57797

Параллельность прямых и плоскостей в пространстве

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: обучающая: формировать предметные компетентности по математике: процедурную умение использовать разные информационные источники для поиска решения типовых задач; логическую использование математической и логической символики на практике при оформлении математических текстов...

Русский

2014-04-15

118 KB

48 чел.

Бердянская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 1

Бердянского городского совета Запорожской области

Тема:

«Параллельность прямых и плоскостей в пространстве»

(интегрированный урок)

Урок подготовили:

учитель математики

Марченко В.В.,

высшая категория,

«старший учитель»;

учитель информатики

Харченко А.В., специалист.

г. Бердянск, 2012 г.

Цели урока:

обучающая:

формировать предметные компетентности по математике:

  •   процедурную – умение использовать разные информационные источники для поиска решения типовых задач;
  •  логическую – использование математической и логической символики на практике при оформлении математических текстов;
  •  методологическая – умение оценивать целесообразность использования математических методов для решения общественно значащих задач.

формировать предметные компетентности по информатике:

  •  информационно-коммуникативную – умение практически работать с информацией и передавать её другим;
  •  компьютерная грамотность – умение работать с компьютерной техникой;
  •  ИКТ-компетентность – умение использовать на практике информационно-коммуникативные технологии.

развивающая:

 развивать ключевые компетентности:

  •  социальную – умение работать учеников в группах, общаться;
  •  самообразования и саморазвития – навыки поисковой деятельности;
  •  продуктивной творческой деятельности – умение использовать межпредметные связи; стимулирование обязательной аргументации любого ответа.

воспитательная:

  •  воспитывать информационную культуру – функционирование информации в обществе и формирование информационных качеств личности; проявление общечеловеческой культуры в сфере использования информационных технологий.

Задачи урока:

 Ученики должны знать: теоретический материал по теме, программные средства для выполнения заданий на компьютере.

 Ученики должны уметь: устанавливать смысловые связи между рисунками и теорией, работать на компьютере, анализировать и делать выводы.

 Ученики должны понимать: роль параллельности прямых и плоскостей в геометрии.

Тип урока: интегрированный урок по обобщению и систематизации знаний, умений, навыков.

Межпредметные связи: информатика и геометрия.

Оборудование: мультимедийная доска, персональные компьютеры, презентация к уроку, заготовленные файлы для учеников.

Методы, приёмы и формы работы:

методы: проектов, незаконченное предложение, «Микрофон»;

приёмы: эпиграф, связь с жизнью; формирование ожидаемых результатов, ответы на вопросы; 

форма урока: групповая и коллективная.

Эпиграф: «Скажи мне – и я забуду,

Покажи мне – и я запомню.

Дай мне действовать самому –

                         и я научусь»

                         (китайская мудрость)

ХОД УРОКА

Организационный момент:

Учитель математики (У.М.): Добрый день! Мы рады приветствовать гостей на нашем уроке. Дети, всем желаю доброго настроения, творческого труда, взаимопонимания, хорошего общения.

Учитель информатики (У.И.): Улыбнитесь друг другу, пошлите соседу, окружающим приятную информацию, информацию любви, нежности, доброты.

  1.  Ориентация, мотивация деятельности (подготовка к активной учебной деятельности).

У.М.: Итак, у нас сегодня урок геометрии с использованием персонального компьютера.

Стереометрия – это особенный раздел геометрии, так как не только вооружает учеников знаниями, но и развивает пространственное и логическое мышление. Как известно, геометрия не есть чисто абстрактной – фигуры и формы, которые она изучает можно найти в реальной жизни. Но изучение стереометрии имеет некоторые особенности. Для того чтобы изобразить в тетради пространственную фигуру надо знать правила, с помощью которых можно это сделать. Когда мы говорим, что через прямую и точку, которая не лежит на ней, можно провести плоскость и при этом только одну, то знаем, что нет такого карандаша, которым могли бы в пространстве провести прямую, плоскость. Но это можно представить и изобразить на плоскости. Каждый шаг построений должен быть обоснованным с помощью аксиом, теорем. Знание стереометрии, а вернее параллельности прямых и плоскостей, применяется во многих профессиях. Сегодня мы определим сферу применения параллельности в жизни.

