57965

Политический портрет Бисмарка

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: Раскрыть особенности объединительных процессов в Германии и роль в этом Бисмарка; охарактеризовать личность Отто фон Бисмарка; формировать умения учащихся прослеживать причинно-следственные связи; на основе конкретного сюжетного материала развивать личностные отношения...

Русский

2014-04-17

143.5 KB

28 чел.

Политический портрет Бисмарка

(урок из курса Всемирная история, 9 класс)

                               

                                 Составил: Антоненко Виталий Витальевич,   

                                 учитель истории Краматорской

                                 общеобразовательной школы І – ІІІ

                                 ступеней №2


Уважаемые читатели! Разрешите представить на Ваш суд одну из моих разработок уроков по Всемирной истории для 9-го класса.

За время работы в школе автору данной статьи, как и другим моим коллегам-учителям, пришлось написать немало конспектов уроков. Уверен, что каждый из нас при этом всегда мечтает об одном – как бы сделать свои занятия ярче, интереснее? Словом, чтобы и дети урок запомнили, и учитель остался доволен.

Здесь каждый идет своим путем. Приведенный ниже урок – пример такого поиска, впитавший в себя ряд идей, близких мне. Было бы очень приятно, если они пригодятся не только автору, но и моим коллегам, а так же всем тем, кто любит историю.

От себя добавлю лишь одно: данный урок не является обязательным в рамках изучаемого курса. Его можно использовать как дополнительный по теме «Объединение Германии в ХІХ веке».Он позволит учащимся более глубоко изучить ее, расширить свой кругозор, иметь возможность использовать межпредметные связи и более широко представить историческую картину мира, характерную для данной эпохи.


Тема:
 Политический портрет Бисмарка

(урок - исторический суд)

Цели: Раскрыть особенности объединительных процессов в Германии и роль в этом Бисмарка; охарактеризовать личность Отто фон  Бисмарка; формировать умения учащихся прослеживать причинно-следственные связи; на основе конкретного сюжетного материала развивать личностные отношения учащихся к конкретным историческим процессам и деятелям.

Основные термины и понятия: юнкеры, рейхстаг, ландтаг, «объединение железом и кровью», Северогерманский союз, кайзер, канцлер, империя.

Основные даты и события: 1861-1871 – «объединение железом и кровью»; 23.09.1862 – назначение Бисмарка на пост первого министра  Пруссии; 1866 – Австро-Прусская война; 1867 – создание Северогерманского союза; 1871 – создание Германской империи.

Личность в истории: Отто фон  Бисмарк, Вильгельм I, канцлер Горчаков.

Оборудование: учебник, атлас, проектор, раздаточный материал.

 Тип Урока: нетрадиционный

Структура урока

  1.  Организационный момент
  2.  Актуализация опорных знаний учащихся
  3.  Мотивационный аспект
  4.  Изучение нового материала
  5.  Знакомство с исторической личностью
  6.  Краткая биографическая справка
  7.  Выступление обвинения
  8.  Выступление защиты
  9.  Прение сторон
  10.  Вердикт
  11.  Рефлексия
  12.  Итоги урока
  13.  Домашнее задание

ХОД УРОКА

Подготовка:

 На предыдущем уроке класс путем жребия разбивается на 5 команд, каждая из которых получает свое определенное задание:

Команда№1 Получает актерское задание – подготовить 3 ярких сюжета из жизни Бисмарка (под руководством учителя). Особенно важно, чтобы нигде не  звучало его имя, т.к. остальным придется угадывать, о ком идет речь (не более 3 минут).

Команда№2  Получает задание найти наиболее интересные эпизоды из жизни Бисмарка и на их основе подготовить краткую биографическую справку (не более 4 минут).

Команда№3  Изучает дома биографию Бисмарка и готовит 10- 15 тезисов «в его защиту».

Команда№4  Изучает биографию Бисмарка и готовит 10- 15 тезисов для его «обвинения».

Команда№5 Получает памятки «Критерии оценивания выступающих», «Правила вынесения судебного вердикта для исторической личности». Ребята получают задание ознакомиться с биографией героя и составить личное впечатление о нем.

Для успешного проведения урока необходимо заранее  приготовить презентацию, которая будет транслироваться на заднем плане во время его проведения (описание слайдов прилагается ниже).


