57923

Вирусные болезни – глобальная опасность для человечества

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Формирование предметных и ключевых компетентностей: обобщение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности вирусов; значении вирусов в природе и жизни человека методах изучения вирусных болезней.

Русский

2014-04-17

58 KB

8 чел.

Урок – семинар «Вирусные болезни – глобальная опасность для человечества».

Цели урока:

1.Обучающие. Формирование предметных  и ключевых компетентностей: (обобщение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности вирусов; значении вирусов в природе и жизни человека, методах изучения вирусных болезней).

-информационной (формирование навыка осуществлять самостоятельный поиск, систематизировать и анализировать биологическую информацию, совершенствовать навыки работы с интернет-ресурсом, составления презентаций).

2.Развивающие.

Формирование ключевых компетентностей:

-самообразовательной (развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; формирование умения проводить анализ и сравнение, делать выводы на основании фактов).

3.Воспитательные.

Формирование ключевых компетентностей:

-здоровьесохраняющей (применение полученных знаний о жизнедеятельности вирусов для профилактики вирусных заболеваний; доказать угрозу СПИДа, наркотиков для распространения наиболее опасных заболеваний человечества; обосновать необходимость вакцинации населения).

-социальной (формирование способности к осознанному выбору будущей профессии, знакомство с профессиями, которые требуют базовых знаний по биологии: медсестры, вирусолога, эпидемиолога).

Технологии, используемые на уроке: постановка проблемных вопросов, проектные технологии.

Методы, формы, приемы: беседа, рассказ, лекция,  «Микрофон», « Кубирование»; работа в парах.

Базовые понятия: эпидемия, пандемия, патогенность.

Тип урока: обобщения и систематизации знаний.

Форма урока: теоретический семинар. 

Оборудование и материалы: мультимедийная доска, презентации учащихся и гостей семинара.


    Ход урока
.

І.Ориентация. Мотивация деятельности.

Рассказ. Беседа.

В 1961 году в США вышла книга с необычным посвящением: «Посвящается Nikotiana tabacum». Что за авторские фантазии? Почему автор посвятил свою книгу не учителю, не другу, а растению? Название книги «Вирусы и природа жизни» Уилла Стенли. Того самого У.Стенли, который получил Нобелевскую премию за изучение вирусов.

В своей книге ученый пишет: «…сумеречная зона жизни, на полпути между живым и неживым и есть территория вируса…Наименьшее существо и наибольшая молекула оказались одним и тем же – вирусом табачной мозаики». «Существо со свойствами вещества», - сказал о них другой. «Вирус – это вирус», -- сказал третий ученый.

   Кто из них прав? Какими необычными свойствами обладают вирусы, чтобы создавать угрозу возникновению пандемий, которые могут поставить под угрозу существования не только современной цивилизации, но и всего человечества.  Данные вопросы и будут освещены на семинаре.

ІІ. Целеполагание.

1.Сообщение темы, цели и задач семинара.

Тема семинара: «Вирусные болезни – глобальная опасность для человечества».

Темы сообщений.

1.Строение и разнообразие вирусов.

2.Вирусы – возбудители болезней человека.

3.Вирусные инфекции в истории человечества.

4.Вирус иммунодефицита человека.

5.Методы диагностики вирусных болезней. Сообщение врача-лаборанта Бердянской городской больницы).

6.Профилактика  вирусных болезней. Сообщение медицинской сестры ЗОШ І-ІІІ ст.№1 г.Бердянска.

Представление гостей семинара.

Определение целей урока:

Вопрос учащимся: «Как вы думаете, каковы цели урока?»

Учащиеся формулируют цели урока.

Учитель:

Сегодня на уроке мною запланировано такие же цели:

- мы обобщим знания об особенностях строения и жизнедеятельности вирусов;

-сформулируем выводы о значении вирусов в природе и жизни человека;

-проанализируем основные причины угрозы человечеству со стороны вирусных болезней и очертим пути решения данных проблем;

-научимся применять полученные знания для сохранения собственного здоровья и профилактики вирусных болезней;

-получим информацию о профессиях, которые требуют специальных биологических знаний: медсестры, врача лаборанта, вирусолога, эпидемиолога.

2.Мотивация учебной деятельности.

Рассказ учителя.

Человечество  неоднократно страдало от страшных эпидемий, большая часть из которых была вызвана бактериальными инфекциями. Но во второй половине xx  и в начале  xxі века, наиопаснейшими патогенами стали вирусы. Более того, возникла опасность, того,  что только вирусы и вызванные ими пандемии могут создать, как минимум, угрозу существованию современной цивилизации, а максимум всего человечества.

Вопрос учащимся: «С какими вирусными заболеваниями вы сталкивались? Где вы сможете применить полученные знания?»

