57814

Размножение и развитие растений

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: обобщение и систематизация знаний учащихся о вегетативном размножении цветковых растений о строении функциях и разнообразии генеративных органов растений цветок плод семя...

Русский

2014-04-16

56 KB

11 чел.

Урок систематизации и обобщения изученного материала в 7 классе

с использованием интерактивных технологий

по теме: «Размножение и развитие растений».

Учитель биологии ОШ № 2

Звягина Людмила Клавдиевна

г.Краматорск Донецкая область

Цели урока: обобщение и систематизация знаний учащихся  о вегетативном размножении цветковых растений, о строении, функциях и разнообразии генеративных органов растений (цветок, плод, семя);  выявление приспособленностей растений к опылению, оплодотворению, распространению плодов и семян; развитие творческого мышления, интеллектуальных умений и навыков (выделение главного в изучаемом материале); развитие экологического мышления; воспитание коммуникативности и культуры работы в парах.

Тип  урока: информационно-рецептивный, проблемный, частично-поисковый с элементами лабораторных исследований, пояснительно-иллюстративный

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Оборудование и демонстрационный материал: компьютер, проектор, презентация «Размножение и развитие растений», записи музыкальных композиций, фишки, учебные таблицы по теме, модель цветка картофеля, гербарии, карточки для индивидуальной работы, лист А-3 с начатой схемой «Строение цветка», фломастеры, набор коллекций плодов и семян, фильтровальная бумага, семя подсолнечника, мука в марле, вода в стакане, раствор йода; растение  каланхое, вода в банке,  ножницы, цветочный горшок с землёй, полиэтиленовый пакет.

Основные понятия (термины): вегетативное размножение, цветок, соцветие, плод, опыление, оплодотворение, распространение плодов и семян.

Структура и основное содержание урока.

Этап урока

Содержание этапа

Фрагменты презентации и деятельность учащихся

  1.  Организационный этап

Определение дидактических целей и задач урока; отметка отсутствующих в журнале

План осмысления изученного материала:

  1.  Вегетативное размножение Р.
  2.  Строение цветка. Опыление и оплодотворение
  3.  Семя и плод
  4.  Распространение плодов и семян

Вслух зачитываются пункты плана осмысления изученного материала, слайды

№ 1 и № 2

  1.  Домашнее задание

ДЗ на выбор учащихся:

  1.  Создать собственную презентацию о растениях
  2.  Придумать стихотворение о цветах

Запись домашнего задания в дневниках, слайд

№ 3

  1.  Мотивация учебной деятельности

Оценивание учащихся будет осуществляться поэтапно с учётом их активности на уроке, помощь в оценивании будет осуществляться двумя «экспертами»

Эксперты занимают свои места, у них имеется набор фишек и список учащихся

  1.  Систематизация и обобщение изученного материала
  1.  Распределение карточек для учащихся (см.приложение  № 1)
  2.  Игра «Да – Нет»:

Учитель загадывает один термин («цветочная почка»), а учащиеся задают ему вопросы, чтобы узнать, это  слово

  1.  Обсуждение задания из карточки  № 1; вопрос  учащимся – какие ещё виды вегетативного размножения вам известны?
  2.  Решение задач проблемного характера (см.приложение № 2)
  3.  Обсуждение задания № 2 (строение цветка)
  4.  Обсуждение задания № 3 (сухие и сочные плоды)

  1.  Загадки о плодах (см. приложение № 3)
  2.  Обсуждение химического состава семян и плодов  – вопрос учащимся: какие вещества содержатся в плодах растений?
  3.  Опыты, доказывающие наличие в плодах и семенах растений различных соединений  

(см. приложение № 4)

  1.  Физкульт – минутка (упражнения – « Я – дерево»)

  1.  Обсуждение задания № 4

( распространение плодов и семян)

  1.  Доклады экспертов «Рекордсмены растительного мира»

Работа ребят по карточкам

Слайд № 4 «Строение цветочной почки»

Слайд № 5 «Вегетативное размножение растений»

Слайд № 6 «Задачи»

Слайд № 7 «Строение цветка»

Слайд № 8 «Классификация плодов»

Слайд  № 9 «Загадки»

Вероятные ответы: жиры, белки, углеводы, витамины, мин. соли, вода

Учащимся раздаются листочки бумаги, под руководством учителя они выполняют первый опыт и наблюдают демонстрацию  2 и 3 опытов

Выполнение упражнений (звучит тихая музыка)

Слайд № 10 «Распространение плодов и семян»

  1.  Выводы по уроку
  •  Растения могут размножаться вегетативным и генеративным способами
  •  Вегетативный способ: усы, черенки, глазки и т.д.
  •  Генеративный способ: цветки, плоды, семена

Обсуждение и формулировка выводов, слайд № 11

  1.  Рефлексия.

Вопросы учащимся: Что вам показалось интересным на уроке? Что вы узнали нового? Что не понравилось на уроке?


Приложение № 1.

Карточка № 1.

Раскройте последовательность ваших действий при вегетативном размножении каланхое.

Какие правила ТБ необходимо соблюдать во время этой работы?

Карточка № 2.

Рассмотрите муляж цветка картофеля и закончите схему «Строение цветка».

Карточка № 3.

Распределите данные вам плоды на сухие и сочные. Объясните ваши действия.

Карточка № 4.

Рассмотрите примеры распространения плодов и семян и расскажите об этом на некоторых примерах.


Приложение № 2.

