57996

Учимся речевому этикету. Уроки вежливости

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: ознакомить учащихся с правилами вежливого поведения и речи; сформировать умение активно пользоваться различными этикетными формами в устной и письменной речи с учетом речевой ситуации; развивать образное и логическое мышление, чувства языка, языковой памяти, речевого слуха...

Русский

2014-04-17

56.5 KB

57 чел.

Тема урока: Учимся речевому этикету. Уроки вежливости.

Цель урока: ознакомить учащихся  с правилами вежливого поведения и речи; сформировать умение активно пользоваться  различными этикетными формами в устной и письменной речи с учетом речевой ситуации; развивать  образное и логическое мышление, чувства языка, языковой памяти, речевого слуха; воспитывать эстетического  отношения к слову, прививать интерес к его познанию, развивать творческие способности школьников.

Оборудование: аудиозапись песни «Радионяни», выставка книг, дерево

                          знаний, раздаточный материал, презентация.

Ход занятия

1. Приветствие.

- Ребята, что вы сегодня ждете от урока? Как вы думаете, о чем будет идти речь? Вам поможет об этом узнать наша песенка (аудиозапись песни «Радионяня»)  (слайд №1).

Правильно! Сегодняшний урок посвящен секретам речевого общения. Обладаем ли мы культурой речи? Вопрос обширный, и ответить на него за один  урок, конечно же, невозможно.

 2. Ролевая игра.

- Послушайте, к нам кто-то стучит. ( Заходит мама с пятиклассником).

-Здравствуйте, вот пришла к вам за советом: «Что мне делать? Подскажите! Ведь не знает мой сынок правила этикета!

«Спасибо, здравствуйте, простите»

Произносить он не привык,

Простого слова «извините»

Не одолел его язык,

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече «Добрый день»,

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит,

И в лучшем случае «здорово»

Он вместо «Здравствуйте» бубнит.

А вместо слова «до свиданья»

Не говорит он ничего,

Или заявит на прощанье:

«Ну, я пошел. Пока! Всего».

- Что же ребята, поможем … стать  вежливым школьником, обучим правилам общения и словам вежливости.

 II. Объявление темы и цели урока  (слайд 2)

                                                              (слайд 3)

                                                               Нам не дано предугадать.

                                                               Как наше слово отзовется.

                                                                        Ф.Тютчев

Тема сегодняшнего урока «Учимся речевому этикету. Урок  вежливости» (запись в тетрадь).

 Постановка проблемного вопроса. (слайд 4)

– Почему же такое важное место занимают в нашей жизни формулы  речевого этикета, учтивости?

  1.  Слово учителя.

Ежедневно нас окружают «волшебные слова»: «спасибо», «извините», «благодарю», «прошу прощения», «здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста». Мы приветствуем знакомых, а иногда и незнакомых людей. Общаемся к кому-то, прощаемся, кого-то благодарим, поздравляем.  Доброе и сердечное отношение  ко всем людям, с которыми приходится сталкиваться  в жизни, - вот что важнее всего. Вежливым, практичным, деликатным может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только  о себе, но и о других. Этому выводу можно придать вид формулы, как это делается в книгах по математике и физике:

Д * У + ЗПП =КП (слайд 5)

То есть Доброжелательность, умноженная на Уважение, плюс Знание Правил Поведения составляют  Культуру Поведения. Ведь волшебные слова знают все. Когда они говорятся искренно, от всего сердца, тихим голосом и с добрыми намерениями всегда происходит чудо. Помните, как поется  в известной песенке об улыбке: «От улыбки хмурый день светлей,  от улыбки  в небе радуга проснется, поделись улыбкою своей, и она к тете не раз еще вернется». Нам ничего не стоит  сказать эти  слова доброжелательно, и они  могут  пустить ростки счастья. Если вы ежедневно  сделаете  счастливым  хотя бы  одного  человека,  в течение  40 лет будут счастливы  14600 человек.

Все это  и есть  речевой  этикет, т.е. культура поведения в речевом проявлении. Сегодня мы поговорим  о том, что такое  речевой этикет, как правильно пользовать это богатство языка и культуры, почему это важно делать.

