58011

Герб и его символика

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Художественно-литературное название урока: Рисунок является источником и душой всех видов изобразительного искусства и корнем любой науки итальянский художник Микеланджело Тема урока: Герб и его символика Каждое искусство имеет как бы два...

Русский

2014-04-18

49 KB

0 чел.

Открытый интегрированный урок: учителя I категории Т.А. Чистилиной

Художественная культура, Изобразительное искусство, История.

Художественно-литературное название урока: «Рисунок является источником и душой всех видов изобразительного искусства и корнем  любой науки»

                                                    (итальянский художник Микеланджело)

Тема урока: «Герб и его символика»

                                                           «Каждое искусство имеет как бы два

                                                           полушария: задачу и исполнение. Они

                                                               разделены несоизмеримыми просторами

                                                           действия»

                                                                                         (Оноре де Бальзак)

 Цели урока:

1. Обучающие – закрепление материала о структуре средневекового общества, теории 3-х сословий, структуре класса феодалов, рыцарей и их месте в обществе; изучение символики гербов (история создания гербов, их форма, знакомство с понятиями: Геральдика, геральдические животные, растения, геральдическая поза);

2. Развивающие – выражение через символику цвета и формы личных качеств или особенностей истории рода, семьи; применение на практике художественных приёмов и принципов (стилизация, контраст, композиция, симметрия, асимметрия); развитие творческих навыков работы с цветной бумагой, картоном в технике аппликация (коллажа); формирование устойчивых взглядов на полезность поисковой внеклассной работы для обучения; работа над созданием и защитой мини-проекта «Герб: мой или моей семьи»;  «Эмблема для школьного кабинета искусств».

3. Воспитательные – установление связи образовательной, творческой деятельности с историей своей семьи, своего рода, создание ситуации, повышающей роль личностных качеств ученика, развитие умения выявить жизненные ценностные ориентиры. Воспитание и поддержка, индивидуализация личностей – способных, творческих и одарённых детей разных возрастных категорий.

Оформление и оснащение урока:

  1.  Плакат «Цвет в геральдике».
  2.  Рисунки учащихся с изображением рыцарей, выполненные ранее.
  3.  Понятия на доске: геральдика, геральдические животные, геральдические позы, форма, композиция, симметрия, асимметрия, коллаж, эмблема, стилизация, контраст)
  4.  Появление в 3-м этапе урока макета герба, созданного учителем.

Материалы для работы учащихся на местах:

  1.  Картонные шаблоны гербов (формат А-3)
  2.  Бумага, белая (ватман формат А-3) (ватман формат А-4)
  3.  Цветной картон, цветная бумага, фольга, ножницы, клей, краски, фломастеры, карандаши (для работы в разных художественных техниках).
  4.  Вспомогательный раздаточный материал: тексты о символике средневековых гербов (форма, цвет, символика, геральдических животных, геральдических предметов, варианты заполнения поля герба). Исторические справки.
  5.  Музыкальное сопровождение: (аудиозапись) средневековые баллады в исполнении группы «Blackmore`s Hight».

Урок делится на две части – теория и практика. По ходу урока выделяются 4 этапа:

  1.  актуализация знаний учащихся;
  2.  изучение нового материала;
  3.  выполнение практического творческого задания;
  4.  итог урока – защита проектов (гербов).

                                     Ход урока.

1.Организационный момент

2.Актуализация опорных знаний:

I. Этап. Вопросы конкурса «Знатоки истории» (команды за  столами)

-1.На какие группы делилось средневековое общество?

(Ответ: на сословия)

- 2.Что такое сословия?

(Ответ: сословия – это большие замкнутые группы людей, различающиеся по своим правам и обязанностям, передающимися по наследству)

-3. Сколько и какие сословия были в европейском обществе?

(Ответ: 3 сословия: духовенство, дворянство и крестьянство)

- 4.Были ли связаны сословия между собой?

