57805

Умножение рациональных чисел

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: Образовательные: организовать деятельность учащихся по общению и систематизация знаний в рамках темы Умножение положительных и отрицательных чисел повысить уровень осмысления учащимися изученного материала.

Русский

2014-04-16

84.5 KB

3 чел.

Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Умножение рациональных чисел».

Цели урока:

  •  Образовательные: организовать деятельность учащихся по общению и систематизация знаний в рамках темы «Умножение положительных и отрицательных чисел», повысить уровень осмысления учащимися изученного материала.
  •  Развивающие: создать условия для развития у школьников вычислительных навыков, внимания, мышления, памяти.
  •  Воспитательные: содействовать развитию у учащихся учебно-познавательных и коммуникативных компетенций.

Ход урока:

1. Организационный момент. 

А проверь-ка, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

2. Мотивация урока.  (Слайд 1)

Французский писатель 19 столетия Анатоль Франс однажды заметил: «Учиться можно весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». Пусть эти слова послужат девизом сегодняшнего урока, урока-путешествия в страну положительных и отрицательных чисел.

На столе у ребят лежат “листки настроений”. Учитель предлагает каждому ученику отметить то лицо, которое соответствует его настроению цифрой один.

Ребята сегодня мы совершим путешествие в страну рациональных чисел. Нам предстоит вспомнить сложение, вычитание, умножение, рациональных чисел, определение подобных слагаемых, выполнение приведения подобных слагаемых.  Мы посетим 7 чудес Украины.

3. Актуализация опорных знаний. Проверка д/з. (взаимопроверка)

Итак, мы находимся на платформе станции. Нас ожидает паровоз и необходимо собрать свой багаж – знания по теме «Умножение рациональных чисел».(Слайд 2)

Задания для устного счета:

1) -8,4 +(-8,4)=0;

2) (-6,7)*(-10)=-67;

3) (-2,2)+3,5=1,3;

4) -13-8=-5;

5) 15-18=-13;

6) 7,4-(-3,2)=-10,6;

7) -9*6=-54.

Примечание: если ребята согласны с ответом, то поднимают синюю сигнальную карточку, если же не согласны, то - красную сигнальную карточку.

«Ты – мне, я – тебе».

  •  Как умножить два числа с одинаковыми знаками?
  •  Как умножить два числа с разными знаками?
  •  Правило раскрытия скобок, перед которыми стоит знак «+».
  •  Правило раскрытия скобок, перед которыми стоит знак «-».
  •  Чему равна четная степень отрицательного числа?
  •  Чему равна нечетная степень отрицательного числа?
  •  Как умножить две обыкновенные дроби?
  •  Как умножить два смешанных числа?
  •  Переместительный закон умножения.
  •  Сочетательный закон умножения.
  •  Распределительный закон умножения.

4. Решение упражнений на умножение рациональных чисел.

Багаж собрали и мы отправляемся в путешествие.

Сначала найдем свое место в вагоне, определив знак произведения (работа в парах):

1) «+»·«-»·«-»·«+»·«-»·«-»

2) «-»·«-»·«-»·«+»·«+»·«+»·«-»·«-»

3) «-»·«+»·«-»·«-»·«+»·«+»·«-»·«+»·«-»·«-»·«+»

Куда же мы отправляемся? Это мы узнаем, выполнив  1задание.

Не выполняя вычислений поставить знаки между выражениями: (Слайд 3)

 

Ответы:

1. 1733 (-69)... 1733  · 69

<  К

2. -178  ·  13... -178  · (-13)

< А

3. -204 · (-17)... 204  · 0

> М

4. -5 · 0... 0 · (-5)

= Е

5. (-2)… (-2)                                     < Н

6.  -20,25  ·  (-13)  …19,77 · (- 44)        > Е   

7.   14,02  ·  12… (-20,5)  ·  0                >  Ц     

Ответ: КАМЕНЕЦ (Слайд 4,5,6,7)