У.И.: На современном этапе представить мир без компьютера невозможно. Сегодня информационные технологии проникли во все сферы жизни и деятельности общества. Компьютер и компьютерная грамотность стала необходимостью в деловом и личном общении по всему миру. И мы с вами тоже стремимся к тому, чтобы научиться работать на компьютере для реализации личности в будущем. Вы уже изучили некоторые программные средства, и сегодня мы найдём сферу применения вашим знаниям, умениям и навыкам в такой науке, как математика.

Так как сегодняшний урок математики с использованием ПК, я кратко напомню вам правила поведения и технику безопасности:

  •  бережно относимся к технике;
  •  используем программы по теме;
  •  если возникают технические проблемы, то о них необходимо сообщить учителю информатики, вопросы по математике задаём учителю математики.
  1.  Целеполагание.
  2.  Сообщение темы, целей, задач урока.

У. М.: Ребята! Взгляните, пожалуйста, на экран. Давайте  узнаем, какая сегодня тема: «Параллельность прямых и плоскостей в пространстве». Дети, давайте определим цели нашего урока.

  1.  Мотивация учебной деятельности.

У. И.: Класс предварительно был разбит на 3 команды. В каждой команде был назначен капитан. Каждая команда получила задание:

  1.  найти форму обобщения материала по теме с помощью изученных вами программных средств;
  2.  подобрать задания для проверки знаний по теме урока;  
  3.  презентовать свой проект и показать преимущество его перед другими проектами.

Всё это для того, чтобы Вы учились работать в коллективе, распределять обязанности, проводить поисковую работу и систематизировать свои знания.

  1.  Определение ожидаемых результатов.

У. М.: Так чего же вы – ребята, ждёте от сегодняшнего урока? У меня есть  микрофон, с помощью которого вы сможете ответить на мой вопрос.

Итак, начинаем!

  1.  Целереализация.
  2.  Воспроизведение и корректировка опорных знаний, умений и навыков.

У. И.: Вот и пришло время представить свой проект I группе. Сейчас проверим ваши знания по теме и умение передавать их своим товарищам. Капитан команды презентует проект. Пожалуйста. (I группа презентует проект «Кроссворд – проверь свои знания». Ребята самостоятельно подбирали вопросы по теме и разрабатывали кроссворд в MS Power Point). Озвучьте, пожалуйста, преимущества выбранной вами формы проекта. Ответьте на вопрос: «Всё ли вам удалось во время составления кроссворда? Возникли ли какие-то проблемы?». Ребята может у кого-то есть вопросы? (Капитан команды отвечает на вопросы, если таковые есть, за проект группа получает баллы).

2. Обобщение и систематизация понятий, усвоение системных знаний и их применение для объяснения новых фактов и для выполнения практических заданий.

У. М.: Продолжаем работать. Все включаются в обсуждение, ведь от вашей работы зависит подготовка к тематическому оцениванию. Следующий проект представляет II группа, который был направлен на систематизацию аксиом, теорем и определений по теме для облегчения повторения при подготовке к контрольной работе. Пожалуйста. (II группа презентует буклет, изготовленный в MS Publisher, ребята самостоятельно определили аксиомы, теоремы и определения, которые будут необходимы при подготовке к контрольной работе, буклеты раздают всем ученикам и гостям). Озвучьте, пожалуйста, преимущества выбранной вами формы проекта. Ответьте на вопрос: «Всё ли вам удалось во время составления буклета? Возникли ли какие-то проблемы?», «Ребята может у кого-то есть вопросы?» (Капитан команды отвечает на вопросы, если таковые есть, за проект группа получает баллы).

Мы с вами определили основные аксиомы, теоремы и определения по теме, а теперь III группа продемонстрирует нам применение всего этого на практике.

У. И.: Итак, свой проект представит нам III группа, который также направлен на повторение и систематизацию нашей темы. Пожалуйста. (Капитан III группы представляет проект, разработанный в MS Power Point с демонстрацией учебного материала в виде презентации). Озвучьте, пожалуйста, преимущества выбранной Вами формы проекта. Ответьте на вопрос: «Всё ли Вам удалось во время составления презентации? Возникли ли какие-то проблемы?», «Ребята, может у кого-то есть вопросы?» (Капитан команды отвечает на вопросы, если таковые есть, за проект группа получает баллы).

Три группы представили свои проекты, каждый из которых выполнен с помощью различных программных средств. Они могут быть использованы как методические пособия для изучения данной темы, которые в будущем помогут учащимся. Все группы молодцы!

