57877

Классификация млекопитающих. Яйцекладущие и сумчатые млекопитающие

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: обучающая: Изучить классификацию млекопитающих. Познакомить учащихся с яйцекладущими и сумчатыми млекопитающими, раскрыть особенности размножения и индивидуального развития этих животных: черты сходства и отличия.

Русский

2014-04-16

401 KB

50 чел.

PAGE  9

                   Учитель биологии:  Авдиянц О.А.

    

Тема:  Классификация млекопитающих. Яйцекладущие и сумчатые млекопитающие.

Цель урока:

  •   обучающая:
  1.  Изучить классификацию млекопитающих.
  2.  Познакомить учащихся с яйцекладущими и сумчатыми млекопитающими, раскрыть особенности размножения и индивидуального развития этих животных: черты сходства и отличия.
  3.  Формировать навыки применения полученных знаний и получения новых, используя информационные технологии.
  4.  Использовать компьютер, как средство диагностики знаний учащихся.
  •   развивающая:

1. Расширить кругозор учащихся.

  1.  Формировать навыки самообразовательной деятельности учащихся с помощью компьютерной программы «Открытая Биология».
  2.  Углубить знания учащихся по информатике, развивать интеллект.
  •  воспитательная:
  1.  Воспитывать чувство любви  к природе, понимание ее хрупкости, необходимости защиты.
  2.  Воспитывать интерес к изучению новых информационных технологий.

Тип урока: Изучение нового материала.

Оборудование: компьютерный класс Pentium;

Программное обеспечение: операционная система Windows 98, интерактивный курс биологии «Открытая Биология», компьютерный тест.

Материалы к уроку: таблицы, карточки с заданиями, кроссворд.

Ход урока

I.  Организационный момент.

  •  Приветствие
  •  Проверка присутствующих.

II. Проверка домашнего задания

1. Беседа

  •  Назовите отличителные черты млекопитающих;
    •  Назовите отделы позвоночника

2. Класс делится на две группы. Первая группа выполняет задание по раздаточным карточкам стр.25 (вопрос 1А, Б)  Вторая группа выполняет тесты за компьютером.


Тест:

1. Млекопитающие обитают

на земле;

в воздухе;

в воде;

в почве.

2. Роговыми образованиями, связанными с покровами млекопитающих, являются:

когти и ногти

рога и копыта

волосы и чешуя

крылья и летательные перепонки.

3. Выберите верные утверждения о кровеносной  системе млекопитающих:

у млекопитающих трехкамерное сердце;

у млекопитающих два круга кровообращения;

у млекопитающих четырехкамерное сердце;

 у млекопитающих отсутствует аорта.

4. Плацента – это

орган, в котором развивается зародыш;

участок стенки матки, в который вростают ворсинки оболочки зародыша;

орган пищеварения зародыша;

орган дыхания зародыша.

5. Сложный желудок жвачных включает:

2 отдела;

3 отдела;

4 отдела;

5 отделов.

6. Плацента развита у самок:

всех млекопитающих;

всех млекопитающих, кроме сумчатых;

всех млекопитающих, кроме сумчатых и яйцекладущих;

не всех млекопитающих.

7. Наибольшее количество пищи за единицу массы тела в сутки потребляют:

мелкие млекопитающие;

зверьки средних размеров;

крупные звери;

все млекопитающие одинаково.

8. У жвачных животных пища возвращается в ротовую полость из:

сетки

книжки

сычуга

рубца.

9. Сколько позвонков имеет шейный отдел позвоночника млекопитающих:

2

7

14

6

10. Куполообразная мышца, делящая полость тела на 2 части:

плацента

диафрагма

мышцы спины

мышцы живота.

11. Сколько корней имеют резцы и клыки:

1

2

3

4

12. Выделительная система состоит из:

непарных почек, мочеточников, мочевого пузыря.

парных почек, мочевого пузыря.

парных почек, мочеточников, мочевого пузыря

парных почек, мочеточников, мочевого пузыря, мочеиспускательного канала.

Группы меняются местами.

III. Сообщение темы и задач урока.

IV. Изучение нового материала

1. Беседа.

– Класс Млекопитающие делятся на 2 п/класса: первозвери и настоящие звери.
К первому подклассу относятся яйцекладущие млекопитающие, ко второму – сумчатые и плацентарные млекопитающие.


Схема на доске:


– Ребята, почему некоторых Млекопитающих назвали плацентарными? Что такое плацента? Но не все млекопитающие имеют плаценту.

– Сегодня на уроке вы познакомитесь с разнообразием яйцекладущих  и сумчатых Млекопитающих. Вам предлагается статья с цветными иллюстрациями данных животных. Эти животные не имеют плаценты.

