57855

Расселение растений в природе. Взаимодействие растений, грибов, бактерий и их роль в экосистемах

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Мотивация учебной деятельности: А Проблемный вопрос: Почему необходимо изучать влияние факторов среды на организмы Анализ схемы Антропогенные нагрузки на экосистемы...

Русский

2014-04-16

38 KB

20 чел.

Убейконь Светлана Николаевна.

Донецкий УВК №78 «Общеобразовательная школа l-lll ступеней- дошкольное учебное заведение», учитель биологии.

План - конспект урока биологии по  теме « Расселение растений в природе. Взаимодействие растений, грибов, бактерий и их роль в экосистемах»( 7 класс ).

Цель: а)развивающая: формировать умение объяснять природоохранную деятельность человека, целью которой является сохранение биоразнообразия;

б) обучающая: формировать умение называть основные типы растительных сообществ, приводить примеры взаимосвязей растений между собой, с другими организмами, с неживой природой;

в) воспитательная: воспитывать экологическое мышление как понимание необходимости использовать знания о жизнедеятельности растений, влиянии факторов окружающей среды на организм для обоснования мер по охране видов растений и растительных сообшеств.

Задачи: а) отработка навыков анализа и синтеза;

б)выполнение операций оценки фактов, практического применения знаний.

Средства обучения: Мультимедийная презентация, проектор экран, ноутбук,;таблиці «Вплив людини на екосистеми».

Ход урока:

  1.  Актуализация опорных знаний: установи с помощью стрелок соответствие между терминами и их определениями (слайд №1):
  2.  Мотивация учебной деятельности:

А) Проблемный вопрос: «Почему необходимо изучать влияние факторов среды на организмы

Анализ схемы «Антропогенные нагрузки на экосистемы»(слайд № 2 ).

Б) Литературная разминка

Учитель зачитывает фрагмент художественного произведения, подобранного  к теме урока. Предлагает высказать свои мысли. На этапе итогов можно вернуться к обсуждению, если исчерпывающего ответа не было найдено в начале урока.

1). Чому дерево плаче ?

«Чому дерево плаче?

Я зірвав квітку- і вона загинула,

я спіймав метелика – він умер у мене на

долоні.

І тоді я зрозумів, що торкнутися краси

можна тільки серцем».

 П. Гвездослав   

Ученики высказывают свои мысли, продолжают слова  болгарского поэта.

2) « Шипшина віддає плоди»

« Шипшина важко віддає плоди.

Вона людей хапає за рукава.

Вона кричить: - Людино, підожди!

О, підожди, людино, будь ласкава.

Не всі, не всі, хоч ягідку облиш!

Одна пташина так мене просила!

Я ж тут для всіх, а не для тебе лиш.

І просто осінь, щоб була красива».

Ліна Костенко

Учащиеся объясняют биологический смысл стихотворения, находят связи между шиповником (Розой коричной ), птицами и человеком.

   Вывод: знание влияния факторов среды на организм дает возможность обосновать меры по охране видов растений и растительных сообществ.

3.Изучение нового материала: анализ форм симбиоза растений, грибов, бактерий в экосистемах ( слайды №№3-8 ).

4.Закрепление знаний:

а) Игра «Найди лишнее»:

1- « Из предложенного перечня форм симбиоза найдите лишнюю и объясните свой выбор «:

паразитизм, конкуренция, хищничество, мутуализм.

( Ответ: лишним является « мутуализм», т. к. это форма взвимовыгодных отношений в отличие от других перечисленных форм);

2- « Из предложенного перечня пар сосуществующих организмов выберите лишнюю пару и объясните свой выбор «):)

клубеньковые бактерии и бобовые растения, шмель и клевер, трутовик и береза, одуванчик и пчела.

( Ответ: лишней парой является « трутовик  береза «т. к. форма их взаимоотношений- паразитизм, во всех других случаях – мутуализм).