3. Релаксация.

У. И.: А сейчас давайте немного отдохнём. Наверно многие из вас видели в интернете рисунки в технике граффити. Это новый вид увлечения современной молодёжи. В начале работы, перед выполнением таких сложных и красивых рисунков, художники применяют параллельность прямых и плоскостей (просмотр видеоролика).

4. Усвоение ведущих идей и теорий на основе широкой систематизации знаний.

У. М.: Вот вы немного отдохнули. А теперь опять настраиваемся на активную работу. В начале урока мы акцентировали ваше внимание на то, что компьютер является значимым средством для реализации чего-либо. В ходе презентации Ваших проектов мы повторили всё, что касается темы, и вы продемонстрировали свои навыки в работе с компьютером. А сейчас выполним практические задания для определения степени усвоения вами полученной информации. При решении заданий вы можете использовать  разработанные вами проекты.

Работа в группах:

Задание №1

Откройте на рабочем столе ваших ПК заготовленный файл под названием «Таблица».

Фигуры

Прямые BC и C1D1

Прямые A1B1 и CD

Прямые AD и CD

Прямая AB и плоскость DCC1

Прямая DD1 и плоскость ABC

Плоскости ABB1 и A1D1C1

Плоскости BCC1 и ADD1

Взаимное размещение

По рисунку на экране вы должны заполнить  таблицу.

(Каждая команда самостоятельно заполняют таблицу на ПК). А сейчас мы проверим ваши ответы. Но, перед тем как начать проверку, я попрошу капитанов команд поменяться местами (1→3, 3→2, 2→1) и проверить правильность заполнения таблиц (на экран выводится ответ).  Есть ли ошибки в решениях? (Ребята отмечают правильность выполнения в каждой команде). Капитаны возвращаются на свои места.

Коллективная работа:

Задание № 2

На экран выведены рисунки и вопросы, а вы должны дать верный ответ.

Вопросы:

1. На каком из рисунков дана иллюстрация к аксиоме стереометрии?

2. На каком из рисунков дана иллюстрация  к свойствам параллельных плоскостей?

3. На каком из рисунков дана иллюстрация к признаку параллельности прямой и плоскости?

Работа в группах:

Задание № 3

Творческое задание. Создать в программе MS Power Point презентацию по теме: «В каких профессиях используются параллельные прямые и плоскости в пространстве». У вас на рабочем столе в папке собраны фотографии с разными профессиями. Вам необходимо выбрать не менее 5 фотографий и объяснить, какие профессии им соответствуют и, почему вы считаете, что они подходят теме урока. Те, что вы считаете лишними, удалите. Капитан обосновывает выбор команды.

  1.  Рефлексия. Оценивание, ценение.
  2.  Подведение итогов урока.

У. И.: Ребята, сегодня на уроке вы продемонстрировали свои знания по теме: «Параллельность прямых и плоскостей в пространстве» с применением компьютерных технологий. Те проекты, которые вы продемонстрировали, будут использованы при повторении этой темы и подготовке к контрольной работе. А также повторили работу с пакетом программных средств MS Office.

2. Сообщение домашнего задания, успешное выполнение, которого требует системных знаний, умений, навыков.

У. М.: Для подготовки к контрольной работе вам нужно выполнить следующее домашнее задание:

Геометрия:

Повторить пункт 4.1 – 4.2;

І уровень: №1 – 8, с. 138;                    Информатика: выполнить рисунки к

ІІ уровень: № 17, 18, 20, с. 142.                                         задачам в Power Point.

3. Рефлексия.

У. И.: Метод «Незаконченное предложение»

Я хочу, чтобы вы закончили предложение:

1. На уроке мы обобщили и систематизировали знания о...

2. Углубили умения…

3. Моё настроение похоже на…

4. На уроке было самым интересным…

Ребята, у меня в руках вновь микрофон. Я попрошу вас, передавая его, ответить на вопросы: «Все ли ваши ожидания сбылись?», «Что у вас вызвало трудности?».

  1.  Оценивание, ценение.

Комментирование и обоснование оценок.

Самооценивание. Ребята выбирают фишки разного цвета, которые соответствуют их уровню работы на уроке.

У. М.: Вы сейчас оценили сами свою работу, а теперь мы выставляем оценки за урок.

