57594

Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: Выявить особенности поэзии периода Великой Отечественной войны и ее роли в грозные годы. Обучающие: дать обзор поэзии периода Великой Отечественной войны; показать что поэзия как самый оперативный жанр соединяла высокие и патриотические чувства...

Русский

2014-04-13

2.73 MB

32 чел.

Урок по литературе. 6 класс.

Тема: Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов.

Учитель русского языка и литературы Ермак И.В.

МОУ «СОШ с.Воскресенское»

Цели урока:  Выявить особенности поэзии периода Великой Отечественной войны и ее роли в грозные годы.

Обучающие: дать обзор поэзии периода Великой Отечественной войны; показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие и патриотические чувства с глубоко лиричными переживаниями лирического героя; показать, какой след оставила война в семьях учащихся.

Развивающие: развивать познавательные способности учащихся; коммуникативные и информационные компетентности; раскрывать творческий потенциал учащихся.

Воспитательные: способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся; воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну и ее народ.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: Оборудование: мультимедийная презентация «Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов», презентация «Художники о войне», подготовленная учениками выставка сборников стихотворений о войне; записи песен, портреты поэтов, видео презентация обучающихся.

Ход урока

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем!

                                                                                                                            А.Т.Твардовский

1. Организационный момент.

2.Сообщение темы урока. Цели и задачи. Музыка со слайдами о войне.

Слово учителя

- Ребята!  Какой праздник отмечает вся страна в мае?( День Победы в ВОВ)

- Война..Какие ассоциации вызывает  это слово? (Боль, страх, жертвы, победа, гордость…)

     Сегодня мы поговорим о подвигах поэтов, о поэзии, опаленной войной. На нашем уроке будут использованы и видеоматериалы, хроника тех событий, чтобы вы могли ярче себе представить те события, о которых пойдёт разговор.

     Учитель. Прошло более шестидесяти пяти лет, как отгремели последние залпы Великой Отечественной. Давно зачехлены пушки, заросли травой окопы и траншеи, но людская память трепетно хранит подвиги, совершавшиеся день за днём все долгие годы войны. Память о событиях военных лет, изменивших ход истории, не иссякает. Священная российская земля – вечная хранительница бессмертного подвига воинов Бреста и Ленинграда, Ладоги и Курской Дуги, Москвы и священной Сталинградской земли, городов-героев нашей Родины. (слайды городов героев)

               

           Ленинград                               Новороссийск                        Волгоград

     Все меньше остается среди нас ветеранов, которые могут рассказать о том , чем была война для нашей страны. К сожалению, Великая Отечественная война не была последней. Поэтому переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнуть к смерти, к голоду, потере близких. Они тревожатся за свою судьбу, судьбу своей Родины. Все эти чувства передает поэзия. Несмотря на то что, на войне не до искусства, без него ни на фронте, ни в тылу было не прожить, и поэзия была самым популярным жанром.

Ч

то говорили писатели о войне?

3. Работа творческих групп( проект). Проверка домашнего задания.

Учитель

  - Что вы знаете о поэтах военного времени?

1 группа.

-В первый же день войны писатели и поэты Москвы собрались на митинг. Выступили А.Фадеев, В.Лебедев-Кумач, А.Жаров. Фадеев решительно заявил:” Писатели Советской страны знают своё место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером”.

-Поэзия надела военную шинель с первых же дней войны. Уже на третий день по всей стране как призыв зазвучала песня на стихи Лебедева-Кумача “Священная война”. (Звучит второй куплет песни “Священная война”).

-Поэты и писатели выполнили свой патриотический долг. Они писали о самой войне во всей ее объемной полноте: о ее тяготах, сражениях, трагедии отступления на начальном этапе, о победных походах, о женщинах и детях на фронте, о партизанах.

Война вызвала творческий подъем самых разных поэтов: и признанных лириков, и молодых фронтовиков. (презентация о писателях войны)

Учитель - Сколько писателей и поэтов сражались на фронте?

2 группа

-Свыше 2 тысяч писателей и поэтов ушли на фронт. Они с оружием в руках защищали Родину, разделяя со всем народом страдания, опасности и лишения тех страшных дней.

