57703

Усиление Московского государства в XVв. Иван ІІІ

Конспект урока

Педагогика и дидактика

ЦЕЛЬ: рассмотреть процесс усиления Московского царства, основные направления политики Ивана ІІІ, которые привели к укреплению власти Московского государства и объединению под его властью остальных земель Северо-восточной Руси...

Русский

2014-04-15

2.09 MB

1 чел.

ТЕМА: Усиление Московского государства в XVв. Иван ІІІ.

ЦЕЛЬ: рассмотреть процесс усиления Московского царства, основные направления политики Ивана ІІІ,  которые привели к укреплению власти Московского государства и объединению под его властью остальных земель Северо-восточной Руси; развивать умение учащихся работать с учебником, электронной исторической картой; составлять систематические таблицы и схемы, развивать умение учащихся высказывать свою точку зрения подтверждая её фактами; умение работать с историческими документами; воспитывать любовь к предмету.

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ПОНЯТИЯ: Золотая Орда, боярская дума, «Судебник».

ТИП УРОКА: комбинированный.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник «История Средних веков» 7 класс, электронная карта.

СТРУКТУРА УРОКА:

  1.  Организационный момент.
  2.  Актуализация опорных знаний.
  3.  Мотивация учебной деятельности.
  4.  Изучение нового материала:
  5.  Процесс объединения земель Северо-восточной Руси вокруг Московского государства.
  6.  Внутренняя политика Ивана ІІІ.
  7.  Основные направления  внешней политики Ивана ІІІ.
  8.  Культура Северо-восточных княжеств.
  9.  Закрепление новых знаний.
  10.  Итоги урока.
  11.  Д/З.

ХОД УРОКА

  1.  Организационный момент.
  2.  Актуализация опорных знаний:

Тесты

  1.  Какое княжество начинает процесс объединения русских земель
    1.  С именем какого князя связано основание Москвы …
    2.  Зависимость от какого государства мешала объединению русских земель …
    3.  В каком году произошла Куликовская битва …
    4.  Кто возглавлял войско монголо-татар…
    5.  Как звали московского князя, который возглавлял войско русичей…
    6.  Дмитрий Донской завещал своему сыну великое княжение и таким образом заложил основы …

  1.  Мотивация учебной деятельности:

Игра «Дешифровщик»

На слайде находится поле, в котором определённым цифрам соответствуют буквы, внизу зашифровано имя исторической личности, с деятельностью, которой нам предстоит познакомится.

"Иван III был одним из выдающихся государственных деятелей феодальной России. Обладая незаурядным умом и широтою политических представлений, он сумел понять насущную необходимость объединения русских земель в единую державу... На смену Великому княжеству Московскому пришло государство всея Руси", - Зимин А.А.

И сегодня на уроке мы с вами узнаем, какие действия  Ивана III способствовали объединению земель Северо-восточной Руси в единое государство.

  1.  Изучение нового материала:
  2.  Процесс объединения  северо-восточных земель вокруг Москвы.

Политические успехи Дмитрия Донского закрепили и его приемники, сын Василий I, который присоединил к Москве Нижегородское княжество и бассейн р. Вычегда (Коми). Василий II Тёмный, основная заслуга, которого состояла в том, что он не признав объединение православной и католической церкви на Флорентийском соборе в 1439г., сделал Москву независимым религиозным центром.

              Однако основной вклад в формирование русского государства принадлежит Ивану III Васильевичу. Который прежде всего именно при Иване III закончился процесс объединения русских земель

  •  Так в 1463г. было присоединено ярославское княжество.
    •  В 1474г. Иван III присоединил Ростовское княжество.
    •  В январе 1478г. к  Московскому княжеству был присоединён Новгород.
    •   А в 1483г. Иван III покорил Тверь и Вятку.

По ходу рассказа учителя учащиеся составляют таблицу «Объединение Северо-восточной Руси  при Иване III».

Дата

Княжество

1463г.

присоединено ярославское княжество

1474г.

Ростовское княжество

В январе 1478г

присоединён Новгород

1483г.

Иван III покорил Тверь и Вятку

  1.  Внутренняя политика Ивана III.

Самостоятельная работа учащихся по учебнику Карлина О. «История средних веков» §26 стр. 245 – 246, учащиеся выписывают основные направления внутренней политики Ивана III, составляя схему  «Основные направления внутренней политики Ивана III»

Для того чтобы раскрыть содержание «Судебника» учитель демонстрирует видеофильм.

ВОПРОСЫ:

  •  Как назывался сборник законов, который был составлен при Иване III?
    •  В каком году был издан «Судебник» Ивана III?
    •  Кто считался главным судьёй?
    •  Кто по условиям «Судебника» ещё мог  исполнять обязанности судьи?
    •  Какие ещё вопросы рассматривались в «Судебнике» Ивана III?
  1.  Внешняя политика Ивана III

(Учащиеся составляют таблицу «Внешняя политика Ивана III»)

Дата

Страна

Событие

1472г

Византия

Женитьба на племяннице византийского императора

1480г.

Золотая Орда

Стояние на р. Угре, падение зотоордынского ига

1492г

Литва

Иван III присоединил Вязьму, Брянск и Путивль

Рассказ учителя.  (Сопровождается демонстрацией электронной  карты)

Особое место в деятельности Ивана III следует отметить его внешней политике. Так как Иван III понимал, что для укрепления авторитета Московского государства, среди русских земель, нужно заслужить авторитет и на международной арене. Для этого в 1472г. Иван III вступил в брак с племянницей византийского императора Зоей Палеолог.

ВОПРОСЫ:

  •  Как вы думаете, почему Иван III заключил брак именно с племянницей византийского императора?
    •  Покажите на карте территорию Византийской империи.

