57875

Память. Виды памяти

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: дать понятие о видах и качестве памяти определить её роль в формировании индивидуальности; на практике ознакомиться с методами определения памяти; развивать умение тренировать и укреплять память; воспитывать стремление к развитию определенного вида памяти;...

Русский

2014-04-16

87.5 KB

9 чел.

Тема урока: Память. Виды памяти.

Цель урока: - дать понятие о  видах и качестве памяти, определить       

                 её роль  в формировании индивидуальности;

                      - на практике ознакомиться с методами определения памяти;

                      - развивать умение тренировать и укреплять память;

                      - воспитывать стремление к развитию определенного вида  

                        памяти;

                      - соблюдать сурдопедагогические цели.

Оборудование: экран, мультимедийная установка, плакаты, таблицы, листы с заданием, модели мозга представителей животного мира. Видеоролик: «Как распускается цветок».

Тип урока: бинарный  – биология и математика.

 Аннотация к уроку: урок проводился в 9 классе специальной общеобразовательной школы II-III ступеней для глухих и слабослышащих детей. Поэтому большое внимание уделяется словарной работе: объяснению терминологии, правильному произношению, ударению на словах. Длительность урока – 2 академических часа.

                                                     Ход урока:

I. Организация класса.

  Актуализация опорных знаний.

 «Здравствуйте ребята». Начиная наш урок, давайте обратим внимание на то, что вы делаете первым, когда заходите в кабинет  и слышите такое приветствие? Вы отвечаете таким же приветствием, садитесь на свои места и одеваете наушники, готовясь к уроку. Почему так происходит? (по привычке). То же самое происходит, когда я говорю: - запишем число и тему урока. Что вы делаете? Открываете тетради и пишете. Все это происходит автоматически, как вы говорите по привычке, потому как такие действия повторяются ежедневно. Как мы можем назвать происходящее? (выработка навыков, рефлекс).

  1.  Фронтальный опрос:
    1.  Что такое рефлекс? (приспособление организма к реакциям на влияние окружающей среды);
    2.  Какие бывают виды рефлексов?
    3.  Дайте характеристику безусловным рефлексам.
    4.  Охарактеризуйте условные рефлексы.
    5.  А что же управляет всем этим процессом? (мозг – большие полушария мозга).

II. Мотивация учебной деятельности.

Вот мы с вами вспомнили тему прошлого урока, повторили термины, выяснили, что мозг человека – главный орган управления всем организмом. На сегодняшнем уроке мы поговорим о ещё одной важной функции мозга.  

-  Почему человек помнит то, что было много лет назад, даже в раннем детстве, и забывает события вчерашнего дня?

- Почему  многие из вас, ребята, жалуются на плохую память, которая подводит в изучении школьных предметов, и завидуют своим одноклассникам, обладающим хорошей памятью.

 Что-то человек помнит, что-то  - забывает.  В результате сотрясения мозга  человек может забыть свой родной язык, прошлое. Больной на амнезию, говорит: «Я понимаю, что я живой, я умею делать то и то, но я не знаю, кто я»? «Я», как осознание себя не существует.

- А что отображает осознание того, что случилось в прошлом? (память).  

III. Сообщение темы и целей урока.

     Тема сегодняшнего урока: «Память. Виды памяти».  

И изучая эту тему, мы рассмотрим  такие вопросы:

План урока (на доске):

  1.  Ознакомиться с понятием памяти, основными процессами памяти
  2.  Рассмотреть виды и формы памяти
  3.  Установить нормы гигиены и питания, способствующие улучшению памяти
  4.  Овладеть приёмами мнемотехники для развития памяти
  5.  Выполнить практическую работу.

На сегодняшнем уроке будут работать все, мы создадим рабочие группы, которые будут исследовать разные вопросы, высказывать собственное мнение. Чем активнее будет работать группа, тем выше бал получит  к концу урока. Как будет проходить оценивание? После каждого выступления, ответа,  группы получают карточку: красная – 3 бала, зеленая – 2 бала, синяя -1бал. Собственные ответы и инициатива на уроке поощряется дополнительными балами к итоговой оценке.

IV. Изучение нового материала.

Итак, ребята, мы повторили, что всеми действиями организма человека руководит мозг.

