57547

План местности

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Оборудование: ЛОС План местности Абсолютная высота точек. Горизонтали; Компьютер проектор; Компьютерная презентация План местности; Атласы компас; Карточка заданий и контроля Линейка карандаш.

Русский

2014-04-13

67.5 KB

4 чел.

Урок географии в 6 классе  «План местности»

Цели урока: 

  •  обобщить знания учащихся по теме «План местности»; проверить и оценить знания, умения и навыки, приобретенные при изучении темы;
  •   развивать у учащихся географическое мышление, самостоятельность, умение применять теоритические знания на практике;
  •   воспитывать внимание, любознательность, интерес к географическим наукам, чувство коллективизма и доброжелательности.

Оборудование: 

  •  ЛОС «План местности», «Абсолютная высота точек. Горизонтали»;
  •  Компьютер, проектор;
  •  Компьютерная презентация «План местности»;
  •  Атласы, компас;
  •   Карточка заданий и контроля,
  •  Линейка, карандаш.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Структура урока

І. Организационный момент.

  1.  Приветствие.
  2.  На доске записано дату и тему урока.

ІІ. Сообщение темы и целей урока.

Вводное слово учителя:

- Бывало, в сказках старый столб вещал богатыря;

Пойдешь направо – конь падет, налево – сгинешь сам,

А прямо – ждет тебя успех на всем твоем пути!

А что поможет вам теперь путь правильный найти?

Расскажет, что, и почему, и где в пути вас ждет,

Как только дружный ваш отряд отправится в поход?

(Учащиеся дают ответ)

   Правильно ребята! Это план местности. Мы завершили изучение темы «План местности», и на сегодняшнем уроке подведем итог нашей работы, проверим прочность наших знаний и умений применять их на практике.

  При ответах на вопросы, вы можете пользоваться листами опорных сигналов, которые размещены на доске. Практические задания вы будете выполнять на карточках заданий и контроля, здесь же, после коллективной проверки задания, вы выставляете количество балов за каждый правильный ответ.

ІІІ. Обобщение знаний, умений и навыков

  1.  Фронтальная беседа
  •  - Что мы называем местностью?
  •  - Как можно изобразить местность?
  •  - что такое план местности?
  •   - Что такое масштаб?
  •   - Какие виды масштаба вы знаете?

  1.  Практическое задание №1   (слайд №1 с заданиями на экране)

            Перевести из числового масштаба в именованный (в км)

1-вариант

2-вариант

  •  1: 7500000       ( в 1см – 75 км)
  •  1: 30000         (в 1 см – 0,3 км)
  •  1: 500000       (в 1 см – 5 км)
  •  1: 1000000        (в 1 см – 10 км)
  •  1: 350000           (в 1см – 3,5 км)
  •  1: 100000             (в 1 см – 1 км)

Взаимопроверка, выставление балов в карточку (слайд №2 с ответами  на экране).

  1.  Интерактивная  беседа.

Для того, чтобы составить план местности, нужно уметь ориентироваться на местности.

  •  Что значит ориентироваться на местности?
  •  Назовите основные стороны горизонта.
  •  Назовите промежуточные стороны горизонта.
  •  Что такое азимут?
  •  Какие способы ориентирования на местности вы знаете?

  В книге Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» летчик Алексей Маресьев, очутившись в густом лесу в 50-ти километрах от линии фронта без карты и компаса, ясно представлял, в какую сторону нужно идти, так как умел ориентироваться по солнцу и местным признакам.

Примеров, умения находить направление на местности без помощи инструментов, можно привести очень много.

  1.  Практическое задание №2  (слайд №3 с заданиями на экране)

Определить, в каких случаях стороны горизонта соответствуют указанному азимуту:

1-вариант

2-вариант

  •  «С-З» - А=135 
  •  «Ю-В» - А=140
  •  «С» - А=360                                 
  •  «С-В» - А=135
  •  «С» - А=0
  •  «З» - А=90

Взаимопроверка, выставление балов в карточку  (слайд №4 с ответами  на экране).

  1.  Игра «Топографические знаки»

  Ориентироваться вы умеете. А умеете ли вы читать условные знаки? Знаете ли вы какие требования существуют к условным знакам?

Условные знаки очень просты,

Напомнят предмета они нам черты,

Проверить хочу я, кто же из вас,

Справится с ними как «ас».

