57929

Снежная книга Зимы

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: обобщить представления детей о зиме, познакомить с новыми рассказами и стихотворениями о зиме; продолжить работу над техникой чтения. Воспитывать любовь к родному слову, бережное отношение к природе.

Русский

2014-04-17

214.5 KB

3 чел.

едорченко Татьяна Андреевна учитель-методист  начальных классов Донецкой ОШ №97

Конспект

интегрированного урока в 3 классе

( чтение, природоведение, основы здоровья)


Тема урока
.  Снежная книга Зимы.

Цель: обобщить представления детей о зиме, познакомить с новыми рассказами и стихотворениями о зиме; продолжить работу над техникой чтения. Воспитывать любовь к родному слову, бережное отношение к природе.

Оборудование: карточки для чтения, картинки на зимнюю тему,презентация «Волшебница – зима», музыка для проведения физминутки.

ХОД  УРОКА

І. Актуализация знаний учащихся.

1. Вступительное слово учителя.

Приглашаю вас, дети, отправиться в гости к очень красивому времени года. К какому? Угадайте.

Вот север тучи нагоняя, дохнул, завыл, и вот сама идёт красавица … зима.

Зима – удивительное время года.

Еще недавно уныло чернели голые, хмурые поля и леса. И вот наступила зима. И всё кругом бело. Зима, как художник, окрашивает пушистой белой кистью все вокруг. Деревья уже не кажутся голыми, они оделись в белый наряд, побелели и дорожки.

- Какие чувства, ассоциации, слова приходят вам в мыслях при слове ЗИМА?

Признаки зимы: снег. Давайте будем лепить снежные комья.

2. Составление ассоциативного куста.

Дети подбирают слова к теме ЗИМА. На доске появляются три круга.

Круги составляются в пирамидку, затем на доске вместо кругов появляется снеговик.

- Кто же у нас сегодня на уроке? СНЕГОВИЧОК.

Сейчас идёт  зима. Давайте вспомним самое интересное о ней.

- Предлагаю составить КНИГУ ЗИМЫ.

Первая страница. Зима – холодная пора.

Беседа.

- Из скольких месяцев состоит зима?

-  Назовите зимние месяцы.

- Почему их так назвали?

- Декабрь – «ветрозим», полночь года, месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах. Декабрь год кончает, зиму начинает.
Январь –«студень», самый холодный и ветреный месяц в году.
Январь – году начало, зиме середина.

Февраль-«лютый», «снежень», «бокогрей». Месяц снегопадов, злых вьюг и первого тёплого солнца. Говорят: «Вьюги да метели под февраль прилетели».
-Как вы думаете, когда наступает зима?
Чтение текста на карточке № 1

По календарю зима начинается 1 декабря. Но учёные считают началом зимы 22 декабря. Это день зимнего солнцестояния. Солнце в этот день низко поднимается на небе, а день самый короткий в году.

А в природе зима каждый год наступает в разные сроки. Первые заморозки - это ещё не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает несколько раз. Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоёмы, земля покрывается снегом. Дни становятся короткими и холодными.

Что лежит на земле, ветках деревьев и кустарников? (Снег.)
-Из чего состоит снег? (Из снежинок.)
-Рассмотрите разнообразные снежинки.
(Картинки на доске)
-Как  же образуется снег?

Чтение текста на карточке № 2.

    Раньше думали, что снег – это замёрзшие капельки воды, но тайна снежинок была не разгадана. Капельки воды могут стать градинками, колючками непрозрачного льда, но они никогда не превратятся в снежинки.
Высоко над землёй, где царит сильный холод, образуются из водяных паров льдинки – кристаллики крохотных размеров. Кристаллики – это ещё не снежинки. Кристаллики всё время растут и наконец становятся красивыми звёздочками. Они собираются в хлопья и падают на землю.

Чтение текста В.Архангельского «Летят снежные пушинки».

