57748

Разнообразие моллюсков

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: сегодня на уроке мы с вами: установим взаимосвязь особенностей строения и способа жизни моллюсков; выясним в чем проявляется приспособленность разных классов моллюсков к условиям обитания; сравним организацию разных классов моллюсков...

Русский

2014-04-15

56.5 KB

10 чел.

Тема урока: «Разнообразие  моллюсков»

Цели урока: Формирование предметных  компетентностей:

1) Когнитивной: развивать научно-познавательный интерес  к биологическим знаниям (познакомить учащихся с разнообразием моллюсков, особенностями их строения, процессами жизнедеятельности и приспособленности  к средам обитания); развивать  умственные способности (теоретического стиля мышления, умения устанавливать черты сходства и отличий объектов; обобщать знания по теме; развивать творческое мышление).

 2) Екологической: формировать бережное отношение к окружающей среде и понимание проблем Азовского моря.

3) Здоровьесохраняющей  компетентности: проведение физкультминутки.

Технология урока: постановка проблемных вопросов, использование интерактивных методик, опорного конспектирования.

Оборудование и материалы:

Мультимедийная  доска, видеофрагменты, презентация, раковины моллюсков.

Базовые понятия: моллюски, биопродуктивность.

Тип урока: урок усвоения знаний, умений и навычек; творческое применение знаний .

Ход урока.

І. Ориентация. Мотивация деятельности.

Организационный момент.

Упражнение на концентрацию внимания: «Правая рука: кончик мизинца поставить на кончик большого пальца—маленькое кольцо; левая рука: кончик указательного пальца поставить на кончик большого—большое кольцо. Учащиеся показывают результат.

Мотивация: Дети, сейчас зима, а так хочется  окунуться в лето. А лето в Бердянске – это море. А море – это пляжи, а пляжи усеяны ракушками. Интересовались ли вы, кому они принадлежали ? Какую роль играют? …Вооружившись знаниями, полученными на уроке, вы сможете удивить гостей нашего города множеством интересных фактов.

Учащимся предлагается просмотреть видеосюжет  проблемного содержания: «Уважаемые знатоки. Азовское море- это уникальный водоем нашей планеты. Множество народов, которые селились на его побережье,  называли его по- разному, но все названия отображали две основные природные особенности: мелководность и рыбное богатство. Древние греки именовали  Азовское море «Палюс меотис» - болото меотийское;  меоты : «Темеринда» - мать морей; скифы -   «Кар-гулак» - богатое рыбой. Наше море по биопродуктивности в 6,5 раз превышает Каспийское, в 40 раз Черное и в 160 раз Средиземное море. Если вы разгадаете,  какие животные обеспечивают столь высокую биопродуктивность  Азовского моря, то сможете дать ответ на вопрос :« Как называют в наше время  Азовское море ученые биологи?» Желаю удачи».

ІІ. Целеполагание.

Учитель сообщает тему урока: «Разнообразие моллюсков»

Цели урока : сегодня на уроке мы с вами:

- установим взаимосвязь особенностей  строения и способа  жизни моллюсков;

- выясним, в чем проявляется приспособленность   разных классов моллюсков к условиям обитания;

- сравним организацию разных классов моллюсков;

- познакомимся с основными  представителями классов: брюхоногих, двустворчатых, головоногих моллюсков;

- сделаем выводы о значении моллюсков в екосистемах.

ІІІ. Целереализация.

1.Актуализация опорных знаний.

Вопрос: Какие классы включает  тип Моллюски?

Для проверки домашнего задания учащиеся выполняют упражнение «Диаграмма Венна». Цель: сравнить особенности строения и жизнедеятельности  разных классов моллюсков, сформулировать  вывод  о  чертах, присущих типу Моллюски.

Признаки для сравнения: среда обитания, способ передвижения, тип питания, отделы тела, органы дыхания, органы чувств, размножение, наличие раковины. Учащиеся формулируют выводы о чертах присущих типу Моллюски. Объясняют причины отличий в организации классов моллюсков.

