57942

Природные зоны Африки

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: закрепить и обобщить знания по теме «Природные зоны Африки»; создать условия для понимания взаимосвязей природных компонентов в составе природной зоны; закреплять навыки работы с контурной картой; развивать умение работать в группах.

Русский

2014-04-17

62 KB

0 чел.

             Урок- игра по теме «Природные зоны Африки».

                               7 класс.

Цель: закрепить и обобщить знания по теме «Природные зоны Африки»; создать условия для понимания взаимосвязей природных компонентов в составе природной зоны; закреплять навыки работы с контурной картой; развивать умение работать в группах.

         Организационный момент.

Класс делится на 2 команды. Каждая команда выбирает природную зону Африки (влажные экваториальные леса, саванны, пустыни). Команды придумывают название. В каждой команде выбирается:        1) капитан;

            2) редколлегия, которая готовит эмблему команды.

            3) спикер, который готовит защиту сообщений: 1 команда- где бы я хотел    побывать в Африке; 2 команда- какой сувенир я бы  привез из Африки.

                         Ход урока.

  1.  Представление команд.

Команды представляют свое название, эмблему.

  1.  РАЗМИНКА (письменно).

Каждая команда получает карточки с заданиями. Правильные ответы подчеркиваются.

  1.  Красное море омывает Африку с севера или северо-востока?
  2.  Остров Мадагаскар находится от Африки на юго-востоке или юго-западе?
  3.   Какое озеро расположено севернее – Чад или Виктория?
  4.  Какое озеро восточнее – Виктория или Танганьика?
  5.  Какое течение теплое – Гвинейское или Канарское?
  6.  Конго впадает в Гвинейский залив или в Мозамбикский пролив?
  7.  Что расположено севернее – Восточно-Африканское плоскогорье или Эфиопское нагорье?
  8.  Гвинейский залив омывает западное или восточное побережье?
  9.  Общее течение Нила на север или на запад?
  10.  Замбези впадает в Гвинейский залив или в Мозамбикский пролив?
  11.  Водопад Ливингстона находится на р. Замбези или на р. Конго?
  12.  Какая река находится западнее – р. Нигер или р. Нил?
  13.  Какое нагорье расположено севернее Ахаггар или Эфиопское?
  14.  Горы Атлас находятся на севере или на юге материка?

Проверка разминки. Представитель одной команды зачитывает ответы, а представитель второй команды комментирует их (правильный ответ или нет) и показывает их на карте. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.

  1.  Конкурс картографов.

Каждая группа получает контурную карту, на которой необходимо цифрами отметить данные географические объекты.

Средиземное море

Суэцкий канал

Полуостров Сомали

Конго

Танганьика

Атлас

Эфиопское нагорье

Красное море

Мозамбикский пролив

   10.  Мадагаскар

  1.   Нил.

Для  проверки конкурса картографов команды обмениваются контурными картами и проверяют задания соперников. За 1 правильно нанесенный объект-1 балл.

    

  1.  АУКЦИОН.

 Команда выбирает из предложенного рисунка животных своей природной зоны и выносит их на плакат. Один представитель из команды комментирует свой выбор. За точный и правильный ответ команда зарабатывает 3 балла, за неполный ответ- 1-2 балла.

  1.  Домашнее задание.

    С каждой команды выступает 1 человек (спикер) с сообщением:

      1 команда- где бы я хотел побывать в Африке;

      2 команда- какой сувенир я бы  привез из Африки.

   Демонстрация презентации «Природные зоны Африки»

  1.  Найди правду.

 Каждая команда получает карточки со сведениями и выбирают те, которые относятся к их природной зоне.

В течение года постоянный погодный режим. Перед восходом солнца веет приятной прохладой, солнце поднимается выше, жара становиться всё более тягостной, небо заволакивается облаками и разряжается ливень с грозой. (влажные экваториальные леса)

Поверхность в этой природной зоне представлена песком, но всё же основная часть равнины, покрытые камнем и щебнем. Это самое жаркое место на земле. (пустыни)

Деревья: баобаб (один из священных символов Африки, живёт 4-5 тысяч лет. Самое “ тучное растение планеты– 20-40м. в обхвате. В прохладную погоду зелен, в сухую сбрасывает листву. Кора насыщена влагой, содержит много кальция, её поедают слоны), пальмы (дум, масличная), Акации, молочаи (древовидные, мясистый стебель и ветви. (саванны)

Растительность крайне бедна. Кактусы, солончаки, молочаи, алоэ, колючие подушкообразные растения. Характерны дикие арбузы с сочными плодами, что служит источником воды для живого. Только в оазисах (островках жизни) развивается богатая растительность с финиковыми пальмами. (пустыни)

При достаточной кормовой базе, животные приспособились к жизни в многоярусном лесу. (влажные экваториальные леса)

Класс Млекопитающие. Нигде в мире нет такого скопления крупных животных.