3 Определение ожидаемых результатов.

Беседа с учащимися. Чего учащиеся ожидают от урока, что хотят узнать, чему хотят  научиться? ( можно применить прием «Микрофон»).

ІІІ. Целереализация.

1.Воспризведение и коррекция опорных знаний, умений и навыков учащихся.

Вопрос учителя: « В погоне за невидимкой переплелися четыре эпохи, четыре судьбы  известных ученых: англичанина, француза, немца и россиянина, а имя невидимке дал голландский ученый. О каком открытии и работах каких ученых идет речь?».

Учащиеся рассказывают  историю открытия вирусов: о работах англичанина Э.Дженнера по вакцинации против оспы, француза Л.Пастера по изучению заболевания бешенства животных, оработах немецкого ученого А.Майера по изучению болезни табачной мозаики  и открытии вирусов Д.И.Ивановским в 1892г.

Учащиеся выступают с  подготовленными презентациями  и сообщениями.

1.Строение и разнообразие вирусов.

Размеры вирусных частиц – вирионов 15-300нм. Вирусы паразиты клеток прокариот и эукариот, и вне клетки- хозяина вирионы не обнаруживают никаких признаков жизни. Для своего размножения они используют вещества и энергию клетки-хозяина. По строению различают простые и сложные вирусы. У простых вирусов молекула нуклеиновой кислоты окружена только белковыми молекулами. Сложные вирусы дополнительно окружены липидной мембраной. В состав вирусной частицы может входить только один тип нуклеиновой кислоты – или ДНК, или РНК.В зависимости от вида вируса, вирион может иметь икосаэдрический (возбудители полиомиелита, папилломы), спиральный (вирус ВТМ), или смешанный (бактериофаги) типы симметрии.   

2.Вирусы – возбудители болезней человека.

Приспособления вирусов к паразитизму проявляются в разнообразии способов эффективного заражения хозяев. Вирионы возбудителей заболеваний органов дыхания попадают в организм воздушно-капельным путем (грипп); пищеварения – с едой и питьем (гепатит А); покровов тела – через слизистые оболочки (герпес, оспа, папиллома). Переносчиками вирионов часто служат разные членистоногие, в частности комары (желтая лихорадка) и клещи (клещевой энцефалит). Заражение возможно при несоблюдении санитарных норм во время переливания крови или хирургических операций (гепатит В, ВИЧ). Некоторые вирусы передаются через половые контакты (герпес, ВИЧ, гепатит С).

Науку, которая изучает закономерности течения эпидемий, называют эпидемиологией. Значительный вклад в развитие этой науки сделал известный украинский ученый Д.К.Заболотный.

Общий обзор наиболее известных вирусных болезней: оспы, полиомиелита, бешенства, гриппа, герпеса, гепатитов А,В,С.

  Вирусы способны к наследственным изменениям путем мутаций или обменами участками РНК между разными видами. Это их свойство способствует появлению новых вирусных частиц и инфекционных заболеваний, например вирус ВИЧ, птичий грипп.    

3.Вирусные инфекции в истории человечества.

В перечне значительных катастрофических событий, постигших человечество за всю его историю, одно из главных мест занимает эпидемия вируса гриппа 1918 года, так называемая «испанка. Эта эпидемия унесла свыше 50 млн жизней (сравните: во Второй мировой войне за 5 лет погибло около 50 млн людей).

4.Вирус иммунодефицита человека.

Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) приводит к развитию смертельно опасного заболевания – синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИДА). ВИЧ был открыт в 1983г. ученым Пастеровского института (Париж) Л,Монтанье и Ф.Барре-Синусси, за что они в 2008 году получили Нобелевскую премию в области физиологии и медицины.

  С момента проникновения вируса в клетку начинается скрытый период ВИЧ инфекции, вирусоносительство, который может продолжаться 7-10 и более лет. Рано или поздно начинается само заболевание – СПИД, которое длится 1-3 года и всегда заканчивается смертью. Это связано с тем, что вирус встраивает свою информацию в виде двухцепочной ДНК в хромосому клетки, которая пожизненно становится носителем вируса. Поскольку вирус поражает клетки иммунной системы, в частности Т-лимфоциты и макрофаги, которые в случае развития СПИДа массово гибнут.

  Вирус иммунодефицита человека за последние 25 лет значительно распространился. Украина занимает одно из первых мест по проценту заболевших. В настоящее время СПИД пробрел характер пандемии ( от греч. пандемия – весь народ) – эпидемии, которая охватывает большинство стран на нашей планете.

5.Методы диагностики вирусных болезней. Сообщение врача-лаборанта Бердянской городской больницы).

