58029

Завершение формирования мировых колониальных империй. Международные отношения в последней трети XIX века

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: Сформировать представление об Индии во второй половине XIX века; ознакомить с принципами колониальной политики Британии в Индии; раскрыть причины ход и результаты восстание сипаев; формировать собственные суждения об идеологии бремени белого человека...

Русский

2014-04-18

122 KB

50 чел.

Структура плана-конспекта урока

Всемирная история 

9 класс

Тема 5: Завершение формирования мировых колониальных империй. Международные отношения в последней трети XIX века (4 часа)

Тема урока: Британское господство в Индии.

Цели: Сформировать представление об Индии во второй половине XIX века; ознакомить с принципами колониальной политики Британии в Индии; раскрыть причины, ход и результаты восстание сипаев; формировать собственные суждения об идеологии «бремени белого человека»; характеризовать политику кастового и религиозного разобщения; ознакомит с причинами и результатами британско-французского соперничества в Индии; анализировать противоречивость последствий колониального господства Британии для Индии; развивать умение оценивать деятельность первой политической партии Индии – Индийского национального конгресса; совершенствовать умение анализировать документы и факты; умение работать в группах.

Ожидаемые результаты для учащихся.

После этого урока вы сможете:

  1.  Характеризовать колониальную политику Британии в Индии во второй половине XIX века.
  2.  Давать оценку методам управления колониальных властей.
  3.  Раскрывать причины и итоги британско-французского соперничества в Индии.
  4.  Раскрывать причины, ход и результаты восстания сипаев, причины его поражения.
  5.  Характеризовать как исторические личности национальных героев Индии княгиню Лакшми-Бай, Ахмад-шаха, Нана Сахиба.
  6.  Характеризовать причины, приведшие к созданию легальной индийской политической партии – Индийского национального конгресса (ИНК) и давать оценку ее деятельности.
  7.  Высказывать собственное суждение относительно мифа о «бремени белого человека».
  8.  Сумеете ответить на проблемный вопрос:

Почему большинство населения Индии не приняло участия в восстании сипаев 1857 – 1859 года?

Тип урока: Урок сообщения и усвоения новых знаний.

Форма урока: Комбинированный

Основные понятия и термины: Ост-Индская компания, генерал-губернатор, варны, касты, ислам, сипаи, Бенгал, Пенджаб, Дели, Индийский национальный конгресс (ИНК).

Основные даты: 1857-1859гг. – восстание сипаев; 1858г. – роспуск Ост-Индской компании; 1876г. – принятие королевой Викторией титула «императрицы Индии»; декабрь 1885г. – создание ИНК.

Исторические личности: Джханси Лакшми-Бай, Нана Сахиб, Б. Тилак.

Методическое обеспечение:

  1.  Всемирная история. Учебник для 9-го класса общеобразовательных учебных заведений/ Я.М.Бердичевский, И.Я.Щупак, Л.В.Морозова. – Запорожье: «Премьер», 2009.
  2.  Всесвітня історія. Підручник для 9-го класу загальноосвітніх навчальних закладів/С.О.Осмоловський, Т.В.Ладиченко. – К: «Генеза», 2009.
  3.  Исторический атлас. Всемирная история. Новая история (конец XVIII – начало ХХ вв). 9 класс/ К: ДНВП «Картография», 2005.
  4.  Мультимедийная доска и проектор, диски DVD-RW с презентациями «Восстание сипаев», «Религия и касты в жизни индийского общества», «Бал Гангадхар Тилак»
  5.  Карта мира «конец XVIII – начало XX вв).
  6.  Активная карточка ученика.
  7.  Рабочая тетрадь.

Дополнительные источники информации:

  1.  Всемирная история в 10-ти томах. Т.VIII. Новое время. Гл. редактор Е.М.Жуков. – М: Государственное издательство политической литературы, 1957. – 896с.
  2.  Энциклопедия для детей. Т.1. Всемирная история – 4-е издание, исправленное и переработанное./Гл.ред. М.Д.Аксенова. – М: Аванта+, 1997. – 688с.
  3.  Словник-довідник. Всесвітня історія. /Укладач Є.І.Балюта. – Х.: «Країна мрій», 2008. – 240с.
  4.  Интернет – ресурсы:
  •  www.megabook.ru/artikl.asp
  •  www.revolution.allbest.ru/history/d00147538.html
  •  www.student.rm.ru/ref-show-frame.asp

Структура урока.

  1.  Организационный момент (1 мин).
  2.  Актуализация опорных знаний и умений (3 мин): 

1) Вступительное слово учителя.

2) Актуализационная беседа.

3) Работа с картой и над понятиями.

  1.  Мотивация учебной деятельности (2 мин): объяснительно-иллюстративный метод (на экране – слайд, изображение сопровождается индийской народной музыкой, на этом фоне учитель мотивирует учащихся к изучению темы)
  2.  Сообщение темы урока и ожидаемых результатов (3 мин). 

1) Ознакомление учащихся с планом урока.

2) Формирование учащимися ожидаемых результатов

Учитель формулирует проблемный вопрос и акцентирует внимание учащихся на «активной карточке ученика», выбирает добровольцев, заданием которых будет систематизировать, обобщить материал и сделать по каждому изучаемому вопросу.

  1.  Изучение нового материала (30 мин)
  2.  Британское господство в Индии (6 мин)

- мини-лекция учителя, в ходе которой учащиеся создают в тетради «ассоциативную гроздь» на словосочетание «колонизация Индии», добавляя сегменты по ходу лекции;

- по окончании работы учитель предлагает 2-3 учащимся зачитать свои работы.

  1.  Система колониального управления Индией (6 мин)

- самостоятельное изучение материала п.2 §22 учебника Я.Бердичевского;

- работа в группах по составлению схем;

- обобщающая мини-дискуссия.

  1.  Политика кастового и религиозного разобщения (4 мин)

- презентация проекта, подготовленного творческой группой учащихся к уроку.

  1.  Восстание сипаев (8 мин).

- презентация проекта,   подготовленного творческой группой учащихся к уроку;

- анализ исторических документов;

- анализ свидетельств очевидцев;

- мини-исследования внутри проекта «Личность в истории»;

- составление слушателями тезисов к теме, запись дат, имен в тетради.

  1.  Миф о «бремени белого человека» (6 мин).

- мини-лекция учителя, в которой использованы межпредметные связи (литература, Д.Р.Киплинг, стихотворение «Бремя белого человека»);

- содоклад на тему «Личность в истории», подготовленный учащимся (опережающее обучение)

- «мозговой штурм»

  1.  Систематизация и обобщение новых знаний и умений проводится путем ответа на проблемный вопрос и итоговой работы творческих групп (3 мин) 
  2.  Рефлексия и подведение итогов урока: учащиеся анализируют результативность урока, сверяясь с ожидаемыми результатами, подсчитывают баллы в «активных карточках», учитель проводит оценивание работы учащихся на уроке (2 мин)
  3.  Инструктаж по выполнению домашнего задания. Оно дифференцированное: обязательная часть и по выбору (как к уже изученной на уроке теме, так и в качестве опережающего – к теме следующего урока) (2 мин).
  4.  При наличии времени – для контроля усвоения знаний проводится экспресс-тест

(12 вопросов с одним правильным ответом из трех предложенных)

План урока

  1.  Британское господство в Индии.
  2.  Система колониального управления Индией.
  3.  Политика кастового и религиозного разобщения.
  4.  Восстание сипаев.
  5.  Миф о «бремени белого человека».

Ход урока

  1.  Организационный момент.
  2.  Актуализация опорных знаний и умений.
  3.  Вступительное слово учителя: При изучении темы «Викторианская Британия» вы уже ознакомились с принципами внешней политики этой страны в XIX веке, с ее колониальной экспансией. На этом уроке вам предстоит более детально рассмотреть политическую ситуацию в самой большой колонии Великобритании – в Индии – во второй половине XIX столетия. Предлагаю вам поработать с картой и ответить на вопросы

2-3) а) Покажите на карте колониальные владения Великобритании в XIX  веке.

б) Чьи это слова: «У Британии нет вечных врагов, у Британии нет вечных друзей. У Британии есть лишь вечные интересы»? (Лорд Г. Пальмерстон)

в) Дайте определение понятиям «колониям», «колониальная империя» (Колония – страна или территория, которая находится под властью иностранного государства (метрополии) и лишена политической и экономической самостоятельности. Колониальная империя – большое монархическое государство, имеющее большие колониальные владения).

г) Кто в 1876 году был провозглашен «императрицей Индии»? (королева Виктория)

д) Какие события вынудили правительство Великобритании ликвидировать управлявшую Индией Ост-Индскую торговую компанию? (восстание сипаев 1857-1859гг).

е) Что такое «белые колонии»? Назовите их. (образованные переселенцами – европейцами Капская земля, Наталь, Австралия, Новая Зеландия, Канада).

ж) Что такое варны? (это группы, на которые подразделялось все коренное население Индии в зависимости от происхождения. Перейти из одной варны в другую невозможно).

з) Что такое касты? (группы по профессиональной принадлежности. Переход в другую касту возможен).

  1.   Мотивация учебной деятельности.

На экране – слайд №1 – Герб княжества Карнатака. Звучит индийская народная музыка.

Учитель: Синдху – так называли свою реку обитатели страны, раскинувшейся по ее берегам; грекам она была известна как Индос, а сами аборигены – как инды. Легко и естественно, сохранив своеобразие, перенеслось из Азии в Европу и зазвучало на многих языках чарующее слово – «Индия» (слайд №2 Тадж-Махал). Страна чая, хлопка, рубинов, изумрудов, слонов, священных коров, удивительно талантливых, мудрых людей уже с момента ее открытия европейцами стала объектом для колониальной агрессии. Португалия, Голландия, Франция и Англия повели борьбу за установление господства над этой сказочно богатой землей. С  XVIII века, после развала империи Моголов, англичане явно стали лидировать в этой борьбе, итогом которой стало провозглашение в 1876 году британской королевы Виктории «императрицей Индии».

На этом уроке вам предстоит ознакомиться с одним из самых трагических периодов истории Индии, когда эта страна была полностью порабощена могущественной «владычицей морей» - Великобританией. Вы узнаете, как индийцы пытались отвоевать свободу, проанализируете причины поражения восстания сипаев, сможете сравнить темпы экономического развития стран, не знавших порабощения, и Индии, находившейся в колониальной зависимости от Великобритании вплоть до 1947 года.

  1.   Сообщение темы урока и ожидаемых результатов.

Учитель: Итак, тема сегодняшнего урока: «Британское господство в Индии». Ознакомьтесь с планом урока и запишите его в тетради (слайд №3)

  1.  Британское господство в Индии.
  2.  Система колониального управления Индией.
  3.  Политика кастового и религиозного разобщения.
  4.  Восстание сипаев.
  5.  Миф о «бремени белого человека».

Теперь попробуйте сформулировать ваши ожидания от урока, используя заготовку (таблица «Чего я жду от урока», метод незаконченного предложения:

- Я хочу узнать больше о …

- Я смогу анализировать …

- Я смогу давать собственную оценку …

- Я смогу провести параллели …

- Я усовершенствую свои способности устанавливать причинно-следственные связи …)

Действительно, после этого урока вы сможете:

  1.  Характеризовать колониальную политику Британии в Индии во второй половине XIX века.
  2.  Давать оценку методам управления колониальных властей.
  3.  Раскрывать причины и итоги британско-французского соперничества в Индии.
  4.  Раскрывать причины, ход и результаты восстания сипаев, причины его поражения.
  5.  Характеризовать как исторические личности национальных героев Индии княгиню Лакшми-Бай, Ахмад-шаха, Нана Сахиба.
  6.  Характеризовать причины, приведшие к созданию легальной индийской политической партии – Индийского национального конгресса (ИНК) и давать оценку ее деятельности.
  7.  Высказывать собственное суждение относительно мифа о «бремени белого человека».
  8.  Сумеете ответить на проблемный вопрос:

Почему большинство населения Индии не приняло участия в восстании сипаев 1857 – 1859 года?

У каждого из вас есть «активная карточка учащегося», в которую на протяжении урока вы будете заносить свои заработанные балы, а в конце урока заполните табличку самооценки.

  1.  Изучение нового материала.
  2.  Британское господство в Индии (лекция)

Учитель предлагает учащимся создать в тетради «ассоциативную гроздь», добавляя сегменты по ходу лекции

Колонизация Индии

Индия, страна сказочных богатств, всегда привлекала завоевателей (слайд №4 герб Британской Индии). Но ни одно завоевание не было столь разрушительным, как колонизация ее англичанами. Британская империя не просто грабила – была создана целая система выкачивания всего, что было в Индии ценного. Полезные ископаемые, сырье, продукты труда миллионов индийцев переплавлялись в английское золото. Непомерные налоги и потоки дешевых английских товаров уничтожали древние ремесла. Поборы колонизаторов приводили крестьян к существованию на грани голодной смерти. Пришла в упадок жизненно важная система орошения земель. Многовековой уклад жизни стремительно рушился. Но процесс колонизации Индии совсем не был для Британии простым делом и растянулся на много десятилетий, начиная со второй половины XVIII века и практически завершился лишь в 50-х годах XIX столетия. Чтоб захватить и полностью подчинить страну, которая имела огромную территорию и состояла из множества княжеств, англичане использовали разные способы: военную силу, дипломатические маневры, хитрость, подкуп знати и многое другое. Им если на первом этапе захвата, в XVIII столетии, английские купцы вывозили золото, драгоценные камни, пряности и превращали это все в капитал для строительства фабрик и заводов, то в последующие десятилетия все больший интерес для них представляли природные ресурсы индии. Уже в первой половине XIX века англичане создают плантации, где выращивают хлопок, табак, чай, и др. культуры, и отправляют их на переработку в Англию. Таким образом, Индия превратилась в источник сырья для британской промышленности, которая  быстро развивалась. Благодаря индийскому хлопку работали многочисленные текстильные фабрики в Ливерпуле, Манчестере и других городах Англии. А сама Индия становится выгодным рынком сбыта для английских промышленных товаров.

Многие годы управление Индией было в руках «Британской Ост-Индской компании», созданной в 1600 году с разрешения королевы Елизаветы І (слайд №5 герб Ост-Индской компании). Купцы-акционеры компании имели монополию на торговлю со всеми странами Индийского и Тихого океанов. В 1639 году в городе Мадрас англичане основали свою первую крепость – форт Святого Георгия, в 1668 году во владение компании перешел Бомбей, в 1690 она основала портовый город Калькутту (слайд №6 карта Индии). С 1744 по 1761 гг. компания вела войну с французской Ост-Индской компанией за господство в Индии. Победили англичане, после чего у Франции на индийской территории остались лишь незначительные торговые позиции.

Британцы в Индии проводили политику «разделяй и властвуй», подкупая местных феодалов и князьков. Чтобы удешевить для себя китайский чай, представители компании захватили и разорили огромными налогами область Бенгалию. Как следствие – масштабный голод. Выжившие индийцы стали дармовой рабочей силой для выращивания опиума, который англичане стали весьма выгодно обменивать на китайский чай. Уже через несколько лет наркомания стала серьезной проблемой китайских провинций – производительниц чая.

Основными источниками дохода британско-индийских властей были земельный налог и правительственная монополия на опиум и соль, которые давали почти 85% всех доходов. Цены на соль были подняты настолько, что этот жизненно необходимый продукт стал роскошью для крестьянина и бедного городского ремесленника.

Военное дело, дипломатическая работа и административная деятельность на захваченных территориях с середины XVIII века стали занимать все больше места в деятельности британской Ост-Индской компании, и она из торгового предприятия превратилась в колониальную власть. В 1773 году британский парламент объявил губернатора компании генерал-губернатором всех владений Великобритании в Индии. Компания приобрела огромные земельные владения, для их охраны строила крепости, формировала и содержала собственные вооруженные силы.

(проверка 2-3 работ в тетрадях)

  1.  Система колониального управления Индией.

Учащимся предлагается самостоятельно изучить вопрос при помощи текста учебника (Я. Бердичевский «Всемирная история. 9 кл. с.250-251, п.2) и закрепить материал, составив схемы (учащиеся работают в группах)

Учитель проверяет результаты, оценивает лучшие схемы и предлагает учащимся сделать вывод о характере колониального управления Индией.

  1.  Политика кастового и религиозного разобщения (творческая группа №1 представляет презентацию проекта, подготовленного к этому уроку (метод опережающего обучения, приложение №1))
  2.  Восстание сипаев (творческая группа №2 представляет презентацию проекта, подготовленного к этому уроку (метод опережающего обучения, приложение №2))

По ходу презентации учащиеся самостоятельно записывают в тетради даты,

имена, события.

  1.  Миф о «бремени белого человека».

Учитель: наверное, нет среди вас того, кто не знаком с произведением Джозефа Редьярда Киплинга «Маугли» - о маленьком индийском мальчике, выросшем в джунглях. Этот английский писатель и поэт является так же автором другого, очень неоднозначного произведения – стихотворения «Бремя белого человека», где есть такие строки:

«…Несите бремя белых,

И лучших сыновей

На тяжкий труд пошлите

За тридевять морей;

На службу к покоренным,

Угрюмым племенам

Наполовину людям,

Наполовину дикарям.

При жизни тебе не видеть

Порты, шоссе, мосты –

Так строй их, оставляя

Могилы таких, как ты!»

Так родился миф о «бремени белого человека», о том, как «белые» - британцы – несли цивилизацию и культуру «отсталым» народам Азии и Африки.

Нельзя отрицать, что британский колониализм привел к некоторым позитивным изменениям в Индии. Уже к концу XIX века страна стала частью мирового капиталистического хозяйства, возникли первые национальные фабрики, быстро рос индийский капитал, велось железнодорожное строительство.

В ходе реформы образования были созданы средние школы с европейской программой обучения, а в 1857 в Калькутте, Мадрасе и Бомбее открылись университеты. Представители высших каст получили доступ к британскому образованию, и в Индии стала формироваться национальная интеллигенция: появились индийцы – врачи, адвокаты, преподаватели. Росло национальное самосознание прогрессивной части индийской интеллигенции и буржуазии.

Но феодальные пережитки обусловили растущее аграрное перенаселение, почвы истощались, урожайность год от года снижалась. Только в 1876-1878 от голода умерло 2,5млн индийцев.

На этом фоне, наблюдая возрастающую политическую активность индийской национальной элиты, британские власти разрешили создать общеиндийскую легальную политическую организацию. В 1885 году в Бомбее прошел учредительный съезд Индийского национального конгресса (ИНК) (слайд №7), который в дальнейшем сыграл исключительно важную роль в политической борьбе народов Индостана. Англичане разрешили создать эту партию, так ее руководство избрало не революционные методы борьбы, а тактику постепенного давления на власти для удовлетворения своих требований. Одним из ярких представителей руководства  ИНК был Бал Гангадхар Тилак, и о нем нам расскажет мой содокладчик (выступление ученика, подготовившего материал о Б.Г.Тилаке («Личность в истории», опережающее обучение), приложение №3, слайды №8, 9).

Учитель: в период зарождения и развития капитализма в ведущих странах Азии происходит некоторое изменение колониальных методов управления, они становятся более цивилизованными. Это дает возможность европейским интеллектуалам говорить об особенной культурной миссии белого человека в странах Востока. Общественные политические деятели стали заявлять, что с приходом европейцев в страны Азии и Африки жизнь коренных народов улучшилась. Они получили возможность пользоваться результатами прогресса, приобщаться к современным знаниям. Влиятельные политики выступали против «крайностей» колониальной политики и выдвигали требования сделать ее более «культурной», а в целом они оправдывали ее. Например, лидер немецких социалистов Е.Бернштейн утверждал: «Мы должны отказаться от утопической идеи покинуть колонии…Определенная опека культурными народами некультурных народов является необходимостью…»

Таким образом, подавляющее большинство европейских политиков и общественных деятелей поддерживали миф о «бремени белого человека» относительно народов Азии и Африки.

Закрепление материала проводится методом «мозгового штурма»

  •  Чем европейские политики XIX века оправдывали колониальную эксплуатацию покоренных народов?
  •  Какие конкретно блага цивилизации принесли европейцы в Индию?
  •  Как отражалась европейская система образования на развитии культуры Индии?
  •  Можно ли считать благом «европеизацию» интеллектуальной элиты Индии?
  •  Способствовали ли колониальные власти сглаживанию кастовых и религиозных различий в обществе? Почему?
  1.   Систематизация и обобщение новых знаний и умений.

Учитель предлагает учащимся ответить на проблемный вопрос: Почему большинство населения Индии не приняло участия в восстании сипаев 1857-1859гг.?

Учащиеся, получившие индивидуальные задания в начале урока по систематизации материала, выступают со своими итоговыми тезисами по каждому из изучаемых вопросов нового материала.

  1.  Рефлексия и подведение итогов урока.

Учитель: Давайте сверимся с таблицей и определим, получили ли мы ожидаемые результаты. А теперь заполните табличку самооценки в «активной карточке». Ваша работа была очень плодотворной, надеюсь, у вас появился стимул более глубоко познакомиться с историей великой, сказочной, загадочной Индии.

Оценивает работу учащихся на уроке.

  1.  Инструктаж по домашнему заданию.

Обязательное задание: §22 читать, выучить даты 1857-1859, 1858, проработать вопросы IIV разделов (с.256), уметь читать карту.

По выбору: творческое задание (раздел V с.256)

Опережающее обучение: подготовить презентации к теме «Китай во второй половине XIX века»: 1) Первая опиумная война 1840-1842гг. 2) Тайпинское восстание 1850-1864гг.

  1.  Приложения

Приложение №1

Религия и касты в жизни индийского общества

Религия играла важную роль в жизни индийского общества, так как определяла мировоззрение людей, диктовала нормы поведения для повседневной жизни, обосновывала общественное устройство в стране, формировала определенные черты национального характера. Наиболее распространенные религии в Индии – это индуизм и ислам.

Индуизм.(слайд №1.1)

Индуизм – одна из древнейших на земле религий, зародилась она в Индии в IV тысячелетии до нашей эры. Отличительная особенность многобожие. Древние индусы считали, что боги обладают теми же душевными качествами, что и люди. Индусы глубоко верили, что все события предопределены судьбой, обо всем, что случалось, говорили: «Это написано на лбу». Главными богами индусов являются Брахма (Бог – творец мира), Шива (Бог – разрушитель) и Вишну (Бог – охранитель).

Ислам.(слайд 1.2.)

Ислам пришел в Индию благодаря арабским и мусульманским завоеваниям и распространился в северо-западных индийских землях и в Восточной Бенгалии с XVI века. Легендарный Акбар в 1580 году создал на основе ислама новую религию, дополнив ее наиболее нравственными элементами других религий. Но после его смерти ислам в его традиционной форме опять занял место официальной государственной религии державы Великих Моголов.

Варны.(слайд 1.3)

Общество Древней Индии делилось на сословия – варны, которые индийцы называют джати. Принадлежность к варне определялась по рождению, т.е. наследовалась от родителей.

Высшая варна – брахманы, или жрецы.

Кшатрии – воины (вся знать, цари и их семьи).

Вайшья – свободные общинники-земледельцы, ремесленники, торговцы.

Шудры – слуги.

Особая группа общества, наиболее униженная и обездоленная, называлась «неприкасаемые». Им доставалась самая грязная и унизительная работа (например, уборка нечистот, захоронение трупов и т.п.).

Брахманы, кшатрии и вайшья еще в детстве проходили особый обряд, после которого считались рожденными второй раз. Шудры такой чести не удостаивались, не говоря уж о неприкасаемых.

Касты.(слайд 1.4)

Кроме деления на варны по рождению, в Индии существовало и деление на касты – по профессиональной принадлежности. Это закрытые группы, имевшие монополию на одну определенную профессию каждая, но, в отличие от варн, кастовая принадлежность не была пожизненной: сменив профессию, индиец менял и касту.

«Разделяй и властвуй»

Британские колонизаторы, используя противоречия между представителями различных религий, варн и каст, умело применяли римский принцип «разделяй и властвуй». Уже в начале их господства серьезно обострились отношения между индусами и мусульманами. Эта вражда подкреплялась тем, что феодалы Индии были преимущественно мусульмане (наследие Великих Моголов), а большинство крестьян были индусами. Умело поддерживая огонь религиозной и кастовой вражды, англичане отвлекали индийцев от идей о едином фронте для борьбы с колонизаторами.

Приложение №2

Восстание сипаев.(слайд 2.1)

События, произошедшие в Индии в 1857-1859гг, называют по разному. Современные индийцы предпочитают названия «Война за независимость 1857 года» или «Первая война за независимость»; в Великобритании используют термины «Индийский мятеж», «Сипайская война», «Магометанское восстание». Разница в видении одного и того же исторического события очевидна. Мы в нашей работе представим вам наш взгляд на предпосылки, причины, ход восстания и его итоги.

Предпосылки восстания

При генерал-губернаторе английских владений Дальгаузи (1848-1857) обстановка в Индии накалилась. В этот период к территориям, находившимся в орбите влияния Ост-Индской компании, было присоединено несколько крупных областей: Ауд, Пенджаб, Пегу. Были так же объявлены владениями компании вассальные государства, правители которых умерли, не оставив прямых наследников. Дальгаузи отказался платить пенсии приемным сыновьям покойных правителей Карнатика, Танжора и Канпура. Таким образом, число недовольных правлением англичан значительно увеличилось. А центром организованного сопротивления колониальному режиму стали отряды сипаев.

Историческая справка (слайд 2.2)

Сипаи (от персидского sipahi - «воин») - наемные солдаты в колониальной Индии, рекрутировавшиеся британцами из местного населения. Самой большой была Бенгальская сипайская армия, а большинство ее командного состава были выходцами из высших варн – брахманов и кшатриев. Сипаи-мусульмане также принадлежали к высшим социальным слоям.

Дальгаузи сократил плату сипаям, которая и до этого была в разы меньше платы англичан - военных, урезал им пенсии и льготы. Сипайские полки стали использовать в завоевательных походах в другие страны. Индийские правители, которых также лишили привилегий, стали подстрекать сипаев к бунту.

Повод к восстанию

Последней искрой, которая разожгла огонь восстания, стала открытая издевательство колонизаторов над религиозными чувствами индийцев. Накануне восстания среди сипаев распространились слухи о том, что скоро индийское население начнут насильно обращать в христианство. В довершение отряды сипаев получили патроны, обернутые в предохранительную бумагу, пропитанную свиным или воловьим жиром. Надо заметить, что техника стрельбы тогда была такова, что эту бумагу с патрона солдат срывал зубами – то есть мусульмане вступали в контакт со винным салом, а всем известно, что они не едят запрещенную Кораном свинину, а индийцы пришли в ужас от необходимости контакта с воловьим жиром: корова – священное животное в Индии.

Ход восстания.(слайд 2.3)

За отказ принять патроны 9 мая 1857 года в Мирате к каторге были приговорены 85 сипаев-кавалеристов. Уже на следующий день началось восстание. Сипайская конница освободила арестованных и двинулась на Дели. Присоединившееся к восстанию мусульманское население города уничтожило около 500 европейцев и провозгласило султаном 80-летнего потомка Великих Моголов Бахадур-шаха, который был пенсионером Ост-Индской компании. Султан не сразу поддержал восставших, но все таки примкнул к ним. В это же время вспыхнуло восстание в Канпуре и Лакхнау.

Движение в Канпуре возглавил Нана-Сахиб (слайд 2.4) (настоящее имя Данду Пант), приемный сын правителя-пешвы, которого англичане лишили права наследовать престол княжества. Восставшие окружили находившихся в городе европейцев и их семьи: после 19-дневной осады гарнизон сдался на милость победителя. Однако Нана-Сахиб обманул англичан – все мужчины были расстреляны, а их жены и дети оставлены в качестве заложников.

Английскому гарнизону Лакхнау, княжество Джханси, повезло больше: ему удалось продержаться до прихода подкрепления. Возможно, не последнюю роль сыграло то, что в этом княжестве одним из руководителей повстанцев была вдова махараджи Лакшми-Бай (слайд 2.5), приемного сына которой также лишили права на престол. Эта героическая женщина водила в бой кавалерийский отряд, и мужчины ей беспрекословно подчинялись. Погибла она в бою под Гвалиором.

Документ

Повстанцы Дели обратились к населению Индии с воззванием: Пусть будет известно всем индусам и мусульманам, жителям Индии, что управление собственной страной является одним из величайших благ, дарованных небом. Не тиранам англичанам управлять нами… Объединимся же для общей защиты жизни, имущества, религии и изгоним англичан. Пусть все мусульмане и индусы предоставят посильную помощь. Мы боремся не за материальные ценности, а за нашу веру. Большой и малый – все равны в священной войне.

Сипайские части Ауда и Бенгалии присоединились к восставшим, однако мадрасские и бомбейские полки остались верными англичанам. Таким образом, восстание охватило преимущественно территорию долины Ганга. Хайдарабад и Марахатская конфедерация повстанцев не поддержали. Англичанам также удалось склонить на свою сторону сикхов Пенджаба, используя их антимусульманские настроения. В центральной Индии к восстанию примкнуло лишь несколько местных князей.

Британская администрация попыталась своими силами подавить восстание, направив три отряда на Дели, Канпур и Лакхнау. Штурм Дели продолжался неделю. Против 30 тыс. сипаев сражалось 8 тыс. англичан и отряд пенджабских сикхов; половина европейцев погибла. После взятия Дели англичане изгнали все индийское население, жестоко расправились с повстанцами (слайд 2.6). Британская артиллерия расстреляла главную мечеть и окрестные здания, где проживала мусульманская элита Индии. Бахадур-шах был арестован, два его сына и внук расстреляны. Последний из Великих Моголов умер в Рангуне в 1862 году. Повстанцев казнили с помощью пушек. Тела разлетались на куски, но сипаи встречали смерть молча, с высоко поднятой головой.

Последствия восстания

В 1858 году Британская Ост-Индская компания была распущена, а управление Индией передано государству. Было сформировано новое правительство, а генерал-губернатор Индии получил титул вице-короля. Он провозгласил религиозную терпимость, допустил индусов на госслужбу. Королева Виктория издала обращение, в котором обещала «свято уважать права, честь и достоинство туземных князей», подчеркнула неприкосновенность земельной феодальной собственности, запрещено было повышать налоги.

И хотя восстание сипаев не достигло своей цели, оно наглядно продемонстрировало колонизаторам стойкость духа и неистребимую любовь к свободе индийцев.

Приложение №3

Бал Гангадхар Тилак.(слайд №8)

Вождь демократического крыла национального движения Индии родился в 1856 году в знатной брахманской семье. Получил высшее филологическое и историческое образование в Пуне, являлся видным ученым – историком. В юности его любимыми героями были Гарибальди и Мадзини. Вместе с несколькими друзьями Тилак создал в Пуне независимую среднюю школу, где преподавание было пропитано патриотическим духом, а в 1880 основал газету «Кесари» («Лев»). Тилак принимал активнейшее участие в создании ИНК, и когда в партии возникло два течения – возглавил левое, демократическое («крайние») (слайд 9). В Махараштре, на своей родине, Тилак создавал молодежные национальные спортивные организации, организовывал народные празднества в честь национальных героев, призывал к решительной борьбе с колонизаторами. Он и его сторонники считали, что ИНК достигнет своих целей только тогда, когда в борьбу будут втянуты широкие массы народа. Но вооруженную борьбу Тилак отвергал. Он призывал крестьян к борьбе под религиозными лозунгами, идиализировал касты и древние верования. Его тактика предусматривала расширение бойкота английских товаров и организацию массовой кампании сопротивления колониальным властям путем демонстративного нарушения английских законов без применения насилия. Он называл это «пассивным сопротивлением». Вскоре английские власти увидели в лице Тилака опасного противника, и в 1897 г он был арестован и заключен на 6 лет в тюрьму.

PAGE   \* MERGEFORMAT 4


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82936. Разработка схемы алгоритма вычисления таблицы значений функции 242 KB
  Метод трапеций — метод численного интегрирования функции одной переменной, заключающийся в замене на каждом элементарном отрезке подынтегральной функции на многочлен первой степени, то есть линейную функцию. Площадь под графиком функции аппроксимируется прямоугольными трапециями.
82937. Проектирование питомника декоративных древесных видов в г. Курск 675 KB
  Задачами работы является: изучение природных условий города и подбор соответствующего ассортимента древесных растений расчёт производственной мощности проектируемого питомника; определение сроков выращивания посадочного материала закладка и выпуск материалам по школам...
82938. ОСОБЛИВОСТІ РОБОТИ З ПОЛІФОНІЧНИМ ТВОРОМ У КЛАСІ БАНДУРИ 376.5 KB
  Таким чином сутність поліфонії вдало визначається найтиповішими її визначеннями ансамбль рівноправних мелодій; функціонально спаяна система голосів із самостійним інтонаційним рельєфом руху; багатоголосся в якому голоси мелодично самостійні й водночас обєднуються гармонією в одночасному звучанні.
82939. Дидактичне проектування гуртка «Художня обробка соломки» 4.76 MB
  Позашкільна освіта й виховання є складовою системи безперервної освіти. Вона історично базується на традиціях виховання особистості, що їх сформували представники різних національних спільнот України, і є сприятливим соціокультурним середовищем для проведення різнопланової виховної роботи...
82940. СТАТИСТИКА ВИТРАТ І ЦІН ВИРОБНИЦТВА 76.9 KB
  Висока ціна означає, що річ дорога і її купівля вимагає великих грошових витрат, низька ціна — дешевизну і менше навантаження на кишеню покупця. Однак ціна, а точніше, ціни, вся їх сукупність являють собою не тільки індивідуальну, особисту, а й суспільну, соціальну категорію.
82941. ПРОЕКТ УЧАСТКА АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ 1.02 MB
  Кемеровская область расположена на юго-востоке Западной Сибири, занимая отроги Алтая и Саян. Большая разность высот поверхности определяет разнообразие природных условий. Наивысшая точка — голец Верхний Зуб на границе с Республикой Хакасия поднимается на 2178 м, наименьшая — 78 метров над уровнем...
82942. Учет прихода-расхода компьютерных комплектующих на мелкооптовой базе 1.07 MB
  В программу можно вводить простыми действиями расход и приход товара добавлять товары и их количество на складе с возможностью редактирования введенных данных что препятствует возникновению ошибок при расчете и минимизирует количество ошибок при вводе данных.
82943. Продажа мороженого 78.78 KB
  Маркетинговые исследования рынка продажи мороженого в поселке Балезино. В состав мороженого входит молочный жир белки углеводы необходимые для организма минеральные вещества витамин С содержится в плодово ягодном мороженом.
82944. Аналіз фінансових результатів діяльності підприємства ПАТ «Ніжинський хліб» 709.5 KB
  Мета дослідження полягає в обґрунтуванні та поглибленні теоретичних, методичних, організаційно-економічних аспектів та систематизації вже існуючих наукових здобутків на ниві управління персоналом.