57547

План местности

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Оборудование: ЛОС План местности Абсолютная высота точек. Горизонтали; Компьютер проектор; Компьютерная презентация План местности; Атласы компас; Карточка заданий и контроля Линейка карандаш.

Русский

2014-04-13

67.5 KB

4 чел.

Урок географии в 6 классе  «План местности»

Цели урока: 

  •  обобщить знания учащихся по теме «План местности»; проверить и оценить знания, умения и навыки, приобретенные при изучении темы;
  •   развивать у учащихся географическое мышление, самостоятельность, умение применять теоритические знания на практике;
  •   воспитывать внимание, любознательность, интерес к географическим наукам, чувство коллективизма и доброжелательности.

Оборудование: 

  •  ЛОС «План местности», «Абсолютная высота точек. Горизонтали»;
  •  Компьютер, проектор;
  •  Компьютерная презентация «План местности»;
  •  Атласы, компас;
  •   Карточка заданий и контроля,
  •  Линейка, карандаш.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Структура урока

І. Организационный момент.

  1.  Приветствие.
  2.  На доске записано дату и тему урока.

ІІ. Сообщение темы и целей урока.

Вводное слово учителя:

- Бывало, в сказках старый столб вещал богатыря;

Пойдешь направо – конь падет, налево – сгинешь сам,

А прямо – ждет тебя успех на всем твоем пути!

А что поможет вам теперь путь правильный найти?

Расскажет, что, и почему, и где в пути вас ждет,

Как только дружный ваш отряд отправится в поход?

(Учащиеся дают ответ)

   Правильно ребята! Это план местности. Мы завершили изучение темы «План местности», и на сегодняшнем уроке подведем итог нашей работы, проверим прочность наших знаний и умений применять их на практике.

  При ответах на вопросы, вы можете пользоваться листами опорных сигналов, которые размещены на доске. Практические задания вы будете выполнять на карточках заданий и контроля, здесь же, после коллективной проверки задания, вы выставляете количество балов за каждый правильный ответ.

ІІІ. Обобщение знаний, умений и навыков

  1.  Фронтальная беседа
  •  - Что мы называем местностью?
  •  - Как можно изобразить местность?
  •  - что такое план местности?
  •   - Что такое масштаб?
  •   - Какие виды масштаба вы знаете?

  1.  Практическое задание №1   (слайд №1 с заданиями на экране)

            Перевести из числового масштаба в именованный (в км)

1-вариант

2-вариант

  •  1: 7500000       ( в 1см – 75 км)
  •  1: 30000         (в 1 см – 0,3 км)
  •  1: 500000       (в 1 см – 5 км)
  •  1: 1000000        (в 1 см – 10 км)
  •  1: 350000           (в 1см – 3,5 км)
  •  1: 100000             (в 1 см – 1 км)

Взаимопроверка, выставление балов в карточку (слайд №2 с ответами  на экране).

  1.  Интерактивная  беседа.

Для того, чтобы составить план местности, нужно уметь ориентироваться на местности.

  •  Что значит ориентироваться на местности?
  •  Назовите основные стороны горизонта.
  •  Назовите промежуточные стороны горизонта.
  •  Что такое азимут?
  •  Какие способы ориентирования на местности вы знаете?

  В книге Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» летчик Алексей Маресьев, очутившись в густом лесу в 50-ти километрах от линии фронта без карты и компаса, ясно представлял, в какую сторону нужно идти, так как умел ориентироваться по солнцу и местным признакам.

Примеров, умения находить направление на местности без помощи инструментов, можно привести очень много.

  1.  Практическое задание №2  (слайд №3 с заданиями на экране)

Определить, в каких случаях стороны горизонта соответствуют указанному азимуту:

1-вариант

2-вариант

  •  «С-З» - А=135 
  •  «Ю-В» - А=140
  •  «С» - А=360                                 
  •  «С-В» - А=135
  •  «С» - А=0
  •  «З» - А=90

Взаимопроверка, выставление балов в карточку  (слайд №4 с ответами  на экране).

  1.  Игра «Топографические знаки»

  Ориентироваться вы умеете. А умеете ли вы читать условные знаки? Знаете ли вы какие требования существуют к условным знакам?

Условные знаки очень просты,

Напомнят предмета они нам черты,

Проверить хочу я, кто же из вас,

Справится с ними как «ас».

