57855

Расселение растений в природе. Взаимодействие растений, грибов, бактерий и их роль в экосистемах

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Мотивация учебной деятельности: А Проблемный вопрос: Почему необходимо изучать влияние факторов среды на организмы Анализ схемы Антропогенные нагрузки на экосистемы...

Русский

2014-04-16

38 KB

20 чел.

Убейконь Светлана Николаевна.

Донецкий УВК №78 «Общеобразовательная школа l-lll ступеней- дошкольное учебное заведение», учитель биологии.

План - конспект урока биологии по  теме « Расселение растений в природе. Взаимодействие растений, грибов, бактерий и их роль в экосистемах»( 7 класс ).

Цель: а)развивающая: формировать умение объяснять природоохранную деятельность человека, целью которой является сохранение биоразнообразия;

б) обучающая: формировать умение называть основные типы растительных сообществ, приводить примеры взаимосвязей растений между собой, с другими организмами, с неживой природой;

в) воспитательная: воспитывать экологическое мышление как понимание необходимости использовать знания о жизнедеятельности растений, влиянии факторов окружающей среды на организм для обоснования мер по охране видов растений и растительных сообшеств.

Задачи: а) отработка навыков анализа и синтеза;

б)выполнение операций оценки фактов, практического применения знаний.

Средства обучения: Мультимедийная презентация, проектор экран, ноутбук,;таблиці «Вплив людини на екосистеми».

Ход урока:

  1.  Актуализация опорных знаний: установи с помощью стрелок соответствие между терминами и их определениями (слайд №1):
  2.  Мотивация учебной деятельности:

А) Проблемный вопрос: «Почему необходимо изучать влияние факторов среды на организмы

Анализ схемы «Антропогенные нагрузки на экосистемы»(слайд № 2 ).

Б) Литературная разминка

Учитель зачитывает фрагмент художественного произведения, подобранного  к теме урока. Предлагает высказать свои мысли. На этапе итогов можно вернуться к обсуждению, если исчерпывающего ответа не было найдено в начале урока.

1). Чому дерево плаче ?

«Чому дерево плаче?

Я зірвав квітку- і вона загинула,

я спіймав метелика – він умер у мене на

долоні.

І тоді я зрозумів, що торкнутися краси

можна тільки серцем».

 П. Гвездослав   

Ученики высказывают свои мысли, продолжают слова  болгарского поэта.

2) « Шипшина віддає плоди»

« Шипшина важко віддає плоди.

Вона людей хапає за рукава.

Вона кричить: - Людино, підожди!

О, підожди, людино, будь ласкава.

Не всі, не всі, хоч ягідку облиш!

Одна пташина так мене просила!

Я ж тут для всіх, а не для тебе лиш.

І просто осінь, щоб була красива».

Ліна Костенко

Учащиеся объясняют биологический смысл стихотворения, находят связи между шиповником (Розой коричной ), птицами и человеком.

   Вывод: знание влияния факторов среды на организм дает возможность обосновать меры по охране видов растений и растительных сообществ.

3.Изучение нового материала: анализ форм симбиоза растений, грибов, бактерий в экосистемах ( слайды №№3-8 ).

4.Закрепление знаний:

а) Игра «Найди лишнее»:

1- « Из предложенного перечня форм симбиоза найдите лишнюю и объясните свой выбор «:

паразитизм, конкуренция, хищничество, мутуализм.

( Ответ: лишним является « мутуализм», т. к. это форма взвимовыгодных отношений в отличие от других перечисленных форм);

2- « Из предложенного перечня пар сосуществующих организмов выберите лишнюю пару и объясните свой выбор «):)

клубеньковые бактерии и бобовые растения, шмель и клевер, трутовик и береза, одуванчик и пчела.

( Ответ: лишней парой является « трутовик  береза «т. к. форма их взаимоотношений- паразитизм, во всех других случаях – мутуализм).

3-« Из предложенных терминов выбери лишний, объясни свой выбор «):

растительность, флора, экосистема, фитоценоз.

(Ответ: лишним термином является «экосистема», т. к. это понятие включает как живую, так и неживую природу, остальные – только живую.

4- «Из предложенных терминов выберите лишний, объясните свой выбор»):

флора, биоценоз, растительность, фитоценоз.

(Ответ: лишним является термин «биоценоз», т. к. это понятие включает как растения, так и животных, а все остальные- только растения.

Б )Упражнения на развитие логического мышления:

создай   пару и объясни:

подснежник, картофель, подосиновик, пчела, заяц, колорадский жук, осина, подсолнечник, капуста, картофель, человек.

(Ответ: картофель- колорадский жук-фитофагия;

подосиновик- осина- мутуализм;

подсолнечник- пчела- мутуализм;

капуста - заяц- фитофагия;

подснежник - человек- антропогенный фактор: может быть положительным-выращивание подснежников из семян и посадка их в природе с целью увеличения численности занесенного в Красную книгу вида, а может быть и отрицательным- срывание в природе на продажу.

В) Из данного перечня выберите примеры взаимовыгодных отношений:

1) трутовик – ива;

2) корни бобовых растений и клубеньковые  бактерии;

3) пчелы и одуванчики;;

4) спорынья и злаки;

5) личинки майского жука и корни сосны;

6) колибри и орхидеи;

7) береза и подберезовик.

(Ответ: 2, 3, 6, 7; 1, 4 - паразитизм; 5- фитофагия ).

