57608

Возникновение Запорожской Сечи

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Уметь доказать что казачество явление мировой истории. Воспитать в себе чувство гордости за свой народ породивший такую силу как казачество. Казачество как явление мировой истории. Домашнее задание: Подобрать материал доказывающий что казачество мировое явление.

Русский

2014-04-14

120 KB

9 чел.

Тема: Возникновение Запорожской Сечи.

Задачи:    Знать причины и истоки возникновения Запорожской Сечи, быт, обычаи, обряды, веру запорожцев. Уметь доказать, что казачество - явление мировой истории. Воспитать в себе чувство гордости за свой народ, породивший такую силу, как казачество.

Тип урока: Урок - путешествие в Запорожскую Сечь.

Оборудование:

на доске:

  1.  Эпиграф.
  2.  Карта «Великий Луг».
  3.  Карта « Дикое поле».
  4.  Эскиз «Запорожской Сечи».
  5.  Рисунок «Запорожский казак».
  6.  Портрет Д. Вишневецкого.
  7.  Заповеди казаков «Кальмиусской
    паланки».
  8.  Выставка творческих работ учащихся «Казацкому роду нема переводу».
  9.  Казацкие булава, люлька, бунчук,
    крест, кружка.

10. Выставка книг о казачестве.

 на партах:

  1.  Папки учащихся с материалом о казачестве.
  2.  Схема «Основные этапы
    жизненного пути
    Д.Вишневецкого.
  3.  Контурные карты «Украина
    в
    XIV - XV веках».
  4.  Кроссворд «Запорожская

Сечь».

План урока:

  1.  Возникновение украинского казачества.
  2.  Д.Вишневецкий - создатель первой Запорожской Сечи.
  3.  Образ жизни, обряды, обычаи, вера запорожцев.
  4.  Казачество, как явление мировой истории.

Домашнее задание: Подобрать материал, доказывающий, что казачество - мировое явление.

Ход урока:

I. Организация учебной деятельности.

ІІ.    Мотивация учебной деятельности, на фоне музыки звучат слова из стихотворения Т.Г.Шевченко в исполнении ученика класса, который одет в костюм казака.

Було колись в Украні 

Ревіли гармати,

Було колись

Запорожці вміли панувати. 

Панували, добували

I славу, і волю -Минулося, осталися Могили по полю.

Вступительное слово учителя.

    «Многострадальная Украина! Сколько ярких, героических страниц в твоей истории. Сколько великих героев прославили тебя! Сколько раз поливала землю кровь христианская, засевали кости людские. Но вот зародилась на Украине и выросла могучее - Запорожское казачество, низовое рыцарство. Как буря носилось оно морскими волнами, широкими степями. И гремела слава казацкая по далёким странам, и вдохновляла она народ на подвиги, на борьбу за свободу. Ребята, сегодня у нас необычный урок, урок-путешествие в Запорожскую Сечь. Сечь, ставшую могучей твердьшей на Днепре, вольницей для всех тех, кто ненавидел панщину, своих и иноземных угнетателей. На уроке мы должны вспомнить, как зародилось казачество, знать, как жили казаки в Запорожской Сечи, их быт, обычаи, веру; доказать, что казачество является явлением мировой истории; воспитать чувство гордости за свой народ, породивший такую великую силу, как казачество, слава которого продолжает жить и сейчас».

Ш.   Восстановление опорных знаний.

  1.  Работа у доски с таблицей «Причины возникновения казачества».
  2.  Блиц-опрос. Оценивать ответы блиц-опроса помогает ученик-эксперт,
    фиксирующий результаты ответов в оценочном листе.

а.) Немецкий ученый-историк из Лейпцигского университета Иоган Мюллер в своей исторической диссертации о казачестве (1648г.) даёт  следующие возможные варианты происхождения слова «казак»:

от турецкого "казак" - разбойник;

от славянского "коса" - человек, вооружённый косой;

от польского "коза" - якобы казаки напоминали своим бегом,
громкими криками и одеждами из козьих шкур козу;

от тюрского "кай-сак" - легковооружённый воин, вольный человек.
Какая из приведённых версий Вам кажется наиболее вероятной? Ответ
обоснуйте.

б.) Где и когда впервые упоминается слово "казак"?

в.) Назовите ещё документы, где звучит слово "казак".

г.) В каком документе слово "казак" связывается с украинским

пониманием этого слова?

д.) Почему, имея сведения о слове "казак" ещё в XIII веке, возникновение казачества дотируется концом XV века?

е.) Какое значение имели в возникновении казачества географический и природный факторы? ж.) Назовите социальный состав казаков, з.) Кто такие отходники?

Итак, сделаем вывод о понятии «казак» - в разные периоды и у разных народов оно имело различное значение.

IV.   Формирование новых знаний.

Путешествовать в Запорожскую Сечь сегодня будут географы, этнографы, библиографы и геральдики (свой материал они собрали и подготовили заранее).

Запорожская Сечь в XV веке стала своеобразной Горожевой заставой на южных границах Украины. Запорожцы держали в страхе янычар и ханов, до сих пор грабивших Украину. Присмирели татары, вынужден был усмирить свой тыл турецкий султан. Отвага и храбрость казаков стали известны всей Европе. Начнут путешествие наши географы.

