57547

План местности

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Оборудование: ЛОС План местности Абсолютная высота точек. Горизонтали; Компьютер проектор; Компьютерная презентация План местности; Атласы компас; Карточка заданий и контроля Линейка карандаш.

Русский

2014-04-13

67.5 KB

4 чел.

Урок географии в 6 классе  «План местности»

Цели урока: 

  •  обобщить знания учащихся по теме «План местности»; проверить и оценить знания, умения и навыки, приобретенные при изучении темы;
  •   развивать у учащихся географическое мышление, самостоятельность, умение применять теоритические знания на практике;
  •   воспитывать внимание, любознательность, интерес к географическим наукам, чувство коллективизма и доброжелательности.

Оборудование: 

  •  ЛОС «План местности», «Абсолютная высота точек. Горизонтали»;
  •  Компьютер, проектор;
  •  Компьютерная презентация «План местности»;
  •  Атласы, компас;
  •   Карточка заданий и контроля,
  •  Линейка, карандаш.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Структура урока

І. Организационный момент.

  1.  Приветствие.
  2.  На доске записано дату и тему урока.

ІІ. Сообщение темы и целей урока.

Вводное слово учителя:

- Бывало, в сказках старый столб вещал богатыря;

Пойдешь направо – конь падет, налево – сгинешь сам,

А прямо – ждет тебя успех на всем твоем пути!

А что поможет вам теперь путь правильный найти?

Расскажет, что, и почему, и где в пути вас ждет,

Как только дружный ваш отряд отправится в поход?

(Учащиеся дают ответ)

   Правильно ребята! Это план местности. Мы завершили изучение темы «План местности», и на сегодняшнем уроке подведем итог нашей работы, проверим прочность наших знаний и умений применять их на практике.

  При ответах на вопросы, вы можете пользоваться листами опорных сигналов, которые размещены на доске. Практические задания вы будете выполнять на карточках заданий и контроля, здесь же, после коллективной проверки задания, вы выставляете количество балов за каждый правильный ответ.

ІІІ. Обобщение знаний, умений и навыков

  1.  Фронтальная беседа
  •  - Что мы называем местностью?
  •  - Как можно изобразить местность?
  •  - что такое план местности?
  •   - Что такое масштаб?
  •   - Какие виды масштаба вы знаете?

  1.  Практическое задание №1   (слайд №1 с заданиями на экране)

            Перевести из числового масштаба в именованный (в км)

1-вариант

2-вариант

  •  1: 7500000       ( в 1см – 75 км)
  •  1: 30000         (в 1 см – 0,3 км)
  •  1: 500000       (в 1 см – 5 км)
  •  1: 1000000        (в 1 см – 10 км)
  •  1: 350000           (в 1см – 3,5 км)
  •  1: 100000             (в 1 см – 1 км)

Взаимопроверка, выставление балов в карточку (слайд №2 с ответами  на экране).

  1.  Интерактивная  беседа.

Для того, чтобы составить план местности, нужно уметь ориентироваться на местности.

  •  Что значит ориентироваться на местности?
  •  Назовите основные стороны горизонта.
  •  Назовите промежуточные стороны горизонта.
  •  Что такое азимут?
  •  Какие способы ориентирования на местности вы знаете?

  В книге Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» летчик Алексей Маресьев, очутившись в густом лесу в 50-ти километрах от линии фронта без карты и компаса, ясно представлял, в какую сторону нужно идти, так как умел ориентироваться по солнцу и местным признакам.

Примеров, умения находить направление на местности без помощи инструментов, можно привести очень много.

  1.  Практическое задание №2  (слайд №3 с заданиями на экране)

Определить, в каких случаях стороны горизонта соответствуют указанному азимуту:

1-вариант

2-вариант

  •  «С-З» - А=135 
  •  «Ю-В» - А=140
  •  «С» - А=360                                 
  •  «С-В» - А=135
  •  «С» - А=0
  •  «З» - А=90

Взаимопроверка, выставление балов в карточку  (слайд №4 с ответами  на экране).

  1.  Игра «Топографические знаки»

  Ориентироваться вы умеете. А умеете ли вы читать условные знаки? Знаете ли вы какие требования существуют к условным знакам?

