57974

Культура Древнего Египта. Письменность и образование. Литература

Конспект урока

Педагогика и дидактика

А что из истории Древнего Египта мы еще не рассмотрели Прогнозируемый ответ: культура и искусство Комментарии учителя: Вспомним понятие культуры изучаемое в теме Первобытное общество Прогнозируемый ответ: Культура совокупность материальных и духовных ценностей созданных человеком.

Русский

2014-04-17

624.5 KB

16 чел.

Курс: История Древнего мира

6 класс

Тема урока: Культура Древнего Египта. Письменность и образование. Литература.

Цель урока: 1.Актуализировать знания учащихся о понятиях «культура», «отрасли культуры».

2.Ознакомить учащихся:

- с термином «иероглиф»,  «иероглифическое письмо», «картуш»;

- с особенностями образования, литературы и письменности Древнего Египта.

3. Способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления; формированию учебных умений и навыков, в том числе, умения  самостоятельно работать с письменными источниками.

4.Воспитывать интерес к изучению истории; содействовать формированию эмоциональнально- ценностных ориентаций (уважения к труду).

Оборудование: мультимедийная доска и проектор, ноутбук, электронная презентация «Письменность Древнего Египта», раздаточный материал (прилагается), свиток папируса.

Использованная литература:

Основная:

 Шалагинова А.И., Шалагинов Б.Б. История древнего мира: Учебник для 6 кл. общеобразовательных учебных заведений.- К.: Пед. Пресса, 2006. – 288 с.

Дополнительная:

Годер Г.И., Методическое пособие по истории Древнего мира: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 318 с.

Искусство и история. Египет. Русское издание. Copyring by Casa Editrice Bonechi, via Cairoli 18/b – 50131 Firenze - Italia

Усі уроки до курсу «Історія Стародавнього світу». 6 клас. / упоряд. Н.М. Морозова, Н.І. Харківська. – Х.: Вид. група «Основа», 2006.- 352 с.

Понятия: «Иероглиф», «Картуш», «Иероглифическое письмо»

План урока.

Этапы урока. Виды деятельности.

Время

І

Организационный момент. Игра «Настроение».

2 мин.

ІІ

Актуализация опорных знаний.

7 мин.

ІІІ

Мотивация учебной деятельности.

Сообщение темы, цели урока.

Игра «Любите ли вы читать?».

4 мин.

ІV

Изучение нового материала.

7 мин.

V

Обобщение и систематизация знаний.

Работа с памяткой «Поучение Ахтоя»,

игра «Расшифруй папирус».

19 мин.

VI

Рефлексия. Подведение итогов урока.

4 мин.

VII

Домашнее задание

2 мин.

Ход урока.

  1.  Организационный момент.

Игра «Настроение». Учитель предлагает ученикам выразить свое настроение хлопками.

   II. Актуализация знаний.

Комментарии учителя:  мы заканчиваем изучать тему Египет. А что из истории Древнего Египта мы еще не рассмотрели?

Прогнозируемый ответ: культура и искусство

Комментарии учителя: Вспомним понятие культуры, изучаемое в теме «Первобытное общество»

Прогнозируемый ответ: Культура-совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком.

Комментарии учителя: перед вами схема «Отрасли культуры». Но как видите, она имеет пустые ячейки. Давайте вместе, играя в викторину, заполним пробелы.

Заполнение таблицы.

1. Средства производства и предметы быта?

Прогнозируемый ответ: материальная культура

2. Заполните еще 2 пустых квадрата.

Прогнозируемый ответ: оружие и строения

3. Вера в сверхъестественное.

Прогнозируемый ответ: религия

4. Вера в предметы, обладающие различными сверхъестественными силами.

Прогнозируемый ответ: фетишизм

5. Вера в существование души, духов.

Прогнозируемый ответ: анимизм

6. Вера в существование родства между людьми и природой.

Прогнозируемый ответ: тотемизм

7. Как назывались изображения, сделанные из камня, кости, позже из глины?

Прогнозируемый ответ: скульптура

8. Каким видом искусства знаменита пещера Альтамира?

