579

Сущность процесса обучения. Закономерности и принципы процесса обучения

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Педагогически адаптированная система знаний и умений из какой-либо отдельной области действительности и соответствующей ей деятельности по усвоению и использованию знаний и умений. Материальные и идеальные объекты, использующиеся в процессе обучения для реализации дидактиеских целей.

Русский

2013-01-06

82 KB

43 чел.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Конспект урока-обобщения

По дисциплине

«Педагогика»

На тему:

«Сущность процесса обучения. Закономерности и принципы процесса обучения»

Выполнила:

студентка 4 курса 2 группы ФПП

Марчик Ольга Вячеславовна

Проверила:

к.п.н. Лысых Н.В.

ШУЯ 2012

Тема урока: Сущность процесса обучения. Закономерности и принципы процесса обучения

Дата проведения: 13.04.2012

Тип урока: урок-обобщение

Цели:  

Дидактические:

-систематизировать знания студентов по теме

-научить различать основные принципы обучения

Воспитательные:

-воспитать чувство коллективизма, взаимопомощи;

-сформировать мотивацию на применение в будущей педагогической деятельности основных принципов;

Развивающие:

-развить приемы логического мышления, систематизации и обобщения ;

-развитие анализа и синтеза в мышлении;

Оборудование:

  1.  Листы формата А4
  2.  Фломастеры
  3.  Раздаточный материал (таблицы, кроссворд)

4.Учебники:

1.Сластёнин, В. А. Педагогика/ В. А. Сластёнин. – М.: Школа-Пресс, 2000.

2.Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебное пособие для студ. высш.учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2002

3.Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика :учебник для вузов. СПб, 2001 .

Ход урока:

1.Организационный момент

Приветствие

2.План урока:

1)Игра : Тематический КВН «В мире дидактики »

1.Визитная карточка команд (2 команды должны предоставить эмблему, название, девиз) Оценивается активность всех участников команды и… Максимальная оценка 5 баллов

2.Разминка

Соотнесите правильно понятия и их определения. За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл, дополнительный балл ставится за скорость

Процесс обучения

педагогически адаптированная система знаний и умений из какой-либо отдельной области действительности и соответствующей ей деятельности по усвоению и использованию этих знаний и умений

Метод обучения

материальные и идеальные объекты, использующиеся в процессе обучения для реализации дидактиеских целей.

Формы организации обучения

целенаправленная, осознанная активная познавательная деятельность ученика по овладению системой знаний, умений и навыков, развитию познавательных сил, формированию мировоззрения.

Учебный предмет

– упорядоченная взаимосвязанная деятельность педагога и учащихся, в ходе которой учащиеся под руководством учителя осознают мотивы своей познавательной деятельности, овладевают системой научных знаний об окружающем их мире, формируют умения применять их в жизни, развивают интеллект и умение учиться, а также нравственные качества и ценностные ориентиры.

Приём обучения

целенаправленная деятельность педагога по формированию у учащихся положительных мотивов учения, организация восприятия, осмысления излагаемых фактов и явлений, обеспечению умениями пользоваться полученными знаниями и умениями приобретать знания самостоятельно.

Учение

– дифференцируемая часть урока, включающая комплекс условий, необходимых для получения ограниченных, специфических результатов.

Преподавание

–способ совместной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, в ходе которой решаются дидактические задачи.

Средства обучения

внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определённом порядке и режиме (урок, экскурсия и т.д.)

Учебная ситуация

составной элемент метода обучения, конкретное действие или совокупность действий педагога и ученика

3.Нарисуйте какое либо средство, которым педагог использует в своей деятельности. Одушевите его и попробуйте рассказать про один день из его нелегкой жизни.

4.Кроссворд (1 бал за 1 слово,+ 0,5 балла за 1 задание)

Поставьте буквы в правильный порядок и впишите в кроссворд.

1.Найдите лишнее слово

2.Найдите выделенное слово

4)а

к

6)н

т

а

2)п

3)з

и

5)с

г

7)д

1)п

р

а

в

и

л

о

р

и

к

н

с

я

с

о

р

о

о

т

д

т

ч

о

н

с

е

н

у

н

д

о

т

м

о

п

о

о

м

ь

н

с

н

с

с

е

о

т

о

т

о

р

с

ь

с

ь

о

н

т

т

б

о

ь

ь

р

с

а

т

з

ь

н

о

с

т

ь

  1.  Ьоснтопрч
  2.  Порирсообосьтданорз
  3.  Комеоорньстзан
  4.  твоакиьтсн
  5.  Отьсненистс
  6.  Алнгдняьост
  7.  Ьостунптодс

5.Соотнесите принципы обучения и правила, которые из них вытекают. За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл, дополнительный балл ставится за скорость

Принципы обучения

Правила

Принцип сознательности и активности

 Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение обучаемыми системы знаний. Разделяйте содержание учебного материала на логически завершенные части (шаги), последовательно их реализуйте, приучайте к этому обучаемых.

Принцип наглядности обучения

 Запоминать обучаемый должен сознательно усвоенное, хорошо осмысленное.

Принцип систематичности и последовательности

Обучая, учитывайте возрастные особенности обучаемых так, чтобы содержание и способы обучения несколько опережали их развитие.

Принцип прочности

 Ясное понимание целей и задач предстоящей работы – необходимое условие сознательного обучения: покажите их обучаемым, объясните важность и значение, раскройте перспективы.

