58029

Завершение формирования мировых колониальных империй. Международные отношения в последней трети XIX века

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: Сформировать представление об Индии во второй половине XIX века; ознакомить с принципами колониальной политики Британии в Индии; раскрыть причины ход и результаты восстание сипаев; формировать собственные суждения об идеологии бремени белого человека...

Русский

2014-04-18

122 KB

48 чел.

Структура плана-конспекта урока

Всемирная история 

9 класс

Тема 5: Завершение формирования мировых колониальных империй. Международные отношения в последней трети XIX века (4 часа)

Тема урока: Британское господство в Индии.

Цели: Сформировать представление об Индии во второй половине XIX века; ознакомить с принципами колониальной политики Британии в Индии; раскрыть причины, ход и результаты восстание сипаев; формировать собственные суждения об идеологии «бремени белого человека»; характеризовать политику кастового и религиозного разобщения; ознакомит с причинами и результатами британско-французского соперничества в Индии; анализировать противоречивость последствий колониального господства Британии для Индии; развивать умение оценивать деятельность первой политической партии Индии – Индийского национального конгресса; совершенствовать умение анализировать документы и факты; умение работать в группах.

Ожидаемые результаты для учащихся.

После этого урока вы сможете:

  1.  Характеризовать колониальную политику Британии в Индии во второй половине XIX века.
  2.  Давать оценку методам управления колониальных властей.
  3.  Раскрывать причины и итоги британско-французского соперничества в Индии.
  4.  Раскрывать причины, ход и результаты восстания сипаев, причины его поражения.
  5.  Характеризовать как исторические личности национальных героев Индии княгиню Лакшми-Бай, Ахмад-шаха, Нана Сахиба.
  6.  Характеризовать причины, приведшие к созданию легальной индийской политической партии – Индийского национального конгресса (ИНК) и давать оценку ее деятельности.
  7.  Высказывать собственное суждение относительно мифа о «бремени белого человека».
  8.  Сумеете ответить на проблемный вопрос:

Почему большинство населения Индии не приняло участия в восстании сипаев 1857 – 1859 года?

Тип урока: Урок сообщения и усвоения новых знаний.

Форма урока: Комбинированный

Основные понятия и термины: Ост-Индская компания, генерал-губернатор, варны, касты, ислам, сипаи, Бенгал, Пенджаб, Дели, Индийский национальный конгресс (ИНК).

Основные даты: 1857-1859гг. – восстание сипаев; 1858г. – роспуск Ост-Индской компании; 1876г. – принятие королевой Викторией титула «императрицы Индии»; декабрь 1885г. – создание ИНК.

Исторические личности: Джханси Лакшми-Бай, Нана Сахиб, Б. Тилак.

Методическое обеспечение:

  1.  Всемирная история. Учебник для 9-го класса общеобразовательных учебных заведений/ Я.М.Бердичевский, И.Я.Щупак, Л.В.Морозова. – Запорожье: «Премьер», 2009.
  2.  Всесвітня історія. Підручник для 9-го класу загальноосвітніх навчальних закладів/С.О.Осмоловський, Т.В.Ладиченко. – К: «Генеза», 2009.
  3.  Исторический атлас. Всемирная история. Новая история (конец XVIII – начало ХХ вв). 9 класс/ К: ДНВП «Картография», 2005.
  4.  Мультимедийная доска и проектор, диски DVD-RW с презентациями «Восстание сипаев», «Религия и касты в жизни индийского общества», «Бал Гангадхар Тилак»
  5.  Карта мира «конец XVIII – начало XX вв).
  6.  Активная карточка ученика.
  7.  Рабочая тетрадь.

Дополнительные источники информации:

  1.  Всемирная история в 10-ти томах. Т.VIII. Новое время. Гл. редактор Е.М.Жуков. – М: Государственное издательство политической литературы, 1957. – 896с.
  2.  Энциклопедия для детей. Т.1. Всемирная история – 4-е издание, исправленное и переработанное./Гл.ред. М.Д.Аксенова. – М: Аванта+, 1997. – 688с.
  3.  Словник-довідник. Всесвітня історія. /Укладач Є.І.Балюта. – Х.: «Країна мрій», 2008. – 240с.
  4.  Интернет – ресурсы:
  •  www.megabook.ru/artikl.asp
  •  www.revolution.allbest.ru/history/d00147538.html
  •  www.student.rm.ru/ref-show-frame.asp

Структура урока.

  1.  Организационный момент (1 мин).
  2.  Актуализация опорных знаний и умений (3 мин): 

1) Вступительное слово учителя.

