57556

Богатырская тематика в изобразительном искусстве и музыке (А. П. Бородин – В. М. Васнецов)

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Тип урока: интегрированный изобразительное искусство музыка биология продолжительность 90 мин. Организационный момент 2 мин. Изучение материала мотивация учебной деятельности подготовка к восприятию материала...

Русский

2014-04-13

81 KB

1 чел.

Интегрированный урок по изобразительному и музыкальному искусству в 5 классе (Ю.Ю. Бецун, Л.Ф. Повх)

Тема:  «Богатырская тематика в изобразительном искусстве и музыке» (А. П. Бородин – В. М. Васнецов)

Цель: 

1.     Формировать умение создавать образ богатыря на основе эмоционально – звукового восприятия, пользуясь законами цветоведения; показать влияние музыки на создание образа; сравнивать средства музыкальной и живописной выразительности.       

2.      Научить передавать свое настроение в образе; развивать зрительную память, ассоциативное мышление, умение анализировать произведения изобразительного и музыкального искусства; совершенствовать приемы изобразительного искусства в раскрытии образа и характера.                                                                                                       3.     Воспитывать любовь и доброжелательность к традициям русского народа, чуткость, способность видеть душевную красоту.

Тип урока:  интегрированный (изобразительное искусство, музыка, биология, продолжительность 90 мин.)

Структура:

1. Организационный момент  (2 – мин.)

2. Изучение материала (мотивация учебной деятельности, подготовка к восприятию       материала) (20 – мин.)

       -  первичное усвоение нового материала (15 – мин.)

      - актуализация опорных знаний,  умений, представлений  та чувственного опыта                      (20 –  мин.)

3. Практическая работа (осмысление новых знаний, умений; контрольно-корректирующий этап)  (20 – мин.)

4. Итог урока  (13 – мин.)

Оборудование:

Аудио:

1. В. Городовская  «Памяти Есенина»  (в исполнении  Национального  академического  оркестра народных инструментов России им. Н.П. Осипова).

2. А.П. Бородин  «Маленькая сюита» № 5  «Грезы» (в исполнении Государственного академического  симфонического  оркестра  СССР, дирижер Евгений Светланов).

3. А.П. Бородин  Симфония № 2 си минор "Богатырская" (в исполнении Государственного академического  симфонического  оркестра  СССР, дирижер Евгений Светланов).

Интерактивная  доска:

1. Надпись  «Богатырь! Кто он?».

2. Репродукция В. М. Васнецова «Три богатыря».

3          Портреты  В.М. Васнецова и А.П. Бородина.

Материалы ИЗО:

1.         Гуашь, кисти, бумага

2.          Графический материал (мелки, маркеры, фломастеры).

3.          Бумага для аппликации, клей ПВА, ножницы, оракал.

Видео  сопровождение:

1.  Андрей Кончаловский. Документальный  цикл передач: «Стоит вспомнить»  «Александр Бородин» (2 мин.)

2. Эпизод из кинофильма  режиссера Вадима  Дербенева «Воскресный музыкант»

( исполнение «Богатырской» симфонии А.П. Бородина  симфоническим оркестром Лениградской государственной филармонии под управлением Ю.Темирканова) (2 мин)

3. Песочная анимация в  музыкальном сопровождении  «Улетай на крыльях ветра» А Бородин ( демонстрация на экран). (2 мин.)

Ход урока

І.  Организационный момент.

ІІ. Изучение материала (мотивация учебной деятельности).

  1.  Слово детям:

Музыка, чтение стихов

Ведущ:…Широко ты, Русь, по лицу земли

В красе царственной развернулася!

У тебя ли нет богатырских сил,

Старины святой, громких подвигов?

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!.

Учитель муз. Давно это было, да и в наше время не перевелись ещё богатыри…

На экране слова:   «Богатырь! Кто он?»

