57615

КИРИЛЛО – МЕФОДИЕВСКОЕ БРАТСТВО

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: ознакомить учащихся с деятельностью первой украинской политической нелегальной организацией - Кирилло-Мефодиевским братством; провести исследование программных документов и общественно-политической деятельности Кирилло-Мефодиевского братства...

Русский

2014-04-14

80.5 KB

13 чел.

РАЗРАБОТКА УРОКА

на конкурс «Мой лучший урок с использованием ИКТ»

ТЕМА: «КИРИЛЛО – МЕФОДИЕВСКОЕ БРАТСТВО»

(9 класс, 45 минут)

Учителя истории

Донецкого НВК № 78

Зубрицкой

Надежды Валериевны


Цели урока
: ознакомить учащихся с деятельностью первой украинской политической нелегальной организацией - Кирилло-Мефодиевским братством; провести исследование программных документов и общественно-политической деятельности Кирилло-Мефодиевского братства; его вклад в развитие украинской национальной идеи, а также выявить место Т.Шевченко в украинском национальном возрождении. Воспитывать патриотическое чувство любви к Украине, к своему народу; развивать умение работать с документами, анализировать, делать выводы.

Оборудование: учебник  (Турченко Ф.Г., Мороко В.Н. История Украины.- К.: Генеза, 2009), портреты Костомарова Н.И., Кулиша П.А., Шевченко Т.Г.; плакаты для мониторинговой мотивации и значении деятельности кирилло-мефодиевцев; научно-познавательная программа, фильм №67 «Кирилло-Мефодиевцы» (национальная кинемотека Украины, студия «Киевнаучфильм»); слайды; мультимедийная доска.

Раздаточный материал: персоналии, документы, «Кобзарь» Т.Шевченко, проверочное задание «Найди ошибку», материал для домашнего задания.

Тип урока: изучение нового материала.

ХОД УРОКА

I Организационный момент (2 мин.)

II Мониторинговая мотивация (3 мин.)

СЛАЙД №1

Учитель: тема сегодняшнего урока «Кирилло-Мефодиевское братство», вы возможно, слышали уже о деятельности этой организации, когда изучали творчество Т.Г.Шевченко на уроках украинской литературы.  Прощу вас подойти к плакату, на котором нарисованы два дерева, и определить свой уровень знаний по данной теме на начало урока, наклеив стикер у основания дерева, если  знания начальные и по возрастающей.

В конце урока учитель просит подойти учащихся к плакату и приклеить стикеры по такому же принципу ко второму дереву. Таким образом выясняется, на сколько учащиеся оценивают свой уровень полученных знаний.

III Актуализация опорных знаний учащихся (5 мин.)

Беседа на повторение.

-Что такое национальное движение?

-Что такое политическая организация?

- Что такое национальная идея?

-Что такое братства?

СЛАЙД №2

IV Мотивация учебной деятельности (2 мин.)

3 марта 1847 года студент Киевского университета Алексей Петров донес царским властям о тайном обществе, существование которого он якобы случайно обнаружил. Тут же все лица, на которых поступил донос, были схвачены полицией и оправлены в Петербург. Там их усиленно допрашивали и выяснили, что общество св.Кирилла и Мефодия действительно в течении какого-то времени (14 месяцев) существовало в Киеве.

Организация и деятельность Кирилло-Мефодиевского братства было высшим достижением украинского национально-освободительного движения I половины XIX века.

Наше задание: познакомится с возникновением Кирилло-Мефодиевского братства, рассмотреть программные документы братства, изучить влияние Кирилло-Мефодиевского братства на развитие украинской национальной идеи, место Т.Шевченко в украинском национальном возрождении.

СЛАЙД №3

V Изучение нового материала (10 мин.)

Учащиеся записывают в тетради дату и  тему урока

1)  Учитель: некоторые источники приписывают создание Кирилло-Мефодиевского братства Н. И. Костомарову. Другие исследователи добавляют в число основателей В. М. Белозерского и Н. И. Гулака. Есть мнение, что среди основателей были также П. А. Кулиш и А. В. Маркович. Само по себе множество версий весьма красноречиво.

