57875

Память. Виды памяти

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: дать понятие о видах и качестве памяти определить её роль в формировании индивидуальности; на практике ознакомиться с методами определения памяти; развивать умение тренировать и укреплять память; воспитывать стремление к развитию определенного вида памяти;...

Русский

2014-04-16

87.5 KB

5 чел.

Тема урока: Память. Виды памяти.

Цель урока: - дать понятие о  видах и качестве памяти, определить       

                 её роль  в формировании индивидуальности;

                      - на практике ознакомиться с методами определения памяти;

                      - развивать умение тренировать и укреплять память;

                      - воспитывать стремление к развитию определенного вида  

                        памяти;

                      - соблюдать сурдопедагогические цели.

Оборудование: экран, мультимедийная установка, плакаты, таблицы, листы с заданием, модели мозга представителей животного мира. Видеоролик: «Как распускается цветок».

Тип урока: бинарный  – биология и математика.

 Аннотация к уроку: урок проводился в 9 классе специальной общеобразовательной школы II-III ступеней для глухих и слабослышащих детей. Поэтому большое внимание уделяется словарной работе: объяснению терминологии, правильному произношению, ударению на словах. Длительность урока – 2 академических часа.

                                                     Ход урока:

I. Организация класса.

  Актуализация опорных знаний.

 «Здравствуйте ребята». Начиная наш урок, давайте обратим внимание на то, что вы делаете первым, когда заходите в кабинет  и слышите такое приветствие? Вы отвечаете таким же приветствием, садитесь на свои места и одеваете наушники, готовясь к уроку. Почему так происходит? (по привычке). То же самое происходит, когда я говорю: - запишем число и тему урока. Что вы делаете? Открываете тетради и пишете. Все это происходит автоматически, как вы говорите по привычке, потому как такие действия повторяются ежедневно. Как мы можем назвать происходящее? (выработка навыков, рефлекс).

  1.  Фронтальный опрос:
    1.  Что такое рефлекс? (приспособление организма к реакциям на влияние окружающей среды);
    2.  Какие бывают виды рефлексов?
    3.  Дайте характеристику безусловным рефлексам.
    4.  Охарактеризуйте условные рефлексы.
    5.  А что же управляет всем этим процессом? (мозг – большие полушария мозга).

II. Мотивация учебной деятельности.

Вот мы с вами вспомнили тему прошлого урока, повторили термины, выяснили, что мозг человека – главный орган управления всем организмом. На сегодняшнем уроке мы поговорим о ещё одной важной функции мозга.  

-  Почему человек помнит то, что было много лет назад, даже в раннем детстве, и забывает события вчерашнего дня?

- Почему  многие из вас, ребята, жалуются на плохую память, которая подводит в изучении школьных предметов, и завидуют своим одноклассникам, обладающим хорошей памятью.

 Что-то человек помнит, что-то  - забывает.  В результате сотрясения мозга  человек может забыть свой родной язык, прошлое. Больной на амнезию, говорит: «Я понимаю, что я живой, я умею делать то и то, но я не знаю, кто я»? «Я», как осознание себя не существует.

- А что отображает осознание того, что случилось в прошлом? (память).  

III. Сообщение темы и целей урока.

     Тема сегодняшнего урока: «Память. Виды памяти».  

И изучая эту тему, мы рассмотрим  такие вопросы:

План урока (на доске):

  1.  Ознакомиться с понятием памяти, основными процессами памяти
  2.  Рассмотреть виды и формы памяти
  3.  Установить нормы гигиены и питания, способствующие улучшению памяти
  4.  Овладеть приёмами мнемотехники для развития памяти
  5.  Выполнить практическую работу.

На сегодняшнем уроке будут работать все, мы создадим рабочие группы, которые будут исследовать разные вопросы, высказывать собственное мнение. Чем активнее будет работать группа, тем выше бал получит  к концу урока. Как будет проходить оценивание? После каждого выступления, ответа,  группы получают карточку: красная – 3 бала, зеленая – 2 бала, синяя -1бал. Собственные ответы и инициатива на уроке поощряется дополнительными балами к итоговой оценке.

