57814

Размножение и развитие растений

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: обобщение и систематизация знаний учащихся о вегетативном размножении цветковых растений о строении функциях и разнообразии генеративных органов растений цветок плод семя...

Русский

2014-04-16

56 KB

12 чел.

Урок систематизации и обобщения изученного материала в 7 классе

с использованием интерактивных технологий

по теме: «Размножение и развитие растений».

Учитель биологии ОШ № 2

Звягина Людмила Клавдиевна

г.Краматорск Донецкая область

Цели урока: обобщение и систематизация знаний учащихся  о вегетативном размножении цветковых растений, о строении, функциях и разнообразии генеративных органов растений (цветок, плод, семя);  выявление приспособленностей растений к опылению, оплодотворению, распространению плодов и семян; развитие творческого мышления, интеллектуальных умений и навыков (выделение главного в изучаемом материале); развитие экологического мышления; воспитание коммуникативности и культуры работы в парах.

Тип  урока: информационно-рецептивный, проблемный, частично-поисковый с элементами лабораторных исследований, пояснительно-иллюстративный

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Оборудование и демонстрационный материал: компьютер, проектор, презентация «Размножение и развитие растений», записи музыкальных композиций, фишки, учебные таблицы по теме, модель цветка картофеля, гербарии, карточки для индивидуальной работы, лист А-3 с начатой схемой «Строение цветка», фломастеры, набор коллекций плодов и семян, фильтровальная бумага, семя подсолнечника, мука в марле, вода в стакане, раствор йода; растение  каланхое, вода в банке,  ножницы, цветочный горшок с землёй, полиэтиленовый пакет.

Основные понятия (термины): вегетативное размножение, цветок, соцветие, плод, опыление, оплодотворение, распространение плодов и семян.

Структура и основное содержание урока.

Этап урока

Содержание этапа

Фрагменты презентации и деятельность учащихся

  1.  Организационный этап

Определение дидактических целей и задач урока; отметка отсутствующих в журнале

План осмысления изученного материала:

  1.  Вегетативное размножение Р.
  2.  Строение цветка. Опыление и оплодотворение
  3.  Семя и плод
  4.  Распространение плодов и семян

Вслух зачитываются пункты плана осмысления изученного материала, слайды

№ 1 и № 2

  1.  Домашнее задание

ДЗ на выбор учащихся:

  1.  Создать собственную презентацию о растениях
  2.  Придумать стихотворение о цветах

Запись домашнего задания в дневниках, слайд

№ 3

  1.  Мотивация учебной деятельности

Оценивание учащихся будет осуществляться поэтапно с учётом их активности на уроке, помощь в оценивании будет осуществляться двумя «экспертами»

Эксперты занимают свои места, у них имеется набор фишек и список учащихся

  1.  Систематизация и обобщение изученного материала
  1.  Распределение карточек для учащихся (см.приложение  № 1)
  2.  Игра «Да – Нет»:

Учитель загадывает один термин («цветочная почка»), а учащиеся задают ему вопросы, чтобы узнать, это  слово

  1.  Обсуждение задания из карточки  № 1; вопрос  учащимся – какие ещё виды вегетативного размножения вам известны?
  2.  Решение задач проблемного характера (см.приложение № 2)
  3.  Обсуждение задания № 2 (строение цветка)
  4.  Обсуждение задания № 3 (сухие и сочные плоды)

  1.  Загадки о плодах (см. приложение № 3)
  2.  Обсуждение химического состава семян и плодов  – вопрос учащимся: какие вещества содержатся в плодах растений?
  3.  Опыты, доказывающие наличие в плодах и семенах растений различных соединений  

(см. приложение № 4)

  1.  Физкульт – минутка (упражнения – « Я – дерево»)

  1.  Обсуждение задания № 4

( распространение плодов и семян)

  1.  Доклады экспертов «Рекордсмены растительного мира»

Работа ребят по карточкам

Слайд № 4 «Строение цветочной почки»

Слайд № 5 «Вегетативное размножение растений»

Слайд № 6 «Задачи»

Слайд № 7 «Строение цветка»

Слайд № 8 «Классификация плодов»

Слайд  № 9 «Загадки»