2) Актуализационная беседа.

3) Работа с картой и над понятиями.

  1.  Мотивация учебной деятельности (2 мин): объяснительно-иллюстративный метод (на экране – слайд, изображение сопровождается индийской народной музыкой, на этом фоне учитель мотивирует учащихся к изучению темы)
  2.  Сообщение темы урока и ожидаемых результатов (3 мин). 

1) Ознакомление учащихся с планом урока.

2) Формирование учащимися ожидаемых результатов

Учитель формулирует проблемный вопрос и акцентирует внимание учащихся на «активной карточке ученика», выбирает добровольцев, заданием которых будет систематизировать, обобщить материал и сделать по каждому изучаемому вопросу.

  1.  Изучение нового материала (30 мин)
  2.  Британское господство в Индии (6 мин)

- мини-лекция учителя, в ходе которой учащиеся создают в тетради «ассоциативную гроздь» на словосочетание «колонизация Индии», добавляя сегменты по ходу лекции;

- по окончании работы учитель предлагает 2-3 учащимся зачитать свои работы.

  1.  Система колониального управления Индией (6 мин)

- самостоятельное изучение материала п.2 §22 учебника Я.Бердичевского;

- работа в группах по составлению схем;

- обобщающая мини-дискуссия.

  1.  Политика кастового и религиозного разобщения (4 мин)

- презентация проекта, подготовленного творческой группой учащихся к уроку.

  1.  Восстание сипаев (8 мин).

- презентация проекта,   подготовленного творческой группой учащихся к уроку;

- анализ исторических документов;

- анализ свидетельств очевидцев;

- мини-исследования внутри проекта «Личность в истории»;

- составление слушателями тезисов к теме, запись дат, имен в тетради.

  1.  Миф о «бремени белого человека» (6 мин).

- мини-лекция учителя, в которой использованы межпредметные связи (литература, Д.Р.Киплинг, стихотворение «Бремя белого человека»);

- содоклад на тему «Личность в истории», подготовленный учащимся (опережающее обучение)

- «мозговой штурм»

  1.  Систематизация и обобщение новых знаний и умений проводится путем ответа на проблемный вопрос и итоговой работы творческих групп (3 мин) 
  2.  Рефлексия и подведение итогов урока: учащиеся анализируют результативность урока, сверяясь с ожидаемыми результатами, подсчитывают баллы в «активных карточках», учитель проводит оценивание работы учащихся на уроке (2 мин)
  3.  Инструктаж по выполнению домашнего задания. Оно дифференцированное: обязательная часть и по выбору (как к уже изученной на уроке теме, так и в качестве опережающего – к теме следующего урока) (2 мин).
  4.  При наличии времени – для контроля усвоения знаний проводится экспресс-тест

(12 вопросов с одним правильным ответом из трех предложенных)

План урока

  1.  Британское господство в Индии.
  2.  Система колониального управления Индией.
  3.  Политика кастового и религиозного разобщения.
  4.  Восстание сипаев.
  5.  Миф о «бремени белого человека».

Ход урока

  1.  Организационный момент.
  2.  Актуализация опорных знаний и умений.
  3.  Вступительное слово учителя: При изучении темы «Викторианская Британия» вы уже ознакомились с принципами внешней политики этой страны в XIX веке, с ее колониальной экспансией. На этом уроке вам предстоит более детально рассмотреть политическую ситуацию в самой большой колонии Великобритании – в Индии – во второй половине XIX столетия. Предлагаю вам поработать с картой и ответить на вопросы

2-3) а) Покажите на карте колониальные владения Великобритании в XIX  веке.

б) Чьи это слова: «У Британии нет вечных врагов, у Британии нет вечных друзей. У Британии есть лишь вечные интересы»? (Лорд Г. Пальмерстон)

в) Дайте определение понятиям «колониям», «колониальная империя» (Колония – страна или территория, которая находится под властью иностранного государства (метрополии) и лишена политической и экономической самостоятельности. Колониальная империя – большое монархическое государство, имеющее большие колониальные владения).

г) Кто в 1876 году был провозглашен «императрицей Индии»? (королева Виктория)

д) Какие события вынудили правительство Великобритании ликвидировать управлявшую Индией Ост-Индскую торговую компанию? (восстание сипаев 1857-1859гг).

е) Что такое «белые колонии»? Назовите их. (образованные переселенцами – европейцами Капская земля, Наталь, Австралия, Новая Зеландия, Канада).

