57854

Половое размножение. Строение и разнообразие цветков

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Разнообразием и классификацией цветков и растений в зависимости от строения цветка; симметрией цветков. Концепция: дать определение цветка. Рассмотреть строение цветка и функции отдельных элементов.

Русский

2014-04-16

56 KB

1 чел.

Донецкая общеобразовательная школа I-III ступеней № 83 имени Г.И. Баланова

Разработка урока    по теме:  Половое размножение. Строение и разнообразие цветков. Лабораторная работа № 9 «Строение и разнообразие цветков», в 7 классе.     

Разработала учитель биологии

Штец Татьяна Сергеевна

Урок20

Тема: Половое размножение. Строение и разнообразие цветков. Лабораторная работа № 9 «Строение и разнообразие цветков».

Цель: ознакомить учащихся со строением генеративных органов у растений. Разнообразием и классификацией цветков и растений в зависимости от строения цветка; симметрией цветков. Развивать внимательность, умение обобщать и анализировать, выделять главное, сравнивать. Воспитывать бережное отношение к природе; культуру записи  при выполнении практической части работы.

Базовые понятия и термины: генеративные органы, цветок, цветоложе, цветоножка, околоцветник, чашечка, венчик, тычинка, пестик.

Концепция: дать определение цветка. Обратить внимание на то, что цветок практически является видоизмененным побегом. Рассмотреть строение цветка и функции отдельных элементов. Сформировать понятие об обоеполых и раздельнополых цветках, а также об однодомных и двудомных растениях. Рассмотреть различные формы цветков и обратить внимание на тип их симметрии.

Тип урока: интерактивный.

 Структура урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Прежде чем перейти к новой теме, учащимся предлагается вспомнить ранее изученные биологические понятия.

Беседа:

  •  Что такое размножение? Назовите основные виды размножения.
  •  Назовите все известные синонимы определению «половое размножение».
  •  Как вы думаете, почему половое размножение называют генеративным?
  •  У всех ли растений есть цветок? Назовите растения не имеющих цветков.
  •  Из чего развивается цветок?

III. мотивация учебной деятельности.

  •  Появление первого слайда на мультимедийной доске Тема: Половое размножение. Строение и разнообразие цветков. Лабораторная работа № 9 «Строение и разнообразие цветков».
  •  Сообщение учащимся о том, что во время урока они будут знакомиться с материалом по следующему плану, (он записывается на доске):

                                               ЦВЕТОК

4 симметрия

1 видоизмененный

побег                      2 строение цветка        3 классификация цветков (растений)

  •  Параллельно объяснениям темы на доске учитель записывает новые термины, понятия как словарь.

IV. Изучение нового материала.

Рассказ с элементами беседы, использованием проблемных ситуаций.

Демонстрация слайдов – фотографий с изображением растений в период цветения. Звучит классическая музыка. Учитель читает стихотворение.

Цветы, цветы …. Как много их

И розовых и голубых

Как мотыльков на тонких стебелечках.

Цветы, цветы …. Везде, везде

Мне улыбаются весь день,

Живую радугу колебля…

Цветы, цветы …. И там и тут

Они смеются и цветут.

Обсуждение увиденного материала. Эстетическое значение цветов.

Изучение цветка вишни. Слайд «Цветущая ветка вишни», «Продольный разрез цветка вишни».

Учащимся предлагается прокомментировать данную схему (проблемная ситуация). Слайд – приложение № 1.

Учитель заполняет словарь: пестик, тычинка, лепесток, чашечка, цветоложе, цветоножка.

С помощью слайда – приложения № 2. «Морфологическое строение цветка».

Учитель рассказывает о таких образования как:

  •  Венчик (сростно-, свободнолепестной).
  •  Чашечка (сростно-, свободнолистная).
  •  Околоцветник: двойной, простой (венчиковый, чашечковый).

Демонстрация слайда – приложение № 3 «Цветок тюльпана».

Учитель заполняет словарь: венчик, чашечка, околоцветник.Учитель предлагает вернуться к изучению главных частей цветка.

Учитель читает стихотворение.

Цветок всю ночь готовил мед,

Пчелу - сластену в гости ждет.

Бери, мол, но как другу,

Мне окажи услугу

Пыль мучную эту перенеси соседу…

Пчела несет ее, и вот –

Цветок увял и зреет плод.

