57776

Отзвуки «Серебряного века»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: познакомить учащихся с творчеством выдающихся поэтов и композиторов эпохи серебряного века; развивать умение вслушиваться в музыку стихотворений и музыкальных произведений развивать воображение творческие способности...

Русский

2014-04-15

93.5 KB

0 чел.

Абашкина Н.А, учитель русского языка и

литературы, учитель-методист

Ермак Н.В., учитель музыки, учитель-методист

Донецькая общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 83 імені Г.І. Баланова

Отзвуки  «Серебряного века»

   Цели урока: познакомить учащихся с творчеством выдающихся поэтов и композиторов эпохи «серебряного века»; развивать умение вслушиваться в музыку стихотворений и музыкальных произведений, развивать воображение, творческие способности;  совершенствовать умение находить соответствия; формировать художественный вкус, обогащать и развивать словарный запас, работать над овладением учащимися художественными средствами языка и музыки; воспитывать уважение к культурному наследию пришлого, любовь к искусству.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Форма урока: бинарный урок (литература и музыка). Продолжительность –  2 часа.

Оборудование: портреты К.Бальмонта,  А.Блока, Б.Пастернака, И.Северянина, М.Кузмина, А.Скрябина, И.Стравинского, С.Рахманинова, тексты стихотворений, компьютер, мультимедийный проектор, презентации.

Музыка и литература – это единое

целое, это неразрывно

Г.Ибсен

   Взять музыку и, кровь погнать быстрей,

В стихах добрызнуть огненный ручей

К.Бальмонт

Ход урока

1. Организация класса, сообщение целей и задач урока

11. Вступительное слово учителя

 Наш необычный урок мы посвящаем музыке и литературе удивительного периода, названного когда-то «серебряным веком». Отсюда и «имя» нашего занятия – «Отзвуки «Серебряного века». Сам эпитет «серебряный» звучит, как колокольчик. (Звучит музыка) «Серебряный век» – это уникальное явление - подарил нам целое созвездие поэтов, поэтов-музыкантов, композиторов. Давайте вспомним сейчас основные особенности, характеризующие этот период.

3. Экспресс-повторение

  •  Кем предложено название «серебряный век»? Когда это название вошло в обиход? / Впервые это название было предложено философом Николаем Бердяевым, но вошло в литературный оборот окончательно в 60-е годы двадцатого столетия/
  •  Каковы временные рамки «серебряного века»? / Временные рамки «серебряного века» можно обозначить лишь условно, но в целом - это период, охватывающий годы с начала 1890-х годов,  когда  в  печати  появляются стихи  В.Соловьева  и первые поэтические опыты В.Брюсова. Русский поэтический «серебряный век» традиционно вписывается в начало XX столетия. С 90-х годов ХІХ в. начался литературный посев, принесший всходы. Концом «серебряного века»  можно считать 1917 год/
  •  Каковы истоки поэзии «серебряного века»? /Поэзия «серебряного века» всеми корнями он уходит в «век золотой», в творчество А.С.Пушкина, в наследие пушкинской плеяды, в тютчевскую философичность, в импрессионистическую лирику Фета. Жадно вобрав в себя наследие Библии, античную мифологию, опыт европейской и мировой литературы, русская поэзия теснейшим образом связана с фольклором, с его песнями, плачами, сказаниями и частушками/
  •  Назовите основные литературные течения, направления конца ХІХ – начала ХХ века. /Символизм, акмеизм, футуризм/
  •  Иногда говорят, что “серебряный век” – явление западническое. Согласны ли вы с этим утверждением?  /Действительно, своими ориентирами «серебряный век» избрал эстетизм Оскара Уайльда, пессимизм Шопенгауэра, сверхчеловека Ницше. “Серебряный век” находил своих предков и союзников в самых разных странах Европы и в разных столетиях: Вийона, Малларме, Рембо, Новалиса, Шелли, Кальдерона, Ибсена, Метерлинка,  Готье, Бодлера, Верхарна/

4. Комментарий учителя музыки и художественной культуры  (Учащимся предлагается сделать записи-опоры по началу предложения)

В конце XIX – начале XX веков произошла переоценка ценностей … /с позиций европеизма. Но в свете новой эпохи, явившейся полной противоположностью той, которую она сменила, национальные, литературные, фольклорные, музыкальные сокровища предстали в ином, более ярком, чем когда-либо, свете.