Сообщения учащихся по темам:

Дикое поле.

Великий Луг.

Пороги Днепра.

Запорожские Сечи.

V. Формирование умений и навыков.

Задания группам:

  1.  нанести на контурные карты территорию Дикого поля;
  2.  территорию Великого Луга;
  3.  пороги Днепра;
  4.  известные Запорожские Сечи.

Учитель: «Создание первой Запорожской Сечи связано с именем Дмитрия Вишневецкого. Рассказать о нём мы просим наших библиографов». Сообщения учащихся о Дмитрии Вишневецком, чтение стихов о нём. Во время сообщения учащиеся заполняют схему «Этапы жизненного пути Д. Вишневецкого».

Учитель: «Говоря о Запорожской Сечи, невозможно не отметить обычаи, образ жизни казаков, их веру, занятия, военное мастерство. Об этом расскажут наши этнографы». Сообщения учащихся.

Учащимся предлагается задание, - вспомнив ритуалы принятия в казачество, определить, какие атрибуты лежат в чёрном ящике (крест и водка).

Учитель: «Как вы думаете, были ли у казаков свои святыни?» Слово предоставляется геральдикам. Сообщения учащихся о казацких клейнодах с иллюстрацией и макетами булавы, бунчука, хоругви, коломаря и т.д.

  1.  Формирование умений и навыков.
    Решение кроссворда «Запорожская Сечь».
  2.  Обобщение учителя.

VIII. Оценка знаний учащихся.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51397. Создание блок-схем с помощью MS Visio 381.5 KB
  Фигуры готовые символы включенные в поставку Visio это ключ к быстрому созданию эффективных диаграмм. Наилучшим способом создания новой диаграммы является использование шаблона файла включающего все инструменты стили параметры и фигуры которые потребуются для создания определенного типа схемы или диаграммы. Например если нужно создать блоксхему используйте шаблон Bsic Flowchrt Базовая блоксхема включающий фигуры которые представляют данные процессы решения и другие элементы. Категория шаблонов Назначение Block Digrm...
51398. Начертательная геометрия 11.87 MB
  Начертательная геометрия входит в состав учебной дисциплины федерального значения, название которой в зависимости от специальности: «Начертательная геометрия и инженерная графика», «Инженерная и машинная графика» или просто «Инженерная графика». Инженерная графика – это единственная дисциплина целью, которой является непосредственно обучение студентов работе с различной по виду и содержанию графической информацией
51399. РАБОТА С ТЕСТАМИ 53 KB
  Теперь с помощью панели Формы построим кнопку для ответа на первый вопрос и выполним для нее макрос через правую кнопку. В окне Назначить макрос объекту нажмите кнопку Записать а в следующем окне Запись макроса ОК. Создадим еще одну кнопку для результата. Всем кнопкам 1го ряда надо дать имя ДА кнопкам 2го ряда НЕТ а последнюю кнопку назовем Ваши баллы.
51400. Типизированные файлы 46 KB
  В перечисленных ниже задачах разрешается использовать при необходимости не более одного массива и не более одного вспомогательного файла. В каждом варианте необходимо: Разработать программу которая формирует типизированный файл по заданию имя файла обязательно запрашивается с клавиатуры. С ее помощью создать и заполнить содержимым необходимое количество исходных файлов.
51401. Текстовые файлы 50 KB
  В перечисленных ниже задачах разрешается использовать при необходимости не более одного массива и не более одного вспомогательного файла. В каждом варианте необходимо: Разработать программу которая формирует текстовый файл по заданию имя файла обязательно запрашивается с клавиатуры и заполняет его набором строк вводимых с клавиатуры. Разработать программу позволяющую вывести на экран содержимое текстового файла имя которого запрашивается с клавиатуры. С ее помощью просмотреть содержимое исходного файла до и после обработки а также...
51402. Поиск и изменение файлов 42.5 KB
  Задания по вариантам Вариант Условие задачи Написать программу которая подсчитывает количество всех вложенных каталогов в указанном каталоге. Написать программу которая вводит с клавиатуры список имен текстовых файлов разделенных запятой и склеивает их содержимое в один файл в том порядке как приведены имена. Написать программу которая выводит на экран имена расширения и размеры всех файлов текущего каталога расположив их в порядке убывания размера файлов. Написать программу которая выводит на экран список всех файлов и...
51403. Процедуры и функции пользователя 45.5 KB
  Использовать подпрограмму вычисления факториала натурального числа. Два простых числа называются близнецами если они отличаются друг от друга на 2 например 41 и 43. Два натуральных числа называются дружественными если каждое из них равно сумме всех делителей кроме его самого другого числа например числа 220 и 284. Найти все пары дружественных чисел которые не больше данного числа N.
51404. Процедуры и функции пользователя. Рекурсия 60.5 KB
  Напишите рекурсивную процедуру нахождения суммы цифр любого натурального числа. Напишите рекурсивную процедуру нахождения количества четных цифр любого натурального числа. Напишите рекурсивную функцию нахождения суммы первых N членов арифметической прогрессии 1 3 5 7 Напишите рекурсивную процедуру нахождения первых N чисел Фибоначчи.