– При чтении данной статьи обратите внимание на то, где происходит развитие детенышей сумчатых и яйцекладущих Млекопитающих. Почему им дали такое название?

Вы еще познакомитесь с интересными плацентарными Млекопитающими: отряд неполнозубые, отряд пагнолины, отряд трубкозубы.

– Каковы отличительные особенности этих животных?

2. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы будем использовать компьютер как средство получения новых знаний, так и средство контроля. Сейчас все располагаются возле компьютера по три человека и загружают программу Открытая биология . В диалоговом окне программы выбрать раздел Содержание, а в нем тему Млекопитающие / Классификация млекопитающих.

3. Чтение статьи

Класс млекопитающих разделяется на два подкласса: первозвери и настоящие звери. К первому подклассу относятся яйцекладущие млекопитающие, в настоящее время представленные отрядом однопроходных (клоачных). Это единственные на сегодняшний день млекопитающие, откладывающие яйца и имеющие клоаку, в которую впадают кишечник и мочеполовое отверстие. Строение костей черепа, плечевого пояса конечностей, устройство глаз и органов обоняния сближает их с пресмыкающимися. Сосков нет; примитивные трубчатые молочные железы открываются наружу многочисленными отверстиями. Яйца вынашиваются в специальной сумке (ехидны) или высиживаются в гнезде (утконос). Яйцекладущие теплокровны, однако при температуре воздуха ниже 26° их собственная температура тела понижается.

Отряд однопроходных разделяется на два семейства: утконосы и ехидны; 5 видов. Передняя часть головы утконоса вытянута в плоский «клюв», покрытый мягкой кожей. Спина ехидн покрыта острыми иглами. Клоачные сохранились только в Австралии, Тасмании и Новой Гвинее; все они охраняются государством.

1

Рисунок 1. Однопроходные. Слева направо: утконос, австралийская ехидна, проехидна Бруйна.

Настоящие звери живородящи. Подкласс делится на два надотряда: сумчатые и плацентарные. Первый надотряд представлен единственным отрядом сумчатых. Это наиболее примитивные из существующих ныне живородящих млекопитающих. Настоящая плацента у всех, кроме сумчатых барсуков, отсутствует. Детёныши рождаются недоразвитыми, длиной до 3 см и сразу после рождения помещаются в сумку, образованную кожной складкой. Там же находятся соски молочных желёз. Головной мозг примитивен. В остальном сумчатые мало отличаются от настоящих зверей. Длина тела сумчатых составляет от 4 (сумчатые мыши) до 160 см (серый кенгуру).

По разнообразию адаптаций сумчатые не уступают плацентарным. Среди них имеются лазающие, прыгающие, бегающие, роющие и даже летающие (планирующие) формы. Питаются животной и растительной пищей; многие всеядны. Многие сумчатые (сумчатый волк, сумчатая летяга, сумчатый тушканчик) внешним видом напоминают плацентарных млекопитающих; это типичный пример конвергенции.

Наиболее примитивные из этих животных – опоссумы; в меловом периоде от них произошли все остальные семейства. Постепенно сумчатые, обитавшие первоначально в Северной Америке, заполнили весь земной шар, однако в Европе и других материках Старого света они вымерли в миоцене. В настоящее время сумчатые обитают в Австралии, Новой Гвинее и Америке. Кенгуру и коала стали символами Австралии. 9 семейств (опоссумовые, хищные сумчатые, сумчатые муравьеды, бандикутовые, сумчатые кроты, ценолестовые, поссумовые, вомбатовые, кенгуровые), 260 видов. По новейшим данным в отряде сумчатых прослеживаются семь чётких эволюционных линий, позволяющих разделить эту группу животных на семь отрядов: опоссумовые, малобугорчатые (ценолестовые), чилийские опоссумы, хищные сумчатые (сумчатые волки, сумчатые муравьеды и настоящие хищные сумчатые), бандикутообразные (бандикутовые и кроличьи бандикуты), сумчатые кроты, высшие сумчатые (коаловые, вомбатовые, поссумовые, поссумы-пигмеи, поссумы-медоеды, сумчатые летяги, кенгуровые); как следствие, возрастает и количество семейств. Численность многих видов сокращается, в частности, из-за акклиматизации плацентарных млекопитающих; эти виды охраняются человеком.

2

Рисунок 2.  Сумчатые. Верхний ряд, слева направо: опоссумовые (северный опоссум, пушистый опоссум, толстохвостый опоссум), сумчатый муравьед. Нижний ряд, слева направо: хищные сумчатые (тасманийский сумчатый дьявол, узконосая сумчатая мышь, восточноавстралийский сумчатый тушканчик), сумчатые кроты (большой сумчатый крот).