    Учитель демонстрирует на экране слайды с топографическими знаками, а учащиеся объясняют их.

  1.  Рассказ учителя

      Поверхность Земли неровная, как же точно изобразить высоту холмов и глубину впадин?

     В Кронштадте на мосту Обводного канала установлена металлическая пластина с горизонтальной чертой, указывающей нуль водомерной рейки. Именно Балтийское море является высотным началом нивелирных работ в странах СНГ.

Беседа

  •  Какой бывает высота географических объектов?
  •  Что такое относительная высота?
  •  Что такое абсолютная высота?
  •  Как называются линии, соединяющие точки с одинаковой абсолютной высотой?
  •  Что такое бергштрихи?

  1.  Практическое задание №3 (слайд №5 с заданиями на экране)

1-вариант

2-вариант

Изобразите холм с помощью горизонталей, если его высота 25 м, С-В склон холма крутой, Ю-З - пологий  

Изобразите впадину с помощью горизонталей, если ее глубина 25 м, С-В склон впадины пологий, Ю-З - крутой

Взаимопроверка, выставление балов в карточку (слайд №6 с изображением холма и впадины на экране).

  1.  «Найди ошибку» (слайд №6 на экране, топографическая карта выполнена с ошибками)

  Перед вами находится план местности, но человек, который его составил, по незнанию или специально, сделал много ошибок. Наша задача: найти эти ошибки.

  1.  Практическое задание №4 (слайд №6 с заданием на экране)

   Следующее задание – это работа с атласом. Откройте атлас на странице 11, определите в каком направлении, на каком расстоянии от электростанции находится поселок Дибровка.

Взаимопроверка, выставление балов в карточку (слайд №4 с ответами  на экране).

  1.  Географическая викторина
  •  Модель земного шара с очертаниями суши и водных пространств (Глобус)
  •  Прибор, указывающий направление сторон горизонта (Компас)
  •  Сторона горизонта, где Солнце восходит (Восток)
  •  Умение определять на местности стороны горизонта (Ориентирование)
  •  Сторона горизонта, противоположная югу (Север)
  •  Часть земной поверхности, которую мы видим вокруг себя на открытой местности (Горизонт)
  •  Сторона горизонта, где солнце заходит (Запад)
  •  Деревянная рейка для определения глубин и высот определенных участков земной поверхности (Нивелир)
  •  Короткие линии на плане местности, которые показывают направление склона (Бергштрихи)
  •  Что является азбукой плана местности? (Условные знаки)

YІ. Подведение итогов работы. Оценивание.

  •  Что же вы научились делать, изучив тему «План местности»?
  •  Людям, каких профессий могут понадобиться знания о плане местности?
  •  Где и в каких условиях вы можете воспользоваться знаниями о плане местности?
  •  В каких учреждениях нашего города используют план местности? Для чего?

    Теперь мы с уверенностью можем сказать, что знания темы «План местности», нужны каждому человеку. И тогда каждый из нас сможет беспрепятственно преодолеть любые преграды.

Карточка заданий и контроля

1-вариант

Фамилия имя  ___________________________     класс

Задания, решения

Количество балов

1

1: 7500000       

1: 30000         

1: 500000       

2

«С-З» - А=135 

«Ю-В» - А=140

«С» - А=360                                 

3

Изобразите холм с помощью горизонталей, если его высота 25 м, С-В склон холма крутой, Ю-З - пологий  

4

Атлас стр. 11, определите в каком направлении, на каком расстоянии от электростанции находится поселок Дибровка

Корригирующая оценка учителя

 

Карточка заданий и контроля

2-вариант

Фамилия имя  ___________________________     класс

Задания, решения

Количество балов

1

1: 1000000        

1: 350000           

1: 100000             

2

«С-В» - А=135

«С» - А=0

«З» - А=90

3

Изобразите впадину с помощью горизонталей, если ее глубина 25 м, С-В склон впадины пологий, Ю-З - крутой

4

Атлас стр. 11, определите в каком направлении, на каком расстоянии от электростанции находится поселок Дибровка