Памятки

«Критерии оценивания выступающих»

Памятка представлена в виде  таблицы для удобства заполнения судьями и в виде списка  как справочная информация для остальных учеников.

Образец таблицы

Ученик

Общая культура -  1 балл

Владение материалом - 1 балл

Способность понятно излагать свою мысль - 1 балл

Толерантность- 1 балл

Умение аргументировать свою точку зрения- 1 балл

Умение вести спор- 1 балл

Умение работать в команде - 1 балл

Общая грамотность - 1 балл

Способность использовать межпредметные связи - 1 балл

Знание предыдущего материала - 1 балл

Способность найти дополнительную информацию - 1 балл

Презентабельность - 1 балл

Сумма

Образец списка

  •  Владение материалом - 1 балл
  •  Способность понятно излагать свою мысль - 1 балл
  •  Толерантность- 1 балл
  •  Умение аргументировать свою точку зрения- 1 балл
  •  Умение вести спор- 1 балл
  •  Умение работать в команде - 1 балл
  •  Общая грамотность - 1 балл
  •  Способность использовать межпредметные связи - 1 балл
  •  Знание предыдущего материала - 1 балл
  •  Способность найти дополнительную информацию - 1 балл
  •  Презентабельность - 1 балл

«Правила вынесения судебного вердикта для исторической личности»

Памятка находится у каждого судьи и в виде списка на доске

  1.  Внимательно выслушай аргументы защиты и обвинения
  2.  Найди их слабые  и сильные места
  3.  В ходе выступления оппонентов делай записи, чтобы не упустить важного
  4.  Помни, что речь идет о живом человеке, не спеши с выводами
  5.  Вынося вердикт, пользуйся общечеловеческими ценностями и не давай волю своим эмоциям
  6.  Оценивая политического деятеля, не забывай, что он прежде всего руководствовался интересами государства
  7.  Твое решение должно быть взвешенным, ибо от него зависит судьба человека
  8.  При вынесении вердикта, пользуйся штампами «виновен

в …», «не виновен », «заслуживает национальной памяти » и т.д.

Организационный момент и актуализация опорных знаний

Организационный момент и актуализация опорных знаний проводятся одновременно в виде теста по пройденному материалу предыдущего урока. Под параллельный показ слайдов

1. После революции 1848-1849гг. Италия оставалась раздробленной (+/-)

2. Центром объединения Италии в это время становится Рим (+/-)

           3. Основой  развития промышленности Северной Италии являлось производство шелка (+/-)

4. Милан в это время являлся одним из центров ж/д строительства (+/-
5.Правящей династией Пьемонта являлась
 

А) Бурбоны

Б) Савойская

В) Каролинги

6. К. Кавур являлся премьер-министром Пьемонта с

А) 1850

Б) 1830

В) 1876

7. Представителем  республиканских демократов  Италии являлся

А) К. Кавур

Б) Д.Мадзини

В) Д. Гарибальди

8. «Итальянское национальное общество » являлось центральной организацией

А) умеренных демократов

Б) республиканских демократов

В) монархистов

9. Как назывались отряды, подчинявшиеся Гарибальди?

10. Почему Кавур не поддержал восстание в Палермо в апреле  1860г.?

11. Когда состоялся референдум о переходе Южной Италии под власть Савойской династии?

12.Какая война в конечном итоге способствовала созданию Объединенного  итальянского королевства?

Слово учителя

Теперь давайте сверим ваши ответы с правильными.

Ученики меняются ответами и проверяют их, потом – сверяют с правильными (появляются на доске).

Мотивационный аспект

Знакомство с исторической личностью

Слово учителя

Электричество уже освещало бульвары Парижа и кратеры доков Кронштадта; люди привыкали к разговорам по телефону; по рельсам Гросс-Лихтерфальде прополз первый в мире трамвай; Алеша Пешков (будущий М.Горький) служил поваренком на пароходе, а Федя Шаляпин учился на сапожника; автомобиль, похожий на колымагу, готовился отфыркнуть в атмосферу пары бензина, служившего ранее аптечным средством для выведения пятен на одежде, когда здесь, во Фридрихсру на 84-ом году жизни, доживал дряхлый старик, которому не нужны ни телефоны, ни трамваи, ни автомобили, — он был весь в прошлом. О нем и будет наш рассказ. А кто это? -  вам предстоит отгадать самим.