Кроме того, отдельные историки, считают, не вполне понятным использование в названии слова «братство». Для большинства наших современников «братство» ассоциируется в первую очередь с «равенством и счастьем». Но в средине XIX в. основным было другое значение: организация мирян и духовенства, созданная при храме для целей его обустройства, благотворительности, просвещения, миссионерства, защиты религии от разных посягательств, а также взаимной поддержки.

СЛАЙД №4

Поэтому, в  некоторых учебниках, другой литературе вы можете встретить название «Кирилло-Мефодиевское общество».

В чем же такая причина расхождения?

По мнению историка В. В. Сиротенко  братство св. Кирилла и Мефодия при Богоявленском монастыре в Киеве было основано в 1843 или 1844 г. отцом Феофаном (в миру Петром Семеновичем Авсентьевым) - учителем истории православия II Киевской гимназии, а затем преподавателем психологии в Университете св. Владимира. Первыми братчиками были гимназисты, студенты, а затем и преподаватели. В том числе будущие участники тайного общества гимназисты А. В. Маркович, А. А. Навроцкий, И. Я. Посяда, А. Д. Тулуб и адъюнкт университета В. М. Белозерский. Именно Белозерский познакомил с отцом Феофаном Н. И. Гулака, который создал внутри братства масонскую ложу «Общество объединенных славян». Сам же он примкнул к масонам во время учебы в Дерптском  университете. Тайное общество просуществовало 14 месяцев. Вместе с братством оно прекратило свое существование после репрессий правительства, последовавших вслед за доносом студента А. М. Петрова — соседа Н. И. Гулака, рекомендовавшего Петрова в общество.

Таким образом, точно установить число членов братства не представляется возможным, а в тайной организации было 10 участников: Г. В. Андрузский, В. М. Белозерский, Н. И. Гулак, Н. И. Костомаров, А. В. Маркович, А. А. Навроцкий, Д. П. Пильщиков, И. Я. Посяда, Н. И. Савич, А. Д. Тулуб. Тесную связь с тайной организацией поддерживали П. А. Кулиш и Т. Г. Шевченко, у которых следствие не обнаружило атрибутов тайного общества: особого образка св. Кирилла и Мефодия, а также перстня с надписью «Св. Кирилл и Мефодий, январь 1846». Тем не менее, отделять Пантелеймона Александровича и Тараса Григорьевича от остальных участников неправомерно.

СЛАЙД №5

Таким образом, в большинстве источников указывается, что число Кирилло-Мефодиевцев равняется сакральному числу 12 (!).

Кем же были эти люди? Давайте познакомимся с ядром организации: Василием Белозерским,  Николаем Костомаровым.

СЛАЙД №6,7

 Но подследственных по этому делу было 14. Заключены под стражу по делу о Кирилло-Мефодиевском обществе были не 12 человек, а 14. И эти двое почему-то предаются забвению не только в школьном курсе истории, но и в солидных монографиях. Речь идет о Федоре Чижове и Николае Ригельмане.

Кем были эти люди вы можете узнать из Интернета, у кого есть такая возможность. У кого нет, вы можете обратиться в кабинет истории, где я оставлю информацию о этих деятелях. В свою очередь хочу сказать лишь несколько слов о них.

Дело Чижова началось с того, что в III отделение поступила информация о недоумении правительства Австро-Венгрии по поводу участия русского дворянина Чижова в незаконных поставках оружия черногорцам. Через время в досье появился новый документ - агентурное сообщение из наместничества Царство Польское о том, что дворянин Чижов носит бороду не из прихоти, но «дабы сблизиться с русскими купцами и крестьянами …скорее уничтожить разницу между дворянством и низшим классом жителей».

Высочайшим повелением было приказано при возвращении из-за границы Чижова задержать (вместе с Кулишом и Савичем), «опечатать, не рассматривая на месте, все их бумаги и вещи и тотчас вместе с оными отправить в С.-Петербург в Третье отделение Собственной Его Величества канцелярии».