Прогнозируемый ответ: наскальный рисунок, живопись

9.  К какому виду искусства принадлежат украшения?

Прогнозируемый ответ: прикладное искусство

10. А какого направления не существовало в первобытнообщинном обществе?

Прогнозируемый ответ: литературы

11. Почему?

Прогнозируемый ответ: не было письменности, культура называлась «бесписьменная».

Перед нами заполненная таблица. Все хорошо поработали, но лучше всех …(подводятся итоги)

III. Мотивация учебной деятельности.

Сообщение темы и дидактической цели урока.

Комментарий учителя: Поговорим о зарождении письменности.

- Любите ли вы читать? (учащиеся хлопками выражают свою любовь к чтению)

- Что вы любите читать? (несколько учеников отвечают, какой любимый жанр литературы или называют любимое произведение)

- А вот что читали древние египтяне. Сможете ли вы это прочесть?

Прогнозируемый ответ: нет

IV. Изучение нового материала.

Рассказ учителя.

Письменность в Египте возникла более 5 тыс. лет назад. Просто знаний накопилось больше, чем люди могли удержать в памяти. Египетская письменность известна под названием иероглифов. В переводе с греческого языка – “священные письмена”, тогда как сами египтяне называли их “божественная речь”. Они верили, что искусство письменности было даровано им Тотом, богом мудрости.

Но прошли годы и тысячелетия, и письменность была забыта, и никто не мог прочесть древние письмена.

В XIX веке начались археологические раскопки. Археологи нашли остатки роскошных дворцов, величественных храмов, крепостных стен, кварталы ремесленников, добыли письменные источники на камне, кости, коже, глине, папирусе. Ценой упорного труда ученые расшифровали письменность большинства древневосточных народов. Но ни один ученый не мог прочитать египетские письмена.

В 1821 г. французский ученый Жан Шампольон расшифровал иероглифы и прочитал древние надписи. Это была не простая случайность. В детстве Франсуа сам научился читать, в 11 лет он проявлял удивительные способности в латинском и греческом языках. Делал успехи в изучении древнееврейского.

Во время одной из инспекций школы на юного Шампольона обратил внимание Фурье. Знаменитый физик и математик Жозеф Фурье, который участвовал в египетском походе Наполеона, был французским комиссаром при египетском правительстве. Он пригласил Франсуа к себе домой — показать свою египетскую коллекцию.

Таинственные иероглифы на каменных плитах поразили мальчика. «Можно это прочесть?» — спросил он. Фурье отрицательно покачал головой. «Я прочту, — уверенно проговорил Франсуа» Вся его дальнейшая жизнь была посвящена этой цели.

В тринадцать лет он начал изучать арабский, сирийский, халдейский, а затем и коптский языки. За ними последовали пехлевийский и древнеперсидский. Его целью был Египет.

В Париже, при содействии Фурье, Франсуа изучает находки, привезенные из египетской экспедиции Наполеона. Его внимание привлекает камень, найденный при рытье траншей в Розетте. Исследуя эту таинственную каменную плиту, Шампольон приходит к выводу, что камень является ключом к разгадке письменности древнего Египта. Черная базальтовая плита была испещрена письменами. Надписи — на трех разных языках. Наверху египетские иероглифы. Внизу греческий текст. Язык средний был неизвестен.

Текст камня представляет собой благодарственную надпись, которую египетские жрецы адресовали Птолемею V.

 Первый успех пришел в 1808 году, Франсуа удалось разгадать несколько знаков.

Он работал, как одержимый, по 17 часов в сутки . Шампольон заметил, что некоторые иероглифы заключены в овальные рамки. Он предположил, что это, должно быть, царские имена Птолемея и Клеопатры. Под египетские иероглифы учёный подставил греческие буквы и понял, как по-египетски пишутся имена Птолемей и Клеопатра. Так постепенно были расшифрованы иероглифы. Овальные рамки, в которые заключены имена фараонов,  названы «картушью». Картуш – кольцо царя, символизирующее «космос», «вечность» и оно должно было охранять владельца.