Сейчас ребята покажут вам несколько отрывков из его жизни.

Смотрите внимательно и попытайтесь ответить на следующие вопросы (они возникают на доске по мере их озвучивания учителем):

1.Где бы это могло происходить?

2. Примерные временные рамки событий

3. О ком идет речь?

Театральные зарисовки

Зарисовка №1

 На сцене Бисмарк в домашнем халате. Он весел и распевает песню «75 бюрократов — много воплей, но никакого дела, 75 аристократов — родина, считай, что ты уже предана, 75 профессоров — родина, ты уже погибла!.

Входит жена

Жена. – Милый, как ты провел эту ночь?

Б. - Прекрасно! Ни минуты не спал. До утра ненавидел!

Ж. - Кого же, Отто, ты ненавидел?

Б. - Олухов из ландтага, которых я вскоре повидаю.

Ж. – Что ты за песню напеваешь все время?

Б. – Это песенка о нашем парламенте, который я всей душой ненавижу.

Ж. – Но ты же сам являешься его членом…

Б. – Правильно, должен же среди дурней найтись хоть один умный человек.

Зарисовка №2  

На сцене 2 девушки в немецких костюмах

  1.  – Дорогая, вы слышали, что у нас появился новый сосед? Говорят, что с его брутальным характером начальству не угодишь, а потому, плюнув на чиновную карьеру в Берлине, он решил стать померанским помещиком.
  2.   – Да, слава о его буйных похождениях облетела всю Померанию. Он получил прозвище «бешеного юнкера», так как будил гостей выстрелами из пушки, ударами плети загонял в дамскую спальню диких визжащих лисиц. В результате ни одна девушка не пожелала стать его невестой
  3.  – Что вы говорите? Представляете, он еще и наш сосед. Мой отец, герр Путкаммер, его ненавидит.
  4.  – Я не удивлюсь, если в один прекрасный момент именно из-за этого он решит посвататься к тебе

Входит слуга

    Слуга. - Фрейлейн Путкаммер, к нам гость из замка Шенхаузен

  1.  – Не пускайте его. Скажите, что нас нет дома.

Слуга. – Но он кричит на всю округу о том, что явился просить вашей руки.

Девушка №1 падает в обморок.

Зарисовка №3

 На сцене Бисмарк и его друг.

Д. – Дорогой Отто, знаешь ли ты, что у председателя бундестага, австрийца Прокеша, средь редкостной мебели есть бюро из мореного дуба, в котором венский дипломат хранит документы, направленные на подрыв прусского авторитета в германском мире?

Б. – Нет, мне только известно, что он скряга и ради барышей иногда распродает мебель антикварам. Как же мне добраться до этого бюро?

Д. – Нет ничего проще.

На сцене слуга Прокеша и 2 грузчика. Последние пытаются вытащить из дому бюро.

С. – Не трогайте! Герр антиквар платил деньги не за бюро, а за столик.

Г. – А нам плевать. Понесли.

На сцене Бисмарк и его друг, они взламывают бюро.

Д. – И во сколько же нам обошлись секреты Австрии?

Б. – Сущий пустяк – всего лишь цена 1 столика из коллекции господина Прокеша.

  Слово учителя

Итак, давайте ответим на вопросы, поставленные нами перед началом этой загадки

Ученики высказывают свои предположения, учитель корректирует их ответы. В конце концов учащиеся должны прийти к решению, что загаданный человек – О. фон Бисмарк.

  Слово учителя

Верно, наш сегодняшний урок посвящен Бисмарку и его роли в германской истории. Давайте же познакомимся с ним поближе.

На доске возникает название урока и его цели.

Изучение нового материала

Слово учителя

Для более полного знакомства с личностью Бисмарка ребята из команды 2 подготовили нам краткую биографическую справку о нем.

Краткая биографическая справка

У доски появляются ученики, зачитывающие основные этапы жизни Отто фон Бисмарка. При этом на экране возникают портреты последнего, сделанные в разное время.