-Они писали стихи и песни и поднимали боевой дух солдат.

-Более 400 писателей и поэтов пали смертью храбрых. Среди них ЮРИЙ КРЫМОВ, ИОСИФ УТКИН, АРКАДИЙ ГАЙДАР, молодые поэты ПАВЕЛ КОГАН, МИХАИЛ КУЛЬЧИЦКИЙ, НИКОЛАЙ МАЙОРОВ. 20 писателям было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

Учитель. -Какую роль в те суровые военные годы играла поэзия?

3 группа

-Стихи и песни звали русских людей на решительный бой с фашистами, укрепляли мужество защитников. Произведения Твардовского, Суркова, Берггольц, Тихонова, Ахматовой были рождены войной, заставившей каждого задуматься о Родине, о её прошлом, настоящем и будущем, о себе самом.  К.Симонов, М.Шолохов, В.Некрасов, В.Кондратьев, Ю.Бондарев, Василь Быков, Л.Леонов, В.Распутин, П.Жилин и этот список можно долго продолжать. Это те люди, глазами которых мы видим войну.

-Поэзия в годы войны занимала огромное место в духовной жизни миллионов людей. Она укрепляла веру в победу, в наши силы, помогала переносить испытания, то есть помогала людям жить. Это была яркая, сильная и многоплановая поэзия.

Многие военные стихи становились популярными песнями (“Священная война” В. Лебедев-Кумач, “Землянка” А. Сурков, М. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату», Лев Ошанин «Дороги», Булат Окуджава «Белорусский вокзал») (фрагменты песен)

Учитель Юные поэты - творческие личности есть и среди нас. Им слово.

4 группа

Война. Страшнее нету слова,

Вам скажет каждый человек.

И каждый воин, бес сомненья,

Запомнил ужас тот на век!

Солдаты помнят годы фронтовые,

Труднее в жизни не было времён.

Года для многих стали роковыми

Нельзя забыть нам подвиг тех племён.

На фронте и в тылу ковали

Победу люди миром всем:

Не спали, у станков стояли –

И ждали, ждали перемен…

(детская презентация с видеороликами  «Память о войне»)

Вывод учителя

     Мы все родом из войны. И те, кто воевал, и те, кто никогда не видел собственными глазами её ужасов. Поэтому она была, есть и останется одна на всех, но каждому своя.

Да, ребята, десятки тысяч страниц насчитывает литература о Великой Отечественной войне. В художественных и документальных произведениях есть всё: героизм бойцов и командиров, самоотверженность тыла, бесстрашие партизан, горечь поражения и радость побед.

     Литература тех лет и называется литературой подвига, потому что её творцы разделили судьбу и подвиг народа.

4. Чтение и анализ стихотворений программы урока.

А) К.Симонов. К. Симонов(1915-1979) – известный поэт, прошедший всю войну корреспондентом газеты “Красная звезда”. Он не по наслышке знает о войне, он знал ее “изнутри”. В первые месяцы войны, когда было особенно тяжело, было написано стихотворение “Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…” и посвятил его поэту А.Суркову (слайд)

Прослушивается грамзапись

стихотворения “Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины.”

Вопросы:

– Как вы думаете, почему это стихотворение произвело очень сильное впечатление и стало очень популярным и любимым в народе?

– Какие картины изображает поэт?

– Как создается образ русской земли в стихотворении?

Б) Выразительное чтение “Жди меня”. (слайд)

- Каждое произведение имеет свою историю, есть она и в этом произведении.

Это стихотворение К. Симонова было опубликовано не сразу. Редактор газеты 44-й армии И.М.Кокарев, которому автор предложил в январе 1942 году стихотворение ответил отказом. Сказав, что в газету нужно героическое, а не интимно-лирическое.(слайд)

                        

Вопросы:

– Почему, на ваш взгляд, редактор назвал стихотворение интимно-лирическим?

– Что вы можете сказать о его содержании?

– Какие мысли и чувства вызвало у вас стихотворение. В чем видите его смысл?

