58011

Герб и его символика

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Художественно-литературное название урока: Рисунок является источником и душой всех видов изобразительного искусства и корнем любой науки итальянский художник Микеланджело Тема урока: Герб и его символика Каждое искусство имеет как бы два...

Русский

2014-04-18

49 KB

0 чел.

Открытый интегрированный урок: учителя I категории Т.А. Чистилиной

Художественная культура, Изобразительное искусство, История.

Художественно-литературное название урока: «Рисунок является источником и душой всех видов изобразительного искусства и корнем  любой науки»

                                                    (итальянский художник Микеланджело)

Тема урока: «Герб и его символика»

                                                           «Каждое искусство имеет как бы два

                                                           полушария: задачу и исполнение. Они

                                                               разделены несоизмеримыми просторами

                                                           действия»

                                                                                         (Оноре де Бальзак)

 Цели урока:

1. Обучающие – закрепление материала о структуре средневекового общества, теории 3-х сословий, структуре класса феодалов, рыцарей и их месте в обществе; изучение символики гербов (история создания гербов, их форма, знакомство с понятиями: Геральдика, геральдические животные, растения, геральдическая поза);

2. Развивающие – выражение через символику цвета и формы личных качеств или особенностей истории рода, семьи; применение на практике художественных приёмов и принципов (стилизация, контраст, композиция, симметрия, асимметрия); развитие творческих навыков работы с цветной бумагой, картоном в технике аппликация (коллажа); формирование устойчивых взглядов на полезность поисковой внеклассной работы для обучения; работа над созданием и защитой мини-проекта «Герб: мой или моей семьи»;  «Эмблема для школьного кабинета искусств».

3. Воспитательные – установление связи образовательной, творческой деятельности с историей своей семьи, своего рода, создание ситуации, повышающей роль личностных качеств ученика, развитие умения выявить жизненные ценностные ориентиры. Воспитание и поддержка, индивидуализация личностей – способных, творческих и одарённых детей разных возрастных категорий.

Оформление и оснащение урока:

  1.  Плакат «Цвет в геральдике».
  2.  Рисунки учащихся с изображением рыцарей, выполненные ранее.
  3.  Понятия на доске: геральдика, геральдические животные, геральдические позы, форма, композиция, симметрия, асимметрия, коллаж, эмблема, стилизация, контраст)
  4.  Появление в 3-м этапе урока макета герба, созданного учителем.

Материалы для работы учащихся на местах:

  1.  Картонные шаблоны гербов (формат А-3)
  2.  Бумага, белая (ватман формат А-3) (ватман формат А-4)
  3.  Цветной картон, цветная бумага, фольга, ножницы, клей, краски, фломастеры, карандаши (для работы в разных художественных техниках).
  4.  Вспомогательный раздаточный материал: тексты о символике средневековых гербов (форма, цвет, символика, геральдических животных, геральдических предметов, варианты заполнения поля герба). Исторические справки.
  5.  Музыкальное сопровождение: (аудиозапись) средневековые баллады в исполнении группы «Blackmore`s Hight».

Урок делится на две части – теория и практика. По ходу урока выделяются 4 этапа:

  1.  актуализация знаний учащихся;
  2.  изучение нового материала;
  3.  выполнение практического творческого задания;
  4.  итог урока – защита проектов (гербов).

                                     Ход урока.

1.Организационный момент

2.Актуализация опорных знаний:

I. Этап. Вопросы конкурса «Знатоки истории» (команды за  столами)

-1.На какие группы делилось средневековое общество?

(Ответ: на сословия)

- 2.Что такое сословия?

(Ответ: сословия – это большие замкнутые группы людей, различающиеся по своим правам и обязанностям, передающимися по наследству)

-3. Сколько и какие сословия были в европейском обществе?

(Ответ: 3 сословия: духовенство, дворянство и крестьянство)

- 4.Были ли связаны сословия между собой?

(Ответ: да – духовенство молилось за всех, дворянство защищало всех, крестьянство работало и обеспечивало всех пищей.)

-5. Было ли однородным сословие дворянства?

(Ответ: нет. Были крупные землевладельцы – графы, средние землевладельцы – бароны, и безземельные рыцари – профессиональные воины.)

-6. Каковы были главные занятия феодалов?

(Ответ: война, охота, турниры, пиры)

-7. Какие качества воспитывались и воспевались у рыцарей?

(Ответ: отвага, мужество, щедрость, смелость)

-8.Прослушайте отрывок из поэмы XIII века, и отметьте, о каких личных    качествах средневекового рыцаря здесь говорится?

«Всему, что подобает, был выучен герой,

Ни страха, ни упрёка не зная за собой.

За это восхищались им знатные девицы.

Он был,  настолько щедрым, все не могли им надивиться.

И так он был отважен, как нам твердит молва,

Он мстил врагам, а близким отстаивал права.

Не выгоды,а чести искал он в каждом деле,

О нём слагали сказки, и  в его честь песни пели»

(Ответ: бесстрашие, щедрость, отвага, честь.)

-9. А было ли обязательным для рыцаря обучение и образование?

(Ответ: большинство рыцарей не знало даже грамоты)

-10.Как они получали информацию друг о друге?

(Ответ: они умели читать гербы, которые были у каждого рыцаря и изображались на щите)

 II. Этап.

ИСТОРИК – «Историческое возникновение геральдики, как науки».

Молодцы знатоки у каждого рыцаря был свой герб и свой девиз.

Учитель обращает внимание детей на доску и озвучивает тему урока.

Учитель:

- Что такое ГЕРБ? (дать определение)

(ГЕРБ – (перевод с польского наследство – отличительный знак государства, города, рода, изображаемый на флагах, монетах, печатях, щите).

– Кто  знает, что такое девиз?

(Краткое изречение, поясняющее изображение на щите).

– В  каких жизненных ситуациях мог пригодиться рыцарю герб?

(Ответ: Для объявления имени рыцаря на турнире, когда лицо рыцаря закрыто шлемом, а герольд глядя на герб изображенный на щите, тунике, одетой поверх доспехов легко мог это выявить).

– Что  герб мог рассказать о своём владельце?

(Ответ: По форме герба можно было судить от куда родом рыцарь).

Показать ученикам формы гербов.

– Как вы думаете, что ещё имело значение глядя на герб?

    (Ответ: цвет герба или его элементов – красный-власть, жёлтый-богатство, белый-чистоту, голубой,  чёрный, зелёный-надежду, синий.)

Для того чтобы герб хорошо мог смотреться, быть выразительными, чётким, хорошо «читался» - придерживаются приёма КОНТРАСТА.

Кроме цвета при составлении гербов использовались всегда металлы: золото и серебро.

Итак: для герба имели значение: форма, цвет. Говоря о гербах, мы с вами затронули слово Геральдика.

ИСТОРИК – «Геральдический язык»

КУЛЬТУРОЛОГ – Слово геральдика происходит от слова герольд. Это глашатай, который объявлял имена рыцарей на турнирах.

ГЕРАЛЬДИКА – это наука, изучающая гербы, наука о правилах составления гербов.

На гербах часто изображали животных, реальных или фантастических; растения, предметы, которые имели символическое значение. Например: единорог, кентавр, грифон, пегас, а также позы изображаемых животных.

Вопрос – Как называется приём, когда природная форма изменяется, или упрощается? Когда форма напоминает геометрическую фигуру?

(Ответ: СТИЛИЗАЦИЯ) (поза называется – ГЕРАЛЬДИЧЕСКОЙ ПОЗОЙ)

КУЛЬТУРОЛОГ №1 – «Герб Автономной Республики Крым»

КУЛЬТУРОЛОГ №2 – «Герб Симферополя»

Мы с вами много узнали о гербах, и теперь я предлагаю вам выполнить творческое задание для каждой группы индивидуально. Технику выполнения вы изберёте сами.

Физкультурная пауза.

III. Этап. Переходим к практической работе

1 – группа «Герб моей семьи» (для каждого индивидуально)

2 – группа «Эмблема для моего кружка» (работа в парах)

3 – группа «Герб для кабинета искусств» (коллективная работа)

Разъяснения к работе: Повторить правила по технике безопасности работы с колющими предметами. Использовать для быстроты работы трафареты, готовые лекала, формы.

Показать детям на примере, как можно быстро выполнить герб нашего урока

«Команда – Способные, творческие, одарённые»

  1.  Белое поле – лист формат А-3
  2.  Цветное поле герба (основа или щит) вырезанное по шаблону.
  3.  Верхнее правое поле – контрастное по отношению к основе.
  4.  Нижнее левое поле – расположен предмет контрастный по цвету с нижним краем.
  5.  Окантовка герба – блестящая, цветная фольга.

Вывод: С  какой исторической темой мы познакомились на сегодняшнем уроке?

Какие новые термины вы изучили сегодня?

Какими техниками пользовались наши творческие команды?

IV. Этап.  ИТОГ УРОКА: – Защита  творческих работ.

Задание выполнялось в активной творческой атмосфере, школьники были увлечены работой, гербы получились интересные и выразительные.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66439. Анализ особенностей фразеологического оборота в романе М.А. Шолохова «Поднятая целина» 126 KB
  Это произошло без участия сознательной авторской воли просто за прошедшие годы самостоятельность и зрелость были искоренены в крестьянстве приученном к тому что за самостоятельность наказывают вплоть до физического уничтожения.
66443. Програма підготовки майбутніх соціальних педагогів до зміцнення здоров’я дітей у сім’ї 141.62 KB
  В Україні формування відповідального ставлення до здоров’я в дитячому та молодіжному оточенні стає важливим соціально-економічним та гуманітарним складником державної політики. Особливе занепокоєння викликає те, що за даними міністерства охорони здоров’я за останнє...
66444. Российское экологическое законодательство: современное состояние и перспективы развития 170.5 KB
  Целями данного исследования являются: вопросы, связанные с определением общих и специальных факторов, воздействующих на экологическое законодательство; выделение тенденций развития экологического законодательства в субъектах РФ. В ходе работы над дипломным проектом использовались следующие методы: диалектический, логический, сравнительно-правовой, исторический, социологический и др.
66445. Разработка прибора РЭМИ – 4 (регистратор электромагнитного излучения) 4.49 MB
  Согласовываться две платы должны по гибкому шлейфу что облегчит сборку и возможные дальнейшие доработки устройства. Печатная плата индикации и управления крепится к крышке корпуса шестью винтами что обеспечивает надежное крепление печатной платы.
66446. Вексель - вид ценной бумаги, как объект гражданских прав 336 KB
  Когда впервые появился вексель достоверно установить невозможно. Ученые высказывают различные точки зрения о времени и месте появления первых векселей. Одни предполагают, что вексельные операции были известны древним римлянам и древним грекам, другие отстаивают точку зрения, что вексель появился в Италии во второй половине 12 века.