57855

Расселение растений в природе. Взаимодействие растений, грибов, бактерий и их роль в экосистемах

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Мотивация учебной деятельности: А Проблемный вопрос: Почему необходимо изучать влияние факторов среды на организмы Анализ схемы Антропогенные нагрузки на экосистемы...

Русский

2014-04-16

38 KB

20 чел.

Убейконь Светлана Николаевна.

Донецкий УВК №78 «Общеобразовательная школа l-lll ступеней- дошкольное учебное заведение», учитель биологии.

План - конспект урока биологии по  теме « Расселение растений в природе. Взаимодействие растений, грибов, бактерий и их роль в экосистемах»( 7 класс ).

Цель: а)развивающая: формировать умение объяснять природоохранную деятельность человека, целью которой является сохранение биоразнообразия;

б) обучающая: формировать умение называть основные типы растительных сообществ, приводить примеры взаимосвязей растений между собой, с другими организмами, с неживой природой;

в) воспитательная: воспитывать экологическое мышление как понимание необходимости использовать знания о жизнедеятельности растений, влиянии факторов окружающей среды на организм для обоснования мер по охране видов растений и растительных сообшеств.

Задачи: а) отработка навыков анализа и синтеза;

б)выполнение операций оценки фактов, практического применения знаний.

Средства обучения: Мультимедийная презентация, проектор экран, ноутбук,;таблиці «Вплив людини на екосистеми».

Ход урока:

  1.  Актуализация опорных знаний: установи с помощью стрелок соответствие между терминами и их определениями (слайд №1):
  2.  Мотивация учебной деятельности:

А) Проблемный вопрос: «Почему необходимо изучать влияние факторов среды на организмы

Анализ схемы «Антропогенные нагрузки на экосистемы»(слайд № 2 ).

Б) Литературная разминка

Учитель зачитывает фрагмент художественного произведения, подобранного  к теме урока. Предлагает высказать свои мысли. На этапе итогов можно вернуться к обсуждению, если исчерпывающего ответа не было найдено в начале урока.

1). Чому дерево плаче ?

«Чому дерево плаче?

Я зірвав квітку- і вона загинула,

я спіймав метелика – він умер у мене на

долоні.

І тоді я зрозумів, що торкнутися краси

можна тільки серцем».

 П. Гвездослав   

Ученики высказывают свои мысли, продолжают слова  болгарского поэта.

2) « Шипшина віддає плоди»

« Шипшина важко віддає плоди.

Вона людей хапає за рукава.

Вона кричить: - Людино, підожди!

О, підожди, людино, будь ласкава.

Не всі, не всі, хоч ягідку облиш!

Одна пташина так мене просила!

Я ж тут для всіх, а не для тебе лиш.

І просто осінь, щоб була красива».

Ліна Костенко

Учащиеся объясняют биологический смысл стихотворения, находят связи между шиповником (Розой коричной ), птицами и человеком.

   Вывод: знание влияния факторов среды на организм дает возможность обосновать меры по охране видов растений и растительных сообществ.

3.Изучение нового материала: анализ форм симбиоза растений, грибов, бактерий в экосистемах ( слайды №№3-8 ).

4.Закрепление знаний:

а) Игра «Найди лишнее»:

1- « Из предложенного перечня форм симбиоза найдите лишнюю и объясните свой выбор «:

паразитизм, конкуренция, хищничество, мутуализм.

( Ответ: лишним является « мутуализм», т. к. это форма взвимовыгодных отношений в отличие от других перечисленных форм);

2- « Из предложенного перечня пар сосуществующих организмов выберите лишнюю пару и объясните свой выбор «):)

клубеньковые бактерии и бобовые растения, шмель и клевер, трутовик и береза, одуванчик и пчела.

( Ответ: лишней парой является « трутовик  береза «т. к. форма их взаимоотношений- паразитизм, во всех других случаях – мутуализм).

3-« Из предложенных терминов выбери лишний, объясни свой выбор «):

растительность, флора, экосистема, фитоценоз.

(Ответ: лишним термином является «экосистема», т. к. это понятие включает как живую, так и неживую природу, остальные – только живую.

4- «Из предложенных терминов выберите лишний, объясните свой выбор»):

флора, биоценоз, растительность, фитоценоз.

(Ответ: лишним является термин «биоценоз», т. к. это понятие включает как растения, так и животных, а все остальные- только растения.

Б )Упражнения на развитие логического мышления:

создай   пару и объясни:

подснежник, картофель, подосиновик, пчела, заяц, колорадский жук, осина, подсолнечник, капуста, картофель, человек.

(Ответ: картофель- колорадский жук-фитофагия;

подосиновик- осина- мутуализм;

подсолнечник- пчела- мутуализм;

капуста - заяц- фитофагия;

подснежник - человек- антропогенный фактор: может быть положительным-выращивание подснежников из семян и посадка их в природе с целью увеличения численности занесенного в Красную книгу вида, а может быть и отрицательным- срывание в природе на продажу.

В) Из данного перечня выберите примеры взаимовыгодных отношений:

1) трутовик – ива;

2) корни бобовых растений и клубеньковые  бактерии;

3) пчелы и одуванчики;;

4) спорынья и злаки;

5) личинки майского жука и корни сосны;

6) колибри и орхидеи;

7) береза и подберезовик.

(Ответ: 2, 3, 6, 7; 1, 4 - паразитизм; 5- фитофагия ).

