579

Сущность процесса обучения. Закономерности и принципы процесса обучения

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Педагогически адаптированная система знаний и умений из какой-либо отдельной области действительности и соответствующей ей деятельности по усвоению и использованию знаний и умений. Материальные и идеальные объекты, использующиеся в процессе обучения для реализации дидактиеских целей.

Русский

2013-01-06

82 KB

43 чел.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Конспект урока-обобщения

По дисциплине

«Педагогика»

На тему:

«Сущность процесса обучения. Закономерности и принципы процесса обучения»

Выполнила:

студентка 4 курса 2 группы ФПП

Марчик Ольга Вячеславовна

Проверила:

к.п.н. Лысых Н.В.

ШУЯ 2012

Тема урока: Сущность процесса обучения. Закономерности и принципы процесса обучения

Дата проведения: 13.04.2012

Тип урока: урок-обобщение

Цели:  

Дидактические:

-систематизировать знания студентов по теме

-научить различать основные принципы обучения

Воспитательные:

-воспитать чувство коллективизма, взаимопомощи;

-сформировать мотивацию на применение в будущей педагогической деятельности основных принципов;

Развивающие:

-развить приемы логического мышления, систематизации и обобщения ;

-развитие анализа и синтеза в мышлении;

Оборудование:

  1.  Листы формата А4
  2.  Фломастеры
  3.  Раздаточный материал (таблицы, кроссворд)

4.Учебники:

1.Сластёнин, В. А. Педагогика/ В. А. Сластёнин. – М.: Школа-Пресс, 2000.

2.Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебное пособие для студ. высш.учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2002

3.Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика :учебник для вузов. СПб, 2001 .

Ход урока:

1.Организационный момент

Приветствие

2.План урока:

1)Игра : Тематический КВН «В мире дидактики »

1.Визитная карточка команд (2 команды должны предоставить эмблему, название, девиз) Оценивается активность всех участников команды и… Максимальная оценка 5 баллов

2.Разминка

Соотнесите правильно понятия и их определения. За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл, дополнительный балл ставится за скорость

Процесс обучения

педагогически адаптированная система знаний и умений из какой-либо отдельной области действительности и соответствующей ей деятельности по усвоению и использованию этих знаний и умений

Метод обучения

материальные и идеальные объекты, использующиеся в процессе обучения для реализации дидактиеских целей.

Формы организации обучения

целенаправленная, осознанная активная познавательная деятельность ученика по овладению системой знаний, умений и навыков, развитию познавательных сил, формированию мировоззрения.

Учебный предмет

– упорядоченная взаимосвязанная деятельность педагога и учащихся, в ходе которой учащиеся под руководством учителя осознают мотивы своей познавательной деятельности, овладевают системой научных знаний об окружающем их мире, формируют умения применять их в жизни, развивают интеллект и умение учиться, а также нравственные качества и ценностные ориентиры.

Приём обучения

целенаправленная деятельность педагога по формированию у учащихся положительных мотивов учения, организация восприятия, осмысления излагаемых фактов и явлений, обеспечению умениями пользоваться полученными знаниями и умениями приобретать знания самостоятельно.

Учение

– дифференцируемая часть урока, включающая комплекс условий, необходимых для получения ограниченных, специфических результатов.

Преподавание

–способ совместной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, в ходе которой решаются дидактические задачи.

Средства обучения

внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определённом порядке и режиме (урок, экскурсия и т.д.)

Учебная ситуация

составной элемент метода обучения, конкретное действие или совокупность действий педагога и ученика

3.Нарисуйте какое либо средство, которым педагог использует в своей деятельности. Одушевите его и попробуйте рассказать про один день из его нелегкой жизни.

4.Кроссворд (1 бал за 1 слово,+ 0,5 балла за 1 задание)

Поставьте буквы в правильный порядок и впишите в кроссворд.

1.Найдите лишнее слово

2.Найдите выделенное слово

4)а

к

6)н

т

а

2)п

3)з

и

5)с

г

7)д

1)п

р

а

в

и

л

о

р

и

к

н

с

я

с

о

р

о

о

т

д

т

ч

о

н

с

е

н

у

н

д

о

т

м

о

п

о

о

м

ь

н

с

н

с

с

е

о

т

о

т

о

р

с

ь

с

ь

о

н

т

т

б

о

ь

ь

р

с

а

т

з

ь

н

о

с

т

ь

  1.  Ьоснтопрч
  2.  Порирсообосьтданорз
  3.  Комеоорньстзан
  4.  твоакиьтсн
  5.  Отьсненистс
  6.  Алнгдняьост
  7.  Ьостунптодс

5.Соотнесите принципы обучения и правила, которые из них вытекают. За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл, дополнительный балл ставится за скорость

Принципы обучения

Правила

Принцип сознательности и активности

 Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение обучаемыми системы знаний. Разделяйте содержание учебного материала на логически завершенные части (шаги), последовательно их реализуйте, приучайте к этому обучаемых.

Принцип наглядности обучения

 Запоминать обучаемый должен сознательно усвоенное, хорошо осмысленное.

Принцип систематичности и последовательности

Обучая, учитывайте возрастные особенности обучаемых так, чтобы содержание и способы обучения несколько опережали их развитие.

Принцип прочности

 Ясное понимание целей и задач предстоящей работы – необходимое условие сознательного обучения: покажите их обучаемым, объясните важность и значение, раскройте перспективы.

