57594

Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: Выявить особенности поэзии периода Великой Отечественной войны и ее роли в грозные годы. Обучающие: дать обзор поэзии периода Великой Отечественной войны; показать что поэзия как самый оперативный жанр соединяла высокие и патриотические чувства...

Русский

2014-04-13

2.73 MB

32 чел.

Урок по литературе. 6 класс.

Тема: Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов.

Учитель русского языка и литературы Ермак И.В.

МОУ «СОШ с.Воскресенское»

Цели урока:  Выявить особенности поэзии периода Великой Отечественной войны и ее роли в грозные годы.

Обучающие: дать обзор поэзии периода Великой Отечественной войны; показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие и патриотические чувства с глубоко лиричными переживаниями лирического героя; показать, какой след оставила война в семьях учащихся.

Развивающие: развивать познавательные способности учащихся; коммуникативные и информационные компетентности; раскрывать творческий потенциал учащихся.

Воспитательные: способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся; воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну и ее народ.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: Оборудование: мультимедийная презентация «Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов», презентация «Художники о войне», подготовленная учениками выставка сборников стихотворений о войне; записи песен, портреты поэтов, видео презентация обучающихся.

Ход урока

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем!

                                                                                                                            А.Т.Твардовский

1. Организационный момент.

2.Сообщение темы урока. Цели и задачи. Музыка со слайдами о войне.

Слово учителя

- Ребята!  Какой праздник отмечает вся страна в мае?( День Победы в ВОВ)

- Война..Какие ассоциации вызывает  это слово? (Боль, страх, жертвы, победа, гордость…)

     Сегодня мы поговорим о подвигах поэтов, о поэзии, опаленной войной. На нашем уроке будут использованы и видеоматериалы, хроника тех событий, чтобы вы могли ярче себе представить те события, о которых пойдёт разговор.

     Учитель. Прошло более шестидесяти пяти лет, как отгремели последние залпы Великой Отечественной. Давно зачехлены пушки, заросли травой окопы и траншеи, но людская память трепетно хранит подвиги, совершавшиеся день за днём все долгие годы войны. Память о событиях военных лет, изменивших ход истории, не иссякает. Священная российская земля – вечная хранительница бессмертного подвига воинов Бреста и Ленинграда, Ладоги и Курской Дуги, Москвы и священной Сталинградской земли, городов-героев нашей Родины. (слайды городов героев)

               

           Ленинград                               Новороссийск                        Волгоград

     Все меньше остается среди нас ветеранов, которые могут рассказать о том , чем была война для нашей страны. К сожалению, Великая Отечественная война не была последней. Поэтому переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнуть к смерти, к голоду, потере близких. Они тревожатся за свою судьбу, судьбу своей Родины. Все эти чувства передает поэзия. Несмотря на то что, на войне не до искусства, без него ни на фронте, ни в тылу было не прожить, и поэзия была самым популярным жанром.

Ч

то говорили писатели о войне?

3. Работа творческих групп( проект). Проверка домашнего задания.

Учитель

  - Что вы знаете о поэтах военного времени?

1 группа.

-В первый же день войны писатели и поэты Москвы собрались на митинг. Выступили А.Фадеев, В.Лебедев-Кумач, А.Жаров. Фадеев решительно заявил:” Писатели Советской страны знают своё место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером”.

-Поэзия надела военную шинель с первых же дней войны. Уже на третий день по всей стране как призыв зазвучала песня на стихи Лебедева-Кумача “Священная война”. (Звучит второй куплет песни “Священная война”).

-Поэты и писатели выполнили свой патриотический долг. Они писали о самой войне во всей ее объемной полноте: о ее тяготах, сражениях, трагедии отступления на начальном этапе, о победных походах, о женщинах и детях на фронте, о партизанах.

Война вызвала творческий подъем самых разных поэтов: и признанных лириков, и молодых фронтовиков. (презентация о писателях войны)

Учитель - Сколько писателей и поэтов сражались на фронте?

2 группа

-Свыше 2 тысяч писателей и поэтов ушли на фронт. Они с оружием в руках защищали Родину, разделяя со всем народом страдания, опасности и лишения тех страшных дней.

-Они писали стихи и песни и поднимали боевой дух солдат.

-Более 400 писателей и поэтов пали смертью храбрых. Среди них ЮРИЙ КРЫМОВ, ИОСИФ УТКИН, АРКАДИЙ ГАЙДАР, молодые поэты ПАВЕЛ КОГАН, МИХАИЛ КУЛЬЧИЦКИЙ, НИКОЛАЙ МАЙОРОВ. 20 писателям было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

Учитель. -Какую роль в те суровые военные годы играла поэзия?