У. М. и И.: Спасибо ребята за урок! Все очень хорошо поработали! Все молодцы! Так держать! Удачи!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84258. Способы питания микроорганизмов 33.22 KB
  Пищей обычно называют вещества которые попав в живой организм служат либо источником энергии необходимой для процессов жизнедеятельности либо материалом для построения составных частей клетки. Голофитный способ живые существа используют питательные вещества всасывая их в виде относительно небольших молекул из водного раствора. Чтобы проникнуть в клетку питательные вещества должны находиться в растворенном состоянии и иметь соответствующий размер молекул. Однако это не означает что микроорганизмы не используют высокомолекулярные...
84259. Химический состав микробной клетки 33.69 KB
  Связанная вода входит в состав коллоидов клетки и с трудом высвобождается из них. С потерей связанной воды нарушаются клеточные структуры и наступает гибель клетки. При удалении свободной воды гибели клетки не происходит.
84260. Механизмы поступления питательных веществ в клетку 32.25 KB
  ЦПМ регулирует не только поступление веществ в клетку но и выход из нее воды разнообразных продуктов обмена и ионов что обеспечивает нормальную жизнедеятельность клетки. Существует несколько механизмов транспорта питательных веществ в клетку: простая диффузия облегченная диффузия и активный транспорт. Транспорт веществ через цитоплазматическую мембрану схематично изображен на рис.
84261. Пищевые потребности и типы питания микроорганизмов 42 KB
  В зависимости от источника углерода микроорганизмы делятся на: автотрофы сами себя питающие которые используют углерод из неорганических соединений углекислого газа и карбонатов; гетеротрофы питаются за счет других используют углерод из органических соединений. В зависимости от источника энергии различают: фототрофы микроорганизмы которые в качестве источника энергии используют энергию солнечного света; хемотрофы энергетическим материалом для этих микроорганизмов являются разнообразные органические и неорганические вещества....
84262. Понятие о конструктивном и энергетическом обмене 38.76 KB
  Из веществ среды перенесенных в клетку собираются строительные блоки из которых формируются биополимеры клетки и синтезируются белки жиры углеводы нуклеиновые кислоты и другие клеточные компоненты. Обмен веществ можно рассматривать как сумму двух явлений: катаболизма энергетического обмена представляющего собой ферментативное расщепление крупных органических молекул с выделением свободной энергии которая запасается в виде макроэргических связей в молекулах АТФ; анаболизма конструктивного обмена представляющего собой синтез...
84263. Энергетический метаболизм, его сущность. Макроэргические соединения. Типы фосфорилирования 35.11 KB
  Энергия образуемая при энергетическом обмене трансформируется в энергию макроэргических связей молекул АТФ. Процесс образования АТФ называется фосфорилированием. Механизм образования АТФ у разных групп микроорганизмов неодинаков. Фотофосфорилирование образование АТФ при поглощении квантов света молекулами хлорофилла.
84264. Энергетический метаболизм хемоорганогетеротрофов, использующих процессы брожения 35.13 KB
  Образование молекул АТФ при брожении происходит путем субстратного фосфорилирования. Основными стадиями гликолиза являются присоединение фосфатных групп от молекулы АТФ и превращение во фруктозо16дифосфат. При этом образуется свободная энергия достаточная для образования 4 молекул АТФ.
84265. Энергетический метаболизм хемоорганогетеротрофов, использующих процесс дыхания 33.75 KB
  При этом на каждые 2 атома водорода поступающих в дыхательную цепь синтезируются 3 молекулы АТФ. Таким образом суммарный энергетический эффект процесса окисления одной молекулы глюкозы теоретически составляет 38 молекулы АТФ причем 2 молекулы АТФ образуются в результате субстратного фосфорилирования а 36 АТФ при окислительном фосфорилировании.
84266. Понятие о чистых и накопительных культурах микроорганизмов 34.34 KB
  При культивировании происходит рост культуры физиологический процесс в результате которого увеличивается биомасса масса клеточного вещества данного микроорганизма. Для выделения чистой культуры используют плотные питательные среды на которых каждая клетка вырастает в виде изолированной колонии популяции микроорганизмов одного вида. Перед выделением чистой культуры из какоголибо пищевого продукта или природного субстрата например: почвы воды в котором данный микроорганизм находится в небольших количествах вначале получают...