57608

Возникновение Запорожской Сечи

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Уметь доказать что казачество явление мировой истории. Воспитать в себе чувство гордости за свой народ породивший такую силу как казачество. Казачество как явление мировой истории. Домашнее задание: Подобрать материал доказывающий что казачество мировое явление.

Русский

2014-04-14

120 KB

9 чел.

Тема: Возникновение Запорожской Сечи.

Задачи:    Знать причины и истоки возникновения Запорожской Сечи, быт, обычаи, обряды, веру запорожцев. Уметь доказать, что казачество - явление мировой истории. Воспитать в себе чувство гордости за свой народ, породивший такую силу, как казачество.

Тип урока: Урок - путешествие в Запорожскую Сечь.

Оборудование:

на доске:

  1.  Эпиграф.
  2.  Карта «Великий Луг».
  3.  Карта « Дикое поле».
  4.  Эскиз «Запорожской Сечи».
  5.  Рисунок «Запорожский казак».
  6.  Портрет Д. Вишневецкого.
  7.  Заповеди казаков «Кальмиусской
    паланки».
  8.  Выставка творческих работ учащихся «Казацкому роду нема переводу».
  9.  Казацкие булава, люлька, бунчук,
    крест, кружка.

10. Выставка книг о казачестве.

 на партах:

  1.  Папки учащихся с материалом о казачестве.
  2.  Схема «Основные этапы
    жизненного пути
    Д.Вишневецкого.
  3.  Контурные карты «Украина
    в
    XIV - XV веках».
  4.  Кроссворд «Запорожская

Сечь».

План урока:

  1.  Возникновение украинского казачества.
  2.  Д.Вишневецкий - создатель первой Запорожской Сечи.
  3.  Образ жизни, обряды, обычаи, вера запорожцев.
  4.  Казачество, как явление мировой истории.

Домашнее задание: Подобрать материал, доказывающий, что казачество - мировое явление.

Ход урока:

I. Организация учебной деятельности.

ІІ.    Мотивация учебной деятельности, на фоне музыки звучат слова из стихотворения Т.Г.Шевченко в исполнении ученика класса, который одет в костюм казака.

Було колись в Украні 

Ревіли гармати,

Було колись

Запорожці вміли панувати. 

Панували, добували

I славу, і волю -Минулося, осталися Могили по полю.

Вступительное слово учителя.

    «Многострадальная Украина! Сколько ярких, героических страниц в твоей истории. Сколько великих героев прославили тебя! Сколько раз поливала землю кровь христианская, засевали кости людские. Но вот зародилась на Украине и выросла могучее - Запорожское казачество, низовое рыцарство. Как буря носилось оно морскими волнами, широкими степями. И гремела слава казацкая по далёким странам, и вдохновляла она народ на подвиги, на борьбу за свободу. Ребята, сегодня у нас необычный урок, урок-путешествие в Запорожскую Сечь. Сечь, ставшую могучей твердьшей на Днепре, вольницей для всех тех, кто ненавидел панщину, своих и иноземных угнетателей. На уроке мы должны вспомнить, как зародилось казачество, знать, как жили казаки в Запорожской Сечи, их быт, обычаи, веру; доказать, что казачество является явлением мировой истории; воспитать чувство гордости за свой народ, породивший такую великую силу, как казачество, слава которого продолжает жить и сейчас».

Ш.   Восстановление опорных знаний.

  1.  Работа у доски с таблицей «Причины возникновения казачества».
  2.  Блиц-опрос. Оценивать ответы блиц-опроса помогает ученик-эксперт,
    фиксирующий результаты ответов в оценочном листе.

а.) Немецкий ученый-историк из Лейпцигского университета Иоган Мюллер в своей исторической диссертации о казачестве (1648г.) даёт  следующие возможные варианты происхождения слова «казак»:

от турецкого "казак" - разбойник;

от славянского "коса" - человек, вооружённый косой;

от польского "коза" - якобы казаки напоминали своим бегом,
громкими криками и одеждами из козьих шкур козу;

от тюрского "кай-сак" - легковооружённый воин, вольный человек.
Какая из приведённых версий Вам кажется наиболее вероятной? Ответ
обоснуйте.

б.) Где и когда впервые упоминается слово "казак"?

в.) Назовите ещё документы, где звучит слово "казак".

г.) В каком документе слово "казак" связывается с украинским

пониманием этого слова?

д.) Почему, имея сведения о слове "казак" ещё в XIII веке, возникновение казачества дотируется концом XV века?

е.) Какое значение имели в возникновении казачества географический и природный факторы? ж.) Назовите социальный состав казаков, з.) Кто такие отходники?

Итак, сделаем вывод о понятии «казак» - в разные периоды и у разных народов оно имело различное значение.

IV.   Формирование новых знаний.

Путешествовать в Запорожскую Сечь сегодня будут географы, этнографы, библиографы и геральдики (свой материал они собрали и подготовили заранее).