Ученики

Отто Эдуард Леопольд фон Бисмарк-Шёнхаузен. князь, политик, государственный деятель, первый канцлер Германской империи (второго рейха). Имел почётный чин прусского генерал-полковника в ранге генерал-фельдмаршала.

Родился 1 апреля 1815 года в семье мелкопоместных дворян в Шёнхаузене, в бранденбургской провинции. С 1822 по 1827 год  учился в школе Пламана, в которой делался особый упор на физическое развитие. В возрасте двенадцати лет оставил школу, но из Берлина не уехал, продолжив свою учёбу в гимназии имени Фридриха Великого, а когда ему исполнилось пятнадцать лет, перешёл в гимназию «У Серого монастыря». Показал себя средним, не выдающимся учеником. Зато хорошо изучил французский и немецкий языки, увлекаясь чтением иностранной литературы. Главные интересы молодого человека лежали в области политики прошлых лет, истории военного и мирного соперничества различных стран.

По окончании гимназии мать определила его в университет Георга Августа в Гёттингене. Однако он не был настроен на серьёзную учёбу и предпочитал ей развлечения с друзьями, часто принимал участие в дуэлях, в одной из которых был ранен в первый и единственный раз в жизни — от раны на щеке у него остался шрам. Под угрозой ареста со стороны университетских властей, он покинул город. Целый год числился в Новом столичном университете Берлина, где защитил диссертацию по философии в области политической экономии.

Бисмарк сразу же решил начать карьеру на дипломатическом поприще, но тогдашний министр иностранных дел Пруссии отказал молодому Бисмарку. В итоге тот поехал работать в Ахен и, главным образом, занимался проблемами, связанными с присоединением этой пограничной территории к таможенному союзу, в котором доминировала Пруссия. Впав в немилость в Ахене, был вынужден поступить на военную службу — весной 1838 года он записался в гвардейский батальон егерей. Однако болезнь матери сократила срок его службы: долгие годы забот о детях и поместье подорвали её здоровье. Смерть матери поставила точку в метаниях Бисмарка в поисках дела — стало совершенно понятно, что ему придётся заниматься управлением своими померанскими поместьями.

Обосновавшись в Померании, он показал себя сметливым и практичным землевладельцем. Но всё же студенческие повадки давали о себе знать и вскоре окрестные юнкеры прозвали его «бешеным».

Бисмарку впервые выпала возможность войти в политику в качестве депутата вновь образованного Соединённого ландтага прусского королевства. Он решил не терять этот шанс и 11 мая 1847 года занял своё депутатское место, на время отложив собственную свадьбу.

После первой же своей речи в ландтаге Бисмарк приобрёл скандальную известность. В результате, благодаря прессе, «бешеный юнкер» из Померании превратился в «бешеного» депутата Берлинского ландтага.

1848 год принёс целую волну революций — во Франции, Италии, Австрии. В Пруссии революция также вспыхнула под давлением патриотически настроенных либералов, которые требовали объединения Германии и создания Конституции. Король был вынужден принять требования. Бисмарк поначалу испугался революции и даже собирался помогать вести армию на Берлин, но вскоре его пыл остыл, и осталось только уныние и разочарование в монархе, который пошёл на уступки.

В это время происходит постепенное усиление так называемой «камарильи» — блока консервативно настроенных политиков, в который входил и Отто фон Бисмарк. Логичным итогом усиления этого стал контрреволюционный переворот 1848 года, когда король прервал заседание парламента и ввёл войска в Берлин. Несмотря на все заслуги Бисмарка в подготовке этого переворота, король отказал ему в министерском посту, заклеймив «заядлым реакционером».

Бисмарк вынужден был смириться и решил попробовать выдвинуться в нижнюю палату парламента. Место депутата он занял 26 февраля 1849 года.  После конфликта между Австрией и Пруссией из-за Эрфурта король назначил Бисмарка представителем Пруссии во франкфуртский Союзный сейм, где тот познакомился с известнейшим политическим деятелем Австрии Клементом Меттернихом.

Во время Крымской войны Бисмарк противился попыткам Австрии провести мобилизацию германских армий для войны с Россией. Он стал ярым приверженцем Германского союза и противником австрийского доминирования, главным сторонником союза с Россией, направленного против Австрии.