2.Изучение нового материала.

Презентация творческой группы учащихся, сообщения учащихся, демонстрация фрагментов фильма.

Материал к презентации.

Удивительны и разнообразны беспозвоночные животные, объединенные в тип моллюсков. На нашей планете их известно около 130 тысяч видов.

Класс Брюхоногие. Это самый многочисленный класс (130тысяч видов), приспособившийся к жизни в морях, пресных водоемах и на суше.  Раковина спирально закручена, у активных хищников и слизней подвергается редукции. Дыхание осуществляется с помощью жабр или легкого.  Размеры варьируют от 2-3 мм (моллюск Азовского моря гидробий) до десятков сантиметров – ахатины. Улитки обычно кормятся растениями, но есть среди них и хищники. В слюне хищных улиток много серной кислоты, которой они растворяют раковины других моллюсков. Укус некоторых морских хищных улиток ядовит для человека. Так, конус выделяет яд, вызывающий у человека сильное воспаление кожи.

Виноградная улитка — самый крупный брюхоногий моллюск Европы. Раковина до 5 см в диаметре. Распостранены повсеместно. Питаются растениями. В Европе употребляеся в пищу как деликатес, поэтому в некоторых местах «близка к вымиранию». Даже пришлось ввести законы, запрещающие собирать улиток в период их размножения: с марта по июль.

Слизни — вредители овощных культур.

Рапана — моллюск Черного моря, завезен на днищах кораблей из Японского моря. Употребляется в пищу, раковина используется как сувенир.

Каури — обитатель тропических вод Индийского и Тихого океана. Раковины этого моллюска использовались в качестве монет вплоть до 19 века в Индии, Китае, арабских странах, Африке и даже Европе. Венецианцы, португальцы, англичане доверху загружали трюмы кораблей раковинами каури и везли их из стран Востока в Африку как деньги. В1850 году в Судане за 1 раковину можно было купить горсть бобов или чашку воды, кусок шашлыка или одну луковицу. К северу от Камеруна за 1 яйцо давали 8 каури, за 1 курицу—35, а львиная шкура стоили 4000-8000 каури.

Мурекс — это морская улитка, одарившая человечество особой драгоценностью: пурпуром (красный пигмент). На жабрах этого моллюска находятся железы, из которых и добывали краситель. Делали это обычно так: улиток, извлеченных из раковин вымачивали в соляном растворе. Затем 10 дней кипятили в котле и дальше в этом растворе окрашивали ткани. Пурпурные одежды во всех древних странах носили только цари и высшие сановники, ведь он стоил очень дорого (1 г пурпура добывали из 10000 моллюсков). Пурпур использовался в косметике, художественной росписи.

Изготовленные из пурпура красные чернила предназначались только для императоров.

Класс Двустворчатые  моллюски.

Этот класс объединяет малоподвижных морских и пресноводных моллюсков. Их тело заключено в раковину, состоящую из двух створок, соединенных между собой на спинной стороне эластичной связкой.

Представители: беззубка, жемчужница, дрейсена, устрица, мидия, тридакна, гребешок, серцевидка, перловица.

Мидия. Устрица. Эти моллюски используются в пищу (их мясо содержит много белка и багато микроэлементами).Выращиваются искусственно на  прибрежных фермах.

Жемчужница. Способна образовывать жемчуг- «самый драгоценный продукт моря». Древние индийцы полагали, что жемчуг образуется в раковине оттого, что в нее попадают капли росы. На самом деле все происходит иначе. Начало жемчужине дает инородное тело, попавшее между внутренней поверхностью раковины и мантией (например, песчинка). Чтобы посторонний предмет не раздражал тело моллюска, он покрывает его перламутром, выделяемым мантией. Подвергнем жемчужину химическому анализу. Оказывается, ее состав почти ничем не отличается от зубной пасты или мела и представляет собой карбонат кальция, а значит, будет растворяться в кислотах. Существует легенда, что царица Египта Клеопатра на пиру в честь Марка Антония, чтобы поразить дорогого гостя, растворила в вине дорогую жемчужину и выпила этот напиток. Это вполне вероятно с точки зрения химии.

