57608

Возникновение Запорожской Сечи

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Уметь доказать что казачество явление мировой истории. Воспитать в себе чувство гордости за свой народ породивший такую силу как казачество. Казачество как явление мировой истории. Домашнее задание: Подобрать материал доказывающий что казачество мировое явление.

Русский

2014-04-14

120 KB

9 чел.

Тема: Возникновение Запорожской Сечи.

Задачи:    Знать причины и истоки возникновения Запорожской Сечи, быт, обычаи, обряды, веру запорожцев. Уметь доказать, что казачество - явление мировой истории. Воспитать в себе чувство гордости за свой народ, породивший такую силу, как казачество.

Тип урока: Урок - путешествие в Запорожскую Сечь.

Оборудование:

на доске:

  1.  Эпиграф.
  2.  Карта «Великий Луг».
  3.  Карта « Дикое поле».
  4.  Эскиз «Запорожской Сечи».
  5.  Рисунок «Запорожский казак».
  6.  Портрет Д. Вишневецкого.
  7.  Заповеди казаков «Кальмиусской
    паланки».
  8.  Выставка творческих работ учащихся «Казацкому роду нема переводу».
  9.  Казацкие булава, люлька, бунчук,
    крест, кружка.

10. Выставка книг о казачестве.

 на партах:

  1.  Папки учащихся с материалом о казачестве.
  2.  Схема «Основные этапы
    жизненного пути
    Д.Вишневецкого.
  3.  Контурные карты «Украина
    в
    XIV - XV веках».
  4.  Кроссворд «Запорожская

Сечь».

План урока:

  1.  Возникновение украинского казачества.
  2.  Д.Вишневецкий - создатель первой Запорожской Сечи.
  3.  Образ жизни, обряды, обычаи, вера запорожцев.
  4.  Казачество, как явление мировой истории.

Домашнее задание: Подобрать материал, доказывающий, что казачество - мировое явление.

Ход урока:

I. Организация учебной деятельности.

ІІ.    Мотивация учебной деятельности, на фоне музыки звучат слова из стихотворения Т.Г.Шевченко в исполнении ученика класса, который одет в костюм казака.

Було колись в Украні 

Ревіли гармати,

Було колись

Запорожці вміли панувати. 

Панували, добували

I славу, і волю -Минулося, осталися Могили по полю.

Вступительное слово учителя.

    «Многострадальная Украина! Сколько ярких, героических страниц в твоей истории. Сколько великих героев прославили тебя! Сколько раз поливала землю кровь христианская, засевали кости людские. Но вот зародилась на Украине и выросла могучее - Запорожское казачество, низовое рыцарство. Как буря носилось оно морскими волнами, широкими степями. И гремела слава казацкая по далёким странам, и вдохновляла она народ на подвиги, на борьбу за свободу. Ребята, сегодня у нас необычный урок, урок-путешествие в Запорожскую Сечь. Сечь, ставшую могучей твердьшей на Днепре, вольницей для всех тех, кто ненавидел панщину, своих и иноземных угнетателей. На уроке мы должны вспомнить, как зародилось казачество, знать, как жили казаки в Запорожской Сечи, их быт, обычаи, веру; доказать, что казачество является явлением мировой истории; воспитать чувство гордости за свой народ, породивший такую великую силу, как казачество, слава которого продолжает жить и сейчас».

Ш.   Восстановление опорных знаний.

  1.  Работа у доски с таблицей «Причины возникновения казачества».
  2.  Блиц-опрос. Оценивать ответы блиц-опроса помогает ученик-эксперт,
    фиксирующий результаты ответов в оценочном листе.

а.) Немецкий ученый-историк из Лейпцигского университета Иоган Мюллер в своей исторической диссертации о казачестве (1648г.) даёт  следующие возможные варианты происхождения слова «казак»:

от турецкого "казак" - разбойник;

от славянского "коса" - человек, вооружённый косой;

от польского "коза" - якобы казаки напоминали своим бегом,
громкими криками и одеждами из козьих шкур козу;

от тюрского "кай-сак" - легковооружённый воин, вольный человек.
Какая из приведённых версий Вам кажется наиболее вероятной? Ответ
обоснуйте.

б.) Где и когда впервые упоминается слово "казак"?

в.) Назовите ещё документы, где звучит слово "казак".

г.) В каком документе слово "казак" связывается с украинским

пониманием этого слова?

д.) Почему, имея сведения о слове "казак" ещё в XIII веке, возникновение казачества дотируется концом XV века?

е.) Какое значение имели в возникновении казачества географический и природный факторы? ж.) Назовите социальный состав казаков, з.) Кто такие отходники?

Итак, сделаем вывод о понятии «казак» - в разные периоды и у разных народов оно имело различное значение.

IV.   Формирование новых знаний.

Путешествовать в Запорожскую Сечь сегодня будут географы, этнографы, библиографы и геральдики (свой материал они собрали и подготовили заранее).

Запорожская Сечь в XV веке стала своеобразной Горожевой заставой на южных границах Украины. Запорожцы держали в страхе янычар и ханов, до сих пор грабивших Украину. Присмирели татары, вынужден был усмирить свой тыл турецкий султан. Отвага и храбрость казаков стали известны всей Европе. Начнут путешествие наши географы.

Сообщения учащихся по темам:

Дикое поле.

Великий Луг.

Пороги Днепра.

Запорожские Сечи.

V. Формирование умений и навыков.

Задания группам:

  1.  нанести на контурные карты территорию Дикого поля;
  2.  территорию Великого Луга;
  3.  пороги Днепра;
  4.  известные Запорожские Сечи.