Вопрос: Сколько букв в русской азбуке?

Комментарии учителя: в древнеегипетском письме их более 750.

Одни знаки обозначали целое слово, другие отдельные согласные. Некоторые – сочетание 2,3 согласных. Группа иероглифов являлась знаками определителями, без которых нельзя было прочитать текст (сидящая женщина – речь идет о женщинах, колодец – источниках воды).

Древние египтяне могли писать сверху вниз, справа налево или слева направо,  однако знаки всегда смотрят туда, где начинается текст.

Записи делались на папирусе – египетском предшественнике бумаги, изготовлявшемся сложным способом из тростника.

Папирус был дорогим материалом, и египтяне его берегли. Часто они использовали старые папирусы для новых записей, предварительно смыв с них краску.

 Обучались письменности в школах, где  учились мальчики, а иногда и девочки. Писать учились сначала на черепках разбитой глиняной посуды, а потом — на старых папирусах.

 Вопрос: почему сначала на черепках?

 Прогнозируемый ответ: папирус был дорогим материалом

Комментарий учителя: Да, если ученик успешно осваивал письмо, ему давали чистый папирус. Дети переписывали различные назидательные тексты, стихи, сказки. Учиться в египетской школе было трудно, ведь иероглифов было несколько тысяч (из них использовались 750). Неуспевающих учеников били. Так появилась поговорка: «Ухо мальчика на его спине».

Египетские писцы писали заострёнными тростинками. Они всегда носили с собой деревянный пенал с двумя чашечками для чёрной и красной красок и с принадлежностями для письма. Приступая к работе, писец садился на пол, скрестив ноги. Свиток папируса он клал себе на колени. Писали чёрной краской, сделанной из сажи. Начальную букву новой строки или дату выводили красной краской.

Многие папирусы содержат ценнейшую информацию о культуре древнего Египта. Это исторические письменные источники.

V. Обобщение и систематизация знаний.

Учитель: На одном папирусе сохранилось поучение  Ахтоя своему сыну. Для нас это ценный источник о профессиях, которые существовали в древнем Египте. О положении писца и о многом другом вы узнаете, прочитав памятку, которая находится  на партах. Подготовьтесь отвечать на вопросы в конце памятки.

Работа с памяткой (приложение 1)

Работа проходит под спокойную музыку.

Беседа по вопросам:

  1.  Как вы считаете, кем по профессии был Ахтой?
  2.  Какое социальное положение занимали писцы?
  3.  Когда было написано это поучение?
  4.  О чем этот письменный источник?
  5.  Для чего он был написан?
  6.  Как, по словам старого писца, жилось земледельцам, ткачам, строителям?
  7.  О чем этот документ помог вам узнать?

Комментарий учителя: Вы почувствовали себя настоящими учеными, ведь вы отвечали на вопросы, используя настоящие древние письмена. Некоторые из вас имели несколько мнений, но вы находили ответы и подтверждение своих слов в этой памятке. Это и называется работа с письменным источником.  Письменные источники дают более полную картину жизни человека в прошлом.        

Для того чтобы хоть немного представить себя в роли учеников Франсуа Шампольона, я предлагаю вам расшифровать  поучительные тексты, которые изучали ваши сверстники в школах Древнего Египта.

Работа в группах по 4-3 человека.

Раздаются зашифрованные тексты (свернутые как свитки), на обратной стороне стоит цифра. Учащиеся, используя египетский алфавит (приложение 2), расшифровывают текст, записывают крупными буквами на листке А4 и прикрепляют на доску, в соответствующий цифре квадрат. Некоторые буквы, которых нет в египетском алфавите, для помощи учащихся уже «расшифрованы» в тексте.

Полученные предложения зачитываются учителем и крупно показываются на экран.

