57974

Культура Древнего Египта. Письменность и образование. Литература

Конспект урока

Педагогика и дидактика

А что из истории Древнего Египта мы еще не рассмотрели Прогнозируемый ответ: культура и искусство Комментарии учителя: Вспомним понятие культуры изучаемое в теме Первобытное общество Прогнозируемый ответ: Культура совокупность материальных и духовных ценностей созданных человеком.

Русский

2014-04-17

624.5 KB

18 чел.

Курс: История Древнего мира

6 класс

Тема урока: Культура Древнего Египта. Письменность и образование. Литература.

Цель урока: 1.Актуализировать знания учащихся о понятиях «культура», «отрасли культуры».

2.Ознакомить учащихся:

- с термином «иероглиф»,  «иероглифическое письмо», «картуш»;

- с особенностями образования, литературы и письменности Древнего Египта.

3. Способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления; формированию учебных умений и навыков, в том числе, умения  самостоятельно работать с письменными источниками.

4.Воспитывать интерес к изучению истории; содействовать формированию эмоциональнально- ценностных ориентаций (уважения к труду).

Оборудование: мультимедийная доска и проектор, ноутбук, электронная презентация «Письменность Древнего Египта», раздаточный материал (прилагается), свиток папируса.

Использованная литература:

Основная:

 Шалагинова А.И., Шалагинов Б.Б. История древнего мира: Учебник для 6 кл. общеобразовательных учебных заведений.- К.: Пед. Пресса, 2006. – 288 с.

Дополнительная:

Годер Г.И., Методическое пособие по истории Древнего мира: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 318 с.

Искусство и история. Египет. Русское издание. Copyring by Casa Editrice Bonechi, via Cairoli 18/b – 50131 Firenze - Italia

Усі уроки до курсу «Історія Стародавнього світу». 6 клас. / упоряд. Н.М. Морозова, Н.І. Харківська. – Х.: Вид. група «Основа», 2006.- 352 с.

Понятия: «Иероглиф», «Картуш», «Иероглифическое письмо»

План урока.

Этапы урока. Виды деятельности.

Время

І

Организационный момент. Игра «Настроение».

2 мин.

ІІ

Актуализация опорных знаний.

7 мин.

ІІІ

Мотивация учебной деятельности.

Сообщение темы, цели урока.

Игра «Любите ли вы читать?».

4 мин.

ІV

Изучение нового материала.

7 мин.

V

Обобщение и систематизация знаний.

Работа с памяткой «Поучение Ахтоя»,

игра «Расшифруй папирус».

19 мин.

VI

Рефлексия. Подведение итогов урока.

4 мин.

VII

Домашнее задание

2 мин.

Ход урока.

  1.  Организационный момент.

Игра «Настроение». Учитель предлагает ученикам выразить свое настроение хлопками.

   II. Актуализация знаний.

Комментарии учителя:  мы заканчиваем изучать тему Египет. А что из истории Древнего Египта мы еще не рассмотрели?

Прогнозируемый ответ: культура и искусство

Комментарии учителя: Вспомним понятие культуры, изучаемое в теме «Первобытное общество»

Прогнозируемый ответ: Культура-совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком.

Комментарии учителя: перед вами схема «Отрасли культуры». Но как видите, она имеет пустые ячейки. Давайте вместе, играя в викторину, заполним пробелы.

Заполнение таблицы.

1. Средства производства и предметы быта?

Прогнозируемый ответ: материальная культура

2. Заполните еще 2 пустых квадрата.

Прогнозируемый ответ: оружие и строения

3. Вера в сверхъестественное.

Прогнозируемый ответ: религия

4. Вера в предметы, обладающие различными сверхъестественными силами.

Прогнозируемый ответ: фетишизм

5. Вера в существование души, духов.

Прогнозируемый ответ: анимизм

6. Вера в существование родства между людьми и природой.

Прогнозируемый ответ: тотемизм

7. Как назывались изображения, сделанные из камня, кости, позже из глины?

Прогнозируемый ответ: скульптура

8. Каким видом искусства знаменита пещера Альтамира?

Прогнозируемый ответ: наскальный рисунок, живопись

9.  К какому виду искусства принадлежат украшения?

Прогнозируемый ответ: прикладное искусство

10. А какого направления не существовало в первобытнообщинном обществе?