Учитель ИЗО. Герой  русских былин,

Учитель муз.  Воин, отличающийся необычайной силой, удалью, мужеством,

Учитель ИЗО. Рослый, крепкого сложения, физически сильный человек,

Учитель муз.  Защитник Родины

Учитель ИЗО. Богатыри и витязи — былинные образы героев древних славянских племен.        

Учитель муз.  Удивительные песни-сказания народ создал о богатырях в незапамятные времена,  и они переходили из уст в уста, от поколения в поколение.

Учитель ИЗО. Воинские доблести и добрый, честный нрав составляют главнейшие черты русского богатыря, но при этом они ещё и патриоты. Богатыри стояли на страже Руси, на заставе.

Учитель муз.  Вообще народ идеализирует своих богатырей, славит такие их качества: силу, ловкость, тяжёлую походку, оглушительный голос, продолжительный сон…

Учитель ИЗО. Элемент «чудесного»  играет большую роль в судьбах богатырей: они часто встречаются с добрыми и враждебными сверхъестественными силами.

Вед.1 На солнце светятся как золото, щиты.

 Богатыри глядят в степную даль, в пустыню:

Илья – крестьянский сын, Алёша и Добрыня!  

Вед.2: И кони их молчат. У конских ног цветы

Раскинулись, дрожат. Полынью пахнут травы.

Богатыри стоят у киевской заставы.

Слово учителя (ИЗО)

Учитель (ИЗО).  Рассказ о картине Васнецова

Васнецов Виктор Михайлович (Viktor Mikhailovich Vasnetsov, 1848–1926), великий русский художник, один из основоположников русского модерна в его национально-романтическом варианте. Родился в селе Лопьял (Вятская губерния) 3 (15) мая 1848 в семье священника. Учился в духовной семинарии в Вятке, затем в рисовальной школе при Обществе поощрения художеств в Петербурге, где наставником Васнецова был Иван Николаевич Крамской и в петербургской Академии художеств. В.М. Васнецов - основоположник особого «русского стиля». Живописец Васнецов преобразовал русский исторический жанр, соединив мотивы средневековья с волнующей атмосферой поэтической легенды или сказки. Среди этих живописных былин и сказок Васнецова – картины "Витязь на распутье", "Три царевны подземного царства", "Аленушка", "Три богатыря" и др.

Картина «Три богатыря»  Васнецов написал в 1898 году, над этим поистине исконно русским живописным шедевром он трудился около двадцати лет. Произведение «Три богатыря» самое значительное  в творчестве Васнецова, в русской живописи,  ни один художник не уходил так глубоко как Васнецов, отдавая себя полностью былинно -  эпическим сюжетам. После окончания работы над  «Тремя богатырями», оно  было куплено Павлом Михайловичем Третьяковым и сегодня шедевр находится в Третьяковской галерее.

Три богатыря гордо стоят на холмистой равнине под хмурым пасмурным небом отчизны, в любой момент наши богатыри готовы отразить врага и защищать свою любимую родину матушку Русь. Если сегодня картина «Три богатыря» состоит и двух слов, то у Васнецова название картины было довольно таки длинным, как и задумывал сам мастер: Богатыри Алеша Попович Илья Муромец и Добрыня Никитич. На картине В. М. Васнецова богатыри – могучие, храбрые люди, защитники отечества. Они зорко смотрят вдаль, так как стерегут границы Руси. И эти три могучих человека готовы вступить в битву с врагами Руси в любую минуту. Они исполняют свой богатырский долг и уверены в правоте своего дела. Выражение их лиц серьёзное, хладнокровное, взгляд грозный. Этих трёх богатырей зовут Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович. Все эти смельчаки полны достоинства, величавы и очень собраны, готовы биться в любой момент не на жизнь, а на смерть. Они очень уверены в себе и готовы умереть за Русь.