Историческая справка: Каменец-Подольский — один из древнейших городов Украины. Благодаря уникальному сочетанию историко-архитектурного, градостроительного наследия, ландшафта каньона реки Смотрич, «Старый город (Каменец-Подольский)» объявлен государственным историко-архитектурным заповедником. Количество памятников архитектуры XI—XIX веков насчитывает около 200 зданий и сооружений. Мощные оборонительные укрепления «Старого города», крепость и крепостной мост, соединение культовых сооружений разных религий оставляют неповторимое впечатление. Учитывая богатое архитектурно-историческое наследие «Старого города», национальной комиссией Украины по делам ЮНЕСКО в мае 1994 года было рекомендовано включить его кандидатом в реестр мирового культурного наследия. Самая большая ценность — практически полностью сохранившийся исторический центр без вкраплений архитектуры XX века. Главная городская достопримечательность — старинная крепость, первые постройки которой относятся к XI—XII векам, а основные укрепления, — к XVI—XVII векам.  

           Киево-Печерская лавра - один из первых по времени основания монастырей на Руси.  Основан в 1051 при Ярославе Мудром монахом Антонием, родом из Любеча. С монастырём связаны имена летописца. А вот  как его звали? Выполните действия. С помощью кода вы узнаете фамилию летописца.  (Слайд 8)

  •  Н - Представьте число - 6,9 в виде суммы трех равных слагаемых. Чему равно одно из этих слагаемых? Ответ: - 2,3; 2,3; 23; 0,23
  •  Е - Сумма противоположных чисел равна… Ответ: 0;1; -1; -0.
  •  С -Сумма целых чисел от - 50 до 52 равна… Ответ: 103; -103; 102; 104.
  •  Т - Произведение 12 отрицательных чисел и 7 положительных чисел есть число … Ответ: >0; =0; <0
  •  О - Найдите сумму целых чисел удовлетворяющих неравенству -8,3 < x < 6,2 Ответ:

- 15; 15; 14; -14.

  •  Р -Произведение 15 отрицательных и 60 положительных чисел есть число … Ответ: <0; -0; 1

Н

Е

С

Т

О

Р

-2.3

0

103

>0

-15

<0

     Ответ: (Нестор автор «Повести временных лет»). (Слайд 9)

(Слайд 10,11,12) Историческая справка:   Киево-Печерская лавра - один из первых по времени основания монастырей на Руси. Основан в 1051 при Ярославе Мудром монахом Антонием,  родом из Любеча. Сооснователем Печерского монастыря стал один из первых учеников Антония — Феодосий. Князь Святослав II Ярославич подарил монастырю плато над пещерами, где позже выросли прекрасные каменные храмы, украшенные живописью, кельи, крепостные башни и другие строения. С монастырём связаны имена летописца Нестора (автора «Повести временных лет»), художника Алипия.

Остановка «Спортивная». Парк «Софиевка» (Слайд 13,14,15)

Физкультминутка.

Духом вы сильны, но должны быть сильны и телом. Проведем физкультминутку.

Неверно - руки вверх; верно - вниз.

1)-24* (-6) = -4

5* (-5)= -25

-5* 0 = -5

-3*2 = -6

5) (-1)2

>

(-1)4

6) (-5)3

<

(-5)2

7) (-3)2

<

(-3)5

8) (-2)2  = -2 2 

Определим следующий пункт назначения.  Этот  чудо находится в городе, название которого вы узнаете, если правильно раскроете скобки. Работа в парах.

Ученики выполняют вычисления и закрывают задания соответствующими карточками – ответами. В итоге на обратной стороне получается Собор Святой Софии. ( Киев)

5. Раскройте скобки:

( 3 – 2 x) · 3,

( 3 y – 5) · 5,

-2 ( 2a + b – 2),

-9 (2 b + 4 c - 5).

