57982

ДЕЙСТВИЯ С ОБЫКНОВЕННЫМИ ДРОБЯМИ

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель. Обобщить и систематизировать знания учащихся об обыкновенных дробях, дробных числах; закрепить умения и навыки использования алгоритмов действий с обыкновенными дробями в процессе решения упражнений и задач.

Русский

2014-04-17

1.3 MB

7 чел.

Перекрест  Инна  Алексеевна

учитель  математики  Донецкого  УВК № 78

УРОК   МАТЕМАТИКИ   В   6  КЛАССЕ

 Тема. ДЕЙСТВИЯ   С  ОБЫКНОВЕННЫМИ  ДРОБЯМИ. ( Урок - путешествие).

Цель. Обобщить и систематизировать знания  учащихся об обыкновенных дробях,            дробных числах; закрепить умения  и навыки  использования алгоритмов действий с обыкновенными дробами в процессе решения упражнений и задач.

Развивать логическое мышление, алгоритмические,вычислительные умения, познавательный интерес к изучению математики, навыки  самоконтроля.

Воспитывать активность, умение работать в команде, брать  на себя ответственность, объективно оценивать свои знания.

Оборудование. Карта путешествия по «Острову  знаний», компьютерная презентация, раздаточный материал, листы контроля (общие командные и персонифицированные).

Межпредметные связи. География,  история,  основы здоровья.

Тип урока. Урок обобщения и систематизации знаний.

                                                ХОД УРОКА.

1. Организация класса.

Класс разбивается на 3 команды. Проверяется готовность к работе.

             Каждый человек,как корабль,путешествующий по великому океану жизни- океану знаний, чувств, поступков. В этом путешествии мы попадаем в штормы, дебри ошибок, болота неверных решений, оазисы исполнившихся мечтаний. И чем больше мы знаем и умеем, чем сплочённее наша команда, тем быстрее мы приближаемся  к   успеху и удаче.

             Слайд № 2

             В путешествие мы отправляемся 3-мя командами:, , .

Маршруты:    -через горы  (желаю не попасть в развалы ошибочных мыслей);

                       -через леса  (желаю не заблудиться в дебрях ошибок);

    -через болота и заводи (желаю  не потонуть в болоте неверных  решений).

               Сегодня наши корабли-команды  прибыли  на  один из самых труднопроходимых и небезопасных для учеников   островов  великой Математики-«Остров  Знаний  о …».  Нас встречают  Ворота  Надежды с загадочной надписью:

«Она  бывает  барабанной, охотничьей, математической. Она правит этим островом. О чём идёт речь?»  ( О дроби).

На уроке мы будем выполнять все действия с дробями, дробными числами, решать текстовые, логические задачи, уравнения, пройдём тестирование и встретимся  у Маяка Успеха, чтобы подвести  итоги  путешествия.

2. Актуализация опорних знаний.

 Мобилизуем все наши знания о действиях с обыкновенными дробами  (работа в группах).

                Слайд № 3

Задание  1.( 1,5 балла). Установить  верные  соответствия буква-число:

а) Сложение (вычитание) дробей                 1.Взаимно обратные числа

б) Умножение дробных   чисел                    2.Нахождение  НОЗ

в) Деление дробных чисел                            3.Перевод смешанного числа в

                                                                           неправильную дробь                                   

Ответ. а)-2,  б)-3,  в)-1,3.

Задание 2.(2 балла).

Команда                      А. Дописать алгоритм:

Чтобы поделить дробные числа, надо:

1.Перевести дробные числа в………………………… .   (неправильные дроби)

2.Записать дробь,………………………………… делителю.  (обратную)

3. Умножить числители и записать в числитель.

4. Умножить знаменатели и записать в знаменатель.

5.    ………………………………, выделить целую часть.       (сократить дробь)

                                      Б. Исправить ошибку:

Взаимно обратными называются числа, у которых  НОД=1. (Произведение которых равно 1).

