.

Предполагаемый ответ:

- связывает подземную и надземную части растения;

- транспортирует вещества;

- иногда фотосинтез.

Учитель: Можем ли мы теперь ответить на проблемный  вопрос?

Предполагаемый ответ:

- Да.

- Побегу необходим свет для процесса фотосинтеза, протекающего в листьях, в результате которого образуются  органические  вещества.

- Органические  вещества транспортируются по растению, питая его и накапливаясь в корне.

Следовательно, существует тесная связь между подземной и надземной частями,  и существовать друг без друга они не могут.

VI.   Закрепление изученного материала.

Выполнение л/р №4

Предлагается разгадать кроссворд (ММУ).

VII. Итог урока.

  •  - Что мы узнали нового о побеге?
  •  - Чему мы научились на уроке?

VIII. Домашнее задание: выучить параграф 12, сочинить сказку о строении побега, его функциях и значении.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42746. Изучение конструкции и поверки измерительного преобразователя давления типа «Сапфир – 22ДИ» 44 KB
  Цель работы – ознакомиться с принципом действия и конструкцией измерительного преобразователя типа Сапфир–22ДИ; выполнить проверку измерительного преобразователя типа Сапфир–22ДИ; приобрести навыки в определении давления при помощи измерительных преобразователей типа Сапфир. Стенды предназначены для проведения лабораторных работ по поверке автоматического миллиамперметра КСУ–2 в комплекте с преобразователем давления Сапфир–22ДИ. На втором стенде установлены автоматический миллиамперметр КСУ–2 клеммы...
42747. Определение скорости движения тела в жидкости на примере осаждения твердой частицы в неподвижной среде под действием силы тяжести 78 KB
  Скорость такого равномерного движения частицы в среде называют скоростью осаждения. ОПИСАНИЕ УСТАНОВКИ: Лабораторная установка для определения скорости осаждения частиц состоит из стеклянного цилиндра рис. Установка снабжена микрометром для определения диаметра шариков ареометром для определения удельного веса глицерина секундомером для замера времени осаждения шариков на пути между метками на цилиндре.
42748. Проектирование цеха по производству специальных красных вин 1.17 MB
  Современное оборудование позволяет перерабатывать виноград в щадящих режимах, не разрушая семян и кожицу ягод, предварительно отделив гребни. Это дает возможность вырабатывать легкие вина с великолепным вкусом, без внесения в него вредных тонов.
42750. Организация текста внутри HTML-документов с помощью таблиц 94.5 KB
  Организация текста внутри HTMLдокументов с помощью таблиц Элементы HTML для построения таблиц Для создания таблицы используется элемент TBLE. Атрибут border в открывающем теге TBLE делает видимой рамку таблицы и сетку разделяющую строки и столбцы. Между открывающим TBLE и закрывающим TBLE тегами для построения таблицы размещаются парные теги следующих элементов: 1. CPTION Текст отмеченный тегами CPTION и CPTION этого элемента выводится в виде заголовка таблицы.
42751. Изучение и исследование термоэлектрического метода измерения температур 99.5 KB
  При этом студенты овладевают методикой поверки автоматического потенциометра КСП4 в комплекте с образцовым потенциометром УПИП–60М градуировки шкалы. магазин сопротивлений R4 R10 и клеммы для подключения образцового потенциометра УПИП–60М. Поверка автоматического потенциометра КСП4. Для поверки градуировки шкалы автоматического потенциометра КСП4 собирают схему по рисунку.
42752. Потери напора по длине в круглой трубе 273 KB
  Цель работы – экспериментальная иллюстрация формулы ДарсиВейсбаха определяющей связь потерь механической энергии потока жидкости по длине трубы с параметрами трубы и течения: 1 где hдл – потери напора на трение подлине м; L – длина опытного участка трубы м; d – диаметр тубы м; V – средняя скорость потока м с; – скоростной напор в живом сечении трубы м; λ – гидравлический коэффициент трения коэффициент Дарси. м3 с м3 с 1 65 000003 78 0000092 82 000037 0000492 2 62 0000029 80 0000095 0000124 3 16...
42753. Исследование трехфазного асинхронного двигателя методом непосредственной нагрузки 71 KB
  Исследование трехфазного асинхронного двигателя методом непосредственной нагрузки. Цель: Ознакомиться с конструкцией асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором. Произвести испытание асинхронного двигателя под нагрузкой научиться снимать её рабочие характеристики. Ход работы: Теоретический материал: А Асинхронный двигатель – это двигатель переменного тока у которого Б Относительное отставание скорости ротора от поля статора называется В Вращающий момент асинхронного двигателя зависит от Г Почему клемму напряжения...
42754. Исследование работы двигателя постоянного тока последовательного возбуждения 59 KB
  Исследование работы двигателя постоянного тока последовательного возбуждения. Цель: Изучить устройство двигателя постоянного тока последовательного возбуждения. а почему не допускается включение двигателя последовательного возбуждения с нагрузкой менее 25 от номинального б что представляет собой рабочие характеристики двигателя последовательного возбуждения в какие способы регулирования частоты применяют для двигателя последовательного возбуждения г чем объясняется свойства двигателя последовательного возбуждения д в чем отличие...