Проблемная ситуация. Учащимся предлагается обсудить процесс происходящий в цветке. И ответить на вопрос, почему пестик и тычинки являются главными частями цветка.

Демонстрация слайда – приложение № 4 «Микроскопическое строение тычинки и пестика».

Учитель заполняет словарь: мужская и женская гаметы.

Проблемная ситуация. Учащимся предлагается подвести итоги 2 пункта плана урока.

Классификация цветков:

  •  Обоеполые.
  •  Однополые.

Растения с однополыми цветками разделяют на:

  •  Однодомные.
  •  Двудомные.

Учитель заполняет словарь: обоеполые, однополые, однодомные, двудомные.

Демонстрация слайда – приложение № 5 «Кукуруза во время цветения»

Проблемная ситуация. Учащимся предлагается подвести итоги 3 пункта плана урока.

Симметрия цветков:

  •  Актиноморфные (вишня, яблоня …).
  •  Зигоморфные (горох, фасоль …).
  •  Асимметричные (каштан, гладиолус).

Учитель заполняет словарь: актиноморфные, зигоморфные, асимметричные.

Подведение итогов 4 пункта плана урока.

V. Выполнение лабораторной работы.

Приложение № 6 «Инструктивная карточка» для выполнения лабораторной работы.

VI. Обобщение, систематизация, контроль знаний, умений, навыков учащихся.   

Игра «Ромашка» (проверь себя).

С обратной стороны лепестков  записаны термины, понятия изученные на уроке. Учащимся по очереди предлагается оторвать лепесток и раскрыть изученный на уроке термин или понятие (из словаря, заполненного на уроке).

VII. Домашнее задание.

Параграф 27 учить, на вопросы 1-7 с 115 ответить устно. Подготовить интересные факты о цветках.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 9

ТЕМА: Строение и разнообразие цветков.

ЦЕЛЬ: изучив строение цветка предложенного вам растения, доказать, что он является органом размножения.

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: слайдовое изображение цветка на мультимедийной доске, гербарные коллекции цветковых растений, цветки комнатных и декоративных растений, учебник.

ХОД РАБОТЫ:

  1.  Рассмотрите цветок. Найдите цветоножку, цветоложе, околоцветник, главные части цветка.
  2.  Подсчитайте число чашелистиков, лепестков, тычинок, пестиков.
  3.  Определите тип околоцветника, чашечки, венчика.
  4.  С помощью рисунков 97,98 в учебнике, изучите микроскопическое строение тычинки и пестика.
  5.  Изученный вами цветок опишите по приведенному ниже плану. Для этого достаточно подчеркнуть признак, характерный для вашего цветка.

      ПРИЗНАК

                    ХАРАКТЕРИСТИКА

Тип околоцветника:

1. Простой.  2. Двойной.

Чашечка:

1. Раздельнолистная.  2. Сростнолистная

Венчик:

1. Свободнолепестный.  2. Сростнолепестный

Окраска венчика:

1.Неяркая.  2. Белая.  3. Желтая. 4. Красная.

5. Розовая.  6. Синяя.  7. Фиолетовая.

Симметрия цветка:

1. Правильный.  2. Неправильный.

3. Ассиметричный.

Наличие тычинок и пестиков:

1.Обоеполый.  2. Пестичный.  3. Тычиночный.

Что находится внутри пыльника:

1. Семена.  2. Пыльцевое зерно.  3. Семязачаток.

Что находится внутри завязи:

1. Семена.  2. Пыльцевое зерно.  3. Семязачаток.

