57996

Учимся речевому этикету. Уроки вежливости

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: ознакомить учащихся с правилами вежливого поведения и речи; сформировать умение активно пользоваться различными этикетными формами в устной и письменной речи с учетом речевой ситуации; развивать образное и логическое мышление, чувства языка, языковой памяти, речевого слуха...

Русский

2014-04-17

56.5 KB

58 чел.

Тема урока: Учимся речевому этикету. Уроки вежливости.

Цель урока: ознакомить учащихся  с правилами вежливого поведения и речи; сформировать умение активно пользоваться  различными этикетными формами в устной и письменной речи с учетом речевой ситуации; развивать  образное и логическое мышление, чувства языка, языковой памяти, речевого слуха; воспитывать эстетического  отношения к слову, прививать интерес к его познанию, развивать творческие способности школьников.

Оборудование: аудиозапись песни «Радионяни», выставка книг, дерево

                          знаний, раздаточный материал, презентация.

Ход занятия

1. Приветствие.

- Ребята, что вы сегодня ждете от урока? Как вы думаете, о чем будет идти речь? Вам поможет об этом узнать наша песенка (аудиозапись песни «Радионяня»)  (слайд №1).

Правильно! Сегодняшний урок посвящен секретам речевого общения. Обладаем ли мы культурой речи? Вопрос обширный, и ответить на него за один  урок, конечно же, невозможно.

 2. Ролевая игра.

- Послушайте, к нам кто-то стучит. ( Заходит мама с пятиклассником).

-Здравствуйте, вот пришла к вам за советом: «Что мне делать? Подскажите! Ведь не знает мой сынок правила этикета!

«Спасибо, здравствуйте, простите»

Произносить он не привык,

Простого слова «извините»

Не одолел его язык,

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече «Добрый день»,

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит,

И в лучшем случае «здорово»

Он вместо «Здравствуйте» бубнит.

А вместо слова «до свиданья»

Не говорит он ничего,

Или заявит на прощанье:

«Ну, я пошел. Пока! Всего».

- Что же ребята, поможем … стать  вежливым школьником, обучим правилам общения и словам вежливости.

 II. Объявление темы и цели урока  (слайд 2)

                                                              (слайд 3)

                                                               Нам не дано предугадать.

                                                               Как наше слово отзовется.

                                                                        Ф.Тютчев

Тема сегодняшнего урока «Учимся речевому этикету. Урок  вежливости» (запись в тетрадь).

 Постановка проблемного вопроса. (слайд 4)

– Почему же такое важное место занимают в нашей жизни формулы  речевого этикета, учтивости?

  1.  Слово учителя.

Ежедневно нас окружают «волшебные слова»: «спасибо», «извините», «благодарю», «прошу прощения», «здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста». Мы приветствуем знакомых, а иногда и незнакомых людей. Общаемся к кому-то, прощаемся, кого-то благодарим, поздравляем.  Доброе и сердечное отношение  ко всем людям, с которыми приходится сталкиваться  в жизни, - вот что важнее всего. Вежливым, практичным, деликатным может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только  о себе, но и о других. Этому выводу можно придать вид формулы, как это делается в книгах по математике и физике:

Д * У + ЗПП =КП (слайд 5)

То есть Доброжелательность, умноженная на Уважение, плюс Знание Правил Поведения составляют  Культуру Поведения. Ведь волшебные слова знают все. Когда они говорятся искренно, от всего сердца, тихим голосом и с добрыми намерениями всегда происходит чудо. Помните, как поется  в известной песенке об улыбке: «От улыбки хмурый день светлей,  от улыбки  в небе радуга проснется, поделись улыбкою своей, и она к тете не раз еще вернется». Нам ничего не стоит  сказать эти  слова доброжелательно, и они  могут  пустить ростки счастья. Если вы ежедневно  сделаете  счастливым  хотя бы  одного  человека,  в течение  40 лет будут счастливы  14600 человек.

Все это  и есть  речевой  этикет, т.е. культура поведения в речевом проявлении. Сегодня мы поговорим  о том, что такое  речевой этикет, как правильно пользовать это богатство языка и культуры, почему это важно делать.

  1.  Словарная работа.

Прочитайте определение  слова «Этикет» (слайд 6).

Этикет – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления к людям.