3

Рисунок 3. Сумчатые. Верхний ряд, слева направо: бандикутовые (длинноносый бандикут, восточный полосатый бандикут), ценолестовые (перуанский ценолест), вомбатовые (тасманийский вомбат). Нижний ряд – поссумовые, слева направо: коала, гигантская сумчатая летяга, сахарный летающий поссум, пятнистый кускус.

4

Рисунок 4. Сумчатые, семейство кенгуровые. Слева направо: серый восточный кенгуру, кенгуру Матши, гребнехвостый кенгуру, мускусный кенгуру.

 Плацентарные млекопитающие – это 18 (по другим системам, 17–25) отрядов: насекомоядные, шерстокрылые, рукокрылые, приматы, неполнозубые, панголины, зайцеобразные, грызуны, китообразные, хищные, ластоногие, трубкозубы, хоботные, даманы, сирены, непарнокопытные, мозоленогие, парнокопытные. Все они произошли от насекомоядных млекопитающих.

Неполнозубые обитают в саваннах и тропических лесах Центральной и Южной Америки, ведя ночной образ жизни. Они отличаются тем, что их зубы не дифференцированы, а также лишены эмали и корней; у муравьедов зубов нет совсем. Тело длиной 12–120 см покрыто шерстью; у броненосцев верхняя часть головы, туловища и хвоста покрыта панцирем из подвижно соединённых костных и роговых пластин. Питаются мелкими животными, а также растительной пищей. 3 современных семейства: броненосцевые, муравьедовые, ленивцевые; 30 видов. Многие из них являются объектом охоты (ради мяса). Среди ископаемых неполнозубых известны гигантские формы (например, шестиметровые мегатерии – гигантские ленивцы).

5

Рисунок 5. Верхний ряд – неполнозубые, слева направо: броненосцевые (девятипоясный броненосец), ленивцевые (трёхпалый ленивец, ленивец Гоффмана). Нижний ряд, слева направо: семейство муравьедовые отряда неполнозубые (большой муравьед, тамандуа), панголины (яванский панголин).

Панголины, или ящеры – ещё одна крайне своеобразная группа млекопитающих. Тело длиной 30–80 см, за исключением морды, брюха и внутренней поверхности ног, покрыто крупными ромбическими чешуями. Зубы частично или полностью отсутствуют, зато в ороговевшем желудке имеется складка с роговыми зубами. Длинный язык, которым панголин ловит муравьёв и термитов, покрыт клейкой слюной. Ведут наземный и древесный ночной образ жизни; при опасности сворачиваются в клубок. Панголины населяют саванны и тропические леса Юго-Восточной Азии, Экваториальной и Южной Африки; 7 видов. Численность этих животных снижается из-за охоты на них ради мяса, обладающего якобы лечебными свойствами.

6

Рисунок 6.  Африканский трубкозуб.

Единственный вид отряда трубкозубов ведёт ночной образ жизни в безлесных пространствах Африки к югу от Сахары. Днём трубкозубы спят в норах глубиной до 3 м. Длина тела 1–1,5 м, масса – 50–70 кг. Лицевая часть головы вытянута в длинную трубку. Зубы лишены эмали, клыки и резцы отсутствуют. Трубкозубы питаются термитами и муравьями, которых собирают длинным языком. Численность сокращается из-за охоты на них со стороны человека.

4. Обсуждение статьи

– Назовите представителей яйцекладущих.

– Как и где происходит развитие детенышей яйцекладущих?

– Назовите представителей сумчатых М.

– Каковы их отличительные черты?

  •  Как называют примитивных сумчатых животных? (опоссумы)
    •  Что вы можете сказать о неполнозубах? (Ночной образ жизни, зубы не дифференцированы, лишены эмали и корней. Тело покрыто шерстью или панцырем. Семейство: броненосцевые, муравьеды, ленивцы)
      •  Что вы можете сказать о панголинах или ящерах? (Тело покрвто ромбической чешуей, зубы отсутствуют, в желудке имеются складки с роговыми зубами, длинный язык)
        •  Что вы можете сказать о трубкозубах? (Ночной образ жизни, днем спят в норах, зубы лишены эмали, клыки и резцы отсутствуют, длинный язык)


V
. Закрепление.

Разгадывание кроссворда 2 варианта (за партами на местах).

1 вариант      ФИ _______________________________________________

2М

У

Р

3л

4т

1п 

л

а

ц

Е

н

т

а

Р

н

ы

5е

а

В

Н

У

Х

Н

Ь

И

Б

И

Г

Е

В

К

Д

О

д

Е

О

Н

Л

ц

З

а

И

У

Н

б

По вертикали:

  1.  Млекопитающее, которое имеет ороговевший желудок, еще его называют ящер.
  2.  Семейство неполнозубых.
  3.  Семейство неполнозубых.
  4.  Единственное животное, которое ведет ночной образ жизни и днем спит в норах глубиной до 3 м.
  5.  Яйцекладущие животные, которые вынашивают яйцо в специальной сумке.

