57854

Половое размножение. Строение и разнообразие цветков

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Разнообразием и классификацией цветков и растений в зависимости от строения цветка; симметрией цветков. Концепция: дать определение цветка. Рассмотреть строение цветка и функции отдельных элементов.

Русский

2014-04-16

56 KB

1 чел.

Донецкая общеобразовательная школа I-III ступеней № 83 имени Г.И. Баланова

Разработка урока    по теме:  Половое размножение. Строение и разнообразие цветков. Лабораторная работа № 9 «Строение и разнообразие цветков», в 7 классе.     

Разработала учитель биологии

Штец Татьяна Сергеевна

Урок20

Тема: Половое размножение. Строение и разнообразие цветков. Лабораторная работа № 9 «Строение и разнообразие цветков».

Цель: ознакомить учащихся со строением генеративных органов у растений. Разнообразием и классификацией цветков и растений в зависимости от строения цветка; симметрией цветков. Развивать внимательность, умение обобщать и анализировать, выделять главное, сравнивать. Воспитывать бережное отношение к природе; культуру записи  при выполнении практической части работы.

Базовые понятия и термины: генеративные органы, цветок, цветоложе, цветоножка, околоцветник, чашечка, венчик, тычинка, пестик.

Концепция: дать определение цветка. Обратить внимание на то, что цветок практически является видоизмененным побегом. Рассмотреть строение цветка и функции отдельных элементов. Сформировать понятие об обоеполых и раздельнополых цветках, а также об однодомных и двудомных растениях. Рассмотреть различные формы цветков и обратить внимание на тип их симметрии.

Тип урока: интерактивный.

 Структура урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Прежде чем перейти к новой теме, учащимся предлагается вспомнить ранее изученные биологические понятия.

Беседа:

  •  Что такое размножение? Назовите основные виды размножения.
  •  Назовите все известные синонимы определению «половое размножение».
  •  Как вы думаете, почему половое размножение называют генеративным?
  •  У всех ли растений есть цветок? Назовите растения не имеющих цветков.
  •  Из чего развивается цветок?

III. мотивация учебной деятельности.

  •  Появление первого слайда на мультимедийной доске Тема: Половое размножение. Строение и разнообразие цветков. Лабораторная работа № 9 «Строение и разнообразие цветков».
  •  Сообщение учащимся о том, что во время урока они будут знакомиться с материалом по следующему плану, (он записывается на доске):

                                               ЦВЕТОК

4 симметрия

1 видоизмененный

побег                      2 строение цветка        3 классификация цветков (растений)

  •  Параллельно объяснениям темы на доске учитель записывает новые термины, понятия как словарь.

IV. Изучение нового материала.

Рассказ с элементами беседы, использованием проблемных ситуаций.

Демонстрация слайдов – фотографий с изображением растений в период цветения. Звучит классическая музыка. Учитель читает стихотворение.

Цветы, цветы …. Как много их

И розовых и голубых

Как мотыльков на тонких стебелечках.

Цветы, цветы …. Везде, везде

Мне улыбаются весь день,

Живую радугу колебля…

Цветы, цветы …. И там и тут

Они смеются и цветут.

Обсуждение увиденного материала. Эстетическое значение цветов.

Изучение цветка вишни. Слайд «Цветущая ветка вишни», «Продольный разрез цветка вишни».

Учащимся предлагается прокомментировать данную схему (проблемная ситуация). Слайд – приложение № 1.

Учитель заполняет словарь: пестик, тычинка, лепесток, чашечка, цветоложе, цветоножка.

С помощью слайда – приложения № 2. «Морфологическое строение цветка».

Учитель рассказывает о таких образования как:

  •  Венчик (сростно-, свободнолепестной).
  •  Чашечка (сростно-, свободнолистная).
  •  Околоцветник: двойной, простой (венчиковый, чашечковый).

Демонстрация слайда – приложение № 3 «Цветок тюльпана».