Вероятные ответы: жиры, белки, углеводы, витамины, мин. соли, вода

Учащимся раздаются листочки бумаги, под руководством учителя они выполняют первый опыт и наблюдают демонстрацию  2 и 3 опытов

Выполнение упражнений (звучит тихая музыка)

Слайд № 10 «Распространение плодов и семян»

  1.  Выводы по уроку
  •  Растения могут размножаться вегетативным и генеративным способами
  •  Вегетативный способ: усы, черенки, глазки и т.д.
  •  Генеративный способ: цветки, плоды, семена

Обсуждение и формулировка выводов, слайд № 11

  1.  Рефлексия.

Вопросы учащимся: Что вам показалось интересным на уроке? Что вы узнали нового? Что не понравилось на уроке?


Приложение № 1.

Карточка № 1.

Раскройте последовательность ваших действий при вегетативном размножении каланхое.

Какие правила ТБ необходимо соблюдать во время этой работы?

Карточка № 2.

Рассмотрите муляж цветка картофеля и закончите схему «Строение цветка».

Карточка № 3.

Распределите данные вам плоды на сухие и сочные. Объясните ваши действия.

Карточка № 4.

Рассмотрите примеры распространения плодов и семян и расскажите об этом на некоторых примерах.


Приложение № 2.

Проблемные вопросы.

  •  При чрезмерном разрастании листьев и ветвей томатов в парниках часть листьев удаляют. Очень часто такую процедуру проводят многократно, особенно ближе к концу лета. С какой целью человек осуществляет эту травмирующую растения операцию?

Ответ. Удаление части листьев и боковых побегов (пасынкование) приводит к тому, что питательные вещества, создаваемые растением в процессе фотосинтеза, расходуются не на рост вегетативных частей, а накапливаются в нужных человеку плодах.

  •  Почему растения, цветущие в ночное время суток, обычно имеют либо крупные ярко окрашенные венчики цветков (часто белой или желтой окраски), либо обладают сильным ароматом?

Ответ. Многие из цветущих ночью растений являются энтомофильными, то есть опыляются насекомыми. Насекомые лучше замечают крупные цветки с ярко окрашенным венчиком, либо мелкие, но собранные в единое соцветие. Для того, чтобы быть более заметными для насекомых, многие цветущие ночью растения имеют еще и сильный специфический аромат.


Приложение № 3.

Загадки о плодах.

Я на розу так похож,                                                                 С колпачком на голове,

Разве что не так хорош.                                                           Будто в путь готовый,

Но зато мои плоды                                                                    Он скрывается в листве

Всем пригодны для еды.                                                          Дуба золотого.

(Шиповник)                                                                                  (Желудь)

Он совсем не хрупкий.                                                              Подмигнёт тебе украдкой

Спрятался в скорлупке                                                              Из травы фонарик сладкий.

Заглянешь в середину -                                                             (Клубника)

Увидишь сердцевину.

Из плодов он твёрже всех,

Называется …. (орех)                                                          Синий мундир,

                                                                                                Жёлтая подкладка,

                                                                                                А в середине – сладко.

                                                                                                 (Слива)


Приложение № 4.

№ опыта

Что брали?

Что делали?

Что получили?

1

Семена подсолнечника

Семена измельчили на белой бумаге

На бумаге остались жирные пятна

2

Мука в марле

Промывали в стакане с водой

Вода стала мутная, в марле остался растительный белок - клейковина

3

Стакан с мутной водой

Добавили 2-3 капли раствора йода

Вода в стакане стала сине-фиолетовой, следовательно в растворе присутствует крахмал


Литература

  1.   Биология: Учеб.для 7 кл.общеобразоват.учебн.завед.- К.:Грамота, 2007
  2.  Демичева І.О.Генеративні органи рослин. Розробка теми.- Х.: Вид.група «Основа», 2004
  3.  Сучасний урок. Інтерактивні технології навчання:Наук.-метод.посібн./За ред. О.І.Пометун. - К.: Видавництво А.С.К., 2003


