58011

Герб и его символика

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Художественно-литературное название урока: Рисунок является источником и душой всех видов изобразительного искусства и корнем любой науки итальянский художник Микеланджело Тема урока: Герб и его символика Каждое искусство имеет как бы два...

Русский

2014-04-18

49 KB

0 чел.

Открытый интегрированный урок: учителя I категории Т.А. Чистилиной

Художественная культура, Изобразительное искусство, История.

Художественно-литературное название урока: «Рисунок является источником и душой всех видов изобразительного искусства и корнем  любой науки»

                                                    (итальянский художник Микеланджело)

Тема урока: «Герб и его символика»

                                                           «Каждое искусство имеет как бы два

                                                           полушария: задачу и исполнение. Они

                                                               разделены несоизмеримыми просторами

                                                           действия»

                                                                                         (Оноре де Бальзак)

 Цели урока:

1. Обучающие – закрепление материала о структуре средневекового общества, теории 3-х сословий, структуре класса феодалов, рыцарей и их месте в обществе; изучение символики гербов (история создания гербов, их форма, знакомство с понятиями: Геральдика, геральдические животные, растения, геральдическая поза);

2. Развивающие – выражение через символику цвета и формы личных качеств или особенностей истории рода, семьи; применение на практике художественных приёмов и принципов (стилизация, контраст, композиция, симметрия, асимметрия); развитие творческих навыков работы с цветной бумагой, картоном в технике аппликация (коллажа); формирование устойчивых взглядов на полезность поисковой внеклассной работы для обучения; работа над созданием и защитой мини-проекта «Герб: мой или моей семьи»;  «Эмблема для школьного кабинета искусств».

3. Воспитательные – установление связи образовательной, творческой деятельности с историей своей семьи, своего рода, создание ситуации, повышающей роль личностных качеств ученика, развитие умения выявить жизненные ценностные ориентиры. Воспитание и поддержка, индивидуализация личностей – способных, творческих и одарённых детей разных возрастных категорий.

Оформление и оснащение урока:

  1.  Плакат «Цвет в геральдике».
  2.  Рисунки учащихся с изображением рыцарей, выполненные ранее.
  3.  Понятия на доске: геральдика, геральдические животные, геральдические позы, форма, композиция, симметрия, асимметрия, коллаж, эмблема, стилизация, контраст)
  4.  Появление в 3-м этапе урока макета герба, созданного учителем.

Материалы для работы учащихся на местах:

  1.  Картонные шаблоны гербов (формат А-3)
  2.  Бумага, белая (ватман формат А-3) (ватман формат А-4)
  3.  Цветной картон, цветная бумага, фольга, ножницы, клей, краски, фломастеры, карандаши (для работы в разных художественных техниках).
  4.  Вспомогательный раздаточный материал: тексты о символике средневековых гербов (форма, цвет, символика, геральдических животных, геральдических предметов, варианты заполнения поля герба). Исторические справки.
  5.  Музыкальное сопровождение: (аудиозапись) средневековые баллады в исполнении группы «Blackmore`s Hight».

Урок делится на две части – теория и практика. По ходу урока выделяются 4 этапа:

  1.  актуализация знаний учащихся;
  2.  изучение нового материала;
  3.  выполнение практического творческого задания;
  4.  итог урока – защита проектов (гербов).

                                     Ход урока.

1.Организационный момент

2.Актуализация опорных знаний:

I. Этап. Вопросы конкурса «Знатоки истории» (команды за  столами)

-1.На какие группы делилось средневековое общество?

(Ответ: на сословия)

- 2.Что такое сословия?

(Ответ: сословия – это большие замкнутые группы людей, различающиеся по своим правам и обязанностям, передающимися по наследству)

-3. Сколько и какие сословия были в европейском обществе?

(Ответ: 3 сословия: духовенство, дворянство и крестьянство)

- 4.Были ли связаны сословия между собой?

(Ответ: да – духовенство молилось за всех, дворянство защищало всех, крестьянство работало и обеспечивало всех пищей.)

-5. Было ли однородным сословие дворянства?

(Ответ: нет. Были крупные землевладельцы – графы, средние землевладельцы – бароны, и безземельные рыцари – профессиональные воины.)

-6. Каковы были главные занятия феодалов?

