57979

Действия с десятичными дробями (сравнение, округление, сложение и вычитание)

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Сегодня предстоит выполнить на уроке важную, нужную и интересную работу. Чтобы достичь успеха, надо всем работать дружно, с большим желанием, используя знания предыдущих уроков.

Русский

2014-04-17

45.5 KB

1 чел.

Урок математики в 5 классе

Тема:  Действия с десятичными дробями ( сравнение, округление, сложение и вычитание)

Цель:

- закрепить навыки выполнения действий над десятичными дробями, устного счета;                                                                                                                                            - развивать логическое мышление, правильную математическую речь, внимание;                                                                                                                                           - прививать любовь к математике, воспитывать активность, самостоятельность.                                                                                                              Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний                                       Оборудование: таблица разрядов, задания для групповой и индивидуальной        работы, магнитофон, проектор.

Ход урока.

І. Организация класса.(2 мин)

  1.  Приветствие учителя.
  2.  Проверка готовности к уроку.

- Сегодня предстоит  выполнить на уроке важную, нужную и интересную работу. Чтобы достичь успеха, надо всем работать дружно, с большим желанием, используя знания предыдущих уроков.

ІІ. Актуализация опорных знаний учащихся.( 25  мин)

    Слово учителя:

- Издавна у многих людей происходит так, что завтра завершая какую-то важную и серьезную работу, они подводят итог, устраивают либо праздник, либо выставку, либо организуют ярмарку.

- Давайте, ребята, проведем не просто урок математики, а урок математической ярмарки.

Слайд 1.

- Кто из вас знает, что такое ярмарка?

Ответ ученика (если учащиеся затрудняются, пояснение дает учитель)

- Слово «ярмарка» пришло из немецкого языка, которое обозначает ежегодный рынок, но не просто рынок, а праздничный рынок.

- Ярмарка всегда привлекала очень многих людей тем, что там можно было и продать, и купить, и на людей посмотреть, и себя показать.

- Давайте отправимся на нашу математическую ярмарку в хорошем настроении, а для этого послушаем веселую плясовую мелодию. (Звучит плясовая мелодия).

- По улыбкам на ваших лицах видно, что настроение у вас улучшилось.

- Ребята! Но на ярмарке ценилось всегда все самое лучшее,  поэтому и девиз нашего урока звучит так: «Не старайтесь быть первыми, а старайтесь быть лучшими». Возьмем с собой знания, смекалку и отправимся.

Работа над синквейном. (Строчки открываются после вопросов учителя)

- С чем мы познакомились на предыдущих уроках?

1. Дробь

- Из чего она состоит?

2. Целая, дробная часть

- Что она помогает делать?

3. Измерять, вычислять,  записывать

- В результате чего она появилась?

4. Возникает при измерении величины системой мерок

- Мы пользуемся десятичной системой счисления. Как же она называется?

5. Десятичная дробь

(ответы учащихся даются на каждый из вопросов учителя)

демонстрация

слайд 2

слайд 3

слайд 4

слайд 5

На протяжении урока работает навигатор (помощник, путеводитель).  Затрудняешься ответить, обратись к справке на

слайд 6

слайд 7 .

А мы с вами подошли к первой лавке.

Лавка 1.  Дроби.

- Что продается в лавке? (десятичные дроби) 

- Из каких частей состоит десятичная дробь? Что их отделяет?

- Как читаются разряды?

Навигатор

Слайд 8  

- Выполни предложенные задания.

Слайд 9

слайд 10  

слайд  11

слайд 12

Лавка 2.Закономерность

Здесь мы вспомним, как происходит сравнение десятичных  дробей.

Навигатор

Слайд 13.

- Молодцы ребята!  Вы вспомнили правила сравнения десятичных дробей. Давайте выполним задания, которые предлагаются на ярмарке.

Слайд 14.                                                                                    Нас приглашают в следующую лавку.

Лавка 3.Волшебная.

- Что здесь продается (Округление десятичных дробей).

- Непонятно, что здесь волшебного?  (Округление происходит по определенным правилам, напомните их.)

Навигатор

Слайд 15  

- Может, посмотрим, как работает эта лавка?

Слайд 16

Мы справились и с этими заданиями. Продолжаем путешествие по ярмарке.

Лавка4. Прибыльная

- Какие действия мы умеем выполнять с десятичными дробями?                            - Как правильно выполнить сложение и вычитание десятичных дробей?

Навигатор

Слайд 17

- Воспользуйтесь товаром, который предлагается в лавке.

Слайд 18.

III. Решение упражнений. ( 10  мин.)

   -    Ребята, побывав на нашей математической ярмарке, мы выполняли различные задания. Какую цель мы достигли?

( Мы вспомнили правила чтения, записи, округления, сложения и вычитания десятичных дробей)

- Правильно. Мы приобрели и уточнили знания о десятичных дробях. Давайте проверим, как мы можем применить товар, полученный на ярмарке. 

Класс разбивается  на І та ІІ варианты. У доски работают 2 ученика:

І в. выполняет  1 и 2 задания.                                                                                               ІІ в. 3 и 4 задания.   