- Теперь  вы знаете, что такое этикет, попробуйте дать определение речевого этикета.  (слайд 7).

Речевой этикет - система  устойчивых выражений, применяемых в ситуациях установления  и поддержания контакта.

Единицы  речевого этикета устанавливают благоприятный контакт при общении. Вы сказали «Здравствуйте!» Подумайте, это много или мало. Определяет все наше поведение. Это не только те правила, которым мы следуем за столом и в гостях, это все нормы наших взаимоотношений. Этикетным признаком может служить форма (ученика, спортсмена, военного, милиционера и т.д.) или прическа.  На Руси  в старину  девушки носили  одну косу. Когда девушка  выходила замуж, ее косу расплетали на две.

3. Орфографическая пятиминутка

Извините, здравствуйте, пожалуйста,  до свидания, привет, пообщаться, вежливость, здоровье, дорогой, комплимент, приятного аппетита.

4. Групповая работа.

Составьте диалоги из 4-6 реплик, используя данные слова при знакомстве с новым одноклассником.

- Ребята,  а как часто  в своей жизни  вы используете  слова

  вежливости?

- Сколько вы их знаете? (запишите в  тетрадях)

5. Работа с текстом.

Слушание.

Речевой этикет  также  содержит информацию, но информацию социальную, о мере уважения  к собеседнику, типа: «Я  тебя замечаю, вижу, признаю твое человеческое  достоинство,  уважаю тебя, хочу с тобой контактов, желаю тебе добра». «Извините  меня,  пожалуйста!» - это значит, что я признаю сворю вину  и очень прошу не сердится и простить меня. «Благодарю вас!» - это значит, что я замечаю вашу  услугу и, уважая вас, готов к ответному доброму действию.

Если вдуматься в старое значение, в этикетных выражениях выступит на поверхность их глубоко доброжелательный смысл: «Здравствуйте!» - будьте здоровы; «Всего доброго!» - пожелание хорошего, как и в приветствиях «Добрый день», «Доброе утро», «Добро пожаловать», «Спасибо» - спаси Бог за доброе дело.

        По Н. Формановской

- Какую информацию содержат формулы речевого этикета?

- Какой смысл заключен в этикетных выражениях? (слайд 8) Рассмотрим этимологию этикетных слов русского языка. Напоминаю, этимология – раздел языкознания, который изучает происхождение слов.

6. Рассмотрим  семантические группы этикетных слов.

                                   (слайд 9)

  •  обращение;
  •  приветствие;
  •  благодарность;
  •  просьба;
  •  извинение;
  •  прощание;
  •  пожелание;
  •  поздравление;
  •  вежливый отказ

Перед вами задание: запишите  как можно больше этикетных слов и выражений к каждой группе. Выполнив это задание,  вы проверите, много ли этикетных формул знаете. Какими из них чаще всего  пользуетесь?

7. Речевая ситуация. ( слайд 10)

- Произнесите приветствие здравствуйте с разными  чувствами

(радости, нежности, разочарования, раздражения,  недоброжела-  

  тельности, огорчения).  (слайд 11).

- А как вы  отнесетесь к человеку, который при встрече говорит

 «здрастье»?  (слайд 12).

Ситуация №1.

В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них ты видишь своего классного руководителя. Проходя мимо, ты говоришь: «Здравствуйте, Лина Владимировна!». Допущена ли ошибка (какая?). Или все в порядке?»

Ситуация №2.

Ты входишь в класс. Учителя нет, только дети. Какие слова ты произнесешь? Дай побольше ответов. Что с твоей точки зрения, вежливо? Что не совсем вежливо? Какие варианты неприемлемы? (слайд 13). Рассмотрев этот слайд, вы вспомнили,  что при переписке Вконтакте  вместо приветствия очень часто используются смайлики, которые передают вам настроение, пожелание, слова благодарности.

Рассмотрим этикетные формулы прощания ( слайд 14).

- Каковы же правила вежливости?( слайд 15-16)

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого «Спасибо».

 Зазеленеет даже пень

 Когда услышит «Добрый день!»

Мальчик вежливый и развитый

Говорит встречаясь: «Здравствуйте».

 Когда нас бранят за шалости,

 Говорим «Пожалуйста».

И во Франции и в Дании

На прощание говорят «До свидания».