В

К

Т

И

О

Е

Л

-18в-36с+45

9-6х

4а-2в+4

15у-25

-9-6х

-4а-2в+4

18в+36с-45

Ответ:   Киев. Софийский собор(Слайд 16,17,18)

Историческая справка: Собор Святой Софии - был построен в XI веке в центре Киева по приказу Ярослава Мудрого. На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Внутри Собора сохранилось множество древних фресок и мозаик, в том числе знаменитая мозаика Богоматерь Оранта. Софийский собор стал первым внесённым в список Всемирного наследия ЮНЕСКО памятником архитектуры на территории Украины.

Продолжаем наше путешествие. На доске таблица с заданиями,  где есть      ошибки. Необходимо  проверить результат, и поставить +  ,   если результат правильный, и  -  , если не правильный.

- 0,6  ·  4  =  - 2,4      +                          Дорогу

- 6 ·  (-0,3 )  =  0,18                            Математика

- 1,5 ·  2 = - 3      +                                Осилит

- 3  ·  (- 0,6)  = - 1,8  -                         Гимнастика

- 1 + 7     =   4    -                               Ума

    2

 -5 + 9    =  1    +                                 Идущий

     4

Необходимо подряд прочитать слова, напротив которых поставили +. Должно получится высказывание.   «Дорогу осилит идущий». (Слайд 19,20,21)

          Историческая справка: Нас ожидает еще одно чудо это  ерсонес Таврический, или просто Херсонес: «полуостров»; в византийское время — Херсон, в Генуэзский период — Сарсона, в русских летописях — Корсунь) — полис, основанный древними греками на Гераклейском полуострове на юго-западном побережье Крыма. Ныне Херсонесское городище расположено на территории Гагаринского района Севастополя. На протяжении двух тысяч лет Херсонес являлся крупным политическим, экономическим и культурным центром Северного Причерноморья.

6. Самостоятельная работа. (Самопроверка)

Вариант 1: 

Найдите произведение  -8·(-6).

Вычислите: .

Найдите значение выражения х3 

    при х = - 4.

Решите уравнение  х: (- )= - 1,5

Вариант 2:

Найдите произведение  -7·9.

Вычислите:  -

Найдите значение выражения х3 

    при х = -5.

Решите уравнение:   х:=-2,5

       Наше путешествие продолжается. Впереди крепость. Чтобы узнать ее название нам предстоит выполнить следующее задание.  Расположите  результаты в порядке возрастания. Ответ:  (Хотинская крепость): (Слайд 22)

-0,5 · 40          Х  -20

-0,1 · (-3)       С  0,3

0,9 · (-0,6)    Н  -0,56

-0,04 · (-10)   К  0,4

-1 · 3,2           О  -3,2

3,6 · 2             Я  7,2

-10 · 0,1         И  -1

· (-4)        Т      -2

(-2)2               А                       4

      (Слайд 23,24,25)    Историческая справка: Хотинская крепость - крепость Х-ХVIII веков, расположенная в городе Хотин, Украина. На протяжении V-Х веков укрепление использовалось летописным племенем тиверцев, и выглядело как типовое мысовое городище. Постройку каменных укреплений Хотина принято связывать с Галицко-Волынским княжеством и с именем Данилы Галицкого. Археологическими раскопками (Б.Тимощук,1961-67 гг.) выявлены каменные стены замка ХІІІ в., остатки белокаменного храма, следы жилой застройки. Замок занимал северную часть замковой горы, примерно треть от современной протяженности цитадели. На юге от замка находился укрепленный посад, окруженный валами и деревянными стенами. Наибольшей перестройке подвергся во 2-й половине ХV века, будучи в составе Молдавского княжества. 

         Наше путешествие подходит к концу.  Мы нам предстоит высадиться  на остров. Это самый  крупный остров на Днепре.  Выполнив задание,  на доске вы найдете правильные ответы. Работаем   в группах.