Важной чертой развития культуры рубежа веков является…/мощный подъем гуманитарных  наук.   "Второе дыхание"   обрела…/история,  в  которой  заблистали  имена В.О. Ключевского, С.Ф. Платонова, Н.А.Рожкова/  

Подлинных вершин достигает…/ философская мысль/, что дало основание великому философу Н.А. Бердяеву назвать эпоху…/"религиозно-культурным ренессансом"./ Религиозно-философская мысль этого периода мучительно искала ответы на "больные вопросы" российской действительности, пытаясь соединить несоединимое - материальное и духовное, отрицание христианских догм и христианскую этику.

Русский культурный Ренессанс создавался целым созвездием блестящих гуманитариев: Н.А.Бердяевым, С.Н.Булгаковым, Д.С. Мережковским,  С.Н. Трубецким, И.А. Ильиным, П.А. Флоренским. Ум, образованность, романтическая страстность были спутниками их трудов.    

Интерес к истории, мифологии, фольклору захватил также живописцев (М.Нестеров, В.М.Васнецов, А.М.Васнецов, Н.К.Рерих), музыкантов (С.Рахманинов, В.Калинников, А.Скрябин). 

Это было полное солнечного сияния творческое пространство, светлое и жизнеутверждающее, жаждущее красоты и самоутверждения. И хотя мы зовем это время "серебряным", а не "золотым веком", может быть, именно оно было самой творческой эпохой в российской истории.

5. Комментарий учителя литературы

Стихи «серебряного века» — это музыка слов, особенно если речь идет о стихотворениях поэтов-символистов. Музыка в поэзии символистов имела значение как метафорическое и в равной степени ритмическое начало. У символистов даже   была  так  называемая   «музыкальная группа»,   в   которую   входили    К.Бальмонт, Вяч.Иванов и Ю.Балтрушайтис. А их единомышленники по символизму В.Брюсов, А.Белый и А.Блок организовали другую группу — «маломузыкальную». Ясно, что это — их ирония, изыски. Музыку они все ставили очень высоко в своем творчестве, особенно Бальмонт (1867-1942). Л.Сабанеев в своих воспоминаниях писал: «Бальмонт хорошо и глубоко чувствовал музыку — что далеко не часто встречается особенно среди поэтов. Скрябинскую музыку он тоже почувствовал. Думаю, что он угадал в ней известное, несомненное родство со своей собственной поэзией». 

6. Учащийся исполняет стих. К.Бальмонта «Я знаю, что сегодня видел чудо…»                   

                                        Я знаю, что сегодня видел чудо.

Гудел и пел священный скарабей.

Душе был слышен ясный звон оттуда,

Где зреет гром средь облачных зыбей.

Вдруг мощный жук ладьею стал скользящей,

Мелькало белым тонкое весло.

Играли струны музыкою зрящей,

И сердце пробуждалось в ней светло.

А он, колдун, обеими руками

Нам рассыпал напевный дождь колец

И, весь горя, дрожащими перстами

Касаясь струн, касался всех сердец.

-Что есть музыка для поэта? /Это чудо совершенное. Музыка — объединяющая сердца идея. Под музыкой надо понимать не буквальную мелодию, а все, что в природе гармонирует с человеческой душой/.

Главенство музыкальной темы, сладкоголосие, упоенность речью лежат в основе поэтики Бальмонта. Магия звуков – его стихия. Иннокентий Анненский писал: "В нем, Бальмонте, как бы осуществляется верленовский призыв: музыка прежде всего". Бальмонт был эвфонически высоко одарен. Его называли "Паганини русского стиха". Но аллитеративность Бальмонта подчас навязчива. Но в конце ХІХ века эта стихотворная музыка казалась откровением и высоким стихотворным мастерством. Однако уже Блок писал, что "Бальмонт и вслед за ним многие современники вульгаризировали аллитерацию". Отчасти он был прав. Музыка все захлестывает, все заливает у Бальмонта. Вслушаемся в звуки его стихов:

Между скал, под властью мглы,

Спят усталые орлы.

