57771

Питание и здоровье

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Образовательная: установить связь между особенностями питания человека и его здоровьем; пояснить значение рационального питания поддержания здорового образа жизни; познакомить с распространенными болезнями человека...

Русский

2014-04-15

191 KB

0 чел.

Донецкий лицей № 30

Сабадашова Лариса Викторовна,  учитель биологии

Урок биологии, 9 класс,

«Питание и здоровье»

Тема: «Питание и здоровье»

Цель: 1. Образовательная:  установить связь между особенностями питания человека и                              его здоровьем; пояснить значение рационального питания, поддержания здорового образа жизни; познакомить с распространенными болезнями человека, связанные с нарушением питания и последствиями к которым они приводят.

           2. Воспитательная: познакомить учащихся с разнообразием культурных традиций Украины, развивать патриотизм и национальное самосознание, уважение к духовным ценностям украинского народа. Показать связь между культурными традициями и формированием здоровья украинской нации.

           3. Развивающая: способствовать развитию поликультурной, коммуникативной, социальной, информационной, здоровьесберегающей компетентностей, а также самообразования и саморазвития продуктивной творческой деятельности.

Оборудование: мультмедийный проектор, блюда украинской кухни.

Слайд 2

Народные поговорки

  •  Борщ и каша – пища наша.
  •  Сытый не бывает сердитый.
  •  Не побегаешь – не пообедаешь,

    Не пообедаешь – не побегаешь.

  •  Какие харчи – такое и здоровье.
  •  Ешь – не переедай, пей – не перепивай, а говори – не переговаривай – будешь здоров.
  •  Гречневая каша сама себя хвалит.
  •  Хлеб всему голова.

I Мини-модуль (30')

Рассказ учителя.

Пища является основой жизни человека, источником энергии, без которой жизнь невозможна. Организм человека, независимо от того, работает он, отдыхает или спит, требует пополнения использованной энергии. Еще древние мыслители понимали, что мера в еде – залог здоровья и долголетия, а о тех, кто очень много ел, говорили: «Ненасытный роет себе могилу зубами». От питания зависит работоспособность, настроение человека.

Рациональное питание – составная часть здорового образа жизни. Оно предотвращает заболевания, благоприятствует выздоровлению, обеспечивает правильную осанку, красоту. Необходимость национализации питания человека – одна из насущный проблем во всех странах мира. Сколько народов существует на планете – столько и способов питания. Они связаны с условиями жизни, климатом, традициями. Если питание является основой существования человека, то организация питания – одна из проблем человеческой культуры.

Сегодня мы с вами рассмотрим оздоровительные особенности культуры питания украинцев. их традиции и новации.

Опережающее домашнее задание (на предыдущем модуле) по теме: Исторические особенности культуры питания украинцев.

  1.  Класс разделен на группы для выполнения заданий
  2.  Каждая группа подбирает материал по заданной теме, готовит определенные блюда для рекламы и дегустации
  3.  Выступление учащихся

I группа. Хозяйственная основа питания украинцев.

        Питание обеспечивает жизнедеятельность организма и является его важнейшей биологической потребностью. Продукты, которые употребляются в пищу, методы их кулинарной обработки и виды блюд, правила приготовления и употребления пищи – все это в совокупности образует систему питания, свойственную каждому народу или региону. В системе питания украинского народа отображены природно-географические, исторические, религиозные, национальные, социально-экономические и другие условия.

Напомню, что до середины 19 столетия в Украине образовался хозяйственный комплекс, состоящий из земледелия и скотоводства, а охота, рыбная ловля, пчеловодство, собирательство были дополнительным промыслом добывания пищевых продуктов.

Слайд 3 

Издавна основные посевные территории Украины были засеяны рожью. В конце 19 века по всей территории распространяется кукуруза, но она не сыграла заметной роли в питании. Уже в начале 20 века пшеница в хозяйствах украинцев занимала третью часть посевных площадей. Сеяли также гречку, просо, ячмень, овес. Из бобовых - горох, фасоль; из масличных – коноплю, лен, мак, со временем – подсолнечник.

Слайд 4

Овощные культуры были представлены капустой, свеклой, морковью, огурцами, луком, чесноком и относительно новой культурой – картофелем, который в конце 19 века стал одним из главных заменителей хлеба.

II группа. Пищевые запасы растительного и животного происхождения

Слайд 5

Еще в те далекие времена украинцы отличались особой хозяйственностью. Они создавали пищевые запасы для приготовления определенных блюд.