      Вопрос:

С какой системой органов связана работа памяти? (с нервной системой)

Учитель математики:

Мозг каждого человека – это компьютер. Человеческий мозг – уникальный прибор. Он достаточно компактен – средний вес его полтора килограмма, поверхность коры – 2200 см2. Мозг человека весит в среднем 1,36 кг. Десять миллиардов нейронов соединены десятью триллионами связей, причем новые связи устанавливаются непрерывно. Слайд (мозг + нейроны). Таким образом, происходят все мыслительные процессы, а также вырабатывается память.

Учитель биологии: сейчас мы разделим класс на пары (группы), и каждая раскроет нам понятие «памяти».

Первая группа работает с биологическим понятием.

Память – одно из свойств нервной системы,  фиксировать, сохранять  и отображать определённую информацию.

Биологический   словарь                                                                   

Вторая группа работает с философским понятием.

Память – способность организма сохранять и воспроизводить информацию о внешнем мире и о своем внутреннем состоянии для дальнейшего ее использования.

Философский словарь.

Третья группа работает с психологическим понятием.

Память – это процессы накопления и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование.

Краткий психологический словарь.

 

Обобщим понятие памяти: Память – это свойство нервной системы накапливать, сохранять и воспроизводить информацию.

Флэш-память (англ. flash memory) — разновидность полупроводниковой технологии электрически перепрограммируемой памяти

Вопрос.

У всех ли людей одинаковая память? Сейчас мы проверим это благодаря экспресс-диагностике (входному диагностированию).

Слайд: Экспресс-диагностика. Сколько предметов ты запомнишь за 1 минуту? (Слайд)

Результат: как видим, результаты совершенно разные и не совсем утешительные.

  •  Важно уметь грамотно пользоваться процессами запоминания. Поэтому необходимо познакомиться с сущностью,  механизмами и средствами улучшения памяти.

Основные процессы памяти (Слайд)

А сейчас мы узнаем, по каким критериям можно разделить память на виды?

1. Виды памяти:

По своим разновидностям, память бывает (Слайд):

  1.  Двигательная
  2.  Эмоциональная
  3.  Образная

          Зрительная

             Слуховая

             Осязательная

             Обонятельная

             Вкусовая

 

Рассмотрим эти виды памяти.

Самостоятельная работа. Учитель раздает  парам учащихся конверты с определённым видом памяти, его характеристикой. Учащимся необходимо ознакомиться и выступить с маленьким докладом по данному вопросу.

Двигательная память

Это запоминание и воспроизведение движений. Она является основой выработки двигательных навыков. Овладение ходьбой, бегом, ездой на велосипеде, игрой на музыкальных инструментах, навыками письма возможны благодаря двигательной памяти, позволяющей автоматически, без контроля сознания выполнять комплекс движений

Эмоциональная память

Это память чувств. Представим себе, что в прошлом человек испытал какое-то событие, столкнулся с ситуацией, которая оставила в его душе сильный эмоциональный след. При новой встрече с ними человек вновь переживает «запомнившееся» чувство. Так, встретив человека, с которым связано воспоминание об очень радостном событии в вашей жизни, вы долгое время будете пребывать в радостном настроении. Для демонстрации этого вида памяти учащимся вначале предлагается прослушать текст, который учитель читает с выражением, затем этот же текст читается с демонстрацией художественных картин и в третий раз текст сопровождается небольшим фрагментом из фильма. Учитель спрашивает у детей, какой из текстов произвел на них большее впечатление? Почему?

  1.  Текст о том, как распускается роза.
  2.  Тот же текс, но с демонстрацией рисунков: а) бутон, б) полураскрытый цветок, в) полностью раскрытый цветок.
  3.  Видеоролик: «Как распускается цветок». (http://www.youtube.com/watch?v=Ry0_n1FF-78)  (На учащихся большее впечатление произвёл текст, сопровождающийся показом фильма).

Образная память сохраняет и воспроизводит различные образы. Она воспроизводит запахи моря, шум волны, вкус мороженого.  Образная память формируется на основе информации полученной от различных органов чувств.

Учитель биологии: а сейчас я буду задавать вопросы, а вы, по принципу, кто первый, поднимаете руку и отвечаете.