Ветер в пропасти уснул,

С моря слышен смутный гул.

Поэту удалось поставить своего рода рекорд: свыше полутораста его стихотворений было положено на музыку. Танеев и Рахманинов, Прокофьев и Стравинский, Глиэр и Маяковский создали романсы на слова Бальмонта. От него в этом смысле сильно "отстают" и Блок, и Брюсов, и Сологуб, и Ахматова.

(Аудиозапись романса Р.Глиэра на стихи К.Бальмонта

«Все мне грезится море»)

5. Учитель музыки и художественной культуры

Большая дружба связывала поэта К.Бальмонта и А.Скрябина композитора,  выдающегося пианиста, педагога. Они оба «были искателями новых звучаний». О Скрябине, играющем на фортепьяно, Бальмонт сказал так: «Он целует звуки пальцами». Это сравнение очень тонко передавало природу скрябинской игры. Их современники замечали, что на всех остальных композиторов и поэтов эти два друга смотрели как на свои предтечи. Бальмонт писал:                   

                         Я — изысканность русской медлительной речи,

Предо мною другие поэты — предтечи,

Я впервые открыл в этой речи уклоны,

Перепевные, гневные, нежные звоны.

И Бальмонт, и Скрябин часто посещали так называемую «башню» - петербургскую квартиру поэта-символиста Вяч.Иванова в верхнем этаже дома на Таврической улице. Вся молодежь нового толка, «модернисты», или, как говорила большая публика, «декаденты», если не «вышла» из Ивановской «башни», то прошла через нее.

6. Презентация творчества А.Скрябина (1872-1915), подготовленная учащимися  c использованием мультимедийного проектора

 Презентация включает: а) творческий портрет композитора; б) достижения автора. В результате просмотра учащиеся должны сделать следующие записи: «В творческом наследии Скрябина, кроме фортепианных сочинений,  имеются симфонии – «Божественная поэма», «Поэма экстаза», «Поэма огня», или «Прометей». В партитуру «Прометея» Скрябин впервые в истории музыки ввел световую строку, предназначенную для придуманной композитором световой клавиатуры. Иными словами, Скрябин – первый в истории композитор, который использовал цветомузыку. По мнению Бальмонта, композитор совершенно прав в своем замысле, ибо он, презиравший будничное и часто восклицавший: “Жизнь должна быть праздником”, смотрел на свою световую симфонию как на священное празднество. «Эльф среди людей, - отмечал  Бальмонт, - Скрябин, обладал цветным слухом, как до него им обладал могучий Берлиоз, пламенный Лист, и зиждительно-свежий Римский-Корсаков. Цветовой слух выражается в том, что звуки или певучие суммы звуков, гармонии, тональности, сочетаются с ощущением цвето-света. Это способность личная, обособленная.

7. Мини-сообщение учащегося «Интересные факты»

 Хочу отметить, что А.Скрябин сыграл определенную роль в судьбе поэта Бориса Пастернака. В 13-летнем возрасте Борис, отдыхая в Оболенском, услышал, как на соседней даче А.Скрябин сочиняет Третью симфонию. Мальчик был поражен и очарован. В гениальной, рождавшейся у него на глазах музыке он с изумлением узнавал окружающую природу, гудение леса, пение птиц. Пастернак принял решение профессионально учиться музыкальной композиции, и одновременно с гимназией он прошел курс консерватории. Но  требования, которые Пастернак с юношеским максимализмом предъявлял к себе, были невыполнимы, и юноша с болью отказался от завершения музыкального образования и профессии композитора.

Кстати, Борис Пастернак, которого мы знаем как поэта, не принадлежащего ни к одному  из   известных   в   начале   ХХ  века   направлений,  начинал    как   футурист.     Талант  Б. Пастернака и футуристическое владение формой дали потрясающий результат.