4 апреля 1857 года Бисмарк отбыл в Париж, где встретился с императором Наполеоном III, который не произвёл на него особого впечатления. Но из-за болезни короля и резкого разворота внешней политики Пруссии, планам Бисмарка не суждено было осуществиться, и его отправили послом в Россию.

Во время пребывания в России огромное влияние на формирование Бисмарка как дипломата оказало его общение с русским вице-канцлером Горчаковым, которого Бисмарк всегда называл своим учителем. Горчаков прочил Бисмарку великое будущее. Однажды, уже будучи канцлером, он сказал, указывая на него: «Посмотрите на этого человека! При Фридрихе Великом он мог бы стать его министром».

В России Бисмарк изучил русский язык и понял суть свойственного русским образа мысли, что очень помогло ему в дальнейшем в выборе правильной политической линии в отношении России. Он принимал участие в русской царской забаве — медвежьей охоте, и даже убил двух, но прекратил это занятие, заявив, что непорядочно выступать с ружьём против безоружных животных. В одной из этих охот он сильно обморозил ноги, так что стоял вопрос об ампутации.

В январе 1861 года король Фридрих Вильгельм IV скончался, и его место занял бывший регент Вильгельм I, после чего Бисмарка перевели послом в Париж.

В 1861 году Вильгельм стал прусским королём Вильгельмом I, встретившим противодействие депутатов Ландтага по бюджетному вопросу, что вылилось в конституционный кризис. Для его преодоления было решено отозвать из Парижа Бисмарка, бывшего там послом. Бисмарк сформировал свой кабинет и объявил, что будет действовать в своей политике, опираясь  на «железо и кровь», имея в виду объединение Германии вокруг Пруссии в обход Австрии.

В начале 1864 года прусские войска заняли Шлезвиг-Гольштейн, принадлежавшие Дании, и вскоре эти герцогства были поделены между Пруссией и Австрией. В 1866 году прусские армии довольно быстро заняли большую часть северных германских земель и были готовы к основной кампании против Австрии. Австрийцы терпели одно поражение за другим и были вынуждены принять мирный договор, навязанный Пруссией.

С начала 1867 года Бисмарк упорно работал над созданием Конституции Северогерманской конфедерации. После некоторых уступок ландтагу Конституция была принята, и Северогерманский союз появился на свет. Две недели спустя Бисмарк стал канцлером.

Франко-прусская война 1870—1871 была разгромной для французов, особенно сокрушительным было поражение под Седаном. Император Наполеон III был захвачен в плен, а в Париже произошла очередная революция. Тем временем к Пруссии присоединились Эльзас и Лотарингия, королевства Саксония, Бавария и Вюртемберг, а Бисмарк провозгласил 18 января 1871 года создание Второго рейха, где Вильгельм I принял титул императора (кайзера) Германии. Сам Бисмарк, на волне всеобщей популярности, получил титул князя и новое поместье Фридрихсру.

13 марта 1871 года он подписал вместе с представителями России и других стран Лондонскую конвенцию, отменившую запрет России иметь военный флот в Чёрном море. В 1872 году Бисмарк с Горчаковым организовали в Берлине встречу трёх императоров — германского, австрийского и российского. Они пришли к соглашению совместно противостоять революционной опасности. 13 июля 1878 года Бисмарк подписал Берлинский трактат с представителями великих держав, установивший новые границы в Европе. Тогда многие из перешедших к России территорий были возвращены Турции, Босния и Герцеговина были переданы Австрии.

7 октября 1879 г. он заключил с Австрией «Обоюдный Договор», что толкнуло Россию на союз с Францией. Согласно этому договору Австрия и Германия должны были совместно отражать нападение России. Если же Германия подвергнется нападению Франции, Австрия обязалась соблюдать нейтралитет.

18 июля 1881 г. был заключен договор, представляющий собой возрождение «Союза трёх императоров» — России, Германии и Австро-Венгрии. В соответствии с ним участники обязались соблюдать нейтралитет, если даже один из них начнёт войну с любой четвёртой державой. Опасаясь выступления России и Франции против Германии, как противовес франко-русскому союзу, в 1882 году был подписан договор о создании Тройственного союза (Германии, Австрии и Италии).