Команда                      А. Исправить ошибки:

1). Алгоритм.     Чтобы найти дробь от числа,надо:

1. Число поделить на дробь.    (умножить)

2). Алгоритм.      Чтобы найти целое по его дроби, надо:

1. Часть умножить на дробь.  (поделить)

                                      Б. Дописать:

Если знаменатели дробей  простые или взаимно простые числа, то  НОЗ равен

……………………….. ………..     (их произведению)

Команда                      А. Дописать алгоритм:

Чтобы сложить (вычесть) дробные числа, надо:

1.Привести дробные части к ………………  .   (НОЗ)

2.Сложить (вычесть) …………………………    .   (целые части)

3. Сложить (вычесть)…………………………     .  (дробные части)

4.    ……………………….дробь,  выделить целую часть.   (сократить)

5.Записать ответ дробным числом.

                                    Б. Исправить ошибку:

Взаимно простыми называются числа,произведение которых равно 1. (НОД=1)

После проверки командиры  выставляют командную оценку в общих командных листах контроля.

Успешно пройдя испытание на знание маршрута,команды попадают в царство действий с дробями.

3.Решение задач и упражнений.

Как и всех путешественников, нас интересует история острова математических знаний.

Задание 3.  Угадать зашифрованное слово, выполнив действия:

1.  х 1  + 2        (МА)

         3

          3

           2

         МО

         МА

          МИ

2.  5 х ( -  )          (Т)

         1

          

           1

          Т

          С

            Л

3. 1: Х = (Е)

            

           1

            

            Я

           Е

            О

4.  У=         (МА)

            

            

          1

            МА

           КО

            Ц

                Учащиеся с нечётными номерами в командах выполняют  № 1и 3, с чётными - № 2и 4.  Полученное слово  1-2-3-4  команды записывают на доске.

Каждое задание  оценивается в 1 балл.  Командиры оценивают работу каждого учащегося по записям в тетради, выставляют  баллы  в  персонифицированные листы  контроля.

                 Слайд № 4  

                «МАТЕМА» - знания, полученные посредством размышления. Древние греки знали 4 матемы:

1.Учение о числах (арифметика)

2.Теория музыки (гармония)

3.Учение о фигурах и измерениях (геометрия)

4.Астрономия и астрология.

                Долгое время, в том числе во времена Пифагора, математику изучали лишь  избранные. И только в V веке появилось слово «математика» и школа математиков Гиппаса Метапонского  - школа для всех.

                Окрылённые успехами, команды продвигаются в середину острова,  где их ожидают интересные и полезные задачи.

Задание 4. (2 балла). Каждая  команда получает текстовую задачу.

 Команда       

               -Режим правильного питания рекомендует на завтрак съедать  часть дневной нормы пищи, за вторым завтраком -  часть, в обед -  части,а остаток- за ужином.  Какую часть пищи следует съедать за ужином?     ( Ответ.  )

Команда

               -Вычислите объём классной комнаты,если её ширина 6м, длина 8м, высота 3 м. Сколько кубических метров воздуха приходится  на каждого ученика класса, в котором 28 человек?           (Ответ.  5  )

Команда    

              -В очищенных от скорлупы плодах арахиса содержится углеводов   часть, белков- в 1,5 раза больше, а  жиров – в 2 раза больше, чем углеводов. Сколько углеводов, белков и жиров содержится в  4 кг очищенного арахиса?      (Ответ. Углеводов-   белков - 1 кг, жиров - 2кг ).

                 Слайд № 5 

Представитель от команды записывает решение задачи на доске. Оценка в общем командном листе контроля.

Передохнём немного  перед следующим  этапом путешествия.

Физкультминутка.

               -Я называю  (и показываю на карточке) дробь. Если она неправильная,вы потягиваетесь, поднимая руки вверх. Если дробь правильная, вы рисуете носом знак «+».  Если дробь неправильная и равна 1, вы выпрямляете спину.

                  Продолжаем продвигаться  вглубь острова.

                 Слайд № 6 

Задание 5. (1 балл). Площадь Украины около  600 000 .

Команда       Определить площадь гор  в Украине,если  она составляет примерно

                          площади Украины.  ( Ответ. 108 000  ).

