57735

Сочетательное и распределительное свойства умножения

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: Закрепить навыки умножения натуральных чисел переместительного закона умножения; изучить сочетательное свойство умножения и распределительное свойство умножения...

Русский

2014-04-15

94 KB

51 чел.

Математика  5 класс

Учитель математики ДОШ №85 г. Донецка    Перенчук В.К.

Тема урока: Сочетательное и распределительное свойства умножения

Цель: Закрепить навыки умножения натуральных чисел, переместительного   закона  умножения;

изучить сочетательное свойство умножения и  распределительное свойство умножения;

отрабатывать практические навыки умножения натуральных чисел;

содействовать воспитанию культуры общения, культуры письменной и устной математической речи;

воспитание интереса к изучению предмета;

формировать умение  работать в парах, умения оценивать друг друга и давать себе самооценку.

Тип урока: комбинированный

Оборудование и наглядность: ноутбук; мультимедийный проектор; экран; слайды, подготовленные с помощью Microsoft PowerPoint.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

слайды

Время

I

Организационный момент

Приветствие: Здравствуйте ребята. Откроем тетради, запишем число, классная работа, и тему нашего урока «Сочетательное и распределительное свойства умножения». Знакомит с целью и задачами урока. Проверяет готовность учеников  к уроку: наличие рабочих тетрадей, учебников,  письменных принадлежностей.

Записывают дату и тему урока в тетради.

слайд №1

3 минуты

II Актуализация опорных знаний и умений

а) Проверка домашней работы

Проверяет выполнение домашних  номеров:

398,    402,    406,   412.

Работа в парах.  Проговариваются ответы заданий.

2 минуты

б) Фронтальный опрос

  1.     1.Что значит умножить 23 на 4?
  2.      2. Как называют числа, которые            
  3.          перемножают?
  4.      3. Как называют результат  умножения?
  5.      4. Чему равно 1 • n?
  6.      5. Чему равно O • n?
  7.      6. Сформулируйте переместительное
  8.          свойство умножения.
  9.      7. В каких случаях можно опустить  знак
  10.          умножения?

Отвечают на вопросы учителя.

4  минуты

в)  Историческая пауза

Уильям Отред (Англия) ввёл знак умножения в виде косого крестика в 1631 году. Пьер  Эригон в 1634 году ввел символ «прямоугольник». Иоганн Ран ввел символ «звездочка» в  1659 году. Лейбниц заменил «крестик» на «точку» (конец XVII века).

Слушают и смотрят

слайд №3

слайд №2

1 минута

III

Изучение нового материала

а)  вводная беседа

   

      Ребята сели ровно.  Урок я начну с вопроса:

   « На  ваш взгляд, что самое ценное, чем

      может владеть человек  на Земле?

(      Этот вопрос волновал человечество всегда.

       Вот какой ответ дал известный учёный  

       Ал - Бируни:«Знание – самое

      превосходное из владений. Все стремятся

      к нему, само же оно не приходит»

       Пусть эти слова станут девизом нашего

       урока.

       Слушают учителя.

        Высказывают

        различные  ответы.   

Отвечают на вопросы

учителя.

1 минута

б)  сочетательное свойство

       Ребята. Открыли учебник на странице 116.

       Рассмотрим рисунок 130.

       Подсчитаем количество клеток тетради,

       расположенных в прямоугольнике.

       Произведения (5∙3)∙4=15∙4  и 5∙(3∙4)=5∙12

       имеют одно и то же  значение 60.    

       Значит,5∙(3∙4)=(5∙3)∙4.

       Это свойство умножения  называют

       сочетательным.

       С  помощью букв его записывают так:

              (а ∙ в )∙с = (а ∙ с)∙ в=( в ∙с) ∙ а

       Показывает  слайд№3

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Смотрят слайд№3.

Записывают в тетрадь сочетательный закон.

Читают формулу сочетательного закона на слайде №3 хором, повторяя за учителем.

слайд №3

3 минуты

в)  распределительное свойство

        Рассмотрим рисунок 131.

        Посчитаем количество клеток тетради,

        расположенных в прямоугольнике и в

        квадрате.

 (3+2)•3=3•3+3•2=9+6=15

Показывает слайд №4

  (a + b) • c = ac + bc = ac + bc

          (a - b) • c = a • c - b • c = ac – bc  

Слушают учителя. Отвечают на вопросы.

Смотрят слайд №4.

Читают формулы распределительного закона на слайде №4   хором, повторяя  за учителем.

слайд №4

2 минуты

Закрепление

       А теперь решаем № 432(1,3,5),  

        №434(1,3,5,7,9)

       (применение сочетательного свойства

         умножения)

№ 432(1),  434(1) один  ученик делает у доски задание и комментирует его решение.

Ученики пишут в тетрадях.

432(3,5),434(3,5,7,9) один  ученик делает на откидной доске, остальные ученики работают в парах.

5 минут

Физкультминутка

Проводит зарядку

       Поднимает руки класс - это "раз"

       Повернулась голова - это "два"

       Руки вниз, вперёд смотри - это"три"

       Руки в стороны по шире    развернули на

       "четыре"

      С силой их к плечам прижать –    это  "пять"

      Всем ребятам надо сесть –    это "шесть".

Делают зарядку.

1 минута

Закрепление

А теперь решаем №438(1,3,5),  440(1,4,6)

(на применение распределительного свойства умножения)

Ребята кто быстрее справляются с работой, делают дополнительно   №442(2),  448(1,2,3)

№ 438(1),  440(1) один  ученик делает у доски задание и комментирует его решение.

Ученики пишут в тетрадях.

438(3,5), 440(4,6) один  ученик делает на откидной доске, остальные ученики  работают в парах.

8 минут

Историческая

пауза

       Ребята!  Оказывается, существует способ

       перемножать числа и без знания таблицы

       умножения. Этот  способ  применялся  в

       обиходе Великорусских крестьян и

       унаследован ими от глубокой древности.  

       Давайте научимся ещё одному способу

      Умножения натуральных чисел, который

      использовали русские крестьяне и купцы.

       Показывает слайды №5 и №6.Поясняет,

       как делается умножение чисел.

Смотрят слайды №5, и№6 и решают (в парах)      пример     27•12=216+108=324

54        6

108       3(1)

216       1

слайд №5

слайд №6

3 минуты

IV Контроль уровня обученности

Графический диктант

А теперь ребята проедем графический диктант.

1. Числа, которые перемножают, называются множителями.

2. Произведение 5 • 37 и 37 • 5 не равны одному и тому же  числу.

3. Если один из множителей равен 0, то произведение  равно 0.

4. Чтобы найти неизвестный множитель надо произведение  разделить на известный множитель.

5. Равенство ab = ba выражает сочетательное свойство.

6.Если один из множителей увеличить в 5 раз, то  произведение увеличится в 5 раз.

7.  Если b – любое натуральное число и с = 1, то bc = b.

8.  Равенство 13 • y = 0 верно при любом значении y.

9.В выражении (a + 5) (b + 1) первым множителем является (a + 5).

Слушают учителя, пишут ответ в виде графика.

Ответ:

3 минуты

V  Домашнее задание

Показывает слайд №7. Беседует с учениками, о том,  какое свойство умножения они будут применять при решении домашних номеров.

Открывают учебники и обсуждают выполнение домашней работы.

Записывают домашнее задание в дневники.

слайд7

3 минуты

VI   Итог урока

Проводится в виде игры «Микрофон».

Задает вопросы:

      Урок прошел  быстро(медленно)?

За урок я   не устал(устал)?

Мое настроение  стало лучше(стало хуже)?

Материал урока мне был интересен

(не интересен)?

Своей работой на уроке я  очень доволен

(не доволен?)

Домашнее задание мне кажется

      легким(трудным)?

2 минуты

        Голосуют, а один

        или  два ученика  дают

        аргументированный     

        ответ на   вопрос.

Выставление и обсуждение оценок

Комментирует,  кто,  какие оценки,   и  за какую работу на уроке  получили ученики.

Слушают комментарии учителя.

2 минуты

Выставление оценок в дневники

Выставляет оценки в дневники.

Получают оценки в дневники.

1 минута

Резерв времени

1 минута

PAGE   \* MERGEFORMAT1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63497. Оцінювання вартості бізнесу 64.5 KB
  Зовнішня передбачає врахування впливу зовнішніх ринкових чинників на вартість підприємства виходячи з доступної широкому загалу господарської інформації. Загальна структура елементів за допомогою яких може бути здійснено вартісну оцінку наступна: Вартість машин та обладнання.
63499. Прикладні аспекти оцінювання потенціалу підприємства. Механізм використання економічного потенціалу 66 KB
  Прикладні аспекти оцінювання потенціалу підприємства. Механізм використання економічного потенціалу Особливості оцінювання потенціалу для моніторингу поточних можливостей Формування та розробка показників регулювання використання економічного потенціалу...
63500. Трудности выявления субъекта и объекта философии, специфика определения предмета 67.5 KB
  Предмет философии ее место и роли отношения с мифологией. Трудности выявления субъекта и объекта философии специфика определения предмета. С точки зрения вашего преподавателя определение предмета философии как и многие иные не только в философии должно работать решая конкретные задачи.
63501. Связь философии с искусством в мироотношении человека и народа. Эвристическая функция философии 63.5 KB
  Связь философии с искусством в мироотношении человека и народа. Эвристическая функция философии. С искусством отношения философии строятся на основе взаимообогащения. Искусство намного старше философии но многие виды и жанры искусства создали философы.
63502. Проблемы аксиологии. Подлинные и мнимые нравственные ценности семьи, народа и общества 84.5 KB
  Аксиология это учение о ценностях мир которых огромен и мал может быть уродлив по иерархии и ведет к гибели человека семьи народа государства человеческого общества в целом если на первом месте ценности чисто потребительские материальные и политические но не подлинно человеческие мнимые.
63503. Философская антропология. Человек в природе, культуре и системе социальных связей 75 KB
  Напор трудностей не выдерживают пытаются спрятаться от жизни чтобы за них кто то их основные проблемы решал. Чацкий их хватает на занятия науками искусствами государственными делами они хорошо укорененные в жизни духовно аристократичны самостоятельны...
63504. Гносеология и эпистемология. Проблема истины и ее критериев. Познание и практика 99 KB
  Раздел философии в котором изучаются познавательные возможности человека называется гносеологией. В знаниях научных больше всего объективного: независимого от человека и человечества. Глаз человека видит хуже глаза орла зато видит больше.
63505. Философские аспекты понимания общества. Специфика социального познания 78 KB
  Философские аспекты понимания общества. Социальное строение жизни общества изучает прежде всего социология вопросы управления общественной жизнью политология хозяйственную деятельность в материальном производстве экономическая теория и т.