57942

Природные зоны Африки

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: закрепить и обобщить знания по теме «Природные зоны Африки»; создать условия для понимания взаимосвязей природных компонентов в составе природной зоны; закреплять навыки работы с контурной картой; развивать умение работать в группах.

Русский

2014-04-17

62 KB

0 чел.

             Урок- игра по теме «Природные зоны Африки».

                               7 класс.

Цель: закрепить и обобщить знания по теме «Природные зоны Африки»; создать условия для понимания взаимосвязей природных компонентов в составе природной зоны; закреплять навыки работы с контурной картой; развивать умение работать в группах.

         Организационный момент.

Класс делится на 2 команды. Каждая команда выбирает природную зону Африки (влажные экваториальные леса, саванны, пустыни). Команды придумывают название. В каждой команде выбирается:        1) капитан;

            2) редколлегия, которая готовит эмблему команды.

            3) спикер, который готовит защиту сообщений: 1 команда- где бы я хотел    побывать в Африке; 2 команда- какой сувенир я бы  привез из Африки.

                         Ход урока.

  1.  Представление команд.

Команды представляют свое название, эмблему.

  1.  РАЗМИНКА (письменно).

Каждая команда получает карточки с заданиями. Правильные ответы подчеркиваются.

  1.  Красное море омывает Африку с севера или северо-востока?
  2.  Остров Мадагаскар находится от Африки на юго-востоке или юго-западе?
  3.   Какое озеро расположено севернее – Чад или Виктория?
  4.  Какое озеро восточнее – Виктория или Танганьика?
  5.  Какое течение теплое – Гвинейское или Канарское?
  6.  Конго впадает в Гвинейский залив или в Мозамбикский пролив?
  7.  Что расположено севернее – Восточно-Африканское плоскогорье или Эфиопское нагорье?
  8.  Гвинейский залив омывает западное или восточное побережье?
  9.  Общее течение Нила на север или на запад?
  10.  Замбези впадает в Гвинейский залив или в Мозамбикский пролив?
  11.  Водопад Ливингстона находится на р. Замбези или на р. Конго?
  12.  Какая река находится западнее – р. Нигер или р. Нил?
  13.  Какое нагорье расположено севернее Ахаггар или Эфиопское?
  14.  Горы Атлас находятся на севере или на юге материка?

Проверка разминки. Представитель одной команды зачитывает ответы, а представитель второй команды комментирует их (правильный ответ или нет) и показывает их на карте. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.

  1.  Конкурс картографов.

Каждая группа получает контурную карту, на которой необходимо цифрами отметить данные географические объекты.

Средиземное море

Суэцкий канал

Полуостров Сомали

Конго

Танганьика

Атлас

Эфиопское нагорье

Красное море

Мозамбикский пролив

   10.  Мадагаскар

  1.   Нил.

Для  проверки конкурса картографов команды обмениваются контурными картами и проверяют задания соперников. За 1 правильно нанесенный объект-1 балл.

    

  1.  АУКЦИОН.

 Команда выбирает из предложенного рисунка животных своей природной зоны и выносит их на плакат. Один представитель из команды комментирует свой выбор. За точный и правильный ответ команда зарабатывает 3 балла, за неполный ответ- 1-2 балла.

  1.  Домашнее задание.

    С каждой команды выступает 1 человек (спикер) с сообщением:

      1 команда- где бы я хотел побывать в Африке;

      2 команда- какой сувенир я бы  привез из Африки.

   Демонстрация презентации «Природные зоны Африки»

  1.  Найди правду.

 Каждая команда получает карточки со сведениями и выбирают те, которые относятся к их природной зоне.

В течение года постоянный погодный режим. Перед восходом солнца веет приятной прохладой, солнце поднимается выше, жара становиться всё более тягостной, небо заволакивается облаками и разряжается ливень с грозой. (влажные экваториальные леса)

Поверхность в этой природной зоне представлена песком, но всё же основная часть равнины, покрытые камнем и щебнем. Это самое жаркое место на земле. (пустыни)

Деревья: баобаб (один из священных символов Африки, живёт 4-5 тысяч лет. Самое “ тучное растение планеты– 20-40м. в обхвате. В прохладную погоду зелен, в сухую сбрасывает листву. Кора насыщена влагой, содержит много кальция, её поедают слоны), пальмы (дум, масличная), Акации, молочаи (древовидные, мясистый стебель и ветви. (саванны)

Растительность крайне бедна. Кактусы, солончаки, молочаи, алоэ, колючие подушкообразные растения. Характерны дикие арбузы с сочными плодами, что служит источником воды для живого. Только в оазисах (островках жизни) развивается богатая растительность с финиковыми пальмами. (пустыни)

При достаточной кормовой базе, животные приспособились к жизни в многоярусном лесу. (влажные экваториальные леса)

Класс Млекопитающие. Нигде в мире нет такого скопления крупных животных.

Отряд Парнокопытные: антилопы, гну, газель, жираф, носороги.