ж) Что такое варны? (это группы, на которые подразделялось все коренное население Индии в зависимости от происхождения. Перейти из одной варны в другую невозможно).

з) Что такое касты? (группы по профессиональной принадлежности. Переход в другую касту возможен).

  1.   Мотивация учебной деятельности.

На экране – слайд №1 – Герб княжества Карнатака. Звучит индийская народная музыка.

Учитель: Синдху – так называли свою реку обитатели страны, раскинувшейся по ее берегам; грекам она была известна как Индос, а сами аборигены – как инды. Легко и естественно, сохранив своеобразие, перенеслось из Азии в Европу и зазвучало на многих языках чарующее слово – «Индия» (слайд №2 Тадж-Махал). Страна чая, хлопка, рубинов, изумрудов, слонов, священных коров, удивительно талантливых, мудрых людей уже с момента ее открытия европейцами стала объектом для колониальной агрессии. Португалия, Голландия, Франция и Англия повели борьбу за установление господства над этой сказочно богатой землей. С  XVIII века, после развала империи Моголов, англичане явно стали лидировать в этой борьбе, итогом которой стало провозглашение в 1876 году британской королевы Виктории «императрицей Индии».

На этом уроке вам предстоит ознакомиться с одним из самых трагических периодов истории Индии, когда эта страна была полностью порабощена могущественной «владычицей морей» - Великобританией. Вы узнаете, как индийцы пытались отвоевать свободу, проанализируете причины поражения восстания сипаев, сможете сравнить темпы экономического развития стран, не знавших порабощения, и Индии, находившейся в колониальной зависимости от Великобритании вплоть до 1947 года.

  1.   Сообщение темы урока и ожидаемых результатов.

Учитель: Итак, тема сегодняшнего урока: «Британское господство в Индии». Ознакомьтесь с планом урока и запишите его в тетради (слайд №3)

  1.  Британское господство в Индии.
  2.  Система колониального управления Индией.
  3.  Политика кастового и религиозного разобщения.
  4.  Восстание сипаев.
  5.  Миф о «бремени белого человека».

Теперь попробуйте сформулировать ваши ожидания от урока, используя заготовку (таблица «Чего я жду от урока», метод незаконченного предложения:

- Я хочу узнать больше о …

- Я смогу анализировать …

- Я смогу давать собственную оценку …

- Я смогу провести параллели …

- Я усовершенствую свои способности устанавливать причинно-следственные связи …)

Действительно, после этого урока вы сможете:

  1.  Характеризовать колониальную политику Британии в Индии во второй половине XIX века.
  2.  Давать оценку методам управления колониальных властей.
  3.  Раскрывать причины и итоги британско-французского соперничества в Индии.
  4.  Раскрывать причины, ход и результаты восстания сипаев, причины его поражения.
  5.  Характеризовать как исторические личности национальных героев Индии княгиню Лакшми-Бай, Ахмад-шаха, Нана Сахиба.
  6.  Характеризовать причины, приведшие к созданию легальной индийской политической партии – Индийского национального конгресса (ИНК) и давать оценку ее деятельности.
  7.  Высказывать собственное суждение относительно мифа о «бремени белого человека».
  8.  Сумеете ответить на проблемный вопрос:

Почему большинство населения Индии не приняло участия в восстании сипаев 1857 – 1859 года?

У каждого из вас есть «активная карточка учащегося», в которую на протяжении урока вы будете заносить свои заработанные балы, а в конце урока заполните табличку самооценки.

  1.  Изучение нового материала.
  2.  Британское господство в Индии (лекция)

Учитель предлагает учащимся создать в тетради «ассоциативную гроздь», добавляя сегменты по ходу лекции

