57594

Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: Выявить особенности поэзии периода Великой Отечественной войны и ее роли в грозные годы. Обучающие: дать обзор поэзии периода Великой Отечественной войны; показать что поэзия как самый оперативный жанр соединяла высокие и патриотические чувства...

Русский

2014-04-13

2.73 MB

31 чел.

Урок по литературе. 6 класс.

Тема: Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов.

Учитель русского языка и литературы Ермак И.В.

МОУ «СОШ с.Воскресенское»

Цели урока:  Выявить особенности поэзии периода Великой Отечественной войны и ее роли в грозные годы.

Обучающие: дать обзор поэзии периода Великой Отечественной войны; показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие и патриотические чувства с глубоко лиричными переживаниями лирического героя; показать, какой след оставила война в семьях учащихся.

Развивающие: развивать познавательные способности учащихся; коммуникативные и информационные компетентности; раскрывать творческий потенциал учащихся.

Воспитательные: способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся; воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну и ее народ.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: Оборудование: мультимедийная презентация «Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов», презентация «Художники о войне», подготовленная учениками выставка сборников стихотворений о войне; записи песен, портреты поэтов, видео презентация обучающихся.

Ход урока

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем!

                                                                                                                            А.Т.Твардовский

1. Организационный момент.

2.Сообщение темы урока. Цели и задачи. Музыка со слайдами о войне.

Слово учителя

- Ребята!  Какой праздник отмечает вся страна в мае?( День Победы в ВОВ)

- Война..Какие ассоциации вызывает  это слово? (Боль, страх, жертвы, победа, гордость…)

     Сегодня мы поговорим о подвигах поэтов, о поэзии, опаленной войной. На нашем уроке будут использованы и видеоматериалы, хроника тех событий, чтобы вы могли ярче себе представить те события, о которых пойдёт разговор.

     Учитель. Прошло более шестидесяти пяти лет, как отгремели последние залпы Великой Отечественной. Давно зачехлены пушки, заросли травой окопы и траншеи, но людская память трепетно хранит подвиги, совершавшиеся день за днём все долгие годы войны. Память о событиях военных лет, изменивших ход истории, не иссякает. Священная российская земля – вечная хранительница бессмертного подвига воинов Бреста и Ленинграда, Ладоги и Курской Дуги, Москвы и священной Сталинградской земли, городов-героев нашей Родины. (слайды городов героев)

               

           Ленинград                               Новороссийск                        Волгоград

     Все меньше остается среди нас ветеранов, которые могут рассказать о том , чем была война для нашей страны. К сожалению, Великая Отечественная война не была последней. Поэтому переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнуть к смерти, к голоду, потере близких. Они тревожатся за свою судьбу, судьбу своей Родины. Все эти чувства передает поэзия. Несмотря на то что, на войне не до искусства, без него ни на фронте, ни в тылу было не прожить, и поэзия была самым популярным жанром.

Ч

то говорили писатели о войне?

3. Работа творческих групп( проект). Проверка домашнего задания.

Учитель

  - Что вы знаете о поэтах военного времени?

1 группа.

-В первый же день войны писатели и поэты Москвы собрались на митинг. Выступили А.Фадеев, В.Лебедев-Кумач, А.Жаров. Фадеев решительно заявил:” Писатели Советской страны знают своё место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером”.

-Поэзия надела военную шинель с первых же дней войны. Уже на третий день по всей стране как призыв зазвучала песня на стихи Лебедева-Кумача “Священная война”. (Звучит второй куплет песни “Священная война”).

-Поэты и писатели выполнили свой патриотический долг. Они писали о самой войне во всей ее объемной полноте: о ее тяготах, сражениях, трагедии отступления на начальном этапе, о победных походах, о женщинах и детях на фронте, о партизанах.

Война вызвала творческий подъем самых разных поэтов: и признанных лириков, и молодых фронтовиков. (презентация о писателях войны)

Учитель - Сколько писателей и поэтов сражались на фронте?

2 группа

-Свыше 2 тысяч писателей и поэтов ушли на фронт. Они с оружием в руках защищали Родину, разделяя со всем народом страдания, опасности и лишения тех страшных дней.

