57814

Размножение и развитие растений

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: обобщение и систематизация знаний учащихся о вегетативном размножении цветковых растений о строении функциях и разнообразии генеративных органов растений цветок плод семя...

Русский

2014-04-16

56 KB

11 чел.

Урок систематизации и обобщения изученного материала в 7 классе

с использованием интерактивных технологий

по теме: «Размножение и развитие растений».

Учитель биологии ОШ № 2

Звягина Людмила Клавдиевна

г.Краматорск Донецкая область

Цели урока: обобщение и систематизация знаний учащихся  о вегетативном размножении цветковых растений, о строении, функциях и разнообразии генеративных органов растений (цветок, плод, семя);  выявление приспособленностей растений к опылению, оплодотворению, распространению плодов и семян; развитие творческого мышления, интеллектуальных умений и навыков (выделение главного в изучаемом материале); развитие экологического мышления; воспитание коммуникативности и культуры работы в парах.

Тип  урока: информационно-рецептивный, проблемный, частично-поисковый с элементами лабораторных исследований, пояснительно-иллюстративный

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Оборудование и демонстрационный материал: компьютер, проектор, презентация «Размножение и развитие растений», записи музыкальных композиций, фишки, учебные таблицы по теме, модель цветка картофеля, гербарии, карточки для индивидуальной работы, лист А-3 с начатой схемой «Строение цветка», фломастеры, набор коллекций плодов и семян, фильтровальная бумага, семя подсолнечника, мука в марле, вода в стакане, раствор йода; растение  каланхое, вода в банке,  ножницы, цветочный горшок с землёй, полиэтиленовый пакет.

Основные понятия (термины): вегетативное размножение, цветок, соцветие, плод, опыление, оплодотворение, распространение плодов и семян.

Структура и основное содержание урока.

Этап урока

Содержание этапа

Фрагменты презентации и деятельность учащихся

  1.  Организационный этап

Определение дидактических целей и задач урока; отметка отсутствующих в журнале

План осмысления изученного материала:

  1.  Вегетативное размножение Р.
  2.  Строение цветка. Опыление и оплодотворение
  3.  Семя и плод
  4.  Распространение плодов и семян

Вслух зачитываются пункты плана осмысления изученного материала, слайды

№ 1 и № 2

  1.  Домашнее задание

ДЗ на выбор учащихся:

  1.  Создать собственную презентацию о растениях
  2.  Придумать стихотворение о цветах

Запись домашнего задания в дневниках, слайд

№ 3

  1.  Мотивация учебной деятельности

Оценивание учащихся будет осуществляться поэтапно с учётом их активности на уроке, помощь в оценивании будет осуществляться двумя «экспертами»

Эксперты занимают свои места, у них имеется набор фишек и список учащихся

  1.  Систематизация и обобщение изученного материала
  1.  Распределение карточек для учащихся (см.приложение  № 1)
  2.  Игра «Да – Нет»:

Учитель загадывает один термин («цветочная почка»), а учащиеся задают ему вопросы, чтобы узнать, это  слово

  1.  Обсуждение задания из карточки  № 1; вопрос  учащимся – какие ещё виды вегетативного размножения вам известны?
  2.  Решение задач проблемного характера (см.приложение № 2)
  3.  Обсуждение задания № 2 (строение цветка)
  4.  Обсуждение задания № 3 (сухие и сочные плоды)

  1.  Загадки о плодах (см. приложение № 3)
  2.  Обсуждение химического состава семян и плодов  – вопрос учащимся: какие вещества содержатся в плодах растений?
  3.  Опыты, доказывающие наличие в плодах и семенах растений различных соединений  

(см. приложение № 4)

  1.  Физкульт – минутка (упражнения – « Я – дерево»)

  1.  Обсуждение задания № 4

( распространение плодов и семян)

  1.  Доклады экспертов «Рекордсмены растительного мира»

Работа ребят по карточкам

Слайд № 4 «Строение цветочной почки»

Слайд № 5 «Вегетативное размножение растений»

Слайд № 6 «Задачи»

Слайд № 7 «Строение цветка»

Слайд № 8 «Классификация плодов»

Слайд  № 9 «Загадки»

Вероятные ответы: жиры, белки, углеводы, витамины, мин. соли, вода

Учащимся раздаются листочки бумаги, под руководством учителя они выполняют первый опыт и наблюдают демонстрацию  2 и 3 опытов

Выполнение упражнений (звучит тихая музыка)

Слайд № 10 «Распространение плодов и семян»

  1.  Выводы по уроку
  •  Растения могут размножаться вегетативным и генеративным способами
  •  Вегетативный способ: усы, черенки, глазки и т.д.
  •  Генеративный способ: цветки, плоды, семена

Обсуждение и формулировка выводов, слайд № 11

  1.  Рефлексия.

Вопросы учащимся: Что вам показалось интересным на уроке? Что вы узнали нового? Что не понравилось на уроке?


Приложение № 1.

Карточка № 1.

Раскройте последовательность ваших действий при вегетативном размножении каланхое.

Какие правила ТБ необходимо соблюдать во время этой работы?

Карточка № 2.

Рассмотрите муляж цветка картофеля и закончите схему «Строение цветка».

Карточка № 3.

Распределите данные вам плоды на сухие и сочные. Объясните ваши действия.

Карточка № 4.

Рассмотрите примеры распространения плодов и семян и расскажите об этом на некоторых примерах.


Приложение № 2.

Проблемные вопросы.

  •  При чрезмерном разрастании листьев и ветвей томатов в парниках часть листьев удаляют. Очень часто такую процедуру проводят многократно, особенно ближе к концу лета. С какой целью человек осуществляет эту травмирующую растения операцию?

