57924

Сравнение симптомов заболеваний, которые вызываются вирусами и бактериями. Профилактика инфекционных болезней человека

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: познакомить учащихся с симптомами методами диагностики и профилактики типичных бактериальных и вирусных заболеваний человека; научить применять знания о процессах жизнедеятельности вирусов и бактерий для диагностики лечения...

Русский

2014-04-17

39.5 KB

24 чел.

Тема: Сравнение симптомов заболеваний, которые вызываются вирусами и бактериями. Профилактика инфекционных болезней человека. 

Цель урока:  
– познакомить учащихся с симптомами, методами диагностики и профилактики типичных бактериальных и вирусных заболеваний человека;
– научить применять знания о процессах жизнедеятельности вирусов и бактерий для диагностики, лечения и профилактики инфекционных заболеваний человека;
 развеять «мифы» лечения вирусных заболеваний;
развивать ключевые компетентности: предметные, здоровье сохраняющую, социальную, информационно-коммуникативную.

Тип урока: урок усвоения знаний, умений и навыков, творческого использования на практике в нестандартных условиях.

Технология урока: использование проектной деятельности, интерактивных упражнений.

Оборудование: мультимедийная установка, дидактические материалы, наборы вкладышей и упаковок от фармакологических средств.

Этапы урока

I. Ориентация, мотивация деятельности.

II. Целеполагание.

III. Целереализация.

IV. Рефлексийно-оценочный.


І.
 Ориентация, мотивация деятельности.
Упражнение «Ассоциация». Учащиеся должны одним словом выразить то, с чем у них ассоциируется понятие «инфекционные болезни». Учащиеся называют слова: «эпидемия, вирусы, бактерии, грипп и т. п.».

Вопрос учителя:

С какими инфекционными болезнями сталкивались учащиеся (болели лично или болели их близкие родственники). Учащиеся чаще всего называют следующие заболевания: грипп, ОРВИ, ангина.

Информация учителя:
Историческая справка: считается, что грипп впервые описал и выделил как отдельную болезнь Этьен Паскье в 1403г. С этого времени человечество перенесло более 20 пандемий. Наибольшая в 1911-1919г., называемая «испанка», во время которой переболело более 500 млн. и погибло 20 млн. человек; в 1957-1959г. на азиатский грипп переболело более 2 млрд. человек и погибло более 1 млн.

Человечество постоянно сталкивается с серьезными эпидемиями, пандемиями,  вспышками инфекционных болезней. Но до сих пор остается много проблем в диагностике, тактике лечения и профилактике наиболее часто встречающихся вирусных заболеваний. Вспомните панику населения осенью 2009г. о прогнозах свиного гриппа (H1N1) от которой «выиграли» фармацевты, продавцы цитрусовых и чеснока.

II. Целеполагание.

Учитель сообщает тему урока: Сравнение симптомов заболеваний, которые вызываются вирусами и бактериями. Профилактика инфекционных болезней.
Сегодня на уроке мы:  
- закрепим знания о процессах жизнедеятельности вирусов и бактерий;
- в процессе выполнения практической работы сравним симптомы заболеваний основных

  бактериальных и вирусных болезней; способы заражения;
- выучим основные средства лечения и способы профилактики инфекционных болезней.

Девизом нашего урока будут слова: «Предупрежден – значит вооружен».

Для работы класс разделен на 4 группы. Три группы работают над творческим проектом.
Группа №1. Тема: «Школа доктора Комаровского. Правила лечения ОРВИ и гриппа»
Группа №2. Тема: «Профилактика вирусных заболеваний»
Группа №3. Тема: «Лечение простудных заболеваний»

III. Целереализация.

Выполнение практической работы.
Учитель:
Прежде чем мы приступим к выполнению практической работы, давайте выясним, какие инфекционные заболевания вызываются вирусами, а какие бактериями, в ходе следующего упражнения: на столе у каждой группы находятся карточки с заболеваниями. Вам необходимо их классифицировать на две группы: вирусные заболевания и бактериальные заболевания. Также каждой карточке присвоен номер. Разложите карточки в порядке возрастания. Ответом на задание будет два ряда цифр, расположенных в логическом порядке. Разгадайте этот логический ряд.