IV. Изучение нового материала.

Итак, ребята, мы повторили, что всеми действиями организма человека руководит мозг.

      Вопрос:

С какой системой органов связана работа памяти? (с нервной системой)

Учитель математики:

Мозг каждого человека – это компьютер. Человеческий мозг – уникальный прибор. Он достаточно компактен – средний вес его полтора килограмма, поверхность коры – 2200 см2. Мозг человека весит в среднем 1,36 кг. Десять миллиардов нейронов соединены десятью триллионами связей, причем новые связи устанавливаются непрерывно. Слайд (мозг + нейроны). Таким образом, происходят все мыслительные процессы, а также вырабатывается память.

Учитель биологии: сейчас мы разделим класс на пары (группы), и каждая раскроет нам понятие «памяти».

Первая группа работает с биологическим понятием.

Память – одно из свойств нервной системы,  фиксировать, сохранять  и отображать определённую информацию.

Биологический   словарь                                                                   

Вторая группа работает с философским понятием.

Память – способность организма сохранять и воспроизводить информацию о внешнем мире и о своем внутреннем состоянии для дальнейшего ее использования.

Философский словарь.

Третья группа работает с психологическим понятием.

Память – это процессы накопления и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование.

Краткий психологический словарь.

 

Обобщим понятие памяти: Память – это свойство нервной системы накапливать, сохранять и воспроизводить информацию.

Флэш-память (англ. flash memory) — разновидность полупроводниковой технологии электрически перепрограммируемой памяти

Вопрос.

У всех ли людей одинаковая память? Сейчас мы проверим это благодаря экспресс-диагностике (входному диагностированию).

Слайд: Экспресс-диагностика. Сколько предметов ты запомнишь за 1 минуту? (Слайд)

Результат: как видим, результаты совершенно разные и не совсем утешительные.

  •  Важно уметь грамотно пользоваться процессами запоминания. Поэтому необходимо познакомиться с сущностью,  механизмами и средствами улучшения памяти.

Основные процессы памяти (Слайд)

А сейчас мы узнаем, по каким критериям можно разделить память на виды?

1. Виды памяти:

По своим разновидностям, память бывает (Слайд):

  1.  Двигательная
  2.  Эмоциональная
  3.  Образная

          Зрительная

             Слуховая

             Осязательная

             Обонятельная

             Вкусовая

 

Рассмотрим эти виды памяти.

Самостоятельная работа. Учитель раздает  парам учащихся конверты с определённым видом памяти, его характеристикой. Учащимся необходимо ознакомиться и выступить с маленьким докладом по данному вопросу.

Двигательная память

Это запоминание и воспроизведение движений. Она является основой выработки двигательных навыков. Овладение ходьбой, бегом, ездой на велосипеде, игрой на музыкальных инструментах, навыками письма возможны благодаря двигательной памяти, позволяющей автоматически, без контроля сознания выполнять комплекс движений

Эмоциональная память

Это память чувств. Представим себе, что в прошлом человек испытал какое-то событие, столкнулся с ситуацией, которая оставила в его душе сильный эмоциональный след. При новой встрече с ними человек вновь переживает «запомнившееся» чувство. Так, встретив человека, с которым связано воспоминание об очень радостном событии в вашей жизни, вы долгое время будете пребывать в радостном настроении. Для демонстрации этого вида памяти учащимся вначале предлагается прослушать текст, который учитель читает с выражением, затем этот же текст читается с демонстрацией художественных картин и в третий раз текст сопровождается небольшим фрагментом из фильма. Учитель спрашивает у детей, какой из текстов произвел на них большее впечатление? Почему?

  1.  Текст о том, как распускается роза.
  2.  Тот же текс, но с демонстрацией рисунков: а) бутон, б) полураскрытый цветок, в) полностью раскрытый цветок.
  3.  Видеоролик: «Как распускается цветок». (http://www.youtube.com/watch?v=Ry0_n1FF-78)  (На учащихся большее впечатление произвёл текст, сопровождающийся показом фильма).

Образная память сохраняет и воспроизводит различные образы. Она воспроизводит запахи моря, шум волны, вкус мороженого.  Образная память формируется на основе информации полученной от различных органов чувств.