Упростить выражения:

а) -3(4-5а)

б)  18 – 4 с(3+2а)

в) 4(3х-2) – 2(-5у – 1)

г) -6а( -х +7) + х(3-у)

д)-8(2-2у) +4(3-4у)

е) 7х – 0,5( -2х + 4) – (10 – х)

ж) 2(4х-6) – (1-13х)

Х

О

Р

Т

И

Ц

А

-12+15а

18-12с-8ас

12х+10у-6

6ах-42а+3х-ху

-14

9х-12

21х-13

      (Слайд26,26,28) Историческая справка:  Хортица - крупнейший остров на Днепре, расположен в районе города Запорожье ниже ДнепроГЭСа, уникальный природный и исторический комплекс. Вытянут с северо-запада на юго-восток, длина 12,5 км, ширина в среднем 2,5 км. На сравнительно небольшой территории которого (всего две тысячи пятьсот шестьдесят гектаров) уместились образцы практически всех видов ландшафта, характерных для юга Украины. Образование острова связано с тектоническими (то есть вызванными колебаниями земной коры) процессами четвертичного периода, в результате которых произошёл раскол Украинского кристаллического щита. Геологической основой острова служат докембрийские породы возрастом около 2,5 млрд. лет, в первую очередь — граниты, покрытые слоем более молодых осадочных пород. В северной части Хортицы над берегом возвышаются скалы высотой 40-50 м, спадающие к югу.

         Вот и завершилось наше путешествие — знакомство с удивительными историческими памятниками Украины. «Семь чудес Украины» - семь историко-культурных памятников Украины, определённых всеукраинским одноимённым конкурсом. Акция стартовала в мае 2007 года. Региональные оргкомитеты выставили на конкурс различные объекты. Было отобрано около тысячи объектов. Из этой тысячи экспертный совет, состоящий из сотни человек (культурологов, историков, специалистов туристического бизнеса) выбрали список сначала из 100, а потом из 21 объекта для Интернет -голосования. Окончательные итоги конкурса были подведены 21 августа 2007 года. Голосование началось 7 июля 2007 года.   В Интернет -голосовании, приняли участие 77 тысяч человек.

И это лишь начало, ведь впереди нас ждут новые открытия, увлекательные путешествия.
Путь к вершинам математики начинается в школе. Самая длинная дорога начинается с первого шага! Так делайте же эти шаги и в путь, в далёкий путь математического творчества!
 

 Итоги урока. Д/з. Рефлексия.

Выучить п. 32. Решить  на 7 баллов № 1079, 1080,1106 на 11 баллов № 1092, 1097,1107.