  1.  Словарная работа.

Прочитайте определение  слова «Этикет» (слайд 6).

Этикет – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления к людям.

- Теперь  вы знаете, что такое этикет, попробуйте дать определение речевого этикета.  (слайд 7).

Речевой этикет - система  устойчивых выражений, применяемых в ситуациях установления  и поддержания контакта.

Единицы  речевого этикета устанавливают благоприятный контакт при общении. Вы сказали «Здравствуйте!» Подумайте, это много или мало. Определяет все наше поведение. Это не только те правила, которым мы следуем за столом и в гостях, это все нормы наших взаимоотношений. Этикетным признаком может служить форма (ученика, спортсмена, военного, милиционера и т.д.) или прическа.  На Руси  в старину  девушки носили  одну косу. Когда девушка  выходила замуж, ее косу расплетали на две.

3. Орфографическая пятиминутка

Извините, здравствуйте, пожалуйста,  до свидания, привет, пообщаться, вежливость, здоровье, дорогой, комплимент, приятного аппетита.

4. Групповая работа.

Составьте диалоги из 4-6 реплик, используя данные слова при знакомстве с новым одноклассником.

- Ребята,  а как часто  в своей жизни  вы используете  слова

  вежливости?

- Сколько вы их знаете? (запишите в  тетрадях)

5. Работа с текстом.

Слушание.

Речевой этикет  также  содержит информацию, но информацию социальную, о мере уважения  к собеседнику, типа: «Я  тебя замечаю, вижу, признаю твое человеческое  достоинство,  уважаю тебя, хочу с тобой контактов, желаю тебе добра». «Извините  меня,  пожалуйста!» - это значит, что я признаю сворю вину  и очень прошу не сердится и простить меня. «Благодарю вас!» - это значит, что я замечаю вашу  услугу и, уважая вас, готов к ответному доброму действию.

Если вдуматься в старое значение, в этикетных выражениях выступит на поверхность их глубоко доброжелательный смысл: «Здравствуйте!» - будьте здоровы; «Всего доброго!» - пожелание хорошего, как и в приветствиях «Добрый день», «Доброе утро», «Добро пожаловать», «Спасибо» - спаси Бог за доброе дело.

        По Н. Формановской

- Какую информацию содержат формулы речевого этикета?

- Какой смысл заключен в этикетных выражениях? (слайд 8) Рассмотрим этимологию этикетных слов русского языка. Напоминаю, этимология – раздел языкознания, который изучает происхождение слов.

6. Рассмотрим  семантические группы этикетных слов.

                                   (слайд 9)

  •  обращение;
  •  приветствие;
  •  благодарность;
  •  просьба;
  •  извинение;
  •  прощание;
  •  пожелание;
  •  поздравление;
  •  вежливый отказ

Перед вами задание: запишите  как можно больше этикетных слов и выражений к каждой группе. Выполнив это задание,  вы проверите, много ли этикетных формул знаете. Какими из них чаще всего  пользуетесь?

7. Речевая ситуация. ( слайд 10)

- Произнесите приветствие здравствуйте с разными  чувствами

(радости, нежности, разочарования, раздражения,  недоброжела-  

  тельности, огорчения).  (слайд 11).

- А как вы  отнесетесь к человеку, который при встрече говорит

 «здрастье»?  (слайд 12).

Ситуация №1.

В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них ты видишь своего классного руководителя. Проходя мимо, ты говоришь: «Здравствуйте, Лина Владимировна!». Допущена ли ошибка (какая?). Или все в порядке?»

Ситуация №2.

Ты входишь в класс. Учителя нет, только дети. Какие слова ты произнесешь? Дай побольше ответов. Что с твоей точки зрения, вежливо? Что не совсем вежливо? Какие варианты неприемлемы? (слайд 13). Рассмотрев этот слайд, вы вспомнили,  что при переписке Вконтакте  вместо приветствия очень часто используются смайлики, которые передают вам настроение, пожелание, слова благодарности.

Рассмотрим этикетные формулы прощания ( слайд 14).

- Каковы же правила вежливости?( слайд 15-16)

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого «Спасибо».

 Зазеленеет даже пень

 Когда услышит «Добрый день!»

