57615

КИРИЛЛО – МЕФОДИЕВСКОЕ БРАТСТВО

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: ознакомить учащихся с деятельностью первой украинской политической нелегальной организацией - Кирилло-Мефодиевским братством; провести исследование программных документов и общественно-политической деятельности Кирилло-Мефодиевского братства...

Русский

2014-04-14

80.5 KB

10 чел.

РАЗРАБОТКА УРОКА

на конкурс «Мой лучший урок с использованием ИКТ»

ТЕМА: «КИРИЛЛО – МЕФОДИЕВСКОЕ БРАТСТВО»

(9 класс, 45 минут)

Учителя истории

Донецкого НВК № 78

Зубрицкой

Надежды Валериевны


Цели урока
: ознакомить учащихся с деятельностью первой украинской политической нелегальной организацией - Кирилло-Мефодиевским братством; провести исследование программных документов и общественно-политической деятельности Кирилло-Мефодиевского братства; его вклад в развитие украинской национальной идеи, а также выявить место Т.Шевченко в украинском национальном возрождении. Воспитывать патриотическое чувство любви к Украине, к своему народу; развивать умение работать с документами, анализировать, делать выводы.

Оборудование: учебник  (Турченко Ф.Г., Мороко В.Н. История Украины.- К.: Генеза, 2009), портреты Костомарова Н.И., Кулиша П.А., Шевченко Т.Г.; плакаты для мониторинговой мотивации и значении деятельности кирилло-мефодиевцев; научно-познавательная программа, фильм №67 «Кирилло-Мефодиевцы» (национальная кинемотека Украины, студия «Киевнаучфильм»); слайды; мультимедийная доска.

Раздаточный материал: персоналии, документы, «Кобзарь» Т.Шевченко, проверочное задание «Найди ошибку», материал для домашнего задания.

Тип урока: изучение нового материала.

ХОД УРОКА

I Организационный момент (2 мин.)

II Мониторинговая мотивация (3 мин.)

СЛАЙД №1

Учитель: тема сегодняшнего урока «Кирилло-Мефодиевское братство», вы возможно, слышали уже о деятельности этой организации, когда изучали творчество Т.Г.Шевченко на уроках украинской литературы.  Прощу вас подойти к плакату, на котором нарисованы два дерева, и определить свой уровень знаний по данной теме на начало урока, наклеив стикер у основания дерева, если  знания начальные и по возрастающей.

В конце урока учитель просит подойти учащихся к плакату и приклеить стикеры по такому же принципу ко второму дереву. Таким образом выясняется, на сколько учащиеся оценивают свой уровень полученных знаний.

III Актуализация опорных знаний учащихся (5 мин.)

Беседа на повторение.

-Что такое национальное движение?

-Что такое политическая организация?

- Что такое национальная идея?

-Что такое братства?

СЛАЙД №2

IV Мотивация учебной деятельности (2 мин.)

3 марта 1847 года студент Киевского университета Алексей Петров донес царским властям о тайном обществе, существование которого он якобы случайно обнаружил. Тут же все лица, на которых поступил донос, были схвачены полицией и оправлены в Петербург. Там их усиленно допрашивали и выяснили, что общество св.Кирилла и Мефодия действительно в течении какого-то времени (14 месяцев) существовало в Киеве.

Организация и деятельность Кирилло-Мефодиевского братства было высшим достижением украинского национально-освободительного движения I половины XIX века.

Наше задание: познакомится с возникновением Кирилло-Мефодиевского братства, рассмотреть программные документы братства, изучить влияние Кирилло-Мефодиевского братства на развитие украинской национальной идеи, место Т.Шевченко в украинском национальном возрождении.

СЛАЙД №3

V Изучение нового материала (10 мин.)

Учащиеся записывают в тетради дату и  тему урока

1)  Учитель: некоторые источники приписывают создание Кирилло-Мефодиевского братства Н. И. Костомарову. Другие исследователи добавляют в число основателей В. М. Белозерского и Н. И. Гулака. Есть мнение, что среди основателей были также П. А. Кулиш и А. В. Маркович. Само по себе множество версий весьма красноречиво.

Кроме того, отдельные историки, считают, не вполне понятным использование в названии слова «братство». Для большинства наших современников «братство» ассоциируется в первую очередь с «равенством и счастьем». Но в средине XIX в. основным было другое значение: организация мирян и духовенства, созданная при храме для целей его обустройства, благотворительности, просвещения, миссионерства, защиты религии от разных посягательств, а также взаимной поддержки.

