57942

Природные зоны Африки

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: закрепить и обобщить знания по теме «Природные зоны Африки»; создать условия для понимания взаимосвязей природных компонентов в составе природной зоны; закреплять навыки работы с контурной картой; развивать умение работать в группах.

Русский

2014-04-17

62 KB

0 чел.

             Урок- игра по теме «Природные зоны Африки».

                               7 класс.

Цель: закрепить и обобщить знания по теме «Природные зоны Африки»; создать условия для понимания взаимосвязей природных компонентов в составе природной зоны; закреплять навыки работы с контурной картой; развивать умение работать в группах.

         Организационный момент.

Класс делится на 2 команды. Каждая команда выбирает природную зону Африки (влажные экваториальные леса, саванны, пустыни). Команды придумывают название. В каждой команде выбирается:        1) капитан;

            2) редколлегия, которая готовит эмблему команды.

            3) спикер, который готовит защиту сообщений: 1 команда- где бы я хотел    побывать в Африке; 2 команда- какой сувенир я бы  привез из Африки.

                         Ход урока.

  1.  Представление команд.

Команды представляют свое название, эмблему.

  1.  РАЗМИНКА (письменно).

Каждая команда получает карточки с заданиями. Правильные ответы подчеркиваются.

  1.  Красное море омывает Африку с севера или северо-востока?
  2.  Остров Мадагаскар находится от Африки на юго-востоке или юго-западе?
  3.   Какое озеро расположено севернее – Чад или Виктория?
  4.  Какое озеро восточнее – Виктория или Танганьика?
  5.  Какое течение теплое – Гвинейское или Канарское?
  6.  Конго впадает в Гвинейский залив или в Мозамбикский пролив?
  7.  Что расположено севернее – Восточно-Африканское плоскогорье или Эфиопское нагорье?
  8.  Гвинейский залив омывает западное или восточное побережье?
  9.  Общее течение Нила на север или на запад?
  10.  Замбези впадает в Гвинейский залив или в Мозамбикский пролив?
  11.  Водопад Ливингстона находится на р. Замбези или на р. Конго?
  12.  Какая река находится западнее – р. Нигер или р. Нил?
  13.  Какое нагорье расположено севернее Ахаггар или Эфиопское?
  14.  Горы Атлас находятся на севере или на юге материка?

Проверка разминки. Представитель одной команды зачитывает ответы, а представитель второй команды комментирует их (правильный ответ или нет) и показывает их на карте. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.

  1.  Конкурс картографов.

Каждая группа получает контурную карту, на которой необходимо цифрами отметить данные географические объекты.

Средиземное море

Суэцкий канал

Полуостров Сомали

Конго

Танганьика

Атлас

Эфиопское нагорье

Красное море

Мозамбикский пролив

   10.  Мадагаскар

  1.   Нил.

Для  проверки конкурса картографов команды обмениваются контурными картами и проверяют задания соперников. За 1 правильно нанесенный объект-1 балл.

    

  1.  АУКЦИОН.

 Команда выбирает из предложенного рисунка животных своей природной зоны и выносит их на плакат. Один представитель из команды комментирует свой выбор. За точный и правильный ответ команда зарабатывает 3 балла, за неполный ответ- 1-2 балла.

  1.  Домашнее задание.

    С каждой команды выступает 1 человек (спикер) с сообщением:

      1 команда- где бы я хотел побывать в Африке;

      2 команда- какой сувенир я бы  привез из Африки.

   Демонстрация презентации «Природные зоны Африки»

  1.  Найди правду.

 Каждая команда получает карточки со сведениями и выбирают те, которые относятся к их природной зоне.

В течение года постоянный погодный режим. Перед восходом солнца веет приятной прохладой, солнце поднимается выше, жара становиться всё более тягостной, небо заволакивается облаками и разряжается ливень с грозой. (влажные экваториальные леса)

Поверхность в этой природной зоне представлена песком, но всё же основная часть равнины, покрытые камнем и щебнем. Это самое жаркое место на земле. (пустыни)

Деревья: баобаб (один из священных символов Африки, живёт 4-5 тысяч лет. Самое “ тучное растение планеты– 20-40м. в обхвате. В прохладную погоду зелен, в сухую сбрасывает листву. Кора насыщена влагой, содержит много кальция, её поедают слоны), пальмы (дум, масличная), Акации, молочаи (древовидные, мясистый стебель и ветви. (саванны)

Растительность крайне бедна. Кактусы, солончаки, молочаи, алоэ, колючие подушкообразные растения. Характерны дикие арбузы с сочными плодами, что служит источником воды для живого. Только в оазисах (островках жизни) развивается богатая растительность с финиковыми пальмами. (пустыни)

При достаточной кормовой базе, животные приспособились к жизни в многоярусном лесу. (влажные экваториальные леса)

Класс Млекопитающие. Нигде в мире нет такого скопления крупных животных.

