57838

Операционная система

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: помочь учащимся усвоить назначение и состав операционной системы компьютера дать основные понятия необходимые для работы на компьютере...

Русский

2014-04-16

88 KB

2 чел.

Урок информатики

Учитель Новодонецкой ОШ №17 Балашенок Любовь Федоровна

Тема: «Операционная система».

Цели урока: 

помочь учащимся усвоить назначение и состав операционной системы компьютера, дать основные понятия, необходимые для работы на компьютере;

воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости;

развитие познавательных интересов, навыков работы с мышью и клавиатурой, самоконтроля, умения конспектировать.

Оборудование: доска, компьютер, компьютерная презентация, опорный конспект, карточки для работы в группе, таблица «Операционные системы».

План урока:

  1.  Орг. момент.
  2.   Проверка
  3.   Актуализация знаний.
  4.   Теоретическая часть.
  5.   Практическая часть.
  6.   Итог урока.
  7.  Д/з

Ход урока:

I. Орг. момент.
Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.

II. Проверка  домашнего задания

Впиши пропущенные слова в предложения:   

  1.  Все используемые в компьютере программы называются ___________ обеспечением.
  2.  Компьютер без _________– это груда железа. И только_____________ делают его нашим помощником, другом, советчиком.
  3.  Программирование- деятельность человека по _____________ программы.
  4.  Для обработки информации на компьютере необходимо иметь _________ - устройства компьютерной системы( “hardware”), но и ___________(software”). Которое наделяет компьютер мыслями и интеллектом.
  5.  ___________ ПО –предназначено для выполнения конкретных задач пользователя.

ІІІ. Актуализация знаний.

Вы когда-нибудь задумывались, как происходит в компьютере обработка команд?

Почему то или иное наше действие вызывает тот или иной результат?

Как именно происходит взаимодействие между человеком и компьютером?

Для того чтобы мы могли не думать о том, как в компьютере происходит работа процессора с программами, данными и с аппаратными устройствами, существует специальный комплекс программ, называемых операционной системой.

На этом уроке мы рассмотрим назначение и состав операционной системы компьютера.

III. Теоретическая часть.
Операционная система – это самая главная программа.
Операционные системы разные, но их назначение и функции одинаковые. Операционная система является о
сновной и необходимой составляющей ПО компьютера, без нее компьютер не может работать в принципе.
Операционная система – комплекс программ, обеспечивающих взаимодействие всех аппаратных и программных частей компьютера между собой и взаимодействие пользователя и компьютера. 

Операционная система обеспечивает связь между пользователем, программами и аппаратными устройствами. Операционная система обеспечивает совместное функционирование всех устройств компьютера и предоставляет пользователю доступ к его ресурсам.

ОС принимает на себя сигналы-команды, которые посылают другие программы, и «переводит» их на понятный машине язык. ОС управляет всеми подключенными к компьютеру устройствами, обеспечивая доступ к ним другим программам. Наконец, третья задача ОС — обеспечить человеку-пользователю удобство работы с компьютером.
Получается, что каждая ОС состоит как минимум из трех обязательных частей.

Функции:

  •  Работа с файловой системой
  •  Диалог между компьютером и пользователем
  •  Поддержка однозадачного или многозадачного режима работы
  •  Поддержка коллективного использования компьютера и распределение ресурсов между пользователями
  •  Обеспечение эффективного взаимодействия процессора и устройств ввода-вывода
  •  Защита и восстановление информации и вычислительных процессов в случаи ошибочных действий пользователя или в аварийных ситуациях.

При объяснение учителя ученики работают с опорным конспектом 

См. Публикацию Опорный конспект

Заполнение Цветка решений (интерактивное упражнение) – оформление цветка «Функции ОС». Из предложенных лепестков выбрать лепестки с правильными функциями.

Структуру и загрузку ученики изучают самостоятельно в парах с объяснением изученного друг другу, в конце отвечают на вопросы учителя.