Муку молотили из ржи, пшеницы, гречихи, проса, ячменя, кукурузы. Крупы молотили на круподерках и в собственном хозяйстве – толкли в ступах, молотили на ручных жерновах. Крупы и мука были основными и надежными пищевыми заготовками.

Наиболее древним способом консервирования овощных продуктов для создания сезонных запасов были соление и квашение. Квасили и солили капусту, свеклу, огурцы, яблоки, груши, арбузы, грибы, на юге – абрикосы.

С березового и кленового сока делали квас.

Слайд 6

Продукты животноводства были достаточно дорогими. Большинство хозяев старались продать не только излишки мясо - молочных продуктов, но и то, что было необходимо для собственного питания. Скот кололи 1 или 2 раза в год на большие праздники: Рождество, Пасху. Украинцы предпочитали свинину и временами делали запасы на целый год для собственного употребления. Сало резали полосками и сберегали в скрынях, или торбах, подвешенных на чердаке или в дымарях. Мясо готовили свежим или свежезамороженным, иногда его солили и сберегали в бочках. Изготавливали колбасы, колбик, кровянку, смалец, сало, окорока.

Слайд 7

Из молочных продуктов делали сыр, в Карпатах еще овощную брынзу. Меньше делали запасы из сметаны, которую перерабатывали на масло, и чаще всего продавали. Из молока делали кисляк и ряженку, сберегая в холодных местах.

Слайд 8

Существенным дополнением к бедной на белки сельской пище была рыба. Ее солили и хранили в бочках. Соленую вялили или сушили в печи. Сохраняли в полотняных торбах, подвешенных на чердаках.

Таким образом, питались украинцы продуктами, полученными из собственного хозяйства.

III группа. Блюда украинской кухни, способ их приготовления (реклама гречневой каши, картофеля). 

Блюда украинской кухни разделяют на повседневные и обрядовые. К обрядовым относят: праздничные, ритуальные. Украинской кухне свойственны приготовления блюд преимущественно способом варки и тушения, и в меньшей мере жарки и запекания. Это обусловлено конструкцией украинской печи.

Слайд 9

Повседневными блюдами в каждой украинской семье были каши из проса, гречки, кукурузы, ячменя, овса, пшеницы. Из этих же круп варили редкие блюда: пшеничный кулиш, ячний крупник и др. Очень распространены на Украине были кашеобразные блюда из муки разных злаков: «гречана», «лемішка», «пшенична», або життя соломаха, «кукурудзяна мамалига», «вівсяне молоко».

Особое место в питании украинцев занимал картофель. Из него готовили множество простых и питательных блюд: тушеная, печеная, вареная, в разных видах; «оладьи», «деруни», «коми» і «кльоцки». Подавались к картофелю квашеная капуста, огурцы, салат, сходный с современным винегретом, а летом свежие овощи.

Мясные блюда в повседневном сельском быте были редкостью. Много употребляли сала в сыром виде с луком, чесноком, хреном, огурцами, так и в печеном, вареном, жареном виде.

Блюда из птицы готовили, преимущественно по воскресеньям, а с мяса – только по праздникам. Яйца (вареные и жареные) тоже были принадлежностью праздничного стола.

Молочные блюда употребляли чаще: молоко свежее и кислое, сыр.

IV группа. История приготовления хлеба.

Слайд 10

Из печеных блюд наиболее ценился хлеб. «Хлеб – всему голова», «Без хліба – суха бесіда», «Рибка без хліба бридка» - эти и другие поговорки оценивают огромную роль хлеба в бытовой культуре.

Пекли хлеб из ржаной, пшеничной муки, с примесями гречки, картофеля, ячменя, кукурузы в горячей печи на капустном или дубовом листе без формы.

Хлеб готовили раз в неделю, чаще в субботу. Этим занимались женщины. Хлеб символизировал гостеприимство, благополучие, им благословляли молодых на счастливую семейную жизнь, приветствовали мать с новорожденным, с хлебом – солью встречали дорогих гостей, впервые входили в новый дом.

V группа. Мучные блюда, традиционные вареники (реклама вареников)

Слайд 11

Из муки в Украине готовили еще множество традиционных блюд: затирку, галушки, лапшу, вареники, на западе – кльоцки, в Полесье – коми.

Вареники начиняли капустой, картофелем, сыром, маком, гречневой кашей, вареными и толчеными сухофруктами, свежими ягодами, а на Полтавщине еще и вареной фасолью. Постной начинкой была урда, которая готовилась при кипячении тертого конопляного семени. Вареники подавали с жареным салом или растительным маслом с луком, заправляли сметаной, ряженкой. Их готовили в воскресенье или праздничные дни.