Колонизация Индии

Индия, страна сказочных богатств, всегда привлекала завоевателей (слайд №4 герб Британской Индии). Но ни одно завоевание не было столь разрушительным, как колонизация ее англичанами. Британская империя не просто грабила – была создана целая система выкачивания всего, что было в Индии ценного. Полезные ископаемые, сырье, продукты труда миллионов индийцев переплавлялись в английское золото. Непомерные налоги и потоки дешевых английских товаров уничтожали древние ремесла. Поборы колонизаторов приводили крестьян к существованию на грани голодной смерти. Пришла в упадок жизненно важная система орошения земель. Многовековой уклад жизни стремительно рушился. Но процесс колонизации Индии совсем не был для Британии простым делом и растянулся на много десятилетий, начиная со второй половины XVIII века и практически завершился лишь в 50-х годах XIX столетия. Чтоб захватить и полностью подчинить страну, которая имела огромную территорию и состояла из множества княжеств, англичане использовали разные способы: военную силу, дипломатические маневры, хитрость, подкуп знати и многое другое. Им если на первом этапе захвата, в XVIII столетии, английские купцы вывозили золото, драгоценные камни, пряности и превращали это все в капитал для строительства фабрик и заводов, то в последующие десятилетия все больший интерес для них представляли природные ресурсы индии. Уже в первой половине XIX века англичане создают плантации, где выращивают хлопок, табак, чай, и др. культуры, и отправляют их на переработку в Англию. Таким образом, Индия превратилась в источник сырья для британской промышленности, которая  быстро развивалась. Благодаря индийскому хлопку работали многочисленные текстильные фабрики в Ливерпуле, Манчестере и других городах Англии. А сама Индия становится выгодным рынком сбыта для английских промышленных товаров.

Многие годы управление Индией было в руках «Британской Ост-Индской компании», созданной в 1600 году с разрешения королевы Елизаветы І (слайд №5 герб Ост-Индской компании). Купцы-акционеры компании имели монополию на торговлю со всеми странами Индийского и Тихого океанов. В 1639 году в городе Мадрас англичане основали свою первую крепость – форт Святого Георгия, в 1668 году во владение компании перешел Бомбей, в 1690 она основала портовый город Калькутту (слайд №6 карта Индии). С 1744 по 1761 гг. компания вела войну с французской Ост-Индской компанией за господство в Индии. Победили англичане, после чего у Франции на индийской территории остались лишь незначительные торговые позиции.

Британцы в Индии проводили политику «разделяй и властвуй», подкупая местных феодалов и князьков. Чтобы удешевить для себя китайский чай, представители компании захватили и разорили огромными налогами область Бенгалию. Как следствие – масштабный голод. Выжившие индийцы стали дармовой рабочей силой для выращивания опиума, который англичане стали весьма выгодно обменивать на китайский чай. Уже через несколько лет наркомания стала серьезной проблемой китайских провинций – производительниц чая.

Основными источниками дохода британско-индийских властей были земельный налог и правительственная монополия на опиум и соль, которые давали почти 85% всех доходов. Цены на соль были подняты настолько, что этот жизненно необходимый продукт стал роскошью для крестьянина и бедного городского ремесленника.

Военное дело, дипломатическая работа и административная деятельность на захваченных территориях с середины XVIII века стали занимать все больше места в деятельности британской Ост-Индской компании, и она из торгового предприятия превратилась в колониальную власть. В 1773 году британский парламент объявил губернатора компании генерал-губернатором всех владений Великобритании в Индии. Компания приобрела огромные земельные владения, для их охраны строила крепости, формировала и содержала собственные вооруженные силы.

(проверка 2-3 работ в тетрадях)

  1.  Система колониального управления Индией.

Учащимся предлагается самостоятельно изучить вопрос при помощи текста учебника (Я. Бердичевский «Всемирная история. 9 кл. с.250-251, п.2) и закрепить материал, составив схемы (учащиеся работают в группах)

Учитель проверяет результаты, оценивает лучшие схемы и предлагает учащимся сделать вывод о характере колониального управления Индией.

  1.  Политика кастового и религиозного разобщения (творческая группа №1 представляет презентацию проекта, подготовленного к этому уроку (метод опережающего обучения, приложение №1))
  2.  Восстание сипаев (творческая группа №2 представляет презентацию проекта, подготовленного к этому уроку (метод опережающего обучения, приложение №2))

По ходу презентации учащиеся самостоятельно записывают в тетради даты,

имена, события.

  1.  Миф о «бремени белого человека».

Учитель: наверное, нет среди вас того, кто не знаком с произведением Джозефа Редьярда Киплинга «Маугли» - о маленьком индийском мальчике, выросшем в джунглях. Этот английский писатель и поэт является так же автором другого, очень неоднозначного произведения – стихотворения «Бремя белого человека», где есть такие строки:

«…Несите бремя белых,

И лучших сыновей

На тяжкий труд пошлите

За тридевять морей;

На службу к покоренным,

Угрюмым племенам

Наполовину людям,

Наполовину дикарям.

При жизни тебе не видеть

Порты, шоссе, мосты –

Так строй их, оставляя

Могилы таких, как ты!»

Так родился миф о «бремени белого человека», о том, как «белые» - британцы – несли цивилизацию и культуру «отсталым» народам Азии и Африки.

