57735

Сочетательное и распределительное свойства умножения

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: Закрепить навыки умножения натуральных чисел переместительного закона умножения; изучить сочетательное свойство умножения и распределительное свойство умножения...

Русский

2014-04-15

94 KB

44 чел.

Математика  5 класс

Учитель математики ДОШ №85 г. Донецка    Перенчук В.К.

Тема урока: Сочетательное и распределительное свойства умножения

Цель: Закрепить навыки умножения натуральных чисел, переместительного   закона  умножения;

изучить сочетательное свойство умножения и  распределительное свойство умножения;

отрабатывать практические навыки умножения натуральных чисел;

содействовать воспитанию культуры общения, культуры письменной и устной математической речи;

воспитание интереса к изучению предмета;

формировать умение  работать в парах, умения оценивать друг друга и давать себе самооценку.

Тип урока: комбинированный

Оборудование и наглядность: ноутбук; мультимедийный проектор; экран; слайды, подготовленные с помощью Microsoft PowerPoint.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

слайды

Время

I

Организационный момент

Приветствие: Здравствуйте ребята. Откроем тетради, запишем число, классная работа, и тему нашего урока «Сочетательное и распределительное свойства умножения». Знакомит с целью и задачами урока. Проверяет готовность учеников  к уроку: наличие рабочих тетрадей, учебников,  письменных принадлежностей.

Записывают дату и тему урока в тетради.

слайд №1

3 минуты

II Актуализация опорных знаний и умений

а) Проверка домашней работы

Проверяет выполнение домашних  номеров:

398,    402,    406,   412.

Работа в парах.  Проговариваются ответы заданий.

2 минуты

б) Фронтальный опрос

  1.     1.Что значит умножить 23 на 4?
  2.      2. Как называют числа, которые            
  3.          перемножают?
  4.      3. Как называют результат  умножения?
  5.      4. Чему равно 1 • n?
  6.      5. Чему равно O • n?
  7.      6. Сформулируйте переместительное
  8.          свойство умножения.
  9.      7. В каких случаях можно опустить  знак
  10.          умножения?

Отвечают на вопросы учителя.

4  минуты

в)  Историческая пауза

Уильям Отред (Англия) ввёл знак умножения в виде косого крестика в 1631 году. Пьер  Эригон в 1634 году ввел символ «прямоугольник». Иоганн Ран ввел символ «звездочка» в  1659 году. Лейбниц заменил «крестик» на «точку» (конец XVII века).

Слушают и смотрят

слайд №3

слайд №2

1 минута

III

Изучение нового материала

а)  вводная беседа

   

      Ребята сели ровно.  Урок я начну с вопроса:

   « На  ваш взгляд, что самое ценное, чем

      может владеть человек  на Земле?

(      Этот вопрос волновал человечество всегда.

       Вот какой ответ дал известный учёный  

       Ал - Бируни:«Знание – самое

      превосходное из владений. Все стремятся

      к нему, само же оно не приходит»

       Пусть эти слова станут девизом нашего

       урока.

       Слушают учителя.

        Высказывают

        различные  ответы.   

Отвечают на вопросы

учителя.

1 минута

б)  сочетательное свойство

       Ребята. Открыли учебник на странице 116.

       Рассмотрим рисунок 130.

       Подсчитаем количество клеток тетради,

       расположенных в прямоугольнике.

       Произведения (5∙3)∙4=15∙4  и 5∙(3∙4)=5∙12

       имеют одно и то же  значение 60.    

       Значит,5∙(3∙4)=(5∙3)∙4.

       Это свойство умножения  называют

       сочетательным.

       С  помощью букв его записывают так:

              (а ∙ в )∙с = (а ∙ с)∙ в=( в ∙с) ∙ а

       Показывает  слайд№3

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Смотрят слайд№3.

Записывают в тетрадь сочетательный закон.

Читают формулу сочетательного закона на слайде №3 хором, повторяя за учителем.

слайд №3

3 минуты

в)  распределительное свойство

        Рассмотрим рисунок 131.

        Посчитаем количество клеток тетради,

        расположенных в прямоугольнике и в

        квадрате.

 (3+2)•3=3•3+3•2=9+6=15

Показывает слайд №4

  (a + b) • c = ac + bc = ac + bc

          (a - b) • c = a • c - b • c = ac – bc  

Слушают учителя. Отвечают на вопросы.

Смотрят слайд №4.

Читают формулы распределительного закона на слайде №4   хором, повторяя  за учителем.

слайд №4

2 минуты

Закрепление

       А теперь решаем № 432(1,3,5),  

        №434(1,3,5,7,9)

       (применение сочетательного свойства

         умножения)

№ 432(1),  434(1) один  ученик делает у доски задание и комментирует его решение.

Ученики пишут в тетрадях.

432(3,5),434(3,5,7,9) один  ученик делает на откидной доске, остальные ученики работают в парах.

5 минут

Физкультминутка

Проводит зарядку

       Поднимает руки класс - это "раз"

       Повернулась голова - это "два"

       Руки вниз, вперёд смотри - это"три"

       Руки в стороны по шире    развернули на

       "четыре"

      С силой их к плечам прижать –    это  "пять"

      Всем ребятам надо сесть –    это "шесть".

Делают зарядку.

1 минута

Закрепление

А теперь решаем №438(1,3,5),  440(1,4,6)

(на применение распределительного свойства умножения)

Ребята кто быстрее справляются с работой, делают дополнительно   №442(2),  448(1,2,3)

№ 438(1),  440(1) один  ученик делает у доски задание и комментирует его решение.

Ученики пишут в тетрадях.

438(3,5), 440(4,6) один  ученик делает на откидной доске, остальные ученики  работают в парах.

8 минут

Историческая

пауза

       Ребята!  Оказывается, существует способ

       перемножать числа и без знания таблицы

       умножения. Этот  способ  применялся  в

       обиходе Великорусских крестьян и

       унаследован ими от глубокой древности.  

       Давайте научимся ещё одному способу

      Умножения натуральных чисел, который

      использовали русские крестьяне и купцы.

       Показывает слайды №5 и №6.Поясняет,

       как делается умножение чисел.

Смотрят слайды №5, и№6 и решают (в парах)      пример     27•12=216+108=324

54        6

108       3(1)

216       1

слайд №5

слайд №6

3 минуты

IV Контроль уровня обученности

Графический диктант

А теперь ребята проедем графический диктант.

1. Числа, которые перемножают, называются множителями.

2. Произведение 5 • 37 и 37 • 5 не равны одному и тому же  числу.

3. Если один из множителей равен 0, то произведение  равно 0.

4. Чтобы найти неизвестный множитель надо произведение  разделить на известный множитель.

5. Равенство ab = ba выражает сочетательное свойство.

6.Если один из множителей увеличить в 5 раз, то  произведение увеличится в 5 раз.

7.  Если b – любое натуральное число и с = 1, то bc = b.

8.  Равенство 13 • y = 0 верно при любом значении y.

9.В выражении (a + 5) (b + 1) первым множителем является (a + 5).

Слушают учителя, пишут ответ в виде графика.

Ответ:

3 минуты

V  Домашнее задание

Показывает слайд №7. Беседует с учениками, о том,  какое свойство умножения они будут применять при решении домашних номеров.

Открывают учебники и обсуждают выполнение домашней работы.

Записывают домашнее задание в дневники.

слайд7

3 минуты

VI   Итог урока

Проводится в виде игры «Микрофон».

Задает вопросы:

      Урок прошел  быстро(медленно)?

За урок я   не устал(устал)?

Мое настроение  стало лучше(стало хуже)?

Материал урока мне был интересен

(не интересен)?

Своей работой на уроке я  очень доволен

(не доволен?)

Домашнее задание мне кажется

      легким(трудным)?

2 минуты

        Голосуют, а один

        или  два ученика  дают

        аргументированный     

        ответ на   вопрос.

Выставление и обсуждение оценок

Комментирует,  кто,  какие оценки,   и  за какую работу на уроке  получили ученики.

Слушают комментарии учителя.

2 минуты

Выставление оценок в дневники

Выставляет оценки в дневники.

Получают оценки в дневники.

1 минута

Резерв времени

1 минута

PAGE   \* MERGEFORMAT1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10238. Указатели. Структуры в C++ 82 KB
  Лекция 10. Указатели. Структуры. 10.1 Указатели. Программы на C хранят переменные в памяти. Указатель представляет собой адрес памяти который указывает на определенный участок. 10.1.1 Использование указателя на символьную строку. Когда программа передает массив наприм
10239. Наследование и защищенные элементы класса 79.5 KB
  Лекция 13. Наследование и защищенные элементы класса. 13.1. Наследование. Цель объектно-ориентированного программирования состоит в повторном использовании созданных классов. Если уже создан некоторый класс то возможны ситуации что новому классу нужны многие
10240. Основы объектно-ориентированного программирования 48.5 KB
  Основы объектноориентированного программирования. ООП: Инкапсуляция Абстракция данных Наследование Полиморфизм. Инкапсуляция свойство языка программирования позволяющее объединить и защитить данные и код в объект и скрыть реализацию объекта от пользоват
10241. Исторический характер образования и важнейшие этапы его развития 25.96 KB
  Исторический характер образования и важнейшие этапы его развития. Содержание образования носит исторический характер так как обусловливается целями образования на определенном этапе становления общества. Такой исторический характер определяет изменение содержания об...
10242. Реформы системы просвещения и цензуры 14.29 KB
  Реформы системы просвещения и цензуры В общем ряду реформ 60-80х годов существенное место занимали школьные и университетские реформы а также реформа цензуры. Развитие капитализма требовало отмены сословных ограничений для разночинной интеллигенции наиболее зажиточн...
10243. Яснополянская школа и педагогическая деятельность Л. Н. Толстого 24.4 KB
  Яснополянская школа и педагогическая деятельность Л. Н. Толстого. Работу подготовила Законщикова О.С. экономический факультет заочное отделение II курс Европейский институт экспертов Санкт-Петербург 1999 г. Педагогическая деятельность Л.Н. Толстого началась в 1849 г. когда...
10244. Экономические задачи таможенного дела и его назначение в развитии народного хозяйства 62.5 KB
  Экономические задачи таможенного дела и его назначение в развитии народного хозяйства В основных документах по организации таможенного дела в России перед таможенными органами поставлены следующие экономические задачи: участие в разработке таможенной политик
10245. Таможенная политика и методы регулирования внешнеэкономической деятельности 113.5 KB
  Таможенная политика и методы регулирования внешнеэкономической деятельности В России осуществляется единая таможенная политика являющаяся составной частью внутренней и внешней политики государства. Если проанализировать изменения таможенной политики за неско
10246. Экономическая интеграция в области таможенного дела 61 KB
  Экономическая интеграция в области таможенного дела Разделение труда производственная и научно-техническая специализация и кооперирование в международном масштабе превращают экономику отдельной страны в часть мирового производственного процесса. Усиливаются э...