57827

Урок-суд «Сталин – кто он?»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

ЦЕЛЬ: обобщить и закрепить знания учащихся по теме «СССР в 30-е годы ХХ века», рассмотреть основные направления внутренней и внешней политики в этот период развития СССР на примере деятельности исторической личности Иосифа Виссарионовича Сталина...

Русский

2014-04-16

137 KB

4 чел.

ТЕМА: Урок-суд «Сталин – кто он?».

ЦЕЛЬ: обобщить и закрепить знания учащихся по теме «СССР в 30-е годы ХХ века», рассмотреть основные направления внутренней и внешней политики в этот период развития СССР на примере деятельности исторической личности Иосифа Виссарионовича Сталина; развивать умение учащихся работать с историческими документами, исторической картой, учебником. Показать на примере И.В. Сталина, как  одна историческая личность может влиять на судьбу целого государства и народов других стран. Воспитывать у учащихся чувство патриотизма и непринятия диктаторских методов управления и влияния на человека.  

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ПОНЯТИЯ: индустриализация, коллективизация, стахановское движение, раскулачивание, пятилетки, комбеды, «враг народа», концлагерь, репрессии, голодомор, ГУЛАГ.

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ: 21 января 1924г. – смерть В. Ленина.

                                    1928г.. – 1932г. – первая  пятилетка.

                                     1928г. – «Шахтинский процесс».

                                    1930г. – процесс над «Промпартией».

                                     1935г. – перевыполнение  плана А. Стахановым в 14 раз.

                                    1932 – 1933гг. – голодомор.

                                      Осень 1932г. – «Закон о пяти колосках».

                                     1936г. – принята конституция.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник «П. Б. Полянский 10 класс «Всемирная история»,  карта «СССР в 20-30-е годы ХХ века», видеоматериалы, исторические документы.     

ТИП УРОКА: повторение и обобщение знаний.

СТРУКТУРА УРОКА:

  1.  Организационный момент
  2.  Актуализация опорных знаний.
  3.  Мотивация учебной деятельности.
  4.  Изучение нового материала:

Основная часть урока будет проходить в форме урока-суда.

  1.  Закрепление новых знаний.
  2.  Итоги урока.
  3.  Домашнее задание.

ХОД УРОКА:

  1.  Организационный момент.
  2.  Актуализация опорных знаний.

Слайд № 2

Тесты.

  1.  В. И. Ленин умер  в … году. (январь 1924г.)
  2.  Новым главой советского государства стал …. (Сталин)
  3.  На каком съезде был провозглашён курс на индустриализацию … (XIV съезде)
  4.  Назовите годы первой пятилетки … (1928/29 – 1932/33гг.)
  5.  На каком съезде был провозглашён курс на кооперацию села … (XV съезде).
  6.  Постановление ЦК ВКП (б) « Про ликвидацию кулацких хозяйств» была принята … ( 30 января  1930г.)
  7.  Закон известный как  «Закон о пяти колосках» был принят в … ( 7 января 1932г.).
  8.  Начало пропаганды, о внесение на «чёрную доску» приходится на … ( январь 1932г.)
  9.  Голодомор украинского народа … (1932 – 1933гг.)
  10.  Судебный процесс, который вошёл в историю, как «Шахтинское дело» проходил в … ( 18 мая – 5 июня 1928г.)
  11.  Судебный процесс над участниками СВУ проходил в … ( апреле 1930г.)
  12.  Принятие новой Конституции СССР в … (январе 1937г).

Слайд № 3

  1.  Мотивация учебной деятельности.

И, так,  на сегодняшнем мы с вами, ребята, подводим итоги изученной нами темы,  - «СССР в 20 – 30-е годы ХХ века». Основную роль в развитии и формировании этой эпохи для нашего государства была отведена, крупнейшей фигуре в мировой истории – ( ВОПРОС: Назовите эту историческую личность?) Иосиф Виссарионович Сталин.

Жизнь и государственная деятельность, которого оставила глубочайший след не только в судьбе советского народа, а и всего человечества.