Структура операционной системы:

Состав ОС

Операционная система является достаточно сложно организованно программой, и более уместно будет говорить о ней, как о целом комплесе программ. Таким образом, в состав ОС входят следующие модули:

Модуль

Назначение

Управление файловой системой

Управление хранением информации на дисках внешней памяти

Командный процессор

Специальная программа, которая запрашивает у пользователя команды и выполняет их

Драйверы устройств

Программы для работы с устройствами компьютера. К каждому устройству прилагается инструкция (программа-драйвер), в которой описывается, как с ним должна работать ОС

Графический интерфейс

Благодаря графическому интерфейсу пользователь вводит команды с помощью мыши, что позволяет ему избегать ошибок при формировании текста команд, возникающих при вводе последних с клавиатуры                                    

Сервисные программы

Программы-утилиты, позволяющие обслуживать диски,    выполнять операции с файлами, работать в сетях и т.д

Справочная система

Позволяет оперативно получать необходимую информацию о функционировании ОС в целом, так и о работе ее отдельных модулей

Этапы загрузки.
Включение или запуск компьютера — это самый ответственный момент егоработы. В первую очередь необходимо загрузить операционную систему в оперативную память. Но сделать это процессор может только тогда, когда получит соответствующие команды. Где взять эти команды, если при включении компьютера оперативная память пуста, внешние устройства бездействуют , а прямого доступа к дискам внешней памяти процессор не имеет? Где взять самую первую, стартовую команду?

Решение этой проблемы состоит в последовательной, поэтапной загрузке ОС.

1. Первую свою команду компьютер получает от ПЗУ — микросхемы, которая расположена на материнской плате, питается от батарейки, и поэтому записанные в ней программы не стираются после выключения -компьютера. Именно к ПЗУ обращается процессор в момент включения и делает это всегда и автоматически. В ПЗУ находится программы тестирования компьютера ВIOS. Работа  ВIOS отображается на экране белыми бегущими строками. В этот момент компьютер проверяет свои устройства — оперативную память, жесткий диск и дисководы других дисков, наличие клавиатуры и др. устройств. Если что-то не работает, ВIOS  докладывает о неисправности, иначе заканчивает свою работу и дает команду загрузить с жесткого диска в оперативную память специальную программу.

2.  Эта программа находится в специальном загрузочном секте и называется Маster Boot (загрузчик ОС). Основное назначение — считать в ОЗУ операционную системного диска. Если системные диски отсутствуют в компьютере, на экране монитора появляется сообщение Non system disk и загрузка прекращается, компьютер остается неработоспособным. Сле же все в порядке, загрузчик считывает ОС с диска в оперативную  память.

3.  После окончания загрузки ОС управление передается командному процессору и на экране появляется графический интерфейс. Все, что мы делаем с компьютером, происходит под управлением операционной системы.

Вопросы:

  1.  Как называются программы для работы с устройствами?
  2.  Откуда получает свою первую программу компьютер?
  3.  Для чего предназначены утилиты?
  4.  Какая программа загружает ОС в ОЗУ?
  5.  Какая часть ОС запрашивает команды и отвечает на них?
  6.   После загрузки ОС управление передается …?

     Операционная система Windows

Операционная система, с которой вам предстоит научиться работать, называется Windows

Название «Windows» эта операционная система получила в связи с тем, что основным средством общения с пользователем в ней являются различные типы окон. Сегодня она считается «системой номер один» во всем мире. Ее повсеместное признание в качестве стандартной благоприятно сказывается на интересах конечных пользователей. Программы, которые работают под управлением Windows называются приложениями.

Пояснение: дальнейший рассказ об этой ОС учитель ведет параллельно с демонстрацией.

Некоторые принципы ОС Windows

1. Windows «умеет» работать со всеми современными и менее используемыми устройствами и программами. Подключение таких устройств происходит автоматически. Операционная система сама «узнает», чте установлено в компьютере, и настраивается на работу с новым оборудованием. Такой принцип работы получил название  (подключи и используй).

2. Другим достоинством этой ОС является унифицированный пользовательский интерфейс (способ общения), благодаря которому в различных программах сохраняются одинаковые принципы управления их работой, а также выполнять операции можно несколькими способами, среди которых можно выбрать лично удобный.

Продемонстрируйте, например, несколько способов изменения размера окна

(кнопки Развернуть и Восстановить, протягивание за рамки окна, эйной щелчок на заголовке окна).

       3.  Можно продолжить говорить о достоинствах интерфейса, а именно программного и пользовательского. Единый прогграммный интерфейс позволяет создавать информацию в одних приложениях и переносить ее в другие. Пользователь же, разобравшись, как работает одно приложение, без проблем разберется, как работает другое, также написанное для   Windows.

