57616

Галицко-Волынское княжество во времена Даниила Галицкого

Конспект урока

Педагогика и дидактика

ЦЕЛЬ: сформировать представление о Галицко-Волынском княжестве как наследнике традиций Киевской Руси показать роль Даниила Галицкого в процессе создания государства охарактеризовать основы внутренний и внешней политики...

Русский

2014-04-14

85.5 KB

13 чел.

Учитель истории: Гуськова О. Н., для 7 класса.

ТЕМА: Галицко-Волынское княжество во времена  Даниила Галицкого.

ЦЕЛЬ: сформировать представление о Галицко-Волынском княжестве как наследнике традиций  Киевской Руси, показать роль Даниила Галицкого в процессе создания государства,  охарактеризовать основы внутренний и внешней политики; развивать умения составлять хронологические таблицы, анализировать исторические факты и события, оценивать их значение, определять роль в историческом процессе; воспитывать уважение к историческому прошлому.

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ПОНЯТИЯ: Даниил Галицкий, монголо-татары, коронация.

ТИП УРОКА: комбинированный.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, карта, иллюстрации, дидактический материал.

СТРУКТУРА УРОКА:

  1.  Организационный момент.
  2.  Актуализация опорных знаний.
  3.  Мотивация учебной деятельности.
  4.  Изучение нового материала:
    1.  Борьба за Галицкую землю после смерти Романа Мстиславича.
    2.  Правление Даниила Галицкого.

а ) Внутренняя политика.

б ) Борьба с монголо-татарами.

в )  Внешняя политика.

  1.  Закрепление новых знаний.
  2.  Итоги урока.
  3.  Домашнее задание.

ХОД УРОКА:

  1.  Организационный момент.
  2.  Актуализация опорных знаний.

ТЕСТЫ:

  1.  Объединение  Галичины и Волыни произошло :

А) 1195г.,    Б) 1199г.,     В) 1203г.

  1.  «Самодержцем всее Руси» называли:

А) Ярослава Осмомысла;

Б) Романа Мстиславича;

В) Ростислава.

  1.  Социальной опорой Романа было :

А) мещанство,     Б) боярство,     В) крестьянство.

  1.  Поход Романа на Польшу произошёл:

А) 1195г.,     Б) 1199г.,   В) 1205г.

  1.  Галицко-Волынское государство наследник:

А) Владимиро-Суздальского государства;

Б) Киевской державы;

В) Новгородского княжества.

  1.  Умер Роман в:

А) 1204г.,        Б) 1205г.,       В) 1207г.

  1.  Мотивация учебной деятельности.

ИГРА «Дешифровщик»

Работа с иллюстрацией портрета князя Данила Галицкого.

ВОПРОСЫ:

  •    Какие, по вашему мнению черты характера были присущи князю как государственному деятелю, полководцу, дипломату?


«Велику мятежу воставшю в земле Руской...»
 

Такими словами безымянный южнорусский летописец XIII столетия начал рассказ о жизни и подвигах князя Даниила Галицкого. 

И хотя «мятеж», о котором он говорит, вспыхнул в 1206 г., когда Даниил имел лишь четыре года отроду и был пока лишь игрушкой в чужих руках, но до седых волос, до самой своей кончины в 1264 г. этот человек оставался вечным мятежником, не желавшим покоряться обстоятельствам, склонять голову перед чужой силой.

  1.  Изучение нового материала.

ПРОБЛЕМНОЕ ЗАДАНИЕ:

  •  Определить место и роль Даниила Галицкого в  истории Украины.
  1.  Борьба за Галицкую землю после смерти Романа Мстиславича.

Показ видео «Возвращение Д. Галицким отцовского престола»)

ВОПРОСЫ: (находятся у каждого ученика, учащиеся по ходу фильма отвечают на них)

  1.  Что случилось Галицким престолом после смерти Романа Мстиславича?
    1.  Что такое междоусобная борьба?
      1.  С какими государствами пришлось воевать Д. Галицкому в борьбе за возвращение отцовского престола?
      2.  Когда Даниил начинает борьбу за отцовский престол?
      3.  Когда он становится Галицким князем?
      4.  Какие слои населения выступали против Д. Галицкого, и не хотели его власти?

В 1236г. Даниил становится князем « Государь наш Богом данный», - приветствовали его галичане.

  1.  Правления Даниила Галицкого.

а ) Внутренняя политика.

САМОТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ.