Учитель заполняет словарь: венчик, чашечка, околоцветник.Учитель предлагает вернуться к изучению главных частей цветка.

Учитель читает стихотворение.

Цветок всю ночь готовил мед,

Пчелу - сластену в гости ждет.

Бери, мол, но как другу,

Мне окажи услугу

Пыль мучную эту перенеси соседу…

Пчела несет ее, и вот –

Цветок увял и зреет плод.

Проблемная ситуация. Учащимся предлагается обсудить процесс происходящий в цветке. И ответить на вопрос, почему пестик и тычинки являются главными частями цветка.

Демонстрация слайда – приложение № 4 «Микроскопическое строение тычинки и пестика».

Учитель заполняет словарь: мужская и женская гаметы.

Проблемная ситуация. Учащимся предлагается подвести итоги 2 пункта плана урока.

Классификация цветков:

  •  Обоеполые.
  •  Однополые.

Растения с однополыми цветками разделяют на:

  •  Однодомные.
  •  Двудомные.

Учитель заполняет словарь: обоеполые, однополые, однодомные, двудомные.

Демонстрация слайда – приложение № 5 «Кукуруза во время цветения»

Проблемная ситуация. Учащимся предлагается подвести итоги 3 пункта плана урока.

Симметрия цветков:

  •  Актиноморфные (вишня, яблоня …).
  •  Зигоморфные (горох, фасоль …).
  •  Асимметричные (каштан, гладиолус).

Учитель заполняет словарь: актиноморфные, зигоморфные, асимметричные.

Подведение итогов 4 пункта плана урока.

V. Выполнение лабораторной работы.

Приложение № 6 «Инструктивная карточка» для выполнения лабораторной работы.

VI. Обобщение, систематизация, контроль знаний, умений, навыков учащихся.   

Игра «Ромашка» (проверь себя).

С обратной стороны лепестков  записаны термины, понятия изученные на уроке. Учащимся по очереди предлагается оторвать лепесток и раскрыть изученный на уроке термин или понятие (из словаря, заполненного на уроке).

VII. Домашнее задание.

Параграф 27 учить, на вопросы 1-7 с 115 ответить устно. Подготовить интересные факты о цветках.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 9

ТЕМА: Строение и разнообразие цветков.

ЦЕЛЬ: изучив строение цветка предложенного вам растения, доказать, что он является органом размножения.

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: слайдовое изображение цветка на мультимедийной доске, гербарные коллекции цветковых растений, цветки комнатных и декоративных растений, учебник.

ХОД РАБОТЫ:

  1.  Рассмотрите цветок. Найдите цветоножку, цветоложе, околоцветник, главные части цветка.
  2.  Подсчитайте число чашелистиков, лепестков, тычинок, пестиков.
  3.  Определите тип околоцветника, чашечки, венчика.
  4.  С помощью рисунков 97,98 в учебнике, изучите микроскопическое строение тычинки и пестика.
  5.  Изученный вами цветок опишите по приведенному ниже плану. Для этого достаточно подчеркнуть признак, характерный для вашего цветка.

      ПРИЗНАК

                    ХАРАКТЕРИСТИКА

Тип околоцветника:

1. Простой.  2. Двойной.

Чашечка:

1. Раздельнолистная.  2. Сростнолистная

Венчик:

1. Свободнолепестный.  2. Сростнолепестный

Окраска венчика:

1.Неяркая.  2. Белая.  3. Желтая. 4. Красная.

5. Розовая.  6. Синяя.  7. Фиолетовая.

Симметрия цветка:

1. Правильный.  2. Неправильный.

3. Ассиметричный.

Наличие тычинок и пестиков:

1.Обоеполый.  2. Пестичный.  3. Тычиночный.

Что находится внутри пыльника:

1. Семена.  2. Пыльцевое зерно.  3. Семязачаток.

Что находится внутри завязи:

1. Семена.  2. Пыльцевое зерно.  3. Семязачаток.