Илья Муромец -  русский былинный герой. Он самый сильный и мудрый из троих.  Илья Муромец  сидит на черном коне и  вглядывается в даль, а  из под мускулистой руки свисает тяжелая булатная палица, в другой руке острое копье наготове. Слева от Ильи Муромца на белом коне грозно вынимает свой тяжелый богатырский меч Добрыня Никитич. От одного только вида этих первых двух богатырей враг может вздрогнуть и повернуть обратно. Справа от Ильи Муромца на красно - золотистом коне сидит Алеша Попович, который  держит меткий лук, от стрелы которого ни один враг не увернется, его сила кроется в его хитрости и смекалке. Этой велико - русской троице с ним никогда не будет скучно, в часы отдыха он может и на гуслях поиграть. Характеры трех богатырей переданы Васнецовым воистину непререкаемо, в них отражено величавое спокойствие,  в котором присутствует дух правого дела, пресечь который никому не позволено.

Илья Муромец – герой былин – расположен в самом центре картины. Крестьянский сын из села Карачарово из города Мурома – самый старший и могучий богатырь. Он не богат, но по нему видно, что он не нуждается в богатстве. Одет он просто. На Илье Муромце простая кольчуга, грубая серая рукавица и самые обычные сапоги в цвет коричневым штанам. Он легко держит палицу, которая весит более четырёхсот килограмм. Также Илия Муромец держит большое копьё, которое помещено в центр картины, это говорит о том, что он может справиться с таким большим оружием. Его крестьянское происхождение видно по его лицу. Оно широкое с большими скулами. Он зорко смотрит в сторону. Его глаза очень серьёзны, а брови нахмурены. Илья Муромец сидит на могучем вороном коне. Конь его тяжёл, как земля, и очень красив. Этот конь под стать хозяину. Сбруя у коня красивая, и,  кажется, что, когда он скачет, звенит бубенчик. Конь смотрит с лёгким укором туда же, куда и хозяин. Я думаю, что Илья Муромец хорошо заботится о своём коне, так как он ухожен, бодр и велик.

 Добрыня Никитич – сын рязанского князя – находится слева от Ильи Муромца. Он богат. На нём надета богатая кольчуга, его щит украшен жемчугами, золотые ножны и рукоять меча. Его орлиный взгляд суров. Его борода ухожена и длинна. Он дальновиден. Добрыня Никитич моложе Ильи Муромца. Его конь красив и бел. Его сбруя превосходно смотрится на нём, да и притом она очень богата. Грива скакуна, как женские волосы, ухоженная и развевается на ветру. В некоторых былинах говорится, что коня зовут Белеюшка. Этот конь быстр, как ветер. Он словно говорит хозяину, что враг близко.

 Алёша Попович родился в семье священника. Одет он не богато, но и не бедно. Его кольчуга и шлем блестят. Он самый молодой и без бороды. Алёша худой. Его взгляд слегка косит в сторону. Взгляд его лукав, так как, похоже, что он замышляет какую-то хитрость. Он держит своё любимое оружие – лук. Лук у него разрывчатый, тетивочка каленая, а стрела быстрая. Он возит с собой гусли. Сидит Алёша Попович на рыжем коне с белым пятнышком на лбу. Его грива светла, красива и ухожена. Конь богатыря горяч как огонь.

Актуализация опорных знаний (ИЗО)

  1.  Какие жанры живописи  вы знаете? (Потрет, пейзаж, натюрморт).
  2.  К какому жанру относится картина «Три богатыря»?  (Портрет).
  3.  Опишите, какой это портрет: по характеру (женский,  мужской, детский ); по числу изображенных персон (индивидуальный-один, двойной-два, групповой-более двух); в зависимости от размера (миниатюрный, в полный размер, малоформатный).
  4.  Какие виды портрета вы еще знаете? (парадные  и камерные). 