Ответ на задание:
Бактериальные заболевания Вирусные
1.  Ангина    2.   Грипп
3.  Дифтерия    4.   ОРВИ
5.   Туберкулез   6.   Полиомиелит
7.   Холера    8.   Корь
9.   Чума    10. Ветрянка
11. Столбняк    12. Паротит
13. Гайморит    14. Герпес
15. Трахеобронхит   16. Гепатит
17. Воспаление легких

(Учитель регистрирует правильность выполнения задания каждой группой)

Учащиеся формулируют вывод, что данные заболевания вызываются микроорганизмами, относящимися к разным царствам; имеют разное строение и соответственно вызывают разные симптомы заболеваний, и будут иметь отличающуюся тактику лечения.

Выполнение практической работы

В ходе выполнения практической работы мы закрепим и выработаем навыки по сравнению заболеваний вызываемых вирусами и бактериями.

Учащимся раздают листы с текстом работы.

IV. Рефлексийно-оценочный.

Подведение итогов урока:

- достигли ли мы поставленных целей урока;
-
соответствует ли девиз урока содержанию урока;
-
что лично вы узнали для себя нового и т.п.

Оценивание учащихся.
Домашнее задание

Повторить § 36
1. Высокий уровень. Подготовить сообщение: «Последнее достижение науки в лечении и профилактике вирусных (инфекционных) болезней»

2. Достаточный уровень. Проанализировать состав домашней аптечки, в соответствии с полученными рекомендациями на уроке.

3. Средний уровень: вопрос №2 на с. 223 (письменно).

4. Начальный уровень: вопрос №7 (законспектировать на с.221)


Литература:

Богданова Д.К. Дидактичний матеріал із загальної біології. // Рідна школа. – 1988

Білоруська Й.О. Основи мікробіології, санітарії та гігієни: навчальний посібник для учнів проф. техн. навчальних закладів. – К.: Техніка, 2003

Маловічко С.М. Профілактика інфекційних хвороб. // Біологія. – 2010. - №7. – с. 21-26

Пам’ятка для вчителя. // Біологія. – 2010. - №11. – с. 46-56

Освітні технології: Навчально-методичний посібник / О. М. Пєхота. А.З. Кіктенко та ін. За заг. ред. Пєхоти. – К: А.С.К. 2002. – с. 255

Комаровський О. Є. інтернет ресурс http://durdom.in.ua/uk/main/article/article_id1942.phtml