Г) Объясните, какое значение имеют:

 1-колючки для кактуса

(Ответ: защита от фитофаги и транспирации );

2- аромат  цветков для шиповника, вишни

(Ответ: привлечение насекомых- опылителей);

3- соцветие корзинка для подсолнечника

( Ответ: мелкие цветки собраны в крупное, хорошо заметное для насекомых- опылителей соцветие ).

Г)Игра  «Молчанка»

Учащимся предлагаются утверждения. После озвучивания каждого дается несколько секунд на обдумывание. Если утверждение правильное, нужно поднять руку с большим пальцем вверх, если нет – поднять руку с большим пальцем вниз:

а) Животные являются важным звеном в цепях питания;

б)клубеньковые бактерии паразитируют на корнях бобовых растений;

в)трутовики находятся в мутуалистических взаимоотношениях с различными деревьями;

г) пчелы опылители клевера;

д) флора – совокупность видов животных, обитающих на определенной территории.

( Ответ: а- правильный, остальные – неправильные ).

5.Итоги. Рефлексия.

6. Домашнее задание: (прокомментировать приведенные в параграфе рисунки); творческое задание: дайте ответ на вопрос:» Какая связь может быть установлена между количеством кошек в деревне и урожаем семян клевера в поле около деревни». За помощью в ответе на данный вопрос вы можете обратиться к труду Ч. Дарвина «Происхождение видов или выживание благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»  ).

( Ответ: кошки, как известно, ловят мышей, которые, в свою очередь, питаются клевером, будучи фитофагами, тем самым снижая  урожай его семян, что может иметь негативные последствия для жителей деревни, т. к. клевер – ценная кормовая культура

ЛІТЕРАТУРА:

  1.  Бобривський В. І Нетрадиційні уроки.-Козятин, 1996.
  2.  Учение с увлечением.Викторины. Игры. Ребусы/ Авт. Сост.В.І. Цыбульник.- Донецк: Сталкер, 2001.
  3.  М. М. Мусієнко,П. С. Славний, П. Г. Балан Біологія Підручник для загальноосвітніх навчальних закладів, 7 клас,Київ,»Генеза»,2007.
  4.  Пометун О. Сучасний урок. Інтерактивні технології навчання.-К:Шкільний світ, 2007.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18793. Исследование распределения температуры и влажности воздуха в помещении учебной аудитории №408 235.5 KB
  Изучение характера распределения температуры и относительной влажности воздуха по объёму помещения; Получение практических навыков по измерению температуры и влажности в помещении с помощью измерителя влажности и температуры «ТКА-ТВ»
18794. Типовые непрерывные законы управления. Устойчивость промышленных систем управления с непрерывными регуляторами 431.53 KB
  Типовые непрерывные законы управления. Устойчивость промышленных систем управления с непрерывными регуляторами. Законы регулирования Динамические характеристики ОУ обычно м.б. аппроксимированы некоторыми типовыми зависимостями. Это позволяет всё возможное разноо...
18795. Реализация типовых законов управления в цифровых ЛСУ. Адекватность моделей непрерывных и цифровых регуляторов 270.53 KB
  Реализация типовых законов управления в цифровых ЛСУ. Адекватность моделей непрерывных и цифровых регуляторов. ИЭ1 импульсный элемент входного коммутатора который преобразует непрерывный сигнал в последовательность импульсов КЭ кодирующий элемент который о...
18796. Принципы построения и основные структуры реальных промышленных регуляторов 489.21 KB
  Принципы построения и основные структуры реальных промышленных регуляторов. Рассмотрим общий принцип построения желаемой структуры автоматических регуляторов. При охвате какоголибо участка схемы с передаточной функцией отрицательной обратной связью получаем эк...
18797. Модули УСО и удаленного ввода - вывода 68.12 KB
  Модули УСО и удаленного ввода вывода. Неотъемлемой частью любой АСУТП являются устройства связи с объектом УСО назначение которых заключается в сопряжении датчиков аппаратуры и исполнительных механизмов контролируемого объекта и/или технологического процесса с вы...
18798. Построение плат дискретного ввода – вывода 205.65 KB
  Построение плат дискретного ввода – вывода Платы дискретного вв‐выв ПДВВ предст. собой устрва преобразования двоичных сигналов логических уровней 1 и 0. Этим уровням соответствует напряжение на замкнутом или разомкнутом ключах. Величина напряжения может быть различн...
18799. Системы многоканального ввода – вывода аналоговых сигналов 189.68 KB
  Системы многоканального ввода – вывода аналоговых сигналов. На рис 11.2а показана система управления процессом сбора/распределения данных в котором каждому каналу соответствует отдельный ЦАП и АЦП. Альтернативная конфигурация показана на рис 11.2б в данной системе испо
18800. АЦП / ЦАП. Основные архитектуры, интерфейсы связи 270.15 KB
  АЦП / ЦАП. Основные архитектуры интерфейсы связи. ЦАП предназначен для преобразования числа представленного как правило в виде двоичного кода в напряжение или ток пропорциональные этому числу. Схемотехника аналоговых преобразователей весьма разнообразна. На рисунк...
18801. Устройство плат аналогового ввода - вывода 23.88 KB
  Устройство плат аналогового ввода вывода. Платы аналогового ввода‐вывода ПАВВ предназначены для обеспечения ввода аналоговых сигналов с датчиков в вычислительное устройство обработки и вывода аналоговых сигналовдля пропорционального управления исполнительными