57982

ДЕЙСТВИЯ С ОБЫКНОВЕННЫМИ ДРОБЯМИ

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель. Обобщить и систематизировать знания учащихся об обыкновенных дробях, дробных числах; закрепить умения и навыки использования алгоритмов действий с обыкновенными дробями в процессе решения упражнений и задач.

Русский

2014-04-17

1.3 MB

7 чел.

Перекрест  Инна  Алексеевна

учитель  математики  Донецкого  УВК № 78

УРОК   МАТЕМАТИКИ   В   6  КЛАССЕ

 Тема. ДЕЙСТВИЯ   С  ОБЫКНОВЕННЫМИ  ДРОБЯМИ. ( Урок - путешествие).

Цель. Обобщить и систематизировать знания  учащихся об обыкновенных дробях,            дробных числах; закрепить умения  и навыки  использования алгоритмов действий с обыкновенными дробами в процессе решения упражнений и задач.

Развивать логическое мышление, алгоритмические,вычислительные умения, познавательный интерес к изучению математики, навыки  самоконтроля.

Воспитывать активность, умение работать в команде, брать  на себя ответственность, объективно оценивать свои знания.

Оборудование. Карта путешествия по «Острову  знаний», компьютерная презентация, раздаточный материал, листы контроля (общие командные и персонифицированные).

Межпредметные связи. География,  история,  основы здоровья.

Тип урока. Урок обобщения и систематизации знаний.

                                                ХОД УРОКА.

1. Организация класса.

Класс разбивается на 3 команды. Проверяется готовность к работе.

             Каждый человек,как корабль,путешествующий по великому океану жизни- океану знаний, чувств, поступков. В этом путешествии мы попадаем в штормы, дебри ошибок, болота неверных решений, оазисы исполнившихся мечтаний. И чем больше мы знаем и умеем, чем сплочённее наша команда, тем быстрее мы приближаемся  к   успеху и удаче.

             Слайд № 2

             В путешествие мы отправляемся 3-мя командами:, , .

Маршруты:    -через горы  (желаю не попасть в развалы ошибочных мыслей);

                       -через леса  (желаю не заблудиться в дебрях ошибок);

    -через болота и заводи (желаю  не потонуть в болоте неверных  решений).

               Сегодня наши корабли-команды  прибыли  на  один из самых труднопроходимых и небезопасных для учеников   островов  великой Математики-«Остров  Знаний  о …».  Нас встречают  Ворота  Надежды с загадочной надписью:

«Она  бывает  барабанной, охотничьей, математической. Она правит этим островом. О чём идёт речь?»  ( О дроби).

На уроке мы будем выполнять все действия с дробями, дробными числами, решать текстовые, логические задачи, уравнения, пройдём тестирование и встретимся  у Маяка Успеха, чтобы подвести  итоги  путешествия.

2. Актуализация опорних знаний.

 Мобилизуем все наши знания о действиях с обыкновенными дробами  (работа в группах).

                Слайд № 3

Задание  1.( 1,5 балла). Установить  верные  соответствия буква-число:

а) Сложение (вычитание) дробей                 1.Взаимно обратные числа

б) Умножение дробных   чисел                    2.Нахождение  НОЗ

в) Деление дробных чисел                            3.Перевод смешанного числа в

                                                                           неправильную дробь                                   

Ответ. а)-2,  б)-3,  в)-1,3.

Задание 2.(2 балла).

Команда                      А. Дописать алгоритм:

Чтобы поделить дробные числа, надо:

1.Перевести дробные числа в………………………… .   (неправильные дроби)

2.Записать дробь,………………………………… делителю.  (обратную)

3. Умножить числители и записать в числитель.

4. Умножить знаменатели и записать в знаменатель.

5.    ………………………………, выделить целую часть.       (сократить дробь)

                                      Б. Исправить ошибку:

Взаимно обратными называются числа, у которых  НОД=1. (Произведение которых равно 1).

Команда                      А. Исправить ошибки:

1). Алгоритм.     Чтобы найти дробь от числа,надо:

1. Число поделить на дробь.    (умножить)

2). Алгоритм.      Чтобы найти целое по его дроби, надо:

1. Часть умножить на дробь.  (поделить)

                                      Б. Дописать:

Если знаменатели дробей  простые или взаимно простые числа, то  НОЗ равен

……………………….. ………..     (их произведению)

Команда                      А. Дописать алгоритм:

Чтобы сложить (вычесть) дробные числа, надо:

1.Привести дробные части к ………………  .   (НОЗ)

2.Сложить (вычесть) …………………………    .   (целые части)

3. Сложить (вычесть)…………………………     .  (дробные части)

4.    ……………………….дробь,  выделить целую часть.   (сократить)

5.Записать ответ дробным числом.

                                    Б. Исправить ошибку:

Взаимно простыми называются числа,произведение которых равно 1. (НОД=1)

После проверки командиры  выставляют командную оценку в общих командных листах контроля.

Успешно пройдя испытание на знание маршрута,команды попадают в царство действий с дробями.

3.Решение задач и упражнений.

Как и всех путешественников, нас интересует история острова математических знаний.

Задание 3.  Угадать зашифрованное слово, выполнив действия:

1.  х 1  + 2        (МА)

         3

          3

           2

         МО

         МА

          МИ

2.  5 х ( -  )          (Т)

         1

          

           1

          Т

          С

            Л

3. 1: Х = (Е)

            

           1

            

            Я

           Е

            О

4.  У=         (МА)

            

            

          1

            МА

           КО

            Ц

                Учащиеся с нечётными номерами в командах выполняют  № 1и 3, с чётными - № 2и 4.  Полученное слово  1-2-3-4  команды записывают на доске.

Каждое задание  оценивается в 1 балл.  Командиры оценивают работу каждого учащегося по записям в тетради, выставляют  баллы  в  персонифицированные листы  контроля.

                 Слайд № 4  

                «МАТЕМА» - знания, полученные посредством размышления. Древние греки знали 4 матемы:

1.Учение о числах (арифметика)

2.Теория музыки (гармония)

3.Учение о фигурах и измерениях (геометрия)

4.Астрономия и астрология.

                Долгое время, в том числе во времена Пифагора, математику изучали лишь  избранные. И только в V веке появилось слово «математика» и школа математиков Гиппаса Метапонского  - школа для всех.

                Окрылённые успехами, команды продвигаются в середину острова,  где их ожидают интересные и полезные задачи.

Задание 4. (2 балла). Каждая  команда получает текстовую задачу.

 Команда       

               -Режим правильного питания рекомендует на завтрак съедать  часть дневной нормы пищи, за вторым завтраком -  часть, в обед -  части,а остаток- за ужином.  Какую часть пищи следует съедать за ужином?     ( Ответ.  )

Команда

               -Вычислите объём классной комнаты,если её ширина 6м, длина 8м, высота 3 м. Сколько кубических метров воздуха приходится  на каждого ученика класса, в котором 28 человек?           (Ответ.  5  )

Команда    

              -В очищенных от скорлупы плодах арахиса содержится углеводов   часть, белков- в 1,5 раза больше, а  жиров – в 2 раза больше, чем углеводов. Сколько углеводов, белков и жиров содержится в  4 кг очищенного арахиса?      (Ответ. Углеводов-   белков - 1 кг, жиров - 2кг ).

                 Слайд № 5 

Представитель от команды записывает решение задачи на доске. Оценка в общем командном листе контроля.

Передохнём немного  перед следующим  этапом путешествия.

Физкультминутка.

               -Я называю  (и показываю на карточке) дробь. Если она неправильная,вы потягиваетесь, поднимая руки вверх. Если дробь правильная, вы рисуете носом знак «+».  Если дробь неправильная и равна 1, вы выпрямляете спину.

                  Продолжаем продвигаться  вглубь острова.

                 Слайд № 6 

Задание 5. (1 балл). Площадь Украины около  600 000 .

Команда       Определить площадь гор  в Украине,если  она составляет примерно

                          площади Украины.  ( Ответ. 108 000  ).

КомандаОпределить площадь лесов  в Украине,если  она составляет

                         примерно 16% площади Украины.  ( Ответ. 96 000  ).

Команда       Определить площадь болот  в Украине,если  она составляет

                         примерно  5% площади Украины.  ( Ответ. 30 000  ).

                   Ответы называют учащиеся по выбору учителя. Выставляется оценка в общем командном листе контроля.

               Попав в глубину острова, начинаешь ощущать,как здорово,что рядом есть друзья!  Вместе и шалаш легче соорудить, и кашу сварить, и задачку трудную решить.

                 Слайд № 7 

Задание 6. (по 2 балла).  «Зри в корень!» (логические задачи).

1). Исключите лишнее число:     а)        ;   0,25;   25%;           (

                                                       б)       ;  ;  ;  ;  ;  ;          ( )

                                           

                                                       в)        ;  ;                      ( )

2).Выберите верное число:

                                                

                                                    

   Ответ.    

Отвечает ученик,которому принадлежит идея, он получает оценку в персонифицированный лист контроля. Одновременно выставляется оценка команде в общий командный лист контроля.

Задание 7.  Проверочный  тест. Кодированное задание ( 10 баллов=  5х 2 балла).  

              Слайд № 8 

            Вариант 1(нечётные)                                        Вариант 2 (чётные)   

            1.Вычислить:    

             :  х 1                                                             :  х  1

а) 2      б)       в) 2      г) 2

            2. Найти значение выражения:                                 

            3:  - 2 х 3       2:   + 1 : 4

а) 11     б) 2     в) 3      г) 7

            3.Решить уравнение:

            х:  = 1                                                           2: х = 3

                                             а) 3      б)       в) 7     г)

            4.Найти число, если его     (   ) составляют 45  (42).

                                             а) 49       б) 25     в) 81      г) 36

            5.Длина прямоугольника 4,8 см (5,6 см), а ширина составляет    (  ) длины. Найти периметр прямоугольника.

                                                

а) 21 см    б) 8  см   в) 17  см    г)10 см.

               Слайд № 9 

           Коды ответов.  Вариант 1.    абгвв      

                                       Вариант 2.       вгбаа   

              Обмениваются работами  (чётные-нечётные),оценивают работы. Выставляют количество баллов в персонифицированные листы контроля.

4.Подведение итогов урока.  Игра «Поле чудес».  

              Слайд № 10 

              Вот и вышли мы на «Поле чудес», которое раскинулось перед Маяком Успеха. Подводя итоги по изученным действиям  с обыкновенными дробями, мы решим пример на все действия  и откроем волшебное слово на табло. У доски работают  одновременно  3 ученика (по представителю от каждой команды), выполняют по 1 действию. На табло щелчком мышки демонстрируется верный ответ  каждого действия и открывается буква слова:

   

                                  

                                     1        2        3       4       5        6         7

                                    У      М      Е     Л      Ь     Ц      Ы      

                                                                            2     

              Слайд № 10 

              Вы сегодня  хорошо поработали. И в конце урока постараемся запомнить слова  великого русского писателя Л.Н.Толстого:

« Человек подобен дроби: в знаменателе- то,что он  о себе думает, а в числителе-то,что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель,тем меньше дробь».

Оценивается работа команд по результатам в командных листах контроля.  Распределяются места.  Индивидуальные оценки выставляются после анализа персонифицированных листов контроля.

 

5.Домашнее задание.  Творческое задание по теме «Действия с обыкновенными дробями».  

                     Команда   .    Подготовить сообщения из истории развития знаний о дробях, подобрать старинные задачи с  дробями.

                     Команда  Составить кроссворды, сказки.

                     Команда   .     Составить тесты для проверки знаний по теме.

Желаю успехов!

              