Учитель биологии: а сейчас я буду задавать вопросы, а вы, по принципу, кто первый, поднимаете руку и отвечаете.

1) Многим людям, достаточно внимательно посмотреть на текст, чтобы его запомнить.

     С каким органом чувств, связана эта образная память? (глаза)

     Как бы вы назвали этот вид образной памяти? (зрительная)    

2) Слепые люди не могут воспринимать информацию с помощью органа зрения.

    Какие органы чувств у этих людей более развиты?(слух, кончики пальцев)

    Как можно назвать этот вид образной памяти? ( осязательная, тактильная)

3) Иногда развитие того или иного вида памяти  связано с профессиональной деятельностью.  

 Подумайте, какой вид памяти должен быть развит у музыканта?(слух)

Подумайте, какой вид памяти должен быть развит у парфюмера, у повара?

Разные виды памяти тесно связаны между собой и никогда не «работают» изолированно. Человек может одновременно использовать двигательную, эмоциональную, образную   память.  

Учитель биологии:  Какой же память может быть по длительности хранения информации:  

Формы памяти.

1. Мгновенная память — объект, воздействующий на человека, прежде всего, изменяет состояние органов чувств, которые обладают некоторой инерцией, что и определяет сохранение следа этого воздействия несколько мгновений. Вы вошли в класс и сели за парту. «Холодная», — отмечаете вы, и, через несколько секунд эта информация стерлась из вашей памяти.

 

2. Кратковременная память — объем такой памяти невелик, а время сохранения информации составляет несколько минут. На существование кратковременной памяти обращал внимание каждый из нас. Например, когда вас знакомят с кем-то, долго ли вы потом помните имена и фамилии новых знакомых? Если не сделаете в момент знакомства усилие, не западет имя в памяти, вы уже не в силах его восстановить. Или на уроке, учитель только что объяснил материал, и вы удачно «улучив момент» повторили объяснение учителя на каком-то конкретном примере. В конце урока, учитель снова обращается к вам за помощью, но вы уже не в силах повторить свой ответ. Почему? Информация была сохранена в кратковременной памяти и уже стерта, забыта.

3. Долговременная память. Объем долговременной памяти практически неограничен, так же неограниченно и время хранения в ней. Здесь хранится память на такую информацию как свое имя, адрес, возраст, информация о родителях, основной жизненный опыт и т.д.

 

Практическая работа «Выявление объёма кратковременной памяти»

  •  Цель: определить объём кратковременной памяти.
  •   Ученики в течение 10 сек. запоминают набор и последовательность слов. Затем на листе бумаге, подождав еще 10 сек., воспроизводят их. Слова  на тему «школа».
  •  Слова:
  •   школа, класс, учитель, указка, книга, тетрадь, ручка, карандаш дневник, двойка.

Ключ к тесту:

Объем кратковременной памяти можно измерить.  Её объём был определен американским психологом Мишером и равен он 7 “+” , “-”. Цифра “7” некая константа работы головного мозга человека. Цифра “7” чаще всего употребляется в пословицах, то есть наши предки, инстинктивно чувствовали значимость этого числа. Чаще всего именно оно используется в пословицах. Семь бед – один ответ. Семеро одного не ждут. Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Учитель математики: Мы сейчас узнали о видах памяти. В процессе изучения математики, используются два типа памяти: кратковременная и долговременная.  Сейчас мы проверим вашу кратковременную математическую память:

(геометрические фигуры). Слайд.

Учитель биологии:

Нормы гигиены и питания. Слайд.

Продукты питания, улучшающие память. Слайд.

Какие же продукты питания способствуют улучшению памяти?

Вопрос.

Как вы думаете, стоит ли расстраиваться тем, у кого объем   памяти   маленький?

Память – это дар божий или ее можно тренировать?