Прогнозируемый ответ: литературы

11. Почему?

Прогнозируемый ответ: не было письменности, культура называлась «бесписьменная».

Перед нами заполненная таблица. Все хорошо поработали, но лучше всех …(подводятся итоги)

III. Мотивация учебной деятельности.

Сообщение темы и дидактической цели урока.

Комментарий учителя: Поговорим о зарождении письменности.

- Любите ли вы читать? (учащиеся хлопками выражают свою любовь к чтению)

- Что вы любите читать? (несколько учеников отвечают, какой любимый жанр литературы или называют любимое произведение)

- А вот что читали древние египтяне. Сможете ли вы это прочесть?

Прогнозируемый ответ: нет

IV. Изучение нового материала.

Рассказ учителя.

Письменность в Египте возникла более 5 тыс. лет назад. Просто знаний накопилось больше, чем люди могли удержать в памяти. Египетская письменность известна под названием иероглифов. В переводе с греческого языка – “священные письмена”, тогда как сами египтяне называли их “божественная речь”. Они верили, что искусство письменности было даровано им Тотом, богом мудрости.

Но прошли годы и тысячелетия, и письменность была забыта, и никто не мог прочесть древние письмена.

В XIX веке начались археологические раскопки. Археологи нашли остатки роскошных дворцов, величественных храмов, крепостных стен, кварталы ремесленников, добыли письменные источники на камне, кости, коже, глине, папирусе. Ценой упорного труда ученые расшифровали письменность большинства древневосточных народов. Но ни один ученый не мог прочитать египетские письмена.

В 1821 г. французский ученый Жан Шампольон расшифровал иероглифы и прочитал древние надписи. Это была не простая случайность. В детстве Франсуа сам научился читать, в 11 лет он проявлял удивительные способности в латинском и греческом языках. Делал успехи в изучении древнееврейского.

Во время одной из инспекций школы на юного Шампольона обратил внимание Фурье. Знаменитый физик и математик Жозеф Фурье, который участвовал в египетском походе Наполеона, был французским комиссаром при египетском правительстве. Он пригласил Франсуа к себе домой — показать свою египетскую коллекцию.

Таинственные иероглифы на каменных плитах поразили мальчика. «Можно это прочесть?» — спросил он. Фурье отрицательно покачал головой. «Я прочту, — уверенно проговорил Франсуа» Вся его дальнейшая жизнь была посвящена этой цели.

В тринадцать лет он начал изучать арабский, сирийский, халдейский, а затем и коптский языки. За ними последовали пехлевийский и древнеперсидский. Его целью был Египет.

В Париже, при содействии Фурье, Франсуа изучает находки, привезенные из египетской экспедиции Наполеона. Его внимание привлекает камень, найденный при рытье траншей в Розетте. Исследуя эту таинственную каменную плиту, Шампольон приходит к выводу, что камень является ключом к разгадке письменности древнего Египта. Черная базальтовая плита была испещрена письменами. Надписи — на трех разных языках. Наверху египетские иероглифы. Внизу греческий текст. Язык средний был неизвестен.

Текст камня представляет собой благодарственную надпись, которую египетские жрецы адресовали Птолемею V.

 Первый успех пришел в 1808 году, Франсуа удалось разгадать несколько знаков.

Он работал, как одержимый, по 17 часов в сутки . Шампольон заметил, что некоторые иероглифы заключены в овальные рамки. Он предположил, что это, должно быть, царские имена Птолемея и Клеопатры. Под египетские иероглифы учёный подставил греческие буквы и понял, как по-египетски пишутся имена Птолемей и Клеопатра. Так постепенно были расшифрованы иероглифы. Овальные рамки, в которые заключены имена фараонов,  названы «картушью». Картуш – кольцо царя, символизирующее «космос», «вечность» и оно должно было охранять владельца.

Вопрос: Сколько букв в русской азбуке?

Комментарии учителя: в древнеегипетском письме их более 750.

Одни знаки обозначали целое слово, другие отдельные согласные. Некоторые – сочетание 2,3 согласных. Группа иероглифов являлась знаками определителями, без которых нельзя было прочитать текст (сидящая женщина – речь идет о женщинах, колодец – источниках воды).

Древние египтяне могли писать сверху вниз, справа налево или слева направо,  однако знаки всегда смотрят туда, где начинается текст.