Мы уже знаем, что футуризм напрочь отказался от старых литературных традиций, «старого языка», «старых слов», провозгласив основой стихосложения поиск новой формы слов, независимой от содержания, т. е., иначе говоря, изобретение нового языка. Работа над словом, над «приручением» звуков становилась самоцелью, иногда даже в ущерб смыслу. Культ формы долго не просуществовал, футуризм быстро изжил себя. Но работа футуристов не пропала даром. В их стихах к почти совершенному владению словом добавился смысл, и они зазвучали, как прекрасная музыка. Пример тому - стихотворение Бориса Пастернака «Метель»:

Учащийся исполняет стихотворение Б.Пастернака «Метель»

                                                В посаде, куда ни одна нога

Не ступала, лишь ворожеи да вьюги

                                                 Ступала нога, в бесноватой округе,

Где и то, как убитые, спят снега, —

                                                 Постой, в посаде, куда ни одна

                                                 Нога не ступала, лишь ворожеи

                                                 Да вьюги ступала нога, до окна

      Дохлестнулся обрывок шальной шлеи...

-Какими средствами создается образ метели? (аллитерация [с], [ш], круговая композиция)

8. Из рубрики «Интересные факты» «Об истории коронования И.Северянина

Обязательно надо вспомнить эгофутуриста Игоря Северянина (1879-1941), избранного в 1918 году «королем поэтов». Тайны стиха, открытые поэту, почувствует каждый, кто прочтет "Громокипящий кубок" - сборник стихотворений, созданный в 1910-1912 г.г. К слову, многие его стихи были положены на музыку и исполнялись А.Вертинским.

(Аудиозапись песни Златы Раздолиной на стихи И.Северянина «Ананасы в шампанском»)

Большая аудитория Политехнического музея в Москве в первые послереволюционные годы стала самой популярной трибуной современной поэзии. Конечно, в ней, как и прежде, читались естественнонаучные лекции, проходили диспуты на волнующие общество темы, можно назвать хотя бы диспуты  А. В. Луначарского с главой обновленческой церкви митрополитом

А.И.Введенским. Но все же, прежде всего, в Большой аудитории Политехнического музея москвичей собирала поэзия.

Устраивались  вечера  отдельных писателей и поэтов — В.Маяковского,

С.Есенина, А.Блока; проводились выступления группы объединенных едиными творческими принципами поэтов — футуристов, имажинистов и других. Но особенное внимание привлекали коллективные вечера, на которых выступали поэты различных школ и направлений.

Первым из наиболее ярких и запомнившихся вечеров, воспоминания о котором можно и сейчас еще услышать, был вечер 27 февраля 1918 года — «Избрание короля поэтов».

По городу была расклеена афиша, сообщавшая цели и порядок проведения вечера. «Избрание короля поэтов» открыло собой длинную серию поэтических вечеров в Большой аудитории Политехнического музея, на которых поэты и публика вступали в прямой диалог; приговоры — поддержка, одобрение или неприятие — выносились тут же.

 Зал был набит до отказа. Поэты проходили длинной очередью. На эстраде было тесно, как в трамвае. Теснились выступающие, стояла не поместившаяся в проходе молодежь. Читающим смотрели прямо в рот. Маяковский выдавался над толпой. Он читал «Революцию» и заставил себя слушать, перекрыв разговоры и шум. Чем больше было народа, тем он свободней читал, тем полнее был сам захвачен и увлечен. Он швырял слова до верхних рядов, торопясь уложиться в отпущенный ему срок.

Но «королем» оказался не он. Северянин приехал к концу программы. Здесь поэт был  в своем обычном сюртуке. Стоял в артистической, негнущийся и «отдельный». Прошел на эстраду, спел старые стихи из «Кубка». Выполнив договор, уехал. Начался подсчет записок. Маяковский выбегал на эстраду и возвращался в артистическую, посверкивая глазами. Не придавая особого значения результату, он все же увлекся игрой. Сказывался его всегдашний азарт, страсть ко всякого рода состязаниям.

Северянин собрал записок немного больше, чем Маяковский. Третьим был Василий Каменский.