3-« Из предложенных терминов выбери лишний, объясни свой выбор «):

растительность, флора, экосистема, фитоценоз.

(Ответ: лишним термином является «экосистема», т. к. это понятие включает как живую, так и неживую природу, остальные – только живую.

4- «Из предложенных терминов выберите лишний, объясните свой выбор»):

флора, биоценоз, растительность, фитоценоз.

(Ответ: лишним является термин «биоценоз», т. к. это понятие включает как растения, так и животных, а все остальные- только растения.

Б )Упражнения на развитие логического мышления:

создай   пару и объясни:

подснежник, картофель, подосиновик, пчела, заяц, колорадский жук, осина, подсолнечник, капуста, картофель, человек.

(Ответ: картофель- колорадский жук-фитофагия;

подосиновик- осина- мутуализм;

подсолнечник- пчела- мутуализм;

капуста - заяц- фитофагия;

подснежник - человек- антропогенный фактор: может быть положительным-выращивание подснежников из семян и посадка их в природе с целью увеличения численности занесенного в Красную книгу вида, а может быть и отрицательным- срывание в природе на продажу.

В) Из данного перечня выберите примеры взаимовыгодных отношений:

1) трутовик – ива;

2) корни бобовых растений и клубеньковые  бактерии;

3) пчелы и одуванчики;;

4) спорынья и злаки;

5) личинки майского жука и корни сосны;

6) колибри и орхидеи;

7) береза и подберезовик.

(Ответ: 2, 3, 6, 7; 1, 4 - паразитизм; 5- фитофагия ).

Г) Объясните, какое значение имеют:

 1-колючки для кактуса

(Ответ: защита от фитофаги и транспирации );

2- аромат  цветков для шиповника, вишни

(Ответ: привлечение насекомых- опылителей);

3- соцветие корзинка для подсолнечника

( Ответ: мелкие цветки собраны в крупное, хорошо заметное для насекомых- опылителей соцветие ).

Г)Игра  «Молчанка»

Учащимся предлагаются утверждения. После озвучивания каждого дается несколько секунд на обдумывание. Если утверждение правильное, нужно поднять руку с большим пальцем вверх, если нет – поднять руку с большим пальцем вниз:

а) Животные являются важным звеном в цепях питания;

б)клубеньковые бактерии паразитируют на корнях бобовых растений;

в)трутовики находятся в мутуалистических взаимоотношениях с различными деревьями;

г) пчелы опылители клевера;

д) флора – совокупность видов животных, обитающих на определенной территории.

( Ответ: а- правильный, остальные – неправильные ).

5.Итоги. Рефлексия.

6. Домашнее задание: (прокомментировать приведенные в параграфе рисунки); творческое задание: дайте ответ на вопрос:» Какая связь может быть установлена между количеством кошек в деревне и урожаем семян клевера в поле около деревни». За помощью в ответе на данный вопрос вы можете обратиться к труду Ч. Дарвина «Происхождение видов или выживание благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»  ).

( Ответ: кошки, как известно, ловят мышей, которые, в свою очередь, питаются клевером, будучи фитофагами, тем самым снижая  урожай его семян, что может иметь негативные последствия для жителей деревни, т. к. клевер – ценная кормовая культура

ЛІТЕРАТУРА:

  1.  Бобривський В. І Нетрадиційні уроки.-Козятин, 1996.
  2.  Учение с увлечением.Викторины. Игры. Ребусы/ Авт. Сост.В.І. Цыбульник.- Донецк: Сталкер, 2001.
  3.  М. М. Мусієнко,П. С. Славний, П. Г. Балан Біологія Підручник для загальноосвітніх навчальних закладів, 7 клас,Київ,»Генеза»,2007.
  4.  Пометун О. Сучасний урок. Інтерактивні технології навчання.-К:Шкільний світ, 2007.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24725. Предметная область психологии 71.5 KB
  занятие контрольнодиагностические задания Цели: теоретическое и практическое овладение знаниями знакомство с наукой психология связь психологии с другими науками Ключевые понятия: психология как наука предмет психологии задачи психологии. Методология и методы психологии: методология наука о методах. психологии харакны след принципы: В основе лежат постулаты диалектического материализма Принцип развития психика непрерывно изменяющ.
24726. Человек как предмет общей психологии 35.5 KB
  Предложите и обоснуйте проект проведения лекции по теме Человек как предмет общей психологии Тема: человек как предмет общей психологии лекция. Цель: человек как предмет общей психологии. Ключевые понятия: объект психологии; предмет психологии; модельное описание психического облика человека: лингвистическая картина психического облика человека описание состава человеческой души: Аристотель Платон Плотин; ингредиенты психического облика; психика. Основные тезисы и краткое их доказательство: Первым и важнейшим объектом психологии...
24727. ТЕМПЕРАМЕНТ 43.5 KB
  Адресат: студенты 1го курса психологического факультета Цели: знакомство студентов с понятием темперамент раскрытие этого понятия через его определение и свойства с помощью темперамента показать психологические личностные различия. Задачи: определение темперамента история представлений о темпераменте свойства темперамента. Ключевые понятия: темперт темпераментные свойства типы ВНД типы темпта.
24728. Личность 41 KB
  Задачи: определение подходов к пониманию личности понятия личность подходов выявляющих ядро личности закономерностей развития личности направления исследования личности. Ключевые понятия: личность; система смыслов черт планов отношений; индивид субъект деятельности индивидуальность; биологическое и социальное социализация личности. и краткое их доказательство: В психологии имеются разные подходы к пониманию личности: она м. Подходы выявляющие ядро личности можно систематизировать след.
24729. Тромбоцитопеническая пурпура 140 KB
  Заболевание начинается исподволь или остро с появления геморрагического синдрома: кровоизлияния в кожу или слизистые оболочки и кровотечения из них. Для ТП характерны кровотечения из слизистых оболочек. Наиболее часто у детей наблюдаются кровотечения из носа маточные кровотечения у девочек в пубертатном возрасте. Реже бывают желудочнокишечные и почечные кровотечения.
24730. Патология периода новорожденности 127 KB
  Слайд 2 Последствия перенесенной энцефалопатии в периоде новорожденности нарушения психики церебральные параличи эпилепсия другие заболевания головного мозга. Некоторые дети перенесшие внутричерепную травму остаются с нарушениями психики с церебральными параличами с эпилепсией и другими заболеваниями головного мозга. Механизм развития патологического процесса при внутричерепной травме новорожденных можно представит в виде следующей схемы: Слайд 4 Схема развития патологического процесса при повреждении нервной системы...
24731. ПРОБЛЕМЫ НЕОНАТОЛОГИИ 204 KB
  МЛАДЕНЧЕСКАЯ СМЕРТНОСТЬ И ПУТИ ЕЕ СНИЖЕНИЯ Основное назначение педиатрии и охраны здоровья детей и подростков состоит в том чтобы способствовать нормальному физическому и психическому развитию как можно большего числа родившихся детей. Достижения недостатки а также задачи будущей работы отражают показатели детской смертности то есть отношение числа детей умерших в течение первого года жизни к тысяче родившихся. смертность детей в возрасте до 1 года показатель социального благополучия страны. Показатель ее рассчитывается на 1000...
24732. ПЕРИОДЫ ДЕТСТВА 128.5 KB
  Внеутробный этап: период новорожденности от рождения до 28го дня жизни; ранний неонатальный от рождения до 7го дня жизни; поздний неонатальный с 8го до 28й дня жизни; период грудного возраста с 28го дня жизни до 12 мес; ранний детский возраст от 1 года до 3 лет; дошкольный возраст от 3 до 6 лет; 5 младший школьный возраст от 7 до 11 лет; старший школьный период подростковый пубертатный от 12 до 1718лет. В различные периоды развития отмечается неравномерное совершенствование отдельных органов и систем организма...