Отряд Парнокопытные: антилопы, гну, газель, жираф, носороги.

Отряд Хищные: гепард, леопард, шакалы, гиены.

Отряд Непарнокопытные: зебра, африканские носороги, зебры.

Характерные признаки: большинство питаются растениями. Размеры тела крупные. (саванны)

Эта зона в Африке занимают 40% площади, что нет ни на одном материке. Это обилие света и открытого пространства. Основная черта природы – ярко выраженная сезонность. (саванны)

В полуденный зной на горизонте появляются, например, колышущиеся озёра, оазисы, горы. Это отражение местности, лежащей где-то очень далеко. В Сахаре годами не бывает дождя, а если случается, то часто капли. Высыхают в воздухе, не достигая Земли. (пустыни)

В чём особенность растительности этого пояса?

Густота растительного покрова, многоярусность. Верхний ярус (35-50 м) 70% древесных пород (600 видов деревьев) – сейба, эбена. Нижний ярус (8-10 м) фикусы, бамбук, бананы (многолетние травы высотой 7-8 метров, плодоносит на 8-10 месяц). (влажные экваториальные леса)

 

 За каждое описание своей природной зоны команда получает 0-3 балла. (по 1 баллу за каждое верное описание)

  1.  Тесты.

Конкурс капитанов.

Команды получают тестовые задания. В это же время капитаны работают над заданием «Найди правдивые ответы». Задания выполняются письменно и сдаются на проверку.

Тесты

В основании большей части материка находится:
а) платформа; б) складочные области.

Африка родина твердых сортов пшеницы. Это определил:
а) Юнкер; б) Вавилов; в) Ливингстон.

Полезные ископаемые осадочного происхождения в основном расположены:
а) на севере материка; б) в южной части.

На территории Африки максимальное количество осадков выпадает:
а) на экваторе; б) вдоль океанских побережий; в) вдоль Южного тропика.

Если в африканской пустыне в июле холоднее, чем в январе, то это пустыня:
а) Сахара; б) Калахари.

В Африке большинство рек относятся к бассейну океана:
а) Индийского; б) Атлантического.

Антилопы, львы, гепарды, бегемоты водятся в зоне:
а) экваториальных лесов; б) саванн; в) пустынь

Коренное население Северной Африки относится к расе:
а) монголоидной; б) негроидной; в) европеоидной

«Найди правду» (задание для капитанов)

По обе стороны от экватора в бассейне реки (Замбези / Нил) расположена зона экваториальных лесов Африки. Экваториальные леса растут в (один /несколько) ярусов. Листья деревьев верхнего яруса леса (тонкие и нежные / жесткие и плотные), а нижнего, наоборот, (жесткие и плотные / тонкие и нежные). Экваториальные леса вечнозеленые, они сбрасывают листву (быстро/постепенно). Это родина многих ценных растений (масличной пальмы/ эбенового дерева/ зонтичной акации/ молочаев). Животный мир лесов богат и разнообразен. Здесь водятся (кистеухие свиньи / карликовые бегемоты
леопарды / гиены / лисицы).

Зона лесов сменяется (полупустынями /саваннами). Сочная высокая трава (сезонно /в течение всего года) покрывает все горы и долины. Здесь растут (баобабы / верблюжьи колючки). Почвы в саваннах (чернозёмы /красно бурые). В саванне много травоядных животных.

В пустыне (богатая /редкая) растительность из-за (маленького /большого) количества осадков. Только в оазисах развивается (бедная /богатая) растительность. Там растёт (финиковая пальма/лианы / баобабы / папоротники). Животные (не могут /могут) обходиться без воды.

Каждый правильный тестовый ответ и верный выбор капитана приносит команде по 1 баллу.

  1.  Почемучки

    Команды получают карточку с вопросами, 2 минуты на ознакомление, затем - устные ответы. Задание дифференцированное- на вопросы отвечает не вся команда, а 1 человек. Каждый правильный и полный ответ-1 балл.

1 группа

1. Почему в пустыне Намиб, находящейся на побережье океана, выпадает меньше осадков, чем в самых сухих районах Сахары?
2. Почему почвы в пустынях содержат мало органических веществ?
3. Почему Африка самый жаркий материк ?

4. Почему озеро Танганьика отличается большими глубинами и крутыми склонами?

2 группа

1. Почему самой полноводной рекой в Африке считается Конго?
2. Почему саванны постепенно переходят в тропические полупустыни, а затем в пустыни?
3. Почему в пустынях растительность скудная, местами отсутствует совсем?
4. Почему в климатической области тропического пояса на восточных склонах Драконовых гор и на востоке Мадагаскара осадки выпадают в большом количестве и равномерно в течение
года?

