57598

Культура Украины в XVI веке

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: определить условия и состояние развития культуры в Украине в XVI веке охарактеризовать влияние данных условий на развитие образования книгопечатания и искусства; развивать у учащихся умение самостоятельно работать с разными источниками информации...

Русский

2014-04-13

67 KB

9 чел.


История Украины, 8 класс

Тема: Культура Украины в XVI веке.

Цель: определить условия и состояние развития культуры в Украине в XVI веке, охарактеризовать влияние данных условий на развитие образования, книгопечатания и искусства; развивать у учащихся умение самостоятельно работать с разными источниками информации и на их основе определять характерные признаки развития украинского искусства, делать выводы и обобщения, формировать у учащихся умения работать с ИКТ; воспитать национально-патриотические и эстетические чувства.

Прогнозируемые результаты:

Учащиеся смогут:

  •  определять условия и состояние развития культуры в Украине в XVI веке;
  •  характеризовать влияние данных условий на развитие образования, книгопечатания и искусства;
  •  называть имена выдающихся деятелей культуры и искусства;
  •  оценивать их деятельность;
  •  распознавать и описывать выдающиеся культурные памятники;
  •  самостоятельно работать с разными источниками информации и на их основе определять характерные признаки развития украинского искусства;
  •  Работать с ИКТ.

Форма урока:  защита проекта.

Ход урока

Учащиеся разделены на 3 группы.

1 группа получила опережающее задание  подготовить мини-проект «Развитие образования в XVI веке»

2 группа получила опережающее задание  подготовить мини-проект «Развитие литературы и книгопечатания в XVI веке »

3группа получила опережающее задание  подготовить мини-проект «Особенности развития архитектуры, скульптуры, живописи в XVI веке».

Каждая из групп подготовила презентацию по заданной теме.

І. Актуализация опорных знаний.

Мозговой штурм.

Проблемный вопрос: определить условия развития культуры в Украине в XVI веке.

  1.  Имела ли Украина в данный период собственное государство?
  2.  В состав каких государств входила Украина?
  3.  Какую политику проводили данные государства  в отношении украинского народа?
  4.  Какую роль в жизни украинского народа играла православная церковь?
  5.  Что такое культура?
  6.  Как, на Ваш взгляд, социально- экономическое и политическое положение украинских земель влияло на развитие украинской культуры?
  7.  Мог ли данный этап в истории Украины стать периодом общенационального  культурного возрождения?

Учащиеся работают с историческим документом, заполняя при этом следующую таблицу:

«Условия развития культуры в Украине в XVI веке»

Позитивные факторы

Негативные факторы

Документ №1

«Неоднозначні процеси були притаманні у цей час культурному розвитку України. Дестабілізуючими культурний процес чинниками стали падіння візантійської імперії. Що позбавило християнську православну релігію зовнішньої підтримки, докорінно переорієнтувало торгівлю, вплинуло на культуру господарювання в українських землях; відсутність власної держави; зростаюча загроза ополячення й окатоличення після укладення Люблінської унії; татарська агресія. Піднесенню української культури сприяли технічний та технологічний прогрес; виникнення та розвиток власного друкарства; поява козацтва. Взаємодіючи, ці чинники докорінно змінили культурне обличчя українських земель.» ( Бойко О.Д. Історія України)

Проверка таблиц учащихся

Вывод: На данном этапе исторического развития украинские земли не имели собственного государства и находились в составе других государств, что и обусловило своеобразное развитие их культуры.

ІІ. Развитие образования.

Мини –проект 1 группы.

Вопросы для закрепления:

  1.  Чему и как обучали в братских школах?
  2.  Какие требования выдвигали к преподавателям таких школ?
  3.  Как Вы думаете, какими были воспитанники таких школ?
  4.  Какое место занимали учебные заведения в национально-культурном развитии?

Метод «Пресс»

Как, на Ваш взгляд, социально- экономическое и политическое положение украинских земель влияло на развитие образования в изучаемый период?