Нельзя отрицать, что британский колониализм привел к некоторым позитивным изменениям в Индии. Уже к концу XIX века страна стала частью мирового капиталистического хозяйства, возникли первые национальные фабрики, быстро рос индийский капитал, велось железнодорожное строительство.

В ходе реформы образования были созданы средние школы с европейской программой обучения, а в 1857 в Калькутте, Мадрасе и Бомбее открылись университеты. Представители высших каст получили доступ к британскому образованию, и в Индии стала формироваться национальная интеллигенция: появились индийцы – врачи, адвокаты, преподаватели. Росло национальное самосознание прогрессивной части индийской интеллигенции и буржуазии.

Но феодальные пережитки обусловили растущее аграрное перенаселение, почвы истощались, урожайность год от года снижалась. Только в 1876-1878 от голода умерло 2,5млн индийцев.

На этом фоне, наблюдая возрастающую политическую активность индийской национальной элиты, британские власти разрешили создать общеиндийскую легальную политическую организацию. В 1885 году в Бомбее прошел учредительный съезд Индийского национального конгресса (ИНК) (слайд №7), который в дальнейшем сыграл исключительно важную роль в политической борьбе народов Индостана. Англичане разрешили создать эту партию, так ее руководство избрало не революционные методы борьбы, а тактику постепенного давления на власти для удовлетворения своих требований. Одним из ярких представителей руководства  ИНК был Бал Гангадхар Тилак, и о нем нам расскажет мой содокладчик (выступление ученика, подготовившего материал о Б.Г.Тилаке («Личность в истории», опережающее обучение), приложение №3, слайды №8, 9).

Учитель: в период зарождения и развития капитализма в ведущих странах Азии происходит некоторое изменение колониальных методов управления, они становятся более цивилизованными. Это дает возможность европейским интеллектуалам говорить об особенной культурной миссии белого человека в странах Востока. Общественные политические деятели стали заявлять, что с приходом европейцев в страны Азии и Африки жизнь коренных народов улучшилась. Они получили возможность пользоваться результатами прогресса, приобщаться к современным знаниям. Влиятельные политики выступали против «крайностей» колониальной политики и выдвигали требования сделать ее более «культурной», а в целом они оправдывали ее. Например, лидер немецких социалистов Е.Бернштейн утверждал: «Мы должны отказаться от утопической идеи покинуть колонии…Определенная опека культурными народами некультурных народов является необходимостью…»

Таким образом, подавляющее большинство европейских политиков и общественных деятелей поддерживали миф о «бремени белого человека» относительно народов Азии и Африки.

Закрепление материала проводится методом «мозгового штурма»

  •  Чем европейские политики XIX века оправдывали колониальную эксплуатацию покоренных народов?
  •  Какие конкретно блага цивилизации принесли европейцы в Индию?
  •  Как отражалась европейская система образования на развитии культуры Индии?
  •  Можно ли считать благом «европеизацию» интеллектуальной элиты Индии?
  •  Способствовали ли колониальные власти сглаживанию кастовых и религиозных различий в обществе? Почему?
  1.   Систематизация и обобщение новых знаний и умений.

Учитель предлагает учащимся ответить на проблемный вопрос: Почему большинство населения Индии не приняло участия в восстании сипаев 1857-1859гг.?

Учащиеся, получившие индивидуальные задания в начале урока по систематизации материала, выступают со своими итоговыми тезисами по каждому из изучаемых вопросов нового материала.

  1.  Рефлексия и подведение итогов урока.

Учитель: Давайте сверимся с таблицей и определим, получили ли мы ожидаемые результаты. А теперь заполните табличку самооценки в «активной карточке». Ваша работа была очень плодотворной, надеюсь, у вас появился стимул более глубоко познакомиться с историей великой, сказочной, загадочной Индии.

Оценивает работу учащихся на уроке.

  1.  Инструктаж по домашнему заданию.

Обязательное задание: §22 читать, выучить даты 1857-1859, 1858, проработать вопросы IIV разделов (с.256), уметь читать карту.

По выбору: творческое задание (раздел V с.256)

Опережающее обучение: подготовить презентации к теме «Китай во второй половине XIX века»: 1) Первая опиумная война 1840-1842гг. 2) Тайпинское восстание 1850-1864гг.

  1.  Приложения

Приложение №1

Религия и касты в жизни индийского общества

Религия играла важную роль в жизни индийского общества, так как определяла мировоззрение людей, диктовала нормы поведения для повседневной жизни, обосновывала общественное устройство в стране, формировала определенные черты национального характера. Наиболее распространенные религии в Индии – это индуизм и ислам.