V. Известные люди и их память.

Учитель математики:

Врач, философ Авиценна в библиотеке бухарского правителя прочел десять тысяч книг. Через несколько лет во время войны библиотека сгорела. Авиценна смог восстановить их все по памяти, диктуя тексты сорока писцам. Наполеон однажды, еще, будучи поручиком, был посажен на гауптвахту и там от скуки прочел книгу по римскому праву. Спустя два десятилетия (!) он дословно цитировал выдержки из нее. Также он и Суворов знали многих солдат своей армии не только в лицо, но и по именам. Академик Абрам Иоффе знал наизусть всю таблицу логарифмов. А это сотни разных, ничем не связанных между собой цифр. Шахматист Александр Алехин мог играть по памяти, вслепую, с 30 - 40 партнерами одновременно.

Учитель биологии: Из всего услышанного, можем сделать вывод, что память улучшить можно, но как?

VI. Методы улучшения памяти.

Древние Греки считали богиней памяти Мнемозину, отсюда синоним слова память - мнемоника

Мнемоническими техниками пользовались многие великие ораторы древности. Например:

1-й ученик: Метод Цицерона на пространственное воображение.

Цицерон  «развешивал» опорные слова своих речей по своей комнате, и, вступая перед публикой, просто мысленно обводил взглядом свою комнату, и поэтому всегда знал, когда и что говорить. Это заменяло ему письменный план. Вот и секрет того, что великие ораторы могли выступать «без бумажки» и при этом выстраивать свои речи грамотно и четко.

2-й ученик: Метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти.

Подражайте Айвазовскому.

Известный русский художник Айвазовский запоминал поразивший его пейзаж методом, который сегодня психологи предлагают для тренировки зрительной памяти. Посмотрите на предмет, или пейзаж, или на человека в течение 3 секунд, стараясь запомнить детально. Потом закройте глаза и представьте мысленно этот предмет во всех подробностях. Задавайте себе вопросы по подробностям этого образа. Далее откройте глаза на 1 секунду, дополните образ, закройте глаза и постарайтесь добиться максимально яркого изображения предмета и так повторите несколько раз.

3-й ученик: Рифмуйте и пойте.

Попробуйте, пока вас никто не слышит, спеть «В лесу родилась елочка!». У вас легко это получится. А все потому, что ритм и рифма - очень крепкий «клей» для памяти. Если хотите запомнить что-нибудь навсегда, положите слова на музыку с хорошим четким ритмом. В древности барды не просто рассказывали истории о былом, а пели их. Именно поэтому барды помнили все эти бесконечные истории о героях, богах и прекрасных девах.

4-й ученик:  Включите воображение, свяжите между собой, казалось бы, совсем не связанные между собой слова. Слайд.

Учитель математики:

Методы запоминания цифр:

Приготовьте на листе бумаги следующую таблицу:

37    48    95

24    73    58    49

89    65    17    59    78

53    27    87    91    23    47

16    51    38    43    87    14    92

72    84    11    85    41    68    27    58

47    32    61    18    92    34    52    76    81

69    15    93    72    38    45    96    26    58    83

С помощью этой таблицы можно производить проверку как зрительной, так и слуховой кратковременной памяти. Способ проверки кратковременной зрительной памяти:  смотрите на первую строку, запоминаете, закрываете и по памяти записываете на листе; то же проделываете со второй строкой, и т.д.  Если вы сумеете записать по памяти все числа не выше 3—4-й строки без ошибок, то у вас вполне нормальная зрительная кратковременная память.

Обобщение.

Итак, ребята, мы с вами узнали, что такое память, какая может быть память по объёму запоминания и по своей разновидности; как надо тренировать память, какой режим дня необходимо соблюдать каждому человеку. Давайте же сейчас подведём итог и посмотрим на Законы памяти – согласны вы сними или нет?

Закон интереса

Интересное запоминается легче.

Закон осмысления

Чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится.

Закон установки

Если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче.

 

Закон действия

Информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше.

 Закон края

 Лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце.

 Закон повторения

Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз.

 Закон незавершённости

 Лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д.

“Скажи мне, и я забуду;

Покажи мне, и я, может быть, запомню,

Вовлеки меня, и я пойму.”

                  Конфуций (450 г. до н.э.)

VII. Итог:

Экспресс-тест: (исходящее тестирование).