«И дана была ему власть над всяким и народом, и языком и племенем…»                                                                                                             ( Отк.13.: 7 – 15)    

Каждый день  самая  большая в мире страна просыпалась с  его именем  на

устах. Каждый день  его имя звучало по радио,  гремело в песнях, смотрело со

страниц всех газет. Это имя,  как величайшую  награду,  присваивали заводам,

колхозам, улицам  и городам. С  его именем шли на смерть солдаты. Сталинград

во  время  войны  истек кровью,  земля  превратилась в  коросту,  начиненную

снарядами,  но  город,  носивший  его  имя,  не  был сдан  врагу.  Во  время

устроенных им  политических процессов  жертвы, умирая, славили  его имя. И в

лагерях, где миллионы  загнанных за колючую  проволоку  поворачивали  вспять

реки,  возводили  города за Полярным  кругом  и  гибли сотнями  тысяч  - они

свершали все  это под его портретами. Его статуи в граните и бронзе высились

по не-обозримой стране.

Однажды смотритель, следивший за статуей, с ужасом обнаружил, что птицы

во  время сезонных перелетов  полюбили  отдыхать на голове  статуи. Нетрудно

представить, во что грозило обратиться лицо  Вождя. Но птиц наказать нельзя.

А  людей можно.  И насмерть  перепуганное  руководство области нашло  выход:

сквозь  гигантскую голову пропустили ток  высокого напряжения. Теперь статуя

стояла, окруженная ковром из мертвых птиц.  Каждое утро смотритель закапывал

птичьи трупики,  и  земля,  удобренная ими, цвела.  И  статуя,  очищенная от

птичьего помета, глядела  в волжские просторы на цветущие берега, удобренные

уже телами человеческими - строителями великого канала...

ВОПРОС:

    Кем же  он был для нас?

Вот, тот основной вопрос, на который нам предстоит ответить на сегодняшнем уроке.

  1.  Изучение нового материала:

ХОД УРОКА:

Слайд № 4

 ( Урок будет проходить в форме ролевой игры – урок-суд. Основными персонажами данного урока будут:

  •  Судья;
    •  Подсудимый;
    •  Прокурор;
    •  Адвокат;
    •  Свидетели (со стороны как защиты, так и обвинения);
    •  Секретарь;
    •  Эксперт.

Также в течении урока учащиеся должны будут заполнять таблицу «Положительные и отрицательные черты сталинского режима», которая в конце урока проверяется и по ней подводятся итоги.

Слайд № 5

Положительные черты

Отрицательные черты

Вывод:

Слова учителя.

На скамье подсудимых историческая личность, которая обвиняется в целенаправленном уничтожении целых народов, граждан советского государства, нарушении прав человека, уничтожении культурных ценностей советского государства, узурпации власти и использовании власти в корыстных целях для удовлетворения своих потребностей.

Защита утверждает, что этот человек не совершал данных преступлений и все его действия были направлены только в интересах советского государства и советского народа. А, граждане к которым были применены насильственные методы наказаний (такие как смертная казнь, отбывание срока заключения в концентрационных лагерях), сами были преступниками, которые пытались подорвать экономическое и политическое развитие молодого советского государства и находились на службе у его врагов.

ВОПРОСЫ:

  •  На кого в советском государстве в 20-30-е годы могли повесить ярлык «враг народа»?
  •  Какие страны в этот период не поддерживали отношения с СССР и были заинтересованы в полном уничтожении Советского Союза?

И так, суду предстоит, выяснить, виновна данная историческая личность в предъявленных ей обвинениях или нет.

Прошу всех встать. Суд идёт. (Выходит судья. Все встают).

Судья.

Здравствуйте, прошу всех, садится. Судебное заседание объявляется открытым. Рассматривается дело по обвинению Джугашвили Иосифа Виссарионовича ( Сталина):

  •  в унижении человеческого достоинства граждан советского государства,
  •   в массовых убийствах советских граждан,
  •  в применение пыток для получения признания в сфабрикованных обвинениях,
  •  в нарушении демократических прав и свобод советских граждан,
  •  в сокрытии и подделке государственных документов.

Прошу секретаря доложить все ли явились на судебное заседание.

Секретарь.

Ваша честь все свидетели явились. О правилах поведения в суде я их ознакомила.