-Они писали стихи и песни и поднимали боевой дух солдат.

-Более 400 писателей и поэтов пали смертью храбрых. Среди них ЮРИЙ КРЫМОВ, ИОСИФ УТКИН, АРКАДИЙ ГАЙДАР, молодые поэты ПАВЕЛ КОГАН, МИХАИЛ КУЛЬЧИЦКИЙ, НИКОЛАЙ МАЙОРОВ. 20 писателям было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

Учитель. -Какую роль в те суровые военные годы играла поэзия?

3 группа

-Стихи и песни звали русских людей на решительный бой с фашистами, укрепляли мужество защитников. Произведения Твардовского, Суркова, Берггольц, Тихонова, Ахматовой были рождены войной, заставившей каждого задуматься о Родине, о её прошлом, настоящем и будущем, о себе самом.  К.Симонов, М.Шолохов, В.Некрасов, В.Кондратьев, Ю.Бондарев, Василь Быков, Л.Леонов, В.Распутин, П.Жилин и этот список можно долго продолжать. Это те люди, глазами которых мы видим войну.

-Поэзия в годы войны занимала огромное место в духовной жизни миллионов людей. Она укрепляла веру в победу, в наши силы, помогала переносить испытания, то есть помогала людям жить. Это была яркая, сильная и многоплановая поэзия.

Многие военные стихи становились популярными песнями (“Священная война” В. Лебедев-Кумач, “Землянка” А. Сурков, М. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату», Лев Ошанин «Дороги», Булат Окуджава «Белорусский вокзал») (фрагменты песен)

Учитель Юные поэты - творческие личности есть и среди нас. Им слово.

4 группа

Война. Страшнее нету слова,

Вам скажет каждый человек.

И каждый воин, бес сомненья,

Запомнил ужас тот на век!

Солдаты помнят годы фронтовые,

Труднее в жизни не было времён.

Года для многих стали роковыми

Нельзя забыть нам подвиг тех племён.

На фронте и в тылу ковали

Победу люди миром всем:

Не спали, у станков стояли –

И ждали, ждали перемен…

(детская презентация с видеороликами  «Память о войне»)

Вывод учителя

     Мы все родом из войны. И те, кто воевал, и те, кто никогда не видел собственными глазами её ужасов. Поэтому она была, есть и останется одна на всех, но каждому своя.

Да, ребята, десятки тысяч страниц насчитывает литература о Великой Отечественной войне. В художественных и документальных произведениях есть всё: героизм бойцов и командиров, самоотверженность тыла, бесстрашие партизан, горечь поражения и радость побед.

     Литература тех лет и называется литературой подвига, потому что её творцы разделили судьбу и подвиг народа.

4. Чтение и анализ стихотворений программы урока.

А) К.Симонов. К. Симонов(1915-1979) – известный поэт, прошедший всю войну корреспондентом газеты “Красная звезда”. Он не по наслышке знает о войне, он знал ее “изнутри”. В первые месяцы войны, когда было особенно тяжело, было написано стихотворение “Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…” и посвятил его поэту А.Суркову (слайд)

Прослушивается грамзапись

стихотворения “Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины.”

Вопросы:

– Как вы думаете, почему это стихотворение произвело очень сильное впечатление и стало очень популярным и любимым в народе?

– Какие картины изображает поэт?

– Как создается образ русской земли в стихотворении?

Б) Выразительное чтение “Жди меня”. (слайд)

- Каждое произведение имеет свою историю, есть она и в этом произведении.

Это стихотворение К. Симонова было опубликовано не сразу. Редактор газеты 44-й армии И.М.Кокарев, которому автор предложил в январе 1942 году стихотворение ответил отказом. Сказав, что в газету нужно героическое, а не интимно-лирическое.(слайд)

                        

Вопросы:

– Почему, на ваш взгляд, редактор назвал стихотворение интимно-лирическим?

– Что вы можете сказать о его содержании?

– Какие мысли и чувства вызвало у вас стихотворение. В чем видите его смысл?