СЛАЙД №4

Поэтому, в  некоторых учебниках, другой литературе вы можете встретить название «Кирилло-Мефодиевское общество».

В чем же такая причина расхождения?

По мнению историка В. В. Сиротенко  братство св. Кирилла и Мефодия при Богоявленском монастыре в Киеве было основано в 1843 или 1844 г. отцом Феофаном (в миру Петром Семеновичем Авсентьевым) - учителем истории православия II Киевской гимназии, а затем преподавателем психологии в Университете св. Владимира. Первыми братчиками были гимназисты, студенты, а затем и преподаватели. В том числе будущие участники тайного общества гимназисты А. В. Маркович, А. А. Навроцкий, И. Я. Посяда, А. Д. Тулуб и адъюнкт университета В. М. Белозерский. Именно Белозерский познакомил с отцом Феофаном Н. И. Гулака, который создал внутри братства масонскую ложу «Общество объединенных славян». Сам же он примкнул к масонам во время учебы в Дерптском  университете. Тайное общество просуществовало 14 месяцев. Вместе с братством оно прекратило свое существование после репрессий правительства, последовавших вслед за доносом студента А. М. Петрова — соседа Н. И. Гулака, рекомендовавшего Петрова в общество.

Таким образом, точно установить число членов братства не представляется возможным, а в тайной организации было 10 участников: Г. В. Андрузский, В. М. Белозерский, Н. И. Гулак, Н. И. Костомаров, А. В. Маркович, А. А. Навроцкий, Д. П. Пильщиков, И. Я. Посяда, Н. И. Савич, А. Д. Тулуб. Тесную связь с тайной организацией поддерживали П. А. Кулиш и Т. Г. Шевченко, у которых следствие не обнаружило атрибутов тайного общества: особого образка св. Кирилла и Мефодия, а также перстня с надписью «Св. Кирилл и Мефодий, январь 1846». Тем не менее, отделять Пантелеймона Александровича и Тараса Григорьевича от остальных участников неправомерно.

СЛАЙД №5

Таким образом, в большинстве источников указывается, что число Кирилло-Мефодиевцев равняется сакральному числу 12 (!).

Кем же были эти люди? Давайте познакомимся с ядром организации: Василием Белозерским,  Николаем Костомаровым.

СЛАЙД №6,7

 Но подследственных по этому делу было 14. Заключены под стражу по делу о Кирилло-Мефодиевском обществе были не 12 человек, а 14. И эти двое почему-то предаются забвению не только в школьном курсе истории, но и в солидных монографиях. Речь идет о Федоре Чижове и Николае Ригельмане.

Кем были эти люди вы можете узнать из Интернета, у кого есть такая возможность. У кого нет, вы можете обратиться в кабинет истории, где я оставлю информацию о этих деятелях. В свою очередь хочу сказать лишь несколько слов о них.

Дело Чижова началось с того, что в III отделение поступила информация о недоумении правительства Австро-Венгрии по поводу участия русского дворянина Чижова в незаконных поставках оружия черногорцам. Через время в досье появился новый документ - агентурное сообщение из наместничества Царство Польское о том, что дворянин Чижов носит бороду не из прихоти, но «дабы сблизиться с русскими купцами и крестьянами …скорее уничтожить разницу между дворянством и низшим классом жителей».

Высочайшим повелением было приказано при возвращении из-за границы Чижова задержать (вместе с Кулишом и Савичем), «опечатать, не рассматривая на месте, все их бумаги и вещи и тотчас вместе с оными отправить в С.-Петербург в Третье отделение Собственной Его Величества канцелярии».

Н. А. Ригельман был арестован после того, как у П. А. Кулиша при аресте были обнаружены письма Николая Аркадьевича к руководителям чешского и словацкого национального движения В. Ганке, Я. Коллару, Л. Шафарику и Л. Штуру, с которыми Ригельман познакомился во время своего пребывания в Вене. В письмах говорилось, что их податель должен сообщить «обстоятельные известия» о ходе славянского движения в Украине. Ригельман был тесно связан с московскими славянофилами, поддерживая с ними постоянную связь. В то же время он поддерживал дружеские отношения с Белозерским, Костомаровым, Кулишом, Марковичем, Шевченко и с позиций «славянофила киевского» критиковал москвичей за забвение культурно-языковых интересов украинцев. В приобщенном к делу письме Ригельмана Чижову сказано: «Киев — очень важное место в системе русского славянства; тут можно завязать и скрепить узел, соединяющий Восточную и Северную Русь с Южною и Западною». Под Русью подразумевались славянские народы.