В области внешней политики Бисмарк тогда совершает одну из своих крупнейших ошибок. Поддерживая антирусскую политику Австро-Венгрии на Балканах он самоуверенно поверил в невозможность франко-русского союза («Царь и „Марсельеза“ несовместимы»). Тем не менее он решил заключить с Россией секретный т. н. «договор перестраховки», однако только до 1890.

В начале 1888 скончался император Вильгельм I. Новым императором стал смертельно больной раком горла Фридрих III. Через несколько месяцев он скончался.

15 июня 1888 года трон империи занял молодой Вильгельм II, который не желал находиться в тени влиятельного канцлера. Стареющий Бисмарк подал в отставку, которая была утверждена кайзером 20 марта 1890. 75-летний Бисмарк получил почетный титул герцога и звание генерал-полковника кавалерии. Однако совсем от дел он не отошел. Его избрали депутатом рейхстага, вся Германия отпраздновала его 80-летие, и он принял участие в коронации Всероссийского Императора Николая II.

В 1898 г. здоровье экс-канцлера резко ухудшилось, и 30 июля он скончался во Фридрихсру на 84-ом году жизни.

Слово учителя

Спасибо ребятам за работу, а мы начинаем наш исторический суд. Прошу команды его участников занять свои места с зале суда.

Команда защиты занимает свое место справа, обвинения – слева, судьи (бывшие артисты) – в центре, эксперты – чуть позади их

Учитель  - Итак, прошу встать, суд идет.

Входят судьи

Суд – Слушается дело «Народ против О. фон Бисмарка». Прошу обвинение высказать свою точку зрения по этому поводу.

Выступление обвинения

Обвинение  - Уважаемый суд, уважаемые участники процесса! Разрешите начать с того, что перед нами не просто человек, а историческая личность. Это не только политик, а известнейший государственный деятель, человек, к мнению которого прислушивались многие лидеры государств на протяжении десятков лет. Уже в силу этого важно учитывать весомость поступков господина Бисмарка и огромную ответственность, лежавшую на нем. В ходе данного процесса мы намереваемся доказать преступный характер его деятельности, который привел к неоправданным человеческим жертвам, потрясениям в тогдашнем мире и толкнул страны Европы на войну в дальнейшем.

Суд – Слово предоставляется защите.

Выступление защиты

Зашита - Уважаемый суд, уважаемые участники процесса! Разрешите прежде всего поблагодарить обвинение за то, что оно частично облегчило нам задачу и доказало факт величия Бисмарка.  Именно это говорит в защиту данного человека: ведь не сам же он придумал свой статус – это общепризнанное мнение, а его просто так не дают. Разрешите вам напомнить, что великий человек велик своими делами и поступками, совершаемыми на благо своей родины. Все, что делала О. фон Бисмарк,  было подчинено единой цели – сделать Германию великой, и это ему удалось. За что же его судить? Именно эту точку зрения мы намереваемся отстаивать.

Прение сторон

Суд – Позиции участников процесса суду ясны. Приступаем к прению сторон. Прошу его участников приготовить свои аргументы.

Прения следуют общей схеме: доводы одной стороны встречают контрдоводы другой. При этом  помощники, заранее назначенные учителем, записывают их на доске в виде сравнительной таблицы. При хорошей подготовке ребят общая схема прений может выглядеть так:

Аргументы обвинения

Контрдоводы защиты

Деятельность Бисмарка на начальном этапе его политической карьеры дестабилизировала работу общегерманского парламента и мешала объединению немецких земель

Этот парламент был фикцией, необходимо было отстаивать прусскую точку зрения по вопросу объединения, т.к. она была более близка к реальности

Находясь во Франции и общаясь с с Наполеоном ІІІ, Бисмарк мог бы добиться смягчения прусско-французских отношений, но не делал этого, что только усилило обострение данного конфликта.

Наполеон ненавидел Пруссию и считался только со своими интересами, а они заключались в том, чтобы Франция захватила для себя побольше европейских территорий. Так что данное сближение было просто невозможным.

Роль Бисмарка в поражении революции 1848-49 гг. очевидна. Похоронив революцию, он похоронил и демократическую Германию.