( Учащиеся самостоятельно выписывают из учебника §17 стр. 163 – 164. в таблицу «Внутренняя политика» основные направления внутренней политики князя).

 

Непревзойдённый

строитель

Великий государственный деятель

Великий полководец

Построил города Львов, Холм;

Приглашал ремесленников и купцов из других государств.

Провёл военную реформу

(народное

ополчение);

Строил церкви;

Поддерживал  крестьян и мещан

 

 

Государственная реформа(на важные государственные посты ставил своих сторонников).

.

Таким образом, можно утверждать, что Даниил был мудрым  политиком, выдающимся деятелем.

б)внешняя политика

Учащиеся заслушивают по электронному  учебнику «Внешнюю политику Даниила Галицкого».

Мы уже с вами говорили о том, что князь Данило был не только превосходным государственным деятелем, но и известным полководцем. Так об этом нам свидетельствует его активная внешняя политика.

Дата

Отношения с другими государствами

События

1238

Немецкие рыцари

Захватил г. Дорогочин.

1243 -1244

Польша

Присоединил Волынские земли.

1245

Венгрия

Разгромил польско-венгерское войско под Ярославом

1245г.

Золотая Орда

Взял ярлык у м/т хана.

1253

Римский престол

Был коронован в г. Дорогочине.

Так практически зразу после установления своей власти в Галиче, князю Данилу пришлось столкнуться с немецкими рыцарями-крестоносцами, в 1238г. – благодаря победе над которыми ему удалось присоединить г. Дорогочин.

С 1243 – 1244 годы в тяжёлых сражениях с поляками , Данилу удалось присоединить Волынские земли.

А в 1245г.  – под г. Ярославом Данил разбил польско-венгерское войско.

Но самым тяжёл в этот период для наших земель оставалось м/т иго. По условиям которого каждый украинский князь должен был съездить на поклон к монгольскому хану и взять разрешение на княжение – ярлык. Так сделал и князь Данил, в 1245г. он взяв с собой различные дары, поехал в столицу м/т  - г. Сарай и получил ярлык.

Однако в тайне от хана  искал союзников для борьбы с ним, поэтому в 1253г.  – в г. Дорогочине из рук Папы Римского князь Данил принял корону – и стал первым королём на украинских землях.

в ) борьба с монголо-татарами.

Действительно монголо-татарское иго было наверное самым тяжелым испытанием в истории нашего народа.

ИТОГОВАЯ БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ ( ответы на вопросы сопровождаются демонстрацией карты):

  •  Вспомните, каком веке было образовано монголо-татарское государство?
    •  Как звали хана который  объединил все м/т племена?
    •  Покажите государство м/т на карте.
    •  Как назвалась столица Золотой орды?
    •  Где произошла первая встреча м/т и русских князей?
    •  Когда произошла битва на р. Калке?
    •  Как звали хана, который  провозгласил поход на Русь?
    •  Когда началось нашествие Батыя на Русь?
    •  Что вам известно о обороне Киева?
    •  Когда земли Киевской Руси  попадают по власть м/т?
    •  Как монголо-татары устанавливали свою власть на земля Киевской Руси?


В
XIII ст. почти все княжества Киевской Руси  утратили свою самостоятельность. Галицко-Волынское княжество было не исключением, в 1245г. хан Батый приказал Даниилу: «Отдай Галич!».

Что же делает Даниил? Вынужденный ценой унижений и признанием зависимости от хана удержать княжеский престол.

Вот как описывает это событие А. Хижняк в своём произведении «Даниил Галицкий».

«…З цікавістю дивились русичі на  Батиєву столицю – Сарай. Не схоже це місто на Київ, ні на Галич… На снігу стояло безліч юрт. А далі за юртами, ближче до берега річки, підводились камяні будинки. То Батий починав будувати справжній город, подібний до тих, які бачив на Русі… Татари вилазили з юрт і здивовано оглядали руських…  Поміж юртами невільники рубали дрова; біля засипаної снігом юрти татарин ганявся за виснаженим невільником…  Наздогнавши, він бив його нагаєм по голові… Через три дні повів Куремса повів князя Данила до Батия… Біля входу у юрту два тургауди схрестили копія, перегородивши шлях… Данило стояв спокійно… Дедалі все більше ставало прикро від образливого стовбичення тут… Здавалось, що увійшли знадвору у темну яму… Батий, підібгавши під себе ноги, сидів на троні, поклавши руки на живіт…

  •  Ти прийшов, князь Данило, -  почувся зухвало зневажливий Батиїв голос.