Карточка № 3

Летят снежные пушинки.

Пришла зима.

С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки.

Кружатся в воздухе и падают на землю - одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звездочка с шестью лучами; вот тончайшая пластинка с шестью гранями!

Побывали ученые в облаках при снегопаде и увидели, как образуются снежинки.

Под самолетом крупными хлопьями падал снег, а высоко-высоко в небе мелькали крохотные кристаллики льда. А как только льдинки опускались в тучу, они сразу же становились легкими, нежными снежинками.

Маленькие льдинки в высоком небе - это замерзший водяной пар. Он есть повсюду в окружающем нас воздушном океане. Весной, летом, осенью пар превращается в капли дождя, а зимой - в снежинки.

Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз несильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа.

Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуются хлопья.

Слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха.

Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки - балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе мы в кружок
Получается снежок.
Мы деревья побелили -
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
Налетел ветерок
И умчался весь снежок.

Беседа по содержанию текста.

На что похожи снежинки?

Подберите слова – прилагательные к слову снежинка. Какая она?

Пушистая, нежная, красивая, серебристая, ослепительная, белая.

Игра «»Хлопки»

- Хлопните в ладоши, если услышите зимнее слово.

Листопад, гроза, снегопад, дождь, метель, мороз, цветение яблонь, прилёт птиц, оттепель, сосулька, гололедица.

Почему говорят, что зима – это сон природы?

- Давайте прочитаем два стихотворения. Определите их настроение.

Чтение стихотворений.

Карточка № 4

Ф.Тютчев

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, —
Не мертвец и не живой —
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой...

Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой —
В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой

А.С.Пушкин

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл  – и вот сама

Идёт волшебница зима.

Пришла, рассыпалась;  клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки – зимы.

Рады ли авторы приходу зимы? Докажите.

Какими словами называют авторы зиму?

Групповая работа. Собрать стихотворение.

- Я приготовила для вас два стихотворения. Но весёлый снеговичок,  пока нёс  их к вам, спутал листочки, и стихотворения смешались. Соберите их.

Белый снег, пушистый,
В воздухе кружится

Солнце землю греет слабо,  

По ночам трещит мороз,                                                                                                     
И на землю тихо
Падает, ложится.

Во дворе у снежной бабы
Побелел морковный нос.
И под утро снегом
Поле забелело,

В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда,

Точно пеленою
Всё его одело.

Вьюга злится, снег кружится,
Заметает всё кругом
Белоснежным серебром.

Конкурс на лучшее чтение зимних стихотворений.

Вторая страница. Экскурсия в зимний лес. Просмотр презентации «Волшебница – зима».

- Приглашаю вас прогуляться к зимнему лесу. Идите тихо, не спугните спрятавшегося от лисицы зайчика, не напугайте птиц.

- Почему в лесу тихо зимой?

Всё в лесу спит, вернее, дремлет.

Лес стоит загадочный,

Лес стоит таинственный.

Безмолвна тишина:

Зверушек и пичужек –

Всех спрятала зима.

Просмотр презентации.

_ От чего или от кого прячутся звери и птицы?

Какие трудности они испытывают зимой?

Виталий Бианки  - русский писатель – тоже очень любил бродить зимним лесом, наблюдать за жизнью там зверей и птиц, а затем он рассказывал о своих наблюдениях детям в рассказах. Сегодня мы почитаем его Снежную книгу.

ФИЗМИНУТКА «Снежинка».

Чтение текста. Карточка № 5

 Набродили, наследили звери на снегу. Не сразу поймёшь, что тут было.

 Налево под кустом начинается заячий след. От задних лап следок вытянутый, длинный; от передних — круглый, маленький. Пошёл заячий след по полю. По одну сторону его — другой след, побольше; в снегу от когтей дырки лисий след. А по другую сторону заячьего следа ещё след: тоже лисий, только назад ведёт.

