57542

Побег и его строение. Почка – зародышевый побег

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Учитель: Что такое орган Предполагаемый ответ: Орган – часть организма занимающая определенное место в организме и выполняющая функции. Учитель: Какому органу природа Особую крепость дала И листья в огромную крону...

Русский

2014-04-13

128 KB

2 чел.

УРОК №3 (9)

Тема. Побег и его строение. Почка – зародышевый побег.

Цель урока: познакомить учащихся со строением побега, а также изучить строение и виды почек.

Задачи: обучающая - научить различать побеги деревьев и кустарников, изучить строение почек, раскрыть взаимосвязь строения почек с выполняемыми ими функциями, закрепить умения работать с лабораторным оборудованием;

развивающая - развивать умение выявлять главное, обобщать, сравнивать и делать выводы;

воспитывающая- формировать умения совместной деятельности, чувство бережного отношения к природе.

Оборудование: побеги деревьев и кустарников, гербарии, таблицы, презентации, учебник «Биология 7 класс», ММУ.

Методы обучения: проблемный, поисковый, словесный, организационный.

Тип урока: комбинированный

Класс: 7

Дата:

ХОД УРОКА

  1.  Организационный этап (1 мин.)
  2.  Проверка домашнего задания (3 мин.)
  3.  Актуализация опорных знаний (3 мин.)
  4.  Мотивация опорных знаний (2 мин.)
  5.  Изучение нового материала (18 мин.)
  6.  Закрепление изученного материала (15 мин.)
  7.  Итог урока (2 мин.)
  8.  Домашнее задание (1 мин.)
  9.  Организационный этап.

На доске написан эпиграф к уроку.

Вскоре, покорный  стремлению

Новому, стебель восходит,

Узел несет над узлом,

Новые листья несет.

           И.В.Гёте

  1.  Проверка домашнего задания.

Соберите таблицу: учащимся на парту даётся разрезанная таблица, ее нужно    собрать (парная работа).

Основные понятия

Определения понятий

Корни

подземные органы растений, выбрасывающие воду и минеральные соли, удерживающие растения в почве

Корневая система

система всех корней растений

Главный корень

корень, уходящий в почву глубже всех

Боковые корни

корни, отходящие по бокам от главного или придаточного корней

Придаточные корни

корни, отходящие по бокам от стебля

Стержневая корневая система

система, состоящая из главного и боковых корней

Мочковатая корневая система

система, состоящая из придаточных и боковых корней

  1.  Актуализация опорных знаний.

Учитель: Что такое орган?

Предполагаемый ответ:

Орган – часть организма, занимающая определенное место в организме и выполняющая функции.

На доске оформлена заранее схема.

  •  - На какие 2 группы можно разделить органы растений?

Заполнение ячеек схемы на доске.

Схема заполняется только на доске и разными учениками.

Учитель: Какому органу природа

Особую крепость дала

И листья в огромную крону

На ветках его собрала?

  •  - О каком же вегетативном органе пойдет речь?

Предполагаемый ответ:

- о побеге.

  1.  Мотивация опорных знаний
  •  Как великий немецкий поэт ответил на  вопрос:  «C чего   начинается побег?»

Анализ эпиграфа урока

V.   Изучение  нового  материала.

Учитель: Растение имеет подземную часть - корень и надземную часть -побег. Как образуется побег?  Почему имеет такое название?

Предполагаемые ответы:

- побег растет из зародышевого корешка, стебелька и   почечки;

- старается пробиться из «царства тьмы» на свет.

Учитель: Действительно, побег имеет не зря такое название, так как он, получив запас питательных веществ от корня, «бежит» из «тьмы» на «свет».

Проблемный вопрос:

Зачем побегу необходим свет, есть ли связь в будущем побега с корнем, окажется  ли  он  благодарен  корню за тот запас веществ и энергии для своего роста?  Каково же значение побега для растения?

Учитель: Прошу нарисовать рисунок у себя в тетради и по ходу объяснения ввести на нем обозначения (рисунок на доске).

Побег имеет узлы (1) – это место прикрепления одного или нескольких листьев к стеблю. Расстояние между соседними узлами называется междоузлием (2). Угол между листом и стеблем называется  пазухой листа (3)

Учитель:  Прослушайте отрывки стихотворений,  подумайте,  о чем идет речь?

У дедушки Дерева

Добрые руки,

Большие, зеленые, добрые руки.

Наверно, их сто или сто двадцать пять,

Чтобы всех покачать,

Чтобы всех покатать!

Предполагаемый ответ:

- добрые руки – это ветви с листьями;

- листьев много;

- ветви с листьями связаны.

Учитель:  На ветках дерева,

Как плотные комочки,

Уснули до весны

Малышки – почки.

  •  -Что такое почка?
  •  -Почему они уснули до весны?

Почка – это зачаточный побег. Какие существуют виды почек?

Используя учебник на стр. 48, найти ответы на вопросы и оформить в виде схемы.

1 вариант: виды почек;

2 вариант: виды почек по месту их расположения на побеге.

