57547

План местности

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Оборудование: ЛОС План местности Абсолютная высота точек. Горизонтали; Компьютер проектор; Компьютерная презентация План местности; Атласы компас; Карточка заданий и контроля Линейка карандаш.

Русский

2014-04-13

67.5 KB

4 чел.

Урок географии в 6 классе  «План местности»

Цели урока: 

  •  обобщить знания учащихся по теме «План местности»; проверить и оценить знания, умения и навыки, приобретенные при изучении темы;
  •   развивать у учащихся географическое мышление, самостоятельность, умение применять теоритические знания на практике;
  •   воспитывать внимание, любознательность, интерес к географическим наукам, чувство коллективизма и доброжелательности.

Оборудование: 

  •  ЛОС «План местности», «Абсолютная высота точек. Горизонтали»;
  •  Компьютер, проектор;
  •  Компьютерная презентация «План местности»;
  •  Атласы, компас;
  •   Карточка заданий и контроля,
  •  Линейка, карандаш.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Структура урока

І. Организационный момент.

  1.  Приветствие.
  2.  На доске записано дату и тему урока.

ІІ. Сообщение темы и целей урока.

Вводное слово учителя:

- Бывало, в сказках старый столб вещал богатыря;

Пойдешь направо – конь падет, налево – сгинешь сам,

А прямо – ждет тебя успех на всем твоем пути!

А что поможет вам теперь путь правильный найти?

Расскажет, что, и почему, и где в пути вас ждет,

Как только дружный ваш отряд отправится в поход?

(Учащиеся дают ответ)

   Правильно ребята! Это план местности. Мы завершили изучение темы «План местности», и на сегодняшнем уроке подведем итог нашей работы, проверим прочность наших знаний и умений применять их на практике.

  При ответах на вопросы, вы можете пользоваться листами опорных сигналов, которые размещены на доске. Практические задания вы будете выполнять на карточках заданий и контроля, здесь же, после коллективной проверки задания, вы выставляете количество балов за каждый правильный ответ.

ІІІ. Обобщение знаний, умений и навыков

  1.  Фронтальная беседа
  •  - Что мы называем местностью?
  •  - Как можно изобразить местность?
  •  - что такое план местности?
  •   - Что такое масштаб?
  •   - Какие виды масштаба вы знаете?

  1.  Практическое задание №1   (слайд №1 с заданиями на экране)

            Перевести из числового масштаба в именованный (в км)

1-вариант

2-вариант

  •  1: 7500000       ( в 1см – 75 км)
  •  1: 30000         (в 1 см – 0,3 км)
  •  1: 500000       (в 1 см – 5 км)
  •  1: 1000000        (в 1 см – 10 км)
  •  1: 350000           (в 1см – 3,5 км)
  •  1: 100000             (в 1 см – 1 км)

Взаимопроверка, выставление балов в карточку (слайд №2 с ответами  на экране).

  1.  Интерактивная  беседа.

Для того, чтобы составить план местности, нужно уметь ориентироваться на местности.

  •  Что значит ориентироваться на местности?
  •  Назовите основные стороны горизонта.
  •  Назовите промежуточные стороны горизонта.
  •  Что такое азимут?
  •  Какие способы ориентирования на местности вы знаете?

  В книге Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» летчик Алексей Маресьев, очутившись в густом лесу в 50-ти километрах от линии фронта без карты и компаса, ясно представлял, в какую сторону нужно идти, так как умел ориентироваться по солнцу и местным признакам.

Примеров, умения находить направление на местности без помощи инструментов, можно привести очень много.

  1.  Практическое задание №2  (слайд №3 с заданиями на экране)

Определить, в каких случаях стороны горизонта соответствуют указанному азимуту:

1-вариант

2-вариант

  •  «С-З» - А=135 
  •  «Ю-В» - А=140
  •  «С» - А=360                                 
  •  «С-В» - А=135
  •  «С» - А=0
  •  «З» - А=90

Взаимопроверка, выставление балов в карточку  (слайд №4 с ответами  на экране).

  1.  Игра «Топографические знаки»

  Ориентироваться вы умеете. А умеете ли вы читать условные знаки? Знаете ли вы какие требования существуют к условным знакам?