Оценивание учащихся. Подсчёт карточек (суммирование баллов), выставление оценки.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23306. Етномовні макроспільності первісності - загальна хар-ка; індоєвропейська родина 19 KB
  Ностратична макроспільнота Ескалеутська родина екімоси алеути – мови народів Півночі Алтайська родина – тюркська татарська узбецька киргизька туркменська турецька монгольська бурятська калмицька Уральські мови фіноугорські мови та діалекти Дравідійська родина – еламська протоіранська Картвельська – грузинська та діалекти народів Закавказзя Індоєвропейська – 12 мов та мовних груп: 1. індоіранські давньоіндійські мови зокрема мова Вед санскрит давньоіранські мови Авести 3. тохарські мови 7. альбанські мови 8.
23307. Археологічні культури первісності на території України 18.5 KB
  ; €œІсторія української культури€ т. 1 Основні етапи розвитку матеріальної та духовної культури первісного суспільства на території України 1. Головним об’єктом дослідження історії первісних суспільств зокрема на території України є так звані археологічні культури – група або декілька груп чи комплексів груп матеріальних викопних археологічних знахідок які харся трьома спільностями: спільність території поширення цих пам’яток часу або хронологічного періоду поширення технології виготовлення 1 знаряддя праці з природних та штучних...
23308. Культурно-мистецьке життя Галицько-Волинського князівства 15 KB
  життя ГВК літературни процес образотворче мистецтво та архітектура ГВК 1 Впродовж другої половини ХІІІ ст. процеси давньоукраїнського державотворення переміщується на західноукраїнські землі де галицькі князі Роман Мстиславич і його син Данило Галицький створили ГВК. Протяго майже 40 років Данило Романович об’єднав етнічні українські землі у складі ГВК. ГВК втратило політичну незалежність і було поділено між Польським та Угорським королівствами.
23309. ІУК як наукова дисципліна 26.5 KB
  Розвиток ІУК в ХХ ст. Важливий внесок у становлення ІУК як науки про культуру протягом ХІХ ст. зробили: вихованці та викладачі внз Харківський Київський університети науковці з академічних установ Росія АвстроУгорщина Німеччниа Франція представники різних державних і громадських наукових товариств ІсторикоФілологічне Товариство Харківський унт КАК Київська археографічна комісія Південнозахідний відділ РГТ Російське географічне товариство комісій КАК об’єдання наковців та окремі дослідники Основними напрямами...
23310. Культура як об’єкт наукового дослідження 18.5 KB
  Дослідженням культури в усіх її проявах займаються науки про культуру: історія культури теорія культури філософія культури соціологія культури культурологія соціальна онтологія. більшість наук використовують методи а загальноісторичний окремий тип соціальноекономічного розвитку суспільства ототожнюється із однойменним типом культури б локальногеографічний поділ культур світу на етнічні народні регіональні континентальні Інші типи культур: класові професійні субкультури молодіжні етнічні та інші 2. Чинники формування...
23311. Классификация гласных звуков. Принципы классификации гласных по МФА. Дифтонги 22.5 KB
  Дифтонги. дифтонги сложный гласный состоящий из двух элементов образующих один слог чем и обеспечивается фонетическая целостность. Дифтонги нисходящие – aurum восходящие иа.
23312. Сравнительно-исторический метод в языкознании. Периодизация. Внешняя и внутренняя реконструкция 28 KB
  Сравнительноисторический метод – метод классификации языков который служит для сравнительного изучения языкового материала. Принципы и методы сравнительноисторического метода: 1 Тщательный отбор языкового материала подлежащего сравнению. Сравниваемые языковые формы должны соотноситься по значению но подобная соотнесенность может быть лишь частичной. 3 Реконструкция праязыковых форм.
23313. Зависимость композиции произведения от художественного метода, рода и жанра 28.5 KB
  Зависимость композиции произведения от художественного метода рода и жанра. Главные особенности: исключительные обстоятельства действия исключительные герои Автор затушёвывает особые свойства героя для создания романтического образа Цыгане Пушкина – культ свободы В романтических произведениях автор своё субъективное начало проявляет более широко и властно чем в классицистических. композиция лирического произведения см. ответ на вопрос №49 композиция драматического произведения см.