57854

Половое размножение. Строение и разнообразие цветков

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Разнообразием и классификацией цветков и растений в зависимости от строения цветка; симметрией цветков. Концепция: дать определение цветка. Рассмотреть строение цветка и функции отдельных элементов.

Русский

2014-04-16

56 KB

1 чел.

Донецкая общеобразовательная школа I-III ступеней № 83 имени Г.И. Баланова

Разработка урока    по теме:  Половое размножение. Строение и разнообразие цветков. Лабораторная работа № 9 «Строение и разнообразие цветков», в 7 классе.     

Разработала учитель биологии

Штец Татьяна Сергеевна

Урок20

Тема: Половое размножение. Строение и разнообразие цветков. Лабораторная работа № 9 «Строение и разнообразие цветков».

Цель: ознакомить учащихся со строением генеративных органов у растений. Разнообразием и классификацией цветков и растений в зависимости от строения цветка; симметрией цветков. Развивать внимательность, умение обобщать и анализировать, выделять главное, сравнивать. Воспитывать бережное отношение к природе; культуру записи  при выполнении практической части работы.

Базовые понятия и термины: генеративные органы, цветок, цветоложе, цветоножка, околоцветник, чашечка, венчик, тычинка, пестик.

Концепция: дать определение цветка. Обратить внимание на то, что цветок практически является видоизмененным побегом. Рассмотреть строение цветка и функции отдельных элементов. Сформировать понятие об обоеполых и раздельнополых цветках, а также об однодомных и двудомных растениях. Рассмотреть различные формы цветков и обратить внимание на тип их симметрии.

Тип урока: интерактивный.

 Структура урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Прежде чем перейти к новой теме, учащимся предлагается вспомнить ранее изученные биологические понятия.

Беседа:

  •  Что такое размножение? Назовите основные виды размножения.
  •  Назовите все известные синонимы определению «половое размножение».
  •  Как вы думаете, почему половое размножение называют генеративным?
  •  У всех ли растений есть цветок? Назовите растения не имеющих цветков.
  •  Из чего развивается цветок?

III. мотивация учебной деятельности.

  •  Появление первого слайда на мультимедийной доске Тема: Половое размножение. Строение и разнообразие цветков. Лабораторная работа № 9 «Строение и разнообразие цветков».
  •  Сообщение учащимся о том, что во время урока они будут знакомиться с материалом по следующему плану, (он записывается на доске):

                                               ЦВЕТОК

4 симметрия

1 видоизмененный

побег                      2 строение цветка        3 классификация цветков (растений)

  •  Параллельно объяснениям темы на доске учитель записывает новые термины, понятия как словарь.

IV. Изучение нового материала.

Рассказ с элементами беседы, использованием проблемных ситуаций.

Демонстрация слайдов – фотографий с изображением растений в период цветения. Звучит классическая музыка. Учитель читает стихотворение.

Цветы, цветы …. Как много их

И розовых и голубых

Как мотыльков на тонких стебелечках.

Цветы, цветы …. Везде, везде

Мне улыбаются весь день,

Живую радугу колебля…

Цветы, цветы …. И там и тут

Они смеются и цветут.

Обсуждение увиденного материала. Эстетическое значение цветов.

Изучение цветка вишни. Слайд «Цветущая ветка вишни», «Продольный разрез цветка вишни».

Учащимся предлагается прокомментировать данную схему (проблемная ситуация). Слайд – приложение № 1.

Учитель заполняет словарь: пестик, тычинка, лепесток, чашечка, цветоложе, цветоножка.

С помощью слайда – приложения № 2. «Морфологическое строение цветка».

Учитель рассказывает о таких образования как:

  •  Венчик (сростно-, свободнолепестной).
  •  Чашечка (сростно-, свободнолистная).
  •  Околоцветник: двойной, простой (венчиковый, чашечковый).

Демонстрация слайда – приложение № 3 «Цветок тюльпана».

Учитель заполняет словарь: венчик, чашечка, околоцветник.Учитель предлагает вернуться к изучению главных частей цветка.

Учитель читает стихотворение.

Цветок всю ночь готовил мед,

Пчелу - сластену в гости ждет.

Бери, мол, но как другу,

Мне окажи услугу

Пыль мучную эту перенеси соседу…

Пчела несет ее, и вот –

Цветок увял и зреет плод.

Проблемная ситуация. Учащимся предлагается обсудить процесс происходящий в цветке. И ответить на вопрос, почему пестик и тычинки являются главными частями цветка.

Демонстрация слайда – приложение № 4 «Микроскопическое строение тычинки и пестика».

Учитель заполняет словарь: мужская и женская гаметы.

Проблемная ситуация. Учащимся предлагается подвести итоги 2 пункта плана урока.

Классификация цветков:

  •  Обоеполые.
  •  Однополые.

Растения с однополыми цветками разделяют на:

  •  Однодомные.
  •  Двудомные.

Учитель заполняет словарь: обоеполые, однополые, однодомные, двудомные.

Демонстрация слайда – приложение № 5 «Кукуруза во время цветения»

Проблемная ситуация. Учащимся предлагается подвести итоги 3 пункта плана урока.

Симметрия цветков:

  •  Актиноморфные (вишня, яблоня …).
  •  Зигоморфные (горох, фасоль …).
  •  Асимметричные (каштан, гладиолус).

Учитель заполняет словарь: актиноморфные, зигоморфные, асимметричные.

Подведение итогов 4 пункта плана урока.

V. Выполнение лабораторной работы.

Приложение № 6 «Инструктивная карточка» для выполнения лабораторной работы.