Н. А. Ригельман был арестован после того, как у П. А. Кулиша при аресте были обнаружены письма Николая Аркадьевича к руководителям чешского и словацкого национального движения В. Ганке, Я. Коллару, Л. Шафарику и Л. Штуру, с которыми Ригельман познакомился во время своего пребывания в Вене. В письмах говорилось, что их податель должен сообщить «обстоятельные известия» о ходе славянского движения в Украине. Ригельман был тесно связан с московскими славянофилами, поддерживая с ними постоянную связь. В то же время он поддерживал дружеские отношения с Белозерским, Костомаровым, Кулишом, Марковичем, Шевченко и с позиций «славянофила киевского» критиковал москвичей за забвение культурно-языковых интересов украинцев. В приобщенном к делу письме Ригельмана Чижову сказано: «Киев — очень важное место в системе русского славянства; тут можно завязать и скрепить узел, соединяющий Восточную и Северную Русь с Южною и Западною». Под Русью подразумевались славянские народы.

Чижов и Ригельман находились в заточении две недели.

Идейная связь Кирилло-Мефодиевского общества с московским славянофильством была для III отделения очевидна, тем более что в доносе А. М. Петрова было указано что заговорщики «составляли огромное общество с главным центром в Москве».

2)Учитель: мы переходим к следующему этапу урока -  изучению программных документов (13 мин.). Программные положения Кирилло-Мефодиевского братства изложены в «Книге бытия украинского народа» и «Уставе славянского братства Св.Кирилла и Мефодия», основным автором которого был Николай Костомаров. Впрочем, существует и другое мнение, что труд был коллективным.

СЛАЙД №8

Метод «Ажурная пилка»

Для дальнейшей работы разделимся на три группы:

I группа поработает с отрывком «Из Книги бытия украинского народа» (ксерокопия)

II группа получает «Статут Кирилло-Мефодиевского общества» (Учебник, стр.120-121)

III третья группа ознакомится с отрывком из прокламации «К братьям украинцам», написанной Николаем Костомаровым (ксерокопия)

К документам прилагаются вопросы.

I группа: Какой видится роль Украины в славянском возрождении автору «Книги бытия украинского народа»?

II группа: Назовите главные задачи, которые ставили перед собой кирилло-мефодиевцы: а) для решения социальных проблем; б) для решения проблем национальных.

III группа: Какие демократические принципы пропагандируются в прокламации Н.Костомарова?

Группы изучают документы, отвечают на вопросы, выбирают одного знатока, который должен сообщить основное содержание документы. Таким образом, все три группы будут ознакомлены с содержанием трех документов. На ознакомление с документом отводиться 5 минут и 2 минуты на сообщение каждой группе.

Таким образом учащиеся приходят к выводу (записывают в тетрадь):

Кирилло-Мефодиевское братство ставило перед собой следующие задания:

1)создание демократической федерации христианских славянских республик;

2)отмена крепостного права и сословных привилегий;

3) утверждение гражданских прав и свобод;

4) постепенное распространение православия на все славянские народы.

СЛАЙД №9

Учитель: сегодня все программные положения Кирилло-Мефодиевского общества реализованы, за исключением федерации славянских государств и распространения православия.

3) Значение Кирилло-Мефодиевского братства.

Учащиеся работают с учебником (стр.119-120, пункт «Выводы и обобщения»). Учитель просит просмотреть текст, затем называет предложения (показывает - напечатаны на табличках), которые характеризуют вклад в развитие украинской национальной идеи предыдущего поколения – казацкой старшины и кирилло-мефодиевцев. Учащиеся должны определить принадлежность. Один ученик (лаборант) прикрепляет их к таблице.

Учитель задает вопрос: «Почему стрелка идет от К.С.к К.-М.?»

Историческое значение Кирилло-Мефодиевского братства заключается в том, что оно было первой попыткой украинской разночинной интеллигенции прибегнуть к политической борьбе. Братство впервые разработало широкую политическую программу национально-освободительного движения, которая стала руководством для его преемников.

СЛАЙД№ 10 (отрывок из фильма)

4) Место Т.Шевченко в украинском национальном возрождении.