Отряд Парнокопытные: антилопы, гну, газель, жираф, носороги.

Отряд Хищные: гепард, леопард, шакалы, гиены.

Отряд Непарнокопытные: зебра, африканские носороги, зебры.

Характерные признаки: большинство питаются растениями. Размеры тела крупные. (саванны)

Эта зона в Африке занимают 40% площади, что нет ни на одном материке. Это обилие света и открытого пространства. Основная черта природы – ярко выраженная сезонность. (саванны)

В полуденный зной на горизонте появляются, например, колышущиеся озёра, оазисы, горы. Это отражение местности, лежащей где-то очень далеко. В Сахаре годами не бывает дождя, а если случается, то часто капли. Высыхают в воздухе, не достигая Земли. (пустыни)

В чём особенность растительности этого пояса?

Густота растительного покрова, многоярусность. Верхний ярус (35-50 м) 70% древесных пород (600 видов деревьев) – сейба, эбена. Нижний ярус (8-10 м) фикусы, бамбук, бананы (многолетние травы высотой 7-8 метров, плодоносит на 8-10 месяц). (влажные экваториальные леса)

 

 За каждое описание своей природной зоны команда получает 0-3 балла. (по 1 баллу за каждое верное описание)

  1.  Тесты.

Конкурс капитанов.

Команды получают тестовые задания. В это же время капитаны работают над заданием «Найди правдивые ответы». Задания выполняются письменно и сдаются на проверку.

Тесты

В основании большей части материка находится:
а) платформа; б) складочные области.

Африка родина твердых сортов пшеницы. Это определил:
а) Юнкер; б) Вавилов; в) Ливингстон.

Полезные ископаемые осадочного происхождения в основном расположены:
а) на севере материка; б) в южной части.

На территории Африки максимальное количество осадков выпадает:
а) на экваторе; б) вдоль океанских побережий; в) вдоль Южного тропика.

Если в африканской пустыне в июле холоднее, чем в январе, то это пустыня:
а) Сахара; б) Калахари.

В Африке большинство рек относятся к бассейну океана:
а) Индийского; б) Атлантического.

Антилопы, львы, гепарды, бегемоты водятся в зоне:
а) экваториальных лесов; б) саванн; в) пустынь

Коренное население Северной Африки относится к расе:
а) монголоидной; б) негроидной; в) европеоидной

«Найди правду» (задание для капитанов)

По обе стороны от экватора в бассейне реки (Замбези / Нил) расположена зона экваториальных лесов Африки. Экваториальные леса растут в (один /несколько) ярусов. Листья деревьев верхнего яруса леса (тонкие и нежные / жесткие и плотные), а нижнего, наоборот, (жесткие и плотные / тонкие и нежные). Экваториальные леса вечнозеленые, они сбрасывают листву (быстро/постепенно). Это родина многих ценных растений (масличной пальмы/ эбенового дерева/ зонтичной акации/ молочаев). Животный мир лесов богат и разнообразен. Здесь водятся (кистеухие свиньи / карликовые бегемоты
леопарды / гиены / лисицы).

Зона лесов сменяется (полупустынями /саваннами). Сочная высокая трава (сезонно /в течение всего года) покрывает все горы и долины. Здесь растут (баобабы / верблюжьи колючки). Почвы в саваннах (чернозёмы /красно бурые). В саванне много травоядных животных.

В пустыне (богатая /редкая) растительность из-за (маленького /большого) количества осадков. Только в оазисах развивается (бедная /богатая) растительность. Там растёт (финиковая пальма/лианы / баобабы / папоротники). Животные (не могут /могут) обходиться без воды.