Откройте  Paint Word  Ехсе1 и укажите на схожие панели инструментов, пояснив, что основые инструменты в разных программах работают одинаково.

      4. Следующий принцип, заложенный вWindows  — это принцип, за счет которого на принтере формируется такое же изображение, как на экране монитора.

Покажите текст на экране монитора и на листе бумаги и укажите на их идентичность.

      5 Многозадачность. Windows обеспечивает возможность одновременного выполнения или запуска нескольких задач. Откройте несколько приложений и расположите их окна так, чтобы они закрывали друг друга, и покажите переключение между приложениями.

Интерактивное упражнение  «Суд над ОС Windows»

  Плюс

Минус

Удобный интерфейс

Уровень надежности

многозадачность

Уровень защиты информации

Принцип подключи и используй

Практическая работа

Отработка приемов управления мышью.

Подготовьте и заполните следующую таблицу по ходу выполнения работы:

Прием

Назначение

Зависание

Щелчок

Двойной щелчок

Щелчок правой кнопкой

Перетаскивание

Протягивание

Специальное перетаскивание

.

1. Зависание. Слева на Панели задач имеется кнопка Пуск. Наведите на ее указатель мыши и задержите на некоторое время — появится всплывающая подсказка: Начните работу с нажатия этой кнопки.

В правом нижнем углу панель индикации. На этой панели, в частности, гположен индикатор системных часов. Наведите на него указатель мыши задержите на некоторое время — появится всплывающая подсказка с полями системного календаря.

2. Щелчок. Наведите указатель мыши на кнопку Пуск и щелкните левой кнопкой — над ней откроется Главное меню Windows.

Однако у щелчка есть и другое назначение. Его применяют также для выделения объектов. Разыщите на Рабочем столе значок Мой компьютер и щелкните на нем. Значок и подпись под ним изменят цвет. Это произошло выделение объекта, Объекты выделяют, чтобы подготовить их к дальнейшим операциям.

Щелкните на другом объекте, например на значке Корзина. Выделение Мой компьютер снимется, а вместо него выделится значок Корзина, нужно снять выделение со всех объектов, для этого достаточно щелкнуть на  свободном от объектов месте Рабочего стола.

Двойной щелчок. Двойной щелчок применяют для использования обьектов. Выполните двойной щелчок на значке Мой компьютер, и на экране откроется одноименное окно Мой компьютер, в котором можно увидеть значки дисков и других устройств, подключенных к компьютеру, например принтеров.

Закрытие окна - надо щелкнуть один раз на закрывающей кнопке-находится в правом верхнем углу окна. Закрывающая кнопка — это управления, и для работы с ним достаточно одного щелчка.

Щелчок правой кнопкой. Щелкните правой кнопкой на значке Мой комьютер и рядом с ним откроется элемент управления, который назы контексным меню. У каждого объекта Windows  свое контекстное

Меню, а от его пунктов зависит от свойств объекта, на котором произошел щелчок. Для примера сравните содержание контекстного меню объеков – Мой компьютер и Корзина, обращая внимание на их различия.

Доступ к контекстному меню — основное назначение щелчка правой кнопкой. В контекстном меню приведены все действия, которые можно выполнить над данным объектом. Более того, во всех контекстных меню любых объектов имеется пункт Свойства. Он позволяет просматривать и изменять свойства объектов, то есть выполнять настройки программ, устройств и самой операционной системы.

5.  Перетаскивание. Перетаскивание — очень мощный прием для работы с объектами операционной системы. Наведите указатель мыши на значок Мой компьютер. Нажмите левую кнопку и, не отпуская ее, переместите указатель — значок.

6.  Протягивание. Откройте окно Мой компьютер. Наведите указатель мыши на одну из рамок окна и дождитесь, когда он изменит форму, превратившись в двунаправленную стрелку. После этого нажмите левую кнопку и переместите мышь. Окно изменит размер. Если навести указатель мыши на правый нижний угол окна и выполнить протягивание, то произойдет изменение размера сразу по двум координатам (по вертикали и горизонтали).

Изменение формы объектов  — полезное, но не единственное использование протягивания. Нередко этот прием используют для группового выделения объектов. Наведите указатель мыши на поверхность Рабочего стола, нажмите кнопку мыши и протяните мышь вправо-вниз — за указателем потянется прямоугольный контур выделения. Все объекты, которые окажутся внутри этого контура, будут выделены одновременно.