VI. Обобщение, систематизация, контроль знаний, умений, навыков учащихся.   

Игра «Ромашка» (проверь себя).

С обратной стороны лепестков  записаны термины, понятия изученные на уроке. Учащимся по очереди предлагается оторвать лепесток и раскрыть изученный на уроке термин или понятие (из словаря, заполненного на уроке).

VII. Домашнее задание.

Параграф 27 учить, на вопросы 1-7 с 115 ответить устно. Подготовить интересные факты о цветках.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 9

ТЕМА: Строение и разнообразие цветков.

ЦЕЛЬ: изучив строение цветка предложенного вам растения, доказать, что он является органом размножения.

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: слайдовое изображение цветка на мультимедийной доске, гербарные коллекции цветковых растений, цветки комнатных и декоративных растений, учебник.

ХОД РАБОТЫ:

  1.  Рассмотрите цветок. Найдите цветоножку, цветоложе, околоцветник, главные части цветка.
  2.  Подсчитайте число чашелистиков, лепестков, тычинок, пестиков.
  3.  Определите тип околоцветника, чашечки, венчика.
  4.  С помощью рисунков 97,98 в учебнике, изучите микроскопическое строение тычинки и пестика.
  5.  Изученный вами цветок опишите по приведенному ниже плану. Для этого достаточно подчеркнуть признак, характерный для вашего цветка.

      ПРИЗНАК

                    ХАРАКТЕРИСТИКА

Тип околоцветника:

1. Простой.  2. Двойной.

Чашечка:

1. Раздельнолистная.  2. Сростнолистная

Венчик:

1. Свободнолепестный.  2. Сростнолепестный

Окраска венчика:

1.Неяркая.  2. Белая.  3. Желтая. 4. Красная.

5. Розовая.  6. Синяя.  7. Фиолетовая.

Симметрия цветка:

1. Правильный.  2. Неправильный.

3. Ассиметричный.

Наличие тычинок и пестиков:

1.Обоеполый.  2. Пестичный.  3. Тычиночный.

Что находится внутри пыльника:

1. Семена.  2. Пыльцевое зерно.  3. Семязачаток.

Что находится внутри завязи:

1. Семена.  2. Пыльцевое зерно.  3. Семязачаток.

ВЫВОД: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47181. Принципы государственного управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования 75.34 KB
  Правовая охрана земель Неоценимое значение земли для существования биосферы и жизнедеятельности человека предполагает необходимость ее всесторонней охраны. Правовая охрана земель это система закрепленных законом мер направленных на обеспечение рационального использования земель сохранение и повышение их плодородия защиту от истощения и разрушения. Охрана земель осуществляется на основе комплексного подхода к земельным угодьям как к сложным природным образованиям и ставит следующие цели: предотвратить деградацию и разрушение...
47182. Ответственность за экологические преступления 75.39 KB
  Право собственности на природные объекты: понятие виды объекты субъекты основания возникновения. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной государственной муниципальной и иных формах собственности. Земли которые не находятся в собственности граждан юридических лиц или муниципальных образований представляют собой государственную собственность. Право собственности на природные ресурсы возможность владения пользования и распоряжения данными природными ресурсами.
47183. Явление электромагнитной индукции. Закон Фарадея-Ленца. Генератор переменного тока.Токи Фуко 76 KB
  Генератор переменного тока.Токи Фуко Явление электромагнитной индукции состоит в том что при изменении магнитного потока через поверхность ограниченную проводящим контуром в последнем возбуждается электродвижущая сила εͥͥͥͥͥͥͥ. Согласно закону Ленца индукционный ток всегда имеет такое направление что его магнитное поле противодействует изменению внешнего магнитного потока. Величина εͥͥͥͥͥͥͥ определяется законом ФарадеяЛенца и не зависит от способа которым осуществляется изменение потока.
47185. Внесок у розвиток теорії мотиваційного менеджменту українських вчених 83.5 KB
  ; колективні ті що спільно задовольняються у трудовому колективі підвищення кваліфікаційного рівня працівників будівництво спільних баз і будиночків відпочинку колективне управління виробництвом та ін; суспільні це потреби у забезпеченні громадського порядку захисті навколишнього середовища тощо. Роль стимулів і стимулювання в мотивації працівників У загальному вигляді стимулювання це процес використання конкретних стимулів на користь людині й організації. Розходження економічних і неекономічних методів мотивації працівників Суть...
47186. Розробка методичних матеріалів для вивчення курсу ООП 1.36 MB
  Шаблони проектування можуть пришвидшити процес розробки, надаючи протестовані та доведені розробницькі парадигми. Ефективне проектування програмного забезпечення вимагає розгляду ряду питань
47187. Розробка системи роботи з електронним щоденником 2.34 MB
  Розроблена система, яка забезпечує мінімальний набір функцій, необхідний для роботи користувача зі своїм електронним щоденником
47188. Облік, аналіз і аудит фінансових результатів суб’єктів малого підприємництва (на прикладі ТОВ «Софіт») 353.19 KB
  Протягом довгого історичного періоду економісти, історики й політичні діячі всіляко применшували роль малого бізнесу (МБ) в економіці.
47189. Учет и анализ расчетов с подотчетными лицами ОАО «Брестхлебопродукт» 533 KB
  В процессе финансово хозяйственной деятельности у предприятия возникает потребность использовать наличные денежные средства для расчетов с работниками по командировкам выдачи им средств на представительские цели для покупки за наличный расчет товаров в других организациях или у физических лиц для оплаты выполненных работ оказания услуг а также на иные хозяйственно операционные цели. Правильная организация учета расчетов с подотчетными лицами с одной стороны обеспечивает действенный контроль за использованием на предприятии денежных...