КомандаОпределить площадь лесов  в Украине,если  она составляет

                         примерно 16% площади Украины.  ( Ответ. 96 000  ).

Команда       Определить площадь болот  в Украине,если  она составляет

                         примерно  5% площади Украины.  ( Ответ. 30 000  ).

                   Ответы называют учащиеся по выбору учителя. Выставляется оценка в общем командном листе контроля.

               Попав в глубину острова, начинаешь ощущать,как здорово,что рядом есть друзья!  Вместе и шалаш легче соорудить, и кашу сварить, и задачку трудную решить.

                 Слайд № 7 

Задание 6. (по 2 балла).  «Зри в корень!» (логические задачи).

1). Исключите лишнее число:     а)        ;   0,25;   25%;           (

                                                       б)       ;  ;  ;  ;  ;  ;          ( )

                                           

                                                       в)        ;  ;                      ( )

2).Выберите верное число:

                                                

                                                    

   Ответ.    

Отвечает ученик,которому принадлежит идея, он получает оценку в персонифицированный лист контроля. Одновременно выставляется оценка команде в общий командный лист контроля.

Задание 7.  Проверочный  тест. Кодированное задание ( 10 баллов=  5х 2 балла).  

              Слайд № 8 

            Вариант 1(нечётные)                                        Вариант 2 (чётные)   

            1.Вычислить:    

             :  х 1                                                             :  х  1

а) 2      б)       в) 2      г) 2

            2. Найти значение выражения:                                 

            3:  - 2 х 3       2:   + 1 : 4

а) 11     б) 2     в) 3      г) 7

            3.Решить уравнение:

            х:  = 1                                                           2: х = 3

                                             а) 3      б)       в) 7     г)

            4.Найти число, если его     (   ) составляют 45  (42).

                                             а) 49       б) 25     в) 81      г) 36

            5.Длина прямоугольника 4,8 см (5,6 см), а ширина составляет    (  ) длины. Найти периметр прямоугольника.

                                                

а) 21 см    б) 8  см   в) 17  см    г)10 см.

               Слайд № 9 

           Коды ответов.  Вариант 1.    абгвв      

                                       Вариант 2.       вгбаа   

              Обмениваются работами  (чётные-нечётные),оценивают работы. Выставляют количество баллов в персонифицированные листы контроля.

4.Подведение итогов урока.  Игра «Поле чудес».  

              Слайд № 10 

              Вот и вышли мы на «Поле чудес», которое раскинулось перед Маяком Успеха. Подводя итоги по изученным действиям  с обыкновенными дробями, мы решим пример на все действия  и откроем волшебное слово на табло. У доски работают  одновременно  3 ученика (по представителю от каждой команды), выполняют по 1 действию. На табло щелчком мышки демонстрируется верный ответ  каждого действия и открывается буква слова:

   

                                  

                                     1        2        3       4       5        6         7

                                    У      М      Е     Л      Ь     Ц      Ы      

                                                                            2     

              Слайд № 10 

              Вы сегодня  хорошо поработали. И в конце урока постараемся запомнить слова  великого русского писателя Л.Н.Толстого:

« Человек подобен дроби: в знаменателе- то,что он  о себе думает, а в числителе-то,что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель,тем меньше дробь».

Оценивается работа команд по результатам в командных листах контроля.  Распределяются места.  Индивидуальные оценки выставляются после анализа персонифицированных листов контроля.

 

5.Домашнее задание.  Творческое задание по теме «Действия с обыкновенными дробями».  

                     Команда   .    Подготовить сообщения из истории развития знаний о дробях, подобрать старинные задачи с  дробями.

                     Команда  Составить кроссворды, сказки.

                     Команда   .     Составить тесты для проверки знаний по теме.

Желаю успехов!