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21505. ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ АППАРАТОВ ИСКУССТВЕННОЙ ВЕНТИЛЯЦИИ ЛЕГКИХ И ИНГАЛЯЦИОННОГО НАРКОЗА 183 KB
  ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ЛЕКЦИИ: представить данные свидетельствующие значимость проблемы инженернотехнического и метрологического обеспечения средств измерений аппаратов ИВЛ ИН; ознакомить слушателей с необходимостью срочного решения проблемы в лечебных учреждениях; представить основные пути совершенствования инженернотехнического и метрологического обеспечения средств измерений аппаратов ИВЛ ИН; ознакомить с протоколом действий Метрологической проверки средств измерений аппаратов ИВЛ ИН. Состояние инженернотехнического и...
21506. Структурно-функциональные связи легких, воздухоносных путей и паренхимы легких 226 KB
  Структурнофункциональные связи легких воздухоносных путей и паренхимы легких 1.1 Структура воздухоносных путей паренхимы легких Механика дыхания Распределение вентиляции 2. Легочное кровообращение и его отношение к вентиляции Легочное кровообращение Вентиляционноперфузионные отношения Обмен газов и их транспорт Обмен газов в легких Транспорт газов к периферическим тканям и в обратном направлении Регуляция дыхания Основная функция легких обмен газов: поглощение кислорода из окружающей среды удаление из организма двуокиси кислорода....
21507. РЕСПИРАТОРНЫЙ ДИСТРЕСС-СИНДРОМ ВЗРОСЛЫХ 366 KB
  Этиология РДСВ.Petti описал РДСВ ARDSкак синдром острой дыхательной недостаточности характеризуемой некардиогенным отеком легких с тяжелой гипоксемией вызываемой интрапульмональным шунтированием справа налево с вторичным ателектазированием и заполнением воздушного пространства отечной жидкостью. О распостранености РДСВ дают представления следующие данные: в США частота распостранения РДСВ составляет 06 1000при этом летальность на 150000 случаев РДСВ приблизительно равна 5060 в то же время WebsterCohen и...
21508. Деполяризующий и недеполяризующий блок 41 KB
  Механизм действия Деполяризующие миорелаксанты по структуре напоминающие ацетилхолин взаимодействуют с нхолинорецепторами и вызывают потенциал действия мышечной клетки. Однако в отличие от ацетилхолина деполяризующие миорелаксанты не гидролизуются ацетилхолинэстеразой и их концентрация в синаптической щели достаточно долго не снижается что вызывает длительную деполяризацию конечной пластинки. Деполяризующие и недеполяризующие миорелаксанты Деполяризующие миорелаксанты Недеполяризующие миорелаксанты Короткого действия Длительного...
21509. МИОРЕЛАКСАНТЫ, ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В АНЕСТЕЗИОЛОГИИ И РЕАНИМАТОЛОГИИ 186 KB
  Классификация миорелаксантов по химической структуре Дериваты изохинолина Дериваты стероидов Другие препараты Атракурий Доксакурий Метокурий Мивакурий Тубокурарин Панкуроний Пипекуроний Рокуроний Векуроний Галламин Сукцинилхолин По механизму действия миорелаксанты подразделяют на 2 класса: деполяризующие и недеполяризующие. Таблица 2 Классификация миорелаксантов по механизму и длительности действия Деполяризующие Недеполяризующие Короткого действия сукцинилхолин дитилин декаметоний мивакурий мивакрон Средней продолжительности атракурий...
21510. НОВЫЕ ФАРМАКОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ПРИ ОКАЗАНИИ АНЕСТЕЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ 117 KB
  ФАРМАКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КЛИНИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ КЛОФЕЛИНА В АНЕСТЕЗИОЛОГИИ Клофелин клонидин синтезирован в 1962 г. Фармакологические эффекты клофелина: как агонист постсинаптических Ф2АР в ЦНС вызывает гипотензию брадикардию аналгезию седативный эффект способствует высвобождению гормонов роста. Периферическое действие клофелина проявляется в усилнии сокращений гладких мышц агрегации тромбоцитов липолизу угнетению секреции ринина и инсулина. При приеме внутрь абсорбция клофелина составляет практически 100.
21511. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ САНИТАРНО - ГИГИЕНИЧЕСКИХ И ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ 134 KB
  ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ САНИТАРНО ГИГИЕНИЧЕСКИХ И ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ САНИТАРНОГИГИЕНИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ. Санитарногигиенические мероприятия проводятся с целью сохранения боеспособности и укрепления здоровья личного состава путем строгого выполнения установленных гигиенических норм и правил при организации размещения питания водоснабжения баннопрачечного обслуживания обеспечении безопасных условий труда военнослужащих и захоронении погибших в бою умерших а также путем соблюдения правил личной и...
21512. Мероприятия медицинской службы по защите личного состава войск, частей и подразделений медицинской службы от оружия массового поражения 202.5 KB
  Мероприятия медицинской службы по защите личного состава войск частей и подразделений медицинской службы от оружия массового поражения 1.МЕРОПРИЯТИЯ МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЫ ПО ЗАЩИТЕ ЛИЧНОГО СОСТАВА ВОЙСК ОТ ОРУЖИЯ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ Мероприятия медицинской службы по защите войск от оружия массового поражения являясь с одной стороны частью общего комплекса защиты войск схема 61 а с другой стороны частью медицинского обеспечения войск схема 62 проводится с целью предупреждения или максимального ослабления воздействия...
21513. МЕДИЦИНСКАЯ РАЗВЕДКА 79 KB
  ПОНЯТИЕ О МЕДИЦИНСКОЙ РАЗВЕДКЕ ЕЁ ВИДЫ И ЗАДАЧИ. Медицинская разведка представляет собой совокупность мероприятий проводимых медицинской службой по добыванию разведывательных сведений о природных социальноэкономических условиях территории боевых действий передвижения размещения войск и о противнике необходимых для успешного медицинского обеспечения. При ведении медицинской разведки сбор данных о природных и социальноэкономических условиях территории противнике и его медицинской службе осуществляется различными путями и способами....