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25797. Рецепторы классификация, свойства. Преобразование сигналов в рецепторах. Принципы работы первичновоспринимающих и вторичновоспринимающих рецепторов 17.4 KB
  Пример мономодальных органы слуха зрительные рецепторы. В зависимости от источника информации все рецепторы делятся на 3 больших группы: 1. Экстерорецепторы воспринимают сигналы из внешней среды. Интерорецепторы воспринимают информацию из внутренней среды организма.
25798. Основные принципы строения сенсорных систем 14.38 KB
  Основными общими принципами построения сенсорных систем высших позвоночных животных и человека являются следующие: 1 многослойность то есть наличие нескольких слоев нервных клеток первый из которых связан с рецепторами а последний с нейронами моторных областей коры большого мозга. Создаются также условия для избирательного регулирования свойств нейронных слоев путем восходящих влияний из других отделов мозга; 2 многоканальность сенсорной системы то есть наличие в каждом слое множества от десятков тысяч до миллионов нервных клеток...
25799. Взаимодействие сенсорных систем. Компенсаторные возможности сенсорных систем 15.06 KB
  Взаимодействие сенсорных систем. Взаимодействие сенсорных систем межсенсорное взаимодействие осуществляемое на ретикулярном таламическом и корковом уровне. Межсенсорное кроссмодальное взаимодействие на корковом уровне создает условия для формирования целостного представления об объектах внешнего мира.
25800. Характеристика трех основных отделов сенсорных систем (рецепторного, проводникового, коркового) 16.16 KB
  Начинается проведение нервного импульса с образованием ПД. ГП который является причиной возникновения нервного импульса не может распространятся по нервному волокну. Распространение нервного импульса возможно т. ПД в каждой новой точке нервного волокна является раздражителем.
25801. Наружное ухо: ушная раковина, наружный слуховой проход. Строение, значение, возрастные особенности 15.56 KB
  Наружный слуховой проход начинается углублением в центре ушной раковины и направлен вглубь височной кости заканчивается барабанной перепонкой. У взрослых наружный слуховой проход имеет длину 253 см. У новорождённого слуховой проход имеет вид щели и заполнен эпителиальными клетками.
25802. Барабанная перепонка. Строение, значение, возрастные особенности 13.52 KB
  Барабанная перепонка. Строение значение возрастные особенности Барабанная перепонка отделяет наружное ухо от среднего. Барабанная перепонка имеет 3 слоя: 1. Барабанная перепонка имеет 3 слоя только в наружной части.
25803. Среднее ухо: барабанная полость, слуховые косточки, слуховые мышцы, слуховая труба, сосцевидный отросток. Строение, значение 16.1 KB
  Среднее ухо состоит из: барабанной полости в ней находятся слуховые косточки слуховые мышцы и евстахиевы трубы; ячейки воздухоносного сосцевидного отростка; Барабанная полость имеет вид шестигранника: а верхняя стенка барабанной полости крыша. Задней стеной барабанной полости является костная пластинка которая отделяет средне ухо от внутреннего. Рукоятка молоточка соединяется с центром барабанной перепонки. Подножная пластинка стремени вставляется в овальное окно которое расположено на костной стенке внутреннего ухаСлуховые косточки...
25804. Характеристика проводникового и коркового отделов слухового анализатора. Их значение 14.92 KB
  Проводниковый отдел слуховой сенсорной системы состоит из 4 нейронов: 1ый нейрон расположен в спиральном узле улитки. Аксоны центральные отростки образуют слуховой нерв. Слуховой путь как и зрительный является частичноперекрещенным. При поражении слуховой коры с одной стороны снижение слуха наблюдается с двух сторон причём с большим поражением противоположного уха.
25805. Заболевания глотки. Аномалии развития 16.05 KB
  Аномалии развития. Аномалии развития глотки встречаются в виде расщепления укорочения или отсутствия мягкого неба и язычка; эти дефекты нередко сочетаются с врожденными расщелинами твердого неба. Аномалии глотки могут возникать по различным причинам: в результате наследственных факторов эндогенного влияния на эмбрион заболеваний родителей алкоголизм сифилис туберкулез малярия краснуха отравления эмриотоксическими элементами олово свинец мышьяк ртуть и др. Классификация аномалий глотки Атрезия и стенозы носоглотки Недоразвитие...