Индуизм.(слайд №1.1)

Индуизм – одна из древнейших на земле религий, зародилась она в Индии в IV тысячелетии до нашей эры. Отличительная особенность многобожие. Древние индусы считали, что боги обладают теми же душевными качествами, что и люди. Индусы глубоко верили, что все события предопределены судьбой, обо всем, что случалось, говорили: «Это написано на лбу». Главными богами индусов являются Брахма (Бог – творец мира), Шива (Бог – разрушитель) и Вишну (Бог – охранитель).

Ислам.(слайд 1.2.)

Ислам пришел в Индию благодаря арабским и мусульманским завоеваниям и распространился в северо-западных индийских землях и в Восточной Бенгалии с XVI века. Легендарный Акбар в 1580 году создал на основе ислама новую религию, дополнив ее наиболее нравственными элементами других религий. Но после его смерти ислам в его традиционной форме опять занял место официальной государственной религии державы Великих Моголов.

Варны.(слайд 1.3)

Общество Древней Индии делилось на сословия – варны, которые индийцы называют джати. Принадлежность к варне определялась по рождению, т.е. наследовалась от родителей.

Высшая варна – брахманы, или жрецы.

Кшатрии – воины (вся знать, цари и их семьи).

Вайшья – свободные общинники-земледельцы, ремесленники, торговцы.

Шудры – слуги.

Особая группа общества, наиболее униженная и обездоленная, называлась «неприкасаемые». Им доставалась самая грязная и унизительная работа (например, уборка нечистот, захоронение трупов и т.п.).

Брахманы, кшатрии и вайшья еще в детстве проходили особый обряд, после которого считались рожденными второй раз. Шудры такой чести не удостаивались, не говоря уж о неприкасаемых.

Касты.(слайд 1.4)

Кроме деления на варны по рождению, в Индии существовало и деление на касты – по профессиональной принадлежности. Это закрытые группы, имевшие монополию на одну определенную профессию каждая, но, в отличие от варн, кастовая принадлежность не была пожизненной: сменив профессию, индиец менял и касту.

«Разделяй и властвуй»

Британские колонизаторы, используя противоречия между представителями различных религий, варн и каст, умело применяли римский принцип «разделяй и властвуй». Уже в начале их господства серьезно обострились отношения между индусами и мусульманами. Эта вражда подкреплялась тем, что феодалы Индии были преимущественно мусульмане (наследие Великих Моголов), а большинство крестьян были индусами. Умело поддерживая огонь религиозной и кастовой вражды, англичане отвлекали индийцев от идей о едином фронте для борьбы с колонизаторами.

Приложение №2

Восстание сипаев.(слайд 2.1)

События, произошедшие в Индии в 1857-1859гг, называют по разному. Современные индийцы предпочитают названия «Война за независимость 1857 года» или «Первая война за независимость»; в Великобритании используют термины «Индийский мятеж», «Сипайская война», «Магометанское восстание». Разница в видении одного и того же исторического события очевидна. Мы в нашей работе представим вам наш взгляд на предпосылки, причины, ход восстания и его итоги.

Предпосылки восстания

При генерал-губернаторе английских владений Дальгаузи (1848-1857) обстановка в Индии накалилась. В этот период к территориям, находившимся в орбите влияния Ост-Индской компании, было присоединено несколько крупных областей: Ауд, Пенджаб, Пегу. Были так же объявлены владениями компании вассальные государства, правители которых умерли, не оставив прямых наследников. Дальгаузи отказался платить пенсии приемным сыновьям покойных правителей Карнатика, Танжора и Канпура. Таким образом, число недовольных правлением англичан значительно увеличилось. А центром организованного сопротивления колониальному режиму стали отряды сипаев.

Историческая справка (слайд 2.2)

Сипаи (от персидского sipahi - «воин») - наемные солдаты в колониальной Индии, рекрутировавшиеся британцами из местного населения. Самой большой была Бенгальская сипайская армия, а большинство ее командного состава были выходцами из высших варн – брахманов и кшатриев. Сипаи-мусульмане также принадлежали к высшим социальным слоям.

Дальгаузи сократил плату сипаям, которая и до этого была в разы меньше платы англичан - военных, урезал им пенсии и льготы. Сипайские полки стали использовать в завоевательных походах в другие страны. Индийские правители, которых также лишили привилегий, стали подстрекать сипаев к бунту.