Присяжные выбрали старшину и готовы к приведению присяги.

Судья.

Прошу пригласить в зал присяжных заседателей. (Присяжные всходят в зал суда)

Секретарь.

Прошу всех встать.

Судья.

Уважаемые присяжные заседатели прошу огласить, кто избран старшиной.

Старшина присяжных.

Ваша честь открытым голосованием старшиной присяжных избрана, я  - Ф. И. О., год рождения, место работы учащегося выступающего в роли старшины присяжных.

Судья

Присаживайтесь, устанавливается личность подсудимого.

(Подсудимый встаёт и представляется)

Слайд № 6

Подсудимый.

Ф. И. О. Джугашвили Иосиф Виссарионович, в партийных кругах более известен как СТАЛИН,  ранее известный также под партийной кличкой КОБА.

Дата и год рождения: 9 (21) декабря 1879г.

Место рождения: Гори, Тифлисская губерния, Российская империя.

Место проживания: г. Москва, СССР.

Место работы: российский революционер, советский политический, государственный, военный и партийный деятель. Деятель международного коммунистического и рабочего движения, теоретик и пропагандист марксизма-ленинизма, фактический руководитель Союза Советских Социалистических Республик с конца 20-х до своей смерти 5 марта 1953года.

Судья: (представляет состав суда)

 - Судья  (Ф. И. О. учащегося, который будет выступать в роли судьи);

 -  Прокурор ( Ф. И. О. учащегося, который будет выступать в роли прокурора);

 - Защита  (Ф. И. О. учащегося, который будет выступать в роли адвоката подсудимого);

- Секретарь (Ф. И. О. учащегося, который будет выступать в роли секретаря).

Судья зачитывает права подсудимого (подсудимый встаёт):

  •  Подсудимый вы вправе знать, в чём вас обвиняют;
  •  Вправе возражать против обвинения, выдвинутого против вас;
  •  Вправе признать свою вину;
  •  Так же вправе представлять доказательства, заявлять отводы и ходательства;
  •  У вас есть право на защиту;
  •  Можете обжаловать приговор суда, если будете с ним не согласны.

И так, подсудимый,  вам понятны ваши права?

Подсудимый:

Да, понятны.

Судья:

Слово предоставляется обвинению.

Прокурор:

Подсудимый обвиняется в том, что в период нахождения его у власти, стал периодом диктаторского режима, массовых репрессий, направленных против целых этносов. Периодом насильственной коллективизации, приведшей к резкому спаду в хозяйстве и голоду. Это  период многочисленных людских потерь, полного искоренения в стране религии и уничтожении храмов, которые являлись культурным достоянием нашего народа.

Период насильственного установления просоветского коммунистического режима странах  Восточной Европы, и  начала «холодной войны». Которая привела к началу  гонки вооружения в мире, что могло привести в будущем к глобальной катастрофе, такой как – Третья Мировая война.

В это время в СССР были уничтожены, целые науки, такие как генетика и кибернетика, которые объявлялись «буржуазными лженауками». Полностью была уничтожена российская генетическая школа, как следствие этого стали аресты, расстрелы учёных, деятелей культуры, представителей вооружённых сил. Что стало главной причиной поражения советских войск в первом периоде войны с фашистской Германией.

Подсудимый своей вины не признаёт. Решением судебно-медицинской экспертизы подсудимый признан вменяемым.

Судья.

Подсудимый, признаёте ли вы свою вину и обвинения, выдвинутые  против вас в суде?

Подсудимый.

Нет, я не виноват в тех преступлениях,  обвинения в которых мне предъявляет суд.

Судья.

Защита выразит своё отношение к предъявленному обвинению?

Адвокат.

Позиция обвинения нам ясна, но не является столь точной. Так как невозможно дать однозначную оценку действиям моего подсудимого, ведь именно в период его руководства советское государство выходит на уровень развития промышленности 1913года,  можно сказать, что это происходит благодаря его экономической программе по восстановлению промышленности – индустриализации. Также нельзя забывать про великую победу в Великой Отечественной войне, которая сопровождалась массовым трудовым и фронтовым героизмом, под чётким руководством Иосифа Виссарионовича. В этот период СССР превращается в сверхдержаву со значительным научным и военным потенциалом.  Происходит усиление геополитического влияния нашей страны в мире.

