57979

Действия с десятичными дробями (сравнение, округление, сложение и вычитание)

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Сегодня предстоит выполнить на уроке важную, нужную и интересную работу. Чтобы достичь успеха, надо всем работать дружно, с большим желанием, используя знания предыдущих уроков.

Русский

2014-04-17

45.5 KB

1 чел.

Урок математики в 5 классе

Тема:  Действия с десятичными дробями ( сравнение, округление, сложение и вычитание)

Цель:

- закрепить навыки выполнения действий над десятичными дробями, устного счета;                                                                                                                                            - развивать логическое мышление, правильную математическую речь, внимание;                                                                                                                                           - прививать любовь к математике, воспитывать активность, самостоятельность.                                                                                                              Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний                                       Оборудование: таблица разрядов, задания для групповой и индивидуальной        работы, магнитофон, проектор.

Ход урока.

І. Организация класса.(2 мин)

  1.  Приветствие учителя.
  2.  Проверка готовности к уроку.

- Сегодня предстоит  выполнить на уроке важную, нужную и интересную работу. Чтобы достичь успеха, надо всем работать дружно, с большим желанием, используя знания предыдущих уроков.

ІІ. Актуализация опорных знаний учащихся.( 25  мин)

    Слово учителя:

- Издавна у многих людей происходит так, что завтра завершая какую-то важную и серьезную работу, они подводят итог, устраивают либо праздник, либо выставку, либо организуют ярмарку.

- Давайте, ребята, проведем не просто урок математики, а урок математической ярмарки.

Слайд 1.

- Кто из вас знает, что такое ярмарка?

Ответ ученика (если учащиеся затрудняются, пояснение дает учитель)

- Слово «ярмарка» пришло из немецкого языка, которое обозначает ежегодный рынок, но не просто рынок, а праздничный рынок.

- Ярмарка всегда привлекала очень многих людей тем, что там можно было и продать, и купить, и на людей посмотреть, и себя показать.

- Давайте отправимся на нашу математическую ярмарку в хорошем настроении, а для этого послушаем веселую плясовую мелодию. (Звучит плясовая мелодия).

- По улыбкам на ваших лицах видно, что настроение у вас улучшилось.

- Ребята! Но на ярмарке ценилось всегда все самое лучшее,  поэтому и девиз нашего урока звучит так: «Не старайтесь быть первыми, а старайтесь быть лучшими». Возьмем с собой знания, смекалку и отправимся.

Работа над синквейном. (Строчки открываются после вопросов учителя)

- С чем мы познакомились на предыдущих уроках?

1. Дробь

- Из чего она состоит?

2. Целая, дробная часть

- Что она помогает делать?

3. Измерять, вычислять,  записывать

- В результате чего она появилась?

4. Возникает при измерении величины системой мерок

- Мы пользуемся десятичной системой счисления. Как же она называется?

5. Десятичная дробь

(ответы учащихся даются на каждый из вопросов учителя)

демонстрация

слайд 2

слайд 3

слайд 4

слайд 5

На протяжении урока работает навигатор (помощник, путеводитель).  Затрудняешься ответить, обратись к справке на

слайд 6

слайд 7 .

А мы с вами подошли к первой лавке.

Лавка 1.  Дроби.

- Что продается в лавке? (десятичные дроби) 

- Из каких частей состоит десятичная дробь? Что их отделяет?

- Как читаются разряды?

Навигатор

Слайд 8  

- Выполни предложенные задания.

Слайд 9

слайд 10  

слайд  11

слайд 12

Лавка 2.Закономерность

Здесь мы вспомним, как происходит сравнение десятичных  дробей.

Навигатор

Слайд 13.

- Молодцы ребята!  Вы вспомнили правила сравнения десятичных дробей. Давайте выполним задания, которые предлагаются на ярмарке.

Слайд 14.                                                                                    Нас приглашают в следующую лавку.

Лавка 3.Волшебная.

- Что здесь продается (Округление десятичных дробей).

- Непонятно, что здесь волшебного?  (Округление происходит по определенным правилам, напомните их.)

Навигатор

Слайд 15  

- Может, посмотрим, как работает эта лавка?

Слайд 16

Мы справились и с этими заданиями. Продолжаем путешествие по ярмарке.

Лавка4. Прибыльная

- Какие действия мы умеем выполнять с десятичными дробями?                            - Как правильно выполнить сложение и вычитание десятичных дробей?

Навигатор

Слайд 17

- Воспользуйтесь товаром, который предлагается в лавке.

Слайд 18.

III. Решение упражнений. ( 10  мин.)

   -    Ребята, побывав на нашей математической ярмарке, мы выполняли различные задания. Какую цель мы достигли?

( Мы вспомнили правила чтения, записи, округления, сложения и вычитания десятичных дробей)

- Правильно. Мы приобрели и уточнили знания о десятичных дробях. Давайте проверим, как мы можем применить товар, полученный на ярмарке. 

Класс разбивается  на І та ІІ варианты. У доски работают 2 ученика:

І в. выполняет  1 и 2 задания.                                                                                               ІІ в. 3 и 4 задания.   

Вычислить удобным способом.