ВЫВОД: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46100. ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ РАЗЛИЧНЫХ РЕЧЕВЫХ РАССТРОЙСТВ ПРИ НАРУШЕНИИ СЛУХА 19.5 KB
  Бельтюкова тугоухостью называется такое понижение слуха при котором возникают затруднения в восприятии речи но речевое общение с помощью слуха хотя бы и в специально создаваемых условияхусиление голоса приближение говорящего непосредственно к говорящему использование звукоусиливающих приборов и т. Для детей со сниженным слухом типично недоразвитие всех компонентов речи которое непосредственно связано со слуховой недостаточностью. Нормальное функционирование фонематической системы предполагает возможность безошибочной слуховой...
46101. ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ РАЗЛИЧНЫХ РЕЧЕВЫХ РАССТРОЙСТВ ПРИ НАРУШЕНИИ ЗРЕНИЯ 18.5 KB
  В силу нарушения деятельности зрительного анализатора у слепых и слабовидящих детей может проявляться своеобразие речевого развития которое часто не укладывается в обычные возрастные границы и выражается в особенностях речи. Теоретически и экспериментально доказано что расстройство речи слепых и слабовидящих детей являются сложным дефектом в котором прослеживаются определённые связи и взаимодействие речевой и зрительной недостаточности. Речевые нарушения у детей со зрительным дефектом многообразны сложны по степени выраженности структуре...
46102. ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СФЕРЕ 32 KB
  Современный и перспективный аспект рассмотрения вопроса о структуре речевого дефекта у детей с ЗПР определяется тесной связью процессов развития речевой и познавательной деятельности ребёнка соотношением речи и мышления в процессе онтогенеза. Один из характерных признаков интеллектуальной недостаточности недоразвитие ВПФ а следовательно и недоразвитие речи как одной из наиболее сложно организованных функций. У детей с неосложнённым инфантилизмом выявляются особенности речи связанные со своеобразием эмоциональноволевой сферы....
46103. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ В КОМПЛЕКСЕ МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 29.5 KB
  Особое место в клинике ДЦП занимают расстройства речи 80 случаев. Особенности нарушений речи и степень их выраженности зависят в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга. Ошибки в речи могут быть связаны с ограничением представлений об окружающем мире недостаточностью предметнопрактической деятельности и социальных контактов ошибки воспитания. Нарушение артикуляционной моторики при ДЦП не только затрудняют формирование произносительной речи но и вторично вызывают нарушение фонематического восприятия.
46104. Характеристика системы специальных учреждений для детей с нарушениями речи 42 KB
  Характеристика системы специальных учреждений для детей с нарушениями речи. дошкольные учреждения для детей с нарушениями речи. Первоначально в д с открывали группы для детей только с легкими нарушениями речи затем организованы группы для детей с более сложными заикание ОНР. Д с яслисады для детей с нарушениями речи и соответствующие дошкольные группы при детских садах и ясляхсадах общего типа комплектуются непосредственно теми отделами народного образования в ведении которых находятся указанные дошкольные учреждения.
46105. Обучение и воспитание детей с фонетико-фонематическим недоразвитием 21.5 KB
  Признаком фонематического недоразвития является незаконченность процесса формирования звуков отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Состояние фонематического развития детей влияет на овладение звуковым анализом. При первичном нарушении фонематического восприятия предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень сформированности действия звукового анализа ниже чем при вторичном. Недостатки звукопроизношения могут быть сведены к следующим характерным проявлениям: замена звуков более простыми по...
46106. Общее недоразвитие речи у детей. Характеристика уровней речевого недоразвития 30 KB
  Общее недоразвитие речи у детей. Общее недоразвитие речи ОНР различные сложные речевые расстройства при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте.Левиной была разработана периодизация проявлений ОНР: от полного отсутствия средств общения до развернутых форм связной речи с элементами фонетикофонематического и лексикограмматического недоразвития. Переход с одного уровня на другой определяется появлением новых языковых...
46107. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитие речи 32.5 KB
  Обучение и воспитание детей с общим недоразвитие речи. Предусматривает: развитие понимания речи; развитие самостоятельной речи на основе подражательной деятельности; формирование двусоставного простого предложения на основе усвоения элементарных словообразований. Логопедические занятия с безречевыми детьми проводятся небольшими подгруппами в форме игровых ситуаций что помогает постепенно формировать мотивационную основу речи. Задачи: вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений; расширение объема...
46108. Предупреждение речевых нарушений. Формы и методы профилактического воздействия в системе общегосударственных мероприятий 25 KB
  Одним из важных направлений развития логопедической помощи населению является предупреждение речевых нарушений и последствий речевой патологии. Своевременное генетическое консультирование будущих родителей с целью предупреждения развития тех или иных отклонений в нервопсихическом и в частности речевом развитии ребенка. Для своевременного развития речи мать и другие лица окружающие ребенка должны постоянно общаться с ним стремясь вызвать ответную реакцию. Стимуляция формирования речевой функции имеет большое значение для развития...