Также при Сталине было построено первое метро в СССР, он уделил личное внимание строительству МГУ, по его указанию была предпринята глубокая перестройка всей системы гуманитарных наук. Огромное внимание уделялось ядерной физик – создание атомной бомбы, строительство первой в мире АЭС в Обнинске и последующее развитие атомной энергетики.

Кроме того, люди, общавшиеся со Сталиным, отзывались о нём, как о человеке разностороннем. О чём свидетельствует его личная библиотека, которая состояла из тысячи книг, многие из которых были с пометками на полях.

Прокурор.

Господин судья мне бы хотелось не согласиться со слова защиты. Так, как мне известно, что партийная интеллигенция  ленинской эпохи оценивала его интеллектуальные и личностные качества крайне не высоко.

И в доказательство своих слов мне бы хотелось пригласить первого свидетеля -  Троцкого Льва Давыдовича.

Судья.

Свидетель назовите свои анкетные данные.

Свидетель Троцкий. Слайд № 7

Ф. И. О. – Троцкий Лев Давыдович.

Дата и год рождения – 7 ноября 1879г.

Место рождения – село Береславка Кировоградской области.

С 1896г. начал Вести революционную пропаганду в Николаеве, позже за революционную пропаганду был арестован, бежал за границу. С 1918г – 1924г. Был наркомом по иностранным, военным и морским делам. В 1927г. За свои оппозиционные взгляды был разжалован и отправлен в ссылку.

Судья.

Свидетель Троцкий хочу предупредить вас о даче ложных показания и уголовную ответственность за дачу ложных показаний.

И так, свидетель, что  вы можете рассказать суду по данному делу.

Свидетель Троцкий.

В своей книге «Сталин», я чётко изложил своё мнение и позицию в отношении данного политического деятеля. Сталин – наиболее выдающаяся посредственность в нашей партии. Кроме того, Сталин насквозь лживый человек, который не принимал никакого значительного участи ни в Октябрьской революции, ни в Гражданской  войне. Вся деятельность данного гражданина была направлена не для преумножения величия Советского народа, а лишь рассчитана на короткую память большинства и на материальную невозможность меньшинства публично опровергнуть его ложь.

Адвокат.

Но, Ваша честь, позвольте заметить, что у свидетеля свои счёты с подсудимым, так как  сам Троцкий был арестован, а потом выслан из страны. А всех кто хоть как-то был, связан с ним сталинская власть арестовала, и уничтожила. Его младшая дочь, уволенная с работы и лишенная средств к существованию, умерла от туберкулеза в алма-атинской ссылке. Старшая Зинаида покончила жизнь самоубийством в Германии, куда была выслана из СССР. Сестра Троцкого Ольга была арестована и отправлена в лагерь. Младший сын Сергей отказался покинуть Родину вместе с отцом. Наградой ему стала ссылка в Красноярский край, затем последовало обвинение в отравлении рабочих и, как следствие — гибель в лагере. В 1938 г. в парижской клинике при загадочных обстоятельствах скончался старший сын Лев, который был одним из самых активных и верных помощников Троцкого. А вскоре дошла очередь и до него самого.

Свидетель Троцкий.

Мне незачем здесь ещё раз опровергать глупую и подлую клевету Сталина и его агентуры: на моей революционной чести нет ни одного пятна. Ни прямо, ни косвенно я никогда не входил ни в какие закулисные соглашения или хотя бы переговоры с врагами рабочего класса. Тысячи противников Сталина погибли жертвами подобных же ложных обвинений.

Адвокат.

И, всё- таки, Ваша честь, я считаю, что нельзя полностью руководствоваться словами Льва Давыдовича, так как он заинтересованное и лично пострадавшее от рук моего клиента лицо. Защита просит вызвать свидетеля, который не имеет личностных претензий к  подсудимому, так как – это глава  одного из влиятельных государств – премьер-министр Англии в 1940 – 1945гг. и 1951 – 1955гг.  Уинстон Леонард Спенсер-Чергмлль.