Так именно этот брак помог Ивану III провозгласить себя приемником Византии, а Москву сделать столицей православного мира.

ВОПРОСЫ:

  •  Как вы думаете, какое государство мешало укреплению и объединению русских земель?
  •  Покажите его на карте.

Иван III  также понимал, что основной преградой в объединении русских земель под главенством Москвы остаётся золотоордынское иго. Так в 1480г. золотоордынское войско и войско Ивана III встретились на р. Угре. Где обе армии долго стояли друг против друга не решаясь вступить в бой. В  скором времени монголо-татарский хан повернул своё войско в степь, а современники назвали эту встречу «Стояние на р. Угре», потомки восприняли как падение золотоордынского ига.

Одновременно с объединением русских земель Иван IIIпытался расширить свои владения и на запад, где находилось Литовское княжество. В 1492г. Литва и Московское княжество начали воевать, в результате этой войны Ивану III удалось присоединить  - Вязьму, Брянск и Путивль.

  1.  Закрепление новых знаний.

Электронные тесты.

  1.  Итог урока

И сегодняшний урок, мне бы хотелось закончить словами известного российского историки  Николая Михайловича Карамзина, который так оценил правление Ивана III: «Иоанн как человек не имел любезных свойств ни Мономаха, ни Донского, но стоит как государь на вышней степени величия. Он казался иногда боязливым, нерешительным, ибо хотел всегда действовать осторожно. Что оставил миру Александр Македонский? Славу. Иоанн оставил государство удивительное пространством, сильное народами, еще сильнейшее духом правления. Россия Олегова, Владимирова, Ярославова погибла в нашествие моголов; Россия нынешняя образована Иоанном

  1.  Домашнее задание.

§18 ( стр. 235 – 239)


«Основные направления внутренней политики Ивана
III»

Принял титул «всея Руси»

оярская дума

За выполнением княжеских указов следили - наместники

Система местного самоуправления - кормление

1497г. – сборник законов «Судебник»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81225. Происхождение религии и ее ранние формы 25.23 KB
  Тотемизм вера в сверхъестественное родство между определенной группой предметов и людей. Магия совокупность представлений и обрядов в основе которых лежит вера в возможность влияния на людей предметы и явления объективного мира с помощью определенных символических действий. Анимизм вера в существование духов и душ. Существует как вера в духов не только умерших людей но и в духов природных явлений.
81226. Национальные религии Индии. Ведизм 20.79 KB
  Ведизм. К национальным религиям Индии относят ведизм индуизм джайнизм и сикхизм. Ведизм считается самой древней из всех национальных религий и одной из самых древних среди мировых. Характерная черта ведизма обожествление сил природы часто в мифологических образах.
81227. Вероучение и культ индуизма 25.24 KB
  В индуизме есть образ Тримурти космического духовного начала имеющего три ипостаси Вишну Шива Брахма. Два других бога Вишну богохранитель и Шива бог разрушитель. Поскольку боги Вишну и Шива стали наиболее популярными божествами это привело к формированию двух основных направлений: вишнуизм вайшнавизм и шиваизм шайвизм. Для вишнуизма характерна вера в аватары буквально: нисхождения то есть периодические воплощения Бога на земле для спасения праведных и наказания грешников.
81228. Специфика джайнизма 23.39 KB
  Стержнем вероучения джайнизма принявшего общую для индийских религий концепцию кармы и конечного освобождения нирваны является самосовершенствование души. Путь освобождения души Джина определил как следование трем драгоценностям: совершенное воззрение совершенное знание совершенное поведение. Главный признак души развитие сознания только знания могут освободить душу поэтому учителя и могут учить других так как победили свои страсти. Из индуизма заимствована идея реинкарнации души воздаяния человеку за его поступки.
81229. Особенности возникновения и основные характеристики сикхизма. 21.74 KB
  Сикхизм наиболее молодая религия Индии. Сикхизм это монотеистическая религия хотя и складывалась в рамках индуизма отвергающая многобожие индуизма.
81230. Разработка учебно-методических комплексов и внедрение их в учебный процесс 38.74 KB
  Модель электронного учебного курса ЭУК. ЭУК применяются в различных целях: для обеспечения самостоятельной работы обучаемых по овладению новым материалом реализации дифференцированного подхода к организации учебной деятельности контроля качества обучения и т. В первую очередь при проектировании ЭУК необходимо заложить в него технологические характеристики позволяющие впоследствии сделать учебновоспитательный процесс максимально эффективным. Выступая в качестве автоматизированной обучающей системы ЭУК должен выполнять следующие функции:...
81231. Предпрофильные и профильные курсы как средство дифференциации обучения информатике в общеобразовательной школе 35.83 KB
  В нормативном плане возможность реализации дифференциации в изучении информатики обеспечена рядом документов министерства образования РФ. Рекомендован переход к непрерывному изучению информатики в средней общеобразовательной школе предусматривающий три отмеченных выше этапа: пропедевтический базовый и дифференцированный. Общие цели и задачи профильнодифференцированных курсов информатики таковы: Способствовать учету интересов каждого из учащихся; Учитывать направленность допрофессиональной подготовки; Формировать основы научного...
81232. Методика изучения темы «Представление информации и информационные процессы»; подходы к измерению информации; формирование представлений о сущности информационных процессов в системах различной природы 41.47 KB
  Выработать ориентиры в существующих научных взглядах на феномен информации; сформировать умения: определять вид и свойства информации измерять информацию. Различные подходы к определению и измерению информации Подход к определению Подход к измерению в быту сведения сообщения их новизна новизна не измеряется в вычислит.