579

Сущность процесса обучения. Закономерности и принципы процесса обучения

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Педагогически адаптированная система знаний и умений из какой-либо отдельной области действительности и соответствующей ей деятельности по усвоению и использованию знаний и умений. Материальные и идеальные объекты, использующиеся в процессе обучения для реализации дидактиеских целей.

Русский

2013-01-06

82 KB

43 чел.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Конспект урока-обобщения

По дисциплине

«Педагогика»

На тему:

«Сущность процесса обучения. Закономерности и принципы процесса обучения»

Выполнила:

студентка 4 курса 2 группы ФПП

Марчик Ольга Вячеславовна

Проверила:

к.п.н. Лысых Н.В.

ШУЯ 2012

Тема урока: Сущность процесса обучения. Закономерности и принципы процесса обучения

Дата проведения: 13.04.2012

Тип урока: урок-обобщение

Цели:  

Дидактические:

-систематизировать знания студентов по теме

-научить различать основные принципы обучения

Воспитательные:

-воспитать чувство коллективизма, взаимопомощи;

-сформировать мотивацию на применение в будущей педагогической деятельности основных принципов;

Развивающие:

-развить приемы логического мышления, систематизации и обобщения ;

-развитие анализа и синтеза в мышлении;

Оборудование:

  1.  Листы формата А4
  2.  Фломастеры
  3.  Раздаточный материал (таблицы, кроссворд)

4.Учебники:

1.Сластёнин, В. А. Педагогика/ В. А. Сластёнин. – М.: Школа-Пресс, 2000.

2.Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебное пособие для студ. высш.учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2002

3.Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика :учебник для вузов. СПб, 2001 .

Ход урока:

1.Организационный момент

Приветствие

2.План урока:

1)Игра : Тематический КВН «В мире дидактики »

1.Визитная карточка команд (2 команды должны предоставить эмблему, название, девиз) Оценивается активность всех участников команды и… Максимальная оценка 5 баллов

2.Разминка

Соотнесите правильно понятия и их определения. За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл, дополнительный балл ставится за скорость

Процесс обучения

педагогически адаптированная система знаний и умений из какой-либо отдельной области действительности и соответствующей ей деятельности по усвоению и использованию этих знаний и умений

Метод обучения

материальные и идеальные объекты, использующиеся в процессе обучения для реализации дидактиеских целей.

Формы организации обучения

целенаправленная, осознанная активная познавательная деятельность ученика по овладению системой знаний, умений и навыков, развитию познавательных сил, формированию мировоззрения.

Учебный предмет

– упорядоченная взаимосвязанная деятельность педагога и учащихся, в ходе которой учащиеся под руководством учителя осознают мотивы своей познавательной деятельности, овладевают системой научных знаний об окружающем их мире, формируют умения применять их в жизни, развивают интеллект и умение учиться, а также нравственные качества и ценностные ориентиры.

Приём обучения

целенаправленная деятельность педагога по формированию у учащихся положительных мотивов учения, организация восприятия, осмысления излагаемых фактов и явлений, обеспечению умениями пользоваться полученными знаниями и умениями приобретать знания самостоятельно.

Учение

– дифференцируемая часть урока, включающая комплекс условий, необходимых для получения ограниченных, специфических результатов.

Преподавание

–способ совместной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, в ходе которой решаются дидактические задачи.

Средства обучения

внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определённом порядке и режиме (урок, экскурсия и т.д.)

Учебная ситуация

составной элемент метода обучения, конкретное действие или совокупность действий педагога и ученика

3.Нарисуйте какое либо средство, которым педагог использует в своей деятельности. Одушевите его и попробуйте рассказать про один день из его нелегкой жизни.

4.Кроссворд (1 бал за 1 слово,+ 0,5 балла за 1 задание)

Поставьте буквы в правильный порядок и впишите в кроссворд.

1.Найдите лишнее слово

2.Найдите выделенное слово

4)а

к

6)н

т

а

2)п

3)з

и

5)с

г

7)д

1)п

р

а

в

и

л

о

р

и

к

н

с

я

с

о

р

о

о

т

д

т

ч

о

н

с

е

н

у

н

д

о

т

м

о

п

о

о

м

ь

н

с

н

с

с

е

о

т

о

т

о

р

с

ь

с

ь

о

н

т

т

б

о

ь

ь

р

с

а

т

з

ь

н

о

с

т

ь

  1.  Ьоснтопрч
  2.  Порирсообосьтданорз
  3.  Комеоорньстзан
  4.  твоакиьтсн
  5.  Отьсненистс
  6.  Алнгдняьост
  7.  Ьостунптодс

5.Соотнесите принципы обучения и правила, которые из них вытекают. За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл, дополнительный балл ставится за скорость

Принципы обучения

Правила

Принцип сознательности и активности

 Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение обучаемыми системы знаний. Разделяйте содержание учебного материала на логически завершенные части (шаги), последовательно их реализуйте, приучайте к этому обучаемых.