 Заячий дал круг по полю; лисий — тоже. Заячий в сторону — лисий за ним. Оба следа кончаются посреди поля.

 А вот в стороне — опять заячий след. Пропадает, дальше идёт...

 Идёт, идёт, идёт — и вдруг оборвался — как под землю ушёл! А где пропал, там снег примят, и по сторонам будто кто пальцами мазнул.

 Куда лиса делась?

 Куда заяц пропал?

 Разберём по складам.

 Стоит куст. С него кора содрана. Под кустом натоптано, наслежено. Следы заячьи. Тут заяц жировал: с куста кору глодал. Встанет на задние лапы, отдерёт зубами кусок, сжуёт, переступит лапами, рядом ещё кусок сдерёт. Наелся и спать захотел. Пошёл искать, где спрятаться.

 А вот — лисий след, рядом с заячьим. Было так: ушёл заяц спать. Час проходит, другой. Идёт полем лиса. Глядь, заячий след на снегу! Лиса нос к земле. Принюхалась — след свежий!

 Побежала по следу.

 Лиса хитра, и заяц не прост: умел свой след запутать. Скакал, скакал по полю, завернул, выкружил большую петлю, свой же след пересек — и в сторону.

 След пока ещё ровный, неторопливый: спокойно шёл заяц, беды за собой не чуял.

 Лиса бежала, бежала — видит: поперёк следа свежий след. Не догадалась, что заяц петлю сделал.

 Свернула вбок — по свежему следу; бежит, бежит — и стала: оборвался след! Куда теперь?

 А дело простое: это новая заячья хитрость — двойка.

 Заяц сделал петлю, пересек свой след, прошёл немного вперёд, а потом обернулся — и назад по своему следу.

 Аккуратно шёл — лапка в лапку.

 Лиса постояла, постояла — и назад.

 Опять к перекрёстку подошла.

 Всю петлю выследила.

 Идёт, идёт, видит — обманул её заяц, никуда след не ведёт!

 Фыркнула она и ушла в лес по своим делам.

 А было вот как: заяц двойку сделал — прошёл назад по своему следу.

 До петли не дошёл — и махнул через сугроб — в сторону.

 Через куст перескочил и залёг под кучу хвороста.

 Тут и лежал, пока лиса его по следу искала.

 А когда лиса ушла, — как прыснет из-под хвороста — и в чащу!

 Прыжки широкие — лапки к лапкам: гонный след.

 Мчит без оглядки. Пень по дороге. Заяц мимо. А на пне... А на пне сидел большой филин.

 Увидал зайца, снялся, так за ним и стелет. Настиг и цап в спину всеми когтями!

 Ткнулся заяц в снег, а филин насел, крыльями по снегу бьёт, от земли отрывает.

 Где заяц упал, там снег примят. Где филин крыльями хлопал, там знаки на снегу от перьев, будто от пальцев.

 Улетел заяц в лес. Оттого и следа дальше нет.

Беседа по содержанию.

- Кто на картинках есть в рассказе Бианки? Кто лишний? Можно ли его увидеть зимой? ( На картинке: медведь, ёж, заяц¸ лисица, филин).

- Чем питается заяц зимой? Как он это делает?

- Кто из вас догадался, почему заячьи следы разбросаны по всему лесу? Зачем он петлял?

Что же случилось с зайцем?

- Кто – враг в лесу для зайца?

Третья страница. Народное творчество.

Загадывание и разгадывание загадок детьми и учителем.

Щиплет щеки, щиплет нос,
Но не страшен нам
:(мороз)

Говорю я брату: - Ох!
С неба сыплется горох!
Отвечает старший брат:
-Твой горох ведь это
:(град)

На коньках я мчусь вперед,
Под ногами крепкий
:(лед)

Стали звездочки кружиться,
Стали на землю ложиться,
Нет, не звезды, а пушинки,
Не пушинки, а
:(снежинки)

Зимние каникулы!
Веселые деньки!
Нужны ребятам санки,
Лыжи и
:(коньки)

Наступили холода,
Превратилась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым,
Перестал медведь реветь,
В спячку впал в бору медведь
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Зимой)

За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало-
Нет ни дыма, ни пожара.
    (Лиса)

Хозяин лесной
Просыпается весной,
 А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (
Медведь)

Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.              (
Белка)

У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
          (Заяц)

Групповая работа. Собирание из частей пословиц.