Г) Объясните, какое значение имеют:

 1-колючки для кактуса

(Ответ: защита от фитофаги и транспирации );

2- аромат  цветков для шиповника, вишни

(Ответ: привлечение насекомых- опылителей);

3- соцветие корзинка для подсолнечника

( Ответ: мелкие цветки собраны в крупное, хорошо заметное для насекомых- опылителей соцветие ).

Г)Игра  «Молчанка»

Учащимся предлагаются утверждения. После озвучивания каждого дается несколько секунд на обдумывание. Если утверждение правильное, нужно поднять руку с большим пальцем вверх, если нет – поднять руку с большим пальцем вниз:

а) Животные являются важным звеном в цепях питания;

б)клубеньковые бактерии паразитируют на корнях бобовых растений;

в)трутовики находятся в мутуалистических взаимоотношениях с различными деревьями;

г) пчелы опылители клевера;

д) флора – совокупность видов животных, обитающих на определенной территории.

( Ответ: а- правильный, остальные – неправильные ).

5.Итоги. Рефлексия.

6. Домашнее задание: (прокомментировать приведенные в параграфе рисунки); творческое задание: дайте ответ на вопрос:» Какая связь может быть установлена между количеством кошек в деревне и урожаем семян клевера в поле около деревни». За помощью в ответе на данный вопрос вы можете обратиться к труду Ч. Дарвина «Происхождение видов или выживание благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»  ).

( Ответ: кошки, как известно, ловят мышей, которые, в свою очередь, питаются клевером, будучи фитофагами, тем самым снижая  урожай его семян, что может иметь негативные последствия для жителей деревни, т. к. клевер – ценная кормовая культура

ЛІТЕРАТУРА:

  1.  Бобривський В. І Нетрадиційні уроки.-Козятин, 1996.
  2.  Учение с увлечением.Викторины. Игры. Ребусы/ Авт. Сост.В.І. Цыбульник.- Донецк: Сталкер, 2001.
  3.  М. М. Мусієнко,П. С. Славний, П. Г. Балан Біологія Підручник для загальноосвітніх навчальних закладів, 7 клас,Київ,»Генеза»,2007.
  4.  Пометун О. Сучасний урок. Інтерактивні технології навчання.-К:Шкільний світ, 2007.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40607. Построение диаграмм классов 196.48 KB
  Повторить общие сведения о диаграммах классов Построить диаграмму классов Сформировать отчет по практической работе №7 После того как мы определились с функциональными требованиями к системе и её границами начнём анализировать предметную область с целью построения диаграммы классов. Основные элементы диаграммы классов Основными элементами являются классы и связи между ними. Ассоциация ssocition представляет собой отношения между экземплярами классов.
40608. Построение диаграмм состояний 263.95 KB
  Повторить общие сведения о диаграммах состояний Построить диаграмму состояний Сформировать отчет по практической работе №8 Диаграмма состояний определяет последовательность состояний объектавызванных последовательностью событий. Порядок построения диаграммы Создайте диаграмму состояний для объектов класса Заказ. Соответствующая диаграмма состояний представлена на рисунке: Сохраните диаграмму.
40609. Представление конкретной модели ИС в виде DFD диаграмм 254 KB
  Шаг 1: Создание новой модели В меню File выбрать NewПоявится диалоговое окно BPwin В поле Nme напечатать Банкомат Проверить что в группе Type выбрано Dtflow DFD Нажать OKПоявился пустой прямоугольник контекстного действия. Напечатать:Банкоматзатем нажать OK. Нажать OK. Шаг 4: Рисование внешней ссылки На инструментальной панели BPwin нажать кнопку Externl Reference.
40610. Разработка диаграмм по методу Баркера 44 KB
  Печатать накладные на отпущенные товары. Следить за наличием товаров на складе. Выделим все существительные в этих предложениях это будут потенциальные кандидаты на сущности и атрибуты и проанализируем их непонятные термины будем выделять знаком вопроса: Написать сущностиСразу возникает очевидная связь между сущностями покупатели могут покупать много товаров и товары могут продаваться многим покупателям . Причем каждый товар может храниться на нескольких складах и быть проданным с любого склада.
40611. Визначення жанрово-стильових особливостей медійного продукту Д. Гордона, пошук спільних та відмінних ознак медійного продукту Дмитра Гордона 428.5 KB
  В ходе работы на примере конкретного медийного продукта доказано, что авторская журналистика придерживается своим жанрово стилистическим особенностям. Особое внимание уделено анализу программы «В гостях у Дмитрия Гордона».
40613. Технология внедрения CASE-средств 118.11 KB
  CSEсредство любое программное средство автоматизирующее ту или иную совокупность процессов жизненного цикла ПО и обладающее следующими основными характерными особенностями: мощные графические средства для описания и документирования ИС обеспечивающие удобный интерфейс с разработчиком и развивающие его творческие возможности; интеграция отдельных компонент CSEсредств обеспечивающая управляемость процессом разработки ИС; использование специальным образом организованного хранилища проектных метаданных репозитория. Процесс...
40614. Управление требованиями к системе. Оценка затрат на разработку ПО 23.18 KB
  Средства управления требованиями Перед тем как управлять требованиями разберемся что такое требование и что такое управление требованиями и зачем это нужно. Требование это любое условие которому должна соответствовать разрабатываемая система или программное средство. Требованием может быть возможность которой система должна обладать и ограничение которому система должна удовлетворять. В соответствии с Глоссарием терминов программной инженерии IEEE являющимся общепринятым международным стандартным глоссарием требование это:Условия...