Проблемные вопросы.

  •  При чрезмерном разрастании листьев и ветвей томатов в парниках часть листьев удаляют. Очень часто такую процедуру проводят многократно, особенно ближе к концу лета. С какой целью человек осуществляет эту травмирующую растения операцию?

Ответ. Удаление части листьев и боковых побегов (пасынкование) приводит к тому, что питательные вещества, создаваемые растением в процессе фотосинтеза, расходуются не на рост вегетативных частей, а накапливаются в нужных человеку плодах.

  •  Почему растения, цветущие в ночное время суток, обычно имеют либо крупные ярко окрашенные венчики цветков (часто белой или желтой окраски), либо обладают сильным ароматом?

Ответ. Многие из цветущих ночью растений являются энтомофильными, то есть опыляются насекомыми. Насекомые лучше замечают крупные цветки с ярко окрашенным венчиком, либо мелкие, но собранные в единое соцветие. Для того, чтобы быть более заметными для насекомых, многие цветущие ночью растения имеют еще и сильный специфический аромат.


Приложение № 3.

Загадки о плодах.

Я на розу так похож,                                                                 С колпачком на голове,

Разве что не так хорош.                                                           Будто в путь готовый,

Но зато мои плоды                                                                    Он скрывается в листве

Всем пригодны для еды.                                                          Дуба золотого.

(Шиповник)                                                                                  (Желудь)

Он совсем не хрупкий.                                                              Подмигнёт тебе украдкой

Спрятался в скорлупке                                                              Из травы фонарик сладкий.

Заглянешь в середину -                                                             (Клубника)

Увидишь сердцевину.

Из плодов он твёрже всех,

Называется …. (орех)                                                          Синий мундир,

                                                                                                Жёлтая подкладка,

                                                                                                А в середине – сладко.

                                                                                                 (Слива)


Приложение № 4.

№ опыта

Что брали?

Что делали?

Что получили?

1

Семена подсолнечника

Семена измельчили на белой бумаге

На бумаге остались жирные пятна

2

Мука в марле

Промывали в стакане с водой

Вода стала мутная, в марле остался растительный белок - клейковина

3

Стакан с мутной водой

Добавили 2-3 капли раствора йода

Вода в стакане стала сине-фиолетовой, следовательно в растворе присутствует крахмал


Литература

  1.   Биология: Учеб.для 7 кл.общеобразоват.учебн.завед.- К.:Грамота, 2007
  2.  Демичева І.О.Генеративні органи рослин. Розробка теми.- Х.: Вид.група «Основа», 2004
  3.  Сучасний урок. Інтерактивні технології навчання:Наук.-метод.посібн./За ред. О.І.Пометун. - К.: Видавництво А.С.К., 2003


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66749. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ ЗА НЕПРАВОМЕРНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ, СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ОРУЖИЯ 636.67 KB
  Анализ развития законодательной регламентации уголовной ответственности сотрудников УИС России за неправомерное применение физической силы специальных средств и оружия на различных исторических этапах. Сравнительно-правовой аспект законодательной регламентации уголовной ответственности...
66750. МЕНТАЛИТЕТ НАСЕЛЕНИЯ ПРЕДИНДУСТРИАЛЬНОГО ГОРОДА 60 – 70х гг. XIX в. (ПО МАТЕРИАЛАМ ТАМБОВА) 857 KB
  Актуальность темы исследования связана прежде всего с потребностью осмысления проблем развития гражданского общества в современной России. В периоды коренных преобразований как сегодня так и в пореформенной России социум оказывается перед необходимостью разработать новый комплекс...
66752. Бухгалтерский учет имущественных обязательств в системе гражданско-правовых отношений предприятий: теория, методология, методики 936.5 KB
  Место роль и значение теории бухгалтерского учета имущественных обязательств сделок в науке о бухгалтерском учете в современных условиях. Хозяйственные операции и имущественные обязательства как объекты бухгалтерского учета.
66753. ФОРМИРОВАНИЕ АДАПТИВНЫХ КАЧЕСТВ ВЫПУСКНИКОВ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1.71 MB
  Теоретико-методологические основания исследования социальной адаптации. Становление и развитие теории социальной адаптации. Внешние и внутренние факторы перспективной адаптации выпускников средней профессиональной школы.
66754. ВОЗМЕЩЕНИЕ УБЫТКОВ ПО ГРАЖДАНСКОМУ ПРАВУ РОССИИ 686 KB
  Объектом исследования являются правовые нормы о возмещении убытков как способа защиты имущественных прав кредитора и мере гражданско-правовой ответственности применяемой к должнику. Цель работы разработка теоретических проблем возмещения убытков как меры гражданской ответственности.
66756. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАСШИРЕНИЯ ПОЛЯ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ 912 KB
  Психолого-педагогические основы расширения поля читательских ориентаций подростков в образовательном процессе. Поле читательских ориентаций как фактор духовного становления личности подростка. Организация аналитического чтения в образовательном процессе в целях расширения поля...
66757. Церебральная оксиметрия и нейромониторинг в диагностике вторичных повреждений головного мозга после внутричерепных кровоизлияний 3.71 MB
  Целью работы являлась оценка роли церебральной оксиметрии в диагностике вторичных повреждений головного мозга для разработки рациональных подходов к лечению больных с внутричерепными кровоизлияниями. Задачи исследования: Определение значения церебральной оксиметрии в системе нейромониторинга в качестве средства диагностики...