Карточка № 6

  1.  Мороз не велик, да
  2.   Спасибо, мороз, что
  3.  Береги нос в
  4.  Солнце - на лето, зима –
  5.  В зимний холод
  6.  Декабрь год кончает,

 

                      большой мороз.
                        стоять не велит.
                      на мороз.
                      снегу нанес.

                      всякий молод.

                     а зиму начинает.

Четвёртая страница. Охрана здоровья зимой.

Составление памяток о поведении зимой на улице и дома.

ІІ. Подведение урока.

Что вам понравилось на уроке?

Что интересного узнали вы ещё?

ІІІ. Домашнее задание:

составить рассказ «Зимний лес».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53752. Целеполагание в воспитательной работе педагога 62.5 KB
  Сущность цели и целеполагания в воспитательной работе педагога. Особенности цели и целеполагания в воспитательной работе педагога. В педагогической литературе встречаются различные определения цели Рожков М. Важность правильной постановки цели трудно переоценить.
53753. Ordering food 372 KB
  On the slide you see the picture with a lot of fruit and vegetables. You must write the name of them in your card in right column. If you know more words, you can write them too.
53754. Народные движения первой четверти XVIII века 140.5 KB
  Я уроженец станицы Зимовейской под моим командованием небольшая флотилия кораблей разгромила флот иранского шаха в 1671 году меня предала казацкая верхушка хотя именно я поднял восстание с боярами воеводами и другими притеснителями народа . Сейчас ребята мы с вами оказались на Юго Восток России в начале18 веке здесь произошло крупное восстание. Астраханское восстание В 18 веке г Астрахань Рассказ учителя о восстании в Астрахани. Вспыхнув в Астрахани восстание быстро распространилось на...
53755. АЛГОРИТМЫ В НАШЕЙ ЖИЗНИ 108.5 KB
  Формирование умения грамотно излагать свою точку зрения Задачи урока: Развивать логическое и алгоритмическое мышление умение анализировать делать выводы; Ввести понятие алгоритм витражи; Ознакомить с видами алгоритмов; Отработать навык создания орнамента по алгоритму. Разминка Сейчас мы с вами проведем небольшую разминку нам необходимо будет расшифровать слово это и...
53756. Усі уроки технології. 10 клас. Рівень стандарту 2.76 MB
  Базовий модуль «Проектна технологія у перетворювальній діяльності людини» має на меті поглиблене оволодіння старшокласниками провідними засадами проектно-технологічної діяльності, елементами пошукової діяльності, розвиток творчого та критичного мислення, формування вмінь не лише знаходити потрібні знання, а й застосовувати їх на практиці для досягнення поставлених завдань, що є основою будь-якого виду виробничої діяльності людини.
53757. Факторы, определяющие дивидендную политику 27 KB
  Дивидендная политика – это политика распределения прибыли в акционерном обществе. В качестве основной цели дивидендной политики можно сформулировать максимизацию рыночной стоимости компании.
53758. Массовая доля растворенного вещества 117.5 KB
  Задачи сегодняшнего урока: Познакомиться с понятием массовая доля; Решение задач на нахождении массовой доли элементов в сложном веществе. Вы уже знаете что вещество имеющее в составе только один химический элемент называют простым; вещество имеющее в своем составе несколько химических элементов называют сложными. Обычно относительные атомные массы всех элементов округляют до целых чисел. необходимо сложить все атомные массы элементов входящих в состав молекул сложного вещества.