Учитель: ребята! В начале урока я сказала, что Т.Г.Шевченко лишь поддерживал братство. Но, тогда возникает вопрос, почему именно Шевченко был вынесен наиболее тяжелый приговор: 10 лет армейской службы в качестве рядового, с запретом писать и рисовать. Впоследствии поэт написал, что «трибунал под председательством самого сатаны не мог бы произнести такого холодного нечеловеческого приговора».

Учащиеся говорят о том, что в своих произведениях, которые были понятны и популярны среди простого народа, поэт призывал к ликвидации самодержавия и крепостничества; он много ездил по Украине и пропагандировал среди народных масс демократические идеи, идеи объединения славянских народов.

Учитель предлагает найти в стихотворениях «І мертвим, і живим, і ненародженим землякам моїм в Україні і не в Україні моє дружне послання»(I группа); «Сон» (II и III группы) подтверждение этих идей.

VI Закрепление новых знаний  (5 мин.)

Задание «Найди ошибку» (ошибочные: 1,3,5,6,9,10,12)

1.Свои идеи кирилло-мефодиевцы распространяли среди крестьян

2. На фото № 1 на доске изображен Николай Костомаров

3. В состав кирилло-мефодиевцев входил Н.Гоголь

4. Движение декабристов было раньше чем братство Кирилло-Мефодиевцев

5. Кирилло-мефодиевское братство возникло в Чернигове

6. Программа кирилло-мефодиевцев предусматривала возрождение Речи Посполитой

7. Кирилло-Мефодиевское братство впервые дало украинскому национальному движению программу и идеологию

8. Кирилло-Мефодивское братство просуществовало с 1846 по 1847 годы

9. На фото № 1 на доске изображен Николай Гулак

10. Важнейшую роль в формировании национального самосознания украинского народа посредством литературы в первой половине XIX в. сыграл П.Кулиш

11. Кирилло-Мефодиевское братство ставило перед собой задачу создания демократической федерации христианских славянских республик

12. «Книга бытия украинского народа» была написана В.Белозерским

Учащиеся получают задания и на отдельном листе ставят номера ошибочных утверждений, после чего сдают учителя. Учитель комментирует ошибочные утверждения

VII Выставление оценок за урок (2 мин.)

VIII Мониторинговая мотивация (2 мин.)

VIIII Домашнее задание: параграф 13 учебника и раздаточный материал – письменные задания (1 мин.)


Приложение №1

ПЕРСОНАЛИИ

Федор Васильевич Чижов (1811—1877) родился в небогатой дворянской семье в Костромской губернии, в раннем детстве и молодости познал все тяготы бедности. После окончания Санкт-Петербургского университета преподавал в alma mater математические науки до 1840 г. после чего до 1845 г. жил за границей, большей частью в Италии, где занимался историей литературы и искусства, много переводил, печатался в «Современнике» и других журналах. В Италии поддерживал начатое в университете знакомство с Н. В. Гоголем. В 1845 г. сблизился со славянофилами. Вместе с поэтом Н. М. Языковым задумал выпускать еженедельный журнал «Русский вестник»  - издание истинно славянофильское. Вновь отправился за границу, чтобы организовать корреспондентскую сеть из участников славянского освободительного движения. После разгрома Кирилло-Мефодиевской организации оказался под надзором полиции, арендовал имение в Киевской губернии, где весьма успешно занялся шелководством. После Крымской войны переехал в Москву и здесь развил энергичную деятельность на поприще промышленном и финансовом, основывая эту деятельность на патриотических соображениях. Сначала выступал как теоретик: стал соиздателем журнала «Вестник Промышленности» и газеты «Акционер». Затем по его инициативе была создается первая частная железнодорожная компания и построена дорога от Москвы до Ярославля и Вологды. Кроме того, он является создателем Московского купеческого банка и Московского купеческого общества взаимного кредита, возглавил акционерное общество, выкупившее у правительства Московско-Курскую железную дорогу, организовал Архангельско-Мурманское пароходство. Свое огромное состояние в 6 миллионов рублей серебром завещал на устройство в Костромской губернии профессионально-технических училищ. Наконец, под редакцией Чижова было выпущено одно из собраний сочинений Н. В. Гоголя.

