57595

Треугольники

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Какую цель урока они бы перед собой поставили; Где встречаются треугольники Как данная тема урока используется в жизни для чего ее нужно изучать. Так как понятие треугольник уже знакомо учащимся то целесообразно организовать изучение нового материала в виде поисковой работы.

Русский

2014-04-13

5.19 MB

1 чел.

Урок геометрии в 7 классе «Треугольники»

1. Организационный этап.

2. Проверка домашнего задания.

Домашнее задание к уроку было размещено на сайте класса

http://school-life.ucoz.net/blog/krossvord_quot_v_mire_geometrii_quot/2011-10-10-33

Оно заключалось в разгадывании кроссворда.

Проверка домашнего задания: учащиеся по щелчку на значок стрелки напротив открываемого слова из кроссворда в презентации называют само слово и дают его определение. Таким образом, повторяется изученный ранее материал.

3. Организация на изучение темы урока.

После разгадывания кроссворда по вертикали образуется слово ТРЕУГОЛЬНИК – тема урока. Записывается в тетрадь.

Учитель: просит учащихся попытаться сформулировать:

  •  Какую цель урока они бы перед собой поставили;
  •  Где встречаются треугольники?
  •  Как данная тема урока используется в жизни, для чего ее нужно изучать?

4. Актуализация знаний учащихся.

А сейчас мы повторим те геометрические фигуры, которые мы изучали ранее и которые нам пригодятся при изучении данной темы урока.

Игра «Угадайка»

Один ученик класса выходит к доске и встает спиной к экрану. На экране появляются следующие фигуры:

  •  Прямая
  •  Луч
  •  Угол
  •  Точка

Ученики класса описывают ту фигуру, которую они видят на экране, говорят ее определение, а ученик отгадывает, что изображено на экране.

5. Поисково-исследовательский этап урока.

Так как понятие «треугольник» уже знакомо учащимся, то целесообразно организовать изучение нового материала в виде поисковой работы.

Учитель: Можно ли назвать треугольник геометрической фигурой?

при нажимании на значок, звучит фрагмент песни А. Глызина Треугольник.

Учитель: Сегодня мы рассмотрим треугольник. Вы все себе его хорошо представляете. Тогда как вы считаете, из каких простых геометрических фигур состоит треугольник? Попробуйте сформулировать определение треугольника.

Ученики высказывают разные предложения, и учитель быстро изображает на доске высказанное предположение:

1). Из трёх прямых:

  •   ВЫВОД: цели не достигли, треугольник не построили.
  •  2). Из трёх отрезков:

 

 ВЫВОД: цели не достигли, треугольник не построили

3). Из трёх углов:

ВЫВОД: цели не достигли, треугольник не построили.

4) из трех отрезков и трех точек

 

Учитель: Какие условия должны выполняться для того, чтобы можно было построить треугольник?

Учащиеся сами предлагают условия для расположения точек и отрезков (три точки не должны лежать на одной прямой и отрезки попарно соединяют эти точки).

И доходят до предположения: из трёх точек и трёх отрезков, не лежащих на одной прямой, соединяющих эти точки.

Ученики: треугольник это геометрическая фигура, которая состоит из трёх точек, не лежащих на одной прямой и трёх отрезков, соединяющих эти точки.

Учитель:

  •  указывает, что отрезки называются в треугольнике сторонами, а точки вершинами;
  •  дает задание учащимся записать в тетради данное определение, построить произвольный треугольник, записать его вершины, стороны, углы

6. Изучение нового материала.

Работа по тексту слайда. Учитель задает вопросы, направляет ответы учащихся.

Отрабатывается навык нахождение противолежащей и прилежащей стороны (угла, вершины).

Учитель: вспомните определение периметра фигуры. Дайте определение периметра треугольника.

7. Устная работа

а) Учитель: предлагаю вам решить следующие задачи.

От какой ошибки вы бы предостерегли учеников при решении 1 задачи?

б) Решение заданий ФЦИОР

 http://fcior.edu.ru/card/10402/treugolnik-i-ego-elementy-vidy-treugolnikov-k1.html 

Ребята садятся за компьютеры и выполняют задания тестового характера из коллекции ЭОР. Все задания здесь параметризированы, что позволяет выполнять разные задания каждым учеником. К тому же в конце есть подведение итогов теста, из которого учитель может увидеть какие задания были выполнены верно, а в каких задания допущена ошибка,  к тому же можно посмотреть  в каких заданиях ученик прибегал к помощи подсказки, а также сколько времени он тратил на выполнение каждого задания.

8. Логическая пауза

Сколько треугольников вы видите на  рисунке?

Переставьте любые 2 спички так, чтобы вместо 8 треугольников фигура стала состоять из 6 треугольников. Должны получиться только треугольники и не должно быть свободно висящих спичек.