(Ответ: война, охота, турниры, пиры)

-7. Какие качества воспитывались и воспевались у рыцарей?

(Ответ: отвага, мужество, щедрость, смелость)

-8.Прослушайте отрывок из поэмы XIII века, и отметьте, о каких личных    качествах средневекового рыцаря здесь говорится?

«Всему, что подобает, был выучен герой,

Ни страха, ни упрёка не зная за собой.

За это восхищались им знатные девицы.

Он был,  настолько щедрым, все не могли им надивиться.

И так он был отважен, как нам твердит молва,

Он мстил врагам, а близким отстаивал права.

Не выгоды,а чести искал он в каждом деле,

О нём слагали сказки, и  в его честь песни пели»

(Ответ: бесстрашие, щедрость, отвага, честь.)

-9. А было ли обязательным для рыцаря обучение и образование?

(Ответ: большинство рыцарей не знало даже грамоты)

-10.Как они получали информацию друг о друге?

(Ответ: они умели читать гербы, которые были у каждого рыцаря и изображались на щите)

 II. Этап.

ИСТОРИК – «Историческое возникновение геральдики, как науки».

Молодцы знатоки у каждого рыцаря был свой герб и свой девиз.

Учитель обращает внимание детей на доску и озвучивает тему урока.

Учитель:

- Что такое ГЕРБ? (дать определение)

(ГЕРБ – (перевод с польского наследство – отличительный знак государства, города, рода, изображаемый на флагах, монетах, печатях, щите).

– Кто  знает, что такое девиз?

(Краткое изречение, поясняющее изображение на щите).

– В  каких жизненных ситуациях мог пригодиться рыцарю герб?

(Ответ: Для объявления имени рыцаря на турнире, когда лицо рыцаря закрыто шлемом, а герольд глядя на герб изображенный на щите, тунике, одетой поверх доспехов легко мог это выявить).

– Что  герб мог рассказать о своём владельце?

(Ответ: По форме герба можно было судить от куда родом рыцарь).

Показать ученикам формы гербов.

– Как вы думаете, что ещё имело значение глядя на герб?

    (Ответ: цвет герба или его элементов – красный-власть, жёлтый-богатство, белый-чистоту, голубой,  чёрный, зелёный-надежду, синий.)

Для того чтобы герб хорошо мог смотреться, быть выразительными, чётким, хорошо «читался» - придерживаются приёма КОНТРАСТА.

Кроме цвета при составлении гербов использовались всегда металлы: золото и серебро.

Итак: для герба имели значение: форма, цвет. Говоря о гербах, мы с вами затронули слово Геральдика.

ИСТОРИК – «Геральдический язык»

КУЛЬТУРОЛОГ – Слово геральдика происходит от слова герольд. Это глашатай, который объявлял имена рыцарей на турнирах.

ГЕРАЛЬДИКА – это наука, изучающая гербы, наука о правилах составления гербов.

На гербах часто изображали животных, реальных или фантастических; растения, предметы, которые имели символическое значение. Например: единорог, кентавр, грифон, пегас, а также позы изображаемых животных.

Вопрос – Как называется приём, когда природная форма изменяется, или упрощается? Когда форма напоминает геометрическую фигуру?

(Ответ: СТИЛИЗАЦИЯ) (поза называется – ГЕРАЛЬДИЧЕСКОЙ ПОЗОЙ)

КУЛЬТУРОЛОГ №1 – «Герб Автономной Республики Крым»

КУЛЬТУРОЛОГ №2 – «Герб Симферополя»

Мы с вами много узнали о гербах, и теперь я предлагаю вам выполнить творческое задание для каждой группы индивидуально. Технику выполнения вы изберёте сами.

Физкультурная пауза.

III. Этап. Переходим к практической работе

1 – группа «Герб моей семьи» (для каждого индивидуально)

2 – группа «Эмблема для моего кружка» (работа в парах)

3 – группа «Герб для кабинета искусств» (коллективная работа)

Разъяснения к работе: Повторить правила по технике безопасности работы с колющими предметами. Использовать для быстроты работы трафареты, готовые лекала, формы.

Показать детям на примере, как можно быстро выполнить герб нашего урока

«Команда – Способные, творческие, одарённые»

  1.  Белое поле – лист формат А-3
  2.  Цветное поле герба (основа или щит) вырезанное по шаблону.
  3.  Верхнее правое поле – контрастное по отношению к основе.
  4.  Нижнее левое поле – расположен предмет контрастный по цвету с нижним краем.
  5.  Окантовка герба – блестящая, цветная фольга.

Вывод: С  какой исторической темой мы познакомились на сегодняшнем уроке?

Какие новые термины вы изучили сегодня?

Какими техниками пользовались наши творческие команды?

IV. Этап.  ИТОГ УРОКА: – Защита  творческих работ.

Задание выполнялось в активной творческой атмосфере, школьники были увлечены работой, гербы получились интересные и выразительные.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30520. Технологии обеспечения безопасности корпоративной сети с использованием оборудования 3-го уровня модели OSI 53.73 KB
  Метод анализа на лету заключается в мониторинге сетевого трафика в реальном или близком к реальному времени и использовании соответствующих алгоритмов обнаружения. Системы обнаружения атакIntrusion Detection Systems IDSs анализирует трафик поступающий на нее на соответствие сигнатурам в случае соответствия трафика сигнатуре оповещает администраторов по безопасности о наличии совпадения. Обычно на IDS поступает копия трафика который необходимо анализировать то есть IDS не ставят в разрез соединению это достигается...
30521. Средства обеспечения защиты данных от несанкционированного доступа, средства идентификации и аутентификации объектов БД, языковые средства разграничения доступа, организация аудита в системах БД. Задачи и средства администратора безопасности БД 32.18 KB
  В современных условиях любая деятельность сопряжена с оперированием большими объемами информации, которое производится широким кругом лиц. Защита данных от несанкционированного доступа является одной из приоритетных задач при проектировании любой информационной системы. Следствием возросшего в последнее время значения информации стали высокие требования к конфиденциальности данных. Системы управления базами данных, в особенности реляционные СУБД
30522. Основные понятия защиты информации (субъекты, объекты, доступ, граф доступов, информационные потоки). Постановка задачи построения защищенной автоматизированной системы (АС). Ценность информации 50.99 KB
  Ценность информации. Доска Пример матрицы доступа дискреционная модель защиты Выступление Основные понятия защиты информации. В связи с развивающимся процессом информатизации общества все большие объемы информации накапливаются хранятся и обрабатываются в автоматизированных системах построенных на основе современных средств вычислительной техники и связи.
30523. Модель системы безопасности HRU. Основные положения модели. Теорема об алгоритмической неразрешимости проблемы безопасности в произвольной системе 111.25 KB
  Теорема об алгоритмической неразрешимости проблемы безопасности в произвольной системе На доске множество исходных объектов O o1 o2 oM ; множество исходных субъектов S s1 s2 sN при этом S ⊆ O множество прав доступа субъектов к объектам R матрицей доступа каждая ячейка которой специфицирует права доступа к объектам из конечного набора прав доступа R r1 r2 rK т . Классическая Дискреционная модель реализует произвольное управление...
30524. Основні культурологічні теорії 143 KB
  Історичні науки вивчають процеси становлення і розвитку конкретних народів в їх безпосередній реальності, в хронологічній послідовності подій, вказуючи на конкретні форми міжрегіональної взаємодії.
30526. Модель Белла - Ла-Падулы 97 KB
  Устная часть Основным положением политики безопасности является назначение всем участникам процесса обработки защищаемой информации и документам в которых она содержится специальной метки секретно совершенно секретно и т. Такая метка называется уровнем безопасности. Все уровни безопасности упорядочиваются с помощью установленного отношения доминирования. Контроль доступа осуществляется в зависимости от уровней безопасности взаимодействующих сторон на основании двух правил: 1.
30527. Основные положения критериев TCSEC (“Оранжевая книга”). Фундаментальные требования компьютерной безопасности. Требования классов защиты 30.54 KB
  Фундаментальные требования компьютерной безопасности. Критерии оценки безопасности компьютерных систем TCSEC получившие неформальное Оранжевая книга были разработаны и опубликованы Министерством обороны США в 1983 г. с целью определения требований безопасности предъявляемых к аппаратному программному и специальному программному и информационному обеспечению компьютерных систем и выработки методологии и технологии анализа степени поддержки политики безопасности в компьютерных системах в основном военного назначения. Усиление требований...