Записи делались на папирусе – египетском предшественнике бумаги, изготовлявшемся сложным способом из тростника.

Папирус был дорогим материалом, и египтяне его берегли. Часто они использовали старые папирусы для новых записей, предварительно смыв с них краску.

 Обучались письменности в школах, где  учились мальчики, а иногда и девочки. Писать учились сначала на черепках разбитой глиняной посуды, а потом — на старых папирусах.

 Вопрос: почему сначала на черепках?

 Прогнозируемый ответ: папирус был дорогим материалом

Комментарий учителя: Да, если ученик успешно осваивал письмо, ему давали чистый папирус. Дети переписывали различные назидательные тексты, стихи, сказки. Учиться в египетской школе было трудно, ведь иероглифов было несколько тысяч (из них использовались 750). Неуспевающих учеников били. Так появилась поговорка: «Ухо мальчика на его спине».

Египетские писцы писали заострёнными тростинками. Они всегда носили с собой деревянный пенал с двумя чашечками для чёрной и красной красок и с принадлежностями для письма. Приступая к работе, писец садился на пол, скрестив ноги. Свиток папируса он клал себе на колени. Писали чёрной краской, сделанной из сажи. Начальную букву новой строки или дату выводили красной краской.

Многие папирусы содержат ценнейшую информацию о культуре древнего Египта. Это исторические письменные источники.

V. Обобщение и систематизация знаний.

Учитель: На одном папирусе сохранилось поучение  Ахтоя своему сыну. Для нас это ценный источник о профессиях, которые существовали в древнем Египте. О положении писца и о многом другом вы узнаете, прочитав памятку, которая находится  на партах. Подготовьтесь отвечать на вопросы в конце памятки.

Работа с памяткой (приложение 1)

Работа проходит под спокойную музыку.

Беседа по вопросам:

  1.  Как вы считаете, кем по профессии был Ахтой?
  2.  Какое социальное положение занимали писцы?
  3.  Когда было написано это поучение?
  4.  О чем этот письменный источник?
  5.  Для чего он был написан?
  6.  Как, по словам старого писца, жилось земледельцам, ткачам, строителям?
  7.  О чем этот документ помог вам узнать?

Комментарий учителя: Вы почувствовали себя настоящими учеными, ведь вы отвечали на вопросы, используя настоящие древние письмена. Некоторые из вас имели несколько мнений, но вы находили ответы и подтверждение своих слов в этой памятке. Это и называется работа с письменным источником.  Письменные источники дают более полную картину жизни человека в прошлом.        

Для того чтобы хоть немного представить себя в роли учеников Франсуа Шампольона, я предлагаю вам расшифровать  поучительные тексты, которые изучали ваши сверстники в школах Древнего Египта.

Работа в группах по 4-3 человека.

Раздаются зашифрованные тексты (свернутые как свитки), на обратной стороне стоит цифра. Учащиеся, используя египетский алфавит (приложение 2), расшифровывают текст, записывают крупными буквами на листке А4 и прикрепляют на доску, в соответствующий цифре квадрат. Некоторые буквы, которых нет в египетском алфавите, для помощи учащихся уже «расшифрованы» в тексте.

Полученные предложения зачитываются учителем и крупно показываются на экран.

VI. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Викторина по вопросам:

  1.  Как египтяне называли свою письменность?
  2.  Какого бога связывали с зарождением письменности?
  3.  Кто расшифровал египетские письмена?
  4.  С помощью какого вещественного источника?
  5.  Какие надписи были расшифрованы первыми?
  6.  Сколько иероглифов насчитывает древнеегипетское письмо?
  7.  На каком материале писали египтяне?
  8.  Для чего использовали старый папирус?
  9.  Чем писали писцы?
  10.  Какие цвета использовали при письме?

Подведение итогов урока, оценивание учащихся.

VII. Домашнее задание.

    § 13, читать, пересказывать

  •  Составить кроссворд «Письменность Древнего Египта»
  •  Написать и красочно оформить в картуше свое имя (используя памятку 2).

  

Составитель:

Бондаренко А.В.

учитель истории

ДОШ № 97

Приложение 1

И сказал он ему: «Видел я удары, видел я удары. Обрати же сердце твое к книгам. Я смотрел на свободного от принудительной работы его, — смотри, нет ничего выше книги...