 А с просьбой  мы можем обратится так!  (слайд 17)

Сегодня на уроке я вас хочу еще познакомить с книгой А.С.Валявского  «Азбука для стандартных и нестандартных детей, родителей, учителей»                 

                                                                                                   ( ст. 98).

 - Давайте познакомимся с главнейшими волшебными словами – поступками, которые люди говорят чаще всего друг другу. ( Какие слова из этих тебе нравятся больше всего?)

- А вы любите комплименты?

- Что обозначает слово комплимент? (слайд 18).

Комплимент – это особая форма похвалы, выражение одобрения, уважения, признания; приятные, ласковые слова, лестный отзыв.

- Давайте говорить друг другу комплименты.

Задание ( групповая работа):

1 группа (девочки):

Какими бы вы хотели видеть настоящего рыцаря, защитника?

2 группа  мальчики):

Какими бы вы комплиментами одарили представительниц слабого пола  

         (маму, бабушку, одноклассницу, сестричку).

- Для пополнения ваших комплиментов рекомендую прочитать книгу А.С. Валявского

 Викторина на закрепление изученного материала.

1.    Традиционное приветствие при встрече. (Здравствуйте)

2.    Форма вежливого обращения при просьбе. (Пожалуйста)

3.    Установленный порядок поведения. (Этикет)

4.    Этикетное слово, употребляемое для выражения просьбы о прощении.

                                                                                                          (Извините)

5.    Возглас, который при разговоре по телефону означает «слушаю». (Алло)

6.    Просторечное слово, употребляемое в ситуации прощания. (Пока)

7.  Личное местоимение, которое используется при обращении к нескольким лицам, а также как форма вежливого обращения. (Вы)

8.  Этикетное слово, употребляющееся для выражения благодарности.

                                                                                                           (Спасибо)

9.  Слово, употребляющееся в качестве приветствия при встрече или расставании. (Привет)

10.  Наименование лица по отцу, прибавляемое обычно к имени собственному при обращении к одному человеку. (Отчество)

11.  Лестное для кого-либо значение, любезный отзыв. (Комплимент)

12.  Личное местоимение, которое употребляется при обращении к близкому человеку. (Ты)

13.  Речевая ситуация, состоящая в том, чтобы познакомиться с собеседником. (Знакомство)

14. Традиционное обращение к близкому человеку. (Дорогой)

III. Подведение итогов.

- Каковы же коммуникативные функции речевого этикета (слайд 19-20).

Слово учителя.

Конечно же, ребята, мы с вами  затронули  только маленькую часть речевого этикета. Надеюсь, что вы захватите с урока капельку тепла, счастья, станете добрее, вежливее.

- Возвратимся к нашему вопросу, поставленному в начале  урока: «Почему же  такое важное  место занимают в нашей жизни формулы речевого этикета?» (слайд 21)

Помните, что самые первые приветственные слова задают тон всему разговору, а поблагодарить человека в нужную минуту, сделать это вежливо, тактично – значит  подарить ему капельку солнца, радости. (слайд 22)

Друзья мои, внушайте людям веру

И чаще говорите: «Добрый день!»

И чаще  следуйте  хорошему примеру –

Продляйте добрым словом жизнь людей!

IV. Домашнее  задание.

Придумать любую ситуацию благодарности и составить по ней диалог.

P.S. Ребята, пока ми с вами работали, у нас выросло дерево. ( На доску прикрепляется нарисованное на плакате дерево, рядом лежат вырезанные из цветной бумаги яблоки, листочки и цветочки по количеству учеников в классе). Давайте его оденем. Если занятие прошло для вас с пользой,  прикрепите яблоко, если остались сомнения – цветочек, а если совсем ничего не понравилось – зеленый листочек. (Звучит песня «Давайте восклицать!»)

