579

Сущность процесса обучения. Закономерности и принципы процесса обучения

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Педагогически адаптированная система знаний и умений из какой-либо отдельной области действительности и соответствующей ей деятельности по усвоению и использованию знаний и умений. Материальные и идеальные объекты, использующиеся в процессе обучения для реализации дидактиеских целей.

Русский

2013-01-06

82 KB

43 чел.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Конспект урока-обобщения

По дисциплине

«Педагогика»

На тему:

«Сущность процесса обучения. Закономерности и принципы процесса обучения»

Выполнила:

студентка 4 курса 2 группы ФПП

Марчик Ольга Вячеславовна

Проверила:

к.п.н. Лысых Н.В.

ШУЯ 2012

Тема урока: Сущность процесса обучения. Закономерности и принципы процесса обучения

Дата проведения: 13.04.2012

Тип урока: урок-обобщение

Цели:  

Дидактические:

-систематизировать знания студентов по теме

-научить различать основные принципы обучения

Воспитательные:

-воспитать чувство коллективизма, взаимопомощи;

-сформировать мотивацию на применение в будущей педагогической деятельности основных принципов;

Развивающие:

-развить приемы логического мышления, систематизации и обобщения ;

-развитие анализа и синтеза в мышлении;

Оборудование:

  1.  Листы формата А4
  2.  Фломастеры
  3.  Раздаточный материал (таблицы, кроссворд)

4.Учебники:

1.Сластёнин, В. А. Педагогика/ В. А. Сластёнин. – М.: Школа-Пресс, 2000.

2.Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебное пособие для студ. высш.учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2002

3.Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика :учебник для вузов. СПб, 2001 .

Ход урока:

1.Организационный момент

Приветствие

2.План урока:

1)Игра : Тематический КВН «В мире дидактики »

1.Визитная карточка команд (2 команды должны предоставить эмблему, название, девиз) Оценивается активность всех участников команды и… Максимальная оценка 5 баллов

2.Разминка

Соотнесите правильно понятия и их определения. За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл, дополнительный балл ставится за скорость

Процесс обучения

педагогически адаптированная система знаний и умений из какой-либо отдельной области действительности и соответствующей ей деятельности по усвоению и использованию этих знаний и умений

Метод обучения

материальные и идеальные объекты, использующиеся в процессе обучения для реализации дидактиеских целей.

Формы организации обучения

целенаправленная, осознанная активная познавательная деятельность ученика по овладению системой знаний, умений и навыков, развитию познавательных сил, формированию мировоззрения.

Учебный предмет

– упорядоченная взаимосвязанная деятельность педагога и учащихся, в ходе которой учащиеся под руководством учителя осознают мотивы своей познавательной деятельности, овладевают системой научных знаний об окружающем их мире, формируют умения применять их в жизни, развивают интеллект и умение учиться, а также нравственные качества и ценностные ориентиры.

Приём обучения

целенаправленная деятельность педагога по формированию у учащихся положительных мотивов учения, организация восприятия, осмысления излагаемых фактов и явлений, обеспечению умениями пользоваться полученными знаниями и умениями приобретать знания самостоятельно.

Учение

– дифференцируемая часть урока, включающая комплекс условий, необходимых для получения ограниченных, специфических результатов.

Преподавание

–способ совместной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, в ходе которой решаются дидактические задачи.

Средства обучения

внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определённом порядке и режиме (урок, экскурсия и т.д.)

Учебная ситуация

составной элемент метода обучения, конкретное действие или совокупность действий педагога и ученика

3.Нарисуйте какое либо средство, которым педагог использует в своей деятельности. Одушевите его и попробуйте рассказать про один день из его нелегкой жизни.

4.Кроссворд (1 бал за 1 слово,+ 0,5 балла за 1 задание)

Поставьте буквы в правильный порядок и впишите в кроссворд.

1.Найдите лишнее слово

2.Найдите выделенное слово

4)а

к

6)н

т

а

2)п

3)з

и

5)с

г

7)д

1)п

р

а

в

и

л

о

р

и

к

н

с

я

с

о

р

о

о

т

д

т

ч

о

н

с

е

н

у

н

д

о

т

м

о

п

о

о

м

ь

н

с

н

с

с

е

о

т

о

т

о

р

с

ь

с

ь

о

н

т

т

б

о

ь

ь

р

с

а

т

з

ь

н

о

с

т

ь

  1.  Ьоснтопрч
  2.  Порирсообосьтданорз
  3.  Комеоорньстзан
  4.  твоакиьтсн
  5.  Отьсненистс
  6.  Алнгдняьост
  7.  Ьостунптодс

5.Соотнесите принципы обучения и правила, которые из них вытекают. За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл, дополнительный балл ставится за скорость

Принципы обучения

Правила

Принцип сознательности и активности

 Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение обучаемыми системы знаний. Разделяйте содержание учебного материала на логически завершенные части (шаги), последовательно их реализуйте, приучайте к этому обучаемых.

Принцип наглядности обучения

 Запоминать обучаемый должен сознательно усвоенное, хорошо осмысленное.

Принцип систематичности и последовательности

Обучая, учитывайте возрастные особенности обучаемых так, чтобы содержание и способы обучения несколько опережали их развитие.

Принцип прочности

 Ясное понимание целей и задач предстоящей работы – необходимое условие сознательного обучения: покажите их обучаемым, объясните важность и значение, раскройте перспективы.

Принцип доступности

 В методах преподавания отражайте методы научного познания, развивайте мышление обучаемых, подводя их к поисковой, творческой работе в учении.

Принцип научности

 

Настойчиво приучайте обучаемых проверять и применять свои знания на практике. Используйте окружающую действительность и как источник знаний, и как область их практического применения.

Принцип связи теории с практикой

Золотое правило обучаемых: все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания.

5.Обыграйте, как на уроке реализуются следующие принципы и покажите их взаимосвязь. Оценивается артистизм, точность. Максимальная оценка  5 баллов.

1. Принцип доступности и принцип научности

2.Принцип сочетание индивидуальных и коллективных форм и принцип сознательности и активности учащихся в обучения

6.Конкурс капитанов.

Капитаны должны по очереди определить на слух о какой функции идет речь и обосновать свой ответ (Каждый правильный ответ- 1 балл, логическое связное объяснение-0,5 балла)

  1.  Развитие различных видов памяти
  2.  Вооружить учащихся системой научных знаний
  3.  Развитии речи учащихся
  4.  Воспитание нравственых качеств личности
  5.  Научить учащихся самостоятельно приобретать знания
  6.  Формирование ценностного отношения к миру
  7.  Разширение кругозора учащихся
  8.  Развитие двигательной сферы личности
  9.  Формирование опыта и культуры общения между учащимися
  10.  Научить использовать полученные знания на практике

7. Подведение  итогов занятия и саморефлексия.

1.Считаете ли вы эту форму проверки знаний интересной? Понравилась ли она вам?

2.Какие трудности у вас вызвали задания, что бы вы изменили?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61844. Контроль 18.96 KB
  Цель контроля: способствовать тому чтобы фактически получаемые результаты были как можно ближе к требуемым. Контроль различают: По степени охвата объема: сплошной; выборочный По регулярности: непрерывный; эпизодический...
61845. Візантія в VІ- ХV столітті 71 KB
  Розглянути історичний процес розвитку Візантії звертаючи увагу на особливості пролонгованості збереження центральної влади відсутністю феодальної ієрархії та рицарського війська що і призвело до загибелі держави...
61846. Школа. Урок иностранного языка 466 KB
  In America, all children from six to sixteen go to school. They spend six years in elementary school, and four or six years in secondary or high school. School education is free.
61847. Урок как основная форма организации правового обучения в общеобразовательном учреждении 224.5 KB
  Подготовка учителя к проведению урока. Анализ урока. Сущность и назначение урока в процессе обучения как целостной динамической системы сводится к коллективно индивидуальному взаимодействию учителя и учащихся в результате которого происходит усвоение учащимися знаний умений и навыков развитие их способностей опыта деятельности общения и отношений а также совершенствование педагогического мастерства педагога. Эффективность урока степень достижения заданной цели педагогической деятельности с учетом оптимальности необходимости и...
61848. Великие географические открытия. Открытия европейцев и создание новых колониальных государств 1.89 MB
  В ходе раскрытия темы урока учитель используя как традиционные активные и интерактивные методы обучения дает возможность осмыслить учащимся причины и предпосылки великих географических открытий пройти путь первооткрывателей новых континентов и земель вместе...
61849. Узагальнення і закріплення вивченого матеріалу. Обчислення значень виразів. Розв’язування задач 72 KB
  Мета: удосконалювати навички швидкої лічби в межах 10, закріпити уміння та навички складати та розвязувати приклади, задачі, розвивати обчислювальні вміння, логічне мислення, творчі здібності, виховувати цілеспрямованість, наполегливість.