Вычислить удобным способом.

І в. 1) (7,4+5,11)+2,6=(7,4+2,6)+5,11=15,11

І в. 2) 2,001+15,2+0,999=(2,001+0,999)+15,2=18,2

ІІ в. 3) (5,49+12,4)+4,51=(5,49+4,51)+12,4=22,4

ІІ в. 4) (3,63+2,8)+7,2=(2,8+7,2)+3,63=13,63


1) Работа в парах.                                                                                                          Решить уравнения:

1. х+4,83=9;      3. х-14,852=15,148;

х=9-4,83;       х=15,148+14,852;

х=4,17       х=30.

         Ответ: 4,17.                                                           Ответ: 30.

2. 43,78-х=5,384;     4. 2,395+х=10;

х=43,78-5,384;      х=10-2,395;

х=38,396.                                                                  х=7,605.  

Ответ:  38,396.                                                        Ответ: 7,605.

На обратной стороне доски приведены решения для самопроверки.

IV. Итог урока.  ( 5  мин)

 Математический диктант «Закончи предложения»:

1. Разряды, стоящие после запятой в десятичной дроби, называются…             (десятые, сотые, тысячные…)                                                                                                2. Если при округлении до определенного разряда следующая цифра равна 0, 1, 2, 3, 4 то предыдущий разряд…                                                                                    (не изменяется)                                                                                                                         3. Если при округлении до определенного разряда следующая цифра равна 5, 6, 7, 8, 9 то предыдущий разряд…                                                              (увеличивается на единицу)                                                                                                  4. Сложение и вычитание десятичных дробей происходит.                             (Поразрядно)                                                                                                                              - Мы с вами побывали на ярмарке, смогли что-нибудь приобрести для себя?   (Принцип  поразрядности при сложении десятичных дробей).                                       V. Домашнее задание (3 мин).                                                                        Повторить п.28, п.29, п.30,                                                                                  Уровень А:  № 825, №826, №839                                                                           Уровень Б: № 846, № 865, составить примеры на сложение и вычитание десятичных дробей для товарища.                                                                   Уровень В: обработать и обобщить информацию для создания проекта «Десятичные дроби вокруг нас»

Слайд 19


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59430. Небезпека від вогню 56 KB
  А загадки мої такі: Хто я такий Де я ховаюся Як мене перемогти Діти як видумаєте хто такий злий В Це злий Вогонь. І як я сама не здогадалась що це злий Вогонь. Друга загадка де він ховається Сірники загапальнички новорічні хлопавки свічки бенгальський вогонь вогонь у печі...
59431. Cценарій: Живи, книжко! 74 KB
  Тиждень книжки зазвучало Серед міста як сигнал. 4й учень: За той тиждень розмаїті Полюбились так книжки Що кладуть донині діти На ніч їх під подушки. Палітурки як ганчірки Ті книжки ридають гірко. Дівчинка: Бився Олесь з хлопчаками Він розмахував книжками...
59432. Правила дорожнього руху: вивчай, знай, виконуй! 30.5 KB
  Ознайомити учнів з правилами переходу дороги за несприятливих умов. Оголошення теми заняття Правила дорожнього руху: вивчай знай виконуй. План заняття Правила дорожнього руху.
59433. Літературно-мистецьке свято за творчістю І.Франка «Тричі являлася мені любов» 61 KB
  Франко працюючи репетитором у сина сільського священика Михайла Рошкевича знайомиться з його донькою Ольгою. Франко залучає Ольгу до літературної діяльності. Врештірешт Франко прохає Ольгу стати її нареченою.
59434. Cценарій. Барвиста писанка 45.5 KB
  Матеріали: Таблиці та кольорові фотографії писанок Таблиці символіки Кольорові фотографії писанок регіонів України Натуральні писанки Мотивація навчальної діяльності. Діти повинні знати звичаї та обряди українського народу...
59435. Рекомендації щодо проведення свята до Дня Матері 30.5 KB
  З першої миті життя схиляються над нами обличчя матерів. Матері Все життя дивляться вони нам услід бажають добра і щастя. Тож друже мій схилімо голови перед величчю матері перед її світлим образом.
59436. Cценарій: В осінні шати-барви вдяглися ліси й поля 45 KB
  Мета. Поглибити знання учнів про рідну природу, вчити бачити і розкривати красу навколишнього світу; заохочувати дітей до творчості; розвивати мовлення, мислення дітей; формувати вміння визначати настрій твору...
59437. Сценарій. Тарас Шевченко - провісник долі України 78 KB
  Як досяг чим завоював цю славу найбезправніший солдат Російської імперії найбільшої і найжахливішої вязниці народів яку тільки знала історія СЛОВОМ II ведучий.
59438. Шкільний захід, присвячений О.С. Пушкіну і Н.М. Гончаровій: А душу Твою люблю я ще більше твого лиця... 75.5 KB
  В багатьох художніх творах і літературних працях Наталія Миколаївна зображалась безсердечною пустою легковажною красунею любителькою балів і інших світських розваг. Плакав вітер безсило кидаючись у вікна петербурзької квартири...