Условные знаки очень просты,

Напомнят предмета они нам черты,

Проверить хочу я, кто же из вас,

Справится с ними как «ас».

    Учитель демонстрирует на экране слайды с топографическими знаками, а учащиеся объясняют их.

  1.  Рассказ учителя

      Поверхность Земли неровная, как же точно изобразить высоту холмов и глубину впадин?

     В Кронштадте на мосту Обводного канала установлена металлическая пластина с горизонтальной чертой, указывающей нуль водомерной рейки. Именно Балтийское море является высотным началом нивелирных работ в странах СНГ.

Беседа

  •  Какой бывает высота географических объектов?
  •  Что такое относительная высота?
  •  Что такое абсолютная высота?
  •  Как называются линии, соединяющие точки с одинаковой абсолютной высотой?
  •  Что такое бергштрихи?

  1.  Практическое задание №3 (слайд №5 с заданиями на экране)

1-вариант

2-вариант

Изобразите холм с помощью горизонталей, если его высота 25 м, С-В склон холма крутой, Ю-З - пологий  

Изобразите впадину с помощью горизонталей, если ее глубина 25 м, С-В склон впадины пологий, Ю-З - крутой

Взаимопроверка, выставление балов в карточку (слайд №6 с изображением холма и впадины на экране).

  1.  «Найди ошибку» (слайд №6 на экране, топографическая карта выполнена с ошибками)

  Перед вами находится план местности, но человек, который его составил, по незнанию или специально, сделал много ошибок. Наша задача: найти эти ошибки.

  1.  Практическое задание №4 (слайд №6 с заданием на экране)

   Следующее задание – это работа с атласом. Откройте атлас на странице 11, определите в каком направлении, на каком расстоянии от электростанции находится поселок Дибровка.

Взаимопроверка, выставление балов в карточку (слайд №4 с ответами  на экране).

  1.  Географическая викторина
  •  Модель земного шара с очертаниями суши и водных пространств (Глобус)
  •  Прибор, указывающий направление сторон горизонта (Компас)
  •  Сторона горизонта, где Солнце восходит (Восток)
  •  Умение определять на местности стороны горизонта (Ориентирование)
  •  Сторона горизонта, противоположная югу (Север)
  •  Часть земной поверхности, которую мы видим вокруг себя на открытой местности (Горизонт)
  •  Сторона горизонта, где солнце заходит (Запад)
  •  Деревянная рейка для определения глубин и высот определенных участков земной поверхности (Нивелир)
  •  Короткие линии на плане местности, которые показывают направление склона (Бергштрихи)
  •  Что является азбукой плана местности? (Условные знаки)

YІ. Подведение итогов работы. Оценивание.

  •  Что же вы научились делать, изучив тему «План местности»?
  •  Людям, каких профессий могут понадобиться знания о плане местности?
  •  Где и в каких условиях вы можете воспользоваться знаниями о плане местности?
  •  В каких учреждениях нашего города используют план местности? Для чего?

    Теперь мы с уверенностью можем сказать, что знания темы «План местности», нужны каждому человеку. И тогда каждый из нас сможет беспрепятственно преодолеть любые преграды.

Карточка заданий и контроля

1-вариант

Фамилия имя  ___________________________     класс

Задания, решения

Количество балов

1

1: 7500000       

1: 30000         

1: 500000       

2

«С-З» - А=135 

«Ю-В» - А=140

«С» - А=360                                 

3

Изобразите холм с помощью горизонталей, если его высота 25 м, С-В склон холма крутой, Ю-З - пологий  

4

Атлас стр. 11, определите в каком направлении, на каком расстоянии от электростанции находится поселок Дибровка

Корригирующая оценка учителя

 

Карточка заданий и контроля

2-вариант

Фамилия имя  ___________________________     класс

Задания, решения

Количество балов

1

1: 1000000        

1: 350000           

1: 100000             

2

«С-В» - А=135

«С» - А=0

«З» - А=90

3

Изобразите впадину с помощью горизонталей, если ее глубина 25 м, С-В склон впадины пологий, Ю-З - крутой

4

Атлас стр. 11, определите в каком направлении, на каком расстоянии от электростанции находится поселок Дибровка