Повод к восстанию

Последней искрой, которая разожгла огонь восстания, стала открытая издевательство колонизаторов над религиозными чувствами индийцев. Накануне восстания среди сипаев распространились слухи о том, что скоро индийское население начнут насильно обращать в христианство. В довершение отряды сипаев получили патроны, обернутые в предохранительную бумагу, пропитанную свиным или воловьим жиром. Надо заметить, что техника стрельбы тогда была такова, что эту бумагу с патрона солдат срывал зубами – то есть мусульмане вступали в контакт со винным салом, а всем известно, что они не едят запрещенную Кораном свинину, а индийцы пришли в ужас от необходимости контакта с воловьим жиром: корова – священное животное в Индии.

Ход восстания.(слайд 2.3)

За отказ принять патроны 9 мая 1857 года в Мирате к каторге были приговорены 85 сипаев-кавалеристов. Уже на следующий день началось восстание. Сипайская конница освободила арестованных и двинулась на Дели. Присоединившееся к восстанию мусульманское население города уничтожило около 500 европейцев и провозгласило султаном 80-летнего потомка Великих Моголов Бахадур-шаха, который был пенсионером Ост-Индской компании. Султан не сразу поддержал восставших, но все таки примкнул к ним. В это же время вспыхнуло восстание в Канпуре и Лакхнау.

Движение в Канпуре возглавил Нана-Сахиб (слайд 2.4) (настоящее имя Данду Пант), приемный сын правителя-пешвы, которого англичане лишили права наследовать престол княжества. Восставшие окружили находившихся в городе европейцев и их семьи: после 19-дневной осады гарнизон сдался на милость победителя. Однако Нана-Сахиб обманул англичан – все мужчины были расстреляны, а их жены и дети оставлены в качестве заложников.

Английскому гарнизону Лакхнау, княжество Джханси, повезло больше: ему удалось продержаться до прихода подкрепления. Возможно, не последнюю роль сыграло то, что в этом княжестве одним из руководителей повстанцев была вдова махараджи Лакшми-Бай (слайд 2.5), приемного сына которой также лишили права на престол. Эта героическая женщина водила в бой кавалерийский отряд, и мужчины ей беспрекословно подчинялись. Погибла она в бою под Гвалиором.

Документ

Повстанцы Дели обратились к населению Индии с воззванием: Пусть будет известно всем индусам и мусульманам, жителям Индии, что управление собственной страной является одним из величайших благ, дарованных небом. Не тиранам англичанам управлять нами… Объединимся же для общей защиты жизни, имущества, религии и изгоним англичан. Пусть все мусульмане и индусы предоставят посильную помощь. Мы боремся не за материальные ценности, а за нашу веру. Большой и малый – все равны в священной войне.

Сипайские части Ауда и Бенгалии присоединились к восставшим, однако мадрасские и бомбейские полки остались верными англичанам. Таким образом, восстание охватило преимущественно территорию долины Ганга. Хайдарабад и Марахатская конфедерация повстанцев не поддержали. Англичанам также удалось склонить на свою сторону сикхов Пенджаба, используя их антимусульманские настроения. В центральной Индии к восстанию примкнуло лишь несколько местных князей.

Британская администрация попыталась своими силами подавить восстание, направив три отряда на Дели, Канпур и Лакхнау. Штурм Дели продолжался неделю. Против 30 тыс. сипаев сражалось 8 тыс. англичан и отряд пенджабских сикхов; половина европейцев погибла. После взятия Дели англичане изгнали все индийское население, жестоко расправились с повстанцами (слайд 2.6). Британская артиллерия расстреляла главную мечеть и окрестные здания, где проживала мусульманская элита Индии. Бахадур-шах был арестован, два его сына и внук расстреляны. Последний из Великих Моголов умер в Рангуне в 1862 году. Повстанцев казнили с помощью пушек. Тела разлетались на куски, но сипаи встречали смерть молча, с высоко поднятой головой.

Последствия восстания

В 1858 году Британская Ост-Индская компания была распущена, а управление Индией передано государству. Было сформировано новое правительство, а генерал-губернатор Индии получил титул вице-короля. Он провозгласил религиозную терпимость, допустил индусов на госслужбу. Королева Виктория издала обращение, в котором обещала «свято уважать права, честь и достоинство туземных князей», подчеркнула неприкосновенность земельной феодальной собственности, запрещено было повышать налоги.

И хотя восстание сипаев не достигло своей цели, оно наглядно продемонстрировало колонизаторам стойкость духа и неистребимую любовь к свободе индийцев.

Приложение №3

Бал Гангадхар Тилак.(слайд №8)

Вождь демократического крыла национального движения Индии родился в 1856 году в знатной брахманской семье. Получил высшее филологическое и историческое образование в Пуне, являлся видным ученым – историком. В юности его любимыми героями были Гарибальди и Мадзини. Вместе с несколькими друзьями Тилак создал в Пуне независимую среднюю школу, где преподавание было пропитано патриотическим духом, а в 1880 основал газету «Кесари» («Лев»). Тилак принимал активнейшее участие в создании ИНК, и когда в партии возникло два течения – возглавил левое, демократическое («крайние») (слайд 9). В Махараштре, на своей родине, Тилак создавал молодежные национальные спортивные организации, организовывал народные празднества в честь национальных героев, призывал к решительной борьбе с колонизаторами. Он и его сторонники считали, что ИНК достигнет своих целей только тогда, когда в борьбу будут втянуты широкие массы народа. Но вооруженную борьбу Тилак отвергал. Он призывал крестьян к борьбе под религиозными лозунгами, идиализировал касты и древние верования. Его тактика предусматривала расширение бойкота английских товаров и организацию массовой кампании сопротивления колониальным властям путем демонстративного нарушения английских законов без применения насилия. Он называл это «пассивным сопротивлением». Вскоре английские власти увидели в лице Тилака опасного противника, и в 1897 г он был арестован и заключен на 6 лет в тюрьму.

PAGE   \* MERGEFORMAT 4


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24249. Разработка и реализация PR-акций 26 KB
  Тем не менее разработка PRакций большинства компаний состоит в следующем: 1. Постановка общей цели: опираясь на результаты анализа можно сформулировать общую цель проведения PRакций. Это один из ключевых компонентов в разработке PRакций.
24250. Как поддержать развитие способностей одарённого ребенка в школьных условиях 50.96 KB
  Ребёнок рождается одаренным от природы разными талантами. Уже в детском саду проявляются его пристрастия. Он(а) может часами кружиться в танце, напевая себе под нос только ей(ему) слышимую незамысловатую мелодию. Или сосредоточенно лепить из пластилина замок, или рисовать (например, цветы, полянку и озеро).
24251. Художественная литература 16.43 KB
  Художественная литература - могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей. Произведения литературы дают образцы русской литературной речи.
24252. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ МЕТОДИК ПО РАЗВИТИЮ ОБЩЕЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА 61 KB
  В настоящее время увеличилось количество детей имеющие различные нарушения речи от НПОЗ (нарушения произношения отдельных звуков) до тяжелых нарушений речи – ОНР осложненной дизартрией. Эти данные подтвеждаются после проведения ежегодного мониторинга развития речи у детей дошкольного возраста - воспитанников детского сада.
24253. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ПР 75.5 KB
  ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ПР. не совсем то но похожее Право как регулятор СОдеятельности. Специалистам в области ПР приходиться действовать во все более сложном правовом климате. Эта озабоченность вызвала появление новых законов и правовых норм.
24254. Потребности и их классификация. Процесс конкретизации потребности 49 KB
  Потребности и их классификация. Процесс конкретизации потребности. Потребности Согласно концепции маркетинга предпринимательская деятельность существует для удовлетворения нужд потребителя. Маслоу делил потребности по последовательности их удовлетворения когда потребности высшего уровня появляются после удовлетворения потребностей уровнем ниже.
24255. Роль связей с общественностью . Определения. Функции PR в обществе и организации 38 KB
  Роль связей с общественностью . 3е издание международного Вебстерского толкового словаря: PR как наука и искусство налаживания взаимного понимания и доброжелательности между личностью фирмой или учреждением и общественностью.Брум предложили следующее определение: PR это функция управления способствующая налаживанию или поддержанию взаимовыгодных связей между организацией и общественностью от которой зависит ее успех или неудача. В основном они сосредоточены на отдельном признаке или направлении деятельности специалистов в области...
24256. Этапы становления и развития PR в России и мире 27.5 KB
  мнение убежде агитация. мнение. книга Кристаллизуя общественное мнение. Задача ПР – помочь ориентироваться в обве получать правдивую инфцию и формировать собственное мнение.
24257. Особенности использования Интернет-технологий в PR 40.5 KB
  Особенности использования Интернеттехнологий в PR Первая сеть компьютеров возникла в США в начале 60х годов ХХ столетия. Этот событие принято называть днем рождения Интернет. Эту сеть стали называть глобальной сетью Интернет. Чтобы Интернет постоянно и надежно работала ее основу составляют специальные компьютерные комплексы провайдеры.