VI. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Викторина по вопросам:

  1.  Как египтяне называли свою письменность?
  2.  Какого бога связывали с зарождением письменности?
  3.  Кто расшифровал египетские письмена?
  4.  С помощью какого вещественного источника?
  5.  Какие надписи были расшифрованы первыми?
  6.  Сколько иероглифов насчитывает древнеегипетское письмо?
  7.  На каком материале писали египтяне?
  8.  Для чего использовали старый папирус?
  9.  Чем писали писцы?
  10.  Какие цвета использовали при письме?

Подведение итогов урока, оценивание учащихся.

VII. Домашнее задание.

    § 13, читать, пересказывать

  •  Составить кроссворд «Письменность Древнего Египта»
  •  Написать и красочно оформить в картуше свое имя (используя памятку 2).

  

Составитель:

Бондаренко А.В.

учитель истории

ДОШ № 97

Приложение 1

И сказал он ему: «Видел я удары, видел я удары. Обрати же сердце твое к книгам. Я смотрел на свободного от принудительной работы его, — смотри, нет ничего выше книги...

Ты найдешь такое изречение там, говорящее: «если писец имеет какую-либо должность в столице, то не будет он нищим там»...

О, если бы я мог заставить тебя полюбить книги больше, чем свою мать, если бы я мог показать красоты их перед тобой.

Лучше это всех других должностей... Когда он (писец) еще ребенок, уже приветствуют его. Посылают его для исполнения поручения и не возвращается он, чтоб надеть передник.

Не видывал я скульптора посланником или ювелира посланным, но я видел медника за его работой у топок его печи. Его пальцы были, как кожа крокодила, и он пахнул хуже, чем рыбья икра.

Каждый ремесленник, работающий резцом, устает больше, чем землепашец. Поле его — дерево, орудие его — металл. Ночью, когда свободен он, он работает больше, чем могут сделать его руки. И ночью зажигает он свет.

Каменотес ищет работу по всякому твердому камню. Когда же он кончает, руки его падают, и он утомлен. И так сидит он до сумерек, колени его и спина его согнуты.

Брадобрей бреет до вечера... Он бродит с улицы на улицу, чтоб найти кого побрить. Он напрягает свои руки, чтобы наполнить свой желудок, подобно пчелам, проедающим свои труды...

Я расскажу тебе еще о строителе стен. Он постоянно болен, так как предоставлен ветрам. Строит он с трудом, привязанный к лотосам (т. е. к верхушках колонны в форме цветов лотоса)... все одежды его — лохмотья... Моется он только один раз... Хлеб, отдает он его домой; избиты, избиты его дети...

У земледельца одежда вечная. Высок голос его, как у птицы «абу»... Устает он... и спокойно ему так, как спокойно кому-нибудь под львом. Болеет он постоянно... И едва он возвращается домой вечером, ему вновь надо идти.

Ткач — внутри дома, хуже ему, чем женщине. Ноги его на желудке его. Не дышит он воздухом. Если за день не выработает он достаточно тканья, он связан, как лотос в болоте. Дает он хлеб привратнику, чтобы мог он увидеть свет...

Когда курьер выходит в чужую страну, завещает он свое имущество своим детям, из-за страха перед львами и азиатами. И если вернулся он в Египет, едва достиг он сада, едва достиг он дома своего вечером, и вновь ему надо идти...

У красильщика пальцы издают зловоние, как от дохлой рыбы,... рука его не останавливается.

Сандальщику совсем плохо, он всегда нищенствует. Ему так же спокойно, как спокойно кому-либо среди дохлых рыб. Жует он кожу.

Прачечник стирает на берегу рядом с крокодилом... Не спокойное это занятие перед тобой... Говорят ему: если ты опоздаешь принести, будут избиты твои губы...

Я расскажу тебе еще о рыбаке, достается ему хуже, чем во всякой другой должности. Смотри, разве не работает он на реке в перемежку с крокодилами...

Смотри, нет должности, где бы не было начальника, кроме должности писца — ибо он сам начальник.

Если кто знает книги, то говорится ему: «хорошо тебе это». Не так с занятиями, которые я тебе показал... Не говорят писцу: «поработай для этого человека»...

