579

Сущность процесса обучения. Закономерности и принципы процесса обучения

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Педагогически адаптированная система знаний и умений из какой-либо отдельной области действительности и соответствующей ей деятельности по усвоению и использованию знаний и умений. Материальные и идеальные объекты, использующиеся в процессе обучения для реализации дидактиеских целей.

Русский

2013-01-06

82 KB

44 чел.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Конспект урока-обобщения

По дисциплине

«Педагогика»

На тему:

«Сущность процесса обучения. Закономерности и принципы процесса обучения»

Выполнила:

студентка 4 курса 2 группы ФПП

Марчик Ольга Вячеславовна

Проверила:

к.п.н. Лысых Н.В.

ШУЯ 2012

Тема урока: Сущность процесса обучения. Закономерности и принципы процесса обучения

Дата проведения: 13.04.2012

Тип урока: урок-обобщение

Цели:  

Дидактические:

-систематизировать знания студентов по теме

-научить различать основные принципы обучения

Воспитательные:

-воспитать чувство коллективизма, взаимопомощи;

-сформировать мотивацию на применение в будущей педагогической деятельности основных принципов;

Развивающие:

-развить приемы логического мышления, систематизации и обобщения ;

-развитие анализа и синтеза в мышлении;

Оборудование:

  1.  Листы формата А4
  2.  Фломастеры
  3.  Раздаточный материал (таблицы, кроссворд)

4.Учебники:

1.Сластёнин, В. А. Педагогика/ В. А. Сластёнин. – М.: Школа-Пресс, 2000.

2.Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебное пособие для студ. высш.учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2002

3.Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика :учебник для вузов. СПб, 2001 .

Ход урока:

1.Организационный момент

Приветствие

2.План урока:

1)Игра : Тематический КВН «В мире дидактики »

1.Визитная карточка команд (2 команды должны предоставить эмблему, название, девиз) Оценивается активность всех участников команды и… Максимальная оценка 5 баллов

2.Разминка

Соотнесите правильно понятия и их определения. За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл, дополнительный балл ставится за скорость

Процесс обучения

педагогически адаптированная система знаний и умений из какой-либо отдельной области действительности и соответствующей ей деятельности по усвоению и использованию этих знаний и умений

Метод обучения

материальные и идеальные объекты, использующиеся в процессе обучения для реализации дидактиеских целей.

Формы организации обучения

целенаправленная, осознанная активная познавательная деятельность ученика по овладению системой знаний, умений и навыков, развитию познавательных сил, формированию мировоззрения.

Учебный предмет

– упорядоченная взаимосвязанная деятельность педагога и учащихся, в ходе которой учащиеся под руководством учителя осознают мотивы своей познавательной деятельности, овладевают системой научных знаний об окружающем их мире, формируют умения применять их в жизни, развивают интеллект и умение учиться, а также нравственные качества и ценностные ориентиры.

Приём обучения

целенаправленная деятельность педагога по формированию у учащихся положительных мотивов учения, организация восприятия, осмысления излагаемых фактов и явлений, обеспечению умениями пользоваться полученными знаниями и умениями приобретать знания самостоятельно.

Учение

– дифференцируемая часть урока, включающая комплекс условий, необходимых для получения ограниченных, специфических результатов.

Преподавание

–способ совместной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, в ходе которой решаются дидактические задачи.

Средства обучения

внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определённом порядке и режиме (урок, экскурсия и т.д.)

Учебная ситуация

составной элемент метода обучения, конкретное действие или совокупность действий педагога и ученика

3.Нарисуйте какое либо средство, которым педагог использует в своей деятельности. Одушевите его и попробуйте рассказать про один день из его нелегкой жизни.

4.Кроссворд (1 бал за 1 слово,+ 0,5 балла за 1 задание)

Поставьте буквы в правильный порядок и впишите в кроссворд.

1.Найдите лишнее слово

2.Найдите выделенное слово

4)а

к

6)н

т

а

2)п

3)з

и

5)с

г

7)д

1)п

р

а

в

и

л

о

р

и

к

н

с

я

с

о

р

о

о

т

д

т

ч

о

н

с

е

н

у

н

д

о

т

м

о

п

о

о

м

ь

н

с

н

с

с

е

о

т

о

т

о

р

с

ь

с

ь

о

н

т

т

б

о

ь

ь

р

с

а

т

з

ь

н

о

с

т

ь

  1.  Ьоснтопрч
  2.  Порирсообосьтданорз
  3.  Комеоорньстзан
  4.  твоакиьтсн
  5.  Отьсненистс
  6.  Алнгдняьост
  7.  Ьостунптодс

5.Соотнесите принципы обучения и правила, которые из них вытекают. За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл, дополнительный балл ставится за скорость

Принципы обучения

Правила

Принцип сознательности и активности

 Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение обучаемыми системы знаний. Разделяйте содержание учебного материала на логически завершенные части (шаги), последовательно их реализуйте, приучайте к этому обучаемых.

Принцип наглядности обучения

 Запоминать обучаемый должен сознательно усвоенное, хорошо осмысленное.

Принцип систематичности и последовательности

Обучая, учитывайте возрастные особенности обучаемых так, чтобы содержание и способы обучения несколько опережали их развитие.

Принцип прочности

 Ясное понимание целей и задач предстоящей работы – необходимое условие сознательного обучения: покажите их обучаемым, объясните важность и значение, раскройте перспективы.

Принцип доступности

 В методах преподавания отражайте методы научного познания, развивайте мышление обучаемых, подводя их к поисковой, творческой работе в учении.