Каждый правильный тестовый ответ и верный выбор капитана приносит команде по 1 баллу.

  1.  Почемучки

    Команды получают карточку с вопросами, 2 минуты на ознакомление, затем - устные ответы. Задание дифференцированное- на вопросы отвечает не вся команда, а 1 человек. Каждый правильный и полный ответ-1 балл.

1 группа

1. Почему в пустыне Намиб, находящейся на побережье океана, выпадает меньше осадков, чем в самых сухих районах Сахары?
2. Почему почвы в пустынях содержат мало органических веществ?
3. Почему Африка самый жаркий материк ?

4. Почему озеро Танганьика отличается большими глубинами и крутыми склонами?

2 группа

1. Почему самой полноводной рекой в Африке считается Конго?
2. Почему саванны постепенно переходят в тропические полупустыни, а затем в пустыни?
3. Почему в пустынях растительность скудная, местами отсутствует совсем?
4. Почему в климатической области тропического пояса на восточных склонах Драконовых гор и на востоке Мадагаскара осадки выпадают в большом количестве и равномерно в течение
года?

  1.  Подведение итогов урока.

Детям предлагается оценить свою работу на уроке по 5-бальной шкале. После этого учитель  подводит итоги игры и оценивает учащихся.

                 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67576. Коммутативные группы с конечным числом образующих 181.5 KB
  Группа Q рациональных чисел с операцией сложения не является г.к.о. В самом деле, если - любые рациональные числа, записанные в виде отношения целых, то, приводя к общему знаменателю сумму, получим дробь, знаменатель которой не превосходит...
67577. Коммутативные группы с конечным числом образующих. Классификация 209.5 KB
  Для нулевой матрицы теорема очевидно верна. Будем считать, что А0. Выберем из множества ненулевых элементов А любой из наименьших по модулю и назовем его главным элементом А. Абсолютная величина главного элемента будет обозначаться h(A). Таким образом для любого ненулевого элемента этой матрицы.
67578. Коммутативные группы с конечным числом образующих. Следствия из классификации 278 KB
  Теорема о подгруппах группы Всякая подгруппа группы изоморфна причем . Мы знаем что подгруппа G группыимеет не более чем n образующих и потому для нее можно записать первое каноническое разложение: где mk n. Теорема о подгруппах конечной коммутативной группы.
67579. Множества с двумя алгебраическими операциями. Кольца и поля 192.5 KB
  Множество с двумя алгебраическими операциями R называется кольцом если R абелева группа аддитивная группа кольца R. Элементы такого кольца R имеющие обратные относительно операции умножения называются обратимыми а их множество обозначается через...
67580. Кольцо многочленов над полем 139.5 KB
  Кольцо многочленов над полем в отличие от случая многочленов над кольцом обладает рядом специфических свойств близких к свойствам кольца целых чисел Z. Делимость многочленов. Хорошо известный для многочленов над полем R способ деления углом использует только арифметические действия...
67581. Мультипликативная группа поля. Неприводимые многочлены 271.5 KB
  Имеет место фундаментальная теорема Гаусса: Всякий многочлен положительной степени над полем C имеет корень. Из нее вытекает что над полем C неприводимы только многочлены первой степени. Пусть теперь многочлен положительной степени. Следовательно над полем R неприводимыми будут во первых все многочлены...
67582. Характеристика поля; автоморфизм Фробениуса 132.5 KB
  Любое тождество A = B, где A и B целые алгебраические выражения (то есть построенные из переменных с использованием только операций сложения, вычитания и умножения) с целыми коэффициентами может быть перенесено в любое поле k, путем замены каждого целого z Z на соответствующий элемент...
67583. Расширения полей. Присоединение элементов большего поля 212 KB
  Присоединение элементов большего поля. Если k подполе поля K то говорят также что K расширение поля k. Отметим что при расширении сохраняется характеристика поля. По определению расширения большее поле K содержит те же подполя и следовательно имеет ту же характеристику.
67584. Расширения полей. Формальное присоединение элементов 288 KB
  На прошлой лекции было показано что исходное поле k можно расширить добавляя элементы из некоторого большего поля. Оказывается что конструкцию присоединения можно провести изнутри не выходя в большее поле K. Пусть pk(x)неприводимый многочлен над k U его корень в некотором большем поле...