57924

Сравнение симптомов заболеваний, которые вызываются вирусами и бактериями. Профилактика инфекционных болезней человека

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: познакомить учащихся с симптомами методами диагностики и профилактики типичных бактериальных и вирусных заболеваний человека;– научить применять знания о процессах жизнедеятельности вирусов и бактерий для диагностики лечения...

Русский

2014-04-17

39.5 KB

22 чел.

Тема: Сравнение симптомов заболеваний, которые вызываются вирусами и бактериями. Профилактика инфекционных болезней человека. 

Цель урока:  
– познакомить учащихся с симптомами, методами диагностики и профилактики типичных бактериальных и вирусных заболеваний человека;
– научить применять знания о процессах жизнедеятельности вирусов и бактерий для диагностики, лечения и профилактики инфекционных заболеваний человека;
 развеять «мифы» лечения вирусных заболеваний;
развивать ключевые компетентности: предметные, здоровье сохраняющую, социальную, информационно-коммуникативную.

Тип урока: урок усвоения знаний, умений и навыков, творческого использования на практике в нестандартных условиях.

Технология урока: использование проектной деятельности, интерактивных упражнений.

Оборудование: мультимедийная установка, дидактические материалы, наборы вкладышей и упаковок от фармакологических средств.

Этапы урока

I. Ориентация, мотивация деятельности.

II. Целеполагание.

III. Целереализация.

IV. Рефлексийно-оценочный.


І.
 Ориентация, мотивация деятельности.
Упражнение «Ассоциация». Учащиеся должны одним словом выразить то, с чем у них ассоциируется понятие «инфекционные болезни». Учащиеся называют слова: «эпидемия, вирусы, бактерии, грипп и т. п.».

Вопрос учителя:

С какими инфекционными болезнями сталкивались учащиеся (болели лично или болели их близкие родственники). Учащиеся чаще всего называют следующие заболевания: грипп, ОРВИ, ангина.

Информация учителя:
Историческая справка: считается, что грипп впервые описал и выделил как отдельную болезнь Этьен Паскье в 1403г. С этого времени человечество перенесло более 20 пандемий. Наибольшая в 1911-1919г., называемая «испанка», во время которой переболело более 500 млн. и погибло 20 млн. человек; в 1957-1959г. на азиатский грипп переболело более 2 млрд. человек и погибло более 1 млн.

Человечество постоянно сталкивается с серьезными эпидемиями, пандемиями,  вспышками инфекционных болезней. Но до сих пор остается много проблем в диагностике, тактике лечения и профилактике наиболее часто встречающихся вирусных заболеваний. Вспомните панику населения осенью 2009г. о прогнозах свиного гриппа (H1N1) от которой «выиграли» фармацевты, продавцы цитрусовых и чеснока.

II. Целеполагание.

Учитель сообщает тему урока: Сравнение симптомов заболеваний, которые вызываются вирусами и бактериями. Профилактика инфекционных болезней.
Сегодня на уроке мы:  
- закрепим знания о процессах жизнедеятельности вирусов и бактерий;
- в процессе выполнения практической работы сравним симптомы заболеваний основных

  бактериальных и вирусных болезней; способы заражения;
- выучим основные средства лечения и способы профилактики инфекционных болезней.

Девизом нашего урока будут слова: «Предупрежден – значит вооружен».

Для работы класс разделен на 4 группы. Три группы работают над творческим проектом.
Группа №1. Тема: «Школа доктора Комаровского. Правила лечения ОРВИ и гриппа»
Группа №2. Тема: «Профилактика вирусных заболеваний»
Группа №3. Тема: «Лечение простудных заболеваний»

III. Целереализация.

Выполнение практической работы.
Учитель:
Прежде чем мы приступим к выполнению практической работы, давайте выясним, какие инфекционные заболевания вызываются вирусами, а какие бактериями, в ходе следующего упражнения: на столе у каждой группы находятся карточки с заболеваниями. Вам необходимо их классифицировать на две группы: вирусные заболевания и бактериальные заболевания. Также каждой карточке присвоен номер. Разложите карточки в порядке возрастания. Ответом на задание будет два ряда цифр, расположенных в логическом порядке. Разгадайте этот логический ряд.