Принцип научности

 

Настойчиво приучайте обучаемых проверять и применять свои знания на практике. Используйте окружающую действительность и как источник знаний, и как область их практического применения.

Принцип связи теории с практикой

Золотое правило обучаемых: все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания.

5.Обыграйте, как на уроке реализуются следующие принципы и покажите их взаимосвязь. Оценивается артистизм, точность. Максимальная оценка  5 баллов.

1. Принцип доступности и принцип научности

2.Принцип сочетание индивидуальных и коллективных форм и принцип сознательности и активности учащихся в обучения

6.Конкурс капитанов.

Капитаны должны по очереди определить на слух о какой функции идет речь и обосновать свой ответ (Каждый правильный ответ- 1 балл, логическое связное объяснение-0,5 балла)

  1.  Развитие различных видов памяти
  2.  Вооружить учащихся системой научных знаний
  3.  Развитии речи учащихся
  4.  Воспитание нравственых качеств личности
  5.  Научить учащихся самостоятельно приобретать знания
  6.  Формирование ценностного отношения к миру
  7.  Разширение кругозора учащихся
  8.  Развитие двигательной сферы личности
  9.  Формирование опыта и культуры общения между учащимися
  10.  Научить использовать полученные знания на практике

7. Подведение  итогов занятия и саморефлексия.

1.Считаете ли вы эту форму проверки знаний интересной? Понравилась ли она вам?

2.Какие трудности у вас вызвали задания, что бы вы изменили?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79481. Туризм как форма социально-культурной деятельности: специфика и классификация видов 27.89 KB
  Туризм с точки зрения потребителя это СК и досуговая деятельность осущ. Или же туризм отрасль экономики сфера бизнеса и предпринимательства. Туризм временные выезды за пределы постоянного места жительства и работы в культурнопознавательных рекреационнооздоровительных религиозных спортивных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания. Существуют многочисленные виды и формы туризма которые подразделяются по различным параметрам.
79482. Функции социально-культурной деятельности 26.71 KB
  СКД это обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по созданию освоению распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры. Адаптивно-нормативная освоение формирующихся индивидом основ санитарно-гигиенической культуры культуры речи а также других элементов человеческой жизнедеятельности адаптация к социуму приобретение способностей к самоконтролю саморегулированию поведения Образовательно-развивающая освоение ценностей культуры последовательный процесс социализации и...
79483. Организационные и сценарно-режиссерские особенности подготовки и проведения различных игровых программ 27.65 KB
  Успешное применение игры происходит лишь при соблюдении ряда условий: игра должна несет положительный эмоциональный заряд в самых разнообразных игровых ситуациях; в ней должны быть задействованы все участники мероприятия и осуществляться сменность ролей играющих; она должна предусматривать преодоление определенных трудностей усложняющихся в процессе игры; в игру необходимо вводить элемент состязательности. Сценарий мероприятия должен иметь два аспекта: художественный и психологопедагогический которые программируются не только выстраиваемый...
79484. Основные направления социально-культурной деятельности в условиях информационного общества 27.15 KB
  Теория Информационного общества начала складываться в 6070ые годы XX века в работах Белла Тоффлера Масуды и т. Предпосылками информационного общества являются: Появление языка письменности изобретение печатного станка появление радио и телевидения развитие информационных компьютерных технологий. Термином информационное общество обычно определяют уровникондиции западного общества и его культурносоциальный эволюционные феномены и ориентиры.
79485. Технология бизнес-планирования в социально-культурном проектировании 29.34 KB
  Бизнесплан документ перспективный и составлять его рекомендуется минимум на ряд лет вперед. Основные рекомендации в подготовке бизнесплана это краткость т. бизнесплан должен быть понятен широкому кругу людей а не только специалистам.
79486. Сущность культурной политики: субъекты, направления, механизмы реализации 26.94 KB
  Это совокупность основанных на концептуальном представлении о роли и месте культуры в жизни общества организационно управленческих материально технических финансовых информационных кадровых ресурсов и правового обеспечения. В любой стране государственная культурная политика призвана: обеспечить охрану и учет культурного наследия сохранение и преемственность национальнокультурных традиций защиту национальной культуры и языка в мире расширяющихся международных контактов и усиления межконтинентальных и межрегиональных информационных...
79487. Понятие «игра» и «игровая деятельность». Ведущие признаки игровой деятельности 28.75 KB
  Игра это совокупность каких то норм и правил необходимых реквизитов и аксессуаров которые нужны для организации игровой деятельности. Существуют общие требования к играм выполняемые на определенных этапах их организации и провидения. Добровольная и свободная должна быть игра для играющих.
79488. Основные требования к статусу психолога 26.23 KB
  К статусу психолога представляются такие требования: формирование адекватных ожиданий педколлектива через полное его ознакомление с правами обязанностями основными направлениями и формами работы психолога стратегией психологической службы; диагностическое общение психолога со всеми категориями воспитателей и воспитанников предполагающее эмпатию безоценочное отношение личностное поведение позицию партнерства и опору на положительные личности; сотрудничество и взаимодействие с педагогами в определении общих позиций школьных планов...
79489. Модели деятельности школьного психолога 31.89 KB
  Деятельность психолога организуется по запросу и на основании плана утвержденного администрацией школы. Цели деятельности сопровождение процесса психологического развития учащихся посредвтом создания определенных условий в образовательной среде школы. Задачи: Отслеживание результатов развития учащихся на различных этапах обучения; Создание условий для оказания психологической помощи учащимся; Осуществление психологического анализа внутришкольных образовательных программ технологий с точки зрения их соответствия индивидуальным и...