Учитель: «Создание первой Запорожской Сечи связано с именем Дмитрия Вишневецкого. Рассказать о нём мы просим наших библиографов». Сообщения учащихся о Дмитрии Вишневецком, чтение стихов о нём. Во время сообщения учащиеся заполняют схему «Этапы жизненного пути Д. Вишневецкого».

Учитель: «Говоря о Запорожской Сечи, невозможно не отметить обычаи, образ жизни казаков, их веру, занятия, военное мастерство. Об этом расскажут наши этнографы». Сообщения учащихся.

Учащимся предлагается задание, - вспомнив ритуалы принятия в казачество, определить, какие атрибуты лежат в чёрном ящике (крест и водка).

Учитель: «Как вы думаете, были ли у казаков свои святыни?» Слово предоставляется геральдикам. Сообщения учащихся о казацких клейнодах с иллюстрацией и макетами булавы, бунчука, хоругви, коломаря и т.д.

  1.  Формирование умений и навыков.
    Решение кроссворда «Запорожская Сечь».
  2.  Обобщение учителя.

VIII. Оценка знаний учащихся.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34802. Пантеизм как специфическая черта натурфилософии возрождения. Диалектика ренессанса (Кузанский Бруно) социально-политическая модель Макиавелли 36.5 KB
  прямо не отрицая существования Бога она отождествляла его с природой. Теософия мудрость от Бога. Если учесть что познание от Бога а Бог непознаваем значит Бог предел познания. Бог это предел за которым нет знания но есть вера есть осознание Бога.
34803. Научная революция нового времени. Бэкон о естественной философии. Индуктивный метод. Источники заблуждений. Критика «идолов» 47 KB
  Бэкон о естественной философии. Бэкон Англия; С. В философии этого периода появляются два подхода к понятию субстанция: онтологическое понимание субстанции как предельного основания бытия основоположник Френсис Бэкон 1561 1626; гносеологическое осмысление понятия субстанция его необходимость для научного знания основоположник Джон Локк 16321704. Бэкон; рационализм Р.
34804. Рационализм декарта. Очевидность как критерий истины. Учение о врожденных истинах 44 KB
  С точки зрения Декарта непосредственные чувственные восприятия не подвергнутые анализу и проверке в свете разума могут вводить в заблуждение и не являться сами по себе гарантами достоверного познания. Скепсис Декарта скепсис методологический который должен привести к первичной достоверности. Философия Декарта является защитой не Божественного разума а нашего собственного земного человеческого.
34805. Учение о субстанции спинозы и Лейбница. Рационализм и проблема свободы 26 KB
  Субстанция одна она есть причина самой себя. Эта единая субстанция не нуждается ни в чем другом для того чтобы существовать. Природа творящая есть Бог единая субстанция. Субстанция обладает двумя главными атрибутами свойствами: 1 мышлением; 2 протяжением распространенностью Посредством этих свойств человеческий ум воспринимает субстанцию в ее конкретности.
34806. Эмпиризм: гоббс и локк. Скептицизм Юма. Субъективный идеализм Беркли 35 KB
  Юм выводит все идеи из чувственных впечатлений. Юм пытается доказать что субстанция и причинность не объективно существующие сущности не априорные идеи но что они по своему эмпирическому содержанию представляют собой исключительно ассоциации которые образуются благодаря привычным сочетаниям впечатлений. Среди постепенно появляющихся идей о вещах мы начинаем замечать определенное сходство которое позволяет дать этим понятиям одно и то же название оставляя в стороне возможные качественные и количественные различия и приобретаем...
34807. Философские идеи эпохи просвещения. Правовой идеал просвещения. Коллизия частного интереса и общей справедливости. Просветительная трактовка человека 37 KB
  Просветительная трактовка человека Выдающимися мыслителями философии Просвещения были Вольтер и Руссо Вольтер по праву считается основателем французского Просвещения. Огромное влияние на общественную жизнь Европы оказал другой представитель Просвещения Руссо. Руссо призывает к свободе. Отсюда такой интерес Руссо к принципу частной собственности с возникновением которой он связывает исчезновение первоначального равенства и чистоты общественных нравов.
34808. Кант: от субстанции у субъекту, от бытия к деятельности. Рассудок и проблема объективности познания. Явление «вещь в себе». Природа и свобода 29.5 KB
  Канта Философия Канта вершина всей истории философии до XX в. Все творчество Канта делится на два периода докритический и критический. В первый период основное внимание Кант уделял вопросам естествознания и философии природы. В нем излагается знаменитая гипотеза возникновения Вселенной из туманности что означает отказ от идеи первотолчка хотя Кант и признавал Бога в качестве создателя мира.
34809. Абсолютный идеализм и диалектический метод Гегеля. Противоречие системы и метода 41 KB
  Диалектическая философия Гегеля Романтики иенской школы Фихте Шеллинг Гегель подвергали пересмотру кантовское понятие трансцендентального субъекта. Согласно романтикам главным недостатком кантовского субъекта является его неисторический характер во многом обязанный тому что Кант противопоставил истинное знание доставляемое точными науками тем формам знания которые нам дают миф искусство язык. В качестве такого субъекта предстала особенно у Гегеля история человечества в целом. Теперь формы трансцендентальной субъективности...
34810. Антропологический материализхм Фейербаха 31 KB
  Фейербаха Фейербах последний великий представитель классической немецкой философии. В отличие от других немецких философов этого периода которые были идеалистами Фейербах материалист. Самая известная книга Сущность христианства Если Гегель отрывал разум мышление от человека от его чувственной деятельности то Фейербах реальным субъектом разума считает только человека.