VI группа. Разновидности борща (реклама борща)

      Слайд 12

Существовало три разновидности блюд с этим названием. Наиболее распространенным был борщ с капустой и квашеным Буряком, морковью, луком. В XIX веке в борщ стали добавлять картофель. На юге и востоке Украины борщ готовили с фасолью. Заправляли его буряковым квасом, сывороткой, по возможности сметаной. На праздники варили борщ с мясом, в будни заправляли салом. В пост в бульон клали сушеную рыбу или грибы, а заправляли растительным маслом.

Весной готовили зеленый борщ со щавелем, крапивой, лободой, укропом, петрушкой, заправляли яйцами, сметаной.

Летом популярным был холодный борщ на сыворотке, который не варили. Добавляли вареный картофель, свеклу, петрушку, укроп, лук, по возможности крутое яйцо, сметану.

VII группа. Напитки (реклама напитков)

Слайд 13

Из напитков домашнего производства наиболее распространенными были узвары из сушеных фруктов или ягод, варенуха, квасы: «сирівець" (хлебный квас), буряковый, грушовый, яблочный, березовый. Квасы были известны еще со времен Киевской Руси. Воспоминания о них есть в «Повести временных лет».

Пили также сыворотку, маслянку (от сыра и масла), жентицю (от брынзы).

Хмельной мед и пиво, широко известные со времен Киевской Руси, в конце XIX века готовили редко, а «медова сита» остались как ритуальный напиток.

Наливки и настойки, подробно описанные И. Котляревским и Н. Гоголем, изготавливали только  богатые крестьяне и помещики.

Чай в XIX в. еще не был особо распространен. Заваривали и пили настои лекарственных трав: мяты, зверобоя, чебреца, а также липового цвета или просто вишневые или малиновые ветки.

Кофе на Украине появился в начале XX века больше в западных областях и только среди зажиточной части общества.

Рефлексия.

II мини-модуль (30')

VIII группа. Режим питания украинцев

Слайд 14

Режим питания украинца в большей мере зависел от режима рабочего дня и календарного сезона. Питались всегда  трижды в день: завтрак, обед и ужин, а в горячие полевые весенне – летние дни дополняли еще и полдник.

Все приемы пищи (кроме полдника) были обязательно связаны с горячими, преимущественно, вареными блюдами. Для этого 2 раза топили печь – утром, готовя завтрак и обед, и вечером. Завтрак и обед имели достаточно разнообразное меню. В обед почти всегда готовили борщ (редко капустняк) и кашу. Обедали всегда вместе, с одной миски. Каждый член семьи имел свое место, первым начинал есть старший в семье. Во время обеда запрещали ругаться, громко разговаривать, смеяться, стучать ложками. Пища, которая зарабатывалась тяжелым трудом, требовала и соответствующего отношения к ней.

В воскресенье не работали. В эти дни каждая семья старалась приготовить более разнообразную пищу: блины, пироги. В воскресенье ходили в гости к родственникам или кумовьям.

Принимать гостей, особенно в обеденное время, по традиции считалось доброй приметой: гость приносил в дом достаток. Гостей угощали лучшим, что было в доме, а нищих не отпускали без милостыни. В знак гостеприимства на столе всегда лежали хлеб – соль, накрытые рушником.

IX группа. Пищевые запреты. Посты

Слайд 15

Я хочу остановиться на пищевых запретах, которые существовали в Украине с далеких времен.

Чаще всего это были посты – христианские запреты на употребление мяса и молочных продуктов. Их в году 4.

В пост ели борщ с грибами, рыбой или просто подсолнечным маслом; картофель, крупяные кулиши, кисели, галушки, пирожки с фасолью, горохом, капустой, картофелем, а также вареники с такой же начинкой.

Хотя пост считается христианским, но корни его уходят более глубоко, во времена, когда человек жил в согласии с природой. Был не «властелином», а ее частицей. Тогда закладывались определенные правила жизни и питания, которые с одной стороны, хорошо влияли на здоровье, с другой – охраняли все живое от уничтожения.

Если сравнить календарь постов православной церкви с годовым циклом сельской жизни, то увидим, насколько они сходны. Логика, народна мудрость лежат в основе церковных обрядов, праздников, традиций. Пост – это не только официальное деяние над чувствами. И дается он не легко. Нужна размеренность, последовательность, разумность.