7. Специальное перетаскивание. Наведите указатель мыши на значок Мой компьютер, нажмите правую кнопку мыши и, не отпуская ее, переместите мышь. Этот прием отличается от обычного перетаскивания только используемой кнопкой, но дает иной результат. При отпускании кнопки не происходит перемещение объекта, а вместо этого открывается так называемое меню специального перетаскивания. Содержимое этого меню зависит от перемещаемого объекта. Для большинства объектов в нем четыре пункта (Копировать, Переместить, Создать ярлык и Отменить). Для таких уникальных объектов, как Мой компьютер или Корзина, в этом меню только два пункта: Создать ярлык и Отменить.

8. Отработка этапов выключения компьютера:

•  Пуск/ Выключение;

•  Щёлкнуть Выключение;

• Дождаться разрешения на выключение питания;

•  Выключить компьютер нажатием на кнопку на передней панели системного блока.

VI. Итоги урока

Рефлексия

Элементы урока

Довольны

Разочарованы

Примечание

Простота и доступность материала

Были ли понятны задания?

Чувствовали ли Вы себя комфортно?

Был ли этот урок интересным?

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Оцените работу класса и назовите учащихся, отличившихся на уроке.

Домашнее задание

Уровень знания: выучить основные определения и понятия урока.

Уровень понимания: как вы считаете, с чем связано появление операционной системы Windows, а именно графического способа общения с компьютером?

Уровень применения: используя новые термины и понятия урока, составьте кроссворд.

Творческий уровень: Что придет на смену графическому интерфейсу? Можно пользоваться Интернетом.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

91. Компьютерная система управления документооборотом предприятия Черниговгазмонтаж 3.66 MB
  Необходимость внедрения систем электронного документооборота (Document Management System). Выбор технических средств построения системы. Диаграмма сервисов серверного приложения. Общие положения к организации работы с визуальными дисплеями и терминалами персональных компьютеров (ВДТПК).
92. Информационная эпоха: экономика, общество и культура 4.21 MB
  Информационно-технологическая революция. Информациональная экономика и процесс глобализации. Сетевое предприятие: культура, институты и организации информациональной экономики. Трансформация труда и занятости: сетевые работники, безработные и работники с гибким рабочим днем.
93. Дослідження маркетингового комплексу на прикладі діяльності корпорації ROSHEN 146.87 KB
  Визначення типових аспектів маркетингової політики, визначення позицій товару на ринку, аналіз цінової політики. Управління витратами та прибутками в корпорації. Отримання інформаційних данних за допомогою маркетингового дослідження.
94. Аналіз маркетингової діяльності ТзОВ Маневр 888.5 KB
  Теоретичні засади маркетингової інформаційної системи. Вплив середовища на функціонування підприємства. Аналіз маркетингової діяльності ТЗОВ Маневр на ринку кондитерських виробів. Дослідження організацій споживачів.
95. Использование Интернет – ресурсов для обучения информатике восьмиклассников 199.18 KB
  Информатизация образования и ее концептуальная роль в эффективности обучения. Анализ учебных интернет-ресурсов, используемых для обучения информатике. Экспериментальная проверка результативности использования Web на уроках.
96. Решение логических задач на уроках математики в 5-6-х классах 719.5 KB
  Особенности мышления учащихся на уроках математики в 5-6 классах. Научно-методические основы организации обучения решению задач в основной школе. Психолого-педагогические основы формирования умений решать задачи.
97. Исследование электрических цепей при переходных процессах первого и второго родов 699.5 KB
  Составляем схему свободной составляющей и определяем корень характеристического уравнения. Составляем выражение для входного сопротивления и график на основе математических расчётов.
98. Особенности строительства новой современной железной дороги 570 KB
  Проектирование организации строительства новой железнодорожной линии. Характеристика района строительства искусственных сооружений. Составление схемы участка и распределения объемов работ.
99. Розробка двосекційного шестеренного насосу 600 KB
  Установка, що спрямована на створення ізоляційного шару на будь-яких поверхнях і будь-якої складності конфігурації поверхні. Не відмінною перевагою установки є простота, як у її використанні, так й у готуванні робочого середовища.