Кстати, сейчас в России идет подготовка открытого фестиваля исполнителей романсов на стихи И.Северянина «Классические розы».

9. Учитель музыки и художественной культуры

 Таким же смелым в музыке, как  футуристы в поэзии, был Игорь Стравинский. Личность поистине уникальная в музыкальном пространстве XX века, его творчество вобрало в себя практически все ведущие направления и стили своей эпохи. По силе воздействия, масштабу и значению для современников и потомков его творчество сравнивают с творчеством Пикассо в живописи.  Яркое своеобразное преломление русского фольклора в ранних сочинениях, «архитектурно-музыкальные» конструкции неоклассического периода, мистическая атональность и додекафония позднего творчества — всё это метко охарактеризовал сам Стравинский: "Я вобрал в себя всю историю музыки". Но в то же время его индивидуальный почерк, средства выразительности всегда оставались характерными только для него, составили неповторимый музыкальный язык и метод мышления, который можно определить как "антитеза романтической экспрессии".

9. Презентация творчества И.Стравинского (1882-1971), подготовленная учащимися  c использованием мультимедийного проектора

Комментарий учащегося. Первые «пробы пера» Стравинского относятся к 1902 году, а Симфония ми-бемоль мажор и сюита для голоса с оркестром «Фавн и пастушка» стали первыми публично исполненными произведениями (1908). Благодаря оркестровой фантазии «Фейерверк», получившей признание у публики, произошло знакомство Стравинского с балетным импресарио и постановщиком Сергеем Дягилевым, основателем знаменитого «Русского балета». Их плодотворное сотрудничество продолжалось вплоть до конца 1920-х годов, а результатом стало появление нескольких ярких балетных произведений и их постановка на различных сценах. «Жар-птица» в 1910 году принесла первый громкий успех, далее появляются «Петрушка» (1911) и «Весна священная», премьера которой 29 мая 1913 года в Париже (балетмейстер Вацлав Нижинский, декорации Николая Рериха, дирижёр Пьер Монтё) вызвала резкое неприятие и громкий скандал. Впечатление оглушительного взрыва произвела музыка «Весны священной» – балета, рисующего картины языческой Руси. «Весна священная» ознаменовала начало нового этапа в истории мировой музыки. Стремясь передать «варварский» дух далекой древности, автор применил неслыханно дерзкие созвучия, стихийные ритмы, буйные оркестровые краски. В ряде его сочинений использованы необычайные ритмы, оригинальные инструментальные эффекты. (Во время презентации звучат отрывки из произведений И.Стравинского)

10. Учитель литературы

Искусство начала ХХ века декларативно. Вот выдержка из «Декларации эмоционализма»: «Сущность искусства – производить единственное, неповторимое эмоциональное действие через передачу в единственной, неповторимой форме  единственного, неповторимого восприятия».  Декларация составлена группой поэтов, среди которых Михаил  Кузмин (1872-1936), поэт, прозаик, критик, музыкант и композитор.

 «Изящество — вот пафос поэзии М. Кузмина… Все, даже трагическое, приобретает в его стихах поразительную легкость, и его поэзия похожа на блестящую бабочку, в солнечный день порхающую в пышном цветнике»,— писал В. Брюсов. Он отметил у Кузмина «дар стиха, певучего и легкого», а Блок в свою очередь полагал, что это «...поэт высокий и прекрасный».

 Другие современники говорили о его загадочности, атмосфере тайны, окутывающей этого «русского денди», «жеманника», «Санкт-Петербургского Оскара Уайльда», «принца эстетов», «законодателя мод и тона». Огромные «византийские» глаза, легендарные «триста шестьдесят пять жилетов», которыми он якобы владел, завораживающая манера пения — все это запомнилось современникам.