Судья.

Пригласите свидетеля. Свидетель назовите свои анкетные данные.

Свидетель Черчилль. Слайд № 8

Родился 30 ноября 1874г.

В родовом имении герцогов Мальборо Дворце Бленхейм.

Сталин  произвел  на  меня   величайшее впечатление... Когда он входил в зал на Ялтинской  конференции, все, словно по команде,  вставали и -  странное  дело - держали почему-то руки по швам". Однажды  он решил  не  вставать. Сталин вошел - "и будто поту-сторонняя сила подняла меня с места.

"Большим счастьем  было для  России, что в годы тяжелейших испытаний страну возглавил гений и непоколебимый полководец Сталин".

Прокурор.

Ваша честь, так действительно считали многие, Сталину и его окружению удалось обмануть многих. Но в конце концов всё тайное когда ни будь становится явным, так произошло и в случае с действиями Иосифа Виссарионовича. С 14 – 25 февраля 1956г. В Москве прошёл ХХ съезд КПСС, на котором Никита Сергеевич Хрущёв, обнародовал все документы, в которых разоблачались истинные действия Сталина и его сторонников.

Слайд № 9

Так в качестве, примера, я бы хотел привести – письмо крестьянина с. Большая Бушинка Немировского района Винницкого округа Г. Яременко в редакцию газеты «Советское село» 5 февраля 1930г.

     «В наше село прибыла бригада проводить коллективизацию и пошла крупная борьба. Много людей не хотят пока идти в коллектив. Кто выскажется против коллектива, то у нас таких бросали в бывший погреб попа. Агроном Чернышевский сказал, кто не пойдёт в коллектив, то ми тому поотбиваем руки и ноги».

Также, известны и доказательства того, что тех, кто не смотря на всяческие пытки о стороны властей не сдавался, то таких крестьян вместе с их семьями ссылали в Сибирь.

Однако, Ваша честь, самым страшным испытанием, которое пришлось пережить жителям села в период сталинской коллективизации стала пытка голодом в 1932 – 33гг..

В подтверждение всех моих слов у меня есть и официальные данные, которые представлены в данной диаграмме(«Демографические потери сельского населения в следствии коллективизации»): Слайд № 10

(Саму диаграмму учащиеся составляют самостоятельно, по предварительно полученному заданию).

Адвокат.

Ваша честь, но ведь обвинение предоставило лишь некоторые факты, а мы с вами знаем, что все великие преобразования в жизни страны не обходились без потерь, так стоит нам только вспомнить «Великие реформы Петра I в Российской империи», ведь сегодня, ни кто и не вспоминает сколько тогда пострадало бояр и других сторонников старой России, зато все мы помним и восхваляем создание русского флота, развитее научных знаний, которые были начаты и созданы Великим Петром. Так, Ваша честь и господа присяжные и с моим подзащитным, потому  что на уровне с теми фактами, которые нам с вами предоставил господин прокурор, я хочу вам  продемонстрировать и цифры, которые свидетельствуют о повышении уровня развития сельского хозяйства, что соответственно благоприятно сказалось на экономическом развитии молодого советского государства. Так, мной была проведена работа и по изученным мной статистическим данным, была составлена диаграмма «Валовой сбор сельскохозяйственных культур в период коллективизации», которая нам отлично демонстрирует динамику развития сельского хозяйства:

Слайд № 11

Прокурор.

Хотелось бы отметить, что предоставленные защитой факты скорее свидетельствуют о торможении и застое в развитии сельского хозяйства, так в сравнении с 1931 в 1932 году уровень урожайности основных сельскохозяйственных культур снизился по всем показателям.

Кроме того, показатель по животноводству подтверждают мои слова:

Слайд № 12

В области данной диаграммы мы отчётливо видим, что не то, что улучшения, но стабилизации в развитии сельского хозяйства не может быть и речи.