Учитель муз.  Давайте представим  живопись и музыку как двух сестер, близких по воздействию на эмоциональный мир человека.  Мы познакомились с тремя богатырями на полотне художника Васнецова, композитора Александра Порфирьевича Бородина  также вдохновляла эта тема.  Стоит узнать, стоит услышать, стоит вспомнить…

Видеоролик «Стоит вспомнить» (2 мин.)

Учитель муз.  И всё же реальность такова, что Бородин был, прежде всего, учёным. В этом вопросе мы обратились к эксперту.  Итак,  пожалуйста…

Учитель химии  (О Бородине-учёном с практическим опытом).

Слово учителю ( химия)

Приветствую вас. Сегодня на уроке вы много  узнали много об известном композиторе                А.П. Бородине. Чудесный композитор, известная личность… Он в идеале владел английским, немецким и французским языками. Свободно общался на итальянском языке. В восемь лет он  сочинил концерт для фортепиано, а в девять – польку. О нем говорили : «Особого внимания заслуживают сочинения одаренного 16-ти летнего композитора Александра Бородина. Мы охотно приветствуем это национальное дарование, ведь на поприще композитора начинается не полька и мазурка, а трудом положительным, отличающий в сочинении тонкий эстетический вкус и поэтическая душа».  Знали бы они, что комната этого дарования была вся  заставлена колбами, пробирками, горелками и прочими химическими принадлежностями. Именно химия, а не музыка более всего привлекала его, она и стала его профессией.

- Что же такое  химия? Что это за наука? (Химия - это наука о веществах и их превращениях ).

Химический опыт

Перед вами два вещества. Давайте опишем их свойства (учащиеся описывают свойства предложенных веществ). Теперь сольем  эти вещества вместе. Произошла реакция, как вы объясните, почему она произошла? (Учащиеся объясняют результат реакции). Итак, Александр Бородин изучал химию – науку о веществах и их превращениях. Особое внимание он уделял ядовитым соединениям, таким как мышьяк и фосфорная кислота.

- Что обозначает слово мышьяк?  (вещество, которое убивает все от мыши до яка).

Вечерами Александр  Бородин встречался со своими друзьям :  Д.И. Менделеевым,                        А.М. Бутлеровым, И.М. Сеченовым. Они общались, пели романсы, читали стихи, слушали музыку. Одним из друзей был и С.П. Боткин. Болезнь Боткина (гепатит) названа в честь его открытия.       А.П Бородина знают как профессора медицинской хирургической академии в Санкт - Петербурге, как известного творца оперы «Князь Игорь», но ее он не успел закончить, жизнь оборвалась            27 февраля 1887 года. На памятнике  Александра Бородина выгравированы нотные знаки, а в ограждение  вплетены химические формулы. Так кто же такой Бородин? Химик или композитор? Ответ вы попробуете найти в конце урока.

Учитель муз.  Удивительная вещь: как один человек  гениален  и в науке и в искусстве. Для занятий музыки у него оставались лишь редкие часы досуга.

Цитата под фоновую музыку

«Дни, недели, месяцы, зимы проходят при условиях, не позволяющих и думать о серьезном занятии музыкою,— писал он—... Некогда перестроить себя на музыкальный лад. Я могу писать музыку, только когда болен. На этом основании мои музыкальные товарищи, вопреки общепринятым обычаям, желают мне постоянно не здоровья, а болезни.»

     Фамилия Бородина образована от прозвища Борода. Так обычно называли человека, носившего длинную бороду.

     С ранних лет Александр Порфирьевич проявил незаурядные способности и интерес к музыке. Творческое наследие Бородина сравнительно невелико по объёму, но является ценнейшим вкладом в сокровищницу русской музыкальной классики. Он писал романсы, фортепианные пьесы, камерно-инструментальные ансамбли.  Для музыкального совершенствования Бородин был послан за границу, где провел три года.