III. «Развитие литературы и книгопечатания в XVI веке »

Мини –проект 2 группы

Вопросы для закрепления:

  1.  Что Вам известно о деятельности Швайпольта Фиоля? Какое значение для культурной жизни Украины имело появление его печатных книг?
  2.  Какое значение имела деятельность Ивана Федоровича? Какие книги были изданы?
  3.  Какую роль играли летописи?

Метод «Ранжированный ряд»

Составьте в группах поданной теме ранжированный ряд.

Да, это так…

Да, это так, но…

Нет, это не так…

    Нет, это не так, но…

IV. Особенности развития архитектуры, скульптуры, живописи в XVI веке.

Мини –проект 3 группы     

Учащиеся получают творческое  задание: на основании мини-проекта  группы, составить блок-схемы:

1. Основные направления в развитии архитектуры.

2. Основные направления в развитии скульптуры.

3. Основные направления в развитии живописи.

V. Обобщение и систематизация.

Метод «Микрофон»

1.Сегодня на уроке мы изучили тему…

2.В ходе урока мы узнали…

3. Основными характерными особенностями развития культуры Украины в изучаемый период являются …

4. Мы познакомились сегодня с такими деятелями культуры, как …

5. Мы познакомились сегодня с такими памятниками культуры, как …

6. Мы узнали такие характерные признаки развития искусства, как…

Метод «Дискуссия»

Переживали ли в XVI веке украинская культура период возрождения?

Подведение итогов.

Домашнее задание: подготовка к контрольному тестированию, подготовить дополнительное сообщение на тему:

«Культура нашего края в изучаемый период»


 


Строительство культовых сооружений

Градостроительство.