В)А.Сурков лучший друг К.Симонова. Он является автором тихой, проникновенной песни “Землянка”. Это грустное, лирическое стихотворение, положенное на музыку К.Листовым, выполняло функции боевой, воодушевляющей песни. Оно написано в ноябре 1941 года под Москвой, в землянке. “А.Сурков не писал специально песню. Впрочем, он и стихотворения не писал – просто сложил письмо из наиболее пронзительных слов, какие тогда пришли; просто рассказал жене, где он сейчас находится, и какая обстановка.. Письма в стихах были одним из распространенных и вовсе не литературных жанров самого тяжелого периода Великой Отечественной войны” – так рассказывает о “Землянке” поэт Е.Долматовский в “Рассказах о твоих песнях”.

Звучит песня “Землянка”

– Во время войны цензура не хотела пропускать эту песню. Аргументом было: “Зачем расстраивать воюющего солдата”. Как вы думаете, какие строчки в стихотворении показались цензуре печальными?

– Согласны ли вы с тем, что такие стихотворения, как “Землянка” надо было публиковать в годы войны? Почему?

Г) Чтение наизусть стихотворения С.С. Орлова.(1921-1977)                                       (слайд)

“Его зарыли в шар земной”. - Можно ли назвать стихотворение памятником Неизвестному солдату? - Вечным огнём, зажжённым в его честь?

Это стихотворение посвящено простому солдату, вынесшему все тяготы войны.

Д) Стихотворение Давида Самуиловича Самойлова                (слайд)

                   (1920-1990)«Сороковые»

- Как поэт рисует картины войны?

(Стихотворение рассказывает о войне. Создается впечатление, как будто бывший солдат листает альбом с фотографиями, а может, страницы своей памяти: «А это я на полустанке…», «Да, я на этом белом свете…».)

- Найдите антитезу в стихотворении. Что в ней выражено?

                                                          Война гуляет по России,

                                                         А мы такие молодые!

Молодость противопоставлена войне. Война противоречит жизни, убивает ее, калечит судьбы людей.

- Зачем используются повторы и многоточия?

(овторы и многоточия: «И погорельцы, погорельцы / Кочуют с запада к востоку…» усиливают впечатление всенародного масштаба трагедии)

5.Итог урока  (слайд)

– Какую роль играла поэзия в те суровые военные годы?

– Какие стихи взволновали вас?

-  Почему же прозвучавшие стихотворения и другие стихотворения поэтов оказались так необходимы людям: и тем, кто был на фронте, и тем, кто работал в тылу?

(Наверное, поэзия оказалась необходима людям, потому что она обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, страдания, вселяла веру и надежду. Поэзия не боялась правды, даже горькой и жесткой, она связывала воюющих и оставшихся в тылу.)

- В чем значимость поэзии периода Великой Отечественной войны?

(Война изображается не как подвиг, не как геройство, а как проверка на человечность, просто как жизнь, пусть и неимоверно тяжелая. Поэты создавали стихи и песни, которые поднимали боевой дух солдата, звали русских людей на решительный бой с фашистами, укрепляли мужество защитников.)

– Прошло много лет после окончания войны. Почему Великая Отечественная война продолжает владеть сердцами людей? Чем объяснить столь большой интерес нашей литературы к этой теме?

(Слайд)

Главное то, что поэзия военных лет уловила самую суть войны:

Бой идет святой и правый,

   Смертный бой не ради славы,

                                                   Ради жизни на земле…”

6.Домашнее задание - дифференцированное. (слайд)

(Выбирают сами обучающиеся)

А) Выучите наизусть стихотворение любимого поэта о Великой Отечественной войне и проанализируйте его.

Б) Напишите эссе на тему: “Какие чувства и мысли вызывает лирика военных лет?”