11. Презентация творчества М.Кузмина (1882-1971), подготовленная учащимися  c использованием мультимедийного проектора

Комментарий учащегося. Кузмин в Петербургской консерватории учился в классе Римского-Корсакова, но не закончил музыкальное образование. Сочинял симфонии, сюиты, песни, романсы, музыку на духовные стихи, работал над операми «Елена», «Клеопатра», «Эсмеральда», всю жизнь продолжал музицировать. По воспоминаниям мемуариста, он так говорил о своих композиторских занятиях: «...У меня не музыка, а музычка, но в ней есть свой яд, действующий мгновенно, благотворно, но ненадолго...». В поэтических кругах успехом пользовались песни поэта, оригинально исполняемые им самим. В 1906 г. Мейерхольд, ставивший в Театре В. Ф. Комиссаржевской драму А. Блока «Балаганчик»,    предложил    Кузмину   написать   музыку,  и  он,   по словам актрисы В. П. Веригиной, создал «музыку обаятельную».

В начале 90-х г.г. Кузмин тесно сживается с художественной, музыкальной, литературной и театральной элитой Петербурга. В обществе Дягилева, Сомова, Сапунова, Судейкина, Мейерхольда и в Театре Комиссаржевской, на «башне» у Вяч. Иванова — везде Кузмин, по словам Анны Ахматовой, «общий баловень и насмешник». 

Первый авторский сборник поэта — «Сети» (1908), рецензируя который Блок писал, что Кузмин «чужой нашему каждому дню, но поет он так нежно и призывно, что голос его никогда не оскорбит, редко оставит равнодушным и часто напомнит душе о ее прекрасном прошлом и прекрасном будущем, забываемом среди волнений наших железных и каменных будней». Тональность книги — удивительно светлая, мажорная, исполненная гармонии. Исследователи полагают, что Кузмин — единственный не трагический поэт в русской поэзии XX столетия.

                                            Снова чист передо мною первый лист,

                                            Снова солнца свет лучист и золотист;

                                            Позабыта мной прочтенная глава,

                                            Неизвестная заманчиво — нова.

Кто собрался в путь, в гостинице не будь!

Кто проснулся, тот забудь видений муть!

                                           Высоко горит рассветная звезда,

                                           Что прошло, то не вернется никогда... —

                                                                                           (ноябрь 1907)

-Какие слова создают «Светлое, оптимистическое» настроение?

 Уже с выходом первой книги Кузмин занял одно из видных мест в литературе. В обществе часто звучали слова и музыка его песен, собранных в книгу «Куранты любви» (1910). Он поддерживал дружеские отношения с представителями разных направлений в поэзии, печатался в самых разных журналах и формально стремился не принадлежать ни к одному поэтическому объединению начала века. До сих пор ведутся споры, можно ли отнести его к поздним символистам или к акмеизму. В статье «О прекрасной ясности», напечатанной в 1910 г. в журнале «Аполлон», поэт критиковал «туманности» символизма и провозглашал главным признаком художественности сопротивляющуюся хаосу логичную и четкую ясность — «кларизм» (термин символиста Вяч. Иванова от франц. clarte — ясность, свет), призывая: «...если вы совестливый художник, молитесь, чтобы ваш хаос просветился и устроился или покуда сдерживайте его ясной формой».

Прав был Блок, считавший, что для будущих, вновь родившихся людей зазвучат и «Александрийские песни», и «Куранты любви». Он сказал о лирике Кузмина на его юбилейном вечере в 1920 г.: «Многое пройдет, что нам кажется незыблемым, а ритмы не пройдут, ибо они текучи, они, как само время, неизменны в своей текучести. Вот почему вас, носителя этих ритмов, поэта, мастера, которому они послушны, сложный музыкальный инструмент, мы хотели бы и будем стараться уберечь от всего, нарушающего ритм, от всего, заграждающего путь музыкальной волне».

                                                      Я знаю вас не понаслышке,

                                                      О верхней Волги города!

              Кремлей чешуйчатые вышки,

                                                      Мне не забыть вас никогда!..

  Не знаю, прав ли я, не прав ли,

                                                      Не по указке я люблю.

За то, что вырос в Ярославле,

                                                      Свою судьбу благословлю!

                              Январь 1916

«Вечное благодарение небу милому» за блаженные часы любви и радость бытия рождает жажду гореть великодушьем, приникнуть к родной земле, черпая в ней силы и покой, погрузиться в нежность музыки (стихотворения «Господь, я вижу, недостоин...», «Что со мною, я немею...», «Просохшая земля! Прижаться к ней...», «К Дебюсси»).