ВЫВОД: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79736. Учет товарных потерь 52.5 KB
  Учет товарных потерь Нормируемые и ненормируемые потери Взаимозачет недостатков одних товаров излишками других Отражение в учете сумм недостач хищений и потерь от порчи ценностей Учет товарных потерь вследствие естественной убыли Товарные потери при транспортировке Нормы естественной убыли на складах Резерв на списание естественной убыли Нормируемые и ненормируемые потери Товарные потери возникают при транспортировке хранении и отпуске товаров. К ненормируемым относятся потери от боя брака и порчи товаров а также потери по...
79737. Учет финансовых результатов 93.5 KB
  Учет прибыли убытков предприятия. Распределение прибыли. Учет прибыли убытков предприятия Финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия определяется показателем прибыли или убытка формируемым в течение календарного хозяйственного года. Формирование итогов годового финансового результата осуществляется накопительным путем в течение всего года на счете 80 Прибыли и убытки виде его свернутого остатка отражающего либо прибыль по кредиту счета либо убыток по дебету счета.
79738. Бухгалтерский учет банковских кредитов 106 KB
  Любое предприятие, получив в банке кредит, должно, во-первых, правильно выбрать источник списания затрат на оплату процентов за пользование ссудой, и во-вторых, достоверно отразить в учете и отчетности сумму возникшего перед банком обязательства.
79739. Бухгалтерский учет выпуска готовой продукции 76 KB
  Бухгалтерский учет выпуска готовой продукции Методика расчета фактической себестоимости отгруженной продукции на счете. Методика расчета фактической себестоимости отгруженной продукции с использованием учетных цен Методика использования фактической себестоимости по прямому принципу без использования учетных цен Речь идет о решении организации применять или не применять счет...
79740. Бухгалтерский учет материалов 107.5 KB
  Аналитический текущий учет материальных ценностей можно вести: либо в оценке по учетным ценам, либо в оценке по фактической средней себестоимости. На малых предприятиях, где количество наименований материалов невелико
79741. Бухгалтерский учет МБП и инвентаризация производственных запасов 34 KB
  Бухгалтерский учет МБП и инвентаризация производственных запасов Первичные документы по учету МБПУчет МБП в бухгалтерии предприятия Инвентаризация производственных запасов Первичные документы по учету МБП Форма МБ1 Ведомость на пополнение изъятие постоянного запаса инструментов приспособлений применяется для учета изменения запасов инструментов в раздаточных кладовых на тех предприятиях где учет ведется по принципу формирования постоянного оборотного фонда. Форма МБ2 Карточка учета МБП Служит для регистрации различных МБП...
79742. Учет нематериальных активов 104.5 KB
  Учет нематериальных активов. Учет нематериальных активов. Поступление нематериальных активов А Приобретение нематериальных активов за плату Б Создание нематериальных активов собственными силами Амортизация нематериальных активов А Амортизируемые нематериальные активы Б Неамортизируемые нематериальные активы В Амортизация деловой репутации организации. Выбытие нематериальных активов 1. Учет нематериальных активов Планом счетов для учета нематериальных активов предусмотрен счет 04 Нематериальные активы а для обобщения информации о...
79743. Бухгалтерский учет скидок в организации оптовой торговли 36.5 KB
  Бухгалтерский учет скидок в организации оптовой торговли Порядок отражения в бухгалтерском учете скидки при приобретении товаров в определенном количестве либо на установленную суммуПорядок отражения в бухгалтерском учете скидки за скорейшую оплату проданных товаров Порядок отражения в бухгалтерском учете скидки при приобретении товаров в определенном количестве либо на установленную сумму Торговая скидка это сумма на которую снижается проданная цена товаров реализуемых покупателю исполнившему условие необходимое для ее получения....
79744. Командировочные расходы: учет и налогообложение 62.5 KB
  Командировочные расходы: учет и налогообложение Состав расходов возмещаемых командировочному лицу Документальное оформление командировочных расходов. Включение командировочных расходов в себестоимость продукции Налоговые отношения возникающие при наличии командировочных расходов...