3 группа

-Стихи и песни звали русских людей на решительный бой с фашистами, укрепляли мужество защитников. Произведения Твардовского, Суркова, Берггольц, Тихонова, Ахматовой были рождены войной, заставившей каждого задуматься о Родине, о её прошлом, настоящем и будущем, о себе самом.  К.Симонов, М.Шолохов, В.Некрасов, В.Кондратьев, Ю.Бондарев, Василь Быков, Л.Леонов, В.Распутин, П.Жилин и этот список можно долго продолжать. Это те люди, глазами которых мы видим войну.

-Поэзия в годы войны занимала огромное место в духовной жизни миллионов людей. Она укрепляла веру в победу, в наши силы, помогала переносить испытания, то есть помогала людям жить. Это была яркая, сильная и многоплановая поэзия.

Многие военные стихи становились популярными песнями (“Священная война” В. Лебедев-Кумач, “Землянка” А. Сурков, М. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату», Лев Ошанин «Дороги», Булат Окуджава «Белорусский вокзал») (фрагменты песен)

Учитель Юные поэты - творческие личности есть и среди нас. Им слово.

4 группа

Война. Страшнее нету слова,

Вам скажет каждый человек.

И каждый воин, бес сомненья,

Запомнил ужас тот на век!

Солдаты помнят годы фронтовые,

Труднее в жизни не было времён.

Года для многих стали роковыми

Нельзя забыть нам подвиг тех племён.

На фронте и в тылу ковали

Победу люди миром всем:

Не спали, у станков стояли –

И ждали, ждали перемен…

(детская презентация с видеороликами  «Память о войне»)

Вывод учителя

     Мы все родом из войны. И те, кто воевал, и те, кто никогда не видел собственными глазами её ужасов. Поэтому она была, есть и останется одна на всех, но каждому своя.

Да, ребята, десятки тысяч страниц насчитывает литература о Великой Отечественной войне. В художественных и документальных произведениях есть всё: героизм бойцов и командиров, самоотверженность тыла, бесстрашие партизан, горечь поражения и радость побед.

     Литература тех лет и называется литературой подвига, потому что её творцы разделили судьбу и подвиг народа.

4. Чтение и анализ стихотворений программы урока.

А) К.Симонов. К. Симонов(1915-1979) – известный поэт, прошедший всю войну корреспондентом газеты “Красная звезда”. Он не по наслышке знает о войне, он знал ее “изнутри”. В первые месяцы войны, когда было особенно тяжело, было написано стихотворение “Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…” и посвятил его поэту А.Суркову (слайд)

Прослушивается грамзапись

стихотворения “Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины.”

Вопросы:

– Как вы думаете, почему это стихотворение произвело очень сильное впечатление и стало очень популярным и любимым в народе?

– Какие картины изображает поэт?

– Как создается образ русской земли в стихотворении?

Б) Выразительное чтение “Жди меня”. (слайд)

- Каждое произведение имеет свою историю, есть она и в этом произведении.

Это стихотворение К. Симонова было опубликовано не сразу. Редактор газеты 44-й армии И.М.Кокарев, которому автор предложил в январе 1942 году стихотворение ответил отказом. Сказав, что в газету нужно героическое, а не интимно-лирическое.(слайд)

                        

Вопросы:

– Почему, на ваш взгляд, редактор назвал стихотворение интимно-лирическим?

– Что вы можете сказать о его содержании?

– Какие мысли и чувства вызвало у вас стихотворение. В чем видите его смысл?

В)А.Сурков лучший друг К.Симонова. Он является автором тихой, проникновенной песни “Землянка”. Это грустное, лирическое стихотворение, положенное на музыку К.Листовым, выполняло функции боевой, воодушевляющей песни. Оно написано в ноябре 1941 года под Москвой, в землянке. “А.Сурков не писал специально песню. Впрочем, он и стихотворения не писал – просто сложил письмо из наиболее пронзительных слов, какие тогда пришли; просто рассказал жене, где он сейчас находится, и какая обстановка.. Письма в стихах были одним из распространенных и вовсе не литературных жанров самого тяжелого периода Великой Отечественной войны” – так рассказывает о “Землянке” поэт Е.Долматовский в “Рассказах о твоих песнях”.

Звучит песня “Землянка”

– Во время войны цензура не хотела пропускать эту песню. Аргументом было: “Зачем расстраивать воюющего солдата”. Как вы думаете, какие строчки в стихотворении показались цензуре печальными?

– Согласны ли вы с тем, что такие стихотворения, как “Землянка” надо было публиковать в годы войны? Почему?

Г) Чтение наизусть стихотворения С.С. Орлова.(1921-1977)                                       (слайд)

“Его зарыли в шар земной”. - Можно ли назвать стихотворение памятником Неизвестному солдату? - Вечным огнём, зажжённым в его честь?

Это стихотворение посвящено простому солдату, вынесшему все тяготы войны.

Д) Стихотворение Давида Самуиловича Самойлова                (слайд)

                   (1920-1990)«Сороковые»

- Как поэт рисует картины войны?

(Стихотворение рассказывает о войне. Создается впечатление, как будто бывший солдат листает альбом с фотографиями, а может, страницы своей памяти: «А это я на полустанке…», «Да, я на этом белом свете…».)