Предполагаемые ответы:

1 вариант:

2 вариант:

Учитель: Может ли человек изменить формирование кроны растения?

Предполагаемый ответ;

- Да.

  •  - Но как?

Учитель: Так как рост стебля в длину происходит за счет работы конуса нарастания верхушечной почки, то если ее обрезать, начнут разрастаться боковые побеги, и вид кроны меняется. Итак, мы рассмотрели строение побега и можем сделать вывод о значении побега.

Предполагаемый ответ:

- связывает подземную и надземную части растения;

- транспортирует вещества;

- иногда фотосинтез.

Учитель: Можем ли мы теперь ответить на проблемный  вопрос?

Предполагаемый ответ:

- Да.

- Побегу необходим свет для процесса фотосинтеза, протекающего в листьях, в результате которого образуются  органические  вещества.

- Органические  вещества транспортируются по растению, питая его и накапливаясь в корне.

Следовательно, существует тесная связь между подземной и надземной частями,  и существовать друг без друга они не могут.

VI.   Закрепление изученного материала.

Выполнение л/р №4

Предлагается разгадать кроссворд (ММУ).

VII. Итог урока.

  •  - Что мы узнали нового о побеге?
  •  - Чему мы научились на уроке?

VIII. Домашнее задание: выучить параграф 12, сочинить сказку о строении побега, его функциях и значении.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32989. Общественное сознание и его структура 17.1 KB
  Конец формы Общественное сознание и его структура. Если сознание есть во многом продут социальный есть порождение общественных отношений то что такое общественные отношения общественное сознание Какова их структура Механизм работы И здесь наблюдаются определенные отличия индивидуального сознания и общественного сознания. Вопервых индивидуальное сознание имеет границы жизни обусловленные жизнью конкретного человека. Общественное же сознание может охватывать жизнь множества поколений.
32990. Структура общественного сознания и его основные формы 15.45 KB
  Обыденное и теоретическое сознание.Общественное сознание – это совокупность идей взглядов и оценок свойственных данному обществу в осознании им собственного бытия.Индивидуальное сознание – это совокупность идей взглядов чувств свойственных конкретному человеку.ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ складывается на основе сознаний отдельных людей но не является их простой суммой.
32991. Философия истории 29.45 KB
  заключается ли он в самой ткани исторического события или он следствие нашей позднейшей его интерпретации Имеет ли история направление Кто является творцом истории Как возможно историческое событие Важнейшее отличие философии истории от истории состоит в том что если историю интересует причины определенных конкретных событий то философия истории анализирует общие закономерности исторического процесса в целом. в таких работах как “Экономическофилософские рукописи 1844 года†“Святое семействНемецкая идеология†а в...
32992. Марксистская концепция общественного развития 22.24 KB
  Подобно Гегелю марксисты рассматривают мировую историю как единый закономерный процесс а исторический материализм призван изучать наиболее общие законы развития человеческого общества. Естественно что вначале эти идеи выступали как гипотезы а затем по мере развития социальной науки сами основоположники и их последователи в первую очередь советские обществоведы превратили ее в хорошо структурированную и аргументированную социальную теорию. В своем основном труде Капитал Маркс осуществил детальный анализ капиталистического общества...
32993. Как выглядит цивилизационная модель философии истории Освальда Шпенглера 16.52 KB
  Ожидается как он полагал появление русскосибирской культуры. В основе каждой культуры лежит душа а культура это символическое тело жизненное воплощение этой души. Так непредсказуемое неспланированное рождение конкретной культуры он связывает с хаотическим проявлением таинственности душевной жизни. Зато поэтапное становление культуры проходящей как и человек свои возрастные ступени Шпенглер склонен связывать со спиралью.
32994. ТИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДИНАМИКИ 41.62 KB
  Конт который и ввел этот термин в научный оборот подразумевал под ним однонаправленные поступательные процессы общественного развития исключающие скачки и перерывы. Между тем понятие социальная динамика отражает определенную и весьма существенную сторону общественного развития в целом. ЦИКЛИЧЕСКИЙ ТИП СОЦИАЛЬНОЙ ДИНАМИКИ В общественной жизни широко распространены циклические процессы имеющие собственную логику развития и специфические формы реализации. Они не могут быть сведены к случайным и кратковременным явлениям в наступательном...
32996. Интерфейс для офисного служащего 276.5 KB
  Выводится критерий для оценки качества интерфейса. Создается прототип интерфейса с шаблонами основных частозаполняемых документов для офисного служащего, удовлетворяющий полученному критерию. Проводится пилотный эксперимент для оценки работоспособности интерфейса.
32997. Философская концепция человека 20.64 KB
  Б Жизнь человека подчиняется биологическим законам Биоорганизация человека есть результат развития длинного ряда его предков животное обезъяналюди гомениды современный человек Человек в отличие от животных имеет такие биологические структуры которые служат материальными предпосылками для развития чисто человеческих особенностей: возникают органы позволяющие человеку трудиться рука мозг и прямая походка 2. Человек обладает качественными надбиологическими образованиями которые формируют социальную характеристику человека....