Ответ. Удаление части листьев и боковых побегов (пасынкование) приводит к тому, что питательные вещества, создаваемые растением в процессе фотосинтеза, расходуются не на рост вегетативных частей, а накапливаются в нужных человеку плодах.

  •  Почему растения, цветущие в ночное время суток, обычно имеют либо крупные ярко окрашенные венчики цветков (часто белой или желтой окраски), либо обладают сильным ароматом?

Ответ. Многие из цветущих ночью растений являются энтомофильными, то есть опыляются насекомыми. Насекомые лучше замечают крупные цветки с ярко окрашенным венчиком, либо мелкие, но собранные в единое соцветие. Для того, чтобы быть более заметными для насекомых, многие цветущие ночью растения имеют еще и сильный специфический аромат.


Приложение № 3.

Загадки о плодах.

Я на розу так похож,                                                                 С колпачком на голове,

Разве что не так хорош.                                                           Будто в путь готовый,

Но зато мои плоды                                                                    Он скрывается в листве

Всем пригодны для еды.                                                          Дуба золотого.

(Шиповник)                                                                                  (Желудь)

Он совсем не хрупкий.                                                              Подмигнёт тебе украдкой

Спрятался в скорлупке                                                              Из травы фонарик сладкий.

Заглянешь в середину -                                                             (Клубника)

Увидишь сердцевину.

Из плодов он твёрже всех,

Называется …. (орех)                                                          Синий мундир,

                                                                                                Жёлтая подкладка,

                                                                                                А в середине – сладко.

                                                                                                 (Слива)


Приложение № 4.

№ опыта

Что брали?

Что делали?

Что получили?

1

Семена подсолнечника

Семена измельчили на белой бумаге

На бумаге остались жирные пятна

2

Мука в марле

Промывали в стакане с водой

Вода стала мутная, в марле остался растительный белок - клейковина

3

Стакан с мутной водой

Добавили 2-3 капли раствора йода

Вода в стакане стала сине-фиолетовой, следовательно в растворе присутствует крахмал


Литература

  1.   Биология: Учеб.для 7 кл.общеобразоват.учебн.завед.- К.:Грамота, 2007
  2.  Демичева І.О.Генеративні органи рослин. Розробка теми.- Х.: Вид.група «Основа», 2004
  3.  Сучасний урок. Інтерактивні технології навчання:Наук.-метод.посібн./За ред. О.І.Пометун. - К.: Видавництво А.С.К., 2003


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36529. Возникновение эвм, поколения эвм. Критерии классификации 26 KB
  Возникновение ЭВМ. Поколения ЭВМ. Под поколением ЭВМ понимается серия вычислительных машин обладающих едиными научными и техническими принципами возможностью создания разными коллективами 1е поколение 194650 – элементная база – электронные лампы Стрела Урал1 и.
36530. Характеристика поколений Эвм 25.5 KB
  Под поколением ЭВМ понимается серия вычислительных машин обладающих едиными научными и техническими принципами возможностью создания разными коллективами 1е поколение 194650 – элементная база – электронные лампы Стрела Урал1 и. Программирование – коды ЭВМ. Основной тип – большие ЭВМ.
36531. Принципы фон Неймона как основы информации эвм. Схема эвм, основные компоненты 31 KB
  Схема эвм основные компоненты. Принципы Неймона как основы информации ЭВМ. 1ВМ строится на основе двоичной системы счисления 2Программный принцип управления ЭВМ заключаются в том что ЭВМ выполняет решение задачи с помощью программы которая записывается в память до момента ввода исходных данных задачи и выполняется под управлением программы также записанной в памяти.
36532. Понятие систем исчисления,Виды систем исчисления.Правила двоичной арифметики.Кодировка систем исчисления 27.5 KB
  Правила двоичной арифметики: Для автоматизации работы с данными относящимися к различным типам очень важно унифицировать их форму представления для этого обычно используется прием кодирования то есть выражение данных одного типа через данные другого типа. Естественные человеческие языки это не что иное как системы кодирования понятий для выражения мыслей посредством речи. К языкам близко примыкают азбуки системы кодирования компонентов языка с помощью...
36533. Современная методология программирования 28.5 KB
  Однако процесс создания программы остается кустарным и творческим. Появляется противоречие между кустарным способом разработки программ и индустриальным характером продукции отсюда возникает потребность в создании методологии программирования его стандартизации и разработке логических правил синтеза программы. Для оценки качества программ существуют следующие критерии: 1Работоспособность возможность выполнения программы на имеющемся ЭВМ 2Правильность или корректность строгое соответствие результата полученного при выполнении программы...
36534. Основные принципы информационного программирования 24.5 KB
  Современная методология программирования базируется на следующих основных принципах: 1Разбиение процесса создания программы на отдельные этапы и соблюдение их четкой последовательности. 5Использование принципов структурного программирования которое включает в себя проектирование алгоритма на основе ограниченного набора базовых конструкций: 1.
36535. Наставничество в органах внутренних дел 172 KB
  Наставничество в органах внутренних дел представляет собой важную форму повышения профессионального мастерства, трудового и нравственного воспитания лиц рядового и начальствующего состава.
36536. Жизненный цикл программного обеспечения. Понятия спецификации 26.5 KB
  Совукупность требований: пределенные требования спецификаций. Специфика́ция инженерный термин обозначающий набор требований и параметров которым удовлетворяет некоторая сущность. Совокупность требований рограмма.
36537. Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Способы описания. Структурированный алгоритм 27 KB
  Свойства алгоритма. Структурированный алгоритм. Алгоритмэто конечный набор правил последовательное применение которых позволяет преобразовать исходные данные в результат.