- Найдите антитезу в стихотворении. Что в ней выражено?

                                                          Война гуляет по России,

                                                         А мы такие молодые!

Молодость противопоставлена войне. Война противоречит жизни, убивает ее, калечит судьбы людей.

- Зачем используются повторы и многоточия?

(овторы и многоточия: «И погорельцы, погорельцы / Кочуют с запада к востоку…» усиливают впечатление всенародного масштаба трагедии)

5.Итог урока  (слайд)

– Какую роль играла поэзия в те суровые военные годы?

– Какие стихи взволновали вас?

-  Почему же прозвучавшие стихотворения и другие стихотворения поэтов оказались так необходимы людям: и тем, кто был на фронте, и тем, кто работал в тылу?

(Наверное, поэзия оказалась необходима людям, потому что она обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, страдания, вселяла веру и надежду. Поэзия не боялась правды, даже горькой и жесткой, она связывала воюющих и оставшихся в тылу.)

- В чем значимость поэзии периода Великой Отечественной войны?

(Война изображается не как подвиг, не как геройство, а как проверка на человечность, просто как жизнь, пусть и неимоверно тяжелая. Поэты создавали стихи и песни, которые поднимали боевой дух солдата, звали русских людей на решительный бой с фашистами, укрепляли мужество защитников.)

– Прошло много лет после окончания войны. Почему Великая Отечественная война продолжает владеть сердцами людей? Чем объяснить столь большой интерес нашей литературы к этой теме?

(Слайд)

Главное то, что поэзия военных лет уловила самую суть войны:

Бой идет святой и правый,

   Смертный бой не ради славы,

                                                   Ради жизни на земле…”

6.Домашнее задание - дифференцированное. (слайд)

(Выбирают сами обучающиеся)

А) Выучите наизусть стихотворение любимого поэта о Великой Отечественной войне и проанализируйте его.

Б) Напишите эссе на тему: “Какие чувства и мысли вызывает лирика военных лет?”

В) Подготовьте проект “Военная лирика поэтов-земляков”.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18035. Исследование причин возгорания автотранспортных средств 5.38 MB
  Исследование причин возгорания автотранспортных средств: Учебное пособие / Под ред. канд. техн. наук А.И. Колмакова. М.: ГУ ЭКЦ МВД России 2003. 82 с. 14 табл. библиогр. Изложены методические основы экспертно-криминалистического сопровождения пр...
18036. Основы менеджмента. Учебно-методическое пособие по дисциплине 2.73 MB
  Учебно-методическое пособие по дисциплине Основы менеджмента В учебном пособии с соответствие с государственным образовательным стандартом изложены основы менеджмента цели и задачи организации принципы и методы управления особое внимание ...
18037. Управление и его функции. Учебное пособие 3.52 MB
  Лекция 1. УПРАВЛЕНИЕ: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ. 1. Понятие управления. . Виды управления. 3. Управленческий труд и его особенности. . Возникновение и развитие теории управления. Управление в широком смысле процесс поддержания функционирования или перевода систем...
18038. МЕХАНИКА, МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА И ТЕРМОДИНАМИКА 12.37 MB
  МЕХАНИКА МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА И ТЕРМОДИНАМИКА Конспект лекций для 1 семестра изучения курса Физика I. МЕХАНИКА И ЭЛЕМЕНТЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ 1. Кинематика поступательного и вращательного движений материальной точки Механическим движ
18039. Котельные установки и парогенераторы. Основы организации топочных процессов и материальные балансы горения 2.74 MB
  Котельные установки и парогенераторы. Классификация и типы паровых котлов. Поверхности нагрева паровых котлов. Котельное топливо и его технические характеристики. Основы организации топочных процессов и материальные балансы...
18040. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КНИЖНОМ ДЕЛЕ 3.94 MB
  ОГЛАВЛЕНИЕ Введение РАЗДЕЛ I. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КНИЖНОМ ДЕЛЕ Тема 1. Сущность и виды предпринимательства в книжном деле 1.1. Сущность и виды предпринимательской деятельности 1.2. Что такое предпринимательство 1.3. Внешняя и внутренняя среда предп
18041. ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ 951 KB
  Е.В. Севостьянова ПРАКТИКУМ ПО ДИСЦИПЛИНАМ ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Для всех специальностей дневной и заочной форм обучения Практикум содержит систему учебных заданий глоссарииграфические диктанты тесты с ответами по разделам Общи
18042. Учет и аудит в банке 950 KB
  Основы построения бухгалтерского учета в банках. Основные аспекты организации банковской деятельности. Организация учета в коммерческих банках. Методологические основы финансового учета в банках баланс...
18043. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ 606 KB
  РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ Учебнометодическое пособие для студентов специальностей экономического факультета Учебнометодическое пособие содержит пояснительную записку тематический план учебную программу планы семинарских занятий и методические ре...