57703

Усиление Московского государства в XVв. Иван ІІІ

Конспект урока

Педагогика и дидактика

ЦЕЛЬ: рассмотреть процесс усиления Московского царства, основные направления политики Ивана ІІІ, которые привели к укреплению власти Московского государства и объединению под его властью остальных земель Северо-восточной Руси...

Русский

2014-04-15

2.09 MB

1 чел.

ТЕМА: Усиление Московского государства в XVв. Иван ІІІ.

ЦЕЛЬ: рассмотреть процесс усиления Московского царства, основные направления политики Ивана ІІІ,  которые привели к укреплению власти Московского государства и объединению под его властью остальных земель Северо-восточной Руси; развивать умение учащихся работать с учебником, электронной исторической картой; составлять систематические таблицы и схемы, развивать умение учащихся высказывать свою точку зрения подтверждая её фактами; умение работать с историческими документами; воспитывать любовь к предмету.

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ПОНЯТИЯ: Золотая Орда, боярская дума, «Судебник».

ТИП УРОКА: комбинированный.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник «История Средних веков» 7 класс, электронная карта.

СТРУКТУРА УРОКА:

  1.  Организационный момент.
  2.  Актуализация опорных знаний.
  3.  Мотивация учебной деятельности.
  4.  Изучение нового материала:
  5.  Процесс объединения земель Северо-восточной Руси вокруг Московского государства.
  6.  Внутренняя политика Ивана ІІІ.
  7.  Основные направления  внешней политики Ивана ІІІ.
  8.  Культура Северо-восточных княжеств.
  9.  Закрепление новых знаний.
  10.  Итоги урока.
  11.  Д/З.

ХОД УРОКА

  1.  Организационный момент.
  2.  Актуализация опорных знаний:

Тесты

  1.  Какое княжество начинает процесс объединения русских земель
    1.  С именем какого князя связано основание Москвы …
    2.  Зависимость от какого государства мешала объединению русских земель …
    3.  В каком году произошла Куликовская битва …
    4.  Кто возглавлял войско монголо-татар…
    5.  Как звали московского князя, который возглавлял войско русичей…
    6.  Дмитрий Донской завещал своему сыну великое княжение и таким образом заложил основы …

  1.  Мотивация учебной деятельности:

Игра «Дешифровщик»

На слайде находится поле, в котором определённым цифрам соответствуют буквы, внизу зашифровано имя исторической личности, с деятельностью, которой нам предстоит познакомится.

"Иван III был одним из выдающихся государственных деятелей феодальной России. Обладая незаурядным умом и широтою политических представлений, он сумел понять насущную необходимость объединения русских земель в единую державу... На смену Великому княжеству Московскому пришло государство всея Руси", - Зимин А.А.

И сегодня на уроке мы с вами узнаем, какие действия  Ивана III способствовали объединению земель Северо-восточной Руси в единое государство.

  1.  Изучение нового материала:
  2.  Процесс объединения  северо-восточных земель вокруг Москвы.

Политические успехи Дмитрия Донского закрепили и его приемники, сын Василий I, который присоединил к Москве Нижегородское княжество и бассейн р. Вычегда (Коми). Василий II Тёмный, основная заслуга, которого состояла в том, что он не признав объединение православной и католической церкви на Флорентийском соборе в 1439г., сделал Москву независимым религиозным центром.

              Однако основной вклад в формирование русского государства принадлежит Ивану III Васильевичу. Который прежде всего именно при Иване III закончился процесс объединения русских земель

  •  Так в 1463г. было присоединено ярославское княжество.
    •  В 1474г. Иван III присоединил Ростовское княжество.
    •  В январе 1478г. к  Московскому княжеству был присоединён Новгород.
    •   А в 1483г. Иван III покорил Тверь и Вятку.

По ходу рассказа учителя учащиеся составляют таблицу «Объединение Северо-восточной Руси  при Иване III».

Дата

Княжество

1463г.

присоединено ярославское княжество

1474г.

Ростовское княжество

В январе 1478г

присоединён Новгород

1483г.

Иван III покорил Тверь и Вятку

  1.  Внутренняя политика Ивана III.

Самостоятельная работа учащихся по учебнику Карлина О. «История средних веков» §26 стр. 245 – 246, учащиеся выписывают основные направления внутренней политики Ивана III, составляя схему  «Основные направления внутренней политики Ивана III»

Для того чтобы раскрыть содержание «Судебника» учитель демонстрирует видеофильм.

ВОПРОСЫ:

  •  Как назывался сборник законов, который был составлен при Иване III?
    •  В каком году был издан «Судебник» Ивана III?
    •  Кто считался главным судьёй?
    •  Кто по условиям «Судебника» ещё мог  исполнять обязанности судьи?
    •  Какие ещё вопросы рассматривались в «Судебнике» Ивана III?
  1.  Внешняя политика Ивана III

(Учащиеся составляют таблицу «Внешняя политика Ивана III»)

Дата

Страна

Событие

1472г

Византия

Женитьба на племяннице византийского императора

1480г.

Золотая Орда

Стояние на р. Угре, падение зотоордынского ига

1492г

Литва

Иван III присоединил Вязьму, Брянск и Путивль

Рассказ учителя.  (Сопровождается демонстрацией электронной  карты)

Особое место в деятельности Ивана III следует отметить его внешней политике. Так как Иван III понимал, что для укрепления авторитета Московского государства, среди русских земель, нужно заслужить авторитет и на международной арене. Для этого в 1472г. Иван III вступил в брак с племянницей византийского императора Зоей Палеолог.