Чижов и Ригельман находились в заточении две недели.

Идейная связь Кирилло-Мефодиевского общества с московским славянофильством была для III отделения очевидна, тем более что в доносе А. М. Петрова было указано что заговорщики «составляли огромное общество с главным центром в Москве».

2)Учитель: мы переходим к следующему этапу урока -  изучению программных документов (13 мин.). Программные положения Кирилло-Мефодиевского братства изложены в «Книге бытия украинского народа» и «Уставе славянского братства Св.Кирилла и Мефодия», основным автором которого был Николай Костомаров. Впрочем, существует и другое мнение, что труд был коллективным.

СЛАЙД №8

Метод «Ажурная пилка»

Для дальнейшей работы разделимся на три группы:

I группа поработает с отрывком «Из Книги бытия украинского народа» (ксерокопия)

II группа получает «Статут Кирилло-Мефодиевского общества» (Учебник, стр.120-121)

III третья группа ознакомится с отрывком из прокламации «К братьям украинцам», написанной Николаем Костомаровым (ксерокопия)

К документам прилагаются вопросы.

I группа: Какой видится роль Украины в славянском возрождении автору «Книги бытия украинского народа»?

II группа: Назовите главные задачи, которые ставили перед собой кирилло-мефодиевцы: а) для решения социальных проблем; б) для решения проблем национальных.

III группа: Какие демократические принципы пропагандируются в прокламации Н.Костомарова?

Группы изучают документы, отвечают на вопросы, выбирают одного знатока, который должен сообщить основное содержание документы. Таким образом, все три группы будут ознакомлены с содержанием трех документов. На ознакомление с документом отводиться 5 минут и 2 минуты на сообщение каждой группе.

Таким образом учащиеся приходят к выводу (записывают в тетрадь):

Кирилло-Мефодиевское братство ставило перед собой следующие задания:

1)создание демократической федерации христианских славянских республик;

2)отмена крепостного права и сословных привилегий;

3) утверждение гражданских прав и свобод;

4) постепенное распространение православия на все славянские народы.

СЛАЙД №9

Учитель: сегодня все программные положения Кирилло-Мефодиевского общества реализованы, за исключением федерации славянских государств и распространения православия.

3) Значение Кирилло-Мефодиевского братства.

Учащиеся работают с учебником (стр.119-120, пункт «Выводы и обобщения»). Учитель просит просмотреть текст, затем называет предложения (показывает - напечатаны на табличках), которые характеризуют вклад в развитие украинской национальной идеи предыдущего поколения – казацкой старшины и кирилло-мефодиевцев. Учащиеся должны определить принадлежность. Один ученик (лаборант) прикрепляет их к таблице.

Учитель задает вопрос: «Почему стрелка идет от К.С.к К.-М.?»

Историческое значение Кирилло-Мефодиевского братства заключается в том, что оно было первой попыткой украинской разночинной интеллигенции прибегнуть к политической борьбе. Братство впервые разработало широкую политическую программу национально-освободительного движения, которая стала руководством для его преемников.

СЛАЙД№ 10 (отрывок из фильма)

4) Место Т.Шевченко в украинском национальном возрождении.

Учитель: ребята! В начале урока я сказала, что Т.Г.Шевченко лишь поддерживал братство. Но, тогда возникает вопрос, почему именно Шевченко был вынесен наиболее тяжелый приговор: 10 лет армейской службы в качестве рядового, с запретом писать и рисовать. Впоследствии поэт написал, что «трибунал под председательством самого сатаны не мог бы произнести такого холодного нечеловеческого приговора».

Учащиеся говорят о том, что в своих произведениях, которые были понятны и популярны среди простого народа, поэт призывал к ликвидации самодержавия и крепостничества; он много ездил по Украине и пропагандировал среди народных масс демократические идеи, идеи объединения славянских народов.

Учитель предлагает найти в стихотворениях «І мертвим, і живим, і ненародженим землякам моїм в Україні і не в Україні моє дружне послання»(I группа); «Сон» (II и III группы) подтверждение этих идей.

VI Закрепление новых знаний  (5 мин.)