              


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29047. Договор займа: понятие, элементы, исполнение договора 46.5 KB
  По договору займа одна сторона займодавец передает в собственность другой стороне заемщику деньги или другие вещи определенные родовыми признаками а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег сумму займа или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Предметом займа обычно являются денежные средства однако заем может предоставляться и иными вещами определенными родовыми признаками например зерном топливом. Договор займа является реальным и односторонним договором и считается...
29048. а предусмотренных обстоятельств страхового случая произвести обусловленную страховую выплату другому лиц. 56 KB
  По договору страхования одно лицо страховщик обязано при наступлении в определенный срок или без указания срока предусмотренных обстоятельств страхового случая произвести обусловленную страховую выплату другому лицу страхователю или иному лицу выгодоприобретателю застрахованному лицу и вправе требовать оплаты страховых премий а страхователь обязан уплачивать страховые премии и вправе требовать предоставления соответствующих страховых выплат. Основная функция страхования распределение разложение имущественных потерь...
29049. Договоры поручения, комиссии, агентирования: сравнительная характеристика 90.5 KB
  Договор поручения Договор поручения это соглашение в силу которого одна сторона поверенный обязуется совершить от имени и за счет другой стороны доверителя определенные юридические действия. Договор поручения тесно связан с институтами представительства и доверенности. В то же время в отличие от представительства призванного в первую очередь определить полномочия представителя вовне перед третьими лицами договор поручения регулирует внутреннюю сторону отношений между представителем и представляемым.
29050. Договор банковского счета: понятие, элементы, права и обязанности сторон, ответственность 74 KB
  Договор банковского счета соглашение в силу которого банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет открытый клиенту владельцу счета денежные средства выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету . Банк обязан незамедлительно открыть счет клиенту независимо от того поступили для или от клиента денежные средства или нет. Он также является как правило возмездным поскольку обычно клиент уплачивает банку комиссионные за проведение расчетных...
29051. Обязательства из причинения вреда: понятие, условия возникновения, объем возмещения 57 KB
  Обязательства возникающее вследствие причинения вреда это охранительное правоотношение в силу которого должник причинитель вреда обязан возместить в полном объеме вред причиненный личности или имуществу кредитора потерпевшего а кредитор вправе требовать возмещения понесенного им вреда. В связи с тем что возникновение обязательств из причинения вреда не основано на договоре соглашении его участников их наряду с обязательствами из неосновательного обогащения относят к категории внедоговорных обязательств. Исполнение этого...
29052. Авторское право: понятие, объекты, субъекты, права авторов произведений 105 KB
  Необходимо различать сами произведения имеющие нематериальную сущность и ту вещественную форму в которой они воплощены рукопись изображение. Авторское право распространяется на произведения науки литературы и искусства являющиеся результатом творческой деятельности независимо от назначения и достоинства произведения а также способа его выражения. К таким произведениям относятся: литературные произведения включая программы для ЭВМ; драматические и музыкальнодраматические сценарные произведения; хореографические произведения и...
29053. Права, смежные с авторскими: понятие, объекты 83 KB
  Смежные права это интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности исполнения на фонограммы на сообщение в эфир или по кабелю радио и телепередач вещание организаций эфирного и кабельного вещания на содержание баз данных а также на произведения науки литературы и искусства впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние. Cмежные права существуют только тогда когда есть произведение которое можно исполнить записать на фонограмму включить в передачу организации эфирного и кабельного вещания и...
29054. Патентное право: понятие, объекты патентного права и условия их патентоспособности 64.5 KB
  На результат интеллектуальной деятельности признанный патентоспособным выдается патент официальный документ удостоверяющий приоритет авторство на изобретение полезную модель или промышленный образец а также исключительное право его обладателя на изобретение полезную модель или промышленный образец. Полезная модель. Полезная модель признается соответствующей условиям патентоспособности если является новой и промышленно применимой. Полезная модель признается новой если совокупность ее существенных признаков не известна из уровня...
29055. Наследование по завещанию 53 KB
  Наследодатель вправе сделать распоряжение своим имуществом на случай смерти путем составления завещания. Условия к совершению завещания: совершается полностью дееспособным гражданином; должно быть совершено лично наследодателем; в завещании должно содержаться распоряжение только одного лица. Принципы наследования по завещанию: Свобода завещания наследодатель по своему усмотрению выбирает наследников и завещает все или часть своего имущества; также он вправе лишить наследства одного или нескольких наследников без объяснения причин в любое...