Ты найдешь такое изречение там, говорящее: «если писец имеет какую-либо должность в столице, то не будет он нищим там»...

О, если бы я мог заставить тебя полюбить книги больше, чем свою мать, если бы я мог показать красоты их перед тобой.

Лучше это всех других должностей... Когда он (писец) еще ребенок, уже приветствуют его. Посылают его для исполнения поручения и не возвращается он, чтоб надеть передник.

Не видывал я скульптора посланником или ювелира посланным, но я видел медника за его работой у топок его печи. Его пальцы были, как кожа крокодила, и он пахнул хуже, чем рыбья икра.

Каждый ремесленник, работающий резцом, устает больше, чем землепашец. Поле его — дерево, орудие его — металл. Ночью, когда свободен он, он работает больше, чем могут сделать его руки. И ночью зажигает он свет.

Каменотес ищет работу по всякому твердому камню. Когда же он кончает, руки его падают, и он утомлен. И так сидит он до сумерек, колени его и спина его согнуты.

Брадобрей бреет до вечера... Он бродит с улицы на улицу, чтоб найти кого побрить. Он напрягает свои руки, чтобы наполнить свой желудок, подобно пчелам, проедающим свои труды...

Я расскажу тебе еще о строителе стен. Он постоянно болен, так как предоставлен ветрам. Строит он с трудом, привязанный к лотосам (т. е. к верхушках колонны в форме цветов лотоса)... все одежды его — лохмотья... Моется он только один раз... Хлеб, отдает он его домой; избиты, избиты его дети...

У земледельца одежда вечная. Высок голос его, как у птицы «абу»... Устает он... и спокойно ему так, как спокойно кому-нибудь под львом. Болеет он постоянно... И едва он возвращается домой вечером, ему вновь надо идти.

Ткач — внутри дома, хуже ему, чем женщине. Ноги его на желудке его. Не дышит он воздухом. Если за день не выработает он достаточно тканья, он связан, как лотос в болоте. Дает он хлеб привратнику, чтобы мог он увидеть свет...

Когда курьер выходит в чужую страну, завещает он свое имущество своим детям, из-за страха перед львами и азиатами. И если вернулся он в Египет, едва достиг он сада, едва достиг он дома своего вечером, и вновь ему надо идти...

У красильщика пальцы издают зловоние, как от дохлой рыбы,... рука его не останавливается.

Сандальщику совсем плохо, он всегда нищенствует. Ему так же спокойно, как спокойно кому-либо среди дохлых рыб. Жует он кожу.

Прачечник стирает на берегу рядом с крокодилом... Не спокойное это занятие перед тобой... Говорят ему: если ты опоздаешь принести, будут избиты твои губы...

Я расскажу тебе еще о рыбаке, достается ему хуже, чем во всякой другой должности. Смотри, разве не работает он на реке в перемежку с крокодилами...

Смотри, нет должности, где бы не было начальника, кроме должности писца — ибо он сам начальник.

Если кто знает книги, то говорится ему: «хорошо тебе это». Не так с занятиями, которые я тебе показал... Не говорят писцу: «поработай для этого человека»...

Смотри, я совершаю это, плывя на юг, в столицу. Смотри, я совершаю это из любви к тебе. Полезен для тебя день в школе, работа в ней вечна, подобно горам... Смотри, я совершаю это, плывя на юг, в столицу. Смотри, нет писца, который не кормится от вещей дома царя... Вот, на что указываю я тебе и детям твоих детей».

Ахтой, сын Дуау «Поучение сыну его по имени Пиопи, когда он плыл на юг к столице, чтобы отдать его в школу писаний...»,

эпоха Среднего царства

Вопросы:

  1.  Как вы считаете, кем по профессии был Ахтой?
  2.  Какое социальное положение занимали писцы?
  3.  Когда было написано это поучение
  4.  О чем этот письменный источник?
  5.  Для чего он был написан?
  6.  Как, по словам старого писца, жилось земледельцам, ткачам, строителям?
  7.  О чем этот документ помог вам узнать?