Принцип наглядности обучения

 Запоминать обучаемый должен сознательно усвоенное, хорошо осмысленное.

Принцип систематичности и последовательности

Обучая, учитывайте возрастные особенности обучаемых так, чтобы содержание и способы обучения несколько опережали их развитие.

Принцип прочности

 Ясное понимание целей и задач предстоящей работы – необходимое условие сознательного обучения: покажите их обучаемым, объясните важность и значение, раскройте перспективы.

Принцип доступности

 В методах преподавания отражайте методы научного познания, развивайте мышление обучаемых, подводя их к поисковой, творческой работе в учении.

Принцип научности

 

Настойчиво приучайте обучаемых проверять и применять свои знания на практике. Используйте окружающую действительность и как источник знаний, и как область их практического применения.

Принцип связи теории с практикой

Золотое правило обучаемых: все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания.

5.Обыграйте, как на уроке реализуются следующие принципы и покажите их взаимосвязь. Оценивается артистизм, точность. Максимальная оценка  5 баллов.

1. Принцип доступности и принцип научности

2.Принцип сочетание индивидуальных и коллективных форм и принцип сознательности и активности учащихся в обучения

6.Конкурс капитанов.

Капитаны должны по очереди определить на слух о какой функции идет речь и обосновать свой ответ (Каждый правильный ответ- 1 балл, логическое связное объяснение-0,5 балла)

  1.  Развитие различных видов памяти
  2.  Вооружить учащихся системой научных знаний
  3.  Развитии речи учащихся
  4.  Воспитание нравственых качеств личности
  5.  Научить учащихся самостоятельно приобретать знания
  6.  Формирование ценностного отношения к миру
  7.  Разширение кругозора учащихся
  8.  Развитие двигательной сферы личности
  9.  Формирование опыта и культуры общения между учащимися
  10.  Научить использовать полученные знания на практике

7. Подведение  итогов занятия и саморефлексия.

1.Считаете ли вы эту форму проверки знаний интересной? Понравилась ли она вам?

2.Какие трудности у вас вызвали задания, что бы вы изменили?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82940. СТАТИСТИКА ВИТРАТ І ЦІН ВИРОБНИЦТВА 76.9 KB
  Висока ціна означає, що річ дорога і її купівля вимагає великих грошових витрат, низька ціна — дешевизну і менше навантаження на кишеню покупця. Однак ціна, а точніше, ціни, вся їх сукупність являють собою не тільки індивідуальну, особисту, а й суспільну, соціальну категорію.
82941. ПРОЕКТ УЧАСТКА АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ 1.02 MB
  Кемеровская область расположена на юго-востоке Западной Сибири, занимая отроги Алтая и Саян. Большая разность высот поверхности определяет разнообразие природных условий. Наивысшая точка — голец Верхний Зуб на границе с Республикой Хакасия поднимается на 2178 м, наименьшая — 78 метров над уровнем...
82942. Учет прихода-расхода компьютерных комплектующих на мелкооптовой базе 1.07 MB
  В программу можно вводить простыми действиями расход и приход товара добавлять товары и их количество на складе с возможностью редактирования введенных данных что препятствует возникновению ошибок при расчете и минимизирует количество ошибок при вводе данных.
82943. Продажа мороженого 78.78 KB
  Маркетинговые исследования рынка продажи мороженого в поселке Балезино. В состав мороженого входит молочный жир белки углеводы необходимые для организма минеральные вещества витамин С содержится в плодово – ягодном мороженом.
82944. Аналіз фінансових результатів діяльності підприємства ПАТ «Ніжинський хліб» 709.5 KB
  Мета дослідження полягає в обґрунтуванні та поглибленні теоретичних, методичних, організаційно-економічних аспектів та систематизації вже існуючих наукових здобутків на ниві управління персоналом.
82946. Проектирование шлицевой протяжки и патрона для ее крепления на станке 2.19 MB
  Профиль фасонного резца, как правило, не совпадает с профилем обрабатываемой детали, что требует корректирование профиля резца. Для этого определяют размеры нормального сечения для круглых фасонных резцов. Корректирование профиля фасонных резцов проводится двумя способами: графическим; аналитическим.
82947. Построение графиков в Mathcad 181.5 KB
  Для этого нам необходимо знать уравнения графиков касательной и нормали. Их я не знал, поэтому пришлось обратиться к всемогущему интернету. В нём я нашёл сайт, да хранит его могучий браузер Mozilla Firefox, который показал мне, глупому холопу, уравнения нужных мне функций.
82948. Пожарная защита на железнодорожном транспорте 100.9 KB
  По программе дисциплины предполагается последовательное изучение пожароопасных свойств материалов и веществ классификации пожаров и опасных факторов пожара установка противопожарного режима на объекте железных дорого изучение природных пожаров воздействующих на объекты предприятий...