В) Подготовьте проект “Военная лирика поэтов-земляков”.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41206. РАЗВИТИЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВ В ОНТОГЕНЕЗЕ 119 KB
  Первый из них мы обозначили как предметную отнесенность понимаемую как функция слова заключающаяся в обозначении предмета признака действия или отношения. Вторым основным компонентом слова является его значение которое мы понимаем как функцию выделения отдельных признаков в предмете обобщения их и введения предмета в известную систему категорий. Сейчас мы продолжим это рассуждение и остановимся на одном из важнейших открытий советской психологической науки которое показало что оба этих компонента предметная отнесенность слова и...
41207. РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЙ И МЕТОДЫ ИХ ИССЛЕДОВАНИЯ 165.5 KB
  Мы сказали далее что если в раннем возрасте значение слова носит у ребенка аффективный характер то к концу дошкольного и к началу школьного возраста за значением слова кроются конкретные впечатления от реального практического наглядного опыта а на дальнейших этапах за словом начинают уже стоять сложные системы отвлеченных связей и отношений и слово начинает вводить данный предмет в известную категорию иерархически построенных понятийных систем. Это положение принципиально важно для современной психологической науки потому что оно...
41208. СЛОЖНЫЕ ФОРМЫ РЕЧЕВОГО ПАРАДИГМАТИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ В СИНТАГМАТИЧЕСКИХ СТРУКТУРАХ 149 KB
  Лишь в некоторых случаях примером которых являются так называемые пассивные конструкции например Мальчик укушен собакой синпраксическая и логическая структуры предложения расходятся и действующее лицо логическое подлежащее ставится в творительном падеже который семантически остается именительным в то время как объект воздействия в именительном который по своему значению принимает функции косвенного однако и в этом случае флексия этого косвенного падежа является средством управления. На самом деле это не два рядом...
41209. Финансовый анализ как инструмент управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия 195 KB
  Сущность содержание финансового анализа и его место в системе экономических знаний 1. Предмет метод объекты и субъекты финансового анализа 1. Классификация методов и процедур финансового анализа Финансовый анализ как инструмент управления финансовохозяйственной деятельностью предприятия Финансовый анализ являясь неотъемлемым компонентом комплексного экономического анализа хозяйствующего субъекта представляет собой процесс идентификации сбора обработки и использования разнообразной официальной и неофициальной внутренней и внешней...
41211. Информационное обеспечение АСУВ 73.5 KB
  Понятие информации и ее классификация Для принятия правильного решения руководитель перерабатывает информацию. Это приводит к тому что в ряде случаев объем информации поступающей оператору превышает его физические возможности по ее переработке и использованию. Очевидно что в таких условиях управление предприятием затруднено а рост объемов информации может привести к не обеспечению оперативной работы СУ. Поэтому все большее значение приобретает рационализация потоков информации автоматизация ее обработки в СУ.
41212. «СЕМАНТИЧЕСКИЕ ПОЛЯ» И ИХ ОБЪЕКТИВНОЕ ИЗУЧЕНИЕ 445.5 KB
  Выготским обозначили термином значение слова. Однако этим не исчерпывается анализ реальной психологической структуры слова. Как мы уже говорили выше каждое слово возбуждает целую сложную систему связей являясь центром целой семантической сети актуализирует определенные семантические поля которые характеризуют важный аспект психологической структуры слова. Под внутренними ассоциативными связями понимаются те связи которые вызываются включением слова в определенную категорию собака животное стул мебель дуб дерево.
41213. РОЛЬ РЕЧИ В ПРОТЕКАНИИ РЕГУЛИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ РЕЧИ И ЕЕ РАЗВИТИЕ 154 KB
  Необходимо выйти за пределы организма и посмотреть как волевые процессы формируются в развитии конкретной деятельности ребенка и в его общении со взрослыми. Выготского объясняющая организацию волевого акта основана на анализе речевого развития ребенка. Предъявляя ребенку эти речевые инструкции мать перестраивает его внимание: выделяя названную вещь из общего фона она организует с помощью своей речи двигательные акты ребенка. Поэтому истоками произвольного акта является общение ребенка со взрослым причем ребенок сначала должен...
41214. ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ И ЕЕ МОЗГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ 76 KB
  Сначала регуляция поведения собственной речью ребенка требует его развернутой внешней речи затем речь постепенно свертывается превращаясь во внутреннюю речь. Таким путем формируется тот сложный процесс самостоятельного волевого акта который по существу является подчинением действия ребенка уже не речи взрослого а его собственной речи которая носит сначала развернутый а затем свернутый внутренний характер. попытаться дать анализ того как формируется внутренняя речь ребенка имеющая регулирующую функцию и какова структура этой...