Приложение 2

Египетский алфавит

Некоторые альтернативные формы:

      лев                                                                           л


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46499. Анализ прибыли предприятия 17.72 KB
  Прибыль предприятия характеризует превышение если наоборот то убыток выручки над расходами является главным показателем эффективности деятельности и отражает цель предпринимательства. В зависимости способа вычисления и направлений распределения различают такие основные виды прибыли предприятия: валовую балансовую прибыль операционную прибыль прибыль от обычной деятельности и прибыль после налогообложения чистую прибыль.Валовая балансовая прибыль Gross Profit разность между чистым доходом от реализации продукции и себестоимостью...
46500. Понятие и методы калькуляции затрат 17.86 KB
  Калькуляция служит основой для определения средних издержек производства и установления себестоимости продукции. Методы калькуляции это методы расчёта издержек производства себестоимости продукции объёма незавершённого производства основанные на калькуляции затрат. Попередельный метод калькуляции это метод исчисления себестоимости применяемый на предприятиях где исходный материал в процессе производства проходит ряд переделов или где из одних исходных материалов в одном технологическом процессе получают различные виды продукции....
46501. Техническое диагностирование. Этапы комплексной диагностики участков МТ. 17.87 KB
  Основными задачами контроля и диагностики МТ являются определение технического состояния на основе комплексного мониторинга в процессе создания и эксплуатации системы оценка и прогнозирование динамики технического состояния с целью обеспечения надежной и безопасной эксплуатации газотранспортной системы. Контроль и мониторинг технического состояния трубопроводных систем включает: получение информации в предэксплуатационный период ранняя диагностика из проектных материалов включая материалы изысканий лабораторных исследований грунтов...
46502. Диаграммы UML 17.91 KB
  Диаграммы UML. UML определяет следующие диаграммы: 1. Диаграммы применения use cse Или диаграммы вариантов использования Представляют собой граф из действующих лиц ctors и их взаимодействие с системой представленное сценариями применения. Диаграммы классов Cодержат набор статических декларативных элементов как например классы типы их связи объединенные в граф.
46503. Обеспечение электробезопасности техническими способами и СЗ 17.91 KB
  При случайном прикосновении для обеспечения электробезопасности применяют: защитные оболочки защитные ограждения временные или стационарные безопасное расположение токоведущих частей изоляцию этих частей и РМ малое U защитное отключение предупредительную сигнализацию блокировку и знаки безопасности; а при прикосновении к нетоковедущим металлическим частям защитное заземление зануление выравнивание потенциала защитное отключение изоляцию нетоковедущих частей электроразделение сети малое U контроль электроизоляции и СИЗ....
46504. Формы производственной деятельности фирмы 17.98 KB
  Различают три основные формы организации производства: Специализация Кооперирование Комбинирование Специализация производства Специализация производства выражается в том что каждое производство ограничивается изготовлением определённого вида конструктивной и технологически однородной продукции. Соответственно этому различают четыре вида специализации предприятий: предметную; подетальную иногда называют узловая; технологическую; по услугам вспомогательного производства. Подетальная специализация характеризуется...
46505. Природа грамматического значения: общая характеристика, отношение к лексическому значению, функциональный статус 18.04 KB
  Природа грамматического значения: общая характеристика отношение к лексическому значению функциональный статус. Большинство слов обладает двумя значениями: лексическим и грамматическим. В области морфологии это общие значения слов как частей речи напр. значения предметности у существительных процессуальное у глаголов а также частные значения словоформ и слов в целом противопоставляемые друг другу в рамках морфологических категорий например значения того или иного времени лица числа рода.
46506. Поверхностное упрочнение детали. Выбор метода поверхностного упрочнения 18.07 KB
  При обработке поверхности шлифованием и полированием устраняющей неровности которые служат концентраторами напряжений повышается усталостная прочность детали. Назначение метода упрочняющей обработки зависит от условий работы детали в машине и ее технологических особенностей. Деталь помещают внутри спирали индуктора или под проводником по которому пропускается переменный ток большой частоты; он вызывает появление вихревых токов на поверхности детали и быстро разогревает слой с наибольшей плотностью индуцированного тока.
46507. Метод сравнительного анализа продаж в оценке недвижимости 18.08 KB
  Метод сравнения продаж базируется на информации о недавних сделках с аналогичными объектами на рынке и сравнении оцениваемой недвижимости с аналогами. Исходной предпосылкой применения метода сравнения продаж является наличие развитого рынка недвижимости. Недостаточная же развитость данного рынка а также то что оцениваемый объект недвижимости является специализированным либо обладает исключительными выгодами или обременениями не отражающими общее состояние рынка делают применение этого подхода нецелесообразным.