Так, что Ваша честь и господа присяжные, мои слова по поводу мер проводимых  обвиняемы подтверждаются. Коллективизация была не только бессмысленной, но и очень жестокой мерой Сталина, которая во все была направлена не для того, чтобы улучшить положение в сельском хозяйстве, которое сложилось после Октябрьской революции (), Гражданской войны(), а лишь для того, чтобы укротить не покорных зажиточных крестьян, которые были инициаторами восстаний против советской власти в период революции и гражданской войны. И таким, образом закрепиться в селе, уничтожив зажиточных крестьян как класс.

Адвокат.

Ваша честь, мне бы хотелось опять высказаться в защиту своего подзащитного. Нам всем известно, как заметило обвинение, молодое советское государство, только лишь становилось на ноги, пережив при этом революцию и гражданскую войну, которые откинули экономическое развитие страны на несколько лет назад, для того чтобы поднять экономику  нужны были денежные средства, которых в казне не было. Так как многое было потрачено на ведение военных действий и содержание армии, а многое было растрачено ещё царской семьёй, которая ещё и набралась кредитов  у иностранных государств. Которые, прошу заметить, враждебно отнеслись к появлению на карте «Государства рабочих и крестьян».

А чтобы поднять экономический уровень нужно было, восстановить промышленность и с этой целью была проведена программа  - «Индустриализация». Которая не просто способствовала повышению экономического развития СССР, а стала просто огромным скачком, что вывела  Советское государство на экономический уровень развития 1913года.

Для подтверждения моих слов мне бы хотелось продемонстрировать документальное видео: демонстрируется видео. Слайд № 13

И так, просмотрев данное видео, мы с вами можем убедиться в том, что мой подзащитный действовал в интересах государства. СССР в конце 20-х годов ещё оставалось аграрной страной с низким уровнем развития экономики, а благодаря программе «Индустриализации», удалось за довольно короткое время преобразовать его в индустриальное, что с могло повысить его экономические показатели. О чём свидетельствуют  данные этой таблицы: Слайд № 14

Рост физического объёма валовой продукции промышленности СССР

c 1928 – 1932 годы

Продукция

1928г.

1932г.

1932 к 1928 (%)
1-я пятилетка

Чугун, млн. т.

3,3

6,2

188 %

Сталь, млн. т.

4,3

5,9

137 %

Прокат чёрных металлов, млн. т.

3,4

4,4

129 %

Уголь, млн. т.

35,5

64,4

181 %

Нефть, млн. т.

11,6

21,4

184 %

Электроэнергия, млрд кВт·ч

5,0

13,5

270 %

(таблица также выполняется учащимися по предварительному заданию)

В этой таблице мы отчётливо видим, как возросли основные показатели чугуна, стали, угля и других продуктов промышленного производства.

Прокурор.

Однако, Ваша честь и господа присяжные какой ценой давались такие показатели народу?

Чтобы ответить на этот вопрос нами была создана специальная экспертная группа. С результатами работы этой группы, я хотел бы сейчас Вас ознакомить, поэтому прошу выслушать ещё одного свидетеля – это руководителя этой группы Ф.И.О.

Судья.

Прошу свидетеля Ф.И.О. пройти.

Назовите ваши анкетные данные.

Руководитель экспертной группы.

Ваша честь, господа присяжные, я бы хотел представить вам документальное видео, которое и является итогом работы нашей группы, по рассматриваемому  в сегодняшнем суде вопросу.

Судья.

Разрешаю, секретарь помогите включить нам видео фрагмент.

(Просмотр видео) Слайд № 15

Руководитель экспертной группы.

Кроме того, Ваша честь как доказательство просмотренного вами видео, мы бы хотели представить и документальную базу, которая была нами изучена. (Присяжным и судье раздаются копии документов). Слайд № 17

  1.  ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ

Слово учителя.

И так,  ребята как вам известно, из уроков права судебное заседание должно заканчиваться прениями между адвокатом и прокурором, но мы не много изменим ход судебного процесса и попытаемся ответить на тот вопрос, который был поставлен в начале урока:

ВОПРОС

  •  Кем же для нас является Сталин: тираном или великим вождём?

Для этого в начале урока вы получили карточки с таблицей, в которой на протяжении всего судебного заседания вы должны были записывать положительные и отрицательные направления  политики Сталина, которые мы с вами рассмотрели  на сегодняшнем судебном заседании.  