По горизонтали:

1. Млекопитающие имеющие плаценту.

2 вариант      ФИ _______________________________________________

2К

1О

Е

П

Н

3К

5А

О

Г

О

4У

М

1С

У

м

ч

А

Т

ы

Е

С

Р

л

К

Р

У

у

а

О

И

М

Н

К

ы

О

А

с

По вертикали:

  1.  Примитивные сумчатые.
  2.  Сумчатое животное.
  3.  Сумчатый медведь.
  4.  Яйцекладущие животные, которые вынашивают яйца в гнезде.
  5.  Место обитания сумчатых (страна).

По горизонтали:

1. Млекопитающие имеющие сумку.

VI. Итог урока. Домашнее задание.

Подведение итога урока. Выставление оценок за тестовые задания на компьютере

и карточках.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84983. Вправи на закріплення та узагальнення знань про слова, які означають назви предметів 39.54 KB
  Повторювати і поглиблювати знання учнів про слова, які є назвами предметів; удосконалювати вміння розпізнавати ці слова серед інших слів; закріплювати навички написання слів з великої букви; розвивати зв’язне мовлення, вміння правильно висловлювати свою думку, поповнювати словникову скарбницю школярів
84984. Розпізнавання слів – назв предметів за питаннями хто? що? Малювання Колобка 488.21 KB
  Формувати вміння і навички розпізнавати слова, які відповідають на питання хто? що?, розвивати зв’язне мовлення, мислення, увагу, пам’ять; збагачувати словниковий запас; вчити малювати Колобка; виховувати любов до свого рідного міста; виховувати бережливе ставлення до хліба, а також працьовитість, дисциплінованість.
84985. Погодные условия и безопасность человека 27.54 KB
  Сформировать умения по обеспечению личной безопасности во время грозы гололеда и метели. Правила безопасного поведения во время грозы. Правила безопасного поведения во время метели. Сформировать убеждение в необходимости соблюдения правил безопасного поведения во время грозы при гололедице и во время метели.
84986. Безопасность на водоемах 29.17 KB
  Безопасность на водоемах Цель урока. Дать знания учащимся о состоянии водоемов в нашем городе и правила безопасного поведения на водоемах в разное время года. Сформировать убеждение в необходимости знать и соблюдать правила личной безопасности на водоемах. Общие правила безопасности при купании в водоемах.
84987. Криминогенные ситуации и личная безопасность 27.87 KB
  Сформировать убеждение в необходимости соблюдать правила личной безопасности при общении с незнакомыми людьми выработать умение в безопасном поведении в характерных криминогенных ситуациях. Правила личной безопасности в криминогенных ситуациях. Необходимо выработать у учащихся умение отказываться от нежелательного общения для обеспечения личной безопасности. Разобрать основные правила по обеспечению личной безопасности в различных ситуациях возникающих в повседневной жизни.
84988. Обеспечение личной безопасности дома 30.08 KB
  Изучаемые вопросы Общие правила безопасного поведения школьника если он остался дома один. Обсудить с учащимися рекомендации по соблюдению правил безопасного поведения дома если они в доме одни. Не открывайте дверь никому даже если эти люди представились работниками коммунальных услуг милиции или почты. Если вас просят принести попить или позвонить от вас объясните через дверь как дойти до ближайшего магазина и телефонаавтомата.
84989. Обеспечение личной безопасности на улице 30.24 KB
  Обеспечение личной безопасности на улице Цель урока. Познакомить учащихся с общими правилами безопасного поведения в случаях возникновения криминогенных ситуаций на улице. Сформировать убеждение в необходимости совершенствовать свои знания и умения в вопросах безопасного поведения на улице с учетом складывающейся криминогенной обстановки. Изучаемые вопросы Общие рекомендации по безопасному поведению на улице.
84990. О культуре здоровья и безопасности школьника 28.04 KB
  Сформировать у учащихся общее понятие о здоровье и здоровом образе жизни. Обозначить основные составляющие здорового образа жизни; выработать убеждения в том что режим дня является определяющей составляющей здорового образа жизни. Общие понятия о здоровом образе жизни и его составляющих. Режим дня как определяющая составляющая здорового образа жизни.
84991. Двигательная активность и закаливание организма - необходимые 29.51 KB
  Двигательная активность и закаливание организма необходимые условия укрепления здоровья Цель урока. Сформировать убеждение в необходимости систематических занятий физической культурой и закаливанием организма умения дозировать физические нагрузки с учетом индивидуальных особенностей максимально использовать погодные условия в различное время года для занятий на свежем воздухе. Роль закаливания организма в укреплении здоровья. Довести до учащихся что закаливание это повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию...