57984

Все действия с обыкновенными дробями

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: усвоение и обобщение учащимися правил сложения, вычитания, умножения и деления обыкновенных дробей, формирование умений и навыков применения их при решении задач, уравнений; развитие памяти учащихся, культуры устной речи, познавательного интереса школьников...

Русский

2014-04-17

2.67 MB

7 чел.

Донецкий УВК№91

   Здоровьесберегающий  урок по математике

в 6 классе

«Все действия с обыкновенными дробями»

                                                       

Выполнила:

Краснова Валентина Владимировна

Девиз урока:

 «Единственная красота, которую я знаю - это здоровье»

       Генрих   Гейне.


Тема урока-игры:
 «Все действия с обыкновенными дробями».

Предмет: «Математика».

Автор учебника Г.П.Бевз, В.Г. Бевз..

    Номер урока в теме: 35.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Цели:

  •  усвоение и обобщение учащимися правил сложения, вычитания, умножения и деления обыкновенных дробей, формирование умений и навыков  применения их при решении задач, уравнений;
  •  развитие памяти учащихся, культуры устной речи, познавательного интереса школьников;
  •  воспитать ответственное отношение к учебному труду, самостоятельность, трудолюбие.

Оборудование:

- презентация урока;

-  карточки с заданиями к игре «Таинственный остров»

-  карточки  к проверочной работе;

-  сигнальные карточки к устным упражнениям;

-  модели цветов.

      


Структура урока:

Этапы урока

Вид деятельности

Тип деятельности

Форма деятельности

1

Организационный  момент.

2

Постановка цели  урока и мотивация учебной деятельности учащихся.

1)Вступительное слово учителя.

2)Сообщение учащихся: «История возникновения обыкновенных дробей».

Развивающая

Коллективная

3

Воспроизведение и коррекция опорных знаний, повторение и анализ основных фактов.

1) Отгадывание кроссворда.

2)Устные упражнения (тесты).

Повторительная

Тренировочные

Фронтальная

Фронтальная

4

Обобщение и систематизация знаний и их применение при выполнении практических заданий.

1) Игра «Таинственный остров».

2) Физкультминутка:

«Привал».

Решение упражнений

Закрепляющая

Повторительная

Коллективная

Фронтальная

5

Проверка умений учащихся самостоятельно применять знания.

Проверочная работа(дифференцированная)

Контролирующая

Индивидуальн.

6

Домашнее задание: усвоение ведущих идей и основных теорий.

1)Кроссворд.

2)Сочинение сказки.

3)№925(б,в)

Творческая

Закрепляющая

Индивидуальн.

7

Подведение

итогов урока


                         
 Ход урока

1.Организационный момент. Сайд№1

Учитель:
- Здравствуйте, дорогие ребята.
- А что такое здравствуйте?
Ученик:
- Это лучшее из слов, потому что значит «будь здоров».
Учитель:
- Вы в последнее время постоянно слышите «вести ЗОЖ»
Как вы это понимаете?
Ученик:
- Бережное, ответственное отношение к своему здоровью, занятие физкультурой, спортом, отсутствие вредных привычек, правильное питание, правильный режим дня.

2.Постановка цели  урока и мотивация учебной деятельности учащихся.

    Слайд 2. Ребята, сегодня мы отправимся с вами в необычное путешествие, мы посетим страну «Обыкновенные дроби». В этой стране мы сделаем несколько остановок: побываем в «деревне Исторической», посетим «замок Кроссвордный», заглянем на «Тестодром», сделаем остановку на станции Антиникотин, сделаем привал и отдохнем, одолеем «горы Ума». На каждой остановке вам надо будет показать свои знания правил сложения, вычитания, умножения и деления обыкновенных дробей, умение применять  их при решении задач и  уравнений, проявить активность, находчивость и смекалку.

   Слайд 3. Попасть в страну Обыкновенные дроби, минуя «деревню Историческую» нельзя. Поэтому первую остановку мы сделаем здесь, где группа учащихся  расскажет об истории возникновения дробей.

   Сообщение учащихся: «История возникновения обыкновенных дробей».

Первой дробью, с которой познакомились люди, была половина. Следующей дробью была треть. И у египтян, и у вавилонян были специальные обозначения для дробей 1/3 и 2/3, не совпадавшие с обозначениями для других дробей.

Дроби в Древнем Риме

У римлян основной единицей измерения массы, а также и денежной единицей служил «асс». Асс делился на 12 равных частей - унций. Из них складывали все дроби со знаменателем 12, то есть 1/12, 2/12, 3/12… Со временем унции стали применяться для измерения любых величин.

Дроби в Древнем Египте

На протяжении многих веков египтяне именовали дроби “ломаным числом”, а первая дробь с которой они познакомились была 1/2. За ней последовали 1/4, 1/8, 1/16, …, затем 1/3, 1/6, …, т.е. самые простые дроби называемые единичными или основными дробями. У них числитель всегда единица. Лишь значительно позже у греков, затем у индийцев и других народов стали входить в употребление и дроби общего вида, называемые обыкновенными, у которых числитель и знаменатель могут быть любыми натуральными числами.

Египтяне все дроби старались записать как суммы долей, то есть дробей вида 1/n. Например, вместо 8/15 они писали 1/3 + 1/5. Единственным исключением была, как мы сказали дробь 2/3. Иногда это бывало удобно. В папирусе Ахмеса есть задача:

"Разделить 7 хлебов между 8 людьми".

Если резать каждый хлеб на 8 частей, придется провести 49 разрезов.

А по-египетски эта задача решалась так. Дробь 7/8 записывали в виде долей: 1/2 + 1/4 + 1/8. Значит, каждому человеку надо дать полхлеба, четверть хлеба и восьмушку хлеба; поэтому четыре хлеба разрезаем пополам, два хлеба - на 4 части и один хлеб - на 8 долей, после чего каждому даем его часть.

Вавилонские шестидесятеричные дроби

Жители древнего Вавилона примерно за три тысячи лет до нашей эры создали систему мер аналогичную нашей метрической, только в основе её лежало не число 10, а число 60, в которой меньшая единица измерения составляла   часть высшей единицы. Полностью эта система выдерживалась у вавилонян для измерения времени и углов, и мы унаследовали от них деление часа и градуса на 60 минут, а минуты на 60 секунд.

3. Воспроизведение и коррекция опорных знаний, повторение и анализ основных фактов.

 

  •  Кроссворд.

 Слайд 4. Следующая остановка «замок Кроссвордный», здесь учащимся нужно отгадать кроссворд. И решить задачи.

Вопросы к кроссворду

1). Как называется дробь, числитель и знаменатель которой, взаимно простые числа? (12 букв).

2). Результат сложения дробей.(5букв).

3). Как называется дробь, у которой числитель больше знамена теля? (12 букв)

4). Результат умноження дробей.(12 букв)

5). Как называются числа, произведение которых, равно одинице? (15 букв)

6). Как называется число записанное над дробной чертой?

(9 букв)

7). Как называется дробь, у которой числитель менше знамена теля?( 10 букв)

8). Что значит решить уравнение? (6 букв)

9).Как называется число, содержащее целую и дробную части?

(9 букв)

10).Что обозначает дробная черта в записи обыкновенной дроби?

(7 букв)

11). Как называется число записанное под дробной чертой?

(11 букв)

12). Как называется дробь вида? (12 букв)

  Слайд 5. (Ответы)

1

Н

Е

С

О

К

Р

А

Т

И

М

А

Я

2

С

У

М

М

А

                                                  

3

Н

Е

П

Р

А

В

И

Л

Ь

Н

А

Я

4

П

Р

О

И

З

В

Е

Д

Е

Н

И

Е

5

В

З

А

И

М

Н

О

О

Б

Р

А

Т

Н

Ы

Е

6

Ч

И

С

Л

И

Т

Е

Л

Ь

7

П

Р

А

В

И

Л

Ь

Н

А

Я

8

К

О

Р

Е

Н

Ь

9

С

М

Е

Ш

А

Н

Н

А

Я

10

Д

Е

Л

Е

Н

И

Е

11

З

Н

А

М

Е

Н

А

Т

Е

Л

Ь

12

О

Б

Ы

К

Н

О

В

Е

Н

Н

А

Я

Никотин чрезвычайно сильный яд,к которому можно привыкнуть. Никотин действует  преимущественно на нервную систему,пищеварение, а также на дыхательную  и сердечно-сосудистую систему. Курильщик наносит вред не только себе,но и здоровью окружающих людей. А сечас решим задачи.

  •  №1. Смертельная доза никотина для человека 50-100 мг. В сигарете содержиться   мг никотина из которых вдыхается в легкие . Сколько мг никотина попадает в легкие при выкуривании одной пачки сигарет( впачке 20 сигарет)?
  •  №2 В табаке содержится много ядовитых веществ, разрушающих организм человека. Определить  процентное содержание самых ядовитых веществ: синильной кислоты,табачного дегтя, окиси углерода, полония в одной сигарете, если никотина-2◦/◦, синильной кислоты-  часть никотина, табачного дегтя в 7,5 раз больше, чем никотина, окись углерода-0,6 от количестватабачного дегтя, а полоний-  от количества окиси углерода

       Решение №1.

1)◦  = (мг)

2)  ◦ 20 =  = 3,6 (мг)

        Решение  №2.

1). 0.02х0.5=0,01=1◦/◦-( никотин)

                2)2х7,5=15◦/◦-( табачный деготь)

                3)0,6х15=9◦/◦-( окись углерода)

                4) х9=6◦/◦-(полоний)

  •  Тестодром

 Слайд 6.    А сейчас мы заглянем на «Тестодром», где обучающиеся должны  найти и показать правильные ответы на вопросы, подняв соответствующую сигнальную карточку.

1.Какое число надо поставить вместо *, чтобы дробь  была правильной?

1) 5;                   2) 6;                        3) 4.

2. Укажите наименьшую дробь

1);                  2);                      3).

3. При каких  х равенство дробей   верно?

1) 6;                 2) 20;                        3) 1.

4.  Найдите значение выражения (  +   )∙ 9.

1)                 2) ;                        3) 3.5. Какое число надо поставить вместо *,чтобы равенство    было верным?

1)                2) ;                        3)

6.Какое из чисел является корнем уравнения х +  =1.

1);                    2);                          3)

7.Найдите   от числа 12.

1)8;                   2)18;                       3)4.

 

4. Обобщение и систематизация знаний и их применение при выполнении практических заданий.

  •  Решение упражнений. Ребята пока  мы в пути давайте скоротаем с пользой наше время.

Выполнить упражнение:

1).Найти значение выражения:

(2):(8,5-1)◦1,2=1

 Решение

  1.  5 =5

  1.  8,5-1,4=7,1

  1.  5: 7 = :  =

  1.   ◦  =1

2). Решить уравнение:

4,8-(6- х) =

6- = 4,8 – 0,75

6- х= 3,05

Х= 6,8- 3,05         Х=2,75

Пример одновременно у доски решают двое учащихся.

  •  ( «Танственный остров»- учащимся надо расшифровать фразу, для этого, каждый из учащихся должен вычислить значение выражения, записанного на карточке).  Ребята, мы прибыли на Таинственный  остров, где живут удивительно красивые и здоровые люди, поговорив с  ними мы узнали об их образе жизни и правилах жизни на острове:
  1.  каждое  утро делать зарядку;
  2.  два раза в день чистиь зубы;
  3.  не курить;
  4.  не употреблять  алкогольсодержащие напитки;

Но самое важное правило они нам не сказали. Это правило  зашифровано и нам с вами предстоит расшифровать его.

1*.(     

2*. (

3*.

4*.

5*.

6*.

7*.

8*.

9*.

10*.

11*.

12*.

13*.

14*.

15*.

16*.

 Слайд 7. Затем обучающиеся находят в таблице  соответствующие полученным числам буквы.  

ь

в  

я  

р  

а  

с  

 л 

 о 

п  

 т

 п

 и 

й  

и

н

а

  

 Слайд 8. Учащиеся  составляют  фразу.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

п

и

т

а

й

с

я

п

р

а

в

и

л

ь

н

о

Ребята! Здоровье  человека, особенно ребенка в большей степени зависит от правильного питания, от веществ, которые входят в состав продуктов, потребляемых вами, от режима питания- вот почему так важно для вашого здоровья горячее питание,которое вы получаете в школе.

  •  Давайте решим задачу:

◦Суточный рацион ребенка вашего возраста составляет около2,5 кг. Из них: хлеб составляет  от общей массы, масло сливочное- , фрукты свежие- , картофель, Овощи свежие-,

Молочные продукты-, мясные продукты-

Вычислить сколько ( в граммах) каждого продукта должен получать ребенок ежесуточно?

Решение

1). 2500 ◦-хлеб

2) 2500◦ =25(г)-масло слив.

3) 2500◦ = 125(г)-фрукты

4) 2500◦ = 125(г)- картофель

5)  2500◦=550(г)-овощи

6) 2500◦=550(г)-молочные продукты

7) 2500◦

  Слайд 9. Сейчас отдохнём на «Привале»  сделаем  зарядку и вспомним основне правила, которые помогают нам решать дроби.

  •  Физкультминутка

Мы пройдёмся по дорожке

Чтобы отдохнули ножки,

Мы пройдёмся по дорожке.

Но дорожка не простая—

Нас от парт не отпускает.

Голову тяну к плечу,

Шею я размять хочу.

В стороны разок-другой

Покачаю головой.

Пальцы ставим мы к плечам,

Руки будем мы вращать.

Круг вперёд,

другой - вперёд,

А потом наоборот.

Хорошо чуть-чуть размяться.

             Снова сядем заниматься

  •  Проверка теоритической части.
  •  Какая дробь называется правильной;
  •  Какая дробь называется неправильной;
  •  Как из  неправильной дроби  выделить целую часть;
  •  Как смешанное число представит в виде неправильной дроби;
  •  Сформулировать основное свойство дроби;
  •  Что значит сократить дробь;
  •  Какая дробь называется несократимой;
  •  Как перемножить обыкновенные дроби;
  •  Как умножить дробь на число;
  •  Как перемножить смешанные числа;
  •  Какие числа  называются взаимно обратными;
  •  Как разделить дробь на дробь;
  •  Как разделить дробь на число.
  •  Как найти дробь от числа;
  •  Как найти число по дроби.

5.Проверка умений учащихся самостоятельно применять знания.

 Слайд 10. Чтобы одолеть «горы Ума» надо выполнить

(дифференцированную) проверочную работу.

ВАРИАНТ  А1

1.Найдите значение выражения:

(  - .

2. Одна сторона прямоугольника метра, а вторая на  метра меньше первой. Найти периметр и площадь

прямоугольника.

3.Решите уравнение   .

ВАРИАНТ   А2

1.Найдите значение выражения:

(  + .

2. Одна сторона прямоугольника  метра, а вторая на  метра больше первой.

Найти периметр и площадь прямоугольника.

3.Решите уравнение  х = .

ВАРИАНТ  Б1

1.Найдите значение выражения:

(  - .

2. Одна сторона прямоугольника  метра, а вторая на  метра меньше первой. Найти периметр и площадь прямоугольника.

3.Решите уравнение

 .

ВАРИАНТ  Б2

1.Найдите значение выражения:

(  + .

2. Одна сторона прямоугольника  метра, а вторая на  м. больше первой. Найти периметр и площадь прямоугольника.

3.Решите уравнение

 х = .

6. Домашнее задание: усвоение ведущих идей и основных теорий.

  Слайд 11. Последняя остановка в «лесу Сказочном». Учащимся предлагается». Дома выполнить № 477(б, в), 525 и составить кроссворд или написать сказку о «стране Обыкновенные дроби

7. Подведение итогов урока. Слайд 12.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54362. Мифы Древней Греции. Верования древних греков 40 KB
  Цель: расширить кругозор учащихся; познакомить их с Грецией; рассказать о возникновении древнегреческих мифов, отражении в них представлений греков об окружающем их мире; стимулировать познавательный процесс, развивать коммуникативные способности учащихся; раскрыть потенциальные возможности детей; развивать творческие способности и интерес к литературе; воспитывать у учащихся инициативность в построении совместной учебной деятельности; формировать умение работать в группе.
54363. Мифы Древней Греции. Верования древних греков. Интегрированный урок 4.81 MB
  Мы предлагаем конспект интегрированного урока с использованием информационных и мультимедийных технологий на уроках литературы в 6 классе по теме Мифы Древней Греции. Овладеть знаниями о мифах Древней Греции не посетив страну пусть даже виртуально весьма трудно. Как же можно построить уроки по изучению мифов Древней Греции с использованием информационных и компьютерных технологий По программе на изучение этого...
54364. Свято – урок «Ой хто, хто Миколая любить» 42.5 KB
  Всі річки тепер в обнові біле скло над бережком Ходить зима по діброві застеляє все сніжком. Сніг сідав на усмішки і сміявся з усіма Бо прийшла до нас зима Пісня Зимонька Сорока. Йшла зимонька поміж полями Усміхнулася до зір...
54365. День Святого Миколая - душа весело співає 158 KB
  Хлопчик Краснії подарунки дітям приносить В кожен дім діти знають: з радістю приходить. Звучить чарівна мелодія зявляються дівчаткаянголи які виконують дивовижний танок сповіщаючи прихід Миколая стук у двері до господи входить Святий Миколай Вчитель Діти а хто до нас прийшов Діти Святий Миколай Св. Добрий день вам любі діти Діти Добрий день Св. Бачу ви усі привітні...
54366. Сценарій ранку «Ми чекаємо Святого Миколая» 60 KB
  Ми всі з нетерпінням чекаємо дня Святого Миколая. З лопатами і з піснею Працюємо разом 2куплет: Ми цю пісню будемо співати І всі дружно станем працювати Щоб Миколай прийшов до всіх Приніс дарунків повен міх 1 чортик Ну що ж мене вам не здолати я вам нашлю нову біду Чари мариТепер вас треба всіх розчарувати а для цього треба все про святого Миколая розповісти а ви про нього нічого і не знаєте.
54367. Народні свята. День Святого Миколая 81 KB
  Співом його привітаєм Разом пісню заспіваєм Співають пісню Ой хто хто Миколая любить Ой хто хто Миколая любить Ой хто хто Миколаю служить Тому святий Миколай На всякий час помагай Миколаю Ой хто хто спішить в твої двори Того ти на землі й на морі. Все хорониш від напасти Не даєш му в гріхи впасти Миколаю Ой хто хто к ньому прибігає На поміч його призиває Той все з горя вийде ціло Охоронить душу й тіло Миколаю Миколай молися за нами Благаєм тебе зі сльозами Ми тя будем вихваляти Ім'я твоє величати Миколаю 2...
54368. Свято Миколая 62.5 KB
  Коли святий Миколай З небес на землю йде То кожен дім і школа Мов вулик бджіл гуде. Це Святий Миколай. Як затанцюють за вікном сніжинки І білим килимом укриють край То знай що до Івася і Галинки Святий прибуде з неба Миколай. Я не хочу щоб Святий Миколай приходив до вас хвалив за якісь гарні вчинки дарував вам гостинці.
54369. Свято Василя та Меланки 209.5 KB
  Цього дня батько ховається від своїх дітей за символом багатства та щедрості — за пирогами. Діти повинні вдавати, що в цю мить батька не бачать — так велить традиція. Вони мусять запитувати в матері, де ж тато подівся. А «здивована» мати бажає, аби й наступного року діти за пирогами батька не помітили.
54370. Классный час «Милосердие» 61.5 KB
  Суть бескорыстного доброго отношения к человеку хорошо выразил другой римский философ Марк Аврелий: Когда ты сделал комуто добро и это добро принесло плод зачем ты как безрассудный домогаешься еще похвалы и награды за свое доброе дело Видимо сознание сделанного добра – высшая награда для человека. Внутренний психический мир человека. Наука изучающая процессы и закономерности психологической деятельности человека.