Мальчик вежливый и развитый

Говорит встречаясь: «Здравствуйте».

 Когда нас бранят за шалости,

 Говорим «Пожалуйста».

И во Франции и в Дании

На прощание говорят «До свидания».

 А с просьбой  мы можем обратится так!  (слайд 17)

Сегодня на уроке я вас хочу еще познакомить с книгой А.С.Валявского  «Азбука для стандартных и нестандартных детей, родителей, учителей»                 

                                                                                                   ( ст. 98).

 - Давайте познакомимся с главнейшими волшебными словами – поступками, которые люди говорят чаще всего друг другу. ( Какие слова из этих тебе нравятся больше всего?)

- А вы любите комплименты?

- Что обозначает слово комплимент? (слайд 18).

Комплимент – это особая форма похвалы, выражение одобрения, уважения, признания; приятные, ласковые слова, лестный отзыв.

- Давайте говорить друг другу комплименты.

Задание ( групповая работа):

1 группа (девочки):

Какими бы вы хотели видеть настоящего рыцаря, защитника?

2 группа  мальчики):

Какими бы вы комплиментами одарили представительниц слабого пола  

         (маму, бабушку, одноклассницу, сестричку).

- Для пополнения ваших комплиментов рекомендую прочитать книгу А.С. Валявского

 Викторина на закрепление изученного материала.

1.    Традиционное приветствие при встрече. (Здравствуйте)

2.    Форма вежливого обращения при просьбе. (Пожалуйста)

3.    Установленный порядок поведения. (Этикет)

4.    Этикетное слово, употребляемое для выражения просьбы о прощении.

                                                                                                          (Извините)

5.    Возглас, который при разговоре по телефону означает «слушаю». (Алло)

6.    Просторечное слово, употребляемое в ситуации прощания. (Пока)

7.  Личное местоимение, которое используется при обращении к нескольким лицам, а также как форма вежливого обращения. (Вы)

8.  Этикетное слово, употребляющееся для выражения благодарности.

                                                                                                           (Спасибо)

9.  Слово, употребляющееся в качестве приветствия при встрече или расставании. (Привет)

10.  Наименование лица по отцу, прибавляемое обычно к имени собственному при обращении к одному человеку. (Отчество)

11.  Лестное для кого-либо значение, любезный отзыв. (Комплимент)

12.  Личное местоимение, которое употребляется при обращении к близкому человеку. (Ты)

13.  Речевая ситуация, состоящая в том, чтобы познакомиться с собеседником. (Знакомство)

14. Традиционное обращение к близкому человеку. (Дорогой)

III. Подведение итогов.

- Каковы же коммуникативные функции речевого этикета (слайд 19-20).

Слово учителя.

Конечно же, ребята, мы с вами  затронули  только маленькую часть речевого этикета. Надеюсь, что вы захватите с урока капельку тепла, счастья, станете добрее, вежливее.

- Возвратимся к нашему вопросу, поставленному в начале  урока: «Почему же  такое важное  место занимают в нашей жизни формулы речевого этикета?» (слайд 21)

Помните, что самые первые приветственные слова задают тон всему разговору, а поблагодарить человека в нужную минуту, сделать это вежливо, тактично – значит  подарить ему капельку солнца, радости. (слайд 22)

Друзья мои, внушайте людям веру

И чаще говорите: «Добрый день!»

И чаще  следуйте  хорошему примеру –

Продляйте добрым словом жизнь людей!

IV. Домашнее  задание.

Придумать любую ситуацию благодарности и составить по ней диалог.

P.S. Ребята, пока ми с вами работали, у нас выросло дерево. ( На доску прикрепляется нарисованное на плакате дерево, рядом лежат вырезанные из цветной бумаги яблоки, листочки и цветочки по количеству учеников в классе). Давайте его оденем. Если занятие прошло для вас с пользой,  прикрепите яблоко, если остались сомнения – цветочек, а если совсем ничего не понравилось – зеленый листочек. (Звучит песня «Давайте восклицать!»)