  •  Чем мы сегодня занимались на уроке?
  •  Какие свойства умножения рациональных чисел повторили?
  •  Сформулируйте их.
  •  Выполнена ли поставленная цель урока?
  •  Как вы оцениваете свою работу на уроке? Работу класса?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35142. Программная реализация выборки и модификации данных в базе данных Interbase 56.5 KB
  При этом сохранение результатов редактирования выполняется путем вызова рассмотренной ранее функции pplyUpdtes класса TBDEDtSet и всех его потомков например компонента Query содержимое выборки которого редактируется и кэшируется которая выполняет отправку в БД закэшированных на клиентской стороне изменений. Пример реализации функции обработки события OnUpdteRecord: void __fstcll TDtModule1::Query1UpdteRecordTDtSet DtSet TUpdteKind UpdteKind TUpdtection Updtection { switch UpdteKind { cse ukModify: brek; cse ukInsert:...
35143. АИС Магазин бытовой техники и электроники 419.63 KB
  Проектирование функциональных особенностей системы 5. Требуется создание информационной системы использование которой будет способствовать повышению эффективности работы всех отделов компании и обеспечивать ведение учета в единой системе. В расчетном задании предполагается осуществить представление информационной системы которая будет вести реестр создавать отчеты и генерировать заказы. Иметь оперативную связь между всеми пользователями системы содержать все необходимые данные о технике.
35144. Создание и заполнение справочников 8.26 MB
  Выполнить действия: А Выбрать пункт меню Справочник щелчком левой кнопки мыши Б Выбрать команду Фирмы щелчком левой кнопки мыши если разрешен учет по нескольким фирмам В Нажать клавишу SHIFTENTER для ввода новой фирмы Астра Г Заполнить реквизиты фирмы 2. Выполнить действия: А Выбрать пункт меню Справочник щелчком левой кнопки мыши Б Выбрать команду Места хранения щелчком левой кнопки мыши В Нажать клавишу Insert для ввода нового элемента Г в пункте Тип выбрать Склад Д в пункте Вид склада выбрать Склад оптовый Е Можно ввести...
35145. Ввод начальных остатков 2.75 MB
  12 в пункте Сумма: ничего не вводим в пункте Содержание операции: ввести для чего предназначена данная операция и Enter 4 Переходим к заполнению табличной части: А введем остатки по уставному фонду для Кливер и Русь колонка Дт это дебет счета. Из выпадающего меню выбираем счет 00 это специально придуманный счет используемый только для введения остатков в данной программе и ENTER ENTER колонка Кт это кредит счета. Из выпадающего меню выбираем счет 40 Уставной фонд и ENTER ENTER колонка СубконтоКт это объект...
35146. Учет поступления материальных ценностей 16.32 MB
  Д в пункте Поставщик Контрагент из выпадающего меню выбрать группу Поставщики а затем элемент Ротонда Е в пункте Примечание можно дать краткую характеристику о вводимой информации Ж в пункте Номер счета поставщика задать номер З перейдем к заполнению табличной части: в колонке ТМЦ справочник номенклатура выбрать группу Товары элемент Костюм женский в колонке Ед. выбрать шт в колонке Колво ввести 31 все остальные колонки заполнятся автоматические ввести также товары костюм мужской и пиджак мужской и ОК И в результате...
35147. Информационные системы. Общие сведения 10.58 MB
  К средствам извлечения информации относятся: штатные средства ручного ввода клавиатура мышь; средства автоматизированного ввода с твердых копий сканеры; специализированные средства ручного ввода дигитайзеры световые перья сенсорные экраны; средства ввода речевой информации; средства ввода данных с аппаратуры датчики измерительные устройства аппаратура связи. Это программное обеспечение может быть как достаточно простым и предполагать только передачу операционной системе данных от аппаратных компонентов так и сложным...
35148. редства удалённого выполнения заданий в Windows 38 KB
  Планировщик заданий Windows осуществляет настройку как для локального компьютера так и для удаленной системы. На удаленных системах эта возможность обеспечивается совместной работой нескольких служб и программ: Планировщик заданий это стандартная служба Windows управляющая планировщиком заданий. Создание заданий на локальном компьютере осуществляется через: ПускВсе программыСтандартныеНазначенные задания Создание заданий на удаленном компьютере осуществляется через: Сетевое окружениеОтобразить компьютеры рабочей группывыбираем...
35149. Средства удалённого доступа к сети в Windows 40 KB
  в ОС Windows XP имеются встроенные инструменты для организации таких подключений : Remote Desktop Удаленный рабочий стол Remote ssistnce Удаленный помощник. Remote ssistnce Remote ssistnce позволяет пригласить другого пользователя друга знакомого специалиста для оказания помощи. При этом приглашенный участник в отличие от использования Remote Desktop может наблюдать за действиями пользователя. При этом Remote ssistnt самостоятельно управляет настройками соединения подстраивая объем передаваемых данных под возможности канала...
35150. Виртуальные частные сети. Архитектура и протоколы 42.5 KB
  VPN англ. В зависимости от применяемых протоколов и назначения VPN может обеспечивать соединения трёх видов: узелузел узелсеть и сетьсеть. Уровни реализации Обычно VPN развёртывают на уровнях не выше сетевого так как применение криптографии на этих уровнях позволяет использовать в неизменном виде транспортные протоколы такие как TCP UDP. Пользователи Microsoft Windows обозначают термином VPN одну из реализаций виртуальной сети PPTP причём используемую зачастую не для создания частных сетей.