Отряд Хищные: гепард, леопард, шакалы, гиены.

Отряд Непарнокопытные: зебра, африканские носороги, зебры.

Характерные признаки: большинство питаются растениями. Размеры тела крупные. (саванны)

Эта зона в Африке занимают 40% площади, что нет ни на одном материке. Это обилие света и открытого пространства. Основная черта природы – ярко выраженная сезонность. (саванны)

В полуденный зной на горизонте появляются, например, колышущиеся озёра, оазисы, горы. Это отражение местности, лежащей где-то очень далеко. В Сахаре годами не бывает дождя, а если случается, то часто капли. Высыхают в воздухе, не достигая Земли. (пустыни)

В чём особенность растительности этого пояса?

Густота растительного покрова, многоярусность. Верхний ярус (35-50 м) 70% древесных пород (600 видов деревьев) – сейба, эбена. Нижний ярус (8-10 м) фикусы, бамбук, бананы (многолетние травы высотой 7-8 метров, плодоносит на 8-10 месяц). (влажные экваториальные леса)

 

 За каждое описание своей природной зоны команда получает 0-3 балла. (по 1 баллу за каждое верное описание)

  1.  Тесты.

Конкурс капитанов.

Команды получают тестовые задания. В это же время капитаны работают над заданием «Найди правдивые ответы». Задания выполняются письменно и сдаются на проверку.

Тесты

В основании большей части материка находится:
а) платформа; б) складочные области.

Африка родина твердых сортов пшеницы. Это определил:
а) Юнкер; б) Вавилов; в) Ливингстон.

Полезные ископаемые осадочного происхождения в основном расположены:
а) на севере материка; б) в южной части.

На территории Африки максимальное количество осадков выпадает:
а) на экваторе; б) вдоль океанских побережий; в) вдоль Южного тропика.

Если в африканской пустыне в июле холоднее, чем в январе, то это пустыня:
а) Сахара; б) Калахари.

В Африке большинство рек относятся к бассейну океана:
а) Индийского; б) Атлантического.

Антилопы, львы, гепарды, бегемоты водятся в зоне:
а) экваториальных лесов; б) саванн; в) пустынь

Коренное население Северной Африки относится к расе:
а) монголоидной; б) негроидной; в) европеоидной

«Найди правду» (задание для капитанов)

По обе стороны от экватора в бассейне реки (Замбези / Нил) расположена зона экваториальных лесов Африки. Экваториальные леса растут в (один /несколько) ярусов. Листья деревьев верхнего яруса леса (тонкие и нежные / жесткие и плотные), а нижнего, наоборот, (жесткие и плотные / тонкие и нежные). Экваториальные леса вечнозеленые, они сбрасывают листву (быстро/постепенно). Это родина многих ценных растений (масличной пальмы/ эбенового дерева/ зонтичной акации/ молочаев). Животный мир лесов богат и разнообразен. Здесь водятся (кистеухие свиньи / карликовые бегемоты
леопарды / гиены / лисицы).

Зона лесов сменяется (полупустынями /саваннами). Сочная высокая трава (сезонно /в течение всего года) покрывает все горы и долины. Здесь растут (баобабы / верблюжьи колючки). Почвы в саваннах (чернозёмы /красно бурые). В саванне много травоядных животных.

В пустыне (богатая /редкая) растительность из-за (маленького /большого) количества осадков. Только в оазисах развивается (бедная /богатая) растительность. Там растёт (финиковая пальма/лианы / баобабы / папоротники). Животные (не могут /могут) обходиться без воды.

Каждый правильный тестовый ответ и верный выбор капитана приносит команде по 1 баллу.

  1.  Почемучки

    Команды получают карточку с вопросами, 2 минуты на ознакомление, затем - устные ответы. Задание дифференцированное- на вопросы отвечает не вся команда, а 1 человек. Каждый правильный и полный ответ-1 балл.

1 группа

1. Почему в пустыне Намиб, находящейся на побережье океана, выпадает меньше осадков, чем в самых сухих районах Сахары?
2. Почему почвы в пустынях содержат мало органических веществ?
3. Почему Африка самый жаркий материк ?

4. Почему озеро Танганьика отличается большими глубинами и крутыми склонами?

2 группа

1. Почему самой полноводной рекой в Африке считается Конго?
2. Почему саванны постепенно переходят в тропические полупустыни, а затем в пустыни?
3. Почему в пустынях растительность скудная, местами отсутствует совсем?
4. Почему в климатической области тропического пояса на восточных склонах Драконовых гор и на востоке Мадагаскара осадки выпадают в большом количестве и равномерно в течение
года?

  1.  Подведение итогов урока.

Детям предлагается оценить свою работу на уроке по 5-бальной шкале. После этого учитель  подводит итоги игры и оценивает учащихся.