1) Многим людям, достаточно внимательно посмотреть на текст, чтобы его запомнить.

     С каким органом чувств, связана эта образная память? (глаза)

     Как бы вы назвали этот вид образной памяти? (зрительная)    

2) Слепые люди не могут воспринимать информацию с помощью органа зрения.

    Какие органы чувств у этих людей более развиты?(слух, кончики пальцев)

    Как можно назвать этот вид образной памяти? ( осязательная, тактильная)

3) Иногда развитие того или иного вида памяти  связано с профессиональной деятельностью.  

 Подумайте, какой вид памяти должен быть развит у музыканта?(слух)

Подумайте, какой вид памяти должен быть развит у парфюмера, у повара?

Разные виды памяти тесно связаны между собой и никогда не «работают» изолированно. Человек может одновременно использовать двигательную, эмоциональную, образную   память.  

Учитель биологии:  Какой же память может быть по длительности хранения информации:  

Формы памяти.

1. Мгновенная память — объект, воздействующий на человека, прежде всего, изменяет состояние органов чувств, которые обладают некоторой инерцией, что и определяет сохранение следа этого воздействия несколько мгновений. Вы вошли в класс и сели за парту. «Холодная», — отмечаете вы, и, через несколько секунд эта информация стерлась из вашей памяти.

 

2. Кратковременная память — объем такой памяти невелик, а время сохранения информации составляет несколько минут. На существование кратковременной памяти обращал внимание каждый из нас. Например, когда вас знакомят с кем-то, долго ли вы потом помните имена и фамилии новых знакомых? Если не сделаете в момент знакомства усилие, не западет имя в памяти, вы уже не в силах его восстановить. Или на уроке, учитель только что объяснил материал, и вы удачно «улучив момент» повторили объяснение учителя на каком-то конкретном примере. В конце урока, учитель снова обращается к вам за помощью, но вы уже не в силах повторить свой ответ. Почему? Информация была сохранена в кратковременной памяти и уже стерта, забыта.

3. Долговременная память. Объем долговременной памяти практически неограничен, так же неограниченно и время хранения в ней. Здесь хранится память на такую информацию как свое имя, адрес, возраст, информация о родителях, основной жизненный опыт и т.д.

 

Практическая работа «Выявление объёма кратковременной памяти»

  •  Цель: определить объём кратковременной памяти.
  •   Ученики в течение 10 сек. запоминают набор и последовательность слов. Затем на листе бумаге, подождав еще 10 сек., воспроизводят их. Слова  на тему «школа».
  •  Слова:
  •   школа, класс, учитель, указка, книга, тетрадь, ручка, карандаш дневник, двойка.

Ключ к тесту:

Объем кратковременной памяти можно измерить.  Её объём был определен американским психологом Мишером и равен он 7 “+” , “-”. Цифра “7” некая константа работы головного мозга человека. Цифра “7” чаще всего употребляется в пословицах, то есть наши предки, инстинктивно чувствовали значимость этого числа. Чаще всего именно оно используется в пословицах. Семь бед – один ответ. Семеро одного не ждут. Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Учитель математики: Мы сейчас узнали о видах памяти. В процессе изучения математики, используются два типа памяти: кратковременная и долговременная.  Сейчас мы проверим вашу кратковременную математическую память:

(геометрические фигуры). Слайд.

Учитель биологии:

Нормы гигиены и питания. Слайд.

Продукты питания, улучшающие память. Слайд.

Какие же продукты питания способствуют улучшению памяти?

Вопрос.

Как вы думаете, стоит ли расстраиваться тем, у кого объем   памяти   маленький?

Память – это дар божий или ее можно тренировать?

V. Известные люди и их память.

Учитель математики:

Врач, философ Авиценна в библиотеке бухарского правителя прочел десять тысяч книг. Через несколько лет во время войны библиотека сгорела. Авиценна смог восстановить их все по памяти, диктуя тексты сорока писцам. Наполеон однажды, еще, будучи поручиком, был посажен на гауптвахту и там от скуки прочел книгу по римскому праву. Спустя два десятилетия (!) он дословно цитировал выдержки из нее. Также он и Суворов знали многих солдат своей армии не только в лицо, но и по именам. Академик Абрам Иоффе знал наизусть всю таблицу логарифмов. А это сотни разных, ничем не связанных между собой цифр. Шахматист Александр Алехин мог играть по памяти, вслепую, с 30 - 40 партнерами одновременно.