Оборонные дворцы

троительство оборонных сооружений и замков

Скульптурный

портрет

Скульптурные

рельефы

Монументальная скульптура

Основные направления в развитии скульптуры

Гравюра

Портретный жанр

Книжная

миниатюра

Фреска

Иконостас

Иконопись

Основные направления

в развитии живописи


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26630. САНИТАРНАЯ ОЦЕНКА РЫБЫ ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ МЕТАЦЕРКАРИЕВ КОШАЧЬЕЙ ДВУУСТКИ 7.28 KB
  САНИТАРНАЯ ОЦЕНКА РЫБЫ ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ МЕТАЦЕРКАРИЕВ КОШАЧЬЕЙ ДВУУСТКИ. Человек заражается при поедании сырой вяленой слабо соленой и недостаточно проваренной рыбы пораженной личинками гельминтов. Поэтому проводят санитарную экспертизу свежевыловленной а в отдельных случаях и замороженной рыбы. Исследование соленой копченой вяленой сушеной и маринованной рыбы не дает объективных результатов.
26631. САНОЦЕНКА ТУШ И ОРГАНОВ ПРИ ПАРАТУБЕРКУЛЕЗЕ КРС 3.81 KB
  Кроме общих признаков недомогания наблюдают профузный понос отеки в межчелюстной области в области подгрудка и в нижней части живота отекают веки появляется шилозадость. При наличии патологоанатомических изменений в кишечнике в брыжеечных лимфоузлах гортани отеке межчелюстной области головы измененные внутренние органы и кишечник с брыжейкой направляют на утилизацию а тушу и другие продукты убоя выпускают без ограничения.
26632. САНИТАРНАЯ ОЦЕНКА ТУШ И ОРГАНОВ ПРИ ПАСТЕРЕЛЛЕЗЕ 3.17 KB
  При сверхостром и остром: повыш t угнетение конъюнктивит в области головы и шеи отеки опухание языка; у свиней – затрудненное дыхание красные пятна на коже живота за ушами не бледнеющие при надавливании. В области головы и шеи студенистые инфильтраты в п к при разрезе прозрачная янтарная жидкость.
26633. САНИТАРНАЯ ОЦЕНКА ТУШ И ОРГАНОВ ПРИ ПОВАЛЬНОМ ВОСПАЛЕНИИ ЛЕГКИХ И ЗЛОКАЧЕСТВЕННОЙ КАТАРАЛЬНОЙ ГОРЯЧКЕ. 3ЛОКАЧЕСТВЕННАЯ КАТАРАЛЬНАЯ ГОРЯЧКА 17.24 KB
  САНИТАРНАЯ ОЦЕНКА ТУШ И ОРГАНОВ ПРИ ПОВАЛЬНОМ ВОСПАЛЕНИИ ЛЕГКИХ И ЗЛОКАЧЕСТВЕННОЙ КАТАРАЛЬНОЙ ГОРЯЧКЕ. В легких иногда находят лобулярную катаральногнойную пневмонию. Контагиозное заболевание характеризующееся крупозной пневмонией и плевритом с последующим развитием анемических некрозов секвестров в легких. При сверхостром течении болезни резко выражены признаки поражения плевры экссудативный плеврит или легких.
26634. САНИТАРНАЯ ОЦЕНКА ТУШ О ОРГАНОВ ПРИ ТУЛЯРЕМИИ И ЛЕЙКОЗЕ. ТУЛЯРЕМИЯ 6.47 KB
  ПРЕДУБОЙНАЯ ДИАГНОСТИКА: крс – увеличение л у маститы параличи конечностей бессимптомно. ПОСЛЕУБОЙНАЯ ДИАГНОСТИКА: у овец – на внут. ПРЕДУБОЙНАЯ ДИАГНОСТИКА: протекает скрытно. ПОСЛЕУБОЙНАЯ ДИАГНОСТИКА: резко увеличенные л у повть разреза набухшая саловидная серобел с очагов кровоизл казеозными очагами некроза.
26635. САНИТАРНАЯ ОЦЕНКА ТУШ И ОРГАНОВ ПРИ ЧУМЕ КРС 9.74 KB
  Акт дефекации болезненный слизистая оболочка прямой кишки выпячивается приобретает темнокрасный цвет. При подостром течении отмечают снижение температуры заживление язв и эрозий на слизистых оболочках ротовой полости исчезновение признаков поражения желудочнокишечного тракта. Слизистая оболочка стенки ротовой полости покрыта толстым слоем тягучей слизи. Слизистая оболочка зева покрасневшая отечная местами покрыта крупозными пленками которые иногда снимаются легко а иногда после снятия их остается изъязвленная поверхность.
26636. САНИТАРНАЯ ОЦЕНКА ТУШ И ОРГАНОВ ПРИ ЧУМЕ СВИНЕЙ И БОЛЕЗНИ АУЕСКИ 6.13 KB
  САНИТАРНАЯ ОЦЕНКА ТУШ И ОРГАНОВ ПРИ ЧУМЕ СВИНЕЙ И БОЛЕЗНИ АУЕСКИ. БОЛЕЗНЬ АУЕСКИ острое инфекционное вирусное заболевание животных характеризующееся поражением ЦНС органов дыхания и сильным зудом в месте проникновения возбудителя; у свиней зуда не бывает. У взрослых свиней доброкачественно 13 дня выздоровление. У свиней овец отек гортани легких в дыхательных путях пенистая жидкость; часто поражаются гортань трахея.
26637. СЕПАРИРОВАНИЕ МОЛОКА. РАСЧЕТ ВЫХОДА СЛИВОК 7.84 KB
  СЕПАРИРОВАНИЕ МОЛОКА. Сепаратор аппарат служащий для разделения цельного молока на сливки и обезжиренное молоко. Через соответствующие отверстия разделенные фракции молока направляются в приемники рожки. Сепараторы могут быть открытые с поступлением молока и отводом сливок и обезжиренного молока открытыми потоками.
26638. СОЗРЕВАНИЕ МЯСА. ТОКСИКОИНФЕКЦИИ ПАРАТИФОЗНОГО ХАРАКТЕРА 21.82 KB
  СОЗРЕВАНИЕ МЯСА. Мясо только что убитого животного имеет плотную консистенцию при варке дает неароматный бульон из такого мяса почти невозможно выделить мясной сок реакция его близка к нейтральной оно жесткое плохо усваивается. В течение первых 24 часов после убоя животного в зависимости от температуры и других факторов пищевые качества и внешние показатели мяса резко меняются: мясо становится нежным мясной сок легко отделяется при варке мясо дает прозрачный ароматный бульон реакция его смещается в кислую сторону мясо хорошо...