Для осуществления профилактических мероприятий необходимо правильно определить (диагностировать) возбудителя заболевания. Такая диагностика позволяет учитывать биологические особенности вируса: пути его передачи, спообность поражать те или иные клетки и органы, а также правильно применять средства профилактики.

6.Профилактика  вирусных болезней. Сообщение медицинской сестры ЗОШ І-ІІІ ст.№1.

Медицинские работники, зная биологические свойства вирусов, эффективно проводят профилактические мероприятия для предотвращения распространения инфекции. Это, в частности: изоляция больных при клинических проявлениях гриппозной инфекции, избежание больших скоплений людей, применение марлевых повязок для снижения риска передачи вирионов с капельками слизи и слюны. Из-за высокой изменчивости вируса гриппа до сих пор не удалось создать надежную вакцину против его разновидностей, хотя часто успешно осуществляют иммунизацию населения к тому или иному прогнозируемому штамму.

Профилактические мероприятия, высокоэффективные против вируса гриппа, не могут быть применены для предотвращения эпидемии ВИЧ/СПИДа. В отличие от вируса полиомиелита, ветрянки или кори, эффективной вакцины против вируса иммунодефицита человека пока еще не существует. Это связано с огромным количеством изменений, которые происходят в наследственном материале ВИЧ. Поэтому, чтобы оградит себя от инфицирования ВИЧ, следует вести здоровый образ жизни. А это в первую очередь воздержание от беспорядочных половых контактов и употребления наркотиков, поскольку именно такими путями вирус сегодня распространяется среди молодежи.

Следовательно, иммунитет развивается, когда организм выздоровел от инфекционного заболевания или в него был искусственно введен антиген – вакцина. Такой иммунитет получил название специфического (или приобретенного). Иммунитет может быть и неспецифическим (врожденным, или естественным). Неспецифический иммунитет помогает бороться с любым вирусом.

Для создания специфического иммунитета применяют вакцины нескольких типов. Живыми называют вакцины, содержащие ослабленные вирусные частицы, потерявшие патогенность. Убитыми, или инактивированными, называют вакцины, в составе которых есть вирусы, обработанные токсичными веществами.

В нашей стране Минздравом осуществляется обязательный вакцинальный комплекс – курс профилактических прививок  детей, для создания базового иммунитета против некоторых вирусных заболеваний (гепатит В, полиомиелита, ветрянки, кори, паротита). Так, в первые дни жизни ребенок прививается от гепатита В; в 3-4-5 месяцев поэтапно получает вакцину от полиомиелита. В 1год ребенок получает первую комплексную прививку от кори, краснухи и паротита, которую обязательно необходимо повторить в 6 лет.

В обязанности школьной медсестры входит ведение «Календаря вакцинации» каждого школьника. Так называемая «прививочная карта» открывается с момента рождения ребенка и в нее  в течении жизни, заносятся все получаемые прививки. При поступлении ребенка в коллектив (детский сад, школа, санаторий и т.п.) в обязательном порядке требуется прививочная карта. У взрослых она требуется при поступлении на работу, учебе в ВУЗах и поездке за границу.

2.Обобщение и систематизация понятий, усвоение системных знаний и их применение для выполнения практических заданий.

Учащиеся выполняют тесты.

3.Релаксация.

4. Усвоение основных идей и теорий на основе широкой систематизации знаний.

Фронтальная беседа:

Вернемся к проблемному вопросу: какими же необычными свойствами обладают вирусы, чтобы создавать угрозу существованию не только современной цивилизации, но и всего человечества?

Какие вирусные болезни являются наиопаснейшими для  человечества?

Какие биологические  и социальные причины способствовали   появлению такого грозного врага человечества?

Подытоживая проблему распространения вирусов и эпидемиологии вирусных заболеваний, следует отметить ведущую роль человека в появлении новых и увеличении опасности давно известных  вирусных инфекций. Такие факторы, как широкомасштабные транспортные перевозки людей, продуктов питания и т.п., загрязнение воздуха, миграции диких животных в результате разрушения сред их обитания, расширение ареалов домашних животных и культурных растений, нарушение правил переливания крови, случайные половые контакты, употребление наркотиков, неконтролируемый рост больших городов приводят к распространению инфекций среди человеческих популяций и наследственных изменений самих вирусов.

   VІ Рефлексивно-оценочный.

1.Подведение итогов семинара.

Фронтальная беседа: чему учащиеся научились на уроке, добились ли поставленных на уроке заданий.

2.Сообщение домашнего задания.

Высокий уровень: подготовить сообщения о новых методах лечения вирусных болезней (ретровирусная терапия и т.п.);

Достаточный уровень: подготовить сообщения о статистике заболеваний СПИДом и ВИЧ инфицировании по городу Бердянску.