 М.Кузмин не один раз  бывал за  границей, но никогда не допускал мысли об эмиграции, хотя в 30-е годы его книги не издавались. Поэт считал, что только в России он может жить и работать.

12.  Учитель музыки и художественной культуры

«Самым русским композитором» был  Сергей Рахманинов (1873-1941), несмотря на то, что в 1917 уехал на гастроли в Швецию и в Россию уже не вернулся.

13. Презентация творчества С.Рахманинова (1873-1943), подготовленная учащимися  c использованием мультимедийного проектора

Комментарий учащегося. С.Рахманинов не только выдающийся композитор, но и гениальный дирижер и пианист. Значение исполнительского творчества Рахманинова велико: Рахманинов-пианист стал эталоном для многих поколений пианистов разных стран и школ, он утвердил мировой приоритет русской фортепианной школы, отличительными чертами которой являются: 1) глубокая содержательность исполнения; 2) внимание к интонационному богатству музыки; 3) «пение на фортепиано» — имитация средствами фортепиано вокального звучания и вокальной интонации. Рахманинов-пианист оставил эталонные записи многих произведений мировой музыки, на которых учатся многие поколения музыкантов. Чужие произведения он исполнял по-своему, по-рахманиновски, как бы становясь их «сотворцом».

(Аудиозапись вальса Шопена в исполнении С.Рахманинова)

 Соединив в одном лице гениального композитора, великого пианиста и крупнейшего дирижера, Рахманинов, как и Лист, явил уникальный случай «тройственной» артистической деятельности, сбалансированной во всех своих проявлениях. Других таких примеров история не знает.

Рахманиновская музыка в равной степени завоевывала признание у профессиональных музыкантов (П.Чайковский, Римский-Корсаков) и у любителей, будучи доступной и знатокам и простой публике.

Обращаясь – иногда впервые – к тем или иным жанрам, создавал высокоталантливые произведения. Среди таких произведений были и подлинные шедевры – шедевры рахманиновской музы: прелюдия до-диез минор, романсы «Не пой, красавица» и «В молчаньи ночи тайной, Первый фортепианный концерт» и опера «Алеко». Поразительно, что эти произведения создавались18-19-летним юношей, который, казалось, заранее знал, как пишутся романсы, концерты, оперы, да еще создавал сочинения, полные свежести и неповторимого своеобразия, каждое из которых было своим, новым словом в музыкальном искусстве.

 (Аудиозапись романса  С.Рахманинова «Не пой, красавица»)

Композитор с первых же сочинений предстал отнюдь не подражателем, не робким учеником своих музыкальных «отцов» (Чайковского, Танеева, Глазунова, Мусоргского и др.), но художником крупным и самобытным, на равных правах со своими предшественниками и старшими современниками.

Поражает у Рахманинова нераздельное слияние знакомого, традиционного с ошеломляюще новым, творчески оригинальным. Эмоционализм, поэтичность, лирическая раскованность, особая свобода и спонтанность высказывания, романтичность – характерные черты музыканта эпохи «серебряного века». Искусство Рахманинова несет  в себе поэтически обобщенную концепцию высокого пафоса – пафоса воспевания личности, пафоса веры в достижимость высокого общественно-значимого идеала. Композитор свято верил в торжество прекрасного и доброго, справедливого в высшем общечеловеческом смысле. Думается, композитор мог бы повторить слова Блока, сказанные о жизненности высокой мечты поэта:

И я люблю сей мир ужасный:

За ним скользит мне мир иной –

Неописуемо прекрасный

И человечески простой…

Последнее произведение РахманиноваСимфонические танцы (1941), ярко воплощающее все эти особенности, многие сравнивают с романом М. Булгакова «Мастер и Маргарита», законченным в это же время.

14. Учитель литературы

 Поэты «серебряного века», даже не первого ряда, были крупными личностями. На модно-богемный вопрос – гений или помешанный? – как правило, давался ответ: и гений, и сумасшедший.