Раньше люди заранее готовились к постам, настраивались не только на удержание от мяса (что очень, кстати, полезно), но и на благотворительность, потому что именно на эти периоды припадали разные благотворительные акции.

Слайд 16

За сорок дней Великого поста употреблялась растительная пища, которая вызрела, набралась сил от земли, и организм очищается от разных шлаков. При этом облегчается работа печени, с почек выводятся ураты и другие частички. А потом, еще за 10 дней, очищается мозг.

Нарушая пост, достичь этого невозможно.

Придерживаются ли в настоящее время люди постов? Что вкладывают современные люди в понятие «пост»?

2) Оздоровительные аспекты питания украинцев.

В ходе беседы уч-ся делают выводы, умозаключения о рациональном питании древних украинцев, культуре их питания, о традициях и обрядах, режиме питания.

Рефлексия.

3) Дегустация блюд украинской кухни.

III мини-модуль (30')

Слайд 17

       «Здоровья когда нет –

       Мудрость молчит и искусство не рождается,

       Сила спит, богатство не нужно,

        Ум бессильный»

                          (Хирофелес, Греция, 300 лет до н.э.)

«Мы суть того, что мы едим»

Мотивация.

  1.  Оздоровительные основы питания в наши дни. Рассказ учителя с элементами беседы.

У каждого из нас с детства выработался свой стереотип питания. Сегодня в следствии экономической нестабильности, снижения материального уровня жизни многих людей пищевой рацион очень обеднел. Но мы, со свойственным нам упорством все же ухитряемся есть не те продукты, которые нам полезны, а наоборот. А что касается норм и культуры питания можно поставить много знаков вопроса.

Проблемный вопрос.  Какие факторы влияют на наш выбор продуктов питания?

(В ходе беседы на доске составляется схема решения проблемы)

Слайд 18

Факторы, влияющие на выбор продуктов питания:

- личные пристрастия;

- цена;

- вкус;

- влияние ровесников;

- энергетическая ценность;

- эмоции;

- состав продукта (содержание белков, жиров,

  углеводов, витаминов, микроэлементов)                    

- родственные связи и образ жизни;

- реклама;

- настроение;

- удобство в приготовлении;

- упаковка;

- религия;

- этническое окружение.

  1.  Анализ отрицательных стереотипов питания современного человека.

(Работа в парах)

      Слайд 19

Учащиеся в итоге отмечают такие ошибки в питании современного человека:

  1.  Неправильный выбор пищи связан с отсутствием достаточного количества витаминов, которые содержатся в свежих овощах и фруктах, клетчатки, полноценного белка, молока и рыбы. Но в нашем рационе чрезмерное количество белого хлеба, пирожных и других мучных изделий.
  2.  Мы стараемся употреблять много жирной пищи. При суточной норме 80 г. человек съедает в среднем 132 г. жира, что создает реальную опасность для здоровья.
  3.  Мы пренебрегаем запасами жидкости – водой. Зато вводим в организм много алкоголя и сладких напитков.
  4.  Мы неправильно готовим пищу. Злоупотребляем кухонной солью, жареным и вареным даже тогда когда можно этого избежать.
  5.  Мы питаемся без учета достигнутого возраста. Взрослые не лимитируют прием пищи и не приучают к этому детей.
  6.  Мы мало знаем об основах здорового питания. Наука имеет много данных о рациональном питании, но большинство людей пользуются ими мало.

  1.  Обсуждение спроектированной на доске таблицы

     Слайд 20-21

Болезни человека, связанные с особенностимя питания

Итоги модуля. Выводы. Рефлексия.

  1.  Как исторически складывалась хозяйственная основа питания украинцев?
    1.  Какие наиболее распространенные блюда украинской кухни?
    2.  Могут ли традиционные блюда украинской кухни использоваться в питании современника? Ответы проиллюстрируйте примерами, которые имеют место в вашей практике питания и питания ваших знакомых.
    3.  Какое влияние имеет христианская религия на становление национальных традиций питания украинского народа?
    4.  Приведите примеры блюд украинской кухни, которые имеют обрядовый характер. Какое, на ваш взгляд, отношение к ним современников: как обрядовым или обыкновенным в рационе питания?
    5.  Имеют ли значение для современного украинца знания особенностей национальной кухни, традиционного режима питания, способов кулинарной обработки продуктов и т.п.? Ответ обоснуйте.

               

               Дифференцированное, опережающее домашнее задание.