Ответ на задание:
Бактериальные заболевания Вирусные
1.  Ангина    2.   Грипп
3.  Дифтерия    4.   ОРВИ
5.   Туберкулез   6.   Полиомиелит
7.   Холера    8.   Корь
9.   Чума    10. Ветрянка
11. Столбняк    12. Паротит
13. Гайморит    14. Герпес
15. Трахеобронхит   16. Гепатит
17. Воспаление легких

(Учитель регистрирует правильность выполнения задания каждой группой)

Учащиеся формулируют вывод, что данные заболевания вызываются микроорганизмами, относящимися к разным царствам; имеют разное строение и соответственно вызывают разные симптомы заболеваний, и будут иметь отличающуюся тактику лечения.

Выполнение практической работы

В ходе выполнения практической работы мы закрепим и выработаем навыки по сравнению заболеваний вызываемых вирусами и бактериями.

Учащимся раздают листы с текстом работы.

IV. Рефлексийно-оценочный.

Подведение итогов урока:

- достигли ли мы поставленных целей урока;
-
соответствует ли девиз урока содержанию урока;
-
что лично вы узнали для себя нового и т.п.

Оценивание учащихся.
Домашнее задание

Повторить § 36
1. Высокий уровень. Подготовить сообщение: «Последнее достижение науки в лечении и профилактике вирусных (инфекционных) болезней»

2. Достаточный уровень. Проанализировать состав домашней аптечки, в соответствии с полученными рекомендациями на уроке.

3. Средний уровень: вопрос №2 на с. 223 (письменно).

4. Начальный уровень: вопрос №7 (законспектировать на с.221)


Литература:

Богданова Д.К. Дидактичний матеріал із загальної біології. // Рідна школа. – 1988

Білоруська Й.О. Основи мікробіології, санітарії та гігієни: навчальний посібник для учнів проф. техн. навчальних закладів. – К.: Техніка, 2003

Маловічко С.М. Профілактика інфекційних хвороб. // Біологія. – 2010. - №7. – с. 21-26

Пам’ятка для вчителя. // Біологія. – 2010. - №11. – с. 46-56

Освітні технології: Навчально-методичний посібник / О. М. Пєхота. А.З. Кіктенко та ін. За заг. ред. Пєхоти. – К: А.С.К. 2002. – с. 255

Комаровський О. Є. інтернет ресурс http://durdom.in.ua/uk/main/article/article_id1942.phtml


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72843. Промышленные источники вибраций. Биологическое действие вибраций. Нормирование вибраций 61 KB
  Вибрация - это механическое колебательное движение системы с упругими связями; движение точки или механической системы, при котором происходит поочередное возрастание и убывание во времени значений по крайней мере одной координаты.
72844. Инфразвук. Средства защиты от инфразвука 58.5 KB
  Снижение неблагоприятного воздействия инфразвука достигается комплексом инженерно-технических и медицинских мероприятий основными из которых являются: устранение причин генерации инфразвука в источнике образования повышение жесткости конструкций больших размеров устранение...
72846. Классификация энергетических загрязнений. Естественный фон. Понятие о шумах. Источники шума естественного и техногенного происхождения. Биологическое действие шумов. Нормирование шумов 64 KB
  В окружающую среду поступают энергетические загрязнения в виде шума вибрации электромагнитных долей радиоактивных излучений. Источники: Источники шума в окружающей человека среде могут быть разбиты на две большие группы: внешние и внутренние.
72847. Смог (восстановительный и окислительный). Условия образования смога и методы борьбы с ним 62 KB
  Именно жители английской столицы первыми столкнулись с проблемами связанными с загрязнением городского воздуха. Загрязнение воздуха могут вызывать и входящие в состав топлива примеси в первую очередь соединения серы.
72848. Кислотные осадки. Источники образования и негативное воздействие на биологические объекты 60.5 KB
  Химический анализ кислотных осадков показывает присутствие серной (H2SO4) и азотной ( HNO3) кислот. Наличие серы и азота в этих формулах показывает, что проблема связана с выбросом данных элементов в атмосферу.
72849. Озон и его свойства. Механизм образования и разрушения озонового слоя. Защитные свойства атмосферы от действия УФИ 61 KB
  Эти процессы компенсируются быстрыми реакциями обратного соединения атомов в молекулы поэтому концентрации атомов O и N ниже 100 км очень малы. Но лишь примерно со 100 км атомарный кислород становится одним из основных компонентов атмосферы а на высоте около 150 км концентрации...
72850. Взаимоотношения природы и общества. Парниковые газы и парниковый эффект. Возможные последствия (глобальное изменение климата). Киотский протокол 63 KB
  Взаимодействие общества и природы как естественный и объективный процесс необходимое условие существования человека проявляется в двух основных формах. Использование природных ресурсов выступая одной из форм взаимодействия общества и природы обеспечивает экономические интересы общества.