ХУДОЖНИКИ «серебряного века» создали грандиозный поэтический свод. Большой талант всегда редкость, гений – тем более. ХХ век не дал своего Пушкина, но искусство России начала ХХ века сотворило своеобразную книгу – «звёздами написана та книга, Млечный Путь – один её листочек».

Д.Мережковский,  А.Блок,  М.Волошин,  И.Анненский,  В.Брюсов, К.Бальмонт, Б.Пастернак, С.Городецкий, С. Есенин, А.Скрябин, С. Рахманинов, М. Врубель, В. Кандинский, М. Шагал, Фальк, И.Машков, Н. Рерих – галерея величайших имён и личностей. Трагически сложилась судьба большинства гениев «серебряного века». Но все они сквозь перипетии революций, войн, через эмиграцию, через огонь и кровь, застенки ЧК, через ошибки и заблуждения пронесли чувство Родины, незыблемую веру в то, что «Россия будет великой». Многообразие творческих индивидуальностей делает особенно увлекательным, хоть и трудным, знакомство и изучение этого богатого и многообразного периода.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12765. Модем. Единицы измерения скорости передачи данных. Подключение модема. Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. Формирование адресной книги 374.53 KB
  ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7 ТЕМА: Модем. Единицы измерения скорости передачи данных. Подключение модема. Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. Формирование адресной книги. ЗАДАНИЕ: Настроить ящик электронной почты в Microsoft Outlook 2007. Узнать ад
12766. АСУ различного назначения, примеры их использования. Демонстрация использования различных видов АСУ на практике в социально-экономической сфере деятельности 57.65 KB
  ТЕМА: АСУ различного назначения примеры их использования. Демонстрация использования различных видов АСУ на практике в социальноэкономической сфере деятельности. ЗАДАНИЕ 1: Найти сведения о станках с ЧПУ в Википедии. Вставить в отчет адреса сайтов на которы
12767. Гипертекстовое представление информации 53.55 KB
  Практическая работа № 15 Гипертекстовое представление информации. Цель: получить представление об OCR – программах распознавания текста познакомиться с возможностями данных программ научиться распознавать отсканированный текст передавать и редактировать его ...
12768. Поисковые системы. Пример поиска информации или информационного объекта в тексте, в файловых структурах, на государственных образовательных порталах 313.2 KB
  Практическая работа № 6 Тема: Поисковые системы. Пример поиска информации или информационного объекта в тексте в файловых структурах на государственных образовательных порталах Цель: поиск нужной информации в тексте в файловых структурах; освоение прием...
12769. Создание архива данных. Извлечение данных из архива. Запись информации на компакт-диски различных видов 14.26 KB
  ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5 Тема: Создание архива данных. Извлечение данных из архива. Запись информации на компактдиски различных видов. Цель: освоить работу с программой – архиватором WinRar и программой для работы с дисками Nero. Задание: Открыть программу WinRar оз
12770. Использование систем проверки орфографии и грамотки 2.13 MB
  Практическая работа № 13 Использование систем проверки орфографии и грамотки. Графические редакторы подразделяются на системы научной иллюстративной и коммерческой графики. Системы научной графики предназначены для афформления научных расчетов содержащих ф...
12771. Форматирование в текстовом редакторе Word 16.27 KB
  Практическая работа N14.Форматирование в текстовом редакторе Word. Шрифт Настройка формата выделенных символов осуществляется в диалоге и включает такие характеристики: шрифтArial Times Courier; начертаниеОбычный Курсив Полужир
12772. Системы статистического учета (статистическая обработка социальных исследований) 596.83 KB
  Информатика и ИКТ Практическая работа № 17 Системы статистического учета статистическая обработка социальных исследований. Цель: Изучение технологии организации расчетов с использованием встроенных функций в таблицах MS Excel. Оборудование: ПК Программное об
12773. Практикум по программированию на JavaScript 728.5 KB
  Практикум по программированию на JavaScript Введение Цель этих 30 уроков состоит в том чтобы научить читателя самостоятельно создавать сценарии JavaScript. Если вы пытались ознакомиться с JavaScript с помощью книг или Интернет то почти наверняка это оказалось не просто. Изучение J...