       В произведениях Бородина отчётливо проходит тема величия русского народа, любви к родине, свободолюбия. Музыка его отличается эпической широтой, мужественностью. Необычайная цельность творчества Бородина связана с тем, что через все его основные произведения проходит одна ведущая мысль — о богатырской мощи, скрытой в русском народе.

     Наиболее значительное произведение Бородина — опера «Князь Игорь».  Источником для либретто послужил памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Из-за большой загруженности научной и педагогической работой Бородин писал медленно. Опера создавалась в течение 18 лет.

Но сейчас мы поговорим о его знаменитой симфонии № 2. В симфоническом жанре работали многие композиторы.  

Актуализация опорных знаний (музыка)

  1.  Подскажите мне их имена….
  2.  Давайте вспомним, что такое симфония?

Вторая симфония Бородина идеально соответствует своему названию. «Богатырская».  Эта симфония рождалась вместе с делом жизни Александра Бородина, вместе с оперой «Князь Игорь»: оба этих сочинения посвящены одной теме – благородству и величию русского богатыря, хозяина русской земли и ее защитника.

    Первая тема симфонии могла бы стать девизом и творчества Бородина и всей русской музыки. Это тема-утверждение, тема-приказ, неуклюжий и монолитный. Такое вступление может открывать «Повесть временных лет» или другие «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой».

Слушание основной темы симфонии(1 мин.)

Вся первая часть «Богатырской» – это вариации на главную тему, рядом с которой все остальные мотивы выглядят отрывочно, как бы оттеняя её. И мелькнувший было наигрыш «скоморохов», и мелодия «белых лебедушек», девичий напев – все меркнет перед темой-девизом и ее вариантами. То слышится суровая мужская пляска, то тревожное ожидание-«засада», то резкие удары мечей или скачка витязей в поле.

Видеоролик «Богатырская симфония» (эпизод из кинофильма «Воскресный музыкант» - 2 мин. )

Учитель муз. В музыке 1-й части явно читается образ Ильи Муромца, «сиднем- сидевшего» тридцать лет и наконец,  проявившего всю свою силищу.

И образ молодого Добрынюшки  Никитича, подстерегающего грозного врага, Змея Горыныча.

И образ Алёши Поповича, перехитрившего силу нечистую, Тугарина Змея.

Физкультминутка  (1 мин.)

Стихи детей о богатырях (творческое домашнее задание)

Вед 1:  ИЛЬЯ МУРОМЕЦ!

Как завидел его и Соловей – разбойничек,

Засвистел тут Соловей по – соловьиному,

Закричал, собака, и по- звериному.

Зашипел, проклятый, по- змеиному,-

Так все травушки – муравы уплеталися,

Все лазоревы цветочки осыпалися,

А что есть людей вблизи, так все мертвы лежат.

А у старого казака Ильи Муромца

Ай конь на корни спотыкается,

А у старого казака Ильи Муромца

Его и сердце богатырское не сдрогнуло,

А берет он в руки плеточку шелковую,

А удары давает все тяжелые…

Да берет он свою стрелочку каленую,

Да и спустил тетивочку шелковую,

Его тую ль стрелочку каленую,

А попало в Соловья – разбойника,

А попало ему да во правый висок;

Она сбила Соловья да из сыра дуба.

Вед.2: ДОБРЫНЯ  НИКИТЫЧ!

Увидал только молоденький  Добрынюшка,

Увидал он на крутом берегу –

Тут лежит колпак да земли греческой.

Он берет тот колпак до во белы ручки,

Он с той ли со досадушки великой-

Да ударил он Змеища Горынища:

Еще пал – то Змей да на сыру землю,

На сыру – то землю пал – во ковыль траву!

Молодой Добрынюшка Никитич,

Он ведь смелый был и сноровистый.

Вед. 3: АЛЁША ПОПОВИЧ!

Да едет Тугарин по чисту полю,

Кричит он, рычит во всю глотку – то:

“Да хочешь ли, Алеша, я конем стопчу?