ВОПРОСЫ:

  •  Как вы думаете, почему Иван III заключил брак именно с племянницей византийского императора?
    •  Покажите на карте территорию Византийской империи.

Так именно этот брак помог Ивану III провозгласить себя приемником Византии, а Москву сделать столицей православного мира.

ВОПРОСЫ:

  •  Как вы думаете, какое государство мешало укреплению и объединению русских земель?
  •  Покажите его на карте.

Иван III  также понимал, что основной преградой в объединении русских земель под главенством Москвы остаётся золотоордынское иго. Так в 1480г. золотоордынское войско и войско Ивана III встретились на р. Угре. Где обе армии долго стояли друг против друга не решаясь вступить в бой. В  скором времени монголо-татарский хан повернул своё войско в степь, а современники назвали эту встречу «Стояние на р. Угре», потомки восприняли как падение золотоордынского ига.

Одновременно с объединением русских земель Иван IIIпытался расширить свои владения и на запад, где находилось Литовское княжество. В 1492г. Литва и Московское княжество начали воевать, в результате этой войны Ивану III удалось присоединить  - Вязьму, Брянск и Путивль.

  1.  Закрепление новых знаний.

Электронные тесты.

  1.  Итог урока

И сегодняшний урок, мне бы хотелось закончить словами известного российского историки  Николая Михайловича Карамзина, который так оценил правление Ивана III: «Иоанн как человек не имел любезных свойств ни Мономаха, ни Донского, но стоит как государь на вышней степени величия. Он казался иногда боязливым, нерешительным, ибо хотел всегда действовать осторожно. Что оставил миру Александр Македонский? Славу. Иоанн оставил государство удивительное пространством, сильное народами, еще сильнейшее духом правления. Россия Олегова, Владимирова, Ярославова погибла в нашествие моголов; Россия нынешняя образована Иоанном

  1.  Домашнее задание.

§18 ( стр. 235 – 239)


«Основные направления внутренней политики Ивана
III»

Принял титул «всея Руси»

оярская дума

За выполнением княжеских указов следили - наместники

Система местного самоуправления - кормление

1497г. – сборник законов «Судебник»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59897. Профільна освіта як ефективний засіб диференціації навчально-виховного процесу учнів 32 KB
  Допрофільну підготовку можна умовно розділити на два етапи: професійне орієнтування учнів; професійне консультування учнів. Професійне орієнтування учнів характеризується тим що на цьому етапі вчителі стають помічниками і консультантами для кожного учня.
59898. ОСОБИСТІСТЬ УЧНЯ 102.5 KB
  Належність особистості до певного суспільства до певної системи суспільних відносин визначає її психологічну та соціальну сутність. Характерними ознаками особистості є наявність у неї свідомості виконувані нею суспільні ролі суспільно корисна спрямованість її діяльності.
59899. Visual Basic 6. Руководство разработчика 7.18 MB
  Основные элементы управления ctiveX. Усовершенствованные элементы Visul Bsic. Усовершенствованные элементы управления ctiveX. Дополнительные элементы управления ctiveX. Специальные темы. Конструирование элементов управления ctiveX Часть V Программирование баз данных на Visul Bsic.
59900. Розв’язування задач за допомогою пропорції 251 KB
  Окрім овочів і фруктів багато вітаміну С міститься в хвої сосни приблизно в 7 разів більше ніж в лимонах. У 100 грамах чорної смородини міститься приблизно 250 міліграм вітаміну С 1мг = 0001 грама. Визначте вміст вітаміну С в грамах на 1 кг чорної смородини.
59901. Витамины встали в строй – гриппу и простуде объявили бой! 44 KB
  Воспитательное мероприятие: Витамины встали в строй гриппу и простуде объявили бой Синьор Апельсин: В мире очень я известный Апельсинчиком зовусь Очень-очень я полезный Я всем детям пригожусь.
59902. Декоративно-прикладное искусство. Вытынанка. Декоративная композиция в технике вытынанки 274 KB
  Цель урока: познакомить учащихся с одним из традиционных видов украинского декоративно-прикладного искусства вытынанкой и основными приемами ее выполнения; развивать у учащихся творческое воображение фантазию совершенствовать навыки работы в технике вытынанки...
59903. Витинанка – вид народного мистецтва. Виконання композиції «Дерево життя» 165.5 KB
  Мета: дати поняття про мистецтво витинанки; показати виникнення становлення та розвиток цього мистецтва в Україні; формувати навички виготовлення витинанок; виховувати розуміння взаємозв’язку внутрішньої та зовнішньої...
59904. Загальні правила і рекомендації щодо розвитку бігової витривалості у дітей шкільного віку 43 KB
  Давньогрецькі мудреці говорили: Хочеш бути здоровим бігай Хочеш бути гарним бігай Хочеш бути розумним бігай Цими словами вони підкреслюють величезне значення бігу задля укріплення здоров’я досягнення гармонічності статури розвитку розумових здібностей.
59905. У войны не женское лицо… 72.5 KB
  На сцену со свечами в руках выходят семь учеников. 1й ученик: Усталость падает на грудь И ломит плечи. 2й ученик: Окутать ноги в теплый плед И сном забыться И чтобы юность прошлых лет Могла присниться.