  1.  Подведение итогов урока.

Детям предлагается оценить свою работу на уроке по 5-бальной шкале. После этого учитель  подводит итоги игры и оценивает учащихся.

                 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68285. ПІДВИЩЕННЯ ЕФЕКТИВНОСТІ ФІНІШНОЇ ОБРОБКИ ВНУТРІШНІХ ЦИЛІНДРИЧНИХ ПОВЕРХОНЬ ДЕТАЛЕЙ РЕДУКТОРІВ 725.5 KB
  Створення сучасних високонадійних машин і систем вимагає застосування ефективних технологій механічної обробки деталей які забезпечують необхідну точність якість і продуктивність їх обробки.
68286. ПРОФІЛАКТИКА ПРОТЕЗНИХ СТОМАТИТІВ У ХВОРИХ НА ЦУКРОВИЙ ДІАБЕТ ПРИ КОРИСТУВАННІ ЗНІМНИМИ АКРИЛОВИМИ ЗУБНИМИ ПРОТЕЗАМИ (КЛІНІКО-ЕКСПЕРИМЕНТАЛЬНЕ ОБҐРУНТУВАННЯ) 181.5 KB
  Мета дослідження. Підвищення якості ортопедичного лікування хворих на цукровий діабет 2 типу шляхом удосконалення конструкцій часткових знімних пластинкових протезів, розроблення методу профілактики протезних стоматитів.
68287. ОСОБЛИВОСТІ ПРОТИДІЇ УКРАЇНСЬКИХ ГРЕКО-КАТОЛИКІВ РЕЛІГІЙНІЙ ПОЛІТИЦІ РАДЯНСЬКОЇ ВЛАДИ У 1946 – 1989 РОКАХ 153.5 KB
  Метою дисертаційного дослідження є встановлення особливостей поширення опору населення релігійній політиці радянської влади у середовищі грекокатоликів у західних областях України у 1946-1989х рр. на Закарпатті; дослідити характерні риси формування підпільної мережі грекокатоликів у другій половині...
68288. ПРИНЦИПИ АРХІТЕКТУРНО-ПЛАНУВАЛЬНОЇ ОРГАНІЗАЦІЇ ТОРГОВО-РОЗВАЖАЛЬНИХ КОМПЛЕКСІВ (НА ПРИКЛАДІ КРАЇН БЛИЗЬКОГО СХОДУ) 6.2 MB
  Найбільш чітко ця система реалізується в сучасних торгово-розважальних комплексах ТРК. Аналіз європейського і близькосхідного досвіду проектування ТРК свідчить про необхідність систематизації наукового обґрунтування і розробки основ проектування сучасних ТРК для країн регіону АльШам.
68289. УДОСКОНАЛЕННЯ МЕХАНІЗМІВ ФУНКЦІОНУВАННЯ ДЕРЖАВНОГО ТЕХНІЧНОГО НАГЛЯДУ НА РЕГІОНАЛЬНОМУ РІВНІ 180 KB
  Важливою складовою останнього є реалізація державної політики щодо нагляду за технічним станом та дотриманням правил технічної експлуатації машин в агропромисловому комплексі яку покладено на органи державного технічного нагляду.
68290. УДОСКОНАЛЕННЯ СТРУКТУРИ ТА ЗМІСТУ ФІЗИЧНОЇ ПІДГОТОВКИ ЛИЖНИКІВ-ДВОБОРЦІВ НА ЕТАПІ ПОПЕРЕДНЬОЇ БАЗОВОЇ ПІДГОТОВКИ 290 KB
  Зростання спортивних результатів у лижному двоборстві великою мірою залежить від ефективності системи багаторічної підготовки юних спортсменів. Проблемі фізичної підготовки юних спортсменів присвячено низку робіт вітчизняних і закордонних спеціалістів...
68291. Институциональные основы регулирования рынка рекламных и PR-услуг 577.5 KB
  В рекламе не следует поощрять и призывать детей увеличивать количество приемов пищи в день или заменять основное питание легкой пищей. Однако именно об этом идет речь в рекламе «Данон» - имеет место призыв заменить бифштекс рекламируемым йогуртом.
68292. Процесс и технологии правового обучения 284.5 KB
  Функции процесса обучения обусловлены базисным законом, детерминирующим само его существование: объективной общественной потребностью в обучении и усвоении молодым поколением социального опыта для его воспроизведения и развития.
68293. Проекты образования СССР Мдивани, Раковского, Султан-Галиева 28 KB
  Присоединение Финляндии к России. Особый статус Финляндии в Российском государстве Ништадский и Абосский мир постепенное присоединение Выборга и прилегающих территорий. Российское правительство не могло не учитывать традиции почти столетней истории так называемой...