Учитель биологии: Из всего услышанного, можем сделать вывод, что память улучшить можно, но как?

VI. Методы улучшения памяти.

Древние Греки считали богиней памяти Мнемозину, отсюда синоним слова память - мнемоника

Мнемоническими техниками пользовались многие великие ораторы древности. Например:

1-й ученик: Метод Цицерона на пространственное воображение.

Цицерон  «развешивал» опорные слова своих речей по своей комнате, и, вступая перед публикой, просто мысленно обводил взглядом свою комнату, и поэтому всегда знал, когда и что говорить. Это заменяло ему письменный план. Вот и секрет того, что великие ораторы могли выступать «без бумажки» и при этом выстраивать свои речи грамотно и четко.

2-й ученик: Метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти.

Подражайте Айвазовскому.

Известный русский художник Айвазовский запоминал поразивший его пейзаж методом, который сегодня психологи предлагают для тренировки зрительной памяти. Посмотрите на предмет, или пейзаж, или на человека в течение 3 секунд, стараясь запомнить детально. Потом закройте глаза и представьте мысленно этот предмет во всех подробностях. Задавайте себе вопросы по подробностям этого образа. Далее откройте глаза на 1 секунду, дополните образ, закройте глаза и постарайтесь добиться максимально яркого изображения предмета и так повторите несколько раз.

3-й ученик: Рифмуйте и пойте.

Попробуйте, пока вас никто не слышит, спеть «В лесу родилась елочка!». У вас легко это получится. А все потому, что ритм и рифма - очень крепкий «клей» для памяти. Если хотите запомнить что-нибудь навсегда, положите слова на музыку с хорошим четким ритмом. В древности барды не просто рассказывали истории о былом, а пели их. Именно поэтому барды помнили все эти бесконечные истории о героях, богах и прекрасных девах.

4-й ученик:  Включите воображение, свяжите между собой, казалось бы, совсем не связанные между собой слова. Слайд.

Учитель математики:

Методы запоминания цифр:

Приготовьте на листе бумаги следующую таблицу:

37    48    95

24    73    58    49

89    65    17    59    78

53    27    87    91    23    47

16    51    38    43    87    14    92

72    84    11    85    41    68    27    58

47    32    61    18    92    34    52    76    81

69    15    93    72    38    45    96    26    58    83

С помощью этой таблицы можно производить проверку как зрительной, так и слуховой кратковременной памяти. Способ проверки кратковременной зрительной памяти:  смотрите на первую строку, запоминаете, закрываете и по памяти записываете на листе; то же проделываете со второй строкой, и т.д.  Если вы сумеете записать по памяти все числа не выше 3—4-й строки без ошибок, то у вас вполне нормальная зрительная кратковременная память.

Обобщение.

Итак, ребята, мы с вами узнали, что такое память, какая может быть память по объёму запоминания и по своей разновидности; как надо тренировать память, какой режим дня необходимо соблюдать каждому человеку. Давайте же сейчас подведём итог и посмотрим на Законы памяти – согласны вы сними или нет?

Закон интереса

Интересное запоминается легче.

Закон осмысления

Чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится.

Закон установки

Если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче.

 

Закон действия

Информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше.

 Закон края

 Лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце.

 Закон повторения

Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз.

 Закон незавершённости

 Лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д.

“Скажи мне, и я забуду;

Покажи мне, и я, может быть, запомню,

Вовлеки меня, и я пойму.”

                  Конфуций (450 г. до н.э.)

VII. Итог:

Экспресс-тест: (исходящее тестирование).