Данило вдав, що не помітив цього зверхнього тону…

  •  Прийшов, великий хане. Про Галич поговорити прийшов, - несподівано для Батия відповів Данило татарською мовою…
  •  Ти, коназ Данило, - знову почав Батий, - приїхав просити у мене тархан, ярлик?
  •  Про ярлики не знав, бо на землі батька свого сиджу. А якщо ярлик твій на цю землю потрібний, з радістю візьму…»  

ВОПРОС:

  •  Как вы считаете, такое поведение Даниила – проявление мудрости или  трусости?
  1.  Закрепление новых знаний.

ЗАГАДКИ

  1.  З цим князем вже знайомі ми,

Про нього слава між людьми.

Він землі батьківські з’єднав,

Бо мав він надзвичайну силу.

І звали князя всі…   ( Данило).

  1.  Пішов до хана на уклін,

  Не піднімаючись з колін.

  І хан, що керувать всім звик,

  Дать князю змушений…  (Ярлик).

  1.  Данило добре воював,

Міста і церкви будував.

На честь одного із синів

Зявилось славне місто …  (Львів).

  1.  Склад перший кожна курка каже,

А другий – нам артист покаже.

Коли ж їх разом обєднати,

То легко титул відгадати.

Його з короною вручили

Одному князеві – Данилу. ( Ко-роль).

  1.  Напій, що люблять всі пірати

Й літак, відомий в Україні.

А разом князя відгадати

Обовязково всі повинні знати. (Ром-Ан).

  1.  Итоги урока.

Таким образом, можно сказать, что Даниил Галицкий был одним из самых известных князей украинской истории: талантливый, образованный. Обстоятельства, которые сложились в то время не дали ему довести до конца дело о процветании своего государства, но, не смотря на все преграды, он много сделал в этом направлении: объединил земли, которыми владел Роман,  образовал могущественное государство, сумел сломить боярскую оппозицию, установил и поддерживал  отношения с Западной Европой. Даже ярлык, который подтвердил зависимость Даниила от Золотой Орды следует расценивать как мудрый шаг со стороны князя, потому что он всю жизнь боролся за землю русскую.

Как  сказала в своей книге Н. Яковенко в своей книге «Очерки истории Украины с древних времён и до конца 18ст.,:  « …Ему удалось  совершить два важных задания правителя - установить внутренний мир в своих владениях и обеспечить их авторитет в глазах соседей…»

  1.  Домашнее задание.

§17 ( )

  •  Составить рассказ  «Даниил Галицкий -  известная личность в истории Украины».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62355. Требования к уроку русского языка 19.91 KB
  Общедидактические требования к уроку широко освещенные в педагогической литературе получают частно-методическую конкретизацию применительно к урокам рассматриваемой дисциплины. Сам по себе интересный в воспитательном отношении языковой материал не решает воспитательных задач урока...
62356. ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 33.42 KB
  Целенаправленность чёткость и логика урока Вопросы для анализа самоанализа урока: Какие цели поставлены учителем на уроке Соответствуют ли они теме и требованиям учебной программы Цели сформулированные учителем при подготовке к уроку должны соответствовать теме урока и требованиям учебной программы.
62357. Тренировочные упражнения к уроку русского языка в 11 классе 20.67 KB
  Много ошибок допускается при работе с предложением такого типа: Опровергая общее утверждение 1 приведите хотя бы один довод против. А в варианте 1 ответа предложение определённо-личное то есть подлежащего нет но сказуемое глагол 2ого лица множественного числа косвенно его выражает опровергая приведите довод против.
62358. Робота з природним матеріалом. Флоромозаїка з насіння 1.93 MB
  Мета: дати учням поняття про флоромозаїку; розширити знання про історію виникнення мозаїки; навчити дітей виготовляти композицію з насіння: Квітка осені сприяти розвитку уяви фантазії мислення уваги естетичного смаку образного мислення; мілкої моторики мязів пальців; сприяти вихованню охайності уважності та інтересу до роботи.
62361. Вправи та задачі на засвоєння таблиць додавання і віднімання. Кругові вирази. Побудова геометричних фігур за зразком 594.61 KB
  Діти до нас сьогодні в гості завітав космонавт. Лист Любі діти я тільки прилетів з дуже далекого космосу. На яке число ми щойно збільшували і зменшували інші числа на 6 Діти відкрийте свої зошити знайдіть новий робочий рядок і запишіть каліграфічно це число в рядок через клітинку.