Принцип доступности

 В методах преподавания отражайте методы научного познания, развивайте мышление обучаемых, подводя их к поисковой, творческой работе в учении.

Принцип научности

 

Настойчиво приучайте обучаемых проверять и применять свои знания на практике. Используйте окружающую действительность и как источник знаний, и как область их практического применения.

Принцип связи теории с практикой

Золотое правило обучаемых: все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания.

5.Обыграйте, как на уроке реализуются следующие принципы и покажите их взаимосвязь. Оценивается артистизм, точность. Максимальная оценка  5 баллов.

1. Принцип доступности и принцип научности

2.Принцип сочетание индивидуальных и коллективных форм и принцип сознательности и активности учащихся в обучения

6.Конкурс капитанов.

Капитаны должны по очереди определить на слух о какой функции идет речь и обосновать свой ответ (Каждый правильный ответ- 1 балл, логическое связное объяснение-0,5 балла)

  1.  Развитие различных видов памяти
  2.  Вооружить учащихся системой научных знаний
  3.  Развитии речи учащихся
  4.  Воспитание нравственых качеств личности
  5.  Научить учащихся самостоятельно приобретать знания
  6.  Формирование ценностного отношения к миру
  7.  Разширение кругозора учащихся
  8.  Развитие двигательной сферы личности
  9.  Формирование опыта и культуры общения между учащимися
  10.  Научить использовать полученные знания на практике

7. Подведение  итогов занятия и саморефлексия.

1.Считаете ли вы эту форму проверки знаний интересной? Понравилась ли она вам?

2.Какие трудности у вас вызвали задания, что бы вы изменили?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76453. Понятие семейного права 14.42 KB
  Семейный кодекс РФ гарантирует охрану семейных прав граждан запрещает чьелибо произвольное вмешательство в дела семьи прописывает правовые механизмы выполнения гражданами семейных обязанностей.
76454. Соотношение семейного и гражданского права 17.22 KB
  Различие предметов семейного и гражданского права состоит в следующем: имущественные отношения в гражданском праве в отличие от семейного носят в основном стоимостный характер и строятся на возмездной основе; имущественные отношения регулируемые брачносемейным законодательством тесно связаны с личными отношениями; в гражданском праве такой связи нет; семейные правоотношения складываются между строго определенными субъектами; юридические лица в семейных правоотношениях не участвуют; во многих гражданских правоотношениях срок имеет...
76455. Принципы семейно-правового регулирования 17.66 KB
  Признание брака заключенного только в органах загса. Религиозный обряд брака венчание и фактические брачные отношения не имеют правового значения и не влекут взаимных прав и обязанностей супругов. Добровольность брачного союза предполагает свободное волеизъявление мужчины и женщины которое будущие супруги выражают дважды: при подаче заявления в загс и во время регистрации брака. Для выяснения подлинности свободы волеизъявления регистрация брака производится в присутствии обоих вступающих в брак лиц п.
76456. Действующее семейное законодательство 14.11 KB
  Конституции РФ о защите материнства и детства семьи государством. Отсюда основной целью правового регулирования семейных отношений является укрепление семьи построение семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов. Защита семьи осуществляется не только семейноправовыми нормами но и нормами других отраслей права: социального обеспечения трудового жилищного и др. Нормы семейного законодательства призваны также обеспечить беспрепятственное осуществление членами...
76457. Понятие и виды семейных правоотношений 16.67 KB
  Возникновению семейных правоотношений предшествует: издание норм регулирующих данные общественные отношения нормативные предпосылки; наделение субъектов правоспособностью позволяющей им быть носителями прав и обязанностей предусмотренных в правовых нормах правосубъектные предпосылки; наличие соответствующих юридических фактов с которыми нормы связывают возникновение данных правоотношений юридикофактические предпосылки. Семейные правоотношения один из видов правоотношений которые обладают следующими свойствами общими для...
76458. Понятие семьи. Семейная правоспособность и дееспособность 19.59 KB
  Каждый из субъектов семейных правоотношений наделен семейной правоспособностью наличие дееспособности не всегда является необходимым условием для участия в семейных правоотношениях. Вопросы об особенностях семейной правоспособности и дееспособности будут предметом рассмотрения четвертого параграфа данной главы. В семейном законодательстве отсутствуют определения семейной правоспособности и дееспособности. Исходя из этих определений можно по аналогии дать определение семейной правоспособности и дееспособности.
76459. Юридические факты в семейном праве 18.39 KB
  Юридические факты в семейном праве это реальные жизненные обстоятельства которые в соответствии с действующим семейным законодательством являются основанием возникновения изменения или прекращения семейных правоотношений. Общими для юридических фактов признаками являются следующие: юридический факт это явление реальной действительности то есть наступившее и длящееся в момент его оценки; юридические факты существуют независимо от сознания людей; юридические факты влекут определенные правовые последствия: возникновение изменение...
76460. Родство и свойство, их правовое значение 16.4 KB
  Родство представляет собой один из юридических фактов порождающих семейные правоотношения. По степени родства различают: ближнее родство близкие родственники родственники по прямой восходящей и нисходящей линии родители и дети дедушка бабушка и внуки полнородные и неполнородные братья и сестры; дальнее родство более дальние родственники. Возможно заключение брака между мужчиной и женщиной состоящими в родственных отношениях за исключением близкого родства боковое родство третьей и последующей степеней не является...