Задание «Найди ошибку» (ошибочные: 1,3,5,6,9,10,12)

1.Свои идеи кирилло-мефодиевцы распространяли среди крестьян

2. На фото № 1 на доске изображен Николай Костомаров

3. В состав кирилло-мефодиевцев входил Н.Гоголь

4. Движение декабристов было раньше чем братство Кирилло-Мефодиевцев

5. Кирилло-мефодиевское братство возникло в Чернигове

6. Программа кирилло-мефодиевцев предусматривала возрождение Речи Посполитой

7. Кирилло-Мефодиевское братство впервые дало украинскому национальному движению программу и идеологию

8. Кирилло-Мефодивское братство просуществовало с 1846 по 1847 годы

9. На фото № 1 на доске изображен Николай Гулак

10. Важнейшую роль в формировании национального самосознания украинского народа посредством литературы в первой половине XIX в. сыграл П.Кулиш

11. Кирилло-Мефодиевское братство ставило перед собой задачу создания демократической федерации христианских славянских республик

12. «Книга бытия украинского народа» была написана В.Белозерским

Учащиеся получают задания и на отдельном листе ставят номера ошибочных утверждений, после чего сдают учителя. Учитель комментирует ошибочные утверждения

VII Выставление оценок за урок (2 мин.)

VIII Мониторинговая мотивация (2 мин.)

VIIII Домашнее задание: параграф 13 учебника и раздаточный материал – письменные задания (1 мин.)


Приложение №1

ПЕРСОНАЛИИ

Федор Васильевич Чижов (1811—1877) родился в небогатой дворянской семье в Костромской губернии, в раннем детстве и молодости познал все тяготы бедности. После окончания Санкт-Петербургского университета преподавал в alma mater математические науки до 1840 г. после чего до 1845 г. жил за границей, большей частью в Италии, где занимался историей литературы и искусства, много переводил, печатался в «Современнике» и других журналах. В Италии поддерживал начатое в университете знакомство с Н. В. Гоголем. В 1845 г. сблизился со славянофилами. Вместе с поэтом Н. М. Языковым задумал выпускать еженедельный журнал «Русский вестник»  - издание истинно славянофильское. Вновь отправился за границу, чтобы организовать корреспондентскую сеть из участников славянского освободительного движения. После разгрома Кирилло-Мефодиевской организации оказался под надзором полиции, арендовал имение в Киевской губернии, где весьма успешно занялся шелководством. После Крымской войны переехал в Москву и здесь развил энергичную деятельность на поприще промышленном и финансовом, основывая эту деятельность на патриотических соображениях. Сначала выступал как теоретик: стал соиздателем журнала «Вестник Промышленности» и газеты «Акционер». Затем по его инициативе была создается первая частная железнодорожная компания и построена дорога от Москвы до Ярославля и Вологды. Кроме того, он является создателем Московского купеческого банка и Московского купеческого общества взаимного кредита, возглавил акционерное общество, выкупившее у правительства Московско-Курскую железную дорогу, организовал Архангельско-Мурманское пароходство. Свое огромное состояние в 6 миллионов рублей серебром завещал на устройство в Костромской губернии профессионально-технических училищ. Наконец, под редакцией Чижова было выпущено одно из собраний сочинений Н. В. Гоголя.

Николай Аркадьевич Ригельман (1818—1888) родился в фамильном поместье на Черниговщине. После окончания Московского университета служил в Канцелярии московского губернатора. В 1843 г. вышел в отставку, учился в Венском университете, неоднократно совершал путешествия по славянским землям империи Габсбургов. С 1846 г. служит чиновником по особым поручениям при Киевском генерал-губернаторе князе Д. Г. Бибикове. После завершения следствия оставлен в должности под поручительство князя и назначен в 1848 г. секретарем канцелярии по полицейской части. С 1850 г. назначен директором 2-й гимназии и инспектором училищ Киевской губернии. На протяжении всей жизни занимался общественной деятельностью, автор многочисленных статей на тему славянофильства и панславизма.


Приложение№2

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Ф.И. ученика ……………………………………………………

Класс …………………….

1.Заполните таблицу

1

Время существования

Кирилло-Мефодиевского братства

2

Основатели и количество членов

3

Социальный и профессиональный состав братства

4

Программа братства

5

Устав братства

6

Средства достижения программных целей

7

Общественная деятельность братства

8

Значение деятельности братства

2*(задание социально-ориентированного уровня)

Сравните идеи и методы деятельности декабристов и кирилло-мефодиевцев. Чем была продиктована разница в их действиях? Чья позиция вам больше импонирует?


I

группа

II

группа

II

группа