Оценивание учащихся. Подсчёт карточек (суммирование баллов), выставление оценки.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26885. V-я и VI 1-я пары черепно-мозговых нервов. Общая характеристика, ветвление 2.98 KB
  Двенадцать пар черепномозговых нервов принято делить на 3 чувствительных I пара обонятельный U пара зрительный и VIII пара преддверноулитковый 5 двигательных III пара глазодвигательный IV пара блоковый VI пара отводящий XI пара добавочный и XII пара подъязычный и 4 смешанных V пара тройничный VII пара лицевой IX пара языкоглоточный и X пара блуждающий; в состав последних входят чувствительные двигательные и вегетативные волокна. 5 пара тройничный нервn.
26886. Общие закономерности строения вегетативной нервной системы 2.13 KB
  В симпатической нервной системе преганглионарные нейроны находятся в промежуточном боковом роге спинного мозга от верхнегрудного до среднепоясничного отдела Т1ТЗ. Преганглионарные парасимпатические нейроны залегают в стволе мозга и крестцовом отделе спинного мозга. Постганглионарные нейроны находятся в вертебральных и превертебральных ганглиях в симпатической системе а в парасимпатической они расположены в непосредственной близости от стенки органа который они иннервируют.
26887. Симпатическая часть вегетативной нервной системы. Солнечное сплетение 4.18 KB
  Симпатическая нервная система делится на центральную расположенную в спинном мозге и периферическую включающую многочисленные соединённые друг с другом нервные ветви и узлы. По своему ходу симпатические волокна отделяются от двигательных соматических и далее в виде белых соединительных ветвей вступают в узлы пограничного симпатического ствола. В состав солнечного сплетения входят правый и левый чревные узлы непарный верхний брыжеечный узел большой и малый внутренностные нервы и многие другие которые отходят от узлов в разные стороны...
26888. Парасимпатическая часть вегетативной нервной системы 4.21 KB
  Преганглионарные волокна отходят от центров в составе черепномозговых или спинномозговых нервов. От центров расположенных в среднем мозге преганглионарные волокна доходят до ресничного узла а от него идут постганглионарные волокна к глазу где разветвляются в сфинкторе зрачка и ресничной мышце.Слезоотделительныйпреганглиолярные волокна доходят до клинонёбного ганглия постганглиолярные волокна достигают слёзных желёз желёз неба и носовой полости; 2.Краниальныйоральный слюноотделительный преганглиолярные волокна доходят до...
26889. Блуждающий нерв 4.81 KB
  Направляясь латерально и вниз он покидает череп через переднюю часть яремного отверстия вместе с языкоглоточным и добавочным нервами располагаясь между ними. В области яремного отверстия блуждающий нерв утолщается за счёт верхнего узла лат. ganglion superius а немного ниже через 1015 см имеется ещё один узел несколько больших размеров лат. Спускаясь ниже блуждающий нерв в области шеи ложится на переднюю заднюю поверхность внутренней яремной вены лат.
26891. Защитные и вспомогательные образования глаза 1.53 KB
  Защитные и вспомогательные образования глаза К защитным и вспомогательным приспособлениям глаза относятся орбита глазной жир мышцы глаза веки ресницы конъюнктива слезный аппарат. Орбита является костным остовом глаза и защищает глазное яблоко от механических воздействий. Из коньюнктивального мешка слеза оттекает по носослезному каналу который начинается от слезного мешка во внутреннем углу глаза а заканчивается отверстием на слизистой оболочке носовой полости у входа.
26892. Оболочки и светопреломляющие среды глазного яблока 3.11 KB
  Наружная оболочка глазного яблока соединительнотканного происхождения и делится на две части склеру и роговицу. Склераsclera или белочная оболочка толстая прочная непрозрачная расположена в заднем отделе глазного яблока. Средняя сосудистая оболочка в которой в большом количестве разветвляются сосуды также делится на заднюю собственно сосудистуюchorioidea и переднюю части. В собственной сосудистой оболочке находится отражательная оболочкаtapetum.
26893. Наружное и среднее ухо 5.47 KB
  Наружное ухоauris externa состоит из ушной раковины двигательного аппарата ушной раковины и наружного слухового прохода. Основой складки служит эластический хрящ ушной раковины. Часть раковины выступающей над поверхностью тела называется ладьейscapha а проксимальная её часть скрытая под кожным покровомоснованием ушной раковины завитковая частьconcha auriculae s. Наружная поверхность раковины образует спинку раковиныdorsum auriculae а внутренняя поверхность ладьевидную ямкуfossa scaphoidea.