    Учитель демонстрирует на экране слайды с топографическими знаками, а учащиеся объясняют их.

  1.  Рассказ учителя

      Поверхность Земли неровная, как же точно изобразить высоту холмов и глубину впадин?

     В Кронштадте на мосту Обводного канала установлена металлическая пластина с горизонтальной чертой, указывающей нуль водомерной рейки. Именно Балтийское море является высотным началом нивелирных работ в странах СНГ.

Беседа

  •  Какой бывает высота географических объектов?
  •  Что такое относительная высота?
  •  Что такое абсолютная высота?
  •  Как называются линии, соединяющие точки с одинаковой абсолютной высотой?
  •  Что такое бергштрихи?

  1.  Практическое задание №3 (слайд №5 с заданиями на экране)

1-вариант

2-вариант

Изобразите холм с помощью горизонталей, если его высота 25 м, С-В склон холма крутой, Ю-З - пологий  

Изобразите впадину с помощью горизонталей, если ее глубина 25 м, С-В склон впадины пологий, Ю-З - крутой

Взаимопроверка, выставление балов в карточку (слайд №6 с изображением холма и впадины на экране).

  1.  «Найди ошибку» (слайд №6 на экране, топографическая карта выполнена с ошибками)

  Перед вами находится план местности, но человек, который его составил, по незнанию или специально, сделал много ошибок. Наша задача: найти эти ошибки.

  1.  Практическое задание №4 (слайд №6 с заданием на экране)

   Следующее задание – это работа с атласом. Откройте атлас на странице 11, определите в каком направлении, на каком расстоянии от электростанции находится поселок Дибровка.

Взаимопроверка, выставление балов в карточку (слайд №4 с ответами  на экране).

  1.  Географическая викторина
  •  Модель земного шара с очертаниями суши и водных пространств (Глобус)
  •  Прибор, указывающий направление сторон горизонта (Компас)
  •  Сторона горизонта, где Солнце восходит (Восток)
  •  Умение определять на местности стороны горизонта (Ориентирование)
  •  Сторона горизонта, противоположная югу (Север)
  •  Часть земной поверхности, которую мы видим вокруг себя на открытой местности (Горизонт)
  •  Сторона горизонта, где солнце заходит (Запад)
  •  Деревянная рейка для определения глубин и высот определенных участков земной поверхности (Нивелир)
  •  Короткие линии на плане местности, которые показывают направление склона (Бергштрихи)
  •  Что является азбукой плана местности? (Условные знаки)

YІ. Подведение итогов работы. Оценивание.

  •  Что же вы научились делать, изучив тему «План местности»?
  •  Людям, каких профессий могут понадобиться знания о плане местности?
  •  Где и в каких условиях вы можете воспользоваться знаниями о плане местности?
  •  В каких учреждениях нашего города используют план местности? Для чего?

    Теперь мы с уверенностью можем сказать, что знания темы «План местности», нужны каждому человеку. И тогда каждый из нас сможет беспрепятственно преодолеть любые преграды.

Карточка заданий и контроля

1-вариант

Фамилия имя  ___________________________     класс

Задания, решения

Количество балов

1

1: 7500000       

1: 30000         

1: 500000       

2

«С-З» - А=135 

«Ю-В» - А=140

«С» - А=360                                 

3

Изобразите холм с помощью горизонталей, если его высота 25 м, С-В склон холма крутой, Ю-З - пологий  

4

Атлас стр. 11, определите в каком направлении, на каком расстоянии от электростанции находится поселок Дибровка

Корригирующая оценка учителя

 

Карточка заданий и контроля

2-вариант

Фамилия имя  ___________________________     класс

Задания, решения

Количество балов

1

1: 1000000        

1: 350000           

1: 100000             

2

«С-В» - А=135

«С» - А=0

«З» - А=90

3

Изобразите впадину с помощью горизонталей, если ее глубина 25 м, С-В склон впадины пологий, Ю-З - крутой

4

Атлас стр. 11, определите в каком направлении, на каком расстоянии от электростанции находится поселок Дибровка