Николай Аркадьевич Ригельман (1818—1888) родился в фамильном поместье на Черниговщине. После окончания Московского университета служил в Канцелярии московского губернатора. В 1843 г. вышел в отставку, учился в Венском университете, неоднократно совершал путешествия по славянским землям империи Габсбургов. С 1846 г. служит чиновником по особым поручениям при Киевском генерал-губернаторе князе Д. Г. Бибикове. После завершения следствия оставлен в должности под поручительство князя и назначен в 1848 г. секретарем канцелярии по полицейской части. С 1850 г. назначен директором 2-й гимназии и инспектором училищ Киевской губернии. На протяжении всей жизни занимался общественной деятельностью, автор многочисленных статей на тему славянофильства и панславизма.


Приложение№2

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Ф.И. ученика ……………………………………………………

Класс …………………….

1.Заполните таблицу

1

Время существования

Кирилло-Мефодиевского братства

2

Основатели и количество членов

3

Социальный и профессиональный состав братства

4

Программа братства

5

Устав братства

6

Средства достижения программных целей

7

Общественная деятельность братства

8

Значение деятельности братства

2*(задание социально-ориентированного уровня)

Сравните идеи и методы деятельности декабристов и кирилло-мефодиевцев. Чем была продиктована разница в их действиях? Чья позиция вам больше импонирует?


I

группа

II

группа

II

группа


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

5582. Обоснование и расчет искусственного освещения помещения здания закусочной 98 KB
  Обоснование и расчет искусственного освещения помещения здания закусочной Задание 1. Требования руководящих документов по вопросам производственной санитарии и гигиены труда 2. Анализ опасных и вредных факторов при строительстве и эксплуатации здани...
5583. Уголовная статистика и изучение преступности 93.5 KB
  Правовая статистика охватывает широкий круг проблем, связанных с негативными явлениями в обществе. Изучает различного рода преступления и правонарушения, такие как: бандитизм, ограбление, изнасилование, проституция...
5584. Материалы и изделия, получаемые спеканием и плавлением. Керамика 207 KB
  Материалы и изделия, получаемые спеканием и плавлением 1. Керамические материалы. Общие сведения Керамика - собирательное название широкой группы искусственных каменных материалов, получаемых формованием из глиняных смесей с минеральными и ...
5585. Магнитное поле в вакууме 30 KB
  Магнитное поле в вакууме: Взаимодействие токов осуществляется через поле, называемое магнитным. Из опытов следует, что оно имеет направленный характер и должно характеризоваться векторной величиной, называемой магнитной индукцией (В), аналогич...
5586. Строительное материаловедение. Курс лекций 906.5 KB
  Строительное материаловедение Лекция. Строение атома Уважаемые слушатели мы приступаем к изучению курса Строительное материаловедение. Лекции, которые будут прочитаны в течение данного семестра, помогут Вам разобраться в физико-химической сущност...
5587. Проблема выбора хозяйственных решений в условиях ограниченности ресурсов 193.5 KB
  Центральная проблема экономики - проблема выбора хозяйственных решений в условиях ограниченности ресурсов. Простейшая модель функционирования экономики - Граница производственных возможностей - позволяет проиллюстрировать решение основных з...
5588. Закон сохранения импульса 36.5 KB
  Закон сохранения импульса Для простоты рассмотрим движение системы, состоящей из трех точек, на каждую из которых действуют внутренние силы fik и внешние - Fi , где индекс i представляет номер точки. Уравнения движения для каждой точки имеют в...
5589. Психология личности. Курс лекций 1.13 MB
  Психология личности Лекция 1. Личность в системе современного научного знания План лекции: 1. Проблема человека в системе современного научного знания. Личность в философии, социологии и психологии. 2. О некоторых общих подходах изучения личности в ...
5590. Основы металлургического производства. Курс лекций 1.85 MB
  Лекция. Основы металлургического производства. Производство чугуна Основы металлургического производства Современное металлургическое производство и его продукция Современное металлургическое производство представляет собой комплекс различных произ...