И так, давайте подведём итог, заполнив схему «Положительные и отрицательные черты сталинского режима» ( на доске находится ватман на котором изображена схема «Положительные и отрицательные черты сталинского режима», на которой чёрным цветом записываются отрицательные черты, а красным – положительные):Слайд № 18

Теперь, используя схему и приведённые данные во время урока прошу присяжных вынести свой приговор (Присяжные совещаются и судья оглашает приговор).

Давайте теперь ребята ответим на поставленный в начале нашего урока вопрос:

Кто он Сталин?

(На этом этапе урока, присяжные выносят свой вердикт, а судья оглашает приговор)

  1.  Итог урока.

Слайд № 19

"Явление Сталина весьма сложно и касается не только коммунистического движения и тогдашних внешних и внутренних возможностей Советского Союза. Тут поднимаются проблемы отношений идеи и человека, вождя и движения, значения мифов в жизни человека. Сталин принадлежит прошлому, а споры о нём и его методах управления страной продолжаются и по сегодняшний день»,            ."
(Милован Джилас)

Действительно ребята хоть прошло уже немало времени, сменились руководители, люди и даже исчезло государство, которым руководил Иосиф Виссарионович, но споры о том, кем же был этот человек для своего народа и мирового наследия в целом не умолкают и до сих пор. Есть как его сторонники, так и противники. И на сегодняшнем уроке мы тоже с вами убедились, что довольно сложно дать однозначный ответ на вопрос  - Кто же он: герой своего времени или преступник, которого должен настигнуть самый страшный суд – суд истории? Так как сегодня мы с вами увидели, что действия Сталина на посту главы государства носили как положительный характер – это, например, индустриализация, которая способствовала развитию промышленности, а следовательно и поднятию экономики и международного престижа СССР. С другой стороны – это жесточайшие методы, которыми это всё было достигнуто, это миллионы безвинно загубленных жизней  советского народа в следствии коллективизации, голодомора 1932/33годов и конечно же бессмысленных репрессий, которые погубили весь цвет советской культуры, армии, что стало причиной неудач во время Великой Отечественной войны.

И сегодня, после урока у каждого из вас сложится собственное мнение, но ни кто из вас не должен забывать о том, что ни при каких обстоятельства нельзя ставить интересы страны выше интересов народа, который населяет её. Так как именно народ создаёт государство для своей защиты и  поэтому  именно государство должно служить народу, а не наоборот. Сталин же сделал так, что народ стал слугой своей страны. А все кто был с этим не согласен должны были быть уничтожены как «враги своего народа». Но всё в нашем мире движется по кругу одно и  преступление не остаётся безнаказанным, за каждый поступок, который совершает человек его ждёт или вознаграждение или расплата, так в конце концов произошло и со Сталиным, созданная ним страшная машина террора проглотила и своего создателя.

5  марта 1953года Сталину становится плохо, его горничная сообщает об этом главе НКВД Берии, который приехав на дачу к «хозяину», вместо того чтобы вызвать врачей, стал ждать, когда во его вождь сделает последний вдох. И только когда сердце Вождя остановилась Берия вызовет врачей.

О чём, думал Вождь всего советского народа в свои последние минуты жизни, смотря на своего теперь уже палача Берию, вспоминал ли он всех тех, кого сам так легко, одним росчерком пера лишал жизни, на всегда останется тайной.

Явным остаётся лишь тот факт, тех страшных преступлений совершённых этим человеком, который решил поставить себя на равнее с Богом, забыв о том, что он такой же смертный как и те, которых он жестоко убивал.

Но история и время на примере Сталина ещё раз доказали, что только через демократические принципы можно руководить государством:

  •  Толерантность,
  •  Свобода высказываний,
  •  Невмешательства  личную жизнь человека,

Именно, поэтому наше молодое украинское государство своим фундаментом выбрало именно демократию. Ведь для нашего народа именно демократические принципы есть естественными. Поэтому ребята ваша задача, как граждан украинского государства, сделать всё, чтобы такое страшное явление как Сталинизм не проявлялось в нём никогда.