Любая революция – это социальное потрясение в стране, в мире, в экономике. Страна, в которой она происходит, на долго откатывается назад в своем развитии. Не желая этого для будущей Германии, Бисмарк и сделал свой выбор

Венцом политической деятельности Бисмарка считается создание Тройственного союза, который и развязал І мировую войну

Тройственный союз создавался в противовес альянса Россия-Франция, что грозило Германии войной на 2 фронта в будущем. Это не попытка разжечь военный конфликт, а лишь мера политической предосторожности

Франко-прусская война на самом деле произошла потому, что это было выгодно Пруссии. Рассчитывая на победу, Бисмарк ничего не сделал, чтобы ее предотвратить и избежать тем самым человеческих жертв.

Он мог ее предотвратить, но это не умерило б захватнические интересы Наполеона. Не было бы этой войны – случилась бы другая, более непредвиденная. Бисмарк показал здесь себя дальновидным политиком, предугадав события и опередив своего соперника.

Аргументы защиты

Контрдоводы обвинения

Победив революцию в Германии, Бисмарк обеспечил рост авторитета Пруссии среди германских государств.

При этом он не считался ни с человеческими жертвами, ни с общегерманскими интересами – речь шла лишь об авторитете Пруссии и о новых возможностях при захвате чужих территорий с ее стороны.

Основа деятельности Бисмарка как политика – противостояние австрийским желаниям объединить немецкий мир вокруг себя, это способствовало самоосознанию германцев как нации.

Немцам было все равно, вокруг какого государства объединяться. Здесь трудно решить, что бы стало большим благом – великоавстрийская модель или великопрусская.

Политика Бисмарка привела к стабилизации немецкой экономики и к упрочению международного авторитета Германии.

О какой стабильности может идти речь, если большую часть этого времени Пруссия воевала?

Политика Бисмарка привела прежде всего к тому, что Германия стала великим и единым государством, с которым считались в мире.

Это так, но какой ценой? Посмотрим на последствия – противоречия в международной политике, заложенные тогда, сказались на трагедии Германии во время 1 и 2 мировых войн.

Немцы при Бисмарке стали единым государством. Нация получила возможность развиваться в рамках одной страны.

Бисмарк не думал об этом – его интересовало одно: как можно больше земель захватить для Пруссии, его родины, а общегерманский вопрос возник лишь потом.

Вердикт

Суд – Позиции сторон ясны. Слово предоставляется экспертам.

Ученики, которым выпал жребий быть экспертами по данному вопросу, высказывают свою точку зрения. Окончательным аккордом данной части является выступление гостей – учителей истории, права и пр. по вопросу оценки данной исторической личности.

Суд – Для вынесения окончательного решения суд удаляется на совещание.

Слово учителя

Пока уважаемый суд совещается, предлагаю Вашему вниманию наиболее интересные высказывания О. фон Бисмарка, ставшие крылатыми фразами.

На доске появляются цитаты из выступлений Бисмарка под немецкую музыку

  •  Учись так, как будто тебе предстоит жить вечно; живи так, как будто тебе предстоит умереть завтра.
  •  Учись так, как будто тебе предстоит жить вечно; живи так, как будто тебе предстоит умереть завтра.
  •  Революцию подготавливают гении, осуществляют фанатики, а плодами ее пользуются проходимцы
  •  Берегитесь всегда строить воздушные замки, потому что хотя эти постройки легче всех других возводятся, но тяжелее всего разрушаются.
  •  Никогда столько не лгут, как во время войны, после охоты и до выборов.

После краткого совещания судьи берут слово. При достаточно добросовестной подготовке вердикт суда может имеет соответствовать следующим тезисам:

  •  Любая историческая личность неоднозначна по своему характеру, как и любой человек вообще
  •  Деятельность политика нужно рассматривать прежде всего с точки зрения общегосударственных интересов
  •  При этом не нужно забывать и об общечеловеческих ценностях
  •  Как политик Бисмарк велик, так как создал единое Германское государство
  •  Поддаются суду истории его методы – война, культуркампф, подкуп, шантаж и пр.
  •  Особое внимание следует уделить разжиганию национальной истерии в германском мире, получившее плачевные последствия в дальнейшем

Итоги урока

Слово учителя

Давайте кратко подведем итоги нашего урока: роль личности в истории всегда вызывала активную дискуссию среди научного мира. На сегодняшнем примере вы уже заметили, как сложно порой оценить все то, что делал тот либо иной политический деятель. Пусть же сегодняшний урок послужит уроком для Вас, хорошим уроком для людей, вступающих во взрослую жизнь.