(Ответ: да – духовенство молилось за всех, дворянство защищало всех, крестьянство работало и обеспечивало всех пищей.)

-5. Было ли однородным сословие дворянства?

(Ответ: нет. Были крупные землевладельцы – графы, средние землевладельцы – бароны, и безземельные рыцари – профессиональные воины.)

-6. Каковы были главные занятия феодалов?

(Ответ: война, охота, турниры, пиры)

-7. Какие качества воспитывались и воспевались у рыцарей?

(Ответ: отвага, мужество, щедрость, смелость)

-8.Прослушайте отрывок из поэмы XIII века, и отметьте, о каких личных    качествах средневекового рыцаря здесь говорится?

«Всему, что подобает, был выучен герой,

Ни страха, ни упрёка не зная за собой.

За это восхищались им знатные девицы.

Он был,  настолько щедрым, все не могли им надивиться.

И так он был отважен, как нам твердит молва,

Он мстил врагам, а близким отстаивал права.

Не выгоды,а чести искал он в каждом деле,

О нём слагали сказки, и  в его честь песни пели»

(Ответ: бесстрашие, щедрость, отвага, честь.)

-9. А было ли обязательным для рыцаря обучение и образование?

(Ответ: большинство рыцарей не знало даже грамоты)

-10.Как они получали информацию друг о друге?

(Ответ: они умели читать гербы, которые были у каждого рыцаря и изображались на щите)

 II. Этап.

ИСТОРИК – «Историческое возникновение геральдики, как науки».

Молодцы знатоки у каждого рыцаря был свой герб и свой девиз.

Учитель обращает внимание детей на доску и озвучивает тему урока.

Учитель:

- Что такое ГЕРБ? (дать определение)

(ГЕРБ – (перевод с польского наследство – отличительный знак государства, города, рода, изображаемый на флагах, монетах, печатях, щите).

– Кто  знает, что такое девиз?

(Краткое изречение, поясняющее изображение на щите).

– В  каких жизненных ситуациях мог пригодиться рыцарю герб?

(Ответ: Для объявления имени рыцаря на турнире, когда лицо рыцаря закрыто шлемом, а герольд глядя на герб изображенный на щите, тунике, одетой поверх доспехов легко мог это выявить).

– Что  герб мог рассказать о своём владельце?

(Ответ: По форме герба можно было судить от куда родом рыцарь).

Показать ученикам формы гербов.

– Как вы думаете, что ещё имело значение глядя на герб?

    (Ответ: цвет герба или его элементов – красный-власть, жёлтый-богатство, белый-чистоту, голубой,  чёрный, зелёный-надежду, синий.)

Для того чтобы герб хорошо мог смотреться, быть выразительными, чётким, хорошо «читался» - придерживаются приёма КОНТРАСТА.

Кроме цвета при составлении гербов использовались всегда металлы: золото и серебро.

Итак: для герба имели значение: форма, цвет. Говоря о гербах, мы с вами затронули слово Геральдика.

ИСТОРИК – «Геральдический язык»

КУЛЬТУРОЛОГ – Слово геральдика происходит от слова герольд. Это глашатай, который объявлял имена рыцарей на турнирах.

ГЕРАЛЬДИКА – это наука, изучающая гербы, наука о правилах составления гербов.

На гербах часто изображали животных, реальных или фантастических; растения, предметы, которые имели символическое значение. Например: единорог, кентавр, грифон, пегас, а также позы изображаемых животных.

Вопрос – Как называется приём, когда природная форма изменяется, или упрощается? Когда форма напоминает геометрическую фигуру?

(Ответ: СТИЛИЗАЦИЯ) (поза называется – ГЕРАЛЬДИЧЕСКОЙ ПОЗОЙ)

КУЛЬТУРОЛОГ №1 – «Герб Автономной Республики Крым»

КУЛЬТУРОЛОГ №2 – «Герб Симферополя»

Мы с вами много узнали о гербах, и теперь я предлагаю вам выполнить творческое задание для каждой группы индивидуально. Технику выполнения вы изберёте сами.

Физкультурная пауза.

III. Этап. Переходим к практической работе

1 – группа «Герб моей семьи» (для каждого индивидуально)

2 – группа «Эмблема для моего кружка» (работа в парах)

3 – группа «Герб для кабинета искусств» (коллективная работа)

Разъяснения к работе: Повторить правила по технике безопасности работы с колющими предметами. Использовать для быстроты работы трафареты, готовые лекала, формы.

Показать детям на примере, как можно быстро выполнить герб нашего урока

«Команда – Способные, творческие, одарённые»

  1.  Белое поле – лист формат А-3
  2.  Цветное поле герба (основа или щит) вырезанное по шаблону.
  3.  Верхнее правое поле – контрастное по отношению к основе.
  4.  Нижнее левое поле – расположен предмет контрастный по цвету с нижним краем.
  5.  Окантовка герба – блестящая, цветная фольга.

Вывод: С  какой исторической темой мы познакомились на сегодняшнем уроке?

Какие новые термины вы изучили сегодня?

Какими техниками пользовались наши творческие команды?

IV. Этап.  ИТОГ УРОКА: – Защита  творческих работ.

Задание выполнялось в активной творческой атмосфере, школьники были увлечены работой, гербы получились интересные и выразительные.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31370. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА КАК ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 988 KB
  ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ. Теоретическое исследование налоговой системы как института социального управления. Функциональная структура налоговой системы как института социального управления. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ КАК ИНСТИТУТА СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ.
31371. МЕТОДОЛОГИЯ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИВЕРСИФИЦИРОВАННЫХ КОРПОРАТИВНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ в россии 3.47 MB
  Исследование влияния изменения фактора прибыльности продукции ДКО Исследование влияния изменения фактора материалоемкости продукции Исследование влияния изменения фактора трудоемкости продукции Исследование влияния изменения фактора амортизациеемкости продукции
31372. Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (сфера услуг) 2.46 MB
  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА РАЗВИТИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНЕ. Анализ организационно экономической деятельности общего образования в Агинском Бурятском автономном округе. Перспективы развития организационно экономического механизма общего образования в регионе
31373. ЧАСТНАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ 682.5 KB
  Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования выступает явление собственности. Предметом исследования являются частная и общественная формы собственности на средства производства. Цель и задачи работы. Цель исследования заключается в анализе двух основных форм собственности: частной и общественной, особенностей способов их реализации в условиях коллективистского и индивидуалистического типов общества.
31374. ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СЕЛЕНСОДЕРЖАЩИХ СОЕДИНЕНИЙ НА СИСТЕМНУЮ ГЕМОДИНАМИКУ И МОЗГОВОЙ КРОВОТОК 4.6 MB
  Цель работы: изучение влияния селенита натрия и селенита цинка на параметры системной и церебральной гемодинамики и психоневрологический статус животных в условиях нормы и экспериментальной патологии.
31375. Ваххабизм и политическая ситуация в Дагестане 965 KB
  Предметом исследования в данной работе является религиозно-политический конфликт в Дагестане, а потому все политические процессы и политические и религиозные институты рассматриваются сквозь призму этого конфликта. Также исследуется религиозно-политическое движение “ваххабизм” и его роль в современной политической системе республики
31376. Актуальные проблемы категории субъективного вещного права 995.5 KB
  Для достижения этой цели в диссертации решаются такие задачи как выявление качественных отличий между вещными и обязательственными субъективными правами, выработка определения понятия субъективного вещного права, установление видов субъективных вещных прав
31377. Пути адаптации тайцзицюань к системе физического воспитания России 185 KB
  Проблеме адаптации тайцзицюань в систему физического воспитания посвящена кандидатская диссертация аспирантки кафедры СБЕ, шестикратной чемпионки Китая по ушу Лю Шухуэй, фрагменты которой приводятся ниже.