Спасибо за урок, дети!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34118. Структурные изменения, как основная цель психоанализа и психоаналитической терапии 62.5 KB
  Еще в 1894 году в работе “Невропсихозы защиты†он показывает что абсисивный симптом является компромиссом между неприемлемым сексуальным желанием защитой против удовлетворения этого желания и раскаянием или самонаказанием. Давайте попробуем понять фразу: Каждый симптом и каждая невротическая черта характера является компромиссным образованием И попробуенм в связи с этим ответить на два вопроса. Компромиссное образование является патологическим когда оно характеризуется любой комбинацией следующих черт: слишком большое ограничение...
34119. Терапевтические отношения. Форма и содержание 61 KB
  Именно в этом взаимодействие пациент продуцирует материал для анализа а аналитик создает условия для его интеграции в психики пациента что и будет являться основой для терапевтических изменений. Процесс ассимиляции связан с позитивной реакцией пациента на тот способ при помощи которого терапевт испоьзует полученный материал с тем как их усваивает Эго и с теми изменениями которые мы назвали “лечебными факторамиâ€. он представляет собой решающее звено между использованным способом действия терапевта и реальным эффектом для пациента...
34120. Ответы на экзаменационные вопросы Эго-психология 470.5 KB
  Положение ЭГОпсихологии в современной психоаналитической теории. ЭгоПсихология – направление в психоаналитической теории развитие которого как считалось началось с работы З. В какойто степени – это теория конкурирующая с теорией влечений и теорией объектных отношений хотя существует другая точка зрения определяющая Эгопсихологию как интегрирующую концепцию.
34121. Психоаналитическая терапия. Ответы на экзаменационные вопросы 325.5 KB
  Такой подход значительно сужает взгляд на проблему так как из вида упускается важнейший момент содержания терапевтического процесса которое образуется благодаря живому творческому взаимодействию его непосредственных участников – пациента и терапевта их влиянию друг на друга и на ход терапии в целом. Первоначально основатель психоанализа просто использует медицинскую однонаправленную модель в которой значение имеет только личность пациента катарсический метод. В дальнейшем обосновывая и развивая идею переноса Фрейд хотя и вводит в...
34122. Психодиагностика. Ответы на экзаменационные вопросы 501.5 KB
  Именно это и явилось основной предпосылкой возникновения психодиагностики как отдельной области научных знаний и системы методов исследования. Причиной этому послужили успехи в области исследования хромосомных болезней человека. Основным в исследованиях XIX века является то что психическое становилось особой областью экспериментального исследования отличной от физиологии. наибольшее влияние на становление психологической диагностики оказали экспериментальная психология диффференцальная психология прикладная психология и тестология;...
34123. Возрастная психология. Ответы на экзаменационные вопросы 811 KB
  Возрастная психология или психология развития направлена на исследование особенностей проявления и развития психики человека в различные возрастные периоды. Системное рассмотрение всего жизненного цикла позволяет выявить общие закономерности индивидуального развития человека и использовать их для решения таких существенных задач возрастной психологии как: Научное обоснование возрастных норм психофизиологических функций. Научное прогнозирование развития человека развертывание психических ресурсов человека. Определение наиболее...
34124. Психоаналитические теории характеров. Ответы на экзаменационные вопросы 397 KB
  Мазохистические и депрессивные паттерны характера в значительной степени совпадают особенно на невротически здоровом уровне организации личности. Важно понимать различия между этими двумя психологиями потому что особенно на пограничном и психотическом уровнях организации личности требуется применение существенно различающихся терапевтических стилей. Эти решения могут представать как чередующиеся состояния Эго особенно на уровне пограничной организации личности приводя терапевта в замешательство понимать ли этого пациента как...
34125. Педагогическая психология. Экзаменационные вопросы с ответами 534 KB
  Специфика такого аспекта связана с тем что образовательный процесс рассматривается как организованная деятельность по передаче и усвоению социокультурного опыта такой процесс выступает как контекстная среда развития и социализации личности. Определение связи между уровнем интеллектуального личностного развития обучающегося и формами методами обучающего и воспитывающего воздействия сотрудничество активные формы обучения и др. Структура: три раздела: Психология обучения исследующая закономерности протекания процесса обучения...
34126. Социальная психология. Ответы на экзаменационные вопросы 816.5 KB
  Было обнаружено сильное влияние социальной группы на поведение и установки ее членов. Объектом социальной психологии являются конкретные социальные общности группы людей и отдельные их представители. Социально-психологические явления возникающие в организованных общностях людей к которым относятся большие и малые группы. Личность которая в процессе взаимодействия и общения с другими личностями представляет собой совершенно иной феномен нежели индивид не включенный в различные социальные группы и межличностные отношения.