Рефлексия

Теперь давайте закрепим все те знания, которые мы с Вами получили на нашем уроке.

Командам раздаются кроссворды по теме «Объединение Германии в 19в.». время на их решение - 3 мин.

1

1

2

2

3

4

По вертикали: 1. Девичья фамилия жены Бисмарка. 2. парламент земли в Германии и Австрии

По горизонтали: 1. борьба Бисмарка за культурную унификацию Германии. 2. Консервативная фракция, в состав которой входил Бисмарк во время революции 1848г. 3. Скажите «государство» по-немецки. 4. Глава русской дипломатии, которого Бисмарк считал своим учителем.

По истечении времени учитель предлагает сверить ответы команд с правильными и оценить их. Следующий шаг – оценка степени подготовленности учащихся к уроку и их участия на самом уроке.

Домашнее задание

Творческое задание (на выбор)

Составить презентацию, кроссворд, тесты, серию рисунков на тему «биография Бисмарка»

Текущее задание

Подготовить  §10 на опрос, ответить письменно на вопросы после параграфа

Задание на опережение

Ознакомиться с материалом §11 и составить свое мнение о событиях, описываемых в нем.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

5041. Определение длин волн излучения источников дискретного и непрерывного спектров 187 KB
  Определение длин волн излучения источников дискретного и непрерывного спектров Цель работы: градуировка спектроскопа по известному спектру неона, определение длин волн в спектре паров ртути и границ видимого спектра лампы накаливания. Приборы и прин...
5042. Исследование статических характеристик полупроводниковых диодов 129.5 KB
  Исследование статических характеристик полупроводниковых диодов. Цель работы Изучить устройство полупроводникового диода, физические процессы, происходящие в нем, характеристики, параметры, а также типы и применение полупроводниковых диодов...
5043. Кинематический анализ и синтез плоских рычажных, рычажных, кулачковых и зубчатых механизмов 509.5 KB
  Структурный анализ механизма. Число степеней свободы механизма определяем по формуле П. Л. Чебышева. где n- число подвижных звеньев механизма, p5- число кинематических пар пятого класса, p4- число Кинематических пар четвертого класса. В ...
5044. Изучение структуры углеродистых сталей после различных видов термической обработки 94 KB
  Изучение структуры углеродистых сталей после различных видов термической обработки Цель работы - изучение влияния закалки и отпуска на структуру и свойства углеродистых сталей. Оборудование, оснастка, приборы: электрические камерные печи...
5045. Определение длины световой волны при помощи дифракционной решетки 111.5 KB
  Определение длины световой волны при помощи дифракционной решётки Цель работы: определение с помощью дифракционной решётки длины световых волн в различных частях видимого спектра. Приборы и принадлежности: дифракционная решётка плоская шкала со щел...
5046. Определение эффективного коэффициента ослабления космических лучей 119.5 KB
  Определение эффективного коэффициента ослабления космических лучей Цель работы: определение эффективного коэффициента ослабления космических лучей в свинце. Приборы и принадлежности: установка для измерения интенсивности космических лучей ФПК...
5047. Исследование комбинационных логических схем 185 KB
  Исследование комбинационных логических схем. ЧАСТЬ 1. Исследование базового логического элемента ТТЛ. Построить передаточную характеристику. Реализовать с помощью ЛЭ 2И-НЕ схемы И, ИЛИ, НЕ...
5048. Исследование структуры и устройства триггеров 116.5 KB
  Исследование структуры и устройства триггеров. Исследование асинхронного RS- триггера. Исследование двухступенчатого RS – триггера...
5049. Исследование статических характеристик и параметров полевых транзисторов 92 KB
  Исследование статических характеристик и параметров полевых транзисторов Цель работы Изучить принцип действия, характеристики и параметры полевых транзисторов (ПТ). Отчет о работе Снять передаточную характеристику IC=F(U3И) (график...