В)А.Сурков лучший друг К.Симонова. Он является автором тихой, проникновенной песни “Землянка”. Это грустное, лирическое стихотворение, положенное на музыку К.Листовым, выполняло функции боевой, воодушевляющей песни. Оно написано в ноябре 1941 года под Москвой, в землянке. “А.Сурков не писал специально песню. Впрочем, он и стихотворения не писал – просто сложил письмо из наиболее пронзительных слов, какие тогда пришли; просто рассказал жене, где он сейчас находится, и какая обстановка.. Письма в стихах были одним из распространенных и вовсе не литературных жанров самого тяжелого периода Великой Отечественной войны” – так рассказывает о “Землянке” поэт Е.Долматовский в “Рассказах о твоих песнях”.

Звучит песня “Землянка”

– Во время войны цензура не хотела пропускать эту песню. Аргументом было: “Зачем расстраивать воюющего солдата”. Как вы думаете, какие строчки в стихотворении показались цензуре печальными?

– Согласны ли вы с тем, что такие стихотворения, как “Землянка” надо было публиковать в годы войны? Почему?

Г) Чтение наизусть стихотворения С.С. Орлова.(1921-1977)                                       (слайд)

“Его зарыли в шар земной”. - Можно ли назвать стихотворение памятником Неизвестному солдату? - Вечным огнём, зажжённым в его честь?

Это стихотворение посвящено простому солдату, вынесшему все тяготы войны.

Д) Стихотворение Давида Самуиловича Самойлова                (слайд)

                   (1920-1990)«Сороковые»

- Как поэт рисует картины войны?

(Стихотворение рассказывает о войне. Создается впечатление, как будто бывший солдат листает альбом с фотографиями, а может, страницы своей памяти: «А это я на полустанке…», «Да, я на этом белом свете…».)

- Найдите антитезу в стихотворении. Что в ней выражено?

                                                          Война гуляет по России,

                                                         А мы такие молодые!

Молодость противопоставлена войне. Война противоречит жизни, убивает ее, калечит судьбы людей.

- Зачем используются повторы и многоточия?

(овторы и многоточия: «И погорельцы, погорельцы / Кочуют с запада к востоку…» усиливают впечатление всенародного масштаба трагедии)

5.Итог урока  (слайд)

– Какую роль играла поэзия в те суровые военные годы?

– Какие стихи взволновали вас?

-  Почему же прозвучавшие стихотворения и другие стихотворения поэтов оказались так необходимы людям: и тем, кто был на фронте, и тем, кто работал в тылу?

(Наверное, поэзия оказалась необходима людям, потому что она обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, страдания, вселяла веру и надежду. Поэзия не боялась правды, даже горькой и жесткой, она связывала воюющих и оставшихся в тылу.)

- В чем значимость поэзии периода Великой Отечественной войны?

(Война изображается не как подвиг, не как геройство, а как проверка на человечность, просто как жизнь, пусть и неимоверно тяжелая. Поэты создавали стихи и песни, которые поднимали боевой дух солдата, звали русских людей на решительный бой с фашистами, укрепляли мужество защитников.)

– Прошло много лет после окончания войны. Почему Великая Отечественная война продолжает владеть сердцами людей? Чем объяснить столь большой интерес нашей литературы к этой теме?

(Слайд)

Главное то, что поэзия военных лет уловила самую суть войны:

Бой идет святой и правый,

   Смертный бой не ради славы,

                                                   Ради жизни на земле…”

6.Домашнее задание - дифференцированное. (слайд)

(Выбирают сами обучающиеся)

А) Выучите наизусть стихотворение любимого поэта о Великой Отечественной войне и проанализируйте его.

Б) Напишите эссе на тему: “Какие чувства и мысли вызывает лирика военных лет?”

В) Подготовьте проект “Военная лирика поэтов-земляков”.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41003. Українське козацьке бароко 59.5 KB
  Архітектура українського бароко.Українська скульптура періоду бароко.Особливості барокової графіки.В архітектурних стилях XVII – XVIII ст. виявляються урізноманітнення економічного, політичного й культурного життя українського суспільства. Естетичні риси української архітектури яскраво виявлені у будівлях стилю бароко. Українське бароко поширюється у XVIIIст.
41004. Культурологія як наукова дисципліна: об’єкт і предмет 50.5 KB
  Сутність культури визначається у трьох основних її сферах: предмети матеріальної і духовної діяльності людини; субєкти творці і носії культури; національний характер народу менталітет мораль. Творчість від Бога і людини. Захід протиставляє Людину і Природу людина панує над природою може змінити її у відносності до своїх уявлень про досконалість і потреб єдність людини з природою можлива через підлаштування пристосування до людини. Східна культура орієнтується на нерозривність людини і природи на їх єдність на основі...
41005. СУТЬ, РОЛЬ І МЕТОДОЛОГІЧНІ ОСНОВИ МЕНЕДЖМЕНТУ 455 KB
  Суть зміст менеджменту та управління Менеджмент як система наукових знань та як мистецтво управління Рівні управління. Методи досліджень Менеджмент як специфічна сфера людської діяльності Будьяке управління це не тільки управління своїм часом а й управління процесами часу.
41006. М’язова система людини та її вікові особливості 145.5 KB
  Основні поняття теми: мязи посмугований скелетний мяз будова мяза фасція мязові волокна міофібрили актин міозин групи мязів синергісти антагоністи згиначі розгиначі скорочення мязів тонус мязів сила мязів втома мязів рухова активність гіподинамія травматичні пошкодження опорнорухового апарату фізична культура динамічна робота статична робота фізична втома постава фізіологічна постава патологічна постава сколіоз кіфоз лордоз плоскостопість. Посмуговані скелетні мязи це активна частина...
41007. СИСТЕМА УПРАВЛІННЯ ОХОРОНОЮ ПРАЦІ В ОРГАНІЗАЦІЇ 162 KB
  Історія виникнення і розвитку системи управління охороною праці в організації СУОП. Політика в галузі охорони праці. Функціональні обовязки з охорони праці керівників посадових осіб і фахівців підприємства галузі.
41008. Організація навчально-виховного процесу в педагогічних закладах 96 KB
  Ознайомити студентів з специфікою організації навчальновиховного процесу в педагогічних закладах; системою контролю та оцінювання умінь та навичок студентів особливостями організації та проведення педагогічної практики. Система контролю та оцінювання знань умінь і навичок студентів. Педагогічна практика студентів. Методичні рекомендації з питань організації та проведення педагогічної практики студентів перед випуском і випускних курсів педагогічних інститутів.
41009. Поняття про педагогічні конфлікти: специфіка, функції 154.5 KB
  Природа педагогічного конфлікту має суттєві відмінності порівняно з іншими видами конфліктів зумовлені тим що в конфліктну взаємодію включені дитина і дорослий а не просто дві рівноцінні дорослі людини що мають певний досвід розум волю саморегуляцію і інші якості набуті в ході життя В. Тому велика кількість літератури з питань конфліктів не завжди сприяє педагогічному успіху у вирішенні проблеми педагогічного конфлікту. Більше того необхідність вивчення педагогічних конфліктів диктується гостротою соціальнопсихологічних ситуацій в...
41010. ЕТЮД НА ПОДІЮ, ЯКУ ВИРАЖЕНО «ЛАНЦЮГОМ ПСИХОФІЗИЧНИХ ДІЙ» НА ОСНОВІ ЛІТЕРАТУРНОГО ТВОРУ 235.5 KB
  Якщо у вправі студенти освоюють той або інший навик узятий ізольовано як такий то етюд це завжди якась історія відрізок життя в основі якого лежить подія. В таких етюдах особливо важливим є момент сприйняття факту: детальна розшифровка миті життя що передбачає рух думки внутрішній монолог внутрішню боротьбу мотивів розробку психофізичної реакції на подію темпоритму існування. В кінці життя Костянтин Сергійович Станіславський стверджував що надзадача і наскрізна дія головне в мистецтві. Необхідно виробити в собі звичку постійно...
41011. Походження і головні етапи розвитку культури 37 KB
  Виникнення мистецтва.Основні види мистецтва.Походження мистецтва.Види і функції мистецтва.Виготовлення знарядь праці передбачає ускладнення центральної нервової системи, передовсім головного мозку,здатність до точніших рухів,але не розвиток м’язів