Да хочешь ли, Алеша, я копьем сколю?

Да хочешь ли, Алеша, я живьем сглону?”

На то да Алешенька ведь верток был –

Подвернулся под гриву лошадиную,

Смотрит собака по чисту полю:

“Да где же Алеша стоптан лежит?”

Да вдруг  Алешенька Попович млад,

Ох как  выскочит из-под гривы лошадиной,

Он махнул шалыгой подорожною -

Покатилась  голова с плеч, как пуговица,

 Свалился змей  да на сыру землю!

Учитель муз. Вот они какие, богатыри! Любая опасность им по плечу, любое препятствие по силам. И лишь одна задача порой ставит их в тупик – это камень со странными надписями.

Учитель ИЗО. Что это за камень?

Учитель муз. Ну, как положено во всех сказках, это камень, где написано: «Направо пойдешь..., налево пойдёшь…И выбор за тобой…»

           Песочная анимация учителя ИЗО под музыку А.П. Бородина «Улетай на крыльях ветра»(2 мин.)

           Викторина о богатырях (3-4 мин.)

           Физкультминутка  (1 мин.)

        ІІІ.  Практическая работа «Богатырь, какой он?» (20 мин.)     Оглашение условия задания. 

Под музыку А.П. Бородина «Богатырская симфония» дети выполняют практическое задание .                                      Контрольно – корректирующий этап практической работы.

Дети выставляют работы на доске.

          ІV. Итог урока (подведение итогов, демонстрация работ)

                          Вед. 1:  Э-ге-гей, честной народ! Наш девиз: «Всегда вперед!»

                       Верим мы в победу, как и наши деды.

         Вед. 2:  Богатырский дух отцов мы впитали с детства.

                       Потому и от врагов всегда найдём мы средство.

         Вед, 3:  Острый меч, да быстрый конь, лук и стрелы.

                       По дороге скачем мы –  воины смелые.

         Вед.4:   Перед нами целый мир, путь единый.

                       Настоящий богатырь –  очень сильный.

         Вед. 5:  И не славы мы хотим – нам другое важно:

                       Мамы, бабушки, девчонки под защитой нашей.

Песня в исполнении детей  «Богатырская сила» С. Намин (3 мин.)

Сюрприз для детей (богатырскую  кашу вносят  две «русские красавицы»  девочки 2 кл.)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80670. Коммуникационная политика в маркетинге 76.5 KB
  Планирование и контроль мероприятий ФОССТИС. Цель задачи и правила ФОССТИС Воздействие на покупателя заключающееся в убеждении последнего в том что приобретение именно данного товара выгодно и целесообразно осуществляется различными методами: рекламными посланиями проспекты объявления телевизионные фильмы и т. Все эти средства называются КОММУНИКАЦИОННОЙ ПОЛИТИКОЙ и известны в специальной литературе как средства ФОССТИС формирования спроса и стимулирования сбыта.
80671. Организация сбытовой сети и системы товародвижения в маркетинге 53 KB
  В понятие сбыта включаются факторы: транспортировка складирование хранение доработка продвижение к розничным и оптовым торговым звеньям предпродажная подготовка собственно продажа.Проблемы эффективности рыночного поведения и развития предприятия Наиболее тесно предприятие соприкасается с потребителем в системе сбыта. Руководить предприятием эффективно быть постоянно ориентированным на нужды потребителя СИСТЕМА СБЫТА комплекс состоящий из сбытовой сети предприятия и тех каналов сбыта которые ею пользуются для продажи товаров....
80675. Планирование культуры экономической организации 186.5 KB
  Планирование организационной культуры - вид планирования, в определенном смысле противоположный процессу и результатам финансового планирования. Если финансовое планирование имеет дело с предельно точными, конкретными величинами, то планирование культуры связано с наименее определенным, слабо контролируемым элементом внутрифирменной среды. Основу культуры составляют человек, его поведение