Смотри, я совершаю это, плывя на юг, в столицу. Смотри, я совершаю это из любви к тебе. Полезен для тебя день в школе, работа в ней вечна, подобно горам... Смотри, я совершаю это, плывя на юг, в столицу. Смотри, нет писца, который не кормится от вещей дома царя... Вот, на что указываю я тебе и детям твоих детей».

Ахтой, сын Дуау «Поучение сыну его по имени Пиопи, когда он плыл на юг к столице, чтобы отдать его в школу писаний...»,

эпоха Среднего царства

Вопросы:

  1.  Как вы считаете, кем по профессии был Ахтой?
  2.  Какое социальное положение занимали писцы?
  3.  Когда было написано это поучение
  4.  О чем этот письменный источник?
  5.  Для чего он был написан?
  6.  Как, по словам старого писца, жилось земледельцам, ткачам, строителям?
  7.  О чем этот документ помог вам узнать?

Приложение 2

Египетский алфавит

Некоторые альтернативные формы:

      лев                                                                           л


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69130. Константи, змінні, вирази. Найпростіші оператори. Процедури введення, виведення 126.5 KB
  Будь-які значення, що використовуються у програмі, - це або значення змінних, або константи. Принципова відмінність між змінними і константами полягає у тому, що для зберігання значень змінних під час виконання програми відводяться ділянки...
69131. Алгоритмічний вибір альтернатив. Вкладеність конструкцій вибору 48 KB
  Під час програмування деяких розгалужень виникає потреба у використанні операторних блоків що розглядатимуться у розділі 3. У цьому ж розділі буде пояснено як орієнтуватися в коді великих програм що містять численну кількість конструкцій вибору та операторних блоків.
69132. Алгоритмічна конструкція повторення. Цикл з передумовою, постумовою, лічильником. Переривання циклу 83.5 KB
  У заголовку циклу зазначається умова завершення циклу а тіло циклу являє собою блок операторів що повторюються. Кожне виконання операторів тіла циклу супроводжується перевіркою умови завершення циклу і називається його ітерацією.
69133. Підпрограми, їх різновиди та способи використання. Процедури та функції користувача. Стандартні процедури та функції 83.5 KB
  Одним із найпростіших і найважливіших застосувань циклічних структур є генерування рекурентних послідовностей. Ефективність розв’язання деяких математичних задач цілком залежить від вибору рекурентної послідовності та способу її обчислення. До таких задач належать, зокрема...
69134. Полевые транзисторы. Их основные параметры и характеристики 44.5 KB
  Различают три основных разновидности транзисторов: Полевой транзистор с управляемым pnпереходом: з затвор с – сток и исток Входная характеристика: Выходная характеристика: МДП-транзисторы металл диэлектрик полупроводник транзисторы с встроенным каналом:...
69135. Транзисторы нового поколения: MOSFET, IGBT, SET 66 KB
  МДП-транзисторы металл диэлектрик полупроводник P=I2 R чем меньше сопротивление канала тем больше потери. Вольтамперные характеристики этих транзисторов близки к характеристикам полевых транзисторов: Входная характеристика...
69136. Тиристоры. Основные параметры и характеристики 41.5 KB
  Включает в себя положительную обратную связь Обратная связь – технологический прием позволяющий передать часть полезного сигнала с выхода устройства на его вход. Различают: положительную обратную связь; отрицательную обратную связь; Положительная обратная связь передает часть...
69137. Датчики и средства индикации. Принцип работы. Основные параметры и характеристики 68 KB
  Основные параметры и характеристики Датчики строятся на базе полупроводниковых приборов и их свойств изменять токи или напряжения в зависимости от их параметров. ТКЕ = 23 мв 0С Такие датчики могут работать от 40 0С до 85 0С G проводимость Простейшие датчики: тока и напряжения.
69138. Аналоговая схемотехника 76 KB
  Аналоговая схемотехника Различают: линейный и нелинейный сигналы. Линейный сигнал синус: Данный сигнал несет информацию по двум параметрам: амплитуда w круговая частота где; От частоты зависит тембр звуки. К импульсным нелинейным сигналам относится...