Слайд № 20

И сегодняшний урок мне бы хотелось закончить словами одной украинской школьницы:

«Мі візьмемо усе найкраще в себе,

Пронесемо нащадкам крізь віки.

І щоб вони сказали нам

«Спасибі» за державу,

Яку побудувати

Ми змогли».

Так пусть эти слова стану для вас основным лозунгом в будущей взрослой жизни и я надеюсь, что вам наши потомки с гордость смогут действительно сказать спасибо за наше славное государство.

  1.  Домашнее задание.

Эссе на тему «Кто же он сталин?»


СТАЛИН

ИОСИФ
ВИССАРИОНОВИЧ

()

однял развитие промышлен

ности

Сократилась безработица

Повысился уровень экономического развития страны

Развитие только тяжёлой промышленности

Развитие науки и техники

Рост вооружения страны

Репрессии

Снижение населения страны

Репрессии в армии привели неудачам на первых этапах ВОВ

Коллективизация

Голодомор 1932/33гг

Геноцид

Уничтожение культурного наследия

Установление  диктатуры


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39741. Метод (метод исследования) 35.5 KB
  В общей психологии – это один из основных эмпирических методов психологического исследования состоящий в преднамеренном целенаправленном систематическом восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях. Метод занимает промежуточное положение между методом простого объективного наблюдения и методом лабораторного эксперимента. Создан Лазурским с целью избежать недостатков методов наблюдения и эксперимента и соединить их достоинства; формирующий эксперимент ход которого направлен на...
39743. Общее понятие об ощущении 78 KB
  Физиологической основой ощущений является деятельность сложных комплексов анатомических структур названных И. Рассмотрим систематическую классификацию ощущений. Рассматривая наиболее крупные и существенные группы ощущений он разделил их на три основных типа: интероцептивные проприоцептивпые и экстероцептивные ощущения. Рассмотрим основные типы ощущений по отдельности.
39744. Отрасли психологии 27 KB
  Социальная психология исследует психологические явления и процессы обусловленные принадлежностью человека к конкретным общностям. Зоопсихология раскрывает особенности и закономерности психики животных на разных этапах развития животного мира. Педагогическая психология занимается исследованием психологических особенностей и закономерностей процессов обучения и воспитания подрастающего поколения.
39745. ПАМЯТЬ 469.02 KB
  Общее понятие о памяти. Исторический экскурс в проблему изучения памяти. Классификации видов памяти. Характеристика процессов памяти и факторы определяющие их эффективность.
39746. МЫШЛЕНИЕ 129.93 KB
  ПОНЯТИЕ О МЫШЛЕНИИ Практическая значимость Сегодня мы приступаем к изучению сложного познавательного процесса и тема нашей сегодняшней лекции –Мышление. Для чего же нам нужно изучать мышление Через год мы получим диплом психолога и ктото будет работать по специальности. Мышление также входит в структуру межличностного познания.
39747. Особенности психологии как науки 93 KB
  Психология – наука в которой сливаются объект и предмет познания слияние предмета и объекта психологии объясняется тем что человек с помощью психики познает окружающий мир а потом на основе этого и свою собственную психику влияние мира на нее 3. Особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях уникальные практические следствия психологии состоят в том что результаты исследования этой науки достаточно значимы для людей и объективно и субъективно поскольку объясняют причины всех действий поступков и поведения...
39748. Развитие мышления в онтогенезе 64.5 KB
  Пиаже отмечал что: 1 изменения внутри каждой стадии обычно количественны и линейны изменения между стадиями носят качественный характер; 2 последовательность прохождения этих четырех стадий обязательно и чтобы достичь очередной стадии ребенок должен пройти через все предыдущие. В последующем ребенок может осуществлять поведение с иной целью чем собственно поведение. Координирование таких средств и целей происходит на следующем этапе третичные схемы когда ребенок может проделывать с объектом несколько различных вещей взять его...
39749. Речь и мышление 338.98 KB
  Общая характеристика речи. Значение речи в жизни человека Определение речи Речь и язык. Понятие языка Понятие речи Отличие языка от речи Теории речи. Рефлекторный характер речевой деятельности Динамическая локализация речи Соотношение центра с периферией Восприятие и понимание речи Функции речи.