57877

Классификация млекопитающих. Яйцекладущие и сумчатые млекопитающие

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: обучающая: Изучить классификацию млекопитающих. Познакомить учащихся с яйцекладущими и сумчатыми млекопитающими, раскрыть особенности размножения и индивидуального развития этих животных: черты сходства и отличия.

Русский

2014-04-16

401 KB

52 чел.

PAGE  9

                   Учитель биологии:  Авдиянц О.А.

    

Тема:  Классификация млекопитающих. Яйцекладущие и сумчатые млекопитающие.

Цель урока:

  •   обучающая:
  1.  Изучить классификацию млекопитающих.
  2.  Познакомить учащихся с яйцекладущими и сумчатыми млекопитающими, раскрыть особенности размножения и индивидуального развития этих животных: черты сходства и отличия.
  3.  Формировать навыки применения полученных знаний и получения новых, используя информационные технологии.
  4.  Использовать компьютер, как средство диагностики знаний учащихся.
  •   развивающая:

1. Расширить кругозор учащихся.

  1.  Формировать навыки самообразовательной деятельности учащихся с помощью компьютерной программы «Открытая Биология».
  2.  Углубить знания учащихся по информатике, развивать интеллект.
  •  воспитательная:
  1.  Воспитывать чувство любви  к природе, понимание ее хрупкости, необходимости защиты.
  2.  Воспитывать интерес к изучению новых информационных технологий.

Тип урока: Изучение нового материала.

Оборудование: компьютерный класс Pentium;

Программное обеспечение: операционная система Windows 98, интерактивный курс биологии «Открытая Биология», компьютерный тест.

Материалы к уроку: таблицы, карточки с заданиями, кроссворд.

Ход урока

I.  Организационный момент.

  •  Приветствие
  •  Проверка присутствующих.

II. Проверка домашнего задания

1. Беседа

  •  Назовите отличителные черты млекопитающих;
    •  Назовите отделы позвоночника

2. Класс делится на две группы. Первая группа выполняет задание по раздаточным карточкам стр.25 (вопрос 1А, Б)  Вторая группа выполняет тесты за компьютером.


Тест:

1. Млекопитающие обитают

на земле;

в воздухе;

в воде;

в почве.

2. Роговыми образованиями, связанными с покровами млекопитающих, являются:

когти и ногти

рога и копыта

волосы и чешуя

крылья и летательные перепонки.

3. Выберите верные утверждения о кровеносной  системе млекопитающих:

у млекопитающих трехкамерное сердце;

у млекопитающих два круга кровообращения;

у млекопитающих четырехкамерное сердце;

 у млекопитающих отсутствует аорта.

4. Плацента – это

орган, в котором развивается зародыш;

участок стенки матки, в который вростают ворсинки оболочки зародыша;

орган пищеварения зародыша;

орган дыхания зародыша.

5. Сложный желудок жвачных включает:

2 отдела;

3 отдела;

4 отдела;

5 отделов.

6. Плацента развита у самок:

всех млекопитающих;

всех млекопитающих, кроме сумчатых;

всех млекопитающих, кроме сумчатых и яйцекладущих;

не всех млекопитающих.

7. Наибольшее количество пищи за единицу массы тела в сутки потребляют:

мелкие млекопитающие;

зверьки средних размеров;

крупные звери;

все млекопитающие одинаково.

8. У жвачных животных пища возвращается в ротовую полость из:

сетки

книжки

сычуга

рубца.

9. Сколько позвонков имеет шейный отдел позвоночника млекопитающих:

2

7

14

6

10. Куполообразная мышца, делящая полость тела на 2 части:

плацента

диафрагма

мышцы спины

мышцы живота.

11. Сколько корней имеют резцы и клыки:

1

2

3

4

12. Выделительная система состоит из:

непарных почек, мочеточников, мочевого пузыря.

парных почек, мочевого пузыря.

парных почек, мочеточников, мочевого пузыря

парных почек, мочеточников, мочевого пузыря, мочеиспускательного канала.

Группы меняются местами.

III. Сообщение темы и задач урока.

IV. Изучение нового материала

1. Беседа.

– Класс Млекопитающие делятся на 2 п/класса: первозвери и настоящие звери.
К первому подклассу относятся яйцекладущие млекопитающие, ко второму – сумчатые и плацентарные млекопитающие.


Схема на доске:


– Ребята, почему некоторых Млекопитающих назвали плацентарными? Что такое плацента? Но не все млекопитающие имеют плаценту.

– Сегодня на уроке вы познакомитесь с разнообразием яйцекладущих  и сумчатых Млекопитающих. Вам предлагается статья с цветными иллюстрациями данных животных. Эти животные не имеют плаценты.

– При чтении данной статьи обратите внимание на то, где происходит развитие детенышей сумчатых и яйцекладущих Млекопитающих. Почему им дали такое название?

Вы еще познакомитесь с интересными плацентарными Млекопитающими: отряд неполнозубые, отряд пагнолины, отряд трубкозубы.

– Каковы отличительные особенности этих животных?

2. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы будем использовать компьютер как средство получения новых знаний, так и средство контроля. Сейчас все располагаются возле компьютера по три человека и загружают программу Открытая биология . В диалоговом окне программы выбрать раздел Содержание, а в нем тему Млекопитающие / Классификация млекопитающих.

3. Чтение статьи

Класс млекопитающих разделяется на два подкласса: первозвери и настоящие звери. К первому подклассу относятся яйцекладущие млекопитающие, в настоящее время представленные отрядом однопроходных (клоачных). Это единственные на сегодняшний день млекопитающие, откладывающие яйца и имеющие клоаку, в которую впадают кишечник и мочеполовое отверстие. Строение костей черепа, плечевого пояса конечностей, устройство глаз и органов обоняния сближает их с пресмыкающимися. Сосков нет; примитивные трубчатые молочные железы открываются наружу многочисленными отверстиями. Яйца вынашиваются в специальной сумке (ехидны) или высиживаются в гнезде (утконос). Яйцекладущие теплокровны, однако при температуре воздуха ниже 26° их собственная температура тела понижается.

Отряд однопроходных разделяется на два семейства: утконосы и ехидны; 5 видов. Передняя часть головы утконоса вытянута в плоский «клюв», покрытый мягкой кожей. Спина ехидн покрыта острыми иглами. Клоачные сохранились только в Австралии, Тасмании и Новой Гвинее; все они охраняются государством.

1

Рисунок 1. Однопроходные. Слева направо: утконос, австралийская ехидна, проехидна Бруйна.

Настоящие звери живородящи. Подкласс делится на два надотряда: сумчатые и плацентарные. Первый надотряд представлен единственным отрядом сумчатых. Это наиболее примитивные из существующих ныне живородящих млекопитающих. Настоящая плацента у всех, кроме сумчатых барсуков, отсутствует. Детёныши рождаются недоразвитыми, длиной до 3 см и сразу после рождения помещаются в сумку, образованную кожной складкой. Там же находятся соски молочных желёз. Головной мозг примитивен. В остальном сумчатые мало отличаются от настоящих зверей. Длина тела сумчатых составляет от 4 (сумчатые мыши) до 160 см (серый кенгуру).

По разнообразию адаптаций сумчатые не уступают плацентарным. Среди них имеются лазающие, прыгающие, бегающие, роющие и даже летающие (планирующие) формы. Питаются животной и растительной пищей; многие всеядны. Многие сумчатые (сумчатый волк, сумчатая летяга, сумчатый тушканчик) внешним видом напоминают плацентарных млекопитающих; это типичный пример конвергенции.

Наиболее примитивные из этих животных – опоссумы; в меловом периоде от них произошли все остальные семейства. Постепенно сумчатые, обитавшие первоначально в Северной Америке, заполнили весь земной шар, однако в Европе и других материках Старого света они вымерли в миоцене. В настоящее время сумчатые обитают в Австралии, Новой Гвинее и Америке. Кенгуру и коала стали символами Австралии. 9 семейств (опоссумовые, хищные сумчатые, сумчатые муравьеды, бандикутовые, сумчатые кроты, ценолестовые, поссумовые, вомбатовые, кенгуровые), 260 видов. По новейшим данным в отряде сумчатых прослеживаются семь чётких эволюционных линий, позволяющих разделить эту группу животных на семь отрядов: опоссумовые, малобугорчатые (ценолестовые), чилийские опоссумы, хищные сумчатые (сумчатые волки, сумчатые муравьеды и настоящие хищные сумчатые), бандикутообразные (бандикутовые и кроличьи бандикуты), сумчатые кроты, высшие сумчатые (коаловые, вомбатовые, поссумовые, поссумы-пигмеи, поссумы-медоеды, сумчатые летяги, кенгуровые); как следствие, возрастает и количество семейств. Численность многих видов сокращается, в частности, из-за акклиматизации плацентарных млекопитающих; эти виды охраняются человеком.

2

Рисунок 2.  Сумчатые. Верхний ряд, слева направо: опоссумовые (северный опоссум, пушистый опоссум, толстохвостый опоссум), сумчатый муравьед. Нижний ряд, слева направо: хищные сумчатые (тасманийский сумчатый дьявол, узконосая сумчатая мышь, восточноавстралийский сумчатый тушканчик), сумчатые кроты (большой сумчатый крот).

3

Рисунок 3. Сумчатые. Верхний ряд, слева направо: бандикутовые (длинноносый бандикут, восточный полосатый бандикут), ценолестовые (перуанский ценолест), вомбатовые (тасманийский вомбат). Нижний ряд – поссумовые, слева направо: коала, гигантская сумчатая летяга, сахарный летающий поссум, пятнистый кускус.

4

Рисунок 4. Сумчатые, семейство кенгуровые. Слева направо: серый восточный кенгуру, кенгуру Матши, гребнехвостый кенгуру, мускусный кенгуру.

 Плацентарные млекопитающие – это 18 (по другим системам, 17–25) отрядов: насекомоядные, шерстокрылые, рукокрылые, приматы, неполнозубые, панголины, зайцеобразные, грызуны, китообразные, хищные, ластоногие, трубкозубы, хоботные, даманы, сирены, непарнокопытные, мозоленогие, парнокопытные. Все они произошли от насекомоядных млекопитающих.

Неполнозубые обитают в саваннах и тропических лесах Центральной и Южной Америки, ведя ночной образ жизни. Они отличаются тем, что их зубы не дифференцированы, а также лишены эмали и корней; у муравьедов зубов нет совсем. Тело длиной 12–120 см покрыто шерстью; у броненосцев верхняя часть головы, туловища и хвоста покрыта панцирем из подвижно соединённых костных и роговых пластин. Питаются мелкими животными, а также растительной пищей. 3 современных семейства: броненосцевые, муравьедовые, ленивцевые; 30 видов. Многие из них являются объектом охоты (ради мяса). Среди ископаемых неполнозубых известны гигантские формы (например, шестиметровые мегатерии – гигантские ленивцы).

5

Рисунок 5. Верхний ряд – неполнозубые, слева направо: броненосцевые (девятипоясный броненосец), ленивцевые (трёхпалый ленивец, ленивец Гоффмана). Нижний ряд, слева направо: семейство муравьедовые отряда неполнозубые (большой муравьед, тамандуа), панголины (яванский панголин).

Панголины, или ящеры – ещё одна крайне своеобразная группа млекопитающих. Тело длиной 30–80 см, за исключением морды, брюха и внутренней поверхности ног, покрыто крупными ромбическими чешуями. Зубы частично или полностью отсутствуют, зато в ороговевшем желудке имеется складка с роговыми зубами. Длинный язык, которым панголин ловит муравьёв и термитов, покрыт клейкой слюной. Ведут наземный и древесный ночной образ жизни; при опасности сворачиваются в клубок. Панголины населяют саванны и тропические леса Юго-Восточной Азии, Экваториальной и Южной Африки; 7 видов. Численность этих животных снижается из-за охоты на них ради мяса, обладающего якобы лечебными свойствами.

6

Рисунок 6.  Африканский трубкозуб.

Единственный вид отряда трубкозубов ведёт ночной образ жизни в безлесных пространствах Африки к югу от Сахары. Днём трубкозубы спят в норах глубиной до 3 м. Длина тела 1–1,5 м, масса – 50–70 кг. Лицевая часть головы вытянута в длинную трубку. Зубы лишены эмали, клыки и резцы отсутствуют. Трубкозубы питаются термитами и муравьями, которых собирают длинным языком. Численность сокращается из-за охоты на них со стороны человека.

4. Обсуждение статьи

– Назовите представителей яйцекладущих.

– Как и где происходит развитие детенышей яйцекладущих?

– Назовите представителей сумчатых М.

– Каковы их отличительные черты?

  •  Как называют примитивных сумчатых животных? (опоссумы)
    •  Что вы можете сказать о неполнозубах? (Ночной образ жизни, зубы не дифференцированы, лишены эмали и корней. Тело покрыто шерстью или панцырем. Семейство: броненосцевые, муравьеды, ленивцы)
      •  Что вы можете сказать о панголинах или ящерах? (Тело покрвто ромбической чешуей, зубы отсутствуют, в желудке имеются складки с роговыми зубами, длинный язык)
        •  Что вы можете сказать о трубкозубах? (Ночной образ жизни, днем спят в норах, зубы лишены эмали, клыки и резцы отсутствуют, длинный язык)


V
. Закрепление.

Разгадывание кроссворда 2 варианта (за партами на местах).

1 вариант      ФИ _______________________________________________

2М

У

Р

3л

4т

1п 

л

а

ц

Е

н

т

а

Р

н

ы

5е

а

В

Н

У

Х

Н

Ь

И

Б

И

Г

Е

В

К

Д

О

д

Е

О

Н

Л

ц

З

а

И

У

Н

б

По вертикали:

  1.  Млекопитающее, которое имеет ороговевший желудок, еще его называют ящер.
  2.  Семейство неполнозубых.
  3.  Семейство неполнозубых.
  4.  Единственное животное, которое ведет ночной образ жизни и днем спит в норах глубиной до 3 м.
  5.  Яйцекладущие животные, которые вынашивают яйцо в специальной сумке.

По горизонтали:

1. Млекопитающие имеющие плаценту.

2 вариант      ФИ _______________________________________________

2К

1О

Е

П

Н

3К

5А

О

Г

О

4У

М

1С

У

м

ч

А

Т

ы

Е

С

Р

л

К

Р

У

у

а

О

И

М

Н

К

ы

О

А

с

По вертикали:

  1.  Примитивные сумчатые.
  2.  Сумчатое животное.
  3.  Сумчатый медведь.
  4.  Яйцекладущие животные, которые вынашивают яйца в гнезде.
  5.  Место обитания сумчатых (страна).

По горизонтали:

1. Млекопитающие имеющие сумку.

VI. Итог урока. Домашнее задание.

Подведение итога урока. Выставление оценок за тестовые задания на компьютере

и карточках.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40456. Социологическая теория марксизма 15.95 KB
  Марксистское понимание сущности человека и человеческого общества возникло в рамках целостного марксистского миропонимания, развитого К. Марксом и Ф. Энгельсом. Марксизм представляет собой совокупность теорий, относящихся ко многим областям объективной действительности.