Принцип доступности

 В методах преподавания отражайте методы научного познания, развивайте мышление обучаемых, подводя их к поисковой, творческой работе в учении.

Принцип научности

 

Настойчиво приучайте обучаемых проверять и применять свои знания на практике. Используйте окружающую действительность и как источник знаний, и как область их практического применения.

Принцип связи теории с практикой

Золотое правило обучаемых: все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания.

5.Обыграйте, как на уроке реализуются следующие принципы и покажите их взаимосвязь. Оценивается артистизм, точность. Максимальная оценка  5 баллов.

1. Принцип доступности и принцип научности

2.Принцип сочетание индивидуальных и коллективных форм и принцип сознательности и активности учащихся в обучения

6.Конкурс капитанов.

Капитаны должны по очереди определить на слух о какой функции идет речь и обосновать свой ответ (Каждый правильный ответ- 1 балл, логическое связное объяснение-0,5 балла)

  1.  Развитие различных видов памяти
  2.  Вооружить учащихся системой научных знаний
  3.  Развитии речи учащихся
  4.  Воспитание нравственых качеств личности
  5.  Научить учащихся самостоятельно приобретать знания
  6.  Формирование ценностного отношения к миру
  7.  Разширение кругозора учащихся
  8.  Развитие двигательной сферы личности
  9.  Формирование опыта и культуры общения между учащимися
  10.  Научить использовать полученные знания на практике

7. Подведение  итогов занятия и саморефлексия.

1.Считаете ли вы эту форму проверки знаний интересной? Понравилась ли она вам?

2.Какие трудности у вас вызвали задания, что бы вы изменили?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46131. Сигматизм. Определение, этиология, виды. Логопедические технологии устранения сигматизма у детей 40 KB
  Кончик языка упирается в нижние резцы передняя часть спинки языка выгнута. При таком укладе образуется узкий проход круглая щель между кончиком языка и передними верхними зубами. Вдоль языка по его средней линии образуется желобок. Для звука характерна сложная язычная артикуляция: он начинается со смычного элемента как при т при этом кончик языка опущен и касается нижних зубов.
46132. Вивчення властивостей альгінату натрію з метою використання його у технології десертної продукції молодіжного кафе "Граціо" 2.03 MB
  Створення такого підприємства харчування як кафе це крок вперед на шляху до гідного дозвілля молоді а отже і добробуту майбутньої нації 1. ОБГРУНТУВАННЯ ПРОЕКТУ КАФЕ 1. Маркетингове обґрунтування проекту кафе що проектується 1. Характеристика маркетингового середовища кафе що проектується Науково розроблена концепція аналізу та обліку вимог покупців вимог конкретного сегменту ринку розробка відповідно до виявлених вимог нового товару система організації його продажу включаючи заходи стимулювання та реклами а також система...
46133. Учебно-методический комплекс «Дискретная математика» 1.5 MB
  Множество элементами которого являются множества обычно называется классом или семейством. Обычно в конкретных рассуждениях элементы всех множеств берутся из некоторого одного достаточно широкого множества U своего для каждого случая которое называется универсальным множеством или универсумом. Множество X называется конечным если оно эквивалентно Jn при некоторомn. Число n называется количеством или числом элементов множества X.
46134. Практичне використання контролінгу в плануванні виробничої програми підприємства 636.46 KB
  Використання контролінгу в планування виробничої програми підприємства Організаційноекономічна характеристика підприємства Визначення пріоритетних напрямів розвитку підприємства
46135. Понятие, предмет и метод налогового права 26.5 KB
  Таким образом предметом налогового права является группа однородных отношений складывающихся между государством налогоплательщиками и иными лицами по поводу установления введения и взимания налогов. Однако применение в налоговом праве преимущественно императивного способа не исключает использования рекомендаций согласований и права выбора в поведении подчиненного субъектаналогоплательщика метод координации. С учетом вышеизложенного представляется возможным дать определение понятию налогового права.
46136. Учет и отчетность в банках. Учебное пособие 271.09 KB
  Содержит основные положения по организации бухгалтерского учета в банках типовые бухгалтерские проводки по операциям осуществляемым банками такие как: кассовые расчетные депозитные кредитные операции. Бухгалтерский учет предоставления денежных средств клиентузаемщику в балансе банкакредитора 8. Бухгалтерский учет операций по возврату погашению денежных средств в балансе банкакредитора 8.
46137. Связь самооценки школьника с его статусным положением в системе межличностных отношений 1.79 MB
  Понятие самооценки. Развитие самооценки в онтогенезе. Роль самооценки в развитии межличностных отношений. Общая характеристика методик определения самооценки личности.
46138. Определение, структура и виды перевода 63 KB
  В процессе перевода происходит не просто замена одного языка другим в нем сталкиваются различные культуры разные личности разные склады мышления разные литературы разные эпохи разные уровни развития разные традиции и установки. Точный перевод уже по определению невозможен потому что разные языки отличаются как по грамматическому строю так и по простому количеству слов не говоря уже о различии культур что тоже может иметь влияние на способ и результат перевода. Предпосылки появления теории перевода Основы научной теории перевода...
46139. Математика народов Средней Азии, Ближнего и Среднего Востока 279.86 KB
  Теория отношений и действительные числа. Арабские купцы часто записывали числа словами. Дроби записывали на индийский манер: знаменатель над числителем а целую часть числа писали над числителем. Александрийские астрономы применяли смешанную десятичную – шестидесятиричную систему: целые числа в том числе числители дробей они писали по десятичной системе.