Самая крупная жемчужина принадлежала испанскому королю Филиппу ІІ, была размером с голубиное яйцо и  оценивалась в 350 кг золота.

Век жемчуга короток 100-150 лет. Со временем он «умирает»: мутнеет, трескается и рассыпается.

Перловицы образуют речной жемчуг, он более мелкий, используется для декорирования одежды.

Корабельный червь всем своим видом больше похож на червя. Тело округлое, длиной до 45 см. Створки раковины сохранились в виде 2-х маленьких зазубренных кусочков. Этими остатками раковины он точит древесину. Червь является настоящим бедствием для  деревянных днищ судов, свай плотин, причалов и других портовых сооружений, приводя их в негодность. И спастись от него можно, только пропитав древесину ядовитыми красками.

Тридакна гигантская имеет раковину высотой до 1,5 м, весом до 300 кг. Живет более 100 лет.Между створками ее раковины, словно капризные губы, всегда торчат волнистые складки мантии, окрашенные в яркие цвета. Способна образовывать гигантские жемчужины – до 7кг. Рассказывают множество историй о погибших ловцах жемчуга, которые были затиснуты закрывшимися створками тридакны. Поэтому еще ее называют «ловушкой смерти».

Класс Головоногие моллюски.

700 видов.

Этот класс включает активно передвигающихся  хищников. Нервная система наиболее развита среди всех беспозвоночных:имеют сложно устроенный мозг и сложное поведение.

Представители: осьминог, кальмар, каракатица, наутилус.

Кальмар – великолепный пловец, развивает скорость около 50 км/ч.Все туловище кальмара покрывает мантия, от раковины осталась лишь роговая пластинка на спинной стороне тела.Исчезновение раковины у головоногих связано с развитием хищного способа питания, подвижным способом жизни и хорошим развитием мускулатуры.У кальмара есть чернильный мешок,  содержимое которого он использует как «дымовую завесу». Спасаясь от погони, кальмары сособны перелетать над волнами на десятки метров.

Наутилусы – это первобытные обитатели океанов, прадедушки осьминогов. Они сохранили раковину, в которой развились обширные камеры, наполненные воздухом. Теперь наутилусы, словно надувные лодки, дрейфуют по морям и океанам.

Вопрос учителя: Какие моллюски обитают в Азовском море? К этому вопросу мы вернемся после проведения физкультминутки.

3. Физкультминутка.

Учащиеся называют известных им моллюсков Азовского моря.

Презентация « Моллюски Азовского моря».

4.Применение знаний в нестандартных условиях: возвращаемся к решению проблемной ситуации (с какими животными связана очень высокая биопродуктивность Азовского моря).

Дополнительная информация.

Обитатели прибрежной зоны очень продуктивны, что и обуславливает хозяйственную ценность Азовского моря. Основу биоценоза составляют планктонные водоросли. В бентосе преобладают моллюски (преимущественно двустворчатые): сердцевидка, мия, митилястер, лентидиум; брюхоногий моллюск гидробия. На эти виды приходится 75%  всей биомассы дна.

Учитель подводит учащихся к ответу на проблемный вопрос: Как называют в наше время  Азовское море  ученые-биологи?  Его называют морем моллюсков, или моллюсковым морем.

Общая биопродуктивность моллюсков составляла 9-11т. на 1гектар дна. Так, в 70-х годах биомасса моллюсков равнялась почти 20млн.т . В конце 90-х их биомасса составляла не более 5млн. т . По этой причине сократились уловы рыб, связанных с ними пищевыми цепями.

Фитопланктон – моллюски – мелкая рыба – хищная рыба.

5.Применение умений и навыков в нестандартных условиях:

Учащиеся выполнят  в тетради тестовые задания.

ІV Рефлексивно – оценочный  этап.