І в. 1) (7,4+5,11)+2,6=(7,4+2,6)+5,11=15,11

І в. 2) 2,001+15,2+0,999=(2,001+0,999)+15,2=18,2

ІІ в. 3) (5,49+12,4)+4,51=(5,49+4,51)+12,4=22,4

ІІ в. 4) (3,63+2,8)+7,2=(2,8+7,2)+3,63=13,63


1) Работа в парах.                                                                                                          Решить уравнения:

1. х+4,83=9;      3. х-14,852=15,148;

х=9-4,83;       х=15,148+14,852;

х=4,17       х=30.

         Ответ: 4,17.                                                           Ответ: 30.

2. 43,78-х=5,384;     4. 2,395+х=10;

х=43,78-5,384;      х=10-2,395;

х=38,396.                                                                  х=7,605.  

Ответ:  38,396.                                                        Ответ: 7,605.

На обратной стороне доски приведены решения для самопроверки.

IV. Итог урока.  ( 5  мин)

 Математический диктант «Закончи предложения»:

1. Разряды, стоящие после запятой в десятичной дроби, называются…             (десятые, сотые, тысячные…)                                                                                                2. Если при округлении до определенного разряда следующая цифра равна 0, 1, 2, 3, 4 то предыдущий разряд…                                                                                    (не изменяется)                                                                                                                         3. Если при округлении до определенного разряда следующая цифра равна 5, 6, 7, 8, 9 то предыдущий разряд…                                                              (увеличивается на единицу)                                                                                                  4. Сложение и вычитание десятичных дробей происходит.                             (Поразрядно)                                                                                                                              - Мы с вами побывали на ярмарке, смогли что-нибудь приобрести для себя?   (Принцип  поразрядности при сложении десятичных дробей).                                       V. Домашнее задание (3 мин).                                                                        Повторить п.28, п.29, п.30,                                                                                  Уровень А:  № 825, №826, №839                                                                           Уровень Б: № 846, № 865, составить примеры на сложение и вычитание десятичных дробей для товарища.                                                                   Уровень В: обработать и обобщить информацию для создания проекта «Десятичные дроби вокруг нас»

Слайд 19


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78807. Поспішай творити добро 71 KB
  Обладнання: записи висловів видатних людей про добро приказок та приповідок учнівські твори та вірші картки із запитаннями для підсумкової розповіді. Тренінг Риси хорошої людини; технологія Мікрофон Народний золотослів про добро вислови видатних людей про добро і доброту...
78808. Копійка податку – мільйони достатку. Задекларуй свої доходи 273.5 KB
  Ліцеїсти нашого закладу мають змогу зрозуміти переконатись і відчути вагомість податків у особистому житті та житті суспільства. Тут вони мають змогу закріпити отримані на уроках з економіки знання ознайомитися на практиці з роботою податківців пізнати особливості різних...
78809. Взаєморозуміння. На чому воно засноване? 49.5 KB
  Підготовчий етап: Запропонувати учням наступні завдання: поміркувати над питаннями: Як виникає порозуміння між людьми Чи відчуваєте ви порозуміння та підтримку з боку однокласників вчителів батьків У чому причина відсутності порозуміння Що необхідне для того щоб досягти повного...
78810. Спорт і фізичне виховання - утвердження здорового способу життя та зміцнення миру 335 KB
  Мета: формування зацікавленості учнів до занять фізичними вправами та стійкого інтересу до олімпійського руху - провідника миру, духовності, єдності. Завдання: Сприяти гармонійному розвитку особистості дитини та розповсюдженню гуманістичних ідеалів олімпізму.
78811. ЗДОРОВИЙ СПОСІБ ЖИТТЯ 58 KB
  Кожного ранку кішка після сну потягується. Вона витягує передні, а потім задні лапки. Так вона робить зарядку. Із зарядки починають свій день і спортсмени, солдати. Фізична зарядка-це заряд бадьорості на весь день. А з щоденної бадьорості складається наше здоров’я.
78812. У ДИТИНСТВА КРАЙ ІДЕ СВЯТИЙ МИКОЛАЙ 1.9 MB
  Ангел виходить. Святий Миколай сидить, поправляє плащ, мішок. Ззаду надходить, крадучись, Лінь; махає руками за Миколаєм, той починає позівати, дрімає і засинає. Лінь киває рукою, кличучи когось; дріботить Антипко.
78813. Загадки та реальність ранніх винаходів американського підприємця Н.Стаблфілда – винахідника першого мобільного телефону 1.81 MB
  Спочатку був зібраний перший акустично механічний телефон який приблизно нагадував телефон Белла але винахід Стаблфілда відрізнявся своїм дизайном мав кращу акустичну якість більш легку збірку простоту в користуванні та ніяким чином не зачіпав патенту Белла.
78814. Слава тебе, трудовой человек! (посвящено 75-ти летию Стахановского движения) 199.5 KB
  Стаханова разных лет; Фотографии орудий шахтерского труда; Фотографии памятников А. Стаханову; Вырезки из газет о трудовых подвигах советских людей Ход урока I. Прошлых лет поднимем занавес В днях былых большая сила: И ударник и стахановец До сих пор звучит красиво.
78815. Ми до тебе, казко, в гості завітали 44 KB
  Сьогодні ми зібралися тут всі разом для того, щоб побувати в гостях у казки. Діти дуже люблять слухати казки, а дорослі з великим задоволенням розповідають, читають їх дітям. Казка жила, живе і вічно буде жити. Вона буде існувати стільки, скільки будуть жити люди.