9. Лабораторно-исследовательская работа.

На каждой парте находится листок с треугольниками, в то же время изображения эти треугольников проецируется на экран.

Учитель: Рассмотрите треугольники, изображенные на рисунке,

  •  В чем их различие?
  •  Чем они схожи?

а) Расставь по местам

Учитель: перед вам следующее стихотворение, но в нем пропущены слова, которые расположились по краям слайда. Попробуйте вспомнить известные вам понятия из начальной школы и расставить эти слова по своим местам.

Зовусь я “Треугольник”,
Со мной хлопот не оберётся школьник.
По разному всегда я называюсь,
Когда углы иль стороны даны:
С одним тупым углом - тупоугольный,
Коль острых два, а третий-прям - прямоугольный.
Бываю я равносторонний.
Когда мои все стороны равны.
Когда же все разные даны,
То я зовусь разносторонним.
И если, наконец, равны две стороны,
То равнобедренным я называюсь.

Ученики получают буклеты, в которых приводится классификация треугольников.

б) Построение равностороннего и равнобедренного треугольника с помощью циркуля и линейки

Используем ЭОРы единой коллекции цифровых образовательных ресурсов

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7383a655-0dac-11dc-8314-0800200c9a66/index.htm - построение равностороннего треугольника

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7383a654-0dac-11dc-8314-0800200c9a66/index.htm - построение равнобедренного треугольника

Сначала ученики смотрят на экране построение циркулем и линейкой, а затем повторяют его в тетради.

в) Найди равные треугольники

Учитель: найдите среди представленных треугольников на ваших карточках равные треугольники;

Опишите  способ нахождения равных треугольников;

Ученики: наложили треугольники друг на друга.

Учитель: вспомните определение равных и фигур и сформулируйте определение равных треугольников.

РАВНЫЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ- это треугольники, которые можно совместить наложением. Записать определение в тетрадь, выполнить чертеж равных треугольников, записать равенство соответствующих элементов.

ЕСЛИ ДВА ТРЕУГОЛЬНИКА РАВНЫ, ТО ЭЛЕМЕНТЫ ОДНОГО ТРЕУГОЛЬНИКА СООТВЕТСТВЕННО РАВНЫ ЭЛЕМЕНТАМ ДРУГОГО. В РАВНЫХ ТРЕУГОЛЬНИКАХ ПРОТИВ СООТВЕТСТВЕННО РАВНЫХ УГЛОВ ЛЕЖАТ РАВНЫЕ СТОРОНЫ и наоборот

Учитель: Всегда ли удобно таким образом проверять равенство треугольников? Почему?

Ученики: Нет. Не всегда возможно наложить один треугольник на другой. Размер может влиять.

УЧИТЕЛЬ: Оказывается, что равенство треугольников можно установить, не накладывая один треугольник на другой, а сравнивая только некоторые их элементы. С этим мы познакомимся с вами на следующем уроке.

10. Решение задачи

Решение задачи в тетради с комментированием с места.

Учитель: Что вы знаете про равные треугольники?

Какие элементы равны в равных треугольниках?

Какому углу равнее угол М?

Какому отрезку равна сторона AP?

11. Рефлексия

Давайте подведем итог урока.

Что сегодня узнали на уроке? Достигли ли цели, которую поставили в начале урока?

А теперь проведем рефлексию. О том, понравился ли вам этот урок, мы узнаем из ваших рисунков в стиле танграм.

Танграм — это, пожалуй, самая популярная игра из серии так называемых "геометрических конструкторов". Относительно нее существует следующее предание.

Это было очень давно, почти две с половиной тысячи лет тому назад. У немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками.

Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали такую игру ... 

   

12. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Ваше домашнее задание начнется с составления любой фигуры (из разрезных частей танграма), отражающей настроение на уроке. Также необходимо будет указать какие треугольники вы видите в этих разрезных частях по типу сторон и углов.

13. Итог урока

Простая это фигура треугольник: три вершины, три стороны, три угла. А задумаешься…, нет, вовсе не простая, мы ещё многое о ней не знаем. Не умеем вычислять площади треугольников, применять теорему косинусов, синусов, не знаем о подобии треугольников, о признаках равенства прямоугольных треугольников и многое ещё осталось загадочным для вас.

Но заметьте, один треугольник таит в себе столько загадочного, а если соединить друг с другом несколько треугольников?! (показ иллюстраций через медиапроектор фигур: многогранники, архитектурное строительство) Чувствуете красоту полета мыслей, объем для работы мозга?

Желаю вам успехов в дальнейшем изучении науки геометрия.  Спасибо за внимание

Список использованных источников:

Зорин В. А.   Волшебный квадрат (мастерим бумажный мир).

СПб.: ТОО "Диамант", ЗАО "Валери СПб", 1998.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7383a655-0dac-11dc-8314-0800200c9a66/index.htm - построение равностороннего треугольника

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7383a654-0dac-11dc-8314-0800200c9a66/index.htm - построение равнобедренного треугольника

http://fcior.edu.ru/card/10402/treugolnik-i-ego-elementy-vidy-treugolnikov-k1.html - треугольник, виды треугольников, задания параметризированы


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84994. Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек 27.76 KB
  Сформировать убеждение в том что привычка курить и употреблять алкоголь зачастую начинается с первой пробы выработать у них твердую привычку говорить Нет любому кто предложит закурить или попробовать спиртное. Разобрать с учащимися ситуационные задачи: Если вам в кругу сверстников предложат закурить как вы поступите Если у вас в доме гости и вас пригласили к столу и предложили выпить спиртного как вы поступите В заключение предложить четыре правила Нет для профилактики курения и употребления спиртных напитков. Постоянно...
84995. Первая медицинская помощь при различных видах повреждений 28.12 KB
  Познакомить учащихся с назначением и содержанием первой медицинской помощи. Разобрать последовательность в оказании первой медицинской помощи: довести но них рекомендации службы скорой медицинской помощи в каких ситуациях необходимо вызывать скорую медицинскую помощь. Общие правила в последовательности оказания первой медицинской помощи. Подчеркнуть что от своевременности и качества оказания первой медицинской помощи в значительной степени зависит дальнейшее состояние здоровья пострадавшего и даже его жизнь.
84996. Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении 27.31 KB
  Оказание первой медицинской помощи при ушибах ссадинах носовом кровотечении Цель урока. Познакомить учащихся с правилами оказания первой медицинской помощи при ушибах сформировать умение оказания первой медицинской помощи при ушибах ссадинах. Разъяснить учащимся что такое носовое кровотечение и отработать практически последовательность оказания первой медицинской помощи. Познакомить учащихся с первой помощью при носовом кровотечении.
84997. Первая медицинская помощь при отравлениях 29.5 KB
  Первая медицинская помощь при отравлениях Цель урока. Вызвать скорую медицинскую помощь. Если яд попал через кожу то ее промыть большим количеством воды физиологическим раствором слабым раствором питьевой соды или раствором лимонной кислоты в зависимости от ядовитого вещества; из желудка яд удалить промыванием или с помощью рвотных средств. Первая медицинская помощь: вывести пострадавшего на свежий воздух; дать обильное питье.
84998. Город как среда обитания человека 31.04 KB
  Изучаемые вопросы Основные признаки современного города. Привлекательность города для жизнедеятельности человека. Наиболее характерные опасные ситуации для современного города. в городах мира проживало 3 населения Земли в начале XX в.
84999. Жилище человека и особенности его жизнеобеспечения 28.05 KB
  Напомнить бытовые приборы используемые в повседневной жизни заострить внимание учащихся на необходимости соблюдения правил эксплуатации систем жизнеобеспечения и бытовых приборов для обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих. Необходимость соблюдения правил эксплуатации систем жизнеобеспечения дома квартиры и бытовых приборов для гарантии личной безопасности и безопасности окружающих. Обратить внимание учащихся что появление в жилище все новых различных приборов потребует от человека другого отношения к своему дому и иных...
85000. Особенности природных условий в городе 28.48 KB
  Особенности природных условий в городе Цель урока. Сформировать целостное представление учащихся о природных условиях в городе проживания уточнить факторы влияющие на особенности природных условий в вашем городе; отметить факторы положительно влияющие на микроклимат города и факторы отрицательно влияющие на экологическую обстановку в городе. Обсудить правила безопасности поведения в повседневной жизни с учетом экологической обстановки в городе. Меры по обеспечению личной безопасности которые необходимо соблюдать в повседневной жизни в...
85001. Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность 28.74 KB
  Обратить внимание на необходимость соблюдать определенные правила взаимоотношений с окружающими людьми вырабатывать умение жить с ними в согласии и обеспечивать личную безопасность. Взаимоотношения с окружающими людьми в городе. Правила безопасного общения с незнакомыми людьми в городе. Но для приобретения жизненного опыта и обеспечения собственной безопасности большое значение имеет правильное выстраивание своих взаимоотношений с окружающими людьми.
85002. Основы безопасности жизнедеятельности человека 29.76 KB
  Изучаемые вопросы Опасные и чрезвычайные ситуации и их классификация но месту возникновения. При стечении определенных обстоятельств любая опасность может стать причиной возникновения опасной или чрезвычайной ситуации. Дать определения опасной и чрезвычайной ситуаций и обратить внимание на существенное различие опасной ситуации от чрезвычайной. Подчеркнуть что в большинстве случаев опасные ситуации создает сам человек нарушая общепринятые нормы и правила поведения человеческий фактор.