Спасибо за урок, дети!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47386. Влияние самооценки на успешность обучения в младшем школьном возрасте 383.5 KB
  Широкое распространение феномена оценки в учебновоспитательном процессе школы послужило причиной того что оценивание учителем результатов учебной деятельности учащихся и самооценивание выделилось в последние годы в самостоятельное направление. Согласно теории учебной деятельности оценочная деятельность порождает потребность ученика или учителя получить информацию о том соответствует или нет качество знаний и умений учащихся по предмету требованиям программы. Целью оценочной деятельности является таким образом контроль успеваемости...
47387. Разработка миссии и целей компании «Ultra» 254.18 KB
  В первую очередь целевое начало в деятельности организации возникает потому что организация это объединение людей преследующих определенные цели. так же как и те кто являются хозяевами организации или работают в организации преследуя свои собственные цели при взаимодействии с организацией придают ее существованию определенную направленность и тем самым развивают целевое начало в деятельности организации. Цели и задачи исследования. Первая глава посвящена теоретическому осмыслению понятий миссия цели система целей и др.
47388. Технологічний процес визначення оптимальних змішаних стратегій автотранспортного підприємства 412 KB
  Особлива увага приділяється автомобільному транспорту бо саме він є самим мобільним і швидко реагує на зміни ринкового середовища тому саме цьому виду транспорту надають перевагу наші підприємці при здійсненні внутрішніх перевезень і перевезень в країни ближнього зарубіжжя. Україна росташована в центрі Європи на перетині важливих торгівельних шляхів і тому особливу увагу слід приділяти розвитку транспорту щоб не лишень забезпечувати власні потреби але й виводити цю галузь господарства на міжнародний рівень. Застарілі методи...
47389. Отграничение вандализма от смежных составов преступления 101.77 KB
  В соответствии с ч.1 статьи 214 Уголовного Кодекса Российской Федерации:- вандализм, то есть осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах,- (наказывается штрафом в размере до 40 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 месяцев, либо обязательными работами на срок от 120 до 180 часов, либо исправительными работами на срок от 6 месяцев до 1 года, либо арестом на срок до 3 месяцев).
47390. Строительство в г. Абакан, расчет и архитектурные особенности 2.07 MB
  Недостатком является стесненность площадки что не позволяет оптимально разместить на ней механизмы и материалы необходимые для проведения работ. Варианты фундаментов: ленточный работающий как балка на упругом основании; столбчатый под колонны. Данный дипломный проект был разработан при помощи ЭВМ. Методы проверки качества маркировка и транспортирование пиломатериалов должно производится по ГОСТ 656463 укладка и хранение – по ГОСТ 3808 поверхностная антисептическая обработка – по ГОСТ 1095064.
47391. Специфика патриотического воспитания дошкольников с отклонениями в эмоционально-личностном развитии и поведении 99.95 KB
  Они делают акцент на приобщение детей к культурному наследию народа. Куликова предлагают одним из решений проблемы воспитания патриотизма детейдошкольников познание ими РодиныРоссии. разработать комплекс занятий для детей с отклонениями направленных на патриотическое воспитание. Уровень патриотического воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и поведении станет выше если в процессе работы будут использованы игровые словесные наглядные экскурсионные методы и формы функционирования воспитательной системы...
47393. Рисование как средство коррекции недостатков развития умственно отсталых детей 47.16 KB
  Развитие изобразительной деятельности связано с формированием у ребенка активного интереса к окружающему миру и предоставляет возможность ребенку отражать действительность. Лепка является первым основополагающим видом занятий необходимых для умственно отсталого ребенка на начальных этапах формирования изобразительной деятельности. В ходе выполнения аппликаций также создаются условия для формирования целенаправленной деятельности и развития общих интеллектуальных умений.
47394. Управління мотивацією персоналу на підприємстві 849.5 KB
  Сутність поняття мотивація структура мотивації праці. Впровадження бальної системи оплати праці та оцінка її ефективності. В умовах що склалися в Україні на нинішньому етапі її розвитку проблема мотивації персоналу набула важливого значення оскільки вирішення завдань які стоять перед суспільством можливе лише за умови створення належної мотиваційної основи здатної спонукати працівників підприємств до ефективної діяльності. На сьогодні матеріальне стимулювання працівників підприємств як основна складова частина загальної...