Формирование компетентностей

Информационная

Самостоятельная обработка информации, понимание и осознание информации.

Социальная

Обеспечение сотрудничества

Поликультурная

Использование информации из истории питания украинцев

Продуктивной

творческой деятельности

Приготовление блюд украинской кухни

Социальная

Формирование самооценки и взаимооценки

Здоровьесберегающая

Оздоровительные аспекты питания

Коммуникативная

Обеспечение развития диалогической речи

Коммуникативная

Формирование личной точки зрения, развитие культуры речи.

Здоровьесберегающая

Здоровьесберегающая

Продуктивной творческой деятельности

Составление схемы

Коммуникативная

Стимулирование высказывать свою точку зрения

Коммуникативная

Овладения навыками самоанализа

  

Саморазвитие и самоообразование

Стимулирование познавательного интереса учащихся.

Формирование индивидуального опыта.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12393. Настройка Windows 7 через реестр 181 KB
  Практическая работа Настройка Windows 7 через реестр. Цель работы: изучить назначение реестра его структуру редакторы реестра приемы восстановления системы при повреждении реестра; сформировать навыки и умения работать с редактором реестра. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ...
12394. Настройка и оптимизация Windows 7 1.36 MB
  Практическая работа Настройка и оптимизация Windows 7 Цель работы: изучить возможности повышения производительности ОС Windows 7 сформировать навыки и умения работать со встроенными средствами системы с программой CCleaner. Теоретическая часть Очистка и дефр...
12395. Основы виртуальных машин. Инсталляция и настройка ОС Windows 753.5 KB
  Практическая работа. Основы виртуальных машин. Инсталляция и настройка ОС Windows. Цель работы: сформировать навыки и умения устанавливать операционную систему Windows на виртуальную машину а также осуществлять настройку ее параметров. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 1. Ос
12396. Общие параметры и оформление Рабочего стола Windows 7 657 KB
  Практическая работа Общие параметры и оформление Рабочего стола Windows 7. Цель работы: изучить элементы интерфейса Рабочего стола научиться применять различные настройки оформления . Теоретическая часть Windows 7 представляет собой весьма мощную и гибкую систему: бла...
12397. КОНФИГУРИРОВАНИЕ И КАЛИБРОВКА МИКРОПРОЦЕССОРНОГО ИНДИКАТОРА ИТМ-11 ДЛЯ СИСТЕМЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ 1.55 MB
  Лабораторная работа № 6 КОНФИГУРИРОВАНИЕ И КАЛИБРОВКА МИКРОПРОЦЕССОРНОГО ИНДИКАТОРА ИТМ11 ДЛЯ СИСТЕМЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ 1. Постановка задачи по лабораторной работе. Индикатор технологический микропроцессорный ИТМ11 необходимо настроить как однок...
12398. Зібрати і дослідити схеми системи ТУ з комбінаційним методом обирання 1.15 MB
  РОБОТА № 7 Дешифратори Мета роботи: Зібрати і дослідити схеми системи ТУ з комбінаційним методом обирання. Теоретичні положення Телекерування є управління на відстані при якому по одних і тих же лініях звязку передаються різні сигнали наказів. Управління о
12399. ДОСЛІДЖЕННЯ ЕЛЕКТРОМАШИННОГО ПІДСИЛЮВАЧА З ПОПЕРЕЧНИМ ПОЛЕМ 755.5 KB
  РОБОТА № 8 ДОСЛІДЖЕННЯ ЕЛЕКТРОМАШИННОГО ПІДСИЛЮВАЧА З ПОПЕРЕЧНИМ ПОЛЕМ Мета роботи. Ознайомитися із принципом дії й визначити статичні характеристики электромашинного підсилювача з поперечним полем. Короткі теоретичні відомості. У сучасному автоматизованому е...
12400. Керування напруги генератора вугільним регулятором 446.5 KB
  Лабораторна работа № 9 Керування напруги генератора вугільним регулятором Мета работи. Дослідження статичних та динамичних характеристик генератора керованного вугільним регулятором. Скорочені конструктивні та теоретичні відомості. Лабораторна у
12401. ГРАФІЧНІ АНИМАЦІЇ КОМПОНЕНТОЮ Animate 147 KB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА ГРАФІЧНІ АНИМАЦІЇ КОМПОНЕНТОЮ Animate Ціль лабораторної роботи складається з вивчення: структури і призначення елементів інтегрованого середовища С Buіlder для розробки прикладних програм С з відеороликами та мультіпликаціями на основі компоне