1.Подведение итогов урока. Беседа с учащимися:

- Чему вы научились в процессе урока?

- Справились ли с задачами,  поставленными в начале урока ?

-Что нового узнали?

-Где можна применить полученные знания?

2. Рефлексия: упражнение «Кубирование»

-Меня удивило…

-Мне понравилось…

-Меня заинтересовало…

-Я хотел бы…

-Я желаю…

-Я  понял, что…

3.Информирование о домашнем задании.

Прочитать параграфы 28,29; дополнительно на достаточный уровень: подготовить сообщения о моллюсках Азовского моря.

Высокий уровень:  Предложите свой вариант объяснения данного явления: «Население Тихоокеанского побережья Северной Америки говорит, что на протяжении месяцев, которые пишутся без буквы r ( May June July August), небезопасно собирать для употребления в пищу двустворчатых моллюсков. Почему?».

4.Ценение и оценивание.

Литература:

1. Акимушкин И.И. Мир животных: беспозвоночные. Ископаемые животные.-М.: Мысль, 1991.

2. Биология. Справочник школьника.- Харьков: «Школа», 2006.-67с.

3. М`ягченко О.П. Екологія Північного Приазов`я. Бердянськ, 1999.- 65с.

4. Резніченко В.П. Цікава біологія. Кам`янець-Подільський: «Аксіома», 2004.-59с.

5. Талгина О.В. Биология. Разработки уроков.-  Харьков: Веста: «Ранок», 2008.-146с.                                                   


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75208. Типы письма. Специфика иероглифического типа письма 24.94 KB
  Письмо условная семиотическая система; искусственное образование созданное человеком. Звуковой язык естественный письмо искусственная система. Существовали различные системы письма Начертательное письмо зарождается как пиктография. письмо рисунками.
75209. Билингвизм и диглоссия 27.5 KB
  Билингвизм и диглоссия Билингвизм – явление встречается и описывается в плане синхронии и диахронии на территории одного народа функционируют 2 и более языков. Это достаточно редкое явление. В целом как явление очень распространено.
75211. Понятие субстрата, суперстрата и адстрата 41.5 KB
  Каждое из этих понятий явлений оказывается связанным с историческими событиями народа который владел этим языком. Результат – это кардинальное изменение языков которые они затрагивают: изменяется грамматический строй словарный состав фонетический строй...
75212. КУЛЬТУРА США В КОНЦЕ XVIII – СЕРЕДИНЕ XIX ВЕКОВ 16.1 KB
  Период развития американской культуры между Гражданской и первой мировой войной отличался напряженностью. Писатели архитекторы и художники XIX в. Одна из самых значительных фигур в американской литературе XIX века Марк Твен выдающийся сатирик мастер как реалистической прозы Приключения Тома Сойера Приключения Гекльберри Финна.
75213. Национальный язык. Формы его существования и образования 34 KB
  Национальный язык. Формы его существования и образования Национальный язык – это важнейшая форма. Каждый национальный язык состоит из основной его части – литературного языка и развитых диалектов. Диалекты: Территориальные на определенной территории могли стать национальными языками как провансальский язык на юге Франции.
75214. КУЛЬТУРА И НАУКА США ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. СОВРЕМЕННАЯ НАУКА И КУЛЬТУРА США 19.68 KB
  КУЛЬТУРА И НАУКА США ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. СОВРЕМЕННАЯ НАУКА И КУЛЬТУРА США После Второй мировой войны центр мирового искусства переместился из Парижа в НьюЙорк. Кино главный вид искусства и всей культуры США. Классическая музыка в США находится на высоком уровне.
75215. Образование английского национального языка 37.5 KB
  Fisk fisker рыба – древне-английский Sun – sunner сын К концу X века господство было преодолено образовались Уэссекские королевства. К концу средне-английского периода начало XV века грамматический строй сильно изменился. С конца XV века образование раннего ново-английского языка XVI – конец XVII первые десятилетия XVIII. К концу XV века появляются первые типографии.