Корригирующая оценка учителя

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53145. Сценарій проведення виховного заходу з учнями 5 класу “Посвята в гімназисти” 41 KB
  Місце проведення: актова зала гімназії Обладнання: державні символи атрибути навчального закладу емблема 5Б класу мультимедійний проектор музичний центр.1: У гімназії Слов’янській Всі ми діти всі єдині Вчителі як ті батьки Нас навчають залюбки.1: Сьогодні у 5Б Слов’янської гімназії свято. А чи знаєте ви що гімназії завжди були в історії культури України символом освіченості чистоти та гідності.
53146. Интегрированный урок по русскому языку, природоведению, внеклассному чтению в 4 классе на тему: «Главного глазами не увидишь….» 59 KB
  Цель: Расширить представление учащихся о частях речи, о роли прилагательных в поэтической речи, совершенствование навыков быстрого выразительного чтения. Развитие воображения, наблюдательности, памяти, образного мышления, речи, умения слушать учителя, самостоятельно работать в группах, точно высказывать свою мысль, делать анализ прочитанного. Воспитывать чувство дружбы, отзывчивости.
53148. Глобальні проблеми людства 38 KB
  Річ у тім що паралельно з ним виникає і загострюється ряд проблем які безпосередньо зачіпають інтереси усього людства. Проблеми ці отримали назву глобальних тобто таких що охоплюють не якусь одну країну або групу країн а планету в цілому. Виникла навіть самостійна галузь знань – глобалістика яка вивчає найзагальніші планетарні проблеми сучасного і майбутнього розвитку людської цивілізації.
53150. Веселі гномики 38.5 KB
  Тема: Веселі гномики Автор: Шевченко Марина Михайлівна вихователь ДНЗ №23 Дзвіночок м. Вихователь: Гномикиви дуже гарний настрій подарували нашим гостям. Гномики вас ліс вітає Снігуроньку відшукаєм Вихователь: Ось ми і прийшли на лісову галявину. вихователь індивідуально активізує кожну дитинузапитує про колір Молодціпогляньте яка красива в нас ялинка Давайте поплескаємо в долоні Ялинка запалюється вогниками Вихователь: Йдемо далі.
53151. Година спілкування «Наше дозвілля або Не перемикайте канал!» 69 KB
  Обладнання: анкета програми телебачення фішки вислови мікрофон Зміст роботи І. Кореспондент – Це я зараз запитаю в Можливі відповіді: дізнатись про активне змістовне цікаве дозвілля; як впливає телебачення на здоров’я учнів; продемонструвати своє захоплення і т. Спецрозслідування Ведучий – Доброго дня наші глядачі якщо його можна назвати добрим На нас чекає розслідування: Скільки часу вбиває телебачення робота в групах: 1 у програмі телебачення підкреслити передачі що допомагають розвитку дітей; 2 у програмі...
53152. Як не захворіти на грип та застуду 52 KB
  Обладнання: плакат зараження грипом повітрянокрапельним шляхом малюнки Віруси марлева пов'язка мікроскоп костюм лікаря костюм Зайчика до інсценізації казки Зайчик застудився фотоілюстрації лікарських рослин магнітола телевізор. Поради лікаря А зараз до вашої уваги члени гуртка У світі казки чарівної пропонують казочку Зайчик застудився Зайчик застудився Ведучий: Ось в цій хатці під сосною І улітку і зимою Жив собі маленький Зайчик Жвавий сірий побігайчик з'являється Зайчик чхаєкашляє ойкає Дівчинка: Зайчик...
53153. Година цікавої математики, присвячена Дню космонавтики 148 KB
  Небо зорями рясніє Таємниче і глибоке Всесвіт нам бентежить мрії Спонукаючи до дії Розум радує і око. Інтернет зв'язок мобільний Телебачення прогноз Спілкування з світом вільне Змінює життя всерйоз Учитель: слайд 3 Дорогі діти сьогодні ми з вами зробимо екскурсію в історію освоєння космонавтики. І так ми вирушаємо у подорож слайд4 МАПА ПОДОРОЖІ. слайд 5 Перший конкурс присвячений датам з історії освоєння космосу.