Средний и низкий уровень- повторить материал параграфа 46.

3.Рефлексия. Упражнение «Кубирование».

4.Ценение, оценивание.


Литература:

1 П.Г.Балан, Ю.Г.Вервес, В.П.Полищук. Биология. 10 класс.- К.: Генеза, 2010.

2.С.В.Межжерин. Я.О.Межжерина. Т.В.Коршевнюк. Биология. 10 класс.- К.: «Планета книжок», 2010.

3.Е.В.Яковлева. Уроки биологии.10 класс.- К.: «Просвита»,2001.

Интернет ресурс.

http:/www/supotnikiy.ru/stat/stat49/htm.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37271. Специфіка військового навчання 118 KB
  Процес навчання військовослужбовців, як специфічний вид діяльності, підпорядковується певним правилам, має свої закони та закономірності. Вони визначають порядок досягнення у дидактичному процесі цілей і задач навчання військовослужбовців
37272. Сучасні методи активізації навчальної діяльності військовослужбовців 178 KB
  Оголосити тему заняття, її актуальність та звязок з іншими темами, мету та навчальні питання, які будуть розглянуті. Особливу увагу на занятті необхідно звернути на те, що існує обєктивна потреба в оволодінні всім офіцерським складом загальними поняттями про психологію спілкування у військовому колективі, а також розкрити сутність
37273. Правоохранительные органы 175 KB
  Проработка включенных в программу тем дает отправные знания о понятии правоохранительной деятельности и её значении в российской правовой системе основных направлениях функциях и органах осуществляющих её о судебной власти правосудии и судах их построении и основных полномочиях об организационном обеспечении деятельности судов и органах его осуществляющих о прокурорском надзоре и прокуратуре о выявлении и расследовании преступлений и занимающихся этим учреждениях об адвокатской деятельности и адвокатуре иных формах оказания...
37274. Применение языка PHP, СУБД MySQL и фреймворка CodeIgniter для разработки динамических веб-сайтов 959 KB
  Курсовая работа посвящена возможностям применения языка PHP, системы управления базами данных (СУБД) MySQL, фреймворка CodeIgniter для разработки динамических веб-сайтов. Апробация данных технологий проводится на примере создания фронт-части (front-end) веб-сайта для сети мебельных магазинов «Комфорт+»
37275. Розрахунок і конструювання монолітного ребристого залізобетонного перекриття з балочними плитами 2.33 MB
  0184 Визначення кількості стержнів армування Розрахунок і конструювання другорядної балки Розрахункова схема балки Статичний розрахунок балки Уточнення розмірів перерізу балки Розрахунок міцності балки в нормальних перерізах Розрахунок міцності балки в похилих перерізах Розрахунок на дію поперечної сили Розрахунок на дію згинального моменту Побудова обгинаючої епюри моментів Побудова епюри матеріалів Конструювання перерізу 11 Конструювання перерізу 22 Конструювання перерізу 33 Розрахункові перерізи для епюри...
37276. Исследование методов и алгоритмов работы трансляторов предметно-ориентированных языков 889.5 KB
  Для описания семантических функций синтаксической диаграммы расстановки ссылок использованы следующие обозначения: Tb_Lexems[.Code массив кодов лексем; Tb_Lexems[.Vlue массив значений лексем; Number_Lexem номер очередной рассматриваемой лексемы в массиве лексем; Stek_do стек для циклов WHILE; Stek_if стек для развилок IF; Stek_cse стек для операторовпереключателей SWITCH; Stek_to стек для циклов FOR. Рисунок 3 Рсхема расстановки ссылок Семантические функции к Рсхеме расстановки ссылок на рисунке 3: y0:...
37277. Багатоповерхова каркасна будівля 525.5 KB
  Розрахунок та конструювання другорядної балки. Розрахункова схема балки. Статичний розрахунок балки. Конструктивний розрахунок допоміжної балки.
37278. Теория государства и права, учебник 4.32 MB
  Садовничий ректор Московского университета академик РАН профессор Введение Вопросам теории государства и права в отечественной и зарубежной юридической литературе традиционно уделяется большое внимание. Определение и основное разделение права М. Лекции по общей теории права СПб.
37279. ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ JAVA И JAVAFX ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ВИРТУАЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРИЙ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ 912.5 KB
  Методы моделирования в настоящее время внедрились практически во все сферы человеческой деятельности: технические, социально-экономические, сложные экономические, общественные, сферы международных отношений и др. Это связано с необходимостью расширения и углубления знаний реального мира. Существует множество реальных объектов и процессов, информацию о которых мы не можем получить из-за малости или масштабности размеров (объекты микро- и макрокосмоса); высоких или криогенных температур.