57608

Возникновение Запорожской Сечи

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Уметь доказать что казачество явление мировой истории. Воспитать в себе чувство гордости за свой народ породивший такую силу как казачество. Казачество как явление мировой истории. Домашнее задание: Подобрать материал доказывающий что казачество мировое явление.

Русский

2014-04-14

120 KB

8 чел.

Тема: Возникновение Запорожской Сечи.

Задачи:    Знать причины и истоки возникновения Запорожской Сечи, быт, обычаи, обряды, веру запорожцев. Уметь доказать, что казачество - явление мировой истории. Воспитать в себе чувство гордости за свой народ, породивший такую силу, как казачество.

Тип урока: Урок - путешествие в Запорожскую Сечь.

Оборудование:

на доске:

  1.  Эпиграф.
  2.  Карта «Великий Луг».
  3.  Карта « Дикое поле».
  4.  Эскиз «Запорожской Сечи».
  5.  Рисунок «Запорожский казак».
  6.  Портрет Д. Вишневецкого.
  7.  Заповеди казаков «Кальмиусской
    паланки».
  8.  Выставка творческих работ учащихся «Казацкому роду нема переводу».
  9.  Казацкие булава, люлька, бунчук,
    крест, кружка.

10. Выставка книг о казачестве.

 на партах:

  1.  Папки учащихся с материалом о казачестве.
  2.  Схема «Основные этапы
    жизненного пути
    Д.Вишневецкого.
  3.  Контурные карты «Украина
    в
    XIV - XV веках».
  4.  Кроссворд «Запорожская

Сечь».

План урока:

  1.  Возникновение украинского казачества.
  2.  Д.Вишневецкий - создатель первой Запорожской Сечи.
  3.  Образ жизни, обряды, обычаи, вера запорожцев.
  4.  Казачество, как явление мировой истории.

Домашнее задание: Подобрать материал, доказывающий, что казачество - мировое явление.

Ход урока:

I. Организация учебной деятельности.

ІІ.    Мотивация учебной деятельности, на фоне музыки звучат слова из стихотворения Т.Г.Шевченко в исполнении ученика класса, который одет в костюм казака.

Було колись в Украні 

Ревіли гармати,

Було колись

Запорожці вміли панувати. 

Панували, добували

I славу, і волю -Минулося, осталися Могили по полю.

Вступительное слово учителя.

    «Многострадальная Украина! Сколько ярких, героических страниц в твоей истории. Сколько великих героев прославили тебя! Сколько раз поливала землю кровь христианская, засевали кости людские. Но вот зародилась на Украине и выросла могучее - Запорожское казачество, низовое рыцарство. Как буря носилось оно морскими волнами, широкими степями. И гремела слава казацкая по далёким странам, и вдохновляла она народ на подвиги, на борьбу за свободу. Ребята, сегодня у нас необычный урок, урок-путешествие в Запорожскую Сечь. Сечь, ставшую могучей твердьшей на Днепре, вольницей для всех тех, кто ненавидел панщину, своих и иноземных угнетателей. На уроке мы должны вспомнить, как зародилось казачество, знать, как жили казаки в Запорожской Сечи, их быт, обычаи, веру; доказать, что казачество является явлением мировой истории; воспитать чувство гордости за свой народ, породивший такую великую силу, как казачество, слава которого продолжает жить и сейчас».

Ш.   Восстановление опорных знаний.

  1.  Работа у доски с таблицей «Причины возникновения казачества».
  2.  Блиц-опрос. Оценивать ответы блиц-опроса помогает ученик-эксперт,
    фиксирующий результаты ответов в оценочном листе.

а.) Немецкий ученый-историк из Лейпцигского университета Иоган Мюллер в своей исторической диссертации о казачестве (1648г.) даёт  следующие возможные варианты происхождения слова «казак»:

от турецкого "казак" - разбойник;

от славянского "коса" - человек, вооружённый косой;

от польского "коза" - якобы казаки напоминали своим бегом,
громкими криками и одеждами из козьих шкур козу;

от тюрского "кай-сак" - легковооружённый воин, вольный человек.
Какая из приведённых версий Вам кажется наиболее вероятной? Ответ
обоснуйте.

б.) Где и когда впервые упоминается слово "казак"?

в.) Назовите ещё документы, где звучит слово "казак".

г.) В каком документе слово "казак" связывается с украинским

пониманием этого слова?

д.) Почему, имея сведения о слове "казак" ещё в XIII веке, возникновение казачества дотируется концом XV века?

е.) Какое значение имели в возникновении казачества географический и природный факторы? ж.) Назовите социальный состав казаков, з.) Кто такие отходники?

Итак, сделаем вывод о понятии «казак» - в разные периоды и у разных народов оно имело различное значение.

IV.   Формирование новых знаний.

Путешествовать в Запорожскую Сечь сегодня будут географы, этнографы, библиографы и геральдики (свой материал они собрали и подготовили заранее).

Запорожская Сечь в XV веке стала своеобразной Горожевой заставой на южных границах Украины. Запорожцы держали в страхе янычар и ханов, до сих пор грабивших Украину. Присмирели татары, вынужден был усмирить свой тыл турецкий султан. Отвага и храбрость казаков стали известны всей Европе. Начнут путешествие наши географы.

Сообщения учащихся по темам:

Дикое поле.

Великий Луг.

Пороги Днепра.

Запорожские Сечи.

V. Формирование умений и навыков.

Задания группам:

  1.  нанести на контурные карты территорию Дикого поля;
  2.  территорию Великого Луга;
  3.  пороги Днепра;
  4.  известные Запорожские Сечи.

Учитель: «Создание первой Запорожской Сечи связано с именем Дмитрия Вишневецкого. Рассказать о нём мы просим наших библиографов». Сообщения учащихся о Дмитрии Вишневецком, чтение стихов о нём. Во время сообщения учащиеся заполняют схему «Этапы жизненного пути Д. Вишневецкого».

Учитель: «Говоря о Запорожской Сечи, невозможно не отметить обычаи, образ жизни казаков, их веру, занятия, военное мастерство. Об этом расскажут наши этнографы». Сообщения учащихся.

Учащимся предлагается задание, - вспомнив ритуалы принятия в казачество, определить, какие атрибуты лежат в чёрном ящике (крест и водка).

Учитель: «Как вы думаете, были ли у казаков свои святыни?» Слово предоставляется геральдикам. Сообщения учащихся о казацких клейнодах с иллюстрацией и макетами булавы, бунчука, хоругви, коломаря и т.д.

  1.  Формирование умений и навыков.
    Решение кроссворда «Запорожская Сечь».
  2.  Обобщение учителя.

VIII. Оценка знаний учащихся.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74063. Основные положения качественного и количественного анализа 15.48 KB
  Цель аналитической химии установление качественного и количественного состава вещества или смеси веществ. Задачей качественного анализа является выяснение качественного состава вещества т е. В зависимости от задания аналитическая химия подразделяется на качественный анализ нацеленный на определение того что или какие вещества в какой форме находится в образце и количественный анализ нацеленный на определение того сколько данного вещества находится в образце. Для определения качественного состава какоголибо вещества необходимо...
74064. Количественные методы исследования химического состава соединений и продуктов 13.94 KB
  Количественный химический анализ имеет целью определение относительного количества отдельных составных частей какоголибо химического соединения или смеси. Применяемые в нём методы находятся в зависимости от качеств состава вещества и потому количественному химическому анализу должен предшествовать всегда качественный химический анализ. Для производства количественного анализа можно применять два различных метода: весовой и объемный. При объёмном анализе измеряются объёмы титрованных содержащих определенное количество реактива растворов...
74065. Аналитические группы катионов 15.03 KB
  К I аналитической группе относятся катионы щелочных металлов калия K натрия N лития Li и катион аммония NH4. Вследствие этого катионы данной группы не имеют группового реагента и открывают их только с помощью частных реакций. Перед проведением частных реакций на катионы I аналитической группы ионы других групп удаляют методом осаждения например в виде карбонатов в нейтральной или щелочной среде. Ко II аналитической группе относятся катионы дающие малорастворимые соединения при взаимодействии с соляной кислотой и ее солями.
74066. Государственно-правовое развитие Англии в Новейшее время 121 KB
  Эволюция государства и права в новейшее время. Основные тенденции развития государства и права в ХХ веке. Новейший период в истории государства и права связан с серьезными изменениями в политической системе многих стран обусловленными глубокими социально-экономическими причинами. Основное назначение современного права состоит в том чтобы сохраняя основные устои общества трансформировать его приспособить к новым общественным потребностям.
74067. Соединенные Штаты Америки в Новейшее время 137.5 KB
  Государственное развитие США в Новейшее время. Право США в Новейшее время. Право США в Новейшее время. Особенности государственного развития США в Новейшее время.
74068. Франция в Новейшее время 99 KB
  Развитие государственного устройства Франции в Новейшее время. Право Франции в Новейшее время. Развитие государственного строя в период между двумя мировыми войнами Государственный строй Франции после Первой мировой определялся Конституцией 1875 г. В 30е годы в условиях острого социального и экономического кризиса во Франции активизируется деятельность профашистских организаций...
74069. Государственное развитие Германии в ХХ веке 140.5 KB
  Государственное развитие Германии в ХХ веке. Право Германии в Новейшее время. Революция 1918 года в Германии. Поражение Германии в Первой мировой войне внутренние противоречия влияние событий в России привели к революционному взрыву в ноябре 1918 г.
74070. Государство и право Китая и Японии в Новое и Новейшее время 168 KB
  Парламент Китая под нажимом Юань Шикая совершившего государственный переворот вносит во Временную конституцию изменения целью которых было расширить права президента и ограничить права парламента. еще больше расширили права президента. Провозглашалось равенство граждан перед законом и национальное равноправие гарантировались...
74071. Предмет, методы и основные источники «Истории права зарубежных стран» 48.5 KB
  Предмет методы и основные источники Истории права зарубежных стран. Истоки права. История ПЗС иногда ее называют Всеобщая история государства и права – изучает возникновение оформление и функционирование правовых обычаев и законов а также их последующие изменения у разных народов мира в отдельные периоды от древности до современной эпохи...