                 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83912. Современные технологии в хирургии 49.88 KB
  С конца 80х годов 20 века эти операции выполняют под контролем видеомонитора. В первую очередь эндохирургия охватывает операции на органах брюшной и грудной полостей лапароскопические и торакоскопические вмешательства. Минимально инвазивная хирургия область хирургии позволяющая проводить радикальные операции с минимальным повреждением структуры здоровых тканей и минимальным нарушением их функций. К минимально инвазивной хирургии относят эндоскопические операции выполняемые через естественные физиологические отверстия удаление полипов...
83913. Основы трансплантологии 52.47 KB
  Пути преодоления peкции отторжения Подбор наиболее совместимого по антигенным свойствам донора. Подавление реакиии отторжения. Подавление реакции отторжения возможно также с помощью антилимфоцитарного глобулина который оказывает супрессивное действие на лимфоциты играющие ключевую роль в реакции отторжения. Пациенты с пересаженными органами вынуждены принимать препараты пожизненно Хирургический путь борьбы с реакцией отторжения.
83914. Известные отечественные хирурги: Шевкуненко, Оппель, Греков и другие. Их вклад в развитие хирургии 53.31 KB
  Их вклад в развитие хирургии. Автор 50 научных трудов в том числе первого отечественного капитального руководства по оперативной хирургии в трех томах и руководства по топографической анатомии. Под его редакцией вышел Краткий курс оперативной хирургии с топографической анатомией 1951 переведённый на многие иностранные языки. Греков добился благодаря своим научным работам в области абдоминальной хирургии.
83915. Известные зарубежные хирурги: Бильрот, Кохер и другие. Развитие хирургии путём совершенствования оперативной хирургии 50.61 KB
  Развитие хирургии путём совершенствования оперативной хирургии. Бильрота связан ряд важных достижений хирургии в частности: первая эзофагэктомия первая ларингэктомия и что особо значимо первая успешная гастрэктомия по поводу рака желудка. Кроме того разработал ряд хирургических инструментов применяемых в хирургии в наши дни. Им опубликованы работы посвященные вопросам клинической хирургии в том числе костному туберкулезу и другим заболеваниям костей разработаны новые методы хирургических операций артротомия по Фолькману клиновидная...
83916. Н.И. Пирогов - вклад в развитие хирургии и топографической анатомии 46.6 KB
  Пирогов вклад в развитие хирургии и топографической анатомии. Пирогов основоположник топографической анатомии. Пирогов занял место профессора госпитальной хирургической клиники Медико хирургической академии СПб где с первых же дней стал читать знаменитый курс лекций по топографической анатомии он организовал анатомический институт в котором объединил практическую описательную и патологическую анатомию. Пирогов оформил все основные положения созданной им науки топографической анатомии в монументальном труде Полный курс анатомии...
83917. В.Н. Шевкуненко – создатель современного учения топографической анатомии на основе изменчивости 50.3 KB
  Геселевичем ввёл понятие типовой анатомии человека которая исследует распределение тканевых и системных масс в организме и расположение органов и частей тела с точки зрениях их развития. Типовая анатомия отмечает крайние типы строения и положения органов наблюдаемые у людей определённого телосложения. Шевкуненко исходными побуждающими моментами к таким исследованиям были: частое несоответствие формы и положения органов видимых во время операции с нормой описываемой в руководствах; несовершенство многих хирургических доступов при...
83918. Шовные материалы. Капрон, пролен, дексон, викрил и другие 50.37 KB
  Основные требования к шовному материалу: Биосовместимость отсутствие токсического аллергенного и тератогенного влияния шовной нити на ткани организма. Прочность нити и сохранение её свойств до образования рубца. Необходимо учитывать прочность нити в узле Атравматичность зависит от структуры и вида нити её манипуляционных свойств эластичности и гибкости. Понятие атравматичности включает несколько свойств присущих шовным материалам: Поверхностные свойства нити: кручёные и плетёные нити имеют шероховатую поверхность и при прохождении...
83919. Современные хирургические инструменты для высоких технологий. Ультразвуковые, плазменные СВЧ – инструменты, сшивающие аппараты, лазеры в хирургии 53.42 KB
  Ультразвуковые приборы для разъединения тканей Такие приборы в большинстве случаев основаны на преобразовании электрического тока в ультразвуковую волну магнитострикционное или пьезоэлектрическое явление. Механизм воздействия ультразвука на ткани основан на том что высокочастотная вибрация приводит к механическому разрушению межклеточных связей; и на кавитационном эффекте создание за короткий промежуток времени в тканях отрицательного давления что приводит к закипанию внутри и межклеточной жидкости при температуре тела; образующийся пар...
83920. Выбор способа операции, хирургический риск, операции по стандарту и протоколу. Паллиативные и радикальные операции 48.39 KB
  Паллиативные и радикальные операции. Выбор способа операции зависит от органа на котором будет проводиться оперативное вмешательство от локализации нервных стволов и сосудов по отношению к данному органу и т. Хирургический операционный риск опасность для пациента во время операции представляют как сама оперативная травма и связанные с ней осложнения кровотечения перитонит и т.