Запорожская Сечь в XV веке стала своеобразной Горожевой заставой на южных границах Украины. Запорожцы держали в страхе янычар и ханов, до сих пор грабивших Украину. Присмирели татары, вынужден был усмирить свой тыл турецкий султан. Отвага и храбрость казаков стали известны всей Европе. Начнут путешествие наши географы.

Сообщения учащихся по темам:

Дикое поле.

Великий Луг.

Пороги Днепра.

Запорожские Сечи.

V. Формирование умений и навыков.

Задания группам:

  1.  нанести на контурные карты территорию Дикого поля;
  2.  территорию Великого Луга;
  3.  пороги Днепра;
  4.  известные Запорожские Сечи.

Учитель: «Создание первой Запорожской Сечи связано с именем Дмитрия Вишневецкого. Рассказать о нём мы просим наших библиографов». Сообщения учащихся о Дмитрии Вишневецком, чтение стихов о нём. Во время сообщения учащиеся заполняют схему «Этапы жизненного пути Д. Вишневецкого».

Учитель: «Говоря о Запорожской Сечи, невозможно не отметить обычаи, образ жизни казаков, их веру, занятия, военное мастерство. Об этом расскажут наши этнографы». Сообщения учащихся.

Учащимся предлагается задание, - вспомнив ритуалы принятия в казачество, определить, какие атрибуты лежат в чёрном ящике (крест и водка).

Учитель: «Как вы думаете, были ли у казаков свои святыни?» Слово предоставляется геральдикам. Сообщения учащихся о казацких клейнодах с иллюстрацией и макетами булавы, бунчука, хоругви, коломаря и т.д.

  1.  Формирование умений и навыков.
    Решение кроссворда «Запорожская Сечь».
  2.  Обобщение учителя.

VIII. Оценка знаний учащихся.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51265. Построение графа состояний P-схемы 157 KB
  Задание 1. Построить граф состояний P-схемы. Смысл кодировки состояний раскрыть (время до выдачи заявки, число заявок в накопителе и т.д.). На схеме условно обозначены:
51266. Система тонких линз и определение их основных характеристик 91 KB
  Определение фокусных расстояний собирающей и рассеивающей линз и основных характеристик оптических систем составленных из этих линз. Приборы и принадлежности: источник света со щелью в виде стрелки; экран; рейтер и масштабная линейка; набор линз две собирающих и одна рассеивающая; два штатива для установки линз. Теоретические сведения Оптическая сила линзы D величина обратная фокусному расстоянию.
51267. Изучение поляризации отраженного от диэлектриков света 92.5 KB
  Цель работы: изучение свойств света, поляризованного при отражении от диэлектриков; изучение законов поляризации света, поляризованного при отражении от прозрачной среды; изучение методов определения показателя преломления диэлектрика по степени поляризации отраженного света.
51268. Построение имитационной и аналитической моделей системы 91 KB
  Два наладчика обслуживают 6 станков. Станок требует наладки в среднем через каждые 0,5 часа. Наладка занимает у рабочего в среднем 10 минут. Все потоки событий – простейшие. Определить, как изменятся следующие показатели:
51269. ТИПОВОЙ РАСЧЕТ МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА И ТЕРМОДИНАМИКА 389 KB
  Молярную массу газа задайте самостоятельно. Найти КПД цикла для того же газа состоящего из изобары изохоры и изотермы. Определить КПД цикла для того же газа состоящего из двух изобар и двух изотерм. Как изменится КПД цикла если изотермы заменить на адиабаты Изобразить графики цикла в координатах и определить как меняется относительное число молекул газа скорости которых отличаются не более чем на 1 от значений средней наиболее вероятной и средней квадратичной скорости при переходе от одной точки к другой.
51272. МОДЕЛИРОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМ. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 357.5 KB
  Суть компьютерного моделирования заключена в получении количественных и качественных результатов на основе имеющейся модели. Качественные выводы сделанные по результатам компьютерного моделирования позволяют обнаружить такие свойства сложной системы как ее структуру динамику развития устойчивость целостность и др. Одно из основных направлений использования компьютерного моделирования поиск оптимальных вариантов внешнего воздействия на объект с целью получения наивысших показателей его функционирования. Методологической основой...
51273. МОДЕЛЮВАННЯ КОМПЮТЕРНИХ СИСТЕМ. МЕТОДИЧНА РОЗРОБКА 1.23 MB
  Обгрунтування моделі передбачає визначення класифікаціїонних ознак виявлення та модельне опис основних інформаційних пропроцесів що діють в системі вибір використовуваних принципів і критеріїв оцінки системи методів і засобів моделювання розробку моделі зовнішнього середовища і мо делей базових компонентів створюваної системи. Реализація моделі системи. Після того як визначені методи і засоби моделювання і сформовано безліч альтернативних варіантів створюваної системи виконується безпосередня розробка моделі що забезпечує вико...