Корригирующая оценка учителя

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29620. Виды эксперимента. Мысленный эксперимент в социологическом исследовании 42 KB
  Существует несколько видов эксперимента среди которых чаще всего выделяют: лабораторный полевой натурный мысленный Мысленный эксперимент проводится в логике натурного эксперимента допосле с контрольной группой. Этапы: Разделение всего массива анкет на 2 группы – экспериментальную и контрольную. Выделение этих двух групп происходит следующим образом: в экспериментальную группу попадают те анкеты в которых отмечены положительные пункты шкалы интереса 1 и 2.
29621. Организационно-логический план эксперимента 21.5 KB
  В социологических исследованиях используются четыре организационнологических плана исследования: Эксперимент допосле без контрольной группы. Эксперимент допосле с контрольной группой. Эксперимент только после с контрольной группой. Эксперимент якобы допосле с контрольной группой.
29622. Способы выравнивания групп в социологическом исследовании 33.5 KB
  Мужчина 40 лет 10 классов образования; Женат; Слесарь 3го разряда.А; Женщина; 8 классов образования; 32 года; замужем; контролёр 2го разряда.П; Мужчина; 10 классов образования; 40 лет; Женат; Слесарь 3го разряда.А; Женщина; 8 классов образования; 32 года; замужем; контролёр 2го разряда.
29623. Социометрический опрос в социологическом исследовании. Назначение, опыт использования 23 KB
  Производственные критерии – это критерии позволяющие выяснить межличностные взаимоотношения на уровне структуры производственной учебной деятельности Например: Кого бы Вы выбрали напарником Непроизводственные критерии – это критерии являющиеся показателями межличностных отношений в коллективе С кем Вы хотели бы пойти в поход. Прогностические критерии – это критерии позволяющие выяснить структуру ожидания отношений членов коллектива согласно представлениям респондентов. Респонденту предлагается ответить на вопрос кто из членов...
29624. Процедура проведения социометрического опроса 27 KB
  Теперь исходя из практики исследований оптимальным принято считать численный состав малой группы в 1020 человек. При социометрическом опросе каждому опрашиваемому вручается социометрическая анкета социометрическая карточка и список членов социометрируемой группы. Для удобства работы и простоты последующей обработки фамилии членов группы шифруются или кодируются номером в списке группы. Проранжируйте пожалуйста членов Вашей группы по степени симпатии к ним сначала назовите самого близкого для Вас товарища потом менее близкого и т.
29625. Обработка данных социометрического опроса: социометрическая матрица 31.5 KB
  Персональные социометрические индексы – это отражение индивидуальных социальнопсихологических свойств личности проявляющихся в отношении к членам группы. Социометрический статус – персональный социометрический индекс отражающий отношение членов группы к каждому её представителю выбор отвержение опускание. Персональный социометрический статус вычисляется по формуле: Ci = где Ci социометрический статус R и R положительные и отрицательные выборы полученные i членом группы. N – число членов группы Индекс эмоциональной...
29626. Обработка данных социометрического опроса: социограммы 26.5 KB
  Графическое изображение связей внутри коллектива устанавливаемых на основании выбора называется социограммой. Его выделение важно при изучении функциональных связей рабочего коллектива или эмоциональнопсихологических связей симпатий внутри коллектива. Связь между двумя элементами – Диада структура очень часто наблюдаемая в небольших коллективах например в форме совместной деятельности а также как дружеские и доверительные связи между двумя людьми. В круговых социограммах все члены коллектива располагаются по окружности внутри...
29627. Метод тестов в социологическом исследовании. Назначение, опыт использования 23.5 KB
  Родоночальник Кендал Тесты :1 гомогенные отдельные св ва личности система заданий в которых чел должен выбрать конкретный вариант поведения 2 гетерогенные – оценивают совокупность личностных свв в соответствии с теорией. Изменения в тесты не рекомендуется делать. Проективная методика и тесты это совть методик основ. На результатов интерпретации Могут делиться на ряд групп: А Ассоциативные тесты анализ ситуации Методика незаконченных предложений Методика симантический дифференциал Б интерпретационные тесты – тест ТАД истолкование...
29628. Обработка данных социологического исследования: метод группировки 24.5 KB
  Простая группировка это классификация или упорядочение данных по одному признаку. Перекрестная группировка это связывание данных предвари тельно упорядоченных по двум признакам свойствам показате лям с целью: а обнаружить какието взаимозависимости; б осуществить взаимоконтроль показателей сформировать новый составной показатель определить направление связей влияния одного явления на другое. Анализ эмпирических данных согласно теоретической типологии предпо лагает вопервых определение частот распределения по каждому типу;...