Корригирующая оценка учителя

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22805. Зовнішня політика Київської Русі та ГВК 25 KB
  Зовнішня політика Київської Русі та ГВК Починаючи із заснування Київської Русі вона досить активно займалася зовнішньою політикою у різних напрямках: політичному економічному релігійному та культурному. перервало зв'язки північносхідних земель Русі з Європою. Для Київської Русі була характерна договірна торгівля значне місце посідав звичайний обмін товар на товар .Отже і в період існування Київської Русі і під час розвитку ГалицькоВолинського князівства зовнішня політика проводилася досить активно і різнобічно.
22806. Причини та наслідки занепаду ГВК 24 KB
  останнього правителя ГалицькоВолинської держави Юрія II була успадкована князями литовської династії Гедиміновичів. Так припинила своє існування ГалицькоВолинська держава. Роль ГалицькоВолинського князівства надзвичайно велика. ГалицькоВолинське князівство відкрило широкий шлях західноєвропейським культурним впливам на Україну зберігаючи при цьому кращі традиції української національної культури.
22807. Хмельниччина 125 KB
  Це час коли ряд блискучих перемог зрушив все українське суспільство мобілізував широку підтримку для Хмельницького і перетворив суто козацьке повстання на загальноукраїнський антипольський рух. 1648 Хмельницький на чолі невеликого загону реєстрових і запорізьких козаків напав на польську залогу на острові Базавлук на Дніпрі і знищив її. Це звільнило Запорізьку Січ від польського контролю притягнуло запорожців на бік Хмельницького обраного гетьманом. Не сподіваючись поважніших труднощів польські полководці Великий гетьман М.
22808. Руїна. Становище України в другій половині XVII ст. 24.5 KB
  Серед козацьких ватажків виникли гострі розходження щодо того чи лишатися Україні під Москвою чи ж шукати покровителів серед інших сусідніх держав. Чи стане Україна унікальним суспільством вільних козаківземлеробів як цього хотіли селяни й рядове козацтво чи ж козацька старшина просто займе місце шляхти відтак повернувши розхитаний суспільний устрій знаті що відповідало б типовим для доби моделям Серед українців ще десятиліттями по смерті Хмельницького точилися запеклі суперечки навколо цих питань.
22809. Наступ царату на автономію України. Остаточна ліквідація гетьманського правління 28.5 KB
  Наступ царату на автономію України.Політику Петра І щодо України продовжували самодержавні імператори Росії з більшою чи меншою жорстокістю і фанатичною впертістю.Певні позитивні зміни в політиці щодо України були можливими після того як російський престол перейшов до дочки Петра І Єлизавети.Розумовський добився того що зносинами Росії з Україною займалися не в Сенаті а в колегії закордонних справ під владу гетьмана було повернуто Київ і Запорожжя з України виведено російські військові підрозділи.
22810. Три поділи Речі Посполитої 70.5 KB
  Австрія та Пруссія перелякавшись що Росія зможе поступово прибрати до рук усю Річ Посполиту вирішили поділити її між собою. За таких обставин пропозиція прусського короля Фрідріха II у 1771 році про поділ польських земель знайшла сприятливий грунт. І 5 червня 1772 повноважні представники Прусії Австрії та Росії підписали в Петербурзі договір про поділ польських земель за яким відбирали на свою користь так звані санітарні смуги тобто території по периметру Речі Посполитої.
22811. Руська трійця 33.5 KB
  Руська трійця У першій половині XIX ст. Тут на початку 30х років виникло напівлегальне демократичнопросвітницьке та літературне угруповання Руська трійця засновники М. Головацький яке виступило на захист української мови термін руська для галичан означав українська. Особливістю виникнення та діяльності громадськокультурного об'єднання Руська трійця було те що воно будучи яскравим самобутнім представником культурницького етапу українського національного руху одночасно зберігало певні риси етапу фольклорноетнографічного і...
22812. Кири́ло-Мефо́діївське бра́тство 54 KB
  Історія створення Ініціаторами створення братства виступили Василь Білозерський Микола Гулак Микола Костомаров Пантелеймон Куліш Опанас Маркевич. Знаком братства став перстень з написом Св. Крім організаторів до братства незабаром увійшли: Георгій Андрузький Олександр Навроцький Дмитро Пильчиков Іван Посяда Микола Савич Олександр Тулуб. У квітні 1846 року до братства вступив Тарас Шевченко.
22813. Соціально-економічний розвиток У. у складі Росії у І пол. 19 ст 37 KB
  Для перевезення такої кількості використовувалися щонайменше 120130 тис. Приблизно в середині 40х років фабрична продукція активно витискує мануфактурну з ринку. із 146 тис. 50х років на У діяло 25 тис.