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38928. Простой пороговый метод нелинейной фильтрации импульсных помех 51.5 KB
  Сигнал от каждого из элементов массива анализируемого изображения сравнивается со средним значением сигнала для небольшой группы mxn в окрестностях данного элемента Здесь m и n нечётные числа. Анизотропная фильтрация Анизотропная фильтрация относится к категории линейных процедур цифровой обработки массива [Eij ]. Он заключается выполнении операции свёртки исходного массива изображения формата M×N со скользящим сглаживающим массивом [W] меньшего формата m×n ядро свёртки. А поскольку в АТСН работающих в реальном масштабе времени...
38929. Цифровое представление изображения в виде матрицы отсчетов. Преимущество цифрового кодирования видеосигнала 66 KB
  Цифровое представление изображения в виде матрицы отсчетов. Это позволяет пронумеровать отсчеты цифрового видеосигнала в соответствии с позиционным положением элемента изображения в телевизионном растре и nti = ni j где i номер элемента в строке; j номер строки. Фактически номера i j являются цифровыми координатами элемента изображения которые в случае линейных разверток связаны с временными и геометрическими координатами соотношениями где j порядковый номер строки в которой находится элемент изображения; tx интервал...
38930. Линейные цифровые фильтры и их характеристики 47 KB
  Под термином цифровая фильтрация обычно понимают локальную цифровую обработку сигнала скользящим окном или аппертурой. Для каждого положения окна за исключением возможно небольшого числа крайних точек выборки выполняются однотипные действия которые определяют так называемый отклик или выход фильтра. Если действия определяющие отклик фильтра не изменяются в процессе перемещения по выборке сигнала то соответствующий фильтр называется стационарным. Различают линейную и нелинейную цифровую фильтрацию.
38931. Развитие видеозаписи на дисках. Видеопроигрыватели Laser Vision. Структурная схема и принцип работы 265 KB
  Диаметр 30 см; Длительность 30 мин. Диаметр 30 см; Длительность 5 мин; 156 об мин. Диаметр 21 см; Длительность 10 мин цвет; 1500 об мин; 280 канавок мм; четкость 250 линий. Диаметр 30 см; длительность 30 мин; четкость 250 линий.
38932. Цифровая запись видеосигнала. Достоинства по сравнению с аналоговой. Основные принципы цифровой видеозаписи 60 KB
  Цифровая запись видеосигнала пришла на смену аналоговым носителям как более гибкое и удобное средство формирования транспортировки и хранения видеоданных. аналоговый сигнал сглаживается менее подверженным искажениям менее зависимым от аппаратной реализации воспроизведения расширяются возможности обработки сигнала Требования к АЦП: Частота квантования не менее 135 МГц Число разрядов не менее 8 Число каналов: Для чернобелого 1 Для цветного 3 или 2 Дискретизация: Дискретизация дает некоторые искажения: Стоит...
38933. Компрессия с потерей информации. Свойства зрения, используемые для сжатия ВС. Основные методы компрессии с потерей информации 46 KB
  Наибольшее распространение для сжатия движущихся изображений получил стандарт MPEG. MPEG англ. MPEG стандартизовала следующие стандарты сжатия: MPEG1: Исходный стандарт видео и аудио компрессии. MPEG2: видео и аудиостандарты для широковещательного телевидения.
38934. Стандарт VHS. Основные принципы функционирования. Параметры и характеристики 170.5 KB
  Формат видеозаписи VHS Наиболее распространенным сегодня в бытовой видеозаписи особенно в СНГ остается формат VHS Video Home System разработанный японскими фирмами Mtsushit и JVC еще в 1975 году. Первоначально для записи и воспроизведения изображения применялись две видеоголовки размещенные на вращающемся барабане расположенном наклонно относительно ленты. В дальнейшем для возможности экономной записи и воспроизведения при меньшей скорости ленты режим LP long ply а так же для улучшения качества воспроизводимой картинки в...
38935. Основные преобразования видеосигнала при записи и воспроизведении в стандарте VHS. АЧХ канала записи ВМ 58.5 KB
  Основные преобразования видеосигнала при записи и воспроизведении в стандарте VHS. Характерными особенностями видеосигнала являются его широкополосность максимальная ширина спектра видеосигнала яркости составляющая примерно 6 МГц намного больше максимальной ширины спектра аудиосигнала составляющей примерно 20 кГц и компонентный характер в спектральном представлении разделение информации об изображении на сигнал яркости EY красный цветоразностный ERY в SECM корректированный DR и синий цветоразностный EBY или DB сигналы...
38936. Структурная схема канала записи сигналов яркости. Структурная схема записи канала сигнала цветности 279 KB
  Структурная схема записи канала сигнала цветности. Канал яркости Частотномагнитная ЧМ запись полного цветового телевизионного сигнала на магнитную ленту осуществляется посредством ЧМ модуляции несущей непосредственно этим сигналом. Несмотря на то что частота несущей выбирается так чтобы она лишь незначительно превышала верхнюю частоту передаваемого сигнала ширина полосы записываемых частот все же почти в два раза превышает полосу частот видеосигнала.