Условные знаки очень просты,

Напомнят предмета они нам черты,

Проверить хочу я, кто же из вас,

Справится с ними как «ас».

    Учитель демонстрирует на экране слайды с топографическими знаками, а учащиеся объясняют их.

  1.  Рассказ учителя

      Поверхность Земли неровная, как же точно изобразить высоту холмов и глубину впадин?

     В Кронштадте на мосту Обводного канала установлена металлическая пластина с горизонтальной чертой, указывающей нуль водомерной рейки. Именно Балтийское море является высотным началом нивелирных работ в странах СНГ.

Беседа

  •  Какой бывает высота географических объектов?
  •  Что такое относительная высота?
  •  Что такое абсолютная высота?
  •  Как называются линии, соединяющие точки с одинаковой абсолютной высотой?
  •  Что такое бергштрихи?

  1.  Практическое задание №3 (слайд №5 с заданиями на экране)

1-вариант

2-вариант

Изобразите холм с помощью горизонталей, если его высота 25 м, С-В склон холма крутой, Ю-З - пологий  

Изобразите впадину с помощью горизонталей, если ее глубина 25 м, С-В склон впадины пологий, Ю-З - крутой

Взаимопроверка, выставление балов в карточку (слайд №6 с изображением холма и впадины на экране).

  1.  «Найди ошибку» (слайд №6 на экране, топографическая карта выполнена с ошибками)

  Перед вами находится план местности, но человек, который его составил, по незнанию или специально, сделал много ошибок. Наша задача: найти эти ошибки.

  1.  Практическое задание №4 (слайд №6 с заданием на экране)

   Следующее задание – это работа с атласом. Откройте атлас на странице 11, определите в каком направлении, на каком расстоянии от электростанции находится поселок Дибровка.

Взаимопроверка, выставление балов в карточку (слайд №4 с ответами  на экране).

  1.  Географическая викторина
  •  Модель земного шара с очертаниями суши и водных пространств (Глобус)
  •  Прибор, указывающий направление сторон горизонта (Компас)
  •  Сторона горизонта, где Солнце восходит (Восток)
  •  Умение определять на местности стороны горизонта (Ориентирование)
  •  Сторона горизонта, противоположная югу (Север)
  •  Часть земной поверхности, которую мы видим вокруг себя на открытой местности (Горизонт)
  •  Сторона горизонта, где солнце заходит (Запад)
  •  Деревянная рейка для определения глубин и высот определенных участков земной поверхности (Нивелир)
  •  Короткие линии на плане местности, которые показывают направление склона (Бергштрихи)
  •  Что является азбукой плана местности? (Условные знаки)

YІ. Подведение итогов работы. Оценивание.

  •  Что же вы научились делать, изучив тему «План местности»?
  •  Людям, каких профессий могут понадобиться знания о плане местности?
  •  Где и в каких условиях вы можете воспользоваться знаниями о плане местности?
  •  В каких учреждениях нашего города используют план местности? Для чего?

    Теперь мы с уверенностью можем сказать, что знания темы «План местности», нужны каждому человеку. И тогда каждый из нас сможет беспрепятственно преодолеть любые преграды.

Карточка заданий и контроля

1-вариант

Фамилия имя  ___________________________     класс

Задания, решения

Количество балов

1

1: 7500000       

1: 30000         

1: 500000       

2

«С-З» - А=135 

«Ю-В» - А=140

«С» - А=360                                 

3

Изобразите холм с помощью горизонталей, если его высота 25 м, С-В склон холма крутой, Ю-З - пологий  

4

Атлас стр. 11, определите в каком направлении, на каком расстоянии от электростанции находится поселок Дибровка

Корригирующая оценка учителя

 

Карточка заданий и контроля

2-вариант

Фамилия имя  ___________________________     класс

Задания, решения

Количество балов

1

1: 1000000        

1: 350000           

1: 100000             

2

«С-В» - А=135

«С» - А=0

«З» - А=90

3

Изобразите впадину с помощью горизонталей, если ее глубина 25 м, С-В склон впадины пологий, Ю-З - крутой

4

Атлас стр. 11, определите в каком направлении, на каком расстоянии от электростанции находится поселок Дибровка

Корригирующая оценка учителя

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76616. Николай 1. Западничество и славянофильство 35 KB
  Либеральная мысль в России разделилась на два идейных течения оппозиционных политике Николая I славянофилы и западники. Западники придерживались идеи о том что Россия принадлежит к европейской цивилизации и следовательно путь ее развития проходит по тем же рельсам по которым уже прошла Европа. Западники напротив верили в единство человеческой цивилизации и полагали что Россия стала цивилизованным государством лишь со времен Петра Великого благодаря именно реформам Петра. С особенным интересом западники следили за умственным...
76617. Россия во второй половине 19 в. Реформы и контрреформы 45 KB
  Реформы и контрреформы. Сразу же началась подготовка судебной реформы. Основные принципы судебной реформы определенные с учетом опыта европейских стран была одобрена Александром II в сентябре 1862 г. Важнейшим принципом реформы было признание равенства всех подданных империи перед законом.
76618. Основные направления народничества 33 KB
  езавершенность и половинчатость большинства реформ, проводившихся в борьбе с консерваторами, вызвали всплеск движения революционного народничества. Общество «Земля и воля», созданное Чернышевским, Слепцовым, Обручевым, Серно-Соловьевичем в конце 1861- начале 1862 г. в Петербурге не имело достаточно сил, чтобы стать всероссийской организацией
76619. Распространение марксизма в России 34 KB
  Первые организации пролетариата возникли в Петербурге и Одессе и назывались соответственно Северный союз русских рабочих и Южнороссийский союз рабочих. Оба императора и мысли не допускали чтобы разрешить образование профсоюзов или других даже не политических рабочих организаций. В результате по решению правительства трудовые споры должны были улаживать специальные чиновники фабричные инспектора которые разумеется чаще находились под влиянием предпринимателей нежели заботились об интересах рабочих. со своими соратниками он создал в...
76620. Россия и мир на рубеже XIX-XX веках 45 KB
  Приблизительное представление об историческом месте России в мировом сообществе на рубеже веков дает т. В России же промышленный переворот 90е гг. В России действовала хотя и не повсеместно рыночная система превосходящая западную ее средний уровень по своей динамике. объем промышленной продукции в России возрос в 7 раз в Германии в 5 во Франции в 25 в Англии в 2 раза.
76621. Первая Российская революция 1905-1907 годах 37.5 KB
  Царизм объявил об учреждении законосовещательной Государственной Думы Булыгинской по имени министра внутренних дел А. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу привлечь теперь же к участию в Думе в мере возможности соответствующей кратности остающегося до созыва Думы срока те классы населения которые ныне совсем лишены избирательных прав предоставив за сим дальнейшее развитие начала общего избирательною права вновь установленному законодательному порядку и 3. Установить как незыблемое правило чтобы никакой...
76622. Политическое и экономическое развитие после первой революции 36 KB
  Столыпина ставшего в день роспуска Первой Государственной Думы Председателем Совета Министров. Председателем Думы являлся кадет Ф. Председателями III Государственной Думы являлись Н. Были отклонены законопроекты о расширении бюджетных прав Думы введении земских учреждений в западных губерниях местного самоуправления о старообрядческих общинах об усовершенствовании судопроизводства и др.
76623. Россия в первой мировой войне 27.5 KB
  Между Австрией и Сербией разгорелся международный конфликт в котором Россия стала поддерживать Сербию а Германия приняла сторону Австро-Венгрии. Германия объявила войну России как ответный шаг на начавшуюся мобилизацию российских войск. Германия сконцентрировав основные силы на Восточном фронте провела весенне-летнее наступление в результате которого Россия потеряла все завоевания 1914 г.
76624. Февральская буржуазно-демократическая революция 31 KB
  Поскольку революция 1905-1907 гг. не решила экономических, политических и классовых противоречий в стране, то